реферат, рефераты скачать
 

Социально значимые качества личности юриста


приобретаемого опыта. На их основе в процессе социализации у человека

формируются социально обусловленные способности, уже как продукт усвоения

определенного социального опыта, становление характера и всестороннего

развития личности.

Совокупность нескольких способностей, которые определяют особые

профессиональные достижения человека, заметно выделяющие его среди других

лиц, свидетельствует о его особой одаренности. Высшим проявлением

одаренности является талант, помогающий человеку творчески решать сложные

задачи, создавать новое, находить оригинальные решения сложных проблем. В

психологии выделяют общие специальные способности, которые имеют связь

между собой. Общие способности обеспечивают в целом относительную легкость

и высокую продуктивность овладения знаниями, различными видами

деятельности. К общим способностям относят интеллектуальные способности,

которые проявляются в обучаемости индивида, и творческие способности,

позволяющие человеку использовать свои знания и умения применительно к

новым объектам познания, принимать оптимальные решения в нестандартных

условиях при значительном дефиците информации и времени.

В отличие от них, специальные способности помогают человеку добиваться

высоких достижений в какой-либо узкой профессиональной деятельности. С

психологической - это сенсорные, двигательные способности. С

профессиональной точки зрения - это музыкальные, художественные,

математические способности. В деятельности человека проявляются два уровня

развития способностей. Первый - это репродуктивный уровень развития

способностей, характеризующийся умением человека усваивать новые знания,

овладевать навыками их применения в типовых условиях деятельности при

решении стандартных задач. И второй, более высокий уровень развития

способностей - творческий. Он проявляется в проблемных ситуациях, в умении

находить оригинальные, нестандартные решения, создавать новое.

Деятельность юриста многогранна, поэтому она, прежде всего, требует

хорошо развитых общих способностей, основу которых составляют

интеллектуальные и творческие способности человека. (8, с. 327( говоря о

профессии следователя, как о наиболее сложной юридической профессии, А.Р.

Ратинов относит ее к тем видам деятельности, успех и выдающиеся достижения

которых, связаны с общим высоким развитием личности, чем со специальными

способностями. (4; с. 17(

Интеллектуальные способности человека, как показатель его уровня

общего развития включают в себя сложные психические образования: мышление

(гибкость, переключаемость мыслительных процессов, способность

генерирования новых идей), развитое воображение, хорошую емкость памяти,

острую наблюдательность, которые тесно связаны с творческим потенциалом

личности. Гуревич Н.М. считает, что интеллект проявляется не в простой

организации знаний, применении их к различным ситуациям, а творческом

преобразовании заданного материала и получении на этой основе новых данных

(знаний, способов работы), в своеобразии и оригинальности такой переработки

(5; с.205(. Это проявляется в способности и потребностях человека активно

познавать неизвестное, в его умении обобщать и выделять главное,

осуществлять перенос усвоенной информации на новый материал, прогнозировать

процесс познания и его результаты. Интеллектуальные, познавательные

способности проявляются в умственной работоспособности, быстроте и

устойчивости мыслительной работы, в выборе видов занятий и отдыха.

Развитый интеллект - основа творческих способностей юриста, так как

интеллект и творческие способности неразрывно связаны между собой. В

структуре способностей юриста имеют важное значение и коммуникативные

способности, облегчающие взаимопонимание людей, организацию ими совместной

деятельности, продуктивный обмен информацией и сотрудничество.

Юрист должен быть наделен хорошими организаторскими способностями, в

основе которых лежат такие черты характера, как активность,

самостоятельность, инициативность, решительность, определенные волевые

качества, способность предвидеть результаты своей целенаправленной

деятельности. В зависимости от решаемых юристом задач одни из них на время

будут проявлять себя в качестве ведущих, другие будут играть

вспомогательную роль.

