реферат, рефераты скачать
 

Юридические нормы


принимать решения, имеющие юридическое значение, ограничена запретами

совершать противоправные действия. “Свобода усмотрения”, т.е. дискреционные

полномочия должностных лиц при принятии юридических решений ограничены

критериями, установленными законом, а также целью, ради которой учреждена

соответствующая должность. Отношения между гражданами строятся на основе

равенства, автономии, координации и определяются их соглашениями,

договорами. Нормы права определяют отношения субординации субъектов

публичного права.

К частному праву относятся нормы гражданского, брачно-семейного,

трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского

общества. Публичное право включает государственное, административное,

финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другие

отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и

должностных лиц. К публичному праву относится большинство норм уголовного

права (исключение – нормы так называемого “частного обвинения”, по которым

обвинение возбуждается и прекращается по инициативе потерпевших).

Важное значение имеет также классификация правовых норм по способам

воздействия на поведение людей (предоставление права, возложение

обязанности, запрет). Эта классификация правовых норм несет на себе следы

первоначального образования права. В период становления права его

источниками были договоры, определяющие взаимные права и обязанности

участников общественных отношений. Результатом обобщения разнообразных

договоров стали нормы права, определяющие содержание различных

правоотношений. По содержанию правоотношения, моделью которого является

диспозиция, эти нормы делятся на управомочивающие и обязывающие. Социальный

смысл управомочивающих норм - предоставление гражданам и другим субъектам

права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими

обязанностями других лиц. К ним относятся, например, нормы о праве на

трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на

материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и

др. Основная цель обязывающих норм - определение требуемого (должного,

обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые,

брачно-семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.

Особое место в правовой системе занимают запретительные нормы, т.е.

нормы, определяющие составы правонарушений и санкции за их совершение.

Прообразом таких норм до возникновения права были “табу” первобытного

общества. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка,

предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества. Ими

предусмотрены действия, обстоятельства, которые право стремится не

урегулировать, а предупредить и пресечь. Некоторые запреты относятся к

точно определенному кругу обстоятельств (например, запрет водителям

транспорта во время работы употреблять спиртные напитки); но многие запреты

адресованы всем и каждому в любой ситуации (запреты убийства, насилия,

клеветы, кражи и т.п.). В отличие от обязывающих и управомочивающих норм

запреты безусловны, так как право определяет не условия их реализации, а,

наоборот, редкие исключения, когда разрешается нарушение правового запрета

(крайняя необходимость, необходимая оборона). В правовом статусе гражданина

запрету соответствует не праводееспособность, а деликтоспособность

(признанная законом способность нести ответственность за правонарушения,

вменяемость). При нарушении запретов охраняющие их санкции реализуются

только через правоотношения; но сам запрет действует вне правоотношений; из

него проистекает не обязанность, а “запрещенность”. По существу запреты

адресованы не всякому и каждому, а тем лицам, которые склонны к совершению

противоправных деяний и воздерживаются от них из боязни санкций. Поэтому в

уголовном кодексе, в кодексе об административных правонарушениях и других

нормативных актах большинство запретов обозначаются не как предписания, а

как указание на наказуемость определенных деяний.

Деление правовых норм на управомочивающие, обязывающие и запрещающие

предопределяет их формулировку в нормативных актах. Хотя любая норма носит

предоставительно-обязывающий характер, и некоторые из них могут быть

сформулированы любым способом (например, о правах и обязанностях кредитора

и должника), содержание многих норм предопределяет изложение их указанием

только на право или на обязанность, либо на запрет. Так, права автора или

собственника не могут быть определены только через обязанности всех и

каждого воздерживаться от нарушения этих прав или - тем более - только

через запрет нарушать эти права; для определения обязанностей служащего

недостаточно указать лишь на право руководителей требовать исполнения этих

обязанностей либо на запрещение служащему эти обязанности нарушать;

наконец; запрет общественно опасных деяний не может быть определен только

как право государственных органов, должностных лиц и граждан

противодействовать этим деяниям, бороться с ними.

