реферат, рефераты скачать
 

Принципы международного права


народов в более развернутой формулировке, чем это записано в Уставе ООН.

Некоторые представители западной доктрины международного права пытались

доказать, что этот принцип вообще не является принципом международного

права. Так, американский ученый Иглтон старался представить его только как

моральный принцип. Француз Сибер назвал принцип самоопределения наций

"гипотетическим и ложным"[31] .

Однако в результате продолжавшегося изменения ситуации в мире принцип

самоопределения народов получил дальнейшее развитие. Это отразилось в ряде

международных документов, из которых наиболее важны Декларация о

предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, ст.1

Пактов о правах человека и Декларация о принципах международного права 1970

года, в которых дается развернутое определение содержания принципа

равноправия и самоопределения народов.

Без жесткого уважения и соблюдения принципа самоопределения народов

невозможно выполнить многие жизненно нижние задачи, стоящие перед ООН,

например, задачу содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав

человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и

религии. Без строгого соблюдения указанного принципа невозможно также

поддержание отношений мирного сосуществования между государствами. Каждое

государство в соответствии с Декларацией 1970 года обязано воздерживаться

от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам

осуществлять их право на самоопределение. Важным элементом принципа

является право народов испрашивать и получать поддержку в соответствии с

целями и принципами Устава ООН в случае, если их лишают права на

самоопределение насильственным путем.

Содержание рассматриваемого принципа в современном, международном

праве включает в основном следующее:

а) все народы имеют право свободно определять без вмешательства

нише свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное

и культурное развитие;

б) все государства обязаны уважать это право;

в) все государства обязаны содействовать путем совместных и

самостоятельных действий осуществлению народами права на самоопределение;

г) все государства обязаны воздерживаться от любых насильственных

действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и

независимость;

д) в своей борьбе за независимость колониальные народы могут

использовать все необходимые средства;

е) запрещается подчинение народа иностранному господству.

Принцип самоопределения наций и народов не означает, что нация (народ)

обязана стремиться к созданию самостоятельного государства или государства,

объединяющего всю нацию. Право нации на самоопределение есть ее право, а не

обязанность[32].

Отсюда следует также, что рассматриваемый принцип не предрешает

международно-правового статуса той или иной нации (народа). Нация (народ)

имеет право свободно объединяться с другой или с другими нациями

(народами), и в этом случае в зависимости от характера объединения

соответствующее национальное образование будет или не будет выступать в

международных отношениях в качестве субъекта международного права.

Право народов и наций на самоопределение теснейшим образом связано со

свободой политического выбора. Самоопределившиеся народы свободно выбирают

не только свой внутриполитический статус, но и свою внешнеполитическую

ориентацию. Уважение свободы политического выбора становится фундаментом

сотрудничества, а не соперничества и противоборства. С этим, в частности,

связано право освободившихся государств на проведение политики

неприсоединения, на участие в решении как общемировых, так и региональных

проблем. Самоопределение означает право народов выбирать такой путь

развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим,

географическим, культурным, религиозным (и т. п.) традициям и

представлениям.

Таким образом, от свободного решения самой нации, самого народа должно

зависеть создание государственного образования – субъекта международного

права. Как указывается в Декларации о принципах международного права 1970

года, создание суверенного и независимого государства, свободное

присоединение к независимому государству или объединение с ним, или

установление иного политического статуса, свободно определенного народом,

являются формами осуществления народом права на самоопределение[33].

В настоящее время, особенно в связи с распадом Советского Союза и

Югославии, остро встал вопрос о соотношении права народов на

самоопределение и принципа территориальной целостности государств. В

Декларации о принципах международного права 1970 года говорится: "Ничто...

не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия,

которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению

территориальной целостности или политического единства суверенных и

независимых государств"[34].

Несомненно, что каждый народ имеет право на свободное решение своей

собственной судьбы. Но в ряде случаев этот принцип используется

экстремистами, националистами, рвущимися к власти и жаждущими для этого

раздробления существующего государства. Выступая от имени народа, но,

совсем не представляя его, разжигая оголтелый национализм и вражду между

народами, они разваливают многонациональное государство. Это в большинстве

случаев противоречит истинным интересам народов данного государства, так

как ведет к разрыву сложившихся веками экономических, семейных, культурных,

научно-технических и других связей и противоречит общей интеграционной

тенденции мирового развития.

Принцип сотрудничества государств.

Он представляет собой результат углубления международного разделения

труда, широкого развития международных экономических и других связей в

современную эпоху. Экономическая и политическая необходимость

сотрудничества государств для обеспечения международного мира и

безопасности, развития производительных сил, культуры, охраны природы и

т.д. породила этот юридический принцип.

После принятия Устава ООН принцип сотрудничества был зафиксирован в

уставах многих международных организаций, в международных договорах,

многочисленных резолюциях и декларациях.