Феномен компенсации, компенсаторные возможности психики субъекта

деятельности являются составным элементом такого понятия, как способности,

в данном случае - профессиональные способности юриста. Именно этим

феноменом можно объяснить высокие результаты в работе многих юристов,

наделенных в равной мере теми или иными профессионально важными качествами,

свойствами личности, которые придают творческий характер их стилю

деятельности. (8; 328(

2. 3. Критерии профессиональной пригодности к профессии юриста

Объективная оценка способности юриста, его индивидуально-

психологических, характерологических особенностей, свойств личности под

углом зрения требований его профессиональной деятельности проводится с

использованием разработанных для этих целей специальных критериев

профессиональной пригодности. Профессионально значимые способности юриста,

его пригодность к правоохранительной деятельности, уровень профессионализма

оценивают с помощью:

. квалификационных критериев, которые отражаются в различного рода

документах о полученном образовании, переподготовки, специализации;

. объективных критериев, отражающих эффективность труда юриста с

использованием количественных и качественных характеристик. Например,

по числу рассмотренных дел, проведенных проверок за какой-то

определенный промежуток времени; по числу получаемых поощрений и

взысканий, по его отношению к выполнению своих служебных обязанностей;

. психологических критериев, выявленных в результате

психодиагностического обследования юриста с использованием специально

подобранных для этих целей методик.

Таким образом, психологические критерии проявляются в тестовых оценках

кандидата. Их надежность зависит от качества психодиагностического

обследования, правильности интерпретации полученных результатов. Эту работу

могут выполнять только квалифицированные психологи. Эти психологические

(тестовые) критерии должны быть тесно связаны с объективными критериями

профессиональной пригодности юриста. (9; 387- 388(

Критерии профессиональной пригодности (как объективные по результатам

работы, так и психологические, выявленные в ходе тестирования) должны:

. отражать только значимые показатели, соответствующие стабильным,

устойчивым параметрам правоохранительной деятельности;

. различать работников с высокой и низкой профессиональной пригодностью;

. быть удобными в использовании при оценке деятельности и личности

любого юриста, способности которого к профессиональной деятельности

необходимо исследовать. (6; 40-47(

Совокупность всех этих критериальных оценок позволяет составить

предварительный профессиональный прогноз на кандидата, отбираемого в

правоохранительные органы, выдвигаемого на ту или иную работу в них,

подготовить заключение о степени его профессиональной пригодности с точки

зрения того, насколько его психологические личностные качества, способности

соответствуют требованиям, предъявляемым правоохранительной деятельностью к

личности.

2. 4. Психодиагностика кандидатов, отбираемых в

правоохранительные органы

Психодиагностическое обследование кандидатов на службу в

правоохранительные органы должно производится с помощью специально

подобранной батареи тестов, которые обеспечивают решение следующих задач:

отбор кандидатов, наиболее пригодных по своим индивидуально-психологическим

качествам к работе в правоохранительных органах; выявление и отсев лиц,

которые по своим интеллектуальным способностям могут быть в значительной

степени подвержены профессиональной дезадаптации и, соответственно, не

отвечают требованиям, предъявляемым работникам правоохранительных органов.

При психодиагностическом обследовании кандидатов из резерва на

выдвижение может производится психологическая оценка степени их пригодности

для работы в качестве руководителей. В этом случае используется та же самая

батарея тестов, что и при отборе лиц, впервые поступающих на работу, с той

лишь разницей, что оценке подвергаются также качества, профессионально

важные для лиц, назначаемых на должности руководящих работников.

В соответствии с указанными выше задачами психодиагностические тесты

должны:

. выявлять общий уровень интеллектуального развития кандидата, структуру

его индивидуально-психологических свойств, особенности темперамента и

характера, адаптивные возможности к избранной профессии;

. быть достаточно надежными, обладать не только текущей

(диагностической), но и прогностической валидностью, т.е. давать

возможность не только оценивать актуальное состояние кандидата, но и

составлять научно обоснованной, достоверный прогноз относительно его

дальнейшего наиболее эффективного использования;

. быть компактными, удобными для группового обследования кандидатов в

ограниченные промежутки времени с использованием автоматизированной

обработки результатов тестирования;

. перепроверять и взаимодополнять друг друга в целях повышения

надежности, точности и достоверности полученных результатов.