Деление правовых норм на определенные и относительно определенные

выражает степень и вид юридической регламентации поведения адресатов норм,

меру их самостоятельности в процессе осуществления правовых норм. Разная

степень определенности может быть свойственна гипотезам (если при

определении условий реализации правовой нормы предусмотрена возможность

выбора юридических фактов) и диспозициям (если указаны альтернативные

варианты поведения). С этим связано деление правовых норм на императивные

(категорические) и диспозитивные, характеризующие связь гипотезы и

диспозиции. Если в числе обстоятельств, обусловливающих реализацию правовой

нормы, указано решение участников правоотношения, возникающего на основе

диспозиции (быть или не быть этому отношению?), либо если им предоставлено

право определить, конкретизировать будущие права и обязанности (каково

содержание будущего правоотношения?), нормы относятся к диспозитивным; если

и основания возникновения правоотношения, и его содержание твердо и

детально определены нормативным актом – нормы относятся к императивным. По

существу диспозитивны все управомочивающие нормы, коль скоро носитель права

волен воспользоваться или не воспользоваться им; однако различна степень

определенности условий возникновения и использования права, его границы,

степень регламентации порядка его осуществления.

Деление правовых норм на императивные и диспозитивные отражает степень

детальности правовой регламентации различных общественных отношений,

допустимость или недопустимость при их правовом регулировании свободы

усмотрения правоприменительных органов и выбора вариантов поведения

участниками возникающих отношений. Ряд отношений и линий поведения их

участников определяется комплексом императивных и диспозитивных норм;

разные способы и формы их соединения предопределены необходимостью

сочетания точной правовой регламентации ряда сторон общественных отношений

(особенно тех, которые связаны с распоряжением материальными ценностями, с

применением государственного принуждения) со свободой, самостоятельностью и

активностью участников общественных отношений.

Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность

предписания, определенность количественных (сроки, размеры, периодичность,

доли, проценты и т.п.) и качественных (перечни видов имущества, описание

действий, порядка их совершения и т.п.) условий применения и способа

реализации правовой нормы, запрет иных, чем указано действий.

Диспозитивность обозначается как право (возможность) поступить иначе, чем

указано нормой, как определение лишь цели, которая должна быть достигнута,

использованием “оценочных понятий” и др. (их содержание раскрывается в

процессе реализации права).

От норм, содержащих оценочные понятия (“при наличии достаточных

доказательств…”, “в случае производственной необходимости…”, “при наличии

уважительных причин…” и т.д.), отличаются как особый вид бланкетные нормы

права, которые, как правило, императивны, но диспозиция которых включает

меняющийся элемент – правила, содержащиеся в периодически обновляемых актах

(правила движения, правила техники безопасности, санитарно-технические

нормы, просто технические нормы, нормы естественной убыли и др.). При

применении бланкетных норм необходимо обратиться к последним по времени

издания актам, содержащим соответствующие правила, включаемые в диспозицию

названных норм права. По-своему бланкетны некоторые правовые нормы,

применение которых невозможно без учета моральных критериев; таковы,

например, нормы об ответственности за оскорбление, клевету.

Если гипотеза определяет пределы (объем) действия и применения нормы,

а диспозиция – способ ее регулирующего воздействия на поведение людей и

общественные отношения, то в санкции выражен способ охраны правовой нормы

от нарушений. Санкцией правовой нормы называется нормативное определение

мер государственного принуждения, применяемых в случае правонарушения и

содержащих его итоговую правовую оценку. По способу охраны правопорядка

санкции делятся на два основных вида: правовосстановительные (направленные

на принудительное исполнение обязанностей. восстановление прав) и штрафные,

карательные (предусматривающие ограничение каких-либо прав правонарушителя,

возложение на него специальных обязанностей либо его официальное

порицание).

С помощью правовосстановительных санкций охраняются правовые нормы,

последствия нарушения которых могут быть устранены или уменьшены с помощью

государственного принуждения. Эти санкции абсолютно определенны (либо

размер их ограничен заранее известным пределом); они применяются до

восстановления нарушенных прав, исполнения невыполненных обязанностей,

ликвидации противоправного состояния (отмена незаконного приказа об

увольнении + восстановление работника в должности + оплата вынужденного

прогула + взыскание выплаченных сумм с лица, виновного в издании

незаконного приказа + принудительное исполнение предыдущего решения, если

оно не выполнено добровольно).

Штрафные, карательные санкции применяются за проступки или за

преступления. Эти санкции носят относительно определенный характер,

устанавливая либо альтернативу подлежащих применению принудительных мер

(например, исправительные работы или штраф), либо их пределы (лишение

свободы от двух до пяти лет), либо возможность применения основных и

дополнительных взысканий или наказаний. Относительная определенность

штрафных, карательных санкций обусловлена необходимостью при назначении

правонарушителю конкретного взыскания или наказания учесть такие

особенности дела, как форма и степень вины, последствия правонарушения,

наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств, характеристика личности

правонарушителя и др. Кроме того, при применении штрафных, карательных

санкций общим правилом является поглощение менее строгого наказания более

строгим.

