реферат, рефераты скачать
 

Социально-экономические аспекты трудовых договоров


касается дополнительных отпусков, надбавок к пенсиям, досрочного ухода на

пенсию, компенсации транспортных расходов и командировочных, бесплатного

или частично оплачиваемого питания работников на производстве и их детей в

школах и дошкольных учреждениях, иных дополнительных льгот и компенсаций.

Помимо названных к числу наиболее часто встречающихся нормативных положений

коллективного договора относятся нормы, устанавливающие: перечень

работников с ненормированным рабочим днем и продолжительность для них

дополнительных отпусков; запрет привлекать к сверхурочным работам лиц,

проходящих производственное обучение; порядок выдачи заработной платы;

выдачу нарядов на сдельные работы до начала работы; льготы и преимущества

при выдаче бесплатных путевок в дома отдыха, распределение жилой площади;

порядок выплаты внеплановых авансов и т.п.

Например, «Работникам предприятия, достигшим пенсионного возраста. При

увольнении с предприятия по собственному желанию выдавать единовременное

пособие за непрерывный стаж работы на предприятии из расчёта 10 000 (10)

рублей за каждый полный отработанный год непрерывного стажа (перевод в стаж

не входит)».(

Нормы, содержащиеся в коллективных договорах, - это нормы-соглашения.

В них проявляется взаимная воля сторон договора и воля государства

(законодателя), предоставившего сторонам права по локальному

правотворчеству.

Обязательственные условия (положения) коллективного договора. В

отличие от нормативных эти условия не означают правил поведения общего

характера, рассчитанных на неоднократное применение. Они всегда конкретны и

касаются взаимных обязательств сторон, исполнение которых погашает сами

обязательства.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (ст. 13)

предусматривает, что в коллективный договор могут включаться взаимные

обязательства работодателя и работников по следующим вопросам: форма,

система и размер денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;

механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции,

выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость

переобучение, условия высвобождения работников; продолжительность рабочего

времени и времени отдыха, отпусков; улучшение условий и охраны труда

работников, в том числе женщин и молодёжи (подростков); добровольное и

обязательное медицинское и социальное страхование; соблюдение интересов

работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья; льготы для

работников, совмещающих работу с обучением; контроль за выполнением

коллективного договора, ответственность сторон, социальное партнерство,

обеспечение нормальных условий функционирования профсоюзов, иных

уполномоченных работниками представительных органов; отказ от забастовок по

условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и

полном их выполнении.

Например, пункт 2 раздела 4 коллективного договора АО

«Вагоностроитель» на 1997 г. предусмотрел, что в случае тяжелого финансово-

экономического состояния на предприятии администрация вправе направлять

работников в вынужденный отпуск с оплатой согласно законодательству», а

также - пункт 8 раздела 5 коллективного договора АО «Цепрусс» на 1997 г.

установил, при рождении второго и третьего ребенка в семье постоянного

работника предприятия оказывать материальную помощь в размере не менее 3-х

минимумов заработной платы по совместному решению администрации и профкома.

Информационные положения коллективного договора. Эти положения не

вырабатываются сторонами, а отбираются из действующего законодательства,

актов социального партнерства более высокого уровня (отраслевых,

региональных) в той части, в какой они содержат общие нормы по вопросам

регулирования труда, социально-экономических и профессиональных отношений,

характерных и для работников данного предприятия. Конкретный отбор и

включение этих положений в коллективный договор должен быть оптимальным,

чтобы не перегружать его главного содержания - нормативных и

обязательственных положений.

Современное законодательство России предусмотрело срок действия

коллективного договора от 1 до 3 лет. Начальный момент действия этого

договора связывается с подписанием его сторонами, либо днём. Установленным

в самом коллективном договоре. По истечении установленного срока

коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый

или не изменят, дополнят действующий.(

В связи с действием коллективного договора на практике часто возникают

вопросы, сохраняется ли действие договора в случаях реорганизации и

ликвидации предприятия, смены собственника имущества предприятия,

расторжения трудового договора (контракта) с руководителем предприятия.