Психологическое обследование лиц, отбираемых в органы прокуратуры, а

также выдвигаемых из кадрового резерва на руководящие должности в

прокуратурах областного и им равного звена должно производиться на основе

этих тестов.

После всестороннего изучения опыта профессионально-психологического

отбора, накопленного в некоторых государственно-правовых ведомствах,

близких по характеру работы своих сотрудников к профессиональной

деятельности прокурорских работников, а также на основе специально

проведенного исследования была скомплектована батарея тестов, в которую в

качестве основных вошли следующие психодиагностические методики: шкала

прогрессивных матриц Дж. Равена, 16-факторный личностный опросник Р.Б.

Кеттелла (16-ФЛО), стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) -

адаптированный; в качестве дополнительных: цветовой тест М. Люшера,

опросник «Уровень субъективного контроля» А.М Эткина, опросник УСК, тест

«Стратегии поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса. (8; 329-331(

В ходе проведенного исследования психологические критерии

профессиональной пригодности, выявленные с помощью отобранных тестов,

сопоставлялись с объективными критериями оценки прокурорских работников.

Материалы личных дел, а также факт назначения на руководящую должность в

группе прокурорских работников из резерва для выдвижения, позволили

разделить всех обследованных на четыре группы профессиональной пригодности:

1 - я группа - высокий уровень профессиональной эффективности, полное

служебное соответствие, высоковероятный прогноз профессиональной

успешности;

2 - я группа - средний уровень профессиональной пригодности (в

основном, соответствует требованиям прокурорско-следственной

специальности);

3 - я группа - кандидат частично соответствует требованиям прокурорско-

следственной специальности (может быть принят на работу при большом числе

вакантных мест);

4 - я группа - низкий уровень профессиональной эффективности,

несоответствие кандидата служебному назначению, прогноз его

профессиональной неуспешности. (10; с. 96(

Шкала прогрессивных матриц Дж. Равена (тест Равена).

Данный тест предназначен для исследования интеллекта субъекта,

выявления его способности логически мыслить, находить существенные связи

между предметами и явлениями, для определения уровня умственной

работоспособности, умение концентрировать внимание, сообразительности в

целом, т.е. качеств, необходимых в деятельности юриста, а более прокурорско-

следственных работников. Низкие результаты по методике позволяют выявить

лиц со сниженными интеллектуальными, познавательными способностями, с

недостаточно развитым аналитическим складом мышления, неспособных

концентрировать внимание. (9; 392(

II ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Профессионально-психологические особенности личности следователя

Цель следственной деятельности - правовая охрана основных социальных

ценностей общества, установление истины при расследовании правонарушений,

предание виновных суду.

Профессионально-психологические особенности личности следователя

обусловлены социально-политическими, нравственными и психологическими

особенностями следственной деятельности. Деятельность следователя

характеризуется:

1. процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия,

высокой формализованностью социально-ролевой функции следователя;

2. познавательно-поисковой направленностью;

3.оперативностью (практические результаты одного действия

предопределяют выбор другого действия;

4.направленностью на преодоление возможного противодействия

заинтересованных лиц;

5.наличием властных полномочий, широкой социальной коммуникативностью,

повышенной единоличной ответственностью за принимаемые решения.

Наличие властных полномочий является одним из самых существенных

психологических факторов межличностного взаимодействия следователя с

другими участниками уголовного процесса. Эти полномочия могут создать

иллюзию обвинительной направленности деятельности следователя, а в

некоторых случаях вызвать соответствующую профессиональную деформацию.

Между тем, функция следователя - не обвинение, и не защита, а поиск истины

в процессе расследования посредством полного, объективного и всестороннего

исследования обстоятельств дела.

Повышенная психическая напряженность следователя, необходимость

постоянной оперативной реактивности, предъявляют особые требования к

нейрофизиологической организации психики следователя.

