реферат, рефераты скачать
 

Судебная система ФРГ


предпринимателями, с одной стороны, рабочими и служащими — с другой. Они

касаются размеров заработной платы и жалованья, отпусков и увольнений,

материального возмещения ущерба, причиненного рабочим оборудованию, споры

между участниками совместно выполненной работы относительно деления между

ними общей суммы заработка. Особое значение имеют споры, возникающие в

связи с действием Закона об организации предприятия. Таковы например, споры

о выборах и роспуске наблюдательного совета предприятия, правомерности того

или иного его решения, а также проблемы, возникающие в связи с действием

Закона об участии в управлении предприятием, который регулирует отношения

рабочих с собственниками предприятия, в особенности пределы их

вмешательства в организацию производства. При создании корпораций частного

права, например акционерных обществ, в уставах может быть оговорено право

на обращение в трудовой суд их руководящего персонала.

Трудовые суды имеют три инстанции. Первая из них образуется в

соответствии с законами земель. При подготовке таких, законов заслушиваются

представители профсоюзов и союзов предпринимателей. Управление трудовыми

судами и служебный надзор за их деятельностью осуществляют министры труда

земель по соглашению с земельными управлениями юстиции. Второй инстанцией

служат земельные трудовые суды, третьей — Федеральный трудовой суд. Все

трудовые суды состоят из профессиональных судей и заседателей. В палатах

трудовых судов, в которых действуют два заседателя, один из них

представляет трудящихся, другой — работодателей. В палатах, рассматривающих

дела на основе закона о предприятиях (такие палаты формируются в судах

первой и второй инстанций), действуют, кроме профессионального судьи,

четыре заседателя, по два от профсоюзов и работодателей. Заседатели

избираются на четыре года и должны обеспечивать интересы каждой из сторон в

ходе разбирательства.

Дела в трудовых судах рассматриваются в основном в соответствии с нормами

гражданского процесса, однако допускается ряд упрощенных процедур для его

ускорения и удешевления. Слушание дела в трудовом суде начинается с попытки

примирения сторон судьей. В случае неудачи такой попытки оно переносится на

рассмотрение коллегии. Существует правило, согласно которому рассмотрение

дела и вынесение решения происходят без откладывания, в одном заседании. В

трудовом суде первой инстанции стороны могут выступать сами или быть

представлены доверенными лицами от профсоюзов или союзов предпринимателей.

Адвокаты в этой инстанции допускаются лишь в виде исключения. В земельных

трудовых судах стороны должны быть представлены адвокатами или доверенными

от своих профессиональных организаций. В Федеральном трудовом суде

обязательно представительство через адвоката.

Западногерманский законодатель (Закон от 1 июля 1979 г.) проводит

различие между приговором и решением суда по трудовым делам. Решение

оставляет больше, возможностей для его ocпaривания, чем приговор. По делам,

рассматриваемым на основе Закона об организации предприятий и Закона об

участии в управлении предприятием, а также в спорах по вопросам тарифов

могут быть приняты только решения. Решения трудовых судов могут быть

обжалованы в земельных трудовых судах только в случаях, когда имущественные

интересы стороны оцениваются в сумме выше 800 марок или земельный суд

допускает обжалование ввиду принципиальной важности дела сточки зрения

права.

Высшей инстанцией по трудовым делам является федеральный трудовой суд.

Решения, касающиеся его организации, управления им и служебного надзора за

его деятельностью, принимаются Федеральным министром труда и социального

порядка по согласованию с министром юстиции ФРГ. Кассационное производство

в Федеральном трудовом суде лишь в исключительных случаях может быть начато

по ходатайству трудового суда первой инстанции. Обычно оно начинается по

разрешению земельного трудового суда. Этот суд может своим специальным

решением просить Федеральный суд не о кассационном производстве, а о

рассмотрении дела по существу.

Социальные суды рассматриваются в специальной литературе ФРГ как особый

вид административной юстиции, поскольку разрешают споры, возникающие в

сфере применения публичного права и в подавляющем большинстве случаев

рассматривают иски граждан к государственным учреждениям. С точки зрения

защиты социальных ценностей они близки к трудовым судам. В 1971 г.

