реферат, рефераты скачать
 

Участие прокурора в гражданском процессе


судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы

в надзорной инстанции. Ч. 3 ст. 376 ГПК РФ:

«3. Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о

пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в

рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов

прокуратуры, указанные в статье 377 настоящего Кодекса».

Ст. 377 ГПК РФ:

«3. Жалобы, представления прокурора на определение Судебной коллегии

по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда

РФ, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного

Суда РФ при условии, что такие определения нарушают единство судебной

практики.

4. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений и

определений судов в РФ вправе обращаться:

1) Генеральный прокурор РФ и его заместители – в любой суд надзорной

инстанции;

2) прокурор республики, края, области, города федерального значения,

автономной области, автономного округа, военного округа (флота) –

соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного

суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда

автономного округа, окружного (флотского) военного суда».

Содержание надзорного представления прокурора должно удовлетворять

требованиям ст. 378 ГПК РФ:

«1. Надзорная жалоба или представление прокурора должны содержать:

1) наименование суда, в который они адресуются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место

жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства

или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело в первой, апелляционной или

кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на решение, определение суда, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное

нарушение закона;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

2. В надзорной жалобе или представлении прокурора на вынесенное в

надзорном порядке определение Судебной коллегии по гражданским делам

Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ должно быть

указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть

приведены соответствующие обоснования этого нарушения.

3. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно

быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены

вступившим в законную силу судебным постановлением.

4. В случае, если надзорная жалоба или представление прокурора ранее

подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое

решение суда.

5. …Представление прокурора должно быть подписано прокурором,

указанным в части четвертой статьи 377 настоящего Кодекса.

6. К надзорной жалобе или представлению прокурора прилагаются

заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по

делу.

7. Надзорная жалоба или представление прокурора подается с копиями,

число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле…».

Решая вопрос о наличии оснований для принесения представления на

вступившее в законную силу постановление суда по гражданскому делу,

необходимо руководствоваться ст. 387 ГПК РФ, согласно которой:

«Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений

нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм

материального или процессуального права».

Не может быть отменено правильное по существу судебное постановление

по формальным соображениям в случае нарушения процессуальных норм, за

исключением указанны в ст. 364 ГПК РФ.

Вступление в процесс, начатый по инициативе других лиц:

Иными являются процессуальные права прокурора, если он вступает в уже

начавшийся по инициативе других лиц процесс. В ряде случаев участие

прокурора в деле предусмотрено материальным или процессуальным законом (это

дела особой значимости). Так, закон признает обязательным участие прокурора

в делах:

о неправильности в списках избирателей (п. 3 ст. 260 ГПК РФ);

о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его

умершим (ч. 3 ст. 278 ГПК РФ);

о назначении экспертизы для определения психического состояния

гражданина (ст. 283 ГПК РФ);

о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным (ч. 1 ст.

284 ГПК РСФСР);

о лишении родительских прав (п. 2 ст. 70 СК РФ);

о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ);

об ограничении в родительских правах (п.4 ст. 73 СК РФ);

об отмене усыновления ребенка (ст. 140 СК РФ);

об установлении сроков и порядка выборов (п. 7 ст. 3 ФЗ «Об

обеспечении права граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного

самоуправления»);

по делам о нарушении прав граждан, связанных с оказанием

психиатрической помощи (п. 2 ст. 48 Закона о психиатрической помощи и

гарантиях прав граждан ее оказании).

В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ и ч. 3 ст. 45

ГПК РФ прокурор обязан принимать участие в судебном разбирательстве

гражданских дел, если такое участие предусмотрено законом, а также по делам

о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или

здоровью, выселении граждан без предоставления жилого помещения, об

освобождении имущества от ареста и делам, возбужденным по заявлениям и

искам прокуроров. Обязательно также участие прокурора при рассмотрении

Верховным Судом РФ гражданских дел по первой инстанции. Необходимость

участия в рассмотрении судом иных гражданских дел прокурор должен

определять, исходя из задач охраны прав и законных интересов граждан,

общества и государства; общественной значимости конкретного спора, его

сложности; состояния законности (пп. 4-8 Приказа Генерального прокурора РФ

от 5 января 1997 г. № 1 «Об участии прокурора в гражданском

судопроизводстве»).