К важным нервно-психическим качествам профессии следователя можно

отнести: (2; 355-356(

. сензитивность - повышенную нервно-психическую чувствительность к

внешним воздействиям;

. оптимальное соотношение реактивности (импульсивности) и активности,

импульсивность - характерологическая черта человека, проявляющаяся в

его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам;(7;

360(

. эмоциональную устойчивость;

. пластичность нервных процессов;

. пониженный уровень тревожности (тревожность - свойство человека

приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и

тревогу в специфических социальных ситуациях; (7; 681(

. резистентность - сопротивляемость внешним и внутренним условиям,

препятствующим осуществлению начатой деятельности; (7; 168(

. толерантность - устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям. (7;

193(

Для деятельности следователя существенны также общие особенности

организации его сознания, такие, как объем, устойчивость, переключаемость и

распределение внимания, уравновешенность аналитической и синтетической

сторон восприятия мышления, высокий энергетический уровень активности. (2;

356( Среди характерологических качеств следователя первостепенную

значимость имеют интеллектуальные, волевые и коммуникативные качества.

Практическое мышление следователя подвержено постоянному испытанию

практикой. Этим обусловлены повышенная ответственность и напряженность,

присущие работе следователя. Особенностью практического мышления

следователя являются тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать

внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения

частной задачи то особое и единичное, что не входит полностью в

теоретическое обобщение, умение быстро переходить к действию. Весьма

существенно оптимальное соотношение ума и воли следователя - познавательных

и энергетических способностей. Действенная направленность - одно из

отличительных качеств следователя. Познавательно-поисковые, эвристические

качества следователя - это его базовые качества. Они должны сочетаться в

рядом других профессионально-характерологических качеств.

Среди них первостепенную значимость имеют система ценностной

ориентации следователя, его социальная, нравственная позиция,

высокоразвитое чувство гражданского и служебного долга, способность

последовательно и целеустремленно реализовать государственные интересы, не

поддаваясь ситуативным воздействиям, преодолевая межличностные и

внутриличностные конфликты на основе положительной социальной ориентации

мотивации. Непримиримая борьба со злом, беззаконием и социальной

несправедливостью, решительность, гражданское мужество, стойкость и

целеустремленность - таковы важнейшие личностные качества, необходимые

человеку, выбравшему профессию следователя.

Процессуальная независимость следователя требует от него высокой

инициативности, организованности и социальной ответственности. Чтобы

справиться с нервно-психической перегрузкой, он должен обладать

эмоционально-волевой выносливостью, выдержкой, хладнокровием, упорством,

неиссякаемой верой в успех своего дела. Кроме того, физическая

выносливость, развитые адаптационные возможности, необходимые для работы в

сложных, нередко «полевых» условиях, для проведения неотложных следственных

действий в любой обстановке. Эти качества формируются в процессе

следственной деятельности.

С другой стороны, длительная профессиональная деятельность следователя

при недостаточной самокритичности может привести к профессионально

обусловленной деформации. В силу того, что следователь обладает

определенными полномочиями, у него могут закрепиться такие негативные

личностные качества, как высокомерие, чванливость, грубость, душевная

черствость. (11; 7-8(

Постоянным подчинением деятельности процессуальной регламентации

нередко обусловлены ригидность (негибкость, пониженная способность к

изменению ранее сформированной программы, не неизменяемость ранее занятой

позиции. Различаются когнитивная ригидность - трудность перестройки

восприятия и представления в измененных условиях. Аффективная ригидность -

косность эмоциональных откликов), негибкость, приверженность к шаблонным

решениям, формализм, частым соприкосновением с асоциальными проявлениями -

устойчивая подозрительность, предвзятость, обвинительный уклон, часто

возникающая, в связи с дефицитом времени, торопливость, поверхностность,

правовой нигилизм, проявляющийся в пренебрежительном отношении отдельными

процессуальными требованиями, в нарушении прав подследственных лиц,

чувством корпоративности. (5(

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.