социальные суды приняли к рассмотрению 133 892 дела, в 1978 r. — 142 385

дел. Правовой основой их деятельности служит Закон о социальных судах,

действующий в редакции 23 сентября 1975 г.

Социальные суды рассматривают дела о социальном страховании по закону: о

страховании по болезни, пенсионном страховании и страховании от несчастных

случаев рабочих и служащих, страховании безработных. Им подведомственны

дела о пособиях 5;а детей, пенсиях жертвам войны и лицам, пострадавшим во

время службы в бундестаге, или родственникам погибших. В последние годы

возросло количество исков по поводу пособий учащимся в сфере

профессионального образования. Эти же суды рассматривают споры между

врачами и больничными кассами. Особый вид дел — разбирательство исков и

возмещении ущерба лицам, пострадавшим от насильственных действий.

Судебному разбирательству в большинстве случаев должно, согласно закону,

предшествовать рассмотрение жалобы заинтересованного лица в соответствующем

ведомстве (например, в бюро по страхованию от безработицы). В случае отказа

ведомства дело может быть передано в социальный суд, который рассматривает

его в служебном порядке, не будучи связан заявлениями и доказательствами

сторон.

Для облегчения доступа граждан к социальным судам производство в

них в принципе бесплатное. Иск или апелляция не обязательно должны

подаваться в письменной форме, жалоба может быть продиктована в

секретариате суда.

Суд имеет три инстанции, первой из которых выступают социальные суды в

землях (аналогичные по рангу участковым судам общей компетенции), следующей

инстанцией являются земельные социальные суды, а высшей — Федеральный

социальный суд. В социальных судах действуют специализированные палаты по

различным видам дел: по социальному страхованию, страхованию по

безработице, по делам инвалидов войны, больничным кассам и другие.

Во всех инстанциях социальные суды работают коллегиально. В первой

инстанции это судья с двумя заседателями. В двух вышестоящих — по три судьи

с двумя заседателями. Как и в трудовых судах, заседатели в социальных судах

представляют заинтересованные стороны или социальные группы. В палатах и

сенатах, разбирающих дела о социальном страховании и пособиях по

безработице, один из заседателей представляет круг застрахованных лиц,

другой — предпринимателей; в палатах, рассматривающих иски инвалидов войны,

один — из числа лиц, получающих такое страхование, другой — из числа лиц,

это страхование осуществляющих.

Только в Федеральном социальном суде заинтересованное лицо должно иметь

своего представителя. Во всех других инстанциях оно может выступать лично

или через своих представителей, которыми могут быть члены или служащие

профсоюзов, союзов предпринимателей, объединений инвалидов войны и других

организаций, причастных к предмету разбирательства, а также адвокаты.

Иногда такое представительство в суде прямо предусматривается уставом

организации. Представители могут выступать в суде от имени истца или

поддерживать его в ходе разбирательства своими советами.

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в земельный

социальный суд во всех случаях, когда такое обжалование заранее не

отклоняется законом.

Кассационное производство в Федеральном социальном суде возможно в

случаях, когда его допускает земельный или сам Федеральный социальный суд.

Дело рассматривается только тогда, если конкретный случай имеет

принципиальное значение с точки зрения права, либо решение земельного суда

входит в противоречие с ранее принятым решением Федерального социального

суда или другого высшего суда Федерации. Достаточным основанием для

кассационного производства являются существенные нарушения процессуальных

норм. Обжалование производится только в случаях нарушения федерального

закона или административной нормы, действующей за пределами округа, в

котором действует суд, чье решение обжалуется. Федеральный социальный суд

подлежит служебному надзору со стороны федерального министра труда и

социального порядка.

Административная юрисдикция осуществляется в ФРГ специальными

административными судами. Первые административные суды в Германии возникли

в середине прошлого века в прямой связи с внедрением в государственную

практику идеи разделения властей: споры о праве, возникающие в сфере

административной деятельности, не должны были разрешаться самими

административными органами. В Веймарской республике административная

юстиция стала обязательной для всех земель, этот принцип был: воспринят и в

ФРГ, где административные суды действуют на основе Положения об

административных судах I960 г.

