реферат, рефераты скачать
 

Перспективы ювенальной юстиции в России


Перспективы ювенальной юстиции в России

Поволжская академия государственной службы

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Перспективы ювенальной юстиции в России

Курсовая работа

по курсу «Правоохранительные органы»

Выполнила

студентка 2 курса заочной

ускоренной формы обучения

факультета Юриспруденции

Глазкова О. С.

Проверил

доц. Журавель А. В.

План

|Введение |Стр. 3 |

|Исторический путь ювенальной юстиции |Стр. 5 |

|Вступая в XX век |Стр. 11 |

|Сегодняшний день ювенальной юстиции в России |Стр. 22 |

|Заключение |Стр. 25 |

|Сноски |Стр. 26 |

|Список нормативно-правовых актов |Стр. 27 |

|Список использованной литературы |Стр. 28 |

Введение

В последние годы, в связи с кризисной социально-экономической

обстановкой в нашей стране, уровень морали и культуры неминуемо падает, и

сильнее всего это сказывается на молодом поколении. У подавляющего

большинства детей Российской Федерации уровень правовой культуры крайне

низок. Это приводит к большому количеству правонарушений, совершаемых

детьми, причем, количество тяжких преступлений динамически растет.

Существующий принцип гласит, что не знание закона не освобождает от

ответственности, а большинство правонарушений, совершается детьми и

подростками именно по незнанию закона. Дети не задумываются о последующей

ответственности, т.к. ничего о ней не знают. Другой стороной проблемы

является и то, что дети не знают своих прав и как их защищать. Это приводит

к тому, что они защищают их любыми известными способами, кроме правовых.

Перед обществом, взрослой частью, встает объективная задача заняться

формированием правосознания у детей с малых лет. Для решения этого должна

быть создана система государственной поддержки и профилактики, которая

разъясняла на доступном уровне ребенку его права и обязанности.

Соблюдение прав человека начинается с соблюдения прав ребенка.

Отсутствие должного внимания со стороны государства к проблеме детей вполне

можно квалифицировать как несоблюдение Россией отдельных положений Всеобщей

декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Все более актуально

становится проблема создания в России ювенальной юстиции, хотя более

понятным и точным является термин «юстиция, обеспечивающая защиту прав,

свобод и законных интересов несовершеннолетних».

К сожалению, даже среди наиболее квалифицированных ученых и

специалистов в области разработки законодательства о совершеннолетних все

еще нет единого мнения о том, что же такое ювенальная юстиция и насколько

она необходима в России. Попробуем сформировать собственное видение данной

проблемы.

Исторический путь ювенальной юстиции

Знание истории предмета исследования дает в руки ключ к раскрытию его

сущности и перспектив развития. Это особенно актуально для ювенальной

юстиции. Без знания её истории очень трудно почувствовать её специфику:

почему ювенальной юстиции не было и почему она возникла? Почему ювенальная

юстиция отклоняется от общих процессуальных канонов и несмотря на это,

считается эффективной? Почему, наконец, именно ювенальную юстицию считают

прообразом правосудия будущего?

Историческое прошлое несовершеннолетних правонарушителей можно назвать

жестоким и несправедливым. Такая оценка касается нескольких эпох жизни

человека – от античного мира и средневековья до середины XIX в. Меч

правосудия был по отношению к несовершеннолетним карающим, об этом можно

судить по содержанию некоторых историко-правовых источников и следующих

моментов общего плана:

- в юриспруденции тех времен не существовало правового понятия детства как

особо защищаемого периода жизни человека;

- как следствие этого, в правовых актах не обнаруживается юридических

правил специальной защиты детей и подростков в суде, после освобождения

из них. Можно даже предположить, что юристов древности, средневековья и

«раннего» капитализма дети-преступники как самостоятельная

демографическая группа не интересовали.

- Соответственно жестокость суда к несовершеннолетним проявлялась в том,

что они, если совершали противоправные поступки, в своем правовом

положении приравнивались к взрослым преступникам. Современный юрист

поймет, что одинаковое наказание 9-летнему ребенку и взрослому бьет

сильнее ребенка.