Однозначного ответа на указанные вопросы законодательство не дает.

Так, если речь идёт об изменении состава, структуры, наименования

органа управления предприятием, коллективный договор сохраняет своё

действие, также как при расторжении трудового договора (контракта) с

руководителем предприятия, предпринимателем (не собственником). При

реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет своё действие на

период реорганизации. Затем он может быть пересмотрен по инициативе одной

из сторон. При ликвидации предприятия в порядке и на условиях,

установленных законодательством, коллективный договор действует в течение

всего срока ликвидации.

Действие коллективного договора при смене собственника имущества

предприятия сохраняется лишь в течение 3 месяцев. В этот период стороны

вправе начать переговоры о заключении нового договора или договориться о

сохранении, изменении и дополнении условий (положений) действующего

коллективного договора.

По взаимному согласию сторон в течение срока действия коллективного

договора в его содержание могут вноситься изменения и дополнения. Порядок

их внесения определяется коллективным договором, а если он не определен - в

порядке аналогичном порядку заключения этого договора. При этом в ходе

пересмотра коллективного договора должен быть решен вопрос о возможности

сохранения льгот для работников и выполнения других условий,

предусмотренных прежним договором.

Например,

«1. Дополнения и изменения вносятся в коллективный договор только в

исключительных случаях, а в прилагаемые к нему документы (Приложение) - по

мере необходимости.

2. Исключительным случаем считается изменение правовой или

экономической и социальной ситуации предприятия, создающей

невозможность выполнения обязательств, предусмотренных настоящим

колдоговором.

2. Инициативой внесения предложений по дополнению или изменению

колдоговора обладают: администрация АО, профсоюзная организация,

трудовой коллектив. Они вносятся в порядке, установленном для

принятия колдоговора, по взаимному согласию.

3. Принятые дополнения или изменения размножаются и направляются во

все подразделения».(

IV. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА.

РАЗРЕШЕНИЕ ВОЗНИКАЮЩИХ ВОПРОСОВ.

Действующее законодательство предусматривает обязательную процедуру

разработки и заключения коллективных договоров. Начальной стадией такой

процедуры являются коллективные переговоры. В качестве инициатора

коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению договора

вправе выступить любая из сторон. Для этого она должна послать письменное

уведомление о начале переговоров другой стороне, которая обязана в

семидневный срок со дня получения уведомления начать переговоры. При

наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных

работниками представительных органов каждому из них предоставляется право

на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или

представляемых им работников.

Письменное уведомление о начале переговоров по новому коллективному

договору любая из сторон вправе направить в течение трёх месяцев до

окончания срока действия прежнего договора или в срок, указанный этим

договором.

Если в ходе переговоров между сторонами возникнут разногласия,

составляется протокол разногласий. В течение трёх дней после составления

протокола разногласий стороны проводят консультации, формируют из своего

состава примирительную комиссию, а при недостижении согласия в ней

обращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон. В качестве

посредника стороны обычно выбирают авторитетного юриста (экономиста),

специалиста или общественного деятеля. Примирительная комиссия либо

посредник в срок до 7 дней рассматривают протокол разногласий и выносят

рекомендации по существу спора.

За время переговоров в отношении лиц, участвовавших в их проведении.

Законодательство установило ряд гарантий и компенсаций. Представители

сторон, а также специалисты, приглашенные для участия в работе комиссий, на

время переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего

заработка на срок не более 3 месяцев в течение года и включением времени

участия в переговорах в трудовой стаж.

Представители профсоюзных организаций и трудовых коллективов,

участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть

подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу,

перемещены или уволены по инициативе администрации без предварительного

согласия уполномочившего их на представительство органа.

