реферат, рефераты скачать
 

Роль католической церкви в средневековой Европе


ознаменован разделением церквей.

Таким образом, исключительное положение, которое занимал папа в VII-

IX вв. в Европе, свелось практически к нулю в IX-XI вв. Папа перестал быть

самостоятельным правителем и главой римско-католической церкви

одновременно.

ГЛАВА II. ВОЗВЫШЕНИЕ ПАПСТВА В XII-XIII ВВ.

Часть 1. Зенит могущества церкви при Иннокентии III.

Папство с середины XI в. добивалось повсеместного восстановления

канонического права, в том числе и в вопросе о выборах духовных иерархов.

Каноническое право представляет собой совокупность норм, сформированных на

основе канонов – актов церковной власти, имеющих силу закона. «Каноническое

право включает решения вселенских соборов, изречения отцов церкви, папские

декреты, освященные церковной традицией, обычаи».[9] В 1059 г. на

Латеранском синоде, папа Николай II издал декрет об избрании папы римского

коллегией кардиналов. С этого момента ни император, ни римская знать не

могли избрать или назначить папу. Коллегия кардиналов была

интернациональной по составу, таким образом, воплощая вселенскую церковь во

главе с понтификом. Одной из причин возвышения папства в XII в. явилась

организация крестовых походов. Крестоносцы, уходя в поход, отдавали свои

земли церкви, «вплоть до благополучного возвращения». «Отдать церкви –

означало защитить «осиротелую» землю от рук соперника с надеждой получить

ее обратно при возвращении из крестового похода».[10] Таким образом, за

время крестовых походов церковь вновь возвратила себе земельные ресурсы.

Так как крестоносцы редко возвращались, то церковь оставляла за собой право

владеть их землей.

Новая страница в истории папства открывается с началом понтификата

папы римского Иннокентия III (1198-1216 гг.). Папа обратился к итальянцам с

призывом противостоять германской расе. Иннокентий возбуждал народные массы

против Германии, затем, чтобы самому обрести над ней власть. Папа подавлял

всякую попытку к независимости на севере Папской области. Таким образом,

папа Иннокентий III используя ослабление Германии, смог подчинить себе не

только епископат, но и светских владык. Иннокентий III стал сувереном

значительных территорий в Европе: короли Скандинавии, Португалии, Арагонии

и Англии, владыки Сербии и Болгарии признали земельную зависимость от папы

и платили церкви огромную дань. Другие государства платили Грош Св. Петра,

то есть ежегодное пожертвование Святому Престолу, и мирились с

вмешательством папы в дела их государств. Иннокентий III организовал

административный и фискальный аппараты, а точнее наделил их еще большей

властью. «Штат куриальных советников и легаты, разосланные во все страны

Европы, контролировали выполнение папских постановлений».[11] Иннокентий

III стремился превратить всех государей Европы в вассалов Святого Престола.

В 1198 г. вдова Генриха VI признала вассальную зависимость Сицилии от Рима,

а после ее смерти в том же году, папа Иннокентий III стал регентом при ее

сыне Фридрихе II. В этом же году папа организовал IV крестовый поход против

мусульманского Египта. Так как, у папы не хватило средств, чтобы оплатить

услуги Венеции в организации крестового похода, он помог венецианцам в 1202

г. захватить их торгового конкурента – город Задар. После захвата Задара

крестоносцы стали обсуждать перспективы вмешательства в византийские дела.

Византия была обязана платить дань папе, но в 1204 г. византийский

император Исаак II не смог расплатится с папой, и крестоносцы опустошили

Константинополь.

