реферат, рефераты скачать
 

Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов


природных парков. Ст. 14 ФЗ «Об особо охраняемых территориях» говорит, что

национальные парки образуются постановлением Правительства РФ, в то время

как решение об образовании природных парков могут принимать органы

государственной власти субъектов РФ.

Национальные и природные парки являются некоммерческими организациями.

Однако национальные парки финансируются из средств федерального бюджета, а

природные – из средств бюджета субъекта РФ.

На территории парков может быть предусмотрен дифференцированный режим

правовой охраны, подразумевающий выделение отдельных зон в составе единого

национального или природного парка. В составе национального парка можно

выделить заповедные зоны, в пределах которых запрещены любая хозяйственная

деятельность и рекреационное использование территорий; особо охраняемые

зоны, в пределах которых обеспечиваются условия для сохранения природных

комплексов и объектов и на территории которых допускается строго

регулируемое посещение; зоны познавательного туризма, предназначенные для

организации экологического просвещения и ознакомления с

достопримечательностями национального парка; рекреационные зоны,

предназначенные для отдыха; зоны охраны историко-культурных объектов, в

пределах которых обеспечиваются условия для их сохранения; зоны

обслуживания посетителей, предназначенные для размещения мест ночлега,

палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного,

бытового и информационного обслуживания посетителей; зоны хозяйственного

назначения, в пределах которых осуществляется хозяйственная деятельность,

необходимая для функционирования национального парка. Закон «Об особо

охраняемых территориях» не содержит подобного исчерпывающего перечня зон

для природных парков, однако использует словосочетание «и иные

функциональные зоны», что предоставляет возможность расширительного

толкования текста закона, практически переводя все вышеперечисленные зоны

национальных парков в плоскость природных парков.

«На территориях национальных парков запрещается любая деятельность,

которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

разведка и разработка полезных ископаемых; работы, влекущее за собой

нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; предоставление на

их территориях садовых и дачных участков и т.д. … На территориях природных

парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически

сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических,

эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима

содержания памятников истории и культуры».[13]

В ч. 4 ст. 12 Закона «Об особо охраняемых территориях» говорится, что

в отдельных случаях в границах национальных парках могут находиться участки

других пользователей, а также собственников. Но опять же цели деятельности

этих собственников не должны противоречить целям, в связи с которыми

организуется национальный парк. Примером тому может служить вышеупомянутое

Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков на

территории национального парка. Так, в соответствии с п. 18 этого Положения

появляются специальные обязанности арендаторов, такие как ведение работ

способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или

ограничивающими их отрицательное воздействие на состояние и воспроизводство

лесов, а также на состояние земель, водоемов, других природных объектов и

объектов историко-культурного наследия; соблюдение санитарных правил,

выполнение других требований, установленных правилами, регулирующими

порядок пользования природными ресурсами в национальных парках, а также

предписания должностных лиц государственных органов управления лесным

хозяйством, специально уполномоченных органов в области использования и

охраны окружающей природной среды, изданные в пределах их компетенции.

Итак, «правовое положение национального парка характеризуется

двойственностью. С одной стороны, это государственное учреждение,

выполняющее научные и туристические функции, занимающиеся

просветительством. В этом качестве оно наделяется правами юридического лица

и полномочиями субъекта права пользования землей, полученной из федеральной

собственности. С другой стороны, это природный комплекс, изъятый из

хозяйственного оборота, сочетающий в себе решение экологических,

рекреационных и просветительских задач».[14] Дуализм проявляется и в

правовом режиме земель, выделяемых под национальные и природные парки – это

территории, отведенные под национальный или природный парк, и охранные

зоны, расположенные за его границами.

Часть 4. Правовой режим памятников природы.

Памятниками природы считаются отдельные уникальные природные объекты

и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое,

экологическое значение и нуждаются в особой охране. В зависимости от

значения природные объекты объявляются памятниками природы федерального,

республиканского, областного, краевого и местного значения.

«В нашей стране взяты под охрану разнообразные памятники природы.

Среди них участки леса с ценными древесными породами, вековые деревья,

кустарники, участки территории с особо ценной растительностью, отдельные

виды исчезающих растений местной флоры, произведения садово-паркового

искусства (сады, парки, дендрарии, аллеи и др.). Законом охраняются

памятники неживой природы (пещеры, валуны, скалы, обнажения ледниковых

отложений и коренных пород и др.), различные гидрологические объекты

(водопады, водные источники, озера, болота и др.) и другие

достопримечательности природы. Охрана устанавливается и над природными

объектами, имеющими культурное и историко-мемориальное значение».[15]

Основной целью объявления природных образований памятниками природы

является сохранение их в естественном состоянии для научных, культурно-

просветительских и эстетических целей. Для этого на территории расположения

памятника природы запрещается всякая деятельность, угрожающая его

сохранению, приводящая к деградации или изменению первозданного вида

ландшафта, состава фауны и флоры.