Для конкретного ведения коллективных переговоров и подготовки проекта

коллективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из

наделенных необходимыми полномочиями представителей. Состав комиссии,

сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением

сторон. Участвующим в переговорах сторонам предоставляется полная свобода в

выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного

договора. Работодатель и его уполномоченные представители обязаны

предоставить другой стороне имеющуюся у них информацию, необходимую для

коллективных переговоров. При этом участники переговоров, другие лица,

связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если

они являются государственной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие

эти сведения, привлекаются в установленном законом порядке к

ответственности.

При недостижении согласия сторон по не зависящим от них причинам

составляется протокол, в который вносятся окончательно сформулированные

предложения сторон о мерах, необходимых для устранения этих причин, а также

о сроке возобновления переговоров.

Согласованные сторонами вопросы о порядке, сроках разработки проекта и

заключения коллективного договора, составе комиссии по подготовке проекта,

месте проведения и повестке дня переговоров оформляются приказом по

предприятию и решением профкома или иного уполномоченного работниками

представительного органа.

В тех случаях, когда со стороны работников выступает сразу несколько

профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов, ими

формируется объединенный представительный орган для ведения переговоров,

разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора.

Единый проект договора подлежит обязательному обсуждению работниками в

подразделениях предприятия и дорабатывается с учетом поступивших замечаний,

предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждается общим

собранием (конференцией) трудового коллектива и подписывается со стороны

работников всеми участниками объединенного представительного органа.(

Если в объединенном представительном органе не будет достигнуто единое

согласованное мнение, общее собрание (конференция) трудового коллектива

принимает наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает

профсоюзу, иному уполномоченному работниками представительному органу,

разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключить

после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от

имени трудового коллектива с работодателем. При несогласии принятия единого

коллективного договора профсоюз, иной уполномоченный работниками

представительный орган вправе самостоятельно вести переговоры и заключать

коллективный договор от имени представляемых работников или предлагать и

заключать приложение к единому коллективному договору, защищающее

специфические интересы представляемых работников по профессиональному

признаку. Приложение является неотъемлемой частью коллективного договора и

имеет равную с ним юридическую силу. Таким образом, в условиях плюрализма

профсоюзов на предприятии допускается заключение и действие нескольких

коллективных договоров.(

Действующее законодательство предусмотрело процедуру уведомления

регистрации коллективного договора, которая осуществляется в

соответствующих органах Министерства труда и занятости РФ. Обязанность

направить в семидневный срок в указанные органы подписанные сторонами

коллективный договор, приложения, протоколы разногласий возлагается на

работодателя. С уведомительной регистрацией, однако, не связывается

вступление коллективного договора в юридическую силу. Такое значение имеет

не уведомительная регистрация, а акт подписания коллективного договора его

сторонами.

V. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ УСЛОВИЙ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА НАРУШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И НЕВЫПОЛНЕНИЕ

КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРНЫХ УСЛОВИЙ.

Эффективность действия коллективного договора во многом зависит от

того, как организован контроль за выполнением его условий (положений).

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусматривает

осуществление контроля:

непосредственно сторонами или уполномоченными ими представительными

органами (представителями);

соответствующими органами Министерства труда и занятости населения РФ.

При этом формы контроля могут быть самыми разнообразными и предусматривать

как проверку выполнения отдельных конкретных (взаимных) обязательств

сторон, так и содержания договора в целом.

Ежегодно (обычно в конце календарного года) или в сроки,

предусмотренные в коллективном договоре, стороны, подписавшие договор,

должны отчитаться о его выполнении на общем собрании (конференции)

трудового коллектива. При осуществлении контроля и подготовке к отчету

стороны обязаны предоставлять всю необходимую информацию.

Например:

«1. Контроль за исполнением коллективного договора осуществляет:

1. Администрация АО регулярно в соответствии с разработанным ею

графиком проверок.

2. Профсоюзным комитетом поквартально.

3. Совместно на заседании профкома и администрации по окончании

полугодия (паритетно).

Расширенный профком окончательно определяет объективность причин

неисполнения тех или иных обязательств, дает общую оценку исполнения,

выносит соответствующие рекомендации.