В соответствии с § 40 этого Положения компетенция административных судов

распространяется на все споры публично-правового характера, кроме

конституционно-правовых. Суды принимают к рассмотрению не только иски

граждан к государственным органам, но и некоторые споры между

административными единицами, например между общинами или городами, а также

все споры о правах государственных служащих.

Большая часть дел касается именно отношений граждан с государством. Право

гражданина на судебную защиту от нарушения его прав государственной властью

является конституционным и закреплено в п. 4 ст. 19 Основного закона ФРГ.

Значение административной юстиции растет. Кроме рутинных отношений с

властями, в ее сферу все больше втягиваются отношения, имеющие важное

социальное и политическое значение. Административные суды разрешают

конфликты, связанные с запретом массовых выступлений и демонстраций,

охраной окружающей среды и энергоснабжением, представлением политического

убежища, получением мест в учебных заведениях, строительством атомных

станций и захоронением ядерных отходов.

Особое место в их производстве заняли дела о «запретах на профессии»,

касающиеся основных прав граждан и влияющие на формирование государственных

учреждений ФРГ. Если в 1971 г. административные суды приняли к производству

57 227 дел, то в 1978 г. — уже 172 921.

Обращаясь в административный суд, гражданин может требовать отмены какого-

либо решения государственного органа или, наоборот, принятия какого-либо

решения. Кроме того, принимаются решения, констатирующие определенный факт,

имеющий правовое значение, решения о предоставлении каких-либо ценностей и

др. В законе указывается, что некоторые иски имущественного характера

против административных органов должны рассматриваться обычными судами. В

ходе разбирательства суд не правомочен оценивать целесообразность

оспариваемого административного акта; он определяет, не нарушил ли

административный орган этим актом закон и не противоречит ли его акт целям,

ради которых этот орган получил свои полномочия.

Система административных судов имеет три инстанции: суды первой

инстанции, высшие административные суды на уровне земель и Федеральный

административный суд (его местонахождение — Берлин). Таким образом, вторая

инстанция — это не земельный, как в большинстве других судов, а высший

земельный суд. Все эти суды действуют коллегиально, причем в первых двух

инстанциях вместе с тремя профессиональными судьями действуют по два

заседателя, а Федеральный административный суд состоит из пяти

профессиональных судей. Заседатели административных судов избираются на

четыре года и не принадлежат к какой-либо определенной профессиональной

группе граждан. Суды второй и высшей инстанций могут в отдельных случаях

функционировать как суды первой инстанции. Например, Федеральный

административный суд рассматривает споры между Федерацией и землями или

между отдельными землями, если они не являются конституционно-правовыми.

Особыми видами административных судов, действующих на основе специальных

нормативных актов и в соответствии с выработанными для них процессуальными

правилами, являются социальные, финансовые и дисциплинарные суды.

По общему правилу до обращения в административный суд гражданин должен

оспорить административный акт в учреждении, его издавшем. Причем

«возражение» адресуется ведомству, принявшему решение, но проверку

оспариваемого акта проводит вышестоящая инстанция. В случае отклонения его

жалобы гражданин в течение одного месяца может обратиться в

административный суд. Административные ведомства, отказывая гражданину в

удовлетворении жалобы, обязаны, согласно закону, поставить его в

известность о возможности оспорить этот акт в судебном порядке.

Процесс в административном суде проводится в форме так называемого

розыскного производства, когда суд сам исследует обстоятельства дела, не

будучи связан претензиями или доказательствами сторон, привлекая по

собственной инициативе к разбирательству третьих лиц, чьи интересы

затронуты данным делом. Процессуальные права заинтересованных лиц

ограничены в связи с тем, что в таких процессах, как правило, затрагиваются

государственные интересы. Иск может быть отклонен с мотивировкой, что

заинтересованная сторона не имеет права оспаривать какое-либо положение

действующего публичного права. В любой стадии процесса заинтересованное

лицо может быть представлено его доверенным. В Федеральном административном

суде представительство через адвоката (или лицо, преподающее право в высшем

учебном заведении) обязательно.

Решение административного суда первой инстанции может быть оспорено в

высшем земельном суде, а его решение, в свою очередь,— в кассационном

производстве перед Федеральным административным судом. Однако такое

производство может быть начато только если его допускает высший земельный

суд или имели место грубые процессуальные нарушения. В случаях, указанных в

законе, обращение в Федеральный суд возможно, минуя высший земельный суд.

