| |||||
МЕНЮ
| Предмет конституционного права Российской ФедерацииФедерации - Федерального Собрания. К их числу относятся постановления Совета Федерации и Государственной думы по вопросам , отнесенным к их ведению . Как правило , постановления палат парламента принимаются большинством голосов то общего числа депутатов , если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ . 7. Акты Правительства РФ. На основании и во исполнение Конституции РФ , федеральных законов , нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения . Распоряжения издаются для решения оперативных и других текущих вопросов и носят ненормативный характер . 8. Постановления Конституционного Суда РФ. К источникам конституционного права они стали относиться недавно . Постановления являются источниками , во-первых , потому , что многие конституционные нормы , и иные законодательные нормы действуют в том истолковании , которое дано им в результате процедуры конституционного контроля . Во-вторых , потому что решения о недействительности правовой нормы как противоречащей Конституции , выносимое этим рганом , есть не что иное , как своеобразный негативный источник права : он не формулирует , а наоборот , отменяет норму . 9. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры . В Основном законе нашей страны определено , что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составляют часть ее правовой системы ( ч.4 ст.15 ) . На конституционном уровне запрещена общая норма , согласно которой устанавливается приоритет международных договоров , - разумеется , участницей которых является Российская Федерация , - над положениями ее внутреннего устройства . Это означает , во-первых , что если в международном договоре содержатся иные положения , чем в законе , то действуют положения договора . Во-вторых , общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России имеют прямое , непосредственное действие на российской территории . С принятием новой Конституции органы государственной власти и все должностные лица обязаны руководствоваться положениями международных договоров , участницей которых является Россия. 10. Внутригосударственные договоры . Служат источником конституционного права , если регулируют проблемы в случае , когда заключившие их субъекты на это управомочены . Источником конституционного права является Федеральный договор , заключенный в Москве 31 марта 1992года . К этой же группе источников права относятся договоры между субъектами Российской Федерации , заключенные с 1990 года с целью развития " горизонтальных связей " . Так , в 1991 году заключен Договор о дружбе и сотрудничестве между республиками Татарстан и Башкортостан , в 1994 году Договор о разграничений полномочий и предметов ведения между Российской Федерации и республикой Татарстан . 11. Декларации. Особое место среди источников права занимает декларация , принятая высшими органами государственной власти . В ней решаются принципиальные вопросы государственного строительства , суверенитета , свободы личности , дается оценка социально-политической ситуации . Источником конституционного права является Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации , принятая первым Съездом народных депутатов 12 июля 1990 года , и Декларация прав и свобод человека и гражданина , принятие Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 года , Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 года . 12. Положения. На основе Положения " О выборах в Государственную Думу Федерального Собрания " и Положения " О выборах в Совет Федерации Фе- дерального Собрания " формировался новый депутатский корпус в декабре 1993 года . 13. Регламенты. Регламенты содержат нормы , определяющие порядок деятельности палат парламента и их структур . Например , регламент Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания России . Важнейшим источником конституционного права являются конституции республик в составе Российской Федерации и Уставы краев , областей , городов федерального значения , автономных областей , автономных округов . В конституциях и уставах соответствующих субъектов федерации закрепляется схема управления регионом , конкретизируется структура , функции и положения органов государственной власти , права и обязанности человека и гражданина , формы участия граждан в государственном управлении и другие вопросы . В соответствии с Конституцией РФ , субъекты Российской федерации имеют свое законодательство . Следовательно , отдельные законы субъектов федерации , также могут являться источниками конституционного права . Источниками конституционного права являются акты органы государственной власти субъектов Российской Федерации ( Указы Президента , постановления представительных ( законодательных ) органов , постановления Правительства , администрации и т.д. ) . К источникам конституционного права относятся акты органов местного самоуправления ( постановления представительного или исполнительного органа , регламенты , положения , уставы о местном самоуправлении и т.