И все же нельзя утверждать категорически и однозначно, что римское

право, более поздние правовые акты средневековья и тем более

законодательство XVIII-XIX вв. вообще не оставило нам никаких юридических

свидетельств того, существовали попытки оградить несовершеннолетних от

жестокой кары за совершенное деяние. Чтобы убедиться в обратном, необходимо

вспомнить некоторые положения римского права. Начнем с норм гражданского

права. Это обусловлено тем, что судебная защита несовершеннолетних

исторически возникла в гражданском, а не в уголовном праве.

В Дигестах императора Юстиниана (VI в н. э.) в книге четверной, есть

титул IV, озаглавленный «О лицах, недосдигших 25 лет». В п. 1 титула

приводится высказывание Доминициа Ульпиана, римского юриста, префекта

претория: «Следую естественной справедливости, претор установил этот эдикт,

путем которого он предоставил защиту юным, так как всем известно, что у лиц

этого возраста рассудительность является шаткой и непрочной и подвержена

возможностям многих обманов; этим эдиктом претор обещал и помощь и защиту

против обмана…»1

Далее идет по тексту эдикта, из которого ясно, что защиту лиц в

возрасте до 25 лет осуществляют их попечители и речь идет главным образом о

сделках с имуществом. В титуле IV есть еще несколько пунктов, где подробно

рассматриваются разные случаи совершения этими лицами сделок и указывается,

когда им должна быть оказана защита, а когда – нет. Упоминаются и

правонарушения. Пожалуй, ближе к современному пониманию будет высказывание

того же Ульпиана, где он отвечает на вопрос, нужно ли оказывать помощь

малолетнему, если он умышленно совершил правонарушение. «И нужно признать,

- отвечает Ульпиан, - что при правонарушениях не следует приходить,

несовершеннолетним не помощь и такова не оказывается. Ибо если он совершил

воровство или противоправно причинил ущерб, помощь не оказывается».2

Римское право оставило нам еще одно свидетельство защиты детей

государством - это доктрина государства-отца (parens patriae). Государство

объявляется высшим опекунов ребенка. В истории ювенальной юстиции она

констатировалось (декларировалась) не один раз.

Если говорить о том, что оставил нам античный мир и средневековье о

преступлениях несовершеннолетних и о об из ответственности за это перед

судом, то в законах речь шла только о наказаниях детей и подростков.

Процессуальный статус стал интересовать юристов значительно позднее.

В законах XII таблиц был впервые сформирован принцип прощения

наказания. Он относился главным образом к несовершеннолетним и в некоторых

последующих работах, трактовавших содержание упомянутого закона,

формулировался как прощение, оправданное несовершеннолетием.

В законах XII таблиц речь шла о неназначении наказания при наличии

следующих двух условий:

1) когда совершивший преступление не понимал характера преступного

акта;

2) когда сам преступный акт не был доведен до конца.

Этот принцип в течение длительного времени был распространен в

странах, воспринявших римское право.

Жестокость, игнорирование детства как естественного состояния

человеческой личности более всего характерно для средневековых правовых

актов. Известные швейцарские исследователи преступности несовершеннолетних

Морис и Энрика Вейяр-Цибульские по результатам своих многолетних

исследований истории борьбы с преступностью несовершеннолетних

свидетельствуют, что частым было применение смертной казни к детям младшего

возраста. К ним применялись все виды и иных наказаний, как к взрослым

преступникам, содержание в одних с ними тюрьмах, непонятные детям

процессуальные действия (приведение к присяге) и недопустимые (пытки).

И хотя во многих законодательных актах того времени («Швабское

зеркало» - сборник германских законов XII в.; «Каролина» - уголовно-

судебное уложение короля Карла V, XVI в.) нашло отражение упомянутого

прощения наказания, в самих законах были оговорки, позволяющие этот принцип

обойти.