Прокурор по существу может предъявить иск по любой категории дел, за

исключением дел о расторжении брака, но и это исключение не является

безусловным.

Вступая в уже начавшийся процесс, прокурор занимает активную позицию в

деятельности по рассмотрению спора: он опрашивает истца и ответчика, иных

лиц, участвующих в деле; участвует в допросе свидетелей, экспертов,

исследует вещественные и письменные доказательства, представленные

сторонами. По всем вопросам, возникающим в ходе судопроизводства, прокурор

дает заключение о том, как они должны быть разрешены с точки зрения Закона.

Прокурор обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства

своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких

нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Так, если в ходе

единоличного рассмотрения судьей дела выясняется, что оно подлежит

рассмотрению коллегиально, прокурор заявляет ходатайства о передаче дела на

рассмотрение суда в полном составе судей.

Прокурор должен активно участвовать в исследовании доказательств,

давать заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и

по существу дела в целом, руководствуясь принципами законности,

состязательности и равноправия сторон.

Лица, участвующие в деле, вправе задавать вопросы прокурору (ст. 35

ГПК РФ). Прокурор участвует в судебных прениях первым (п. 3 ст. 190 ГПК

РФ).

Прокурор не должен стеснять суд своей властью, но, будучи стражем

общественного интереса, выраженного в законе, давая анализ существа

конкретного дела, всего выясненного в ходе судебного разбирательства и

сказанного в судебных прениях, он должен в своем слове суду «усмотреть в

этом частном споре интересы, относящиеся к общественному благу, и

авторитетно высказаться в его пользу, помогая суду в своем решении так

урегулировать спорные частные интересы, чтобы общественное благо, интересы

всего общества, выраженные в законе, не пострадали». Таким образом, прежде

всего и более всего прокурор в гражданском процессе выступает

представителем публичного интереса, интереса законности. Он может

усматриваться и в защите прав государственных органов или государства в

целом, и в защите свобод отдельных граждан или группы, когда дело

приобретает особое общественное значение.

По ст. 9 Приказа Генерального прокурора РФ № 1 от 5 января 1997 г. «Об

участии прокурора в гражданском судопроизводстве»:

«9. Прокуроры, принимающие непосредственное участие в рассмотрении

судами гражданских дел и имеющие классные чины, в судебном заседании должны

быть в форменном обмундировании».

ОСНОВАНИЯ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Прямое указание закона – такие указания могут быть как в ГПК РФ, так и

в других законах: ст. 261 ГПК РСФСР (признание недееспособным), в Семейном

кодексе ст. 70 (дела о лишении родительских прав) и т.д.

Указание Генерального прокурора РФ – необходимость участия прокурора

может быть определена указанием Генерального прокурора. Традиционно

Генеральный прокурор дает такие указы на участие прокурора в делах с

участием несовершеннолетних лиц, по искам органов прокуратура и др.

Собственное усмотрение прокурора – ст. 45 ГПК РФ увязывает его с

защитой прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга

лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Участие прокурора в разбирательстве гражданских дел способствует

осуществлению целей правосудия и реализации задач, стоящих перед судом, с

тем, чтобы выполнялось требование закона о всестороннем, полном,

объективном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях и по каждому

делу выносились законные и обоснованные решения, определения и

постановления.

Свои полномочия в гражданском судопроизводстве прокурор осуществляет

независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь

только закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора РФ.

Участвовать в рассмотрении судами гражданских дел могут все

прокурорские работники. Однако в целях оперативного руководства

деятельностью прокуроров в этой сфере и более квалифицированного

осуществления надзорных функций в Генеральной прокуратуре РФ образовано

Управление по надзору за законностью постановлений судов по гражданским

делам, а в прокуратурах субъектов федерации – одноименные отделы

(управления), прокуроры которых выполняют наибольший объем работы в этой

области. В районных и городских прокуратурах эта работа возлагается на

помощников прокуроров или (реже) на заместителей прокуроров. Работу по

надзору за законностью судебных решений по гражданским делам организуют

прокуроры-руководители соответствующих прокуратур.