Представители некоторых школ международного права утверждают, что

обязанность государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный

характер. Подобные утверждения уже не соответствуют реальной

действительности. Разумеется, было, время, когда сотрудничество

представляло собой добровольный акт государственной власти, однако

впоследствии требования развивающихся международных отношений привели к

превращению добровольного акта в правовую обязанность.

С принятием Устава принцип сотрудничества занял свое место в ряду

других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному

международному праву. Так, в соответствии с Уставом государства обязаны

"осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных

проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного

характера", а также обязаны "поддерживать международный мир и безопасность

и с этой целью принимать эффективные коллективные меры".

Развивая положения Устава, Декларация о принципах международного права

1970 года следующим образом определяет содержание принципа сотрудничества

государств:

а) государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях

международных отношений с целью поддержания международного мира и

безопасности, развития международного сотрудничества и прогресса;

б) сотрудничество между государствами должно осуществляться

независимо от различий их политических, экономических и социальных систем;

в) государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому

росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Заключительный акт общеевропейского Совещания 1975 года конкретизирует

содержание этого принципа применительно к положению в Европе[35].

Разумеется, конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от

самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего

законодательства и принятых на себя международных обязательств. Однако

анализ политико-правовых документов, отражающих намерения государств

(таких, как Декларация 1970 года и Декларация принципов Заключительного

акта СБСЕ), показывает стремление государств придать принципу

сотрудничества универсальный характер.

Обязанность всех государств действовать в соответствии с принципами

ООН со всей очевидностью предполагает их обязанность сотрудничать в решении

различных международных проблем, "поскольку это может оказаться необходимым

для поддержания международного мира и безопасности"[36].

Обязанность государств сотрудничать друг с другом, естественно,

предполагает добросовестное соблюдение государствами норм международного

права и Устава ООН. Если же какое-либо государство игнорирует свои

обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного

права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.

Принцип уважения прав человека.

Он получил воплощение и развитие также в ряде специальных конвенций,

принятых в рамках ООН или ее специализированных учреждений.

Становление принципа всеобщего уважения прав человека и основных

свобод для всех в качестве одного из основных международно-правовых

принципов относится к послевоенному времени и связано непосредственно с

принятием Устава ООН, хотя само понятие прав человека появилось в политико-

правовой терминологии с конца XVIII века и связано с эпохой буржуазных

революций.

В Декларации о принципах международного права 1970 года нет принципа

уважения прав человека, но, как уже указывалось, перечень принципов,

содержащихся в ней, не является исчерпывающим. В настоящее время

практически никто не оспаривает существование данного принципа в общем,

международном праве[37].

В Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 года название

этого принципа сформулировано так: "Уважение прав человека и основных

свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений".

В Парижской хартии для новой Европы от 21 ноября 1990 г.

подчеркивается, что уважение основных прав и свобод человека – "первейшая

обязанность правительства" и что "их соблюдение и полное осуществление –

основа свободы, справедливости и мира"[38].

В преамбуле Устава члены ООН подтвердили "веру в основные права

человека... в равноправие мужчин и женщин...". В ст. 1 и качестве цели

членов Организации говорится о сотрудничестве между ними "в поощрении и

развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без

различия расы, пола, языка и религии". Важнейшее значение имеет ст. 55

Устава, согласно которой "Организация Объединенных Наций содействует: а)

повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям

экономического и социального прогресса и развития;... с) всеобщему уважению

и соблюдению прав человека и основных свобод для всех..." В ст. 56

предусматривается, что "все Члены Организации обязуются предпринимать

совместные и самостоятельные действии в сотрудничестве с Организацией для

достижения целей, указанных в ст. 55".

Нетрудно заметить, что обязательства государств изложены здесь в самой

общей форме, поэтому с момента принятия Устава и до настоящего времени

государства стремятся конкретизировать нормативное содержание принципа

всеобщего уважения прав человека. С наибольшей полнотой и универсальностью

это сделано во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и двух пактах,

принятых в 1966 году: Международном пакте о гражданских и политических

правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных

правах.

Анализ многочисленных международных документов, по нравам человека

показывает, что в современном международном праве имеется универсальная

норма, в соответствии с которой государства обязаны уважать и соблюдать

права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка

и религии[39].

Отмеченная обязанность носит всеобщий характер. Это значит, что права,

и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в

отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. При этом целью

международного сотрудничества в этой области является не унификация

национальных законодательств, а разработка стандартов (моделей), которые

служат для государств своеобразной отправной точкой для выработки

собственного национального законодательства.

Таким образом, непосредственная регламентация и защита прав и свобод

человека по-прежнему остаются внутренним делом каждого государства.

Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не

могут применяться непосредственно на территории государства и требуют от

него определенных шагов по своей имплементации. Положения, например, Пактов

о правах человека прямо требуют от государства принятия мер, в том числе

законодательных, по обеспечению индивидам прав, предусмотренных Пактами.

Как правило, международные документы не определяют, каким образом

государство будет выполнять принятие на себя обязательства. Вместе с тем

стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в

определенной мере связывают свободу поведения государств в сфере

национального законодательства. Более того, анализ развития нормативного

содержания принципа всеобщего уважения прав человека показывает, что

индивид постепенно становится непосредственным субъектом международного

права.