д. ) . Существенная особенность анализирующих факторов ( помимо подзаконности ) - территориальная ограниченность их действия . Практически в каждой стране существуют конституционно-правовые обычаи , не является исключением и Российская Федерация . Правовым обычай становится тогда , как получает официальное оформление государства . Различно понимание правового обычая . Наиболее приемлемо его определение как общеобязательного правила поведения , соблюдаемого в установленных случаях гражданами , должностными лицами и государственными органами в силу целесообразности , традиции или привычки и обеспечиваемого мерами государственной защиты (2) . Роль обычая в каждой отрасли права различна . В российском конституционном праве сфера его распространения ограничена . Вот несколько примеров . В соответствии с давними традициями и обычаями закреплены символы Российской Федерации ( ст.70 Конст. РФ ) - Государственный флаг , Государственный герб , Государственный гимн . С утверждающимися обычаями , традициями церемониалом неразрывно связан институт присяги ряда должностных лиц (Президент РФ, судьи Конституционного Суда РФ) . Примером конституционно-правового обычая является закрепленное в ч.3 ст.99 Конституции РФ положение : " Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат " . Таким образом , вышеперечисленные источники конституционного права регламентируют общественные отношения жизненно важные для общества и государства . В них содержатся правовые предписания , являющиеся основой для всех других отраслей права . Все анализируемые источники , как и источники других отраслей права отличаются формальной определенностью и общеобязательностью . 4. Конституционно-правовые отношения, их субъекты и объекты. Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права. Из рассмотренных положений в начале лекции очевидно, что конституционно- правовые отношения составляют предмет конституцион- ного права. В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые урегулированы нормами права. Сле- довательно, конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе, индивидуализированные общественные связи между субъектами конституционного права. Конституционные правоотношения обладают основными признаками, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они специфичны, качественно определены. Профессор И.Е. Фарбер выделяет 5 существенных признака, характеризующие данные отношения показывая этим их специфику и отличительные особенности (1). 1. Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют незави- симо от права, независимо от юридической конституции. 2. Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д. 3. Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения. 4. Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве. 5. Данные отношения характеризуются стабильностью и устойчивостью. В Российском обществе за последние годы произошли значительные изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли своей значимости. Их можно только до- полнять. Действительно, конституционно-правовые отношения представляют собой специфическую форму многих политических отношений. Объектами этих отношений выступают социально-экономические и социально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др. Рассматриваемые правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа. Содержанием конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов в конституционном права, круг которых специфичен и широк. Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности. Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы : 1. Многонациональный народ Российской Федерации ,нации,этнические общности(народности). Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена прежде всего тем,что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в России(ст.3 Конституции РФ). Права образовывать представительные органы государственной власти,участвовать в выборах Президента РФ,выражать свою волю путём референдума относятся к исключительному ведению народа. Нации,этнические общности могут вступать в конституционно-правовые отношения как между собой,так и с органом государственной власти по поводу национальной государственности,по иным вопросам,затрагивающим их интересы. 2.Государство - Российская Федерация;субъекты в составе Российской Федерации(республики,края,области,города федерального значения,автономная область,автономные округа). В общественных отношениях,регулируемых нормами конституционного права,государству принадлежит особая роль.Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений,прежде всего как носитель правотворческой власти. Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-правовых отношениях непосредственно или через государственные органы,выступающие от их имени.Примером таких отношений является Федеративный договор от 31 марта 1992 года о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов.Конституционные правоотношения также возможны между республиками,между автономиями,республиками и автономной областью и автономными округами и т.д. 3.Административно-территориальные единицы(районы,города,районы в городах,поселки). Административно-территориальная единица,это не только географическое,но и политическое образование,основу которого составляет население.Именно население,формируя органы местного самоуправления,придает административно- территориальной единице черты политического образования,выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают избирательные округа.Через них реализуется право избирателей представительствовать в органах государственной власти. 4.Органы государственной власти и местного самоуправления. В Российской Федерации ими являются:Федеральное Собрание,Прави- тельство,Конституционный Суд,Верховный Суд,Высший Арбитражный Суд,Городская Дума,местная администрация и др. Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти.Обладая правом на осуществление государственной власти и местного самоуправления,они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами(издания законов,контроль за деятельностью других органов,исполнения законов и т.д.).Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты,а иногда как равноправные участники договорных отношений. 5.