На основании Приказа Генерального прокурора РФ «О распределении

обязанностей между руководителями Генеральной прокуратуры РФ» заместитель

Генерального прокурора РФ Давыдов В. И. решает вопросы управления по

надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ

с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по

гражданским делам.

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОКУРОРА

В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

Процессуальное положение прокурора не может быть сведено к положению

стороны или третьего лица. Прокурору может быть отказано судом в приеме

искового заявления только в случае, когда у лица, в интересах которого

предъявляется иск, нет права на обращение в суд. На прокурора не

распространяются материально-правовые последствия решения, с него нельзя

ничего взыскать, даже если суд не удовлетворит его иск. Отказ от иска не

связывает заинтересованное лицо, которое и является истцом по делу. Понятие

же «истец в процессуальном смысле», употребляемое некоторыми авторами для

характеристики процессуального положения прокурора, неудачно. Термин

«истец» (в отличие от понятия иска и права на иск) материальному праву

неизвестен, поэтому говорить «истец в процессуальном смысле» тавтологично.

Для выделения понятий «истец» и «ответчик» процессуальная наука использует

материально-правовой критерий, т.е. их участие в предполагаемом материально-

правовом отношении, которое будет предметом судебного рассмотрения. Коль

скоро прокурор не является их участником, он не будет истцом и ответчиком

по делу, даже если его процессуальные права и обязанности аналогичны

стороне по делу.

Прокурор является совершенно особым участником гражданского процесса,

для характеристики которого уместнее всего употребить выработанный русской

процессуальной наукой термин «правозаступник». Правозаступник в отличие от

представителя, поверенного, слуги частного интереса стороны – его клиента

защищает индивидуальные права частного лица ввиду и во имя общественного

блага.

Прокурор не связан в своей правовой позиции и процессуальной

деятельности интересами лица, на стороне которого он выступает. Его задача

защитить общественное благо, интересы общества, выраженные в законе,

правопорядок. Он защищает права и интересы конкретного лица постольку,

поскольку в этом выражается общественный интерес в той мере, в какой дело

имеет общественное значение.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО

ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

Особое внимание обращается на исполнение судебных решений, вынесенных

по заявлениям и искам прокуроров. Однако в задачу прокурора не входит

проведение сплошных проверок исполнения всех решений по гражданским делам,

вынесенных судом. Прокурор обычно проверяет исполнение судебных решений в

связи с жалобами граждан и других заинтересованных лиц. В соответствии со

ст. 441 ГПК РФ прокурор вправе принести жалобу в суд на действия судебного

пристава.

В соответствии с п. 7 Приказа Генерального прокурора РФ от 05.01.1997

г. № 1 «Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве» на прокурора

возложена обязанность:

«7. Обеспечить надзор за законностью исполнения судебных

постановлений, опротестовывая в необходимых случаях действия судебных

исполнителей и судебные определения по вопросам исполнения…».

Обеспечивая надзор за законностью исполнения судебных постановлений

необходимо руководствоваться Федеральным Законом «Об исполнительном

производстве», вступившем в силу 06.22.97 г. и разделом VII ГПК РФ. Меры

прокурорского реагирования на нарушения закона судебными приставами-

исполнителями в настоящее время чаще имеют форму представлений. Это

объясняется тем, что нормами ФЗ «Об исполнительном производстве»

принесение протеста на действия судебного пристава-исполнителя не

предусмотрено. В то же время опротестование действий пристава в суд не

исключается в соответствии со ст. 441 ГПК РФ.

Выбор формы прокурорского реагирования принадлежит прокурору, но здесь

следует иметь в виду, что протест на действия судебного пристава-

исполнителя подается в суд, а не руководителю подразделения судебных

приставов округа. В адрес должностного лица может быть внесено

представление об устранении нарушений закона, которое оформляется в порядке

ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ».

В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 6 января 1999

г. № 1/7 всем нижестоящим прокурорам поставлена задача обеспечить

эффективный надзор за исполнением законов при осуществлении судебными

приставами своих функций, связанных с реализацией важнейших конституционных

прав и законных интересов граждан и организаций, а также при применении ими

мер принуждения.