Федеральный административный суд принимает к рассмотрению дела в случаях,

когда речь идет о нарушении норм федерального права. Если оспаривается

правильность применения права земли, высший административный суд (в земле)

принимает окончательное решение.

Об удельном весе судов различной юрисдикции в системе правосудия ФРГ дает

некоторое представление следующая таблица, отражающая в абсолютных цифрах и

процентах количество занятых в них судей.

Число судей %

Суды общей подсудности (участковые,

земельные и высшие земельные) 12968 73,9

Административные 1536 9,2

Социальные 997 6,0

Дисциплинарные 667 4,0

Трудовые 629 3,6

Финансовые 472 2,8

Конституционные 90 0,5

Всего 16657 100

Полисистемность судебной организации ФРГ привела к появлению

своеобразного высокого судебного органа, ставящего своей целью нечто вроде

координации деятельности различных судебных систем. В соответствии с

поправкой, внесенной в Конституцию в 1968 г., был учрежден Объединенный

сенат высших федеральных судов. Он состоит из президентов всех этих судов и

судей тех же судов, коллегия которых меняется в зависимости от характера

конкретно рассматриваемого дела. На этот сенат возложена обязанность

поддержания единства правосудия. В случаях, когда один из высших

федеральных судов принимает по конкретному делу решение, не соответствующее

решению другого суда такого же ранга или имеющемуся решению Объединенного

сената, окончательное решение выносит Объединенный сенат. Всего до 1982 г.

(т. е. за 14 лет существования) было принято 13 таких решений.

Федеральный конституционный суд занимает особое место в политической

системе страны, находясь в одном ряду с другими федеральными органами,

такими, как бундестаг, бундесрат, президент или федеральное правительство.

В ФРГ последовательно проведена идея особого конституционного органа,

наблюдающего за соблюдением не только конкретных норм, но и принципов

Конституции. Согласно ст. 18, 21, 41, 61, 93, 98, 99, 100, 126 Основного

закона и § 13 Закона о Федеральном конституционном суде, он призван

принимать решения в 18 типовых случаях, касающихся толкования Основного

закона и обычного законодательства Федерации и земель, полномочий

государственных органов, прав граждан, положения политических партий и

многих других важных правовых проблем.

Массированное вторжение ФКС в сферу конституционного права, привело к

парадоксальному результату, весьма положительному, если бы он был достигнут

в иных формах конституционного контроля. Речь идет о росте значения

конституционных норм во всех сферах правовой жизни, что очень хорошо

подметил западногерманский государствовед П.Бадура; «Чрезвычайно обширная

судебная практика, прежде всего решения ФКС, привела к такому интенсивному

влиянию государственного права на политические решения и практику

государственного управления, на судопроизводство и даже частноправовой

оборот, которое ранее не было свойственно государственному праву и не

принималось во внимание в государственной практике».

Правовой основой организации и деятельности ФКС являются более десятка

конституционных статей, в особенности ст. 93 и 94 Основного закона, а также

специальный Закон о Федеральном конституционном суде, принятый в 1951 г. и

существенно развитый Законом 1956 г.

Конституционные суды существуют не только на уровне Федерации, но и в

каждой из земель ФРГ, хотя Основной закон не обязывает федеральные единицы

вводить такие суды. Более того, в ст. 99 он разрешает землям передавать

свою конституционную юрисдикцию Федерации. Этим разрешением формально

воспользовалась лишь одна из земель — Шлезвиг-Годыптейн. Конституционные

суды в землях именуются неодинаково (в Гамбурге, например, Конституционный

суд, в Бремене — Государственная судебная палата). Земельные

конституционные суды существенной роли не играют, т. к. основополагающие

конституционные принципы едины для всей Федерации, так что и в тех случаях,

когда сомнения и споры возникают не на федеральном или межземельном

уровнях, стороны все равно предпочитают обращаться к высшему

конституционному суду, чему закон не препятствует.

ФКС состоит из двух сенатов, в каждый из которых входят по восемь судей.