4. Трудовыми коллективами подразделений и последующей общезаводской

конференцией по окончании календарного года, которые обсуждают

выполнение колдоговора, выносят необходимые решения и рекомендации.

2. Неисполнение без уважительных причин обязательств, документов

колдоговора, влечет за собой применение к ответственным лицам мер

дисциплинарного воздействия в соответствии с КЗоТ РФ и Законом «О

коллективных договорах и соглашениях».(

Наряду с контролем важным средством обеспечения реального выполнения

коллективного договора является устанавливаемая в отношении его сторон

ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих

обязательств. Такая ответственность предусматривается различными

нормативными актами и имеет свою специфику в зависимости от того, какая

сторона и какие конкретно лица оказались виновными в невыполнении

обязательств по коллективному договору.

Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусматривает

юридическую ответственность главным образом должностных лиц, представляющих

в договоре работодателя. Эта ответственность выражается преимущественно в

форме штрафа и носит административно-правовой характер. Она устанавливается

за следующие нарушения:

за уклонение от участия в переговорах;

за нарушение и невыполнение коллективного договора;

за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и

осуществление контроля за соблюдением коллективного договора.

Ответственность лиц, представляющих работодателя, которые уклоняются

от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению договора

или нарушили установленный 7-дневный срок начала переговоров, выражается в

штрафе, исчисляемом в размере до 10-кратной величины минимального размера

оплаты труда за каждый день после истечения 7-дневного срока. Такая же

ответственность устанавливается и за необеспечение работы комиссии по

переговорам в определенные сторонами сроки. Указанный штраф налагается в

судебном порядке.

Ответственность за нарушение и невыполнение коллективного договора

лицами, представляющими работодателя, устанавливается более жестко. Они

подвергаются штрафу в размере 50 минимальных размеров оплаты труда, также

налагаемому в судебном порядке.( По требованию профкома или иного

уполномоченного работниками представительного органа собственник, орган

государственного управления обязан принять меры, предусмотренные

законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются и не

выполняются обязательства по коллективному договору. Наиболее

распространенной формой юридической ответственности руководителей

государственных предприятий и других должностных лиц из числа

администрации, виновных в указанных нарушениях, является дисциплинарная

ответственность. Она наступает за нарушение таких обязательств, которые

входят в круг служебных обязанностей должностных лиц. Меры дисциплинарного

воздействия могут быть различными, вплоть до увольнения, в зависимости от

характера нарушения, его тяжести и личности нарушителя. Дисциплинарные

взыскания налагаются руководителем предприятия и другими лицами по

подчиненности. За преступные нарушения условий (положений) коллективного

договора лицами, представляющими работодателя, уголовное законодательство

России (140 УК РФ) предусматривает уголовную ответственность.

Действующее законодательство не исключает сочетания различных видов

юридической ответственности за виновное нарушение должностными лицами

обязательств по коллективному договору (например, административной

ответственности в форме штрафа и дисциплинарной ответственности).

Ответственность за непредоставление информации, необходимой для

коллективных переговоров и осуществления контроля, лица, представляющие

работодателя, несут либо в виде соответствующих мер дисциплинарного

наказания, либо подвергаются штрафу в размере до 50-кратной величины

минимального размера оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

Привлечение лиц, представляющих работодателя, к штрафу за указанные

выше нарушения производиться судом:

1) по заявлению (представлению) представителей работников;

2) по заявлению соответствующих комиссий (по коллективным договорам);

3) по инициативе прокурора.

Порядок и сроки рассмотрения дел о наложении штрафа регламентируются

Кодексом об административных правонарушениях.

Наряду с ответственностью лиц, представляющих работодателя, важное

практическое значение имеет вопрос об ответственности другой стороны

коллективного договора - работников предприятия.

Действующее законодательство не предусматривает в отношении трудового

коллектива и отдельных работников за выполнение обязательств по

коллективному договору какой-либо юридической ответственности. Они несут

главным образом моральную и общественную ответственность. Если же в

невыполнении работником условий коллективного договора имеются признаки

дисциплинарного проступка, он может быть привлечен к дисциплинарной

ответственности, а в надлежащих случаях (при наличии имущественного ущерба)

- к материальной ответственности.