Речь прежде всего идет о грубых и массовых нарушениях прав человека,

когда сложившаяся в конкретной стране внутриполитическая ситуация позволяет

говорить о "систематических, достоверно подтвержденных грубых нарушениях

прав человека и основных свобод" (рез. ЭКОСОС 1503 от 27 мая 1970 г.).

Такие явления, как геноцид, апартеид, расовая дискриминация и т. п., уже

квалифицированы международным сообществом как международные преступления и

в силу этого не могут рассматриваться в качестве дел, входящих во

внутреннюю компетенцию государства.

Содержание принципа уважения прав человека в общем, международном

праве сводится к следующему:

а) все государства обязаны уважать основные права и свободы всех

лиц, находящихся на их территориях;

б) государства обязаны не допускать дискриминации по признакам

пола, расы, языка и религии;

в) государства обязаны содействовать всеобщему уважению прав

человека и основных свобод и сотрудничать друг с другом в достижении этой

цели.

Современное международное право поощряет индивида все более активно

участвовать в борьбе за соблюдение международных стандартов в области прав

человека. Например, Итоговый документ встречи государств -участников СБСЕ в

Вене предписывает государствам «уважать право своих граждан, самостоятельно

или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав

человека и основных свобод», предусматривает «право лиц наблюдать за

осуществлением и способствовать выполнению положений документов СБСЕ и

присоединяться к другим с этой целью».

Документ Копенгагенского совещания СБСЕ обязывает государство

"обеспечивать, чтобы отдельным лицам было разрешено осуществлять право на

ассоциацию, включая право создавать, присоединяться и эффективно

участвовать в деятельности неправительственных организаций, которые

стремятся поощрять и защищать права человека и основные свободы, включая

профсоюзы и группы по наблюдению за соблюдением

прав человека".

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Он относится к числу наиболее старых основных принципов международного

права.

Этот принцип закреплен в Уставе ООН. В его преамбуле подчеркивается

решимость членов ООН "создать условия, при которых могут соблюдаться...

уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников

международного права". Устав обязывает всех членов ООН добросовестно

выполнять принятые по Уставу международные обязательства (п. 2 ст. 2).

Согласно п. 2 ст. 2 Устава, "все Члены Организации Объединенных Наций

добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу

обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности нрава и

преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации".

Рассматриваемый принцип закреплен также в Венских конвенциях о праве

международных договоров 1969 и 1986 годов, в Декларации о принципах

международного права 1970 года, в Заключительном акте Совещания по

безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года и во многих других

международно-правовых документах.

Развитие международного права со всей очевидностью подтверждает

универсальный характер рассматриваемого принципа. Согласно Венской

конвенции о праве международных договоров, "каждый действующий договор

обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться".

Более того, "участник не может ссылаться на положения своего внутреннего

права в качестве оправдания для невыполнения им договора".[40]

Названный принцип распространяется на все международные обязательства,

вытекающие и из международных договоров, и из обычных норм, а также из

обязательных решений международных органов "и организаций (международных

судов, арбитражей и др.).

Сфера действия рассматриваемого принципа заметно расширилась в

последние годы, что получило отражение в формулировках соответствующих

международно-правовых документов. Так, согласно Декларации о принципах

международного права 1970 года, каждое государство обязано добросовестно

выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН,

обязательства, вытекающие из общепризнанных норм и принципов международного

права, а также обязательства, вытекающие из международных договоров,

действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного

права.

Авторы декларации стремились подчеркнуть необходимость добросовестного

соблюдения, прежде всего тех обязательств, которые охватываются понятием

"общепризнанные принципы и нормы международного права" или вытекают из них.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 года государства-

участники согласились "добросовестно выполнять свои обязательства по

международному праву, как те обязательства, которые вытекают из

общепризнанных принципов и норм международного права, так и те

обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву

договоров или других соглашений, участниками которых они являются"[41].

Обязательства "по международному праву" безусловно, шире обязательств,

"вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права". Кроме

того, в последние годы государства принимают, в частности, на региональном

уровне важные документы, которые, строго говоря, не являются их

обязательствами "по международному праву", но которые они, тем не менее,

намерены строго выполнять.

Для Европы – это документы, принимаемые в рамках хельсинкского

процесса. В Итоговом документе Венской встречи представителей государств –

участников СБСЕ сказано, что они "вновь подтвердили свою решимость

полностью выполнять в одностороннем, двустороннем и многостороннем порядке

нее положения Заключительного акта и других документов СБСЕ".

В различных правовых и социально культурных системах существует свое

понимание добросовестности, что непосредственным образом отражается на

соблюдении государствами принятых обязательств. Концепция добросовестности

получила закрепление в большом числе международных договоров, резолюциях

Генеральной Ассамблеи ООН, в декларациях государств и т. д. Однако следует

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.