Судьи одного из них не могут заседать в другом. Первый сенат занимается

преимущественно спорами и конфликтами, затрагивающими права граждан, и

потому именуются в обиходе «сенатом основных прав». Второй сенат

рассматривает главным образом споры, возникающие между членами Федерации и

государственными органами, и потому часто именуется «государственно-

правовым сенатом». К его ведению относятся и дела о запрете политических

партий.

В случае сомнений относительно подсудности конкретного дела решение

принимает коллегия, состоящая из президента суда, его вице-президента и

четырех судей — по два от каждого из сенатов (так называемый Комитет

шести). Если один из сенатов принимает решение, противоречащее решению

другого, спор между ними разрешается на пленарном заседании обоих сенатов.

Судьи обоих сенатов ФКС избираются поровну бундестагом и бундесратом;

таким образом, в суде оказываются представлены как интересы земель, так и

политических сил парламента. Бундесрат избирает восемь судей прямым

голосованием, причем каждый кандидат должен получить не менее двух третей

голосов. Бундестаг избирает сначала выборный комитет из 12 депутатов,

который затем избирает 8 судей! ФКС. На практике предлагаемые бундестагом и

бундесратом кандидатуры обсуждаются неофициальной группой из представителей

крупнейших партий бундестага, которые одновременно представляют некоторые

земли, а также Ведомство Федерального канцлера (всего 4 человека). Только

после достижения соглашения в этой группе происходит голосование в

бундестаге и бундесрате.

Состав ФКС обновляется не одновременно: на выборах осенью 1987 г. было

избрано пять новых судей ФКС. В специальной литературе ФРГ часто

подчеркивается независимость судей ФКС от политических партий, что не

подтверждается ни процедурой выборов, ни составом суда. Так, ФКС,

действовавшем в конце 1987 г., шесть судей были членами СДПГ, пять —

ХДС/ХСС, один — СВДП, а четыре «нейтральных» были рекомендованы поровну

ХДС/ХСС и СДПГ.

Судьи ФКС избираются на 12 лет без права повторного избрания, они должны

быть не моложе 40 лет. Все судьи должны иметь право на занятие судебных

должностей или быть профессорами права в университетах. Три из судей

каждого сената избираются из числа судей высших федеральных судов.

Предельный возраст судей ФКС 68 лет.

Рассматриваемые ФКС дела можно свести в четыре основные группы:

собственно конституционные жалобы, контроль за конституционностью правовых

норм, споры о полномочиях государственных органов и некоторые иные дела.

Конституционные жалобы составляют самую объемистую группу дел. Это жалобы

на нарушение конституционных прав, которые могут поступать как от

физических, так и от юридических лиц и общин. Обжалованы могут быть

действия публичной власти, а также отдельные предписания закона. Гражданин,

обращающийся в ФКС, должен прежде исчерпать другие возможности обращения в

судебные органы. Примерно три четверти таких жалоб, прежде чем попасть на

рассмотрение сената ФКС, рассматриваются специальным «комитетом по

предварительной проверке жалоб» и чаще всего дальше не идут. Из нескольких

десятков тысяч жалоб ФКС за время его существования рассмотрел примерно 1,2

%. Имеет значение сама возможность такого обжалования, которая, как

предполагается, должна удерживать публичную власть от принятия

неконституционных решений.

К числу важнейших сфер работы ФКС относится рассмотрение дел, порожденных

спорами о конституционности той или иной правовой нормы. Сомнение в

конституционности закона может возникнуть у суда, разбирающего конкретное

дело. В этом случае суд должен приостановить рассмотрение и обратиться в

ФКС; последующая процедура именуется «конкретным нормативным контролем».

Однако законодательный акт может быть оспорен с точки зрения его

конституционности целиком или в какой-то его части после вступления в

законную! силу независимо от конкретного судебного дела. Инициаторами таких

дел в ФКС могут выступать правительства Федерации или земель или не менее

трети членов бундестага. Это так называемый абстрактный нормативный

контроль. Такой вид контроля — серьезное средство, которое могут

использовать противники уже принятого закона. Именно контроль ФКС за

конституционностью законов превращает его в орган, способный противостоять

парламентскому представительству и ограничивать его права.