Карательный оттенок был у статьи CL-XIV «Каролины», где о

несовершеннолетних ворах было сказано следующее: «Если вор или воровка

будут в возрасте менее четырнадцати лет, от они независимо от каких-либо

иных оснований не могут быть осуждены на смертную казнь, а должны быть

подвергнуты… телесным наказаниям по усмотрению (суда) и должны дать вечную

клятву». Казалось бы, несовершеннолетний защищен законом от смертной казни.

Но нет, вслед за приведенным текстом следует продолжение: «Но если вор по

своему возрасту приближается к четырнадцати годам и кража значительна или

же обнаруженные при том отягчающие обстоятельства (насильственная кража,

или кража, совершенная в третий раз) столь опасны, что злостность может

восполнить недостаток возраста, то судья и шеффены должны вопросить…

ответа, должно ли подвергнуть такого малолетнего вора имущественным или

телесным наказаниям или смертной казни3.

Дальнейшее развитие уголовного права и правосудия давало все больше

отклонений от принципа прощения наказания, когда речь шла о

несовершеннолетних. Это было отражением мрачной эпохи средневекового

правосудия.

Отсутствие специальной правовой защиты несовершеннолетних можно

обнаружить в законах многих стран в начале и даже в середине XIX в.

Действующие законы устанавливали равную для детей и взрослых

ответственность и наказание, одинаковую для всех лиц, представших перед

судом, судебную процедуру.

Завершая знакомство с тяжелым историческим прошлым несовершеннолетних

в орбите правосудия, отметим главное.

Исторические предшественники-юристы не учитывали того, что дети и

подростки нуждаются в повышенной юридической защите своих прав в силу

возраста.

Игнорирование этого важного фактора привело к тому, что и римское

право, и более поздние историко-правовые памятники средневековья, и даже

законы Нового времени предусматривали весьма ограниченную защиту для детей

перед законом и судом. Происходило это потому, что детей во все времена,

предшествующие созданию ювенальной юстиции, рассматривали как

неполноценных физически и психически, но взрослых.

Вступая в XX век

Вторая половина XIX в. знаменовала собой постепенное, но

неукоснительное изменение указанного традиционного отношения к

несовершеннолетним правонарушителям. Поворот правосудия не был случайным,

его готовила сама история ювенальной юстиции. Но необходим был особый

импульс, чтобы стало ясно, что без специального правосудия для

несовершеннолетних борьба с детской и юношеской преступностью обречена на

неуспех.

Импульс возник в виде небывалого роста преступности

несовершеннолетних в самом конце XIX в. Достижения технического прогресса

породили определенные новшества в экономической сфере, изменившие привычные

условия жизни общества. Европа конца XIX в – начала XX вв. была буквально

наводнена толпами юных бродяг и правонарушителей. Существующие в то время

средства борьбы с преступностью можно оценить как неэффективные, а

применительно к несовершеннолетним – как провоцирующие новые преступления.

2 июля 1899 г. в Чикаго (штат Иллинойс) на основании «Закона о детях

покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними» был утвержден

первый в мире суд по делам несовершеннолетних.

Принятие Закона и создание ювенального суда было инициировано

женщинами-реформаторами Люси Флауэр из Чикагского женского клуба, Джулией

Латроп из общественной организации «Халл Хауз».

Необходимо отметить, что название Закона достаточно точно отражает

переворот в понимании проблем преступности несовершеннолетних, который

произошел в конце XIX в.

Создание чикагского суда по делам несовершеннолетних было своеобразной

сенсацией начала XX в.

Известный российский процессуалист профессор П. И. Люблинский писал,

«едва ли можно назвать в современной европейской юридической и

педагогической литературе тему более модную, чем вопрос об американских

судах для несовершеннолетних, выдвинувшийся с начала XX в. Идеями этого

движения полны труды юристов всех европейских стран. Почти в каждом

государстве делаются эксперименты практического осуществления этих

учреждений, причем намечаются новые типы, новые формы» 4.

При создании судов по делам несовершеннолетних сразу обнаружился

неодинаковый подход в разных станах к виду указанной юрисдикции.

Автономная ювенальная юстиция возникла не во всех странах. Четко

обозначились два варианта:

1) автономные суды, не связанные с общим судом;

2) состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о

несовершеннолетних.

Особый интерес представляет национальный опыт стран, где суды для

несовершеннолетних начали эффективно функционировать: США, Англия, Франция,

Германия и Россия.

Первый суд по делам несовершеннолетних в России был открыт в Санкт-

Петербурге 22 января 1910 года.

Дальнейшее распространение новой судебной системы было очень быстрым.

В 1917 году такие суды действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе,

Либаве, Риге, Томске, Саратове.

По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции,

научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой

«российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. До 70%

несовершеннолетних правонарушителей «детские суды» отправляли не в тюрьмы,

а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд

рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних»5

В России функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял

специальный мировой судья. К его компетенции относились дела о

преступлениях несовершеннолетних, а также взрослых подстрекателей

подростков. Вопросы гражданского и опекунского производства не относились к

юрисдикции «детского суда». Судья этого суда осуществлял надзор за работой

учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних преступниках. Именно

по этому российские юристы рассматривали суд для несовершеннолетних как

«орган государственного попечения о несовершеннолетнем, действующий в

судебном порядке".6

Позднее, в 1913 г., в компетенцию «детского» суда было включены дела о

беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Это сразу расширило

сферу его гражданского и опекунского судопроизводства.

Дореволюционные русские юристы считали именно модель российской

ювенальной юстиции наиболее удачной.

Суд по делам несовершеннолетних в России отличали следующие признаки:

- рассмотрение дел о несовершеннолетних единоличным мировым судьей;

- избрание его, как и всякого мирового судьи, среди населения,

проживающего в судебном округе;

- профессиональная подготовка судьи предполагала знание детского

психологии. Поэтому предпочтительны были врачи и педагоги;

- достаточно широкая предметная подсудность этого суда (т.е. круг

рассматриваемых дел);

- конфиденциальность судебного разбирательства;

- отсутствие формального судебного акта;

- отсутствие формальной судебной процедуры;

- упрощенное судопроизводство, сводившееся в основном к беседе судьи с

подростком при участии его попечителя;

- в основном применение в качестве меры воздействия попечительского

надзора;

- обжалование решения судов для несовершеннолетних в особое отделение

съездов мировых судей (апелляционную инстанцию на решение мировых судей)

Обратимся к П.И. Люблинскому – творцу российской ювенальной юстиции,

он обобщил свои многолетние исследования феномена преступности

несовершеннолетних до и после создания в России ювенальной юстиции и сделал

три вывода об исторической ценности тогда еще новой судебной юрисдикции.

Его выводы важны и для юристов России XXI в.

1. Главное значение создание судов по делам несовершеннолетних состоит в

том, что они получают функцию изучения несовершеннолетних

правонарушителей и причин их правонарушения.

2. Не менее важно было влияние вновь созданной ювенальной юстиции на

уголовную политику государства в отношении несовершеннолетних. Хотя в

законах и были отдельные охранительные нормы в отношениях детей и

подростков, все же в целом уголовная политика применительно к «ранней

преступности» несовершеннолетних была карательной и осуществлялась с

помощью наказания. Смягчение её произошло именно под флагом ювенальной

юстиции.

3. Деятельность судов для несовершеннолетних во всех странах представила

специалистам полную и регулярную судебную статистику, которая

свидетельствовала в пользу новых судов, подтверждая их эффективность7.

У Истории ювенальной юстиции в России неординарная судьба, повлиявшая

существенным образом на ту модель правосудия, которую мы имеем сейчас.

Необходимо проанализировать длительный послереволюционный путь

российской ювенальной юстиции (1917-1959 гг.). Это позволит понять характер

действующего правосудия по делам несовершеннолетних.

На какой же правовой базе функционировал первый ювенальный суд в

России? В уголовном законодательстве в тот период содержались некоторые

охранительные нормы, касающиеся несовершеннолетних, согласно которому

судебному преследованию подвергались несовершеннолетние в возрасте с 10 лет

(ст. 137 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных)8. Часть 2 этой

статьи предусматривала льготный режим уголовной ответственности для

несовершеннолетних и в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступление

«без разумения».

Были специальные разъяснения в законе относительно несовершеннолетних,

совершивших преступление «с разумением». Их направляли по преимуществу в

исправительные заведения для несовершеннолетних. При невозможности

поместить их в эти заведения они заключались на срок, определенный судом,

но не более, чем до достижения 18-летнего возраста, в особые помещения,

устроенные для них при тюрьмах или домах при арестованных по приговорам

мировых судей.

В законах России конца XIX в. содержались юридические нормы,

предусматривающие уменьшение тяжести уголовного наказания

несовершеннолетних. Как уголовное, так и уголовно-процессуальное

законодательство содержало положения о повышенной юридической защите

несовершеннолетних по сравнению с взрослыми подсудимыми. Вместе с тем

значительный объем судейского усмотрения по этим делам (решение вопроса о

действиях «с разумением», вынесение приговоров без установленного срока)

все же ставило несовершеннолетних в положение лиц, не защищенных законом.

Говоря о правовой базе ювенальной юстиции этого периода, нельзя

забывать об одном российском законе (Закон от 2 июля 1897 г. «О малолетних

и несовершеннолетних преступниках»), сыгравшем не положительную роль в

уголовной политике в отношении несовершеннолетних, тем более что этот закон

действовал и в период работы в России судов для несовершеннолетних, вплоть

до его отмены в 1918 г.

Этот закон сохранил для подростков наказания в виде заключения в

тюрьму, хотя и в специальных для них помещениях. Для несовершеннолетних в

возрасте от 17лет до 21 года (совершеннолетие в дореволюционной России

наступало с 21 года) закон предусматривал каторгу и поселение.

Закон был явно реакционный, так он оценивался прогрессивными русскими

юристами. Любопытный исторический факт: отмена Закона от 2 июля 1897 г.

декретом Советской власти от 17 января 1918 г. приветствовали юристы – и

приверженцы либеральных взглядов, и сторонники советской власти.

Автономная российская юстиция перестала существовать по декрету

Совнаркома России от 17 января 1918 г. и была заменена на другую систему,

которая, по мнению создателей, мыслилась более гуманной, более

приспособленной к обращению с детьми и подростками.

Преобразования судебной системы начались в январе 1918 г. и были

продолжены через два года после этого – в марте 1920 г.

Декрет от 17 января 1918 «О комиссиях о несовершеннолетних» внес

существенные изменения в российское правосудие по делам несовершеннолетних:

отменил тюремное заключение и суды для несовершеннолетних.

Для тех лет непривычной была ведомственная принадлежность созданных

комиссий по делам несовершеннолетних, они находились в ведении Наркомата

общественного призрения. Комиссии включали представителей трех ведомств:

общественного призрения, просвещения и юстиции. Обязательным членом

комиссии был врач.

В компетенции комиссий входило освобождение несовершеннолетних от

ответственности или направления их в одно из «убежищ» Наркомата

общественного призрения (сообразно характеру деяния).

30 июля 1920 г. бала опубликована разработанная Инструкция о работе

комиссии о несовершеннолетних. Это медико-психологический и педагогический

документ, определяющий деятельность комиссий, отражал общую ориентацию

уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

Заседание комиссий о несовершеннолетних были публичными, разрешалось

присутствие прессы, но было запрещено публиковать фамилии

несовершеннолетних.

Справедливости ради надо отметить, что комиссии о несовершеннолетних

восприняли опыт судов для несовершеннолетних дореволюционной России в

части, касающейся организации социальных служб по изучению личности и

условий жизни несовершеннолетних.

Преимущественное участие неюристов в заседаниях и в принятии решения о

судьбе несовершеннолетних снижало юридический уровень деятельности комиссии

и соответственно защищенность детей и подростков в этих комиссиях.

Приходиться с сожалением заметить, что этот изъян оказался живучим и,

несмотря на серьезные перемены, низкий уровень правовой защищенности

подростков в указанных комиссиях сохранился до наших дней.