За год до смерти Иннокентий III созвал в Латеране величайший собор

Средневековья – IV Латеранский собор. Собор осудил еретические учения и

призвал к борьбе с ними как церковь, так и светскую власть. Были выработаны

юридические основания для учреждения инквизиции, о которой пойдет речь в

следующей части курсовой работы. Христианам надлежало раз в год

исповедоваться у приходского священника. Священникам вменялось в

обязанность сохранять тайну исповеди. Собор предписал евреям носить особую

одежду и запретил выходить на улицу в Страстную Субботу. Папа Иннокентий

III настоял на принятии решений, которые превращали крестовые походы в

постоянно действующий институт. Был установлен обязательный трехлетний

налог на церковь в размере 1/20 ее годовых доходов. Духовенству

предписывалось регулярно вести проповедь крестового похода.

Мне кажется, что Иннокентий III был больше воином, чем духовным

наставником. Но благодаря его победам папство обеспечило себе процветание

на век вперед. При столь честолюбивом священнике, каким являлся папа

Иннокентий III, преемники Престола Св. Петра достигли вершины своего

величия. На Латеранском соборе Иннокентий III держался как «духовный и даже

почти как светский властитель востока и запада. К стопам его легата сложил

свою корону король Англии Иоанн, и Иннокентий мог гордится двумя самыми

блестящими победами, какие когда-либо были одержаны над здравым смыслом и

над человеколюбием – установлением догмата пресуществления и введением

инквизиции».[12]

Часть 2. Инквизиция.

В 1232 г. папа Григорий IX (1227-1241 гг., происходил из рода Сеньи,

был дядей папы Иннокентия III) передал в ведение ордена доминиканцев

(нищенствующий орден братьев-проповедников) инквизицию – тайный сыск,

созданный римско-католической церковью для борьбы с еретиками. Таким

образом, инквизиция была выведена из под контроля епископов на местах

(существовала с 1215 г.) и была непосредственно подчинена апостольской

столице.

Первый шаг на пути создания инквизиции как органа церкви,

сотрудничавшего со светскими властями был сделан во время встречи папы

Луция III (1181-1185 гг.) с главой Священной Римской империи Фридрихом I

Барбароссой в 1184 г. Выработанные ими средства, оказались, однако,

недостаточными для пресечения деятельности многочисленных еретических сект,

в первую очередь движения катаров и вальденсов в Западной Европе. Учения

катаров и вальденсов были решительно осуждены еще при папе Иннокентии III

на IV Латеранском соборе. По завершении затянувшихся на целое двадцатилетие

войн с южнофранцузскими последователями ереси катаров – альбигойцами (1209-

1229 гг.) на церковном соборе в Тулузе было решено ужесточить меры против

еретиков. С переходом инквизиции в ведение ордена доминиканцев,

преследование еретиков приобрело невиданный размах, наравне с еретиками

преследовались «ведьмы» и «колдуны».

Верховным главой инквизиции являлся сам папа римский. «Именно ему –

наместнику бога на земле – служила и подчинялась эта машина, созданная

церковью и существовавшая с ее благословения».[13] Монахи и инквизиторы,

несмотря на то, что назначались на эти должности непосредственным

начальством, в правовом отношении зависели от папства. Существовал

инквизиционный трибунал, который не подлежал цензуре или контролю со

стороны папских легатов или со стороны руководителей монашеских орденов,

назначавших инквизиторов. Но папа римский не мог удержать под контролем

деятельность инквизиции, так как территориальный масштаб деятельности

инквизиции постоянно расширялся. С возникновением протестантской ереси,

папство создало в системе курии учреждение, которое возглавило борьбу с

ересями во вселенском масштабе. Это учреждение было создано в 1542 г. папой

Павлом III и вошло в историю под названием Священной конгреации римской и

вселенской инквизиции. Инквизиторы обладали правом прощать друг другу и

своим подчиненным прегрешения, связанные с их профессиональной

деятельностью (начиная с 1245 г.).

