реферат, рефераты скачать
 

Государственная служба РФ


Принципы государственной службы это основополагающие идеи,

установления выражающие объективные закономерности и определяющие

научно - обоснованные направления реализации компетенции, задач и

функций государственных органов, полномочий государственных служащих,

действующих в системе государственной службы.

Принципы государственной службы обуславливают значимость,

законность и социальную ценность отношений, возникающих в системе

государственной службы. «Отсутствие правовых принципов государственной

службы влечёт за собой появление в ней элементов произвольности,

бюрократизма, неорганизованности, беззакония, несправедливости и

безнравственности».[6]

Принципы государственной службы - это субъективное понятие. Они

формулируются человеком (законодателем) исходи из конкретного

правового опыта и правовой культуры в стране базируются на

основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня

развития отраслевого законодательства.

Принципы современной государственной службы закрепляются в

различных законодательных и других нормативных правовых актах:

Конституции РФ, федеральных и других законах, указах Президента РФ,

постановлениях Правительства РФ, конституциях уставах и иных

законодательных и нормативных актах субъектов РФ. Они реализуются

государственными служащими посредствам их практических действий.

Принципы государственной службы, установление в ФЗ «О основах

государственной службы РФ», являются моделью для всех других

законодательных и иных нормативных правовых актов, которые также

определяют систему принципов публичной службы.

Принципы государственной службы можно подразделить на

конституционные и организационные.

Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ,

которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах.

Организационные принципы отражают механизм построения и

функционирования государственной службы, государственного аппарата и

его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения

эффективной деятельности в государственных органах.

К конституционным принципам государственной службы относятся: 1)

принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над

нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при

исполнении государственными служащими должностных обязанностей и

обеспечении их прав; 2) принцип приоритета прав и свобод человека

и гражданина, их непосредственного действия; 3) принцип единства

системы государственной власти, разграничения предметов ведения между

РФ и субъектами РФ; 4) принцип разделения законодательной,

исполнительной и судебной властей; 5) принцип равного доступа

граждан к государственной службе в соответствии со способностями и

профессиональной подготовкой; 6) принцип внепартийности

государственной службы, отделения религиозных объединений от

государства.

Прочие принципы государственной службы, содержаться в ст. 5 ФЗ

«Об основах государственной службы РФ» можно отнести к

организационным принципам государственной службы. Это: 1) принцип

обязательности для государственных служащих решений, принятых

вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их

полномочий и в соответствии с законодательством РФ; 2) принцип

единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;

3) принцип профессионализма и компетентности государственных

служащих; 4) принцип гласности в осуществлении государственной

службы; 5) принцип стабильности кадров государственных служащих в

государственных органах.

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ, ИХ

КЛАССИФИКАЦИЯ.

В научной литературе относительно понятия «должность» и его

содержания споров не существует. Учёные-юристы понимают должность

как простейший элемент государственной администрации, как первичную

и основную клеточку её организационной структуры.

«Государственно-служебная должность - это часть организационной

структуры государственного органа (организации), обособленная и

закреплённая в официальных документах (штатах, схемах должностных

окладов и др.), с соответствующей частью компетенции

государственного органа (организации предоставляемой лицу -

государственному служащему в целях её практического

осуществления».[7]

Таким образом, должность характеризуется следующими признаками:

1) является частью организационной структуры государственного органа;

2) включает в себя часть компетенции государственного органа,

установленной в правовых актах.

С организационной точки зрения должность представляет собой

определённую структурную единицу, находящуюся в системе

государственной службы. В этом смысле должность является независимой

от самого государственного служащего, то есть от конкретного лица,

её занимающего. Должность также определяет круг задач, которые

передаются одному государственному служащему или группе служащих,

занимающих однотипные должности в государственных органах.

Государственный служащий не является «собственником» занимаемой им

должности. При осуществлении должностных функций он должен исполнять

содержащиеся в законодательных и иных нормативных актах служебные

функции и задачи.

Внутренняя структура государственного органа представляет собой

систему различных по своему характеру, значению и уровню

должностей, включённых в утверждённый штат должностей.

Государственные должности - это учреждённая в установленном порядке

государственная организация (путём принятия коллегиального решения

или единоличного распоряжения должностного лица) первичная

структурная единица, которая отражает содержание и объём полномочий

занимающего её лица и содержится за счёт финансовых средств

государственного бюджета (сюда включается заработная плата служащего,

занимающего данную должность её техническое обеспечение,

установленные льготы и привилегии и пр.).

Государственный служащий не владеет занимаемой им должностью.