Должостные лица. Субъектами конституционного права являются:Президент РФ,Председа- тели палат парламента - Федерального Собрания;Председатель Правительства РФ,Председатель Конституционного Суда РФ,Генеральный Прокурор и др. Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими,правотворческими,управленчес- кими полномочиями,он вступает в отношения с парламентом,правительством,республиками и др.субъектами конституционного права.Те отношения,которые основываются на конституционных нормах,приобретают форму конституционно-правовых.В некоторые из подобных и иные конституционно-правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица. 6.К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся избиратели и депутаты(различных представительных органов). Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборов представителей народа в различные законодательные(представительные)органы власти(Государственную Думу,Совет Федерации,Законодательное Собрание,Городскую Думу и т.д.).Депутаты вправе принимать участие в работе тех органов государственной власти,в состав которых они избраны,в решении вопросов,рассматриваемых этими органами,в утверждении актов,издаваемых ими и т.д. 7.Политические партии,иные общественные объединения. Политические партии и иные общественные объединения играют все более активную роль в жизни Российской Федерации.Они участвуют в избирательных кампаниях выдвигая кандидатов в депутаты,организуют предвыборные мероприятия.Важно их участие в проведении референдумов,в местном самоуправлении,в охране и защите конституционных прав и свобод граждан. 8.Граждане Российской Федерации,иностранные граждане,лица без гражданства. Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях,осуществляя свои конституционные права,свободы и обязанности. Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации.При этом следует отметить,что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола,расы,национальности,языка и других признаков. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть,кроме того,субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с приобретением российского гражданства,получением политического убежища. Такова система субъектов конституционного права России,которые,участвуя в конституционно-правовых отношениях,реализуют свои права и свободы,исполняют обязанности,закрепленные в Конституции Российской Федерации. Необходимо отметить,что понятия субъект конституционного права и субъект конституционно-правового отношения - близкие,взаимообусловленные,но не тождественные. Субъект конституционно-правового отношения - это субъект конституционного права,вступивший в конкретное правоотношение,а субъект конституционного права - это возможный участник такого правоотношения. Конституционно-правовые нормы связывают права и обязанности субъектов конституционных правоотношений с объектами. В общей теории права под объектом правоотношения понимается то,на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов,т.е. то,по поводу чего возникают правоотношения(2). В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие объекты конституционно-правовых отношений: Государственная территория. В Конституции Российской Федерации имеется норма,согласно которой границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч.3 ст.67).На основе этой нормы возникают конституционно-правовые отношения,связанные с частью государственной территории России. Предметы материального мира (материальные ценности). Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм собственности (ст.8,9,34,35 Конституции РФ) и право соответствующих субъектов пользоваться такими объектами.На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения. Личные неимущественные блага (жизнь,здоровье,честь,достоинство). Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объек- ты:каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.20);достоинство личности охраняется государством (ч.1 ст.21) и др.На основе ст.98 Конституции РФ и федерального закона " О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации",устанавливающих депутатскую неприкосновенность,могут возникать соответствующие конституционно-правовые отношения,связанные с охраной чести депутата. Поведение и результаты поведения субъектов конституционных правоотношений. Например,действия депутата Государственной Думы,внесшего законопроект в данную палату парламента,являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта.Подписание Президентом РФ указа,несоответствующего Конституции РФ,составляет объект (результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Российской Федерации.Конституционные отношения разнообразны по содержанию,структуре,связаны сложной иерархией и могут быть классифицированы на различные виды.В общей теории права т отраслевой юридической литературе предложено несколько таких оснований,которые характерны и для конституционного права.Ограничимся только их напоминанием.Это:регулятивные и охранительные,абсолютные и относительные,общие и конкретные.Исходя из критерия времени,конституционно- правовые отношения подразделяются на постоянные,например,нахождение субъектов Российской Федерации в ее составе;периодически повторяющиеся,например.формирование Совета Федерации Федерального Собрания России,в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации.Возможны временные конституционно-правовые отношения.Они прекращаются с достижением того результата,ради которого возможны,например,формирование окружных и участковых избирательных комиссий в период избирательной кампании и др. Юридическое содержание конституционного правоотношения представляет |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|