Большинство норм. определяющих санкции за правонарушения, применяется

в особой процессуальной форме, обеспечивающей выяснение истины по делу,

обоснованность и законность решения. Процессуальная форма применяется также

при реализации или охране ряда других правовых норм. В связи с этим

различаются нормы материального права (так принято называть нормы,

определяющие содержание прав, обязанностей и запретов, непосредственно

направленных на регулирование общественных отношений) и нормы

процессуального права (определяющие порядок, процедуру, форму реализации

или охраны норм материального права). Нормы материального права регулируют

социальные, политические, имущественные отношения, лежащие в основе

общества и государства. Они определяют права и обязанности, существенные

для положения человека в обществе и государстве, регулируют его правовые

отношения с другими людьми, их объединениями, с органами власти и

управления. Материально-правовыми нормами определяются также структура,

компетенция, соотношение государственных органов. Процессуально-правовые

нормы определяют порядок, процедуру оформления и защиты прав, установленных

материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий

государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы.

Материально-правовые нормы образуют как бы первый слой права, правовую

основу общества и государства. Процессуально-правовые нормы, составляющие

как бы второй слой, определяют юридические способы охраны, защиты и

восстановления первого слоя права и несут на себе, в сущности, основную

нагрузку обеспечения режима законности в обществе и государстве.

Понятие “процесса” еще недавно связывалось в литературе только с

правосудием, поскольку деятельность органов следствия и суда наиболее

детально урегулирована правом (УПК и ГПК). В последние годы понятие

процесса распространяется на урегулированную правом деятельность всех

вообще органов государства (“законодательный процесс”, “административно-

правовой процесс”).

Наконец, классификация правовых норм иногда связывается с юридической

силой нормативных актов, в которых содержатся правовые нормы и их элементы,

с компетенцией государственных органов, издающих эти акты. При выявлении

элементов правовой нормы могут обнаружиться противоречия между

установленными на разных законодательных уровнях условиями применения или

определениями содержания нормы. В этих случаях применяются следующие

правила: определения норм, содержащиеся в нормативных актах Российской

Федерации, имеют преимущество по отношению к нормам, установленным в актах

субъектов федерации; во всех случаях расхождения норм закона и подзаконных

актов действуют определения законов; последующий нормативный акт того же

(или вышестоящего) государственного органа вносит изменения в предыдущие.

Правовые нормы, регламентирующие деятельность УВД

Расследование преступлений, изобличение виновных лиц и исполнение

уголовного наказания представляют, на первый взгляд, два малосвязанных

этапа борьбы с преступностью. Однако в своей практической деятельности

органы дознания и следствия, учреждения и органы, исполняющие наказания,

тесно связаны между собой и активно содействуют друг другу в выполнении

поставленных перед ними задач. Особенно этоотносится к взаимодействию

органов следствия и исправительных учреждений.

Уголовно-процессуальное законодательство возложило на органы следствия

не только раскрытие преступлений и разоблачение преступника, но и

установление причин и условий, способствующих совершению преступлений, а

также принятие мер по устранению таких причин и условий. Данное положение

имеет принципиальное значение для предупреждения преступлений, в частности

для выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению

преступлений лицами, отбывающими наказание. Например, следователь может

выявить недостатки в организации и деятельности исправительного учреждения.

Он, руководствуясь нормами УПК, вносит в администрацию исправительного

учреждения представление об устранении установленных им в процессе

следствия недостатков, способствующих совершению осужденными новых

преступлений. Представления следователей в адрес администрации

исправительного учреждения содействуют улучшению работы учреждений,

укреплению дисциплины среди осужденных, повышению результативности

воспитательного процесса. Аналогичные примеры имеют место и при исполнении

наказания в дисциплинарных воинских частях.

Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания, с судами.

Суды, учреждения и органы, исполняющие наказания, тесно взаимодействуют в

своей работе. Специфика такой работы обусловливается особой ролью судов, не

только применяющих наказание или освобождающих от него, но и осуществляющих

на основе ст. 20 УИК судебный контроль за деятельностью учреждений и

органов, на которые возложено исполнение приговоров.

Уголовное судопроизводство способствует воспитанию граждан, в том

числе и подсудимых, в духе неуклонного исполнения законов Российской

Федерации и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Председательствующий в ходе судебного разбирательства, исходя из требований

уголовно-процессуального законодательства, руководит судебным заседанием,

обеспечивая воспитательное воздействие судебного процесса. Наконец,

применяя меры уголовного наказания, суд не только карает преступников и тем

самым способствует восстановлению социальной справедливости, но и имеет

своей целью их исправление.