Специальными нормативными актами, регулирующими отношения в области

охраны памятников природы являются Положение о памятниках природы

федерального значения в РФ, утвержденное Приказом Минприроды от 25.01.1993

г. № 15 и Постановление Совета Министров РСФСР «О порядке признания водных

объектов памятниками природы и культуры» от 12.09.1974 г. № 501.

В соответствии с п. 2 Положения о памятниках природы к ним не могут

быть отнесены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории

государственных природных заповедников, заповедных зон национальных

природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав

природных комплексов уже объявленных памятниками природы.

Если ранее я говорила о многозадачности создания заповедников,

заказников, национальных и природных парков, то, рассматривая памятники

природы, можно указать их не единственную, но основную и законодательно

определенную цель – это сохранение памятников природы в их естественном

состоянии. Сама цель их создания является особенностью правового режима

памятников природы, так как она представляет собой внутреннюю

направленность и обусловлена самим существованием памятника природы, а

никак не желанием создать такой памятник. На мой взгляд, в отличие от

вышеуказанных категорий особо охраняемых земель, создание памятника природы

– это его законодательное закрепление, а сам памятник не создается, он

объективно существует.

К памятникам природы относятся участки суши и пространства, а также

одиночные природные объекты, в том числе: участки живописных местностей,

эталонные участки нетронутой природы, участки с преобладанием культурного

ландшафта (древние копи, старинные парки), эталонные участки нетронутой

природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки,

аллеи, каналы, древние копи и т.п.); места произрастания и обитания ценных,

реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в

том числе на границах их ареалов; лесные массивы и участки леса, особо

ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность,

генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцы

выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики; небольшие

дендрологические парки; природные объекты, играющие важную роль в

поддержании гидрологического режима; уникальные формы рельефа и связанные с

ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и

троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, карровые поля,

группы пещер, гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.); геологические

обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы

редких минералов, горных пород и полезных ископаемых, известные в крайне

ограниченном числе); геолого-географические полигоны, в том числе

классические участки с особенно выразительными следами сейсмических

явлений, а также обнаружения разрывных и складчатых нарушений залегания

горных пород; местонахождения редких или особо ценных палеонтологических

объектов; участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ,

морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;

природные гидроминеральные комплексы; термальные источники, месторождения

лечебных грязей; береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова,

бухты, лагуны и т.п.); отдельные объекты живой и неживой природы (места

гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное

значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и

реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники,

истоки рек, воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры,

гроты и т.п.).

Частью правового режима памятников природы является также и то, что

органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов

РФ утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий

памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и

их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление

охранного обязательства и паспорта осуществляются Министерством охраны

окружающей среды и природных ресурсов РФ.

Памятники природы полностью изымаются из хозяйственного

использования.

«Особенности правового режима земель, занятых памятниками природы,

прежде всего, определяются классификацией этих памятников: небольшие

урочища (рощи, озера, участки долин и побережий, достопримечательные горы и

т.д.); отдельные объекты (редкие и опорные геологические обнажения,

эталонные участки месторождений полезных ископаемых, водопады, пещеры,

минеральные источники, живописные скалы, метеоритные карьеры и т.д.)».[16]

Итак, подводя итог этой части курсовой работы, следует отметить

важные особенности правового режима самих памятников природы, которые

выражаются в том, что, во-первых, памятники природы имеют различный

правовой статус в зависимости от своей уникальности, научной или

эстетической ценности и подразделяются на памятники федерального,

регионального (субъектов РФ) и местного значения; во-вторых, каждый

памятник удостоверяется особым правовым документом – паспортом, в котором

закрепляются правила содержания памятника; в-третьих, каждый памятник

обозначается на местности знаками в соответствии с границами, нанесенными

на карту пользователей земли; в-четвертых, на территории расположения

памятника природы запрещается всякая деятельность, угрожающая их

сохранности. Общим в правовом режиме особо охраняемых природных территорий

вообще является то, что землепользователи, если таковые могут быть с в силу

закона, на участках которых находятся памятники природы принимают на себя

обязательства по обеспечению их охраны.

Часть 5. Правовой режим иных особо охраняемых природных территорий.

В этой части курсовой работы я предполагаю рассмотреть правовые

режимы дендрологических парков, ботанических садов, лечебно-оздоровительных

местностей и курортов.

Ч. 1 ст. 28 ФЗ «Об особо охраняемых территориях» определяется

дендрологические парки и ботанические сады как природоохранные учреждения,

в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях

сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также

осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории

дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для

выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в

бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим

садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в

ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Дендрологические парки и ботанические сады могут быть как

федерального, так и регионального значения и образуются соответственно

решениям представительных и исполнительных органов власти РФ или субъектов

РФ. Следовательно, финансирование дендрологических парков и ботанических

садов осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств

бюджетов субъектов РФ соответственно.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть

разделены на различные функциональные зоны, например, на:

1) Экспозиционную, предполагающую посещение, разрешенное в порядке,

определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;

2) Научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные

сотрудники дендрологических парков и ботанических садов, а также

специалисты других научно-исследовательских учреждений;

3) Административную.

«Задачи, научный профиль, юридический статус, организационное

устройство, особенности режима конкретного дендрологического парка и

ботанического сада определяются Положениями, утвержденными для них

соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об их

образовании».[17]

В категорию правовой режим учреждений оздоровительного назначения

входят правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и правовой режим

курортов. В преамбуле к ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-

оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 г. говорится, что

«природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты

являются национальным достоянием народов РФ, предназначены для лечения и

отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным

объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите».

Цель придания специального статуса данной категории объектов – особая

охрана для сохранения природных свойств земель и лечебных средств курортов

и лечебно-оздоровительных местностей для профилактики и лечения населения.

В Законе дается определение рассматриваемых объектов. Лечебно-

оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными

ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а

также для отдыха населения.

Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях

особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными

ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями,

включая объекты инфраструктуры. Я полагаю, что в качестве основного и

конечного объекта экологического права в этом случае будет выступать именно

курорт, так как организация курорта предполагает наличие лечебно-

оздоровительной местности, хотя не исключается и самостоятельное

существование последней.

На основании вышеупомянутого Закона курорты могут быть федерального,

регионального, местного и районного значений. В зависимости от значения

курорта определяется порядок его образования. Так, курорты федерального

значения образуются по решению Правительства РФ, регионального значения –

по решению органа исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с

федеральными органами исполнительной власти, а местного и районного – в

порядке установленном правовыми актами субъекта РФ. По этой же схеме

происходит и финансирование курортов, то есть курорты федерального значения

получают основные средства из федерального бюджета; регионального,

местного, районного значений – из бюджетов субъектов РФ.

Запрещается строительство на курортах новых и расширение действующих

промышленных предприятий и других объектов, не связанных непосредственно с

удовлетворением нужд лиц, прибывающих на курорт для лечения и отдыха и

местного населения.

Основными элементами правового режима курортов являются: санитарная

охрана их как природного комплекса и общекурортный режим.

«Общекурортный режим, предусматривающий, в частности, мероприятия по

борьбе с шумом и по регулированию работы транспорта, внешней

радиотрансляционной сети, зрелищных, торговых и иных предприятий,

устанавливается в целях обеспечения условий для лечения и отдыха граждан на

курортах».[18]

Для предохранения лечебно-оздоровительных местностей и курортов от

порчи и преждевременного истощения, в них устанавливаются округа санитарной

охраны. Они устанавливаются на всех курортах. В границы округов санитарной

охраны входят территории лечебно-оздоровительных местностей, а также

территории, необходимые для санитарной охраны лечебных средств курортов. В

пределах округов санитарной охраны запрещаются всякие работы, загрязняющие

почву, воздух, воду, наносящие ущерб лесам и другим зеленым насаждениям,

ведущие к развитию эрозийных процессов и отрицательно влияющие на природные

лечебные средства и состояние курортов. В округах санитарной охраны

выделяется до трех зон.

«На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды

хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с

исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и

оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и

рациональных технологий. На территории второй зоны запрещается размещение

объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием

сферы культурного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих

окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их

истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение

промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на

осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением

окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их

истощением».[19]

При использовании одного или нескольких связанных между собой

месторождений минеральных вод, смежных пляжей и других природных лечебных

средств несколькими курортами для них может устанавливаться единый округ

санитарной охраны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог курсовой работы можно сказать, что Земельный Кодекс

РСФСР 1991 г. впервые выделил в самостоятельную категорию земли, отведенные

под особо охраняемые территории. Действующее законодательство под такими

территориями понимает земли, изъятые из экономического оборота и

выполняющие специальные народнохозяйственные, экологические, историко-

культурные функции.

К особо охраняемым природными территориям и объектам относятся

природно-заповедный фонд, включающий в себя природные заповедники,

природные заказники, национальные парки, природные парки, памятники

природы, а также лечебно-оздоровительные местности, дендрологические и

ботанические парки, курорты.

Территории заповедников и памятников природы полностью изъяты из

хозяйственного и рекреационного использования. Заказники и национальные

парки характеризуется частичным изъятием отведенных им территорий из

хозяйственного и рекреационного использования. Заповедники и национальные

парки могут выступать в качестве самостоятельных землепользователей, в то

время как заказники и памятники природы таковыми не являются.