С учетом специфики работы судебных приставов организация надзора

распределена между структурными подразделениями прокуратуры,

осуществляющими надзор за:

исполнением законов и законностью правовых актов – в части соблюдения

закона при осуществлении судебными приставами своих функций как при

обеспечении установленного порядка деятельности судов, так и при

исполнении судебных актов и актов других органов; исполнения законов,

регламентирующих возбуждение исполнительного производства. Надзор за

соответствием федеральным законам нормативных актов, издаваемых Главным

судебным приставом РФ, управлением по надзору за исполнением законов и

законностью правовых актов Генеральной прокуратуры РФ;

законностью постановлений судов по гражданским делам – в части

соответствия законам постановлений судов общей юрисдикции по вопросам

исполнительного производства.

Участие прокурора в гражданском процессе — один из важнейших методов

охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс

построения правового государства, поскольку законность — неотъемлемый, если

не основной, его атрибут.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема доступности и эффективности правосудия является чрезвычайно

актуальной и значимой, особенно в настоящее время, когда недоверие к судам

со стороны граждан приводит большую часть общества в сферу теневой

криминальной юстиции, которая, как известно, судит не по закону, а «по

понятиям».

Ни для кого не секрет, что основными недостатками нашей «отечественной

Фемиды» являются, в первую очередь, нарушение сроков рассмотрения дел,

когда их слушания без достаточно уважительных причин откладываются или

переносятся без указания новой даты их рассмотрения, в результате чего люди

порой доходят до отчаяния в ожидании результатов разрешения своих споров.

Кроме того, отсутствие необходимой профессиональной подготовки части

судейского корпуса, в условиях постоянно меняющегося законодательства и

усложнения норм материального права, отрицательно сказывается на качестве

выносимых ими судебных решений.

Нельзя, конечно, не учитывать и объективные причины нарушений сроков

рассмотрения дел, а именно: ежегодно увеличивающийся рост количества

гражданских дел, недостаточную численность судейского корпуса и в этой

связи перегруженность судей, а также неудовлетворительное материально-

техническое обеспечение, необходимое для нормальной работы судов.

Введение же института мировых судей, призванного разгрузить суды

районного звена и взять на себя рассмотрение несложных административных

дел, тормозится в виду отсутствия в бюджете предусмотренных для того

материальных средств.

Нельзя не учитывать и тот факт, что для большинства граждан обращение

в суд в настоящее время является непозволительной роскошью, поскольку

услуги адвоката и госпошлина при подаче исковых заявлений составляет весьма

значительную («кругленькую») сумму. Перечисленные факторы отрицательно

влияют на доступность и эффективность правосудия. Зачастую, прокуратура

является единственным органом, где граждане могут получить бесплатную

квалифицированную юридическую помощь.

Исходя из этого, участие прокуроров в гражданском судопроизводстве во

многом способствует повышению доступности и эффективности правосудия.

Президент России В. В. Путин на Всероссийском совещании прокуроров

справедливо отметил, что «судебная реформа не может быть эффективной без

активного участия прокуратуры в судебном процессе».

Изучение практики предъявления и поддержания прокурорами исков в суды

показало, что право обращения с исковыми заявлениями активно используется

многими прокурорами как эффективное средство реального устранения нарушений

законности.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ. Официальный текст. – М.: Издательство НОРМА

(Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2002.

2. Аргунов В.Н. Участие прокурора в гражданском процессе. М.,1991.

3. Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор за законностью

правовых актов органов представительной и исполнительной власти.

Учебное пособие. М. 1996.

4. В. Ломовский «Какой власти принадлежит прокуратура?» «Российская

юстиция», N9, 2001.

5. В. Бессарабов, А. Рыбчинский «Прокуратура России федерализм или

конституционная законность» «Законность», N 7, 2001

6. Гражданский процесс. Учебник. Издание третье, переработанное и

дополненное / Под ред. В. А. Мусина, Н. А. Чечиной, Д. М. Чечота. –

М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001.

7. Комментарий к Федеральному закону '' О прокуратуре Российской

Федерации'' от 17 ноября 1995 г. с приложением ведомственных

нормативных актов / Под. Общ. Ред. Генерального прокурора Ю.И.

Скуратова. М.1996.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.