Эффективность исполнения наказания непосредственно зависит от

справедливости вынесенного приговора. Если правильно применены общие начала

назначения наказания, закрепленные в ст. 60 УК, если наказание справедливо,

соразмерно и соответствует характеру общественной опасности совершенного

преступления и личности виновного, оно будет способствовать исправлению

преступника.

Наличие общих задач по обеспечению правопорядка на территориях

субъектов Российской Федерации и местного самоуправления предполагает

тесное взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, с

органами государственной власти и органами местного самоуправления

указанных территорий. Такое взаимодействие имеет законодательную основу.

Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде

лишения свободы», УИК определяют основные направления взаимодействия

указанных органов. Прежде всего, это взаимодействие по оказанию

материальной и иной помощи исправительным учреждениям.

Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказания, и

аппаратов милиции направлено на решение двух задач. Первая — обеспечение

правопорядка во время отбывания наказания, предупреждение, пресечение и

раскрытие преступлений, совершаемых осужденными во время отбывания

наказания. Для решения этой задачи, например при исполнении лишения

свободы, оперативные аппараты исправительных учреждений, а также

уполномоченные на то органы (включая оперативные аппараты милиции) проводят

оперативно-розыскную работу (ч. 2 ст. 84 УИК). Она направлена на

обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных

учреждений, иных лиц; на выявление, предупреждение и раскрытие

преступлений, розыск бежавших и уклоняющихся от отбывания наказания

осужденных и т. д.

Вторая задача - профилактика и предотвращение преступлений со стороны

освобожденных от наказания лиц, в первую очередь судимых за тяжкие

преступления, а также тех освобожденных, которые в период отбывания

наказания зарекомендовали себя с отрицательной стороны.

Во взаимодействии указанных органов можно условно выделить два этапа.

Первый - подготовительный - начинается не позднее, чем за два месяца до

истечения срока ареста или шести месяцев до освобождения от отбывания

наказания.

Формой взаимодействия учреждений и органов, исполняющих наказание, и

аппаратов милиции на данном этапе могут быть беседы с осужденными,

подлежащими освобождению, об условиях и правилах жизни после освобождения,

месте будущего проживания и работы и т. д. Такие беседы содействуют более

ответственному отношению со стороны осужденных к акту освобождения, к своим

гражданским правам и обязанностям. В этот же период происходит

информирование органов внутренних дел, органов местного самоуправления и

федеральной службы занятости о предстоящем освобождении осужденного,

наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях (ч. 1

ст. 180 УИК). Второй этап взаимодействия — взаимное информирование

учреждений и органов, выполняющих наказание, милиции об освобожденных и

принятие совместных мер по предупреждению с их стороны новых преступлений.

Например, информация администрации исправительных учреждений аппаратов

содержит наряду с общими сведениями, характеризующими личность

освобожденного, его связи с преступными элементами, намерения, если они

были установлены впроцессе отбывания наказания, и другие данные, могущие

представлять интерес для милиции в целях предупреждения повторных

преступлений со стороны таких лиц.

Тесное взаимодействие администрации мест лишения свободы и иных

органов, исполняющих наказания, с аппаратами милиции по закреплению

результатов исправительного воздействия является предпосылкой

предупреждения новых преступлений со стороны освобожденных от отбывания

наказания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор и анализ юридических норм образуют правовую основу дела.

Соответствующие действия касаются здесь прежде всего текста закона,

иного акта. Они могут быть обозначены как “критика” нормы (акта). Это

значит, что перед применением закона нужно его “покритиковать”, т.е

тщательно, всесторонне, с разумной придирчивостью проверить возможность

применения юридических норм к данному случаю.

Список использованной литературы

1. Алексеев С.С. Государство и право : Начальный курс.- 2-е изд., перераб.

и доп.- М.: Юридическая лит., 1994,-С. 86-56

2. Кашанина Т.В, Кашанин А.В. Основы государства и права : Пособие для

учащихся.- М.: НОРМА-ИНФРА, 1998, - С.57-71.

3. Клепцова Т.Н. Теория государства и права: Тексты лекций // Основы

государства и права.- 1998. - №4.- С.13-18.

4. Спасов Б.П. Закон и его толкование.- М., 1986.- С.55-64.

5. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко.- М., 1996.- С.83-

99.

Швалев А.В. Право как объект изучения наук : Разнообразие определений

права. Сущность, социальное значение и определение современного понятия

права // Основы государства и права.- 1998.-№5.- С.30-31

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.