Она принадлежит государственной администрации. Назначение

государственным, органом (должностным лицом) служащего на должность,

соответствующую его квалификационному разряду (рангу, классному

чину, степени и т.д.), происходит в рамках установленных законом

правил разделения квалификационных разрядов, классных чинов, рангов

и степеней, с одной стороны, и должностей - с другой.

«Государственной является должность в федеральных органах

государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ,

а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с

Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению

и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным

содержанием и ответственность за исполнение этих обязанностей»[8].

Законодательное определение государственной должности

государственной службы содержится в п. 2 ст. 1 ФЗ «Об основах

государственной службы РФ»: «Государственная должность государственной

службы - государственная должность категории «Б» или «В»,

включённая в Реестр государственных должностей государственной службы

РФ».

Государственными должностями государственной службы являются

только государственные должности категорий «Б» и «В», включённые в

Реестр государственных должностей государственной службы в РФ. Таким

образом, среди государственных должностей ФЗ «Об основах

государственной службы РФ» выделяет и государственные должности

государственной службы, и государственные должности РФ.

Государственные должности категории «Б» учреждаются в

установленном законодательством РФ порядке для непосредственного

обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих должности категории

«А». Государственная служба на государственных должностях категории

«Б» ограниченна сроком, на котором назначаются или избираются

соответствующие лица, замещающие государственные должности категории

«А».

Государственные должности категории «В» учреждаются

государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

В реестре государственных должностей федеральных государственных

служащих утверждённом Указом Президента от 11 января 1995г. №33

установлен перечень наименований государственных должностей. Часть 1

Реестра включает наименования государственных должностей федеральных

государственных служащих, замещаемых в порядке назначения для

обеспечения деятельности лиц, избранных для назначения на должности,

предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами: Президента

РФ и Совета Безопасности РФ, Председателя Совета Федерации или

Федерального Собрания и его заместителей, Председателя Совета

Федерации Федерального Собрания и его заместителей, Председателя

Государственной Думы Федерального Собрания, его заместителей и

органов Государственной Думы Федерального Собрания и т.д.

Часть 2 Реестра определяет должности кадрового корпуса

государственных служащих, непосредственных специалистов – управленцев,

ориентированных на службу государству, а не какому-либо частному

лицу или какой-то конкретной политической партии. Это

государственные должности федеральных государственных служащих в

Администрации Президента РФ, в Аппарате Совета Федерации

Федерального Собрания, в Аппарате Государственной Думы Федерального

Собрания, в Аппарате Правительства и т.д.

Государственные должности государственной должности

государственной службы классифицируются на виды по ряду оснований:

а) по видам деятельности в государственных органах и

организациях, в администрации государственных предприятий и

учреждений, на воинской службе. В свою очередб, в каждой из этих

сфер государственной деятельности различаются должности тоже по

видам, например, в государственном аппарате - должности

управленческие, конторольные и т.д.;

б) по масштабам действия - типовые (большинство должностей) и

индивидуальные (например, руководитель структурного подразделения в

Аппарате Президента РФ);

г) по замещению в данное время - занятые и вакантные;

д) по признаку взаимоотношений государственных служащих

занимаемые ими должности разделяются в ст. 6 ФЗ «Об основах

государственной службы РФ» на пять групп:

- высшие государственные должности государственной службы (5 – я

группа);

- главные государственные должности государственной службы (4 – я

группа);

- ведущие государственные должности государственной службы (2 – я

группа);

- старшие государственные должности государственной службы (1 – я

группа).

3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖИЩИХ.

Государственный служащий - это физическое лицо, граждан РФ не

моложе 18 лет, владеющий государственным языком и имеющий

профессиональное образование. Государственный служащий является одной

из сторон государственно-служебного правоотношения. Между

государственным органом и служащим заключается трудовой договор,

согласно которому служащий выполняет полномочия государственного

органа, государственные функции, решает специальные задания для

достижения определённой цели государственного строительства, а

государство, в свою очередь, имеет обязанности перед служащим:

устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-

правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное

содержание и т.д. Государственный служащий является представителем

администрации, части государственной бюрократии, без которой не

существует ни одно общество. Все действия государственного служащего

осуществляются от имени государства и по его поручению;

государство же ведёт контроль за деятельностью государственного

служащего и в соответствующих случаях применяет к нему меры

принуждения.

Государственный служащий занимает государственную должность

только в государственном органе. ФЗ «Об основах государственной

службы РФ» не считает деятельность служащих государственных

предприятий и учреждений государственной службой. Не является

государственной службой, по мнению законодателя, и деятельность

Президента РФ, министров, губернаторов, судей и иных лиц,

замещающих политические государственные должности государственные

должности категории «А».

