реферат, рефераты скачать
 

Судебная реформа. Роль суда в отправлении правосудия по уголовным делам


Судебная реформа. Роль суда в отправлении правосудия по уголовным делам

Калининградский военный институт Федеральной пограничной

Службы Российской Федерации

Центр дополнительного профессионального образования

Контрольная работа

по предмету: Правоохранительные органы

Студентки, 41 группы 1 курса

| |

|Фамилия, имя, отчество |

| |

|Домашний адрес, телефон |

| |

Тема: Судебная реформа. Роль и место суда в отправлении правосудия по

уголовным делам

|Преподаватель: Постников В.Н. |

| |

|Оценка |

| |

|Дата |

| |

|Подпись рецензента |

Калининград

2001 год

Содержание:

| |Введение ……………………………………………... |3 |

|I. |Принципы осуществления судебной власти в РФ |4 |

|II. |Будет ли суд скорым и правым …………………... |8 |

|III. |Остается ли истина целью доказывания ………... |12 |

| |Заключение ………………………………………….. |16 |

| |Список использованной литературы ……………. |17 |

Введение

Во второй половине ХХ века в большинстве цивилизованных стран мира

происходило все большее осознание того факта, что современная система

уголовного правосудия и наказания не только не выполняет задач,

декларируемых ее функционерами, но и порождает проблемы, справиться с

которыми обществу сложнее, чем с преступностью. Криминологи говорят о

«кризисе наказания», «кризисе правопорядка». Система уголовного правосудия,

сложившаяся в XIX веке под влиянием идей мыслителей эпохи Просвещения и,

прежде всего Чезаре Беккариа, в ХХ веке обнаружила свою полную

несостоятельность. Она становится все более разорительной для общества,

неэффективной с точки зрения социально значимых целей, не проявляющей

реальные конфликты и проблемы, а загоняющей их внутрь.

Применительно к России следует говорить не о кризисе, а о катастрофе.

После октябрьского переворота система уголовного правосудия и наказания

была превращена в машину по истреблению собственного народа. Эксперты дают

разные оценки по количеству людей, уничтоженных в ГУЛАГе: от 10 до 12

миллионов. Когда разница в оценках составляет десятки тысяч человеческих

жизней, это, пожалуй, пострашнее самих оценок. Уголовная политика,

проводимая российским государством в последнее десятилетие, во многом

сохраняет прежние принципы неразборчивости, избыточности, сверхжестокости

репрессий. По-существу, наше правосудие занимается уничтожением

неприспособившихся к новым экономическим условиям, раздавленных социальной

политикой государства людей. Каких последствий можно ожидать от такой

уголовной политики? Каждый четвертый взрослый мужчина (по некоторым оценкам

– каждый третий) прошел через наши тюрьмы и колонии. По средней

продолжительности жизни мы занимаем 125-е место в мире, причем у мужчин она

на 12-13 лет меньше, чем у женщин (такие демографические показатели

характерны для стран, переживших геноцид или долгую гражданскую войну).

Россия превратилась в страну вдов, сирот и бывших заключенных.[1]

Среди всего, что ставит своей целью судебная реформа в Российской

Федерации, проводимая с октября 1991 года можно, выделить следующее:

Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных

заседателей, права обжалования в суд неправомерных действий должностных

лиц; Установление судебного контроля над законностью применения мер

пресечения и других мер процессуального принуждения; Организацию

судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон,

презумпции невиновности подсудимого; совершенствование системы гарантий

независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их

несменяемости и т.д. Важной вехой стало возрождение в России суда

присяжных. Предполагается, что передача права вынесения приговора

двенадцати независимым представителям народа приведет к появлению

состязательности процесса, ослабит обвинительный уклон, столь характерный

для советской неоинквизиционной судебной системы, и продемонстрирует

общественности, что правосудие освободилось от политического влияния.

Рассматриваемая мною тема – Роль и место суда в отправлении правосудия

по уголовным делам. Целью настоящей работы является освещение вопросов: во-

первых, основополагающие принципы судебной власти в Российской Федерации,

во-вторых, сегодняшняя деятельность судов в отправлении правосудия, и в-

третьих, новые модели правосудия – прежде всего суд присяжных.