В то время реальности жизни очень скоро заставили вспомнить о судах.

Ведь подростки совершали не только малозначительные проступки, но вполне

серьезные и опасные преступления. Сами по себе преступления исчезнуть не

могли, а бороться с ними у комиссий не было средств.

В феврале 1920 г. был разработан и внесен на рассмотрение

правительства проект декрета «О суде над несовершеннолетними». Он был

утвержден постановлением СНК РСФСР 4 марта 1920 г.

В отличии от декрета 17 января 1918 новый декрет допускал передачу

дел несовершеннолетних в возрасте с14 лет до 18 лет в народный суд, если

комиссия о несовершеннолетних установила невозможность применить к ним

медико-педагогические меры.

В 20-е гг. вновь произошла переориентация законодательства и практики

на судебные формы борьбы с преступностью несовершеннолетних.

В УПК РСФСР (ред. 1923) была сформулирована послереволюционная модель

российской ювенальной юстиции, которая включала правил подсудности дел о

несовершеннолетних, требования к профессиональному подбору народных

заседателей, сроки рассмотрения дел.

Впервые было сформулировано правило о недопустимости рассмотрения дел

несовершеннолетних без участия защиты.

К огромному сожалению, эта «вторая модель» ювенальной юстиции развития

не получила. Однако, последующие нормативные акты (30-40-е гг.) выявляют

отчетливую тенденцию карательной переориентации правосудия в отношении

несовершеннолетних.

Формальным рубежом карательной переориентации уголовной политики в

отношении несовершеннолетних стало постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля

1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних».

Постановление это определило на долгие годы не демократическую прокурорскую

и судебную практику в отношении несовершеннолетних. Содержание этого

документа дает основание связать его с другими постановлениями, положившими

начало политических репрессиям и массовым нарушениям человека в нашей

стране.

Необходимо быть благодарными ходу истории и все документы определяющие

карательную ориентацию правосудия утратили силу с принятием нового

уголовного и процессуального законодательства.

Думаю, что несмотря на то, что ушли в прошлое нормативные акты 30-40

гг. необходимость в их изучении не отпала. Это важно для того, чтобы

избежать повторения прошлых жестоких ошибок. Знание механизма нарушения

законности, позволит выработать средства противостояния ему.

Сегодняшний день ювенальной юстиции в России.

На сегодняшний день в России концепция ювенальной юстиции является

наиболее разработанным в научном плане подходом специализированных судов в

рамках системы федеральных судов общей юрисдикции.

Установление особого порядка производства по делам о правонарушениям

несовершеннолетних относится к общепризнанным принципам и нормам

международного права, таким, как Конвенция о правах ребенка 1989 г.,

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся

отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)

1985 г., Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для

предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г.

Создание судов для несовершеннолетних предусмотрено Концепцией

судебной реформы и Федеральной программы по её реализации.

Среди основных принципов, на основание которых предполагается

строительство ювенальной юстиции, можно выделить следующие:

. Создание системы специализированных судов комплексной юрисдикции,

сходных с французской системой ювенальной юстиции (единоличный

мировой судья по делам несовершеннолетних – коллегиальный суд из

трех профессиональных судей – суд присяжных по делам о

несовершеннолетних); при этом специальные суды по делам о

несовершеннолетних действуют только как суды первой инстанции,

пересмотр вынесенных ими решений производиться в общем порядке

вышестоящим судом общей юрисдикции;

. Приоритет судебного решения по всем вопросам, касающимся защиты прав

несовершеннолетних, в том числе совершенно новая процедура – судебный

надзор за исполнением приговора о наказании несовершеннолетних лишением

свободы и иных мер воздействия, связанных с ограничением свободы;

. Ориентация правосудия преимущественно на юридическую охрану прав и

интересов несовершеннолетних (в том числе - обязательное участие

защитника, обязательная конфиденциальность процесса и др.)