Государственный служащий должен отвечать требованиям

законодательства о государственной службе.

Государственный служащий занимает оплачиваемую должность

государственной службы в установленном законом порядке. Специальные

федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его

правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности

служащего, права, обязанности, ограничения, запреты ответственность,

гарантии и т.д.

Государственные должности могут занимать только государственные

служащие. Государственному служащему присваивается в установленном

порядке квалифицированный разряд (чин, специальное звание, класс,

ранг и т.д.).

Государственный служащий выполняет государственные функции,

полномочия государственных органов, решает государственные задачи в

экономической, социальной, административно-политической сфере.

Государственный служащий совершает во многих случаях действия,

которые вызывают определённые юридические последствия. Такие действия

могут быть юридическими фактами и используются в качестве

доказательств или документов. Эти действия государственных служащих

изменяют, образуют либо прекращают различные правоотношения в сфере

государственной и общественной жизни.

Деятельность государственных служащих носит, как правило,

непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей,

влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы

производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.

Многие законодательные акты, регулирующие государственно-

служебные отношения, содержат ещё один признак государственного

служащего: принятие им присяги на верность государству - РФ.

Однако ФЗ «Об основах государственной службы РФ» не устанавливает

необходимость принятия служащим присяги на верность. Вместо этого в

трудовом договоре, заключаемом государственным служащим с

государственным органом содержится обязательство гражданина,

поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение

Конституцией РФ и федеральных законов в интересах граждан РФ.

Существует масса классификаций видов государственной службы.

Наиболее существенное теоретическое и практическое значение имеет

классификация государственных служащих по: 1) роду их деятельности;

2) признаку объёма должностных полномочий.

Классификация государственных служащих по роду и месту их

службы прямо вытекает из сфер государственно-служебной деятельности:

государственный аппарат, военная служба. В соответствии с этим все

государственные служащие подразделяются на две группы: служащие в

государственном аппарате и военнослужащие. В свою очередь, можно

проводить дальнейшую классификацию каждой из групп. Служащие

государственного аппарата делятся по органам, в которых они

трудятся: служащие в органах представительной власти, служащие в

органах управления, служащие в органах судебной власти, работники

прокуратуры и т.д. Военнослужащие подразделяются по видам и роду

вооружённых сил (сухопутные войска, военно-морские силы и т.д.), в

службах, к ним приравненных (внешняя разведка, погранслужба и

других структурах).

При классификации государственных служащих по объему

должностных полномочий служащих разделяют по их роли в реализации

функций органа по объёму полномочий в общем виде, без детализации:

а) руководители; б) специалисты (основной состав); в)

вспомогательный персонал.

К группе руководителей относятся руководители органов,

организаций и их структурных подразделений, их штатные заместители.

В их задачи входит непосредственное осуществление функций данного

органа (организации).

К группе специалистов (основному составу - как по

численности, так и по роли в реализации функций органа)

относятся служащие, которые реализуют функции и соответствующие

полномочия лично и непосредственно: инженеры, техники,

преподаватели, врачи, работники учётно-бухгалтерских подразделений

и т.д.

К группе вспомогательного персонала относятся служащие, которые

непосредственно не осуществляют функций и полномочий данного органа,

но создают условия для нормальной работы двух вышеназванных групп.

Это секретари, работники делопроизводства и другие служащие.

Продолжением классификации служащих по объёму должностных

полномочий является их разделение по признаку обладания в рамках

должностных полномочий полномочиями распорядительного характера. По

этому критерию служащие должны быть разделены на две группы: 1)

служащие, наделённые полномочиями распорядительного свойства, то есть

полномочиями давать распоряжения, приказы, принимать нормативные

акты и т.д.; 2) служащие, таковыми полномочиями не наделённые.

К первой группе в этом случае относятся руководители

предприятий и учреждений и структурных подразделений в них,

работники милиции и другие. В литературе и текущем законодательстве

все эти служащие именуются должностными лицами.

ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» классифицирует

государственных служащих по видам государственной службы в

соответствии с конституционно-правовым принципом разделения властей

на: государственных служащих исполнительной власти, государственных

служащих судебной власти.

4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.

Государственный служащий обладает полным объёмом конституционных

прав личности и гражданина РФ. Общегражданские права и обязанности

государственных служащих такие же, что и других граждан.

Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а

также несут обязанности на перед обществом на ровне со всеми

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.