Основанием для начала следствия служил донос или показания

подследственного, выдвинутые против третьего лица. На основе этого

инквизицией начиналось предварительное следствие, затем собранный материал

передавался юристам-квалификаторам (существовали с XIV в.). Получив

положительное мнение юриста, инквизитор отдавался приказ об аресте

подозреваемого. Очные ставки свидетелей обвинения с арестованными

запрещались. Единственной причиной для отвода свидетелей являлась личная

вражда. Никаких ограничительных сроков для проведения следствия не

существовало. Инквизиторы при желании могли держать подозреваемого в камере

неограниченное время. Человек мог умереть в ходе следствия или допроса, но

в этом случае не действовало знаменитое: cessanta causa cessat

effectus[14], оставались родственники умершего. Следующим этапом после

следствия в инквизиционной процедуре являлся допрос. Цель допроса – любым

способом добиться у обвиняемого признания. На мой взгляд, отличительной

чертой инквизиторского суда являлось, то, что для него не существовало

никаких обстоятельств, смягчающих вину, кроме как полного подчинения

обвиняемого воле инквизиторов. Как я уже говорила, кроме осужденного

наказание несли его родственники и потомки.

После того как следствие было завершено, инквизиторы оглашали

приговор. Таким образом, наступало аутодафе – церемония приведения в

исполнения приговора инквизиции. Аутодафе включало в себя оглашение

приговора в присутствии королевского двора и местных властей, исполнение

приговора: наказание плетьми, сожжение на костре и т.д., что осуществлялось

светской властью.

Я считаю, что суды инквизиции были чрезвычайно выгодны для

католической церкви. Так как церковь получала средства для проведения

крестовых походов (в XIII в. довольно популярным наказанием было

принудительное участие в крестовых походах), кроме того, папская казна

обогащалась за счет изымаемых инквизицией материальных ресурсов у

осужденных. Можно даже сказать, что инквизиция способствовала укреплению

веры, но основанием для веры был страх.

Таким образом, возвышению папства в XII-XIII вв. способствовало

проведение крестовых походов и мудрая политика папства, ставившего своей

целью объединить вокруг Рима весь мир, сделать Рим духовным мировым

центром. Иннокентий III поднял Рим на вершину могущества, его преемники на

Св. Престоле. продолжали его курс.

ЧАСТЬ III. АВИНЬОНСКИЕ ПАПЫ И «ВЕЛИКИЙ ЗАПАДНЫЙ РАСКОЛ».

Передача папством владений сицилийской короны Карлу Анжуйскому

вызвала недовольство арагонского короля Педро III, опасавшегося чрезмерного

усиления власти Франции в Южной Италии. Результатом этого спора явилось

низложение короля Педро III папой Мартином IV (1281-1285 гг.). Мартин IV

передал французскому принцу арагонскую корону и призвал к организации

крестового похода на Арагон. Крестоносцы предали «мечу и огню» все

побережье Арагона, однако, дойдя до Барселоны из-за недостатка армии

(папско-французский крестоносный флот был уничтожен в морском сражении у

Палермо) были вынуждены отступить. Был заключен мир, по которому папско-

французская коалиция понесла огромные потери: Неаполитанское королевство

распалось на две части – остров Сицилию, доставшийся Арагону, и Южную

Италию с Неаполем, оставшихся в руках французов.

С ликвидацией германской проблемы, для папства возникла новая –

французская. Экономическая политика Франции к началу XIV в. создала

благоприятную почву для развития центристских тенденций. Естественно, что

папство отстаивало везде свое неограниченное господство и не допускало

образования сильной власти, которая смогла бы оказать сопротивление

притязаниям Рима. В это время «особая забота» о Франции становится в центре

внимания папской политик. Папа старался не ссорится с Францией, уступая ей

в территориальных вопросах. Но дружба между Римом и Францией была

непродолжительной.

В 1294 г. французский король Филипп IV Красивый для покрытия военных

расходов в войне с Англией, распространил на духовенство специальный налог.

