реферат, рефераты скачать
 

Изучение имени прилагательного в младших классах


которых существуют различные языковые средства, в том числе и предложно –

падежные формы.

При изучении частей речи необходимо шире раскрывать значение

грамматических форм, способы их выражения на текстовом материале.

В этом отношении представляет интерес пособие Смирнова А.Д. Изучение

морфологии в школе. Пособие для учителя.

В нем представлен дидактический материал по усвоению в словосочетаниях

и предложениях падежных форм, особое внимание обращается на усвоение

понятий – грамматическая форма и ее значений, на осознание логических

отношений, выражаемых грамматическими формами. При этом орфографический

аспект в изучении морфологии сопутствует главному – формированию

грамматических понятий.

В пособии предпринята попытка реализовать грамматические возможности

для развития познавательной и речевой деятельности учащихся, представлены

проблемные ситуации и вопросы, алгоритмы, коммуникативно–речевые задачи,

способствующие формированию навыков культуры общения и так далее.

Дидