реферат, рефераты скачать
 

Предмет конституционного права Российской Федерации


Федерации - Федерального Собрания.

К их числу относятся постановления Совета Федерации и Государственной

думы по вопросам , отнесенным к их ведению . Как правило , постановления

палат парламента принимаются большинством голосов то общего числа депутатов

, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ .

7. Акты Правительства РФ.

На основании и во исполнение Конституции РФ , федеральных законов ,

нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и

распоряжения . Распоряжения издаются для решения оперативных и других

текущих вопросов и носят ненормативный характер .

8. Постановления Конституционного Суда РФ.

К источникам конституционного права они стали относиться недавно .

Постановления являются источниками , во-первых , потому , что многие

конституционные нормы , и иные законодательные нормы действуют в том

истолковании , которое дано им в результате процедуры конституционного

контроля . Во-вторых , потому что решения о недействительности правовой

нормы как противоречащей Конституции , выносимое этим рганом , есть не что

иное , как своеобразный негативный источник права : он не формулирует , а

наоборот , отменяет норму .

9. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные

договоры .

В Основном законе нашей страны определено , что общепризнанные

принципы и нормы международного права и международные договоры Российской

Федерации составляют часть ее правовой системы ( ч.4 ст.15 ) . На

конституционном уровне запрещена общая норма , согласно которой

устанавливается приоритет международных договоров , - разумеется ,

участницей которых является Российская Федерация , - над положениями ее

внутреннего устройства . Это означает , во-первых , что если в

международном договоре содержатся иные положения , чем в законе , то

действуют положения договора . Во-вторых , общепризнанные принципы и нормы

международного права и международные договоры России имеют прямое ,

непосредственное действие на российской территории . С принятием новой

Конституции органы государственной власти и все должностные лица обязаны

руководствоваться положениями международных договоров , участницей которых

является Россия.

10. Внутригосударственные договоры .

Служат источником конституционного права , если регулируют проблемы в

случае , когда заключившие их субъекты на это управомочены .

Источником конституционного права является Федеральный договор ,

заключенный в Москве 31 марта 1992года .

К этой же группе источников права относятся договоры между субъектами

Российской Федерации , заключенные с 1990 года с целью развития "

горизонтальных связей " . Так , в 1991 году заключен Договор о дружбе и

сотрудничестве между республиками Татарстан и Башкортостан , в 1994 году

Договор о разграничений полномочий и предметов ведения между Российской

Федерации и республикой Татарстан .

11. Декларации.

Особое место среди источников права занимает декларация , принятая

высшими органами государственной власти . В ней решаются принципиальные

вопросы государственного строительства , суверенитета , свободы личности ,

дается оценка социально-политической ситуации . Источником конституционного

права является Декларация о государственном суверенитете Российской

Федерации , принятая первым Съездом народных депутатов 12 июля 1990 года ,

и Декларация прав и свобод человека и гражданина , принятие Верховным

Советом РФ 22 ноября 1991 года , Декларация о языках народов России от 25

октября 1991 года .

12. Положения.

На основе Положения " О выборах в Государственную Думу Федерального

Собрания " и Положения " О выборах в Совет Федерации Фе-

дерального Собрания " формировался новый депутатский корпус в декабре 1993

года .

13. Регламенты.

Регламенты содержат нормы , определяющие порядок деятельности палат

парламента и их структур . Например , регламент Государственной Думы или

Совета Федерации Федерального Собрания России .

Важнейшим источником конституционного права являются конституции

республик в составе Российской Федерации и Уставы краев , областей ,

городов федерального значения , автономных областей , автономных округов .

В конституциях и уставах соответствующих субъектов федерации закрепляется

схема управления регионом , конкретизируется структура , функции и

положения органов государственной власти , права и обязанности человека и

гражданина , формы участия граждан в государственном управлении и другие

вопросы .

В соответствии с Конституцией РФ , субъекты Российской федерации имеют

свое законодательство . Следовательно , отдельные законы субъектов

федерации , также могут являться источниками конституционного права .

Источниками конституционного права являются акты органы государственной

власти субъектов Российской Федерации ( Указы Президента , постановления

представительных ( законодательных ) органов , постановления Правительства

, администрации и т.д. ) .

К источникам конституционного права относятся акты органов местного

самоуправления ( постановления представительного или исполнительного органа

, регламенты , положения , уставы о местном самоуправлении и т.д. ) .

Существенная особенность анализирующих факторов ( помимо подзаконности ) -

территориальная ограниченность их действия .

Практически в каждой стране существуют конституционно-правовые обычаи ,

не является исключением и Российская Федерация . Правовым обычай становится

тогда , как получает официальное оформление государства .

Различно понимание правового обычая . Наиболее приемлемо его

определение как общеобязательного правила поведения , соблюдаемого в

установленных случаях гражданами , должностными лицами и государственными

органами в силу целесообразности , традиции или привычки и обеспечиваемого

мерами государственной защиты (2) . Роль обычая в каждой отрасли права

различна . В российском конституционном праве сфера его распространения

ограничена . Вот несколько примеров . В соответствии с давними традициями и

обычаями закреплены символы Российской Федерации ( ст.70 Конст. РФ ) -

Государственный флаг , Государственный герб , Государственный гимн .

С утверждающимися обычаями , традициями церемониалом неразрывно связан

институт присяги ряда должностных лиц (Президент РФ, судьи Конституционного

Суда РФ) .

Примером конституционно-правового обычая является закрепленное в ч.3

ст.99 Конституции РФ положение : " Первое заседание Государственной Думы

открывает старейший по возрасту депутат " .

Таким образом , вышеперечисленные источники конституционного права

регламентируют общественные отношения жизненно важные для общества и

государства . В них содержатся правовые предписания , являющиеся основой

для всех других отраслей права . Все анализируемые источники , как и

источники других отраслей права отличаются формальной определенностью и

общеобязательностью .

4. Конституционно-правовые отношения, их субъекты и объекты.

Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес

и споры в науке конституционного права.

Из рассмотренных положений в начале лекции очевидно, что конституционно-

правовые отношения составляют предмет конституцион-

ного права.

В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные

отношения, которые урегулированы нормами права. Сле-

довательно, конституционно-правовые отношения - это общественные

отношения, урегулированные нормами конституционного права или

возникшие на их основе, индивидуализированные общественные связи

между субъектами конституционного права.

Конституционные правоотношения обладают основными признаками, которые

присущи правоотношениям в целом. В то же время они специфичны, качественно

определены.

Профессор И.Е. Фарбер выделяет 5 существенных признака,

характеризующие данные отношения показывая этим их специфику и

отличительные особенности (1).

1. Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения

политического характера. Они существуют незави-

симо от права, независимо от юридической конституции.

2. Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ,

науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.

3. Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и

свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые

отношения.

4. Конституционные отношения есть отношения между социальными силами,

рождающими фактическую власть в государстве.

5. Данные отношения характеризуются стабильностью и устойчивостью.

В Российском обществе за последние годы произошли значительные

изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и

др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли

своей значимости. Их можно только до-

полнять.

Действительно, конституционно-правовые отношения представляют собой

специфическую форму многих политических отношений. Объектами этих отношений

выступают социально-экономические и социально-политические ценности,

национальные отношения, основные права и свободы человека и др.

Рассматриваемые правовые отношения имеют фундаментальный, первичный

характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их

возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их

существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль

конституционного права в правовой системе государства.

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что

большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права,

эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной

всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений

провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их

группа.

Содержанием конституционных правоотношений является социальное

поведение субъектов в конституционном права, круг которых специфичен и

широк.

Субъектами российского конституционного права являются возможные

участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и

компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в

конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то

возникает необходимость объединения их в следующие группы :

1. Многонациональный народ Российской Федерации ,нации,этнические

общности(народности).

Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых

отношений обусловлена прежде всего тем,что он является носителем

суверенитета и единственным источником власти в России(ст.3 Конституции

РФ).

Права образовывать представительные органы государственной

власти,участвовать в выборах Президента РФ,выражать свою волю путём

референдума относятся к исключительному ведению народа.

Нации,этнические общности могут вступать в конституционно-правовые

отношения как между собой,так и с органом государственной власти по поводу

национальной государственности,по иным вопросам,затрагивающим их интересы.

2.Государство - Российская Федерация;субъекты в составе Российской

Федерации(республики,края,области,города федерального значения,автономная

область,автономные округа).

В общественных отношениях,регулируемых нормами конституционного

права,государству принадлежит особая роль.Оно выступает в качестве

регулятора общественных отношений,прежде всего как носитель правотворческой

власти.

Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-правовых

отношениях непосредственно или через государственные органы,выступающие от

их имени.Примером таких отношений является Федеративный договор от 31 марта

1992 года о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными

органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти её субъектов.Конституционные правоотношения также

возможны между республиками,между автономиями,республиками и автономной

областью и автономными округами и т.д.

3.Административно-территориальные единицы(районы,города,районы в

городах,поселки).

Административно-территориальная единица,это не только географическое,но

и политическое образование,основу которого составляет население.Именно

население,формируя органы местного самоуправления,придает административно-

территориальной единице черты политического образования,выступающего в

качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают

избирательные округа.Через них реализуется право избирателей

представительствовать в органах государственной власти.

4.Органы государственной власти и местного самоуправления. В Российской

Федерации ими являются:Федеральное Собрание,Прави-

тельство,Конституционный Суд,Верховный Суд,Высший Арбитражный Суд,Городская

Дума,местная администрация и др.

Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию

между различными органами власти.Обладая правом на осуществление

государственной власти и местного самоуправления,они наделены определенной

компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами(издания

законов,контроль за деятельностью других органов,исполнения законов и

т.д.).Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители

властных полномочий либо как подчиненные субъекты,а иногда как равноправные

участники договорных отношений.

5.Должостные лица. Субъектами конституционного права являются:Президент

РФ,Председа-

тели палат парламента - Федерального Собрания;Председатель Правительства

РФ,Председатель Конституционного Суда РФ,Генеральный Прокурор и др.

Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая

широкими представительскими,правотворческими,управленчес-

кими полномочиями,он вступает в отношения с

парламентом,правительством,республиками и др.субъектами конституционного

права.Те отношения,которые основываются на конституционных

нормах,приобретают форму конституционно-правовых.В некоторые из подобных и

иные

конституционно-правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные

лица.

6.К субъектам конституционных правоотношений со специальной

правоспособностью относятся избиратели и депутаты(различных

представительных органов).

Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборов

представителей народа в различные законодательные(представительные)органы

власти(Государственную Думу,Совет Федерации,Законодательное

Собрание,Городскую Думу и т.д.).Депутаты вправе принимать участие в

работе тех органов государственной власти,в состав которых они избраны,в

решении вопросов,рассматриваемых этими органами,в утверждении

актов,издаваемых ими и т.д.

7.Политические партии,иные общественные объединения. Политические

партии и иные общественные объединения играют все

более активную роль в жизни Российской Федерации.Они участвуют в

избирательных кампаниях выдвигая кандидатов в депутаты,организуют

предвыборные мероприятия.Важно их участие в проведении референдумов,в

местном самоуправлении,в охране и защите конституционных прав и свобод

граждан.

8.Граждане Российской Федерации,иностранные граждане,лица без

гражданства.

Все физические лица участвуют в конституционно-правовых

отношениях,осуществляя свои конституционные права,свободы и обязанности.

Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации.При

этом следует отметить,что граждане являются субъектами данных отношений

независимо от пола,расы,национальности,языка и других признаков.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть,кроме

того,субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с

приобретением российского гражданства,получением политического убежища.

Такова система субъектов конституционного права России,которые,участвуя

в конституционно-правовых отношениях,реализуют свои права и

свободы,исполняют обязанности,закрепленные в Конституции Российской

Федерации.

Необходимо отметить,что понятия субъект конституционного права и

субъект конституционно-правового отношения - близкие,взаимообусловленные,но

не тождественные.

Субъект конституционно-правового отношения - это субъект

конституционного права,вступивший в конкретное правоотношение,а субъект

конституционного права - это возможный участник такого правоотношения.

Конституционно-правовые нормы связывают права и обязанности субъектов

конституционных правоотношений с объектами.

В общей теории права под объектом правоотношения понимается то,на что

направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов,т.е.

то,по поводу чего возникают правоотношения(2).

В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие

объекты конституционно-правовых отношений:

Государственная территория.

В Конституции Российской Федерации имеется норма,согласно которой

границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их

взаимного согласия (ч.3 ст.67).На основе этой нормы возникают

конституционно-правовые отношения,связанные с частью государственной

территории России.

Предметы материального мира (материальные ценности).

Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм

собственности (ст.8,9,34,35 Конституции РФ) и право соответствующих

субъектов пользоваться такими объектами.На основе этих норм могут возникать

конституционно-правовые отношения.

Личные неимущественные блага (жизнь,здоровье,честь,достоинство).

Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объек-

ты:каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.20);достоинство личности охраняется

государством (ч.1 ст.21) и др.На основе ст.98 Конституции РФ и федерального

закона " О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата

Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации",устанавливающих депутатскую неприкосновенность,могут возникать

соответствующие конституционно-правовые отношения,связанные с охраной

чести депутата.

Поведение и результаты поведения субъектов конституционных

правоотношений.

Например,действия депутата Государственной Думы,внесшего законопроект в

данную палату парламента,являются объектом (поведения)

конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта.Подписание

Президентом РФ указа,несоответствующего Конституции РФ,составляет объект

(результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены

этого указа Конституционным Судом Российской Федерации.Конституционные

отношения разнообразны по содержанию,структуре,связаны сложной иерархией и

могут быть классифицированы на различные виды.В общей теории права т

отраслевой юридической литературе предложено несколько таких

оснований,которые характерны и для конституционного права.Ограничимся

только их напоминанием.Это:регулятивные и охранительные,абсолютные и

относительные,общие и конкретные.Исходя из критерия времени,конституционно-

правовые отношения подразделяются на постоянные,например,нахождение

субъектов Российской Федерации в ее составе;периодически

повторяющиеся,например.формирование Совета Федерации Федерального Собрания

России,в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта

Российской Федерации.Возможны временные конституционно-правовые

отношения.Они прекращаются с достижением того результата,ради которого

возможны,например,формирование окружных и участковых избирательных комиссий

в период избирательной кампании и др.

Юридическое содержание конституционного правоотношения представляет

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.