I. Принципы осуществления судебной власти в РФ

Самостоятельная судебная власть, действующая независимо от

законодательной и исполнительной властей, — один из признаков правового

государства. Господство права предполагает, что суд должен быть независим

от влияния какого-либо властного органа, и решать споры о нарушенном праве

в качестве высшей инстанции.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным

конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31

декабря 1996 г.[2], что обеспечивает ее единство. Кроме того, единство

судебной системы РФ обеспечивается путем:

- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями

установленных федеральными законами правил судопроизводства;

- применения всеми судами Конституции РФ федеральных конституционных

законов, общепризнанных принципов и норм международного права и

международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов

субъектов РФ;

- признания обязательности исполнения на всей территории РФ су дебных

постановлений, вступивших в законную силу;

- законодательного закрепления единства статуса судей;

- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального

бюджета.

Конституция РФ устанавливает требования, предъявляемые к основной

категории работников судов РФ: судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25

лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической

профессии не менее пяти лет. При этом федеральные законы устанавливают и

дополнительные требования судьям РФ. Так, в соответствии с Законом РФ «О

статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.[3] кандидаты на

должность судьи должны сдать квалификационный экзамен, не должны допускать

порочащих их поступков. При этом судьей вышестоящего суда может тать

гражданин РФ, достигший 30-летнего возраста, а судьей Верховного Суда РФ и

Высшего Арбитражного Суда РФ — достигший 35-лет-его возраста и имеющий стаж

по юридической специальности не юнее 10 лет. Отбор кандидатов на должность

судей осуществляется на конкурсной основе.

При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии. Организация и

порядок деятельности органов судебной власти определяются законами

Российской Федерации и основываются на следующих конституционных принципах.

Осуществление правосудия только судом. Судебная власть в РФ

принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых (в установленных

законом случаях) к осуществлению правосудия представителей народа. Никакие

другие государственные структуры власти не вправе осуществлять функции

судебных органов. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных

законом, не допускается. Судебная власть осуществляется посредством

конституционного, гражданского, административного и уголовного

судопроизводства. Правосудие осуществляется в строго определенном законом

процессуальном порядке, характерном лишь для судопроизводства. Признание за

судом исключительного права на осуществление правосудия означает, в

частности, что только он может вынести как обвинительный, так и

оправдательный приговор, принять решение по рассматриваемому от имени

государства делу.

Законность. Базовый принцип деятельности судов, как и всех

государственных органов, состоит в неукоснительном соблюдении Конституции

РФ и законов, которыми регламентируются организация и порядок их практики.

Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и

федеральному закону. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно,

независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и

закону. Гарантии независимости судей, присяжных, народных и арбитражных

заседателей устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом.

Независимость судей обеспечивается: предусмотренной законом процедурой

осуществления правосудия; запретом (под угрозой ответственности) чьего бы

то ни было вмешательства в осуществление правосудия; установленным порядком

приостановления и прекращения полномочий судьи, а также другими мерами его

правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренными

законодательством.

Закон также устанавливает, что судья не вправе быть депутатом,

принадлежать к политическим партиям и движениям, а также совмещать функции

судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской,

литературной и иной творческой деятельности. Независимость судей

обеспечивается и их неприкосновенностью. В соответствии со ст. 122

Конституции РФ судья не может быть привлечен к уголовной ответственности

иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Гарантия

независимости судей предполагает финансирование судов только из

федерального бюджета. Важная конституционная гарантия независимости судей —

их несменяемость. В соответствии со ст. 121 Конституции РФ полномочия судьи

могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по

основаниям, установленным федеральным законом. Судья не может быть назначен

(избран) на другую должность или и другой суд без его согласия.

Коллегиальность. Коллегиальное рассмотрение дел в суде создает

реальные условия для их всестороннего, полного и объективного судебного

разбирательства. Однако в определенных случаях, установленных законом,

возможно и единоличное рассмотрение дел в суде. Рассмотрение гражданских и

уголовных дел в судах осуществляется коллегиально и единолично; в суде

первой инстанции — с участием присяжных заседателей, народных заседателей,

либо коллегией из трех профессиональных судей, или единолично судьей.

Перечень дел, которые вправе рассматривать судья единолично, закреплен в

Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР, Гражданском процессуальном и

Арбитражном процессуальном кодексах РФ. При этом согласно ч. 1 ст. 47

Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в

том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В

соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет

право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в

случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47).

Состязательность и равноправие сторон. Статья 123 Конституции РФ

устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе

состязательности и равноправия сторон. Все равны перед законом и судьей

независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и

должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того,

устанавливается, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не

допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины

по делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и

уклоняется от явки в суд).

Гласность судебного разбирательства. В соответствии со ст. 123

Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в

закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным

законом.