Но, это противоречило закону, согласно которому на обложение налогом

духовенства и церковных земель требовалось согласие Рима. Папа Бонифаций

VIII выступил с резкой критикой французской политики и запретил обложение

налогом духовенства без разрешения папской курии. Филипп IV в свою очередь

запретил вывоз из Франции золота, серебра и драгоценных камней за границу,

и папа римский лишился возможности получать средства из Франции. Между тем,

до Рима доходят слухи, что французский король распоряжается так, будто «на

свете нет папы». 18 ноября 1302 г. появляется булла «Unam Sanctam», в

которой говорилось, что на свете существует единая святая католическая

церковь, кто не повинуется церкви, тот противится воле господней, а также в

булле было сказано, что «короли должны служить церкви по первому приказанию

папы» и папе принадлежит право карать светскую власть. Папа все еще

надеялся на примирение с Францией. Однако, «государственный совет Франции

по инициативе ближайшего советника Филиппа IV – Гильома Ногаре обвинил

Бонифация VIII в том, что он противозаконно занимает престол и вынес

решение о немедленном созыве собора»[15] с целью низложения папы. Ногаре

отправился в Италию, собрав всех противников папы в небольшой отряд,

захватил и заточил папу Бонифация VIII в городе Ананьи, для того, чтобы

помешать отлучению Филиппа IV от церкви. Вскоре папа был освобожден

горожанами, но через три дня после этого (11 сентября 1303 г.) Бонифаций

VIII умер в Риме от апоплексического удара. Новым папой был избран Бенедикт

XI, который был вскоре отравлен.

На конклаве 1305 г., не без вмешательства Филиппа IV, папой был

избран француз Бертран де Го, принявший имя Климент V. Климент, венчавшийся

папской тиарой в Лионе, отказался переехать в Рим и перенес папскую столицу

в Авиньон, положив тем самым начало Авиньонского пленения пап. Перенос

папской столицы в Авиньон означал полное падение влияния сторонников

«римского» папы. Авиньон находился во владениях французского короля, и он

мог через своих сторонников диктовать политику, выгодную Франции. Но все

большее количество стран становится недовольными авиньонского папы.

Фактически, церковью управлял французский король.

В 1328 г. римский император выступает против авиньонского папы Иоанна

XXII. Император объявил о выборах нового папы (фактически антипапы). В Риме

на папский престол был возведен Николай V. Но, спустя два года, лишенный

поддержки римского императора, антипапа Николай V сдался на милость

авиньонского папы Иоанна XXII и был заключен в авиньонском монастыре. В

1370 г. усиливается антифранцузская оппозиция итальянских городов. В 1376

г. папа Григорий XI в окружении 15 кардиналов окончательно покинули

Авиньон. Флоренция воспротивилась «профранцузскому» папе и организовала

бунт с намерением недопустить Григория XI в Рим. Но папа все-таки сумел

подавить мятеж, вернулся в Рим и наложил на Флоренцию интердикт. Так

закончилось Авиньонское пленение пап.

В 1378 г., после смерти Григория XI, опасаясь того, что 16

кардиналов, 11 из которых были французы, выберут папу-француза, римляне

постарались обеспечить избрание итальянца, оказав непосредственное давление

на конклав, в Риме папой избрали Урбана VI. Но через три месяца французские

кардиналы опираясь на своего короля Карла V объявили выборы в Риме

недействительными и избрали папой француза – Климента VII. Резиденцией

новоизбранного папы стал город Авиньон. Оба папы (авиньонский и римский)

настаивали на своем законном избрании, предавая анафеме сторонников друг

друга и наделяли своих сторонников одними и теми же постами в церковной

иерархии. Началась Великая Схизм, расколовшая западнохристианский мир на

два, а в 1409-1417 гг. даже на три лагеря. Великая Схизма продолжалась

вплоть до 1417 г. 11 ноября 1417 г. Собор в Констанце избрал на папский

престол Мартина V, чем положил конец Великой Схизме. Собор принял пять

декретов и утвердил план реформирования церкви, средневековое устройство

которой оказалось к тому времени совершенно непригодным. Декреты определили

периодичность созыва вселенских соборов, процедуру утверждения пап, решения

споров в случае повторения схизмы. Собор существенно ограничил права

римского папы, урезал его доходы и провозгласил собор высшим органом

власти, стоящим над папой. Но, в дальнейшем папство, опираясь на светскую

власть, уклонялось от решений Констанцкого собора.