Профком предприятия и иной уполномоченный работниками представительный

орган за невыполнение обязательств по договору несут лишь моральную

ответственность перед трудовым коллективом, который они представляют.

Отдельные профсоюзные работники за невыполнение своих представительских

обязательств могут привлекаться к ответственности в порядке профсоюзной

дисциплины - по уставу профсоюзов, а также в соответствии с Законом «О

профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В ст. 31

говориться. Что за невыполнение своих обязательств по коллективному

договору, соглашению … профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы,

несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, Закон предусматривает возможность ответственности

профсоюзов как общественной организации, так и юридического лица и, вместе

с тем, ответственности лиц, входящих в руководящие профсоюзные органы.

Причём их юридическая ответственность устанавливается в соответствующих

федеральных законах. Если в федеральных законах она отсутствует (как в

настоящее время - за невыполнение своих обязательств по колдоговору),

профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, к юридической

ответственности привлечены быть не могут. Основным видом ответственности в

этом случае профкома, работников избранных в него, является общественная -

перед членами профсоюза, работниками, в интересах которых был заключен

коллективный договор. В связи с невыполнением своих обязательств по

коллективному договору профком по воле членов профсоюзной организации может

быть переизбран, либо из него выведены отдельные члены профкома, виновные в

невыполнении обязательств по колдоговору.

Кроме того, например, если стороны предусмотрели в содержании

коллективного договора обязательство об отказе от забастовок по условиям,

включенным в данный договор, при своевременном и полном их выполнении, а

трудовой коллектив или профком указанное обязательство не выполняют, при

признании забастовки незаконной они могут быть привлечены и к имущественной

ответственности. Возмещение ущерба, причиненного собственнику при

незаконной забастовке, проводившейся по решению трудового коллектива,

производится из фонда потребления предприятия в судебном порядке. В случае,

если незаконная забастовка проводилась по инициативе профсоюза, возмещение

ущерба производится за счёт его средств в размере, определяемом судом с

учётом имущественного положения профсоюза.(

Список использованной литературы:

1. Власов В.И. Соглашения и коллективные договоры. Защита от безработицы //

Государство и право. - 1995 г. - № 8;

2. Шебанова А.И. Соглашения и коллективные договоры в условиях формирования

рыночных отношений // Государство и право. - 1993 г. - № 9;

3. Комментарии к законодательству о коллективных договорах и соглашениях.

М. - 1993 г.;

4. Кодекс Законов о Труде РФ, гл. II.

5. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.92 г. с

изменениями 24.11.95 г. // «Российская газета» от 5.12.95 г.;

6. Федеральный закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»

от 23.11.95 г.;

7. Федеральный закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях

деятельности»;

8. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г.;

9. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 г.;

10. Кодекс об Административных Правонарушениях РСФСР от 20.06.84 г. в

редакции на 01.02.98 г.;

11. Коллективный договор АО «Вагоностроитель» на 1997 г.;

12. Коллективный договор АО «Цепрусс» на 1997 г.

( Шебанова А.И. Соглашения и коллективные договоры в условиях формирования

рыночных отношений. Государство и право. 1993 г. №9.

( Там же.

( Комментарии к законодательству о коллективных договорах и соглашениях.

М., 1993 г.

( Коллективный договор АО «Вагоностроитель» на 1997 г.

( КЗоТ РФ, гл. II.

( Коллективный договор АО «Цепрусс» на 1997 г.

( Власов В.И. Соглашения и коллективные договоры. Защита от безработицы //

Государство и право. №8

( ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.95 г.

( Коллективный договор АО «Вагоностроитель» на 1997 г.

( Закон «О коллективных договорах и соглашениях» с изменениями от 24.11.95

г.

( Шебанова А.И. Соглашения и коллективные договоры в условиях формирования

рыночных отношений. Государство и право. 1993 г. №9.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.