. Социальная насыщенность правосудия по делам несовершеннолетних (широкое

привлечение к участию в процессе экспертов и специалистов по делам

несовершеннолетних, а также использование в процессе «неюридической»

информации о правонарушителе – данных, полученных от служб и организаций,

не связанных с уголовным процессом);

. Индивидуализация судебного процесса (отход от жесткой формализации

судебной процедуры в пользу более неформального производства по делам

несовершеннолетних);

. Приоритет воспитательных мер воздействия и социальных мер реабилитации в

отношении несовершеннолетних подсудимых.

Отметим, что создание системы ювенальной юстиции на указанных началах

явилось бы значительным шагом по приведению национального

законодательства в соответствие с Пекинскими правилами ООН.

Государственная дума приняла 15 февраля 2002 г. в первом чтении

проект Федерального Конституционного Закона «О внесении дополнений в

Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе в РФ», внесенный в

нижнюю палату парламента группой депутатов.

Что же впереди!?

Заключение

В сегодняшней России за решеткой находиться 45 тысяч детей – это в три

раза больше, чем в дореволюционной 170-миллионной Российской империи.

Специалисты эксперты признают, что лишение свободы для многих

несовершеннолетних – избыточная мера наказания. Нам необходимо изменить

свое отношение к детям, следую примеру большинства развитых стран, в

которых отношение к ребенку, переступившему закон, иное – его не спешат

карать, а предпочитают воспитывать, считая, что рецидивист, выросший из

малолетнего заключенного, в конечном счете, обойдется обществу дороже.

Уже более 100 лет известна форма судопроизводства, с помощью которой

цивилизованное государство «протягивает руку» ребенку, сделавшему неверный

шаг.

Хочется верить, что Россия станет цивилизованным государством,

обратясь к своему будущему, детям.

КОНЦЕВЫЕ СНОСКИ

1 Дигесты Юстиниана: Избр. Фрагменты / Пер. и примеч. И. С.Перетерского.

М., 1984. С.89.

2 Дигесты Юстиниана. С.90.

3 Каролина: Уголовно-судебное уложение Карла V. Алма-Аты, 1967. С. 114-115.

4 Люблинский П. И. Суды для несовершеннолетних в Америке как воспитательные

и социальные центры. М.,

1911 . С. 3.

5 Э. Б. Мельникова. Ювенальная юстиция. М., Дело, 2001 г., С. 48.

6 Люблинский П. И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте

(социально-правовые очерки). М. 1923. С. 169.

7 Люблинский П. И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте

(социально-правовые очерки). М. 1923. С. 49.

8 Свод законов Российской империи. Т. XV. 1909 г.

Список документов

1.Конституция Российской Федерации. 1993 г.

2.Минимальные стандартные правила организации объединенных наций,

касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские

соглашения) Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября

1985 года.

3. Руководящие принципы организации объединенных наций для

предупреждения преступности среди несовершеннолетних. (Эр-Риядские

руководящие принципы) Приняты и провозглашены резолюцией 45/112 Генеральной

Ассамблеи от 1 декабря 1990 года.

4. Правила организации объединенных наций, касающиеся защиты

несовершеннолетних, лишенных свободы. Приняты и провозглашены резолюцией

45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года.

5. конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года

Список использованной литературы

1. Ларин А. М., Мельникова Э.Б., Савицкий В. М. Уголовный процесс России:

Лекции-очерки. М. 1997.

2. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция. М. Дело. 2001 г.

3. Правосудие по делам несовершеннолетних: Перспективы развития / Сб. ст.

Вып.1. М. 1999 г.

4. Слуцкий Е. Г., Скомарцева И. В. Основы ювенологии. СПб., 1999г.

5. Судебная реформа в России / Сб. ст. М., 1992 г.

6. Мельникова Э.Б. Из истории российской ювенальной юстиции //

Правозащитник. 1998. №3.

7. Петрухин И. Л. Человек и власть. М., 1999.

8. Криминология: Учеб. для юрид. вузов / Под ред. А. И. Долговой. М.,

1997.

9. Мельникова Э.Б., Ветрова Г. Н.. Закон о ювенальной юстиции в

Российской Федерации (проект) // Правозащитник. 1996.


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.