Таким образом, в XIV-XV вв. римско-католическая церковь была

раздираема борьбой пап за власть. За этот период из-за постоянных раздоров

начинается упадок папского могущества и итогом всему явилось

законодательное подчинение папы собору.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Человек раннего Средневековья был твердо утвержден, что после смерти

он предстанет перед судией небесным и должен бужет дать отчет о своей

земной жизни. Средневековое христианство нередко называют религией вины.

Страх перед неясным будущим содействовал с верой в то, что праведной

жизнью, богоудгодными поступками можно не только заслужить прощение, но и,

скажем вызвать дождь или одержать верх в сражении.

С самого начала папство претендовало на особое положение в

христианском мире. Однако, в V-VIII вв. власть папы едва ли простиралась

дальше некоторых областей Италии. В 751 г. франкский мажордом Пипин

Короткий из рода Каролингов заключил союз с папством и в 754-756 гг.,

разгромив лангобардов, основал светское государство пап в Средней Италии,

ставшее основой независимости папства. Союз папы с Каролингами

способствовал подчинению всех церквей Каролигской империи и папе.

Во второй половине IX в. сформировалась теократическая доктрина

папства. С точки зрения ее теоретика – Григория VII, папе должна была

принадлежать не только высшая духовная, но и высшая светская власть во всем

мире. Короли и императоры лишь постольку управляют своими народами

поскольку они являются слугами и вассалами папского престола, официально

именовавшегося «рабом рабов Божьих». Во второй половине XII-XIII вв.

папство встало во главе христианского мира, хотя ему и приходилось отражать

удары германских императоров и других венценосцев Европы. Эти столетия

называются эпохой папской теократии. Именно папы инициировали и

организовывали крестовые походы на Восток. Но в XIV-XV вв. авторитет

папства заметно упал за счет Авиньонского пленения пап Францией и Великой

Схизмы, когда Св. Престол находился одновременно у двух (а иногда и у трех)

пап.

Список используемой литературы.

Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. – М.,1997. – Том VI.

Григулевич И.Р. Инквизиция. – М.,1976.

Григулевич И.Р. Папство. Век XX. – М.,1981.

Католицизм. (под ред. Великовича Л.Н.). – М.,1991.

Ковальский Я.В. Папы и папство. – М.,1991.

Лозинский С.Г. История папства. – М.,1986.

-----------------------

[1] Лозинский С.Г. История папства. – М.,1986. – с. 37.

[2] итал. об отделении.

[3] Лозинский С.Г. История папства. – М.,1986. – с. 47.

[4] Ковальский Я.В. Папы и папство. – М.,1991. – с. 58.

[5] Ковальский Я.В. Папы и папство. – М.,1991. – с. 67.

[6] итал. «родного» папы.

[7] Григулевич И.Р. Папство. Век XX. – М.,1981. – с. 29.

[8] Лозинский С.Г. История папства. – М.,1986. – с. 83.

[9] Католицизм. (под ред. Великовича Л.Н.). – М.,1991. – с. 108.

[10] Лозинский С.Г. История папства. – М.,1986. – с. 108.

[11] Ковальский Я.В. Папы и папство. – М.,1991. – с. 124.

[12] Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. – М.,1997. – Том VI. – с.

517.

[13] Григулевич И.Р. Инквизиция. – М.,1976. – с. 107.

[14] лат. с прекращением причин прекращается следствие.

[15] Лозинский С.Г. История папства. – М.,1986. – с. 153.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.