Принцип государственного языка судопроизводства. Судопроизводство и

делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем

Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на

русском языке. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных

судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке

республики, на территории которой находится суд. Судопроизводство и

делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской

Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке

республики, на территории которой находится суд. Участвующим в деле лицам,

не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и

давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке

общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Презумпция невиновности — основополагающее начало уголовного

судопроизводства, принцип, гарантирующий права и свободы человека и

гражданина. В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в

совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет

доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена

вступившим в законную силу при говором суда. При этом обвиняемый не обязан

доказывать свою невиновность, и все неустранимые сомнения в виновности лица

толкуются в его пользу

Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление. Этот

принцип отражен в ст. 50 Конституции РФ. Соответствующая статья УПК РСФСР,

гласит: уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит

прекращению в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу

приговор по тому же обвинению (либо определение или постановление суда о

прекращении дела по тому же основанию). Если данные обстоятельства будут

выяснены во время судебного разбирательства, то дело подлежит прекращению в

судебном заседании.

Право на пользование квалифицированной юридической помощью. В

соответствии с этим конституционным принципом каждый задержанный,

заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право

пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно

задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Право

пользования квалифицированной юридической помощью гарантируется также

сторонам в конституционном судопроизводстве, при рассмотрении гражданских

дел, а также при рассмотрении споров в арбитражном суде, где в качестве

представителя стороны может выступать адвокат.

В Российской Федерации действуют: а) федеральные суды; б)

конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации,

составляющие судебную систему Российской Федерации. В свою очередь к

федеральным судам относятся:

а) Конституционный Суд РФ;

б) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные

суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и

автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды,

составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

в) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов,

арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных

судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

а) конституционые (уставные) суды субъектов РФ;

б) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

17 декабря 1998 г. был принят Федеральный закон «О мировых судьях в

Российской Федерации»[4], согласно которому мировые судьи рассматривают в

первой инстанции:

- уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть

назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;

- дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о

детях;

- дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

- дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот

минимальных размеров оплаты труда, и другие дела.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных

участков, которые создаются законами субъектов РФ из расчета численности

населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. Мировые судьи

назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным)

органом власти субъекта РФ либо избираются на должность населением

соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом

субъекта РФ. Срок полномочий мировых судей также устанавливается законом

субъекта РФ: он не может превышать пяти лет.

II. Будет ли суд скорым и правым

В последнее время происходят серьезные изменения всей судебной

системы, затрагивающие и, перечисленные выше принципы осуществления

судебной власти. Это началось с конца 1991 г., когда на первом

Всероссийском съезде судей, обсуждавшем вопросы судебной реформы, была

сформулирована ее концепция.

Среди всего, что ставит своей целью судебная реформа, можно, в

частности, выделить следующее:

1. Признание права каждого лица на разбирательство его дела судом

присяжных заседателей, права обжалования в суд неправомерных действий

должностных лиц;

2. Установление судебного контроля над законностью применения мер

пресечения и других мер процессуального принуждения;

3. Организацию судопроизводства на принципах состязательности,

равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;

4. Совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их

только закону, закрепление принципа их несменяемости и т.д.

Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, которые ввели судебный

контроль над арестами, были приняты после преодоления ожесточенного

сопротивления прокуратуры и поддерживавших ее депутатов. В первоначальном

виде законопроект развивал конституционные положения об установлении

судебного порядка решения вопроса о заключении под стражу в качестве меры

пресечения. Прокурор не может быть объективным при решении вопроса о

лишении обвиняемого свободы уже потому, что представляет сторону обвинения.

Как показывает практика, обвиняемого до суда заключают под стражу не

столько для того, чтобы изолировать от общества опасных преступников,

сколько для давления на него, попытки любым способом добиться признания

вины. В развитых же странах ордер на арест до судебного разбирательства

выдает судья, а не прокурор. Спустя более восьми лет после принятия

Конституции РФ, несмотря на заложенное в ней положение о том, что арест,

заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по

судебному решению, санкцию на арест по-прежнему дает прокурор.

В этой связи, будет интересно знать, что в настоящее время существует

компромисс, в соответствии с которым прокурор продолжает давать санкцию на

заключение под стражу и имеет право продлевать срок содержания под стражей,

а обвиняемый вправе обжаловать эти решения судье, который должен проверить

законность и обоснованность ареста.[5] Представители прокуратуры до

последнего возражали против того, чтобы судья проверял еще и обоснованность

ареста, стремились свести дело к формальной проверке законности.

Разработчики законопроекта с большим трудом убедили депутатов отклонить

соответствующую поправку.

Ярким примером действия такого правила стало дело В. Мирзаянова,

опубликовавшего в газете «Московские новости» статью о российском

химическом оружии. Следователи органов государственной безопасности

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.