Дендрологические и ботанические сады, лечебно-оздоровительная

местность, курорты не являются составляющими природно-заповедного фонда,

тем не менее, особенности правового режима этих объектов позволяют относить

их к особо охраняемым природным территориям и объектам, поэтому в своей

курсовой работе я сочла нужным уделить им внимание.

Список использованной литературы.

1. Демина С.А. Закон на страже природы. – М.,1987.

2. Емельянова В.Г. Охрана заповедников, заказников, памятников природы. –

М.,1975.

3. Ерофеев Б.В Экологическое право. – М.,1996.

4. Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998.

5. Земельное право (под ред. В.В. Петрова). – М.,1995.

6. Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы

(под ред. В.В. Петрова). – М.,1990.

7. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые территории. – М.,1978.

8. Советское земельное право (под ред. Н.И. Краснова). – М.,1981.

9. Транин А.А Перспективы развития законодательства об особо охраняемых

территориях. // Советское государство и право,1990. - № 5.

10. Транин А.А. Национальные парки СССР: проблемы и перспективы. – М.,1991.

Нормативно-правовые акты.

1. Земельный Кодекс РСФСР 1991 г.

2. ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях». // СЗ

РФ, 1995. - № 12. – ст. 1013.

3. ФЗ от 23.02.1995 г. «О природных ресурсах, лечебно-оздоровительных

местностях и курортах». // СЗ РФ, 1995. – № 9. – ст. 713.

4. Закон РФ от 19.12.1991 г. «Об охране окружающей природной среды». //

Российская газета,1992. - № 51 (3 марта).

5. Положение о государственных природных заповедниках РФ, утв.

Постановлением Правительства РФ от 18.12.1991 г. № 48. // Собрание

Постановлений Правительства РСФСР, 1992. - № 4. #P 3 0 1 1 9038578

0100010000001010000000000C000000C7C0CFCEC2C5C4CDC82A200001000000000001000

100#E

6. П#P 3 0 1 1 9038578

0100010000001010000000000C000000C7C0CFCEC2C5C4CDC82A200001000000000001000

100#Eоложение о порядке добывания диких животных в регуляционных и

научно-исследовательских целях на территории государственных

заповедников РФ, утв. Приказом Минприроды от 08.12.1992 г. № 24. // Сб.

руководящих документов по заповедному делу. – М.,1996.

7. Типовое Положение о государственных природных заказниках в РФ, утв.

Приказом Минприроды РФ от 14.12.1992 г. № 33.

8. Общеее Положение о государственных природных заказниках

общереспубликанского (федерального) значения в РФ, утв. Приказом

Минприроды РФ от 25.01.1993 г.

9. Положение о памятниках природы федерального значения в РФ, утв. Приказом

Минприроды от 25.01.1993 г. № 15. // Российские вести,1993. - № 33.

10. Постановление Совета Министров РСФСР «О порядке признания водных

объектов памятниками природы и культуры» от 12.09.1974 г. № 501. //

Сборник Постановлений Правительства РСФСР,1974. - № 23.

11. Положение о национальных природных парках, утв. Постановлением

Правительства РФ от 10.08.1993 г. № 769. // Собрание актов Президента и

Правительства РФ,1993. - № 34.

12. Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков,

природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных

парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого

туризма и отдыха, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г.

№ 926. // СЗ РФ,1996. - № 33.

-----------------------

[1] Транин А.А. Перспективы развития законодательства об особо охраняемых

природных территориях. // Советское государство и право,1990. - № 5. – с.

61.

[2] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 465.

[3] Земельное право России (под ред. В.В. Петрова). – М.,1995. – с. 289.

[4] Емельянова В.Г. Охрана заповедников, заказников, памятников природы. –

М.,1975. – с. 19.

[5] Транин А.А. Национальные парки в СССР: проблемы и перспективы. –

М.,1991. – с. 15.

[6] Там же. – с. 17.

[7] Там же. – с. 18.

[8] Емельянова В.Г. Охрана заповедников, заказников, памятников природы. –

М.,1975. – с. 14.

[9] Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые территории. – М.,1978. –

с. 258-259.

[10] Демина С.А. Закон на страже природы. – М.,1987. – с. 66.

[11] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 471.

[12] Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы

(под ред. В.В. Петрова). – М.,1990. – с. 304-305.

[13] Ерофеев Б.В. Экологическое право России. – М.,1996. – с. 485-487.

[14] Земельное право России (под ред. В.В. Петрова). – М.,1998. – с. 293.

[15] Емельянова В.Г. Охрана заповедников, заказников, памятников природы. –

М.,1975. – с. 23.

[16] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 472.

[17] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 473.

[18] Советское земельное право (под ред. Н.И. Краснова). – М.,1981. – с.

269.

[19] Ерофеев Б.В. Земельное право. – М.,1998. – с. 474.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.