Большое практическое значение имеют рассматриваемые ФКС споры между

Федерацией и землями, между самими землями, а также заинтересованными

государственными органами об их компетенции в случаях, когда стороны не

могут прийти к единому толкованию конституционных положений.

В числе прочих полномочий ФКС —возможность рассмотреть жалобу бундестага

и бундесрата на нарушение закона президентом (никогда не использовалось);

право проверки итогов выборов в бундестаг; решение вопроса о лишении

основных прав в соответствии со ст. 18 Основного закона (принималось дважды

в защиту праворадикальных изданий и издателей). Серьезное полномочие суда —

возможность признать неконституционными политические партии.

4. Министерство юстиции

Министерство юстиции — высший орган управления юстицией в стране. Его

положение существенно отличается от положения соответствующих министерств

во Франции или Италии, так как отсутствует орган, подобный Высшему совету

магистратуры. Министр юстиции ФРГ подчиняется непосредственно федеральному

канцлеру.

Своеобразие положения этого министерства в ФРГ еще и в том, что основная

часть собственно управленческих функций ложится на министерства юстиции

западногерманских земель. Но все они действуют под руководством

федерального министерства юстиции, причем тенденция к усилению контроля

федерального министра за земельными выражена здесь очень отчетливо.

Освобождение федерального министерства юстиции от большинства

управленческих задач дает ему возможность сосредоточиться на подготовке

законов и осуществлении ряда важных контрольных функций в этой области.

Министерство участвует в подготовке законопроектов по важнейшим отраслям

права, которые выносятся на обсуждение законодательных органов от имени

правительства. В ходе обсуждения законопроектов оно представляет

правительство в парламенте и его комитетах. Министерство проверяет проекты

законов, правительственных постановлений и решений, подготавливаемых

другими министерствами с точки зрения их конституционности и правомерности,

а также правовой, формы. Министр юстиции имеет право выдвинуть свои

возражения против любого законопроекта или постановления, предлагаемого

правительством ФРГ. В этом случае правительство должно обсудить этот проект

заново. Закон или постановление не могут быть приняты, если за новый

вариант их проекта не проголосует в присутствии министра юстиции

большинство членов кабинета, включая главу правительства. Учитывая широкие

полномочия министерства юстиции в области законодательства, специальная

западногерманская литература часто именует его «законодательным

министерством».

На основании специального законодательного акта о Собрании законов ФРГ от

1958 г. министерство юстиции обязано следить за действительностью всех

федеральных законов, исключением из юридической практики всех законов,

утративших силу, а также за включением действующих актов в Собрание

федеральных законов. Правовые предписания, не включенные в это собрание, в

определенные сроки утрачивают свою силу.

В ведении Министерства находятся Федеральная судебная палата в Карлсруэ,

Генеральный федеральный прокурор при Федеральной судебной палате,

Германское патентное бюро и Федеральный патентный суд в Мюнхене,

Совещательный комитет по вопросам помилования в Бонне и другие учреждения.

Министерство готовит выборы судей Федерального конституционного суда и

всех высших инстанций федеральных судов, участвует в формировании

Федерального трудового суда, осуществляет надзор за федеральной палатой

адвокатов и палатой адвокатов при высшем федеральном суде общей подсудности

(Федеральной судебной палате).

Во главе министерства стоит министр, который, согласно прочной традиции,

имеет высшее юридическое образование, а чаще всего и должность профессора

права в одном из университетов, а также длительный опыт работы в области

юстиции и репутацию опытного политического деятеля. При министре действует

парламентский статс-секретарь министерства. В министерстве работает около

500 человек, а в подчиненных ему ведомствах около 4000.

В основу деления министерства юстиции на шесть отделов положен принцип

соответствия структуры аппарата министерства делению права на важнейшие

отрасли. Это следующие отделы: управления юстицией, правосудия,

гражданского права, уголовного права, торгового и хозяйственного права,

публичного права.

Отдел управления юстицией — самый большой по количеству сотрудников. Он

занимается прежде всего вопросами кадров и организацией работы самого

министерства, а также подчиненных ему судов и ведомств. Его специальный

подотдел отвечает за вопросы управления министерством и в соответствии с

этим имеет, в частности, референтуры: бюджетную, организационную, кадровую,

внутренней службы, статистическую. В статистической референтуре широко

используются электронные запоминающие и перерабатывающие информационные

устройства.

Отдел организации правосудия занят разработкой принципиальных начал

судоустройства и судопроизводства. Сложная система отраслевых судов

вызывает необходимость в унификации судопроизводства, за которой также

наблюдает министерство юстиции.

Отдел гражданского права министерства юстиции занимается подготовкой

законопроектов, касающихся вопросов материального гражданского права, а

также участвует в подготовке таких законопроектов другими ведомствами. Его

референтура ведает отдельными разделами и отраслями гражданского права,

разрабатывает необходимые мероприятия по осуществлению правовой помощи в

гражданских делах и в; вопросах, возникающих в международном общении, в

частности при подготовке соответствующих межгосударственных соглашений.

В настоящее время главная задача отдела — подготовка реформ гражданского

права и процесса с учетом новых требований времени.

Отдел уголовного права занимается всеми вопросами уголовной юстиции. В

нем около 20 референтур, что отражает интенсивность его деятельности. Отдел

сыграл важную роль в разработке уголовного и уголовно-процессуального права

ФРГ, в том числе серии законов «об изменении уголовного права», принятых с

1951 по 1975 гг. и оказавших серьезное влияние на политическую атмосферу

страны. Отдел тесно сотрудничал со специальным комитетом бундестага по

вопросам реформы уголовного права. К 1962 г. проект нового УК ФРГ был

создан, долго и бурно обсуждался в бундестаге и в 1975 г. был принят.

Особенность правового регулирования в сфере торгового и хозяйственного

права состоит в том, что эта сфера в связи с процессом экономической

интеграции в Западной Европе, крайне подвижна и тесно связана с

деятельностью других министерств и международных экономических организаций.

В связи с этим соответствующий отдел Министерства юстиции ФРГ уделяет

особое внимание европейскому праву, регулирующему деятельность различных

экономических объединений. Кроме того в его ведении право торговых

корпораций, включая акционерное право и право концернов; морское торговое

право и частное право внутреннего судоходства; право, регулирующее оборот

ценных бумаг и валютные сделки и т. д.

На отдел публичного права возложен текущий контроль за конституционностью

и правильным юридическим оформлением проектов законов и постановлений,

исходящих как из министерства юстиции, так и других министерств ФРГ, Он

участвует также в подготовке межгосударственных и межправительственных

соглашений, работая в этих случаях в тесном контакте с министерством

иностранных дел. Отдел публичного права дает заключения по вопросам

конституционного и международного права по просьбе комитетов парламента, а

также отраслевых министерств. В составе отдела полтора десятка референтур.

В отделе публичного права сосредоточены работы по совершенствованию

финансового и налогового, транспортного, трудового права, права,

регулирующего проблемы здравоохранения, социального страхования и

деятельности чиновников. В компетенции отдела общие начала и принципы

международного права, международно-правовые соглашения, а также право

европейских объединений (Общий рынок, Евратом, Европейское объединение угля

и стали и др.)

Министерство юстиции ФРГ действует в тесном контакте с министрами

юстиции земель. Это касается как законодательной деятельности, которая

разделена между Федерацией и землями и координируется министерством

Федерации, так и кадровой политики в области юстиции, поскольку

значительная часть судей и чиновников приходит в федеральный аппарат из

земель ФРГ.

Незначительная часть управленческих задач ложится на сами суды. В этих

случаях носителями административных полномочий выступают председатели

(«президенты») высших земельных, земельных и участковых судов. В их ведении

преимущественно вопросы разделения труда внутри конкретного суда,

формирования судебных коллегий, распределения сил, расписания заседаний. По

требованию министерства (или правительства земли) они обязаны давать

обобщение своей судебной практики, а также соображения в связи с

подготовкой новых законов или совершенствованием работы министерства.

Литература.

Судебные системы западных государств. Под ред.

Тумановой В.А. М. 1991 г.

Федеративная Республика Германия. Конституция и

законодательные акты. М., 1991.

Сов. государство и право. 1976. № 10.

Содержание.

1. Конституционные основы правосудия 1

2. Судейский корпус 7

3. Суды общей и специальной подсудности 11

4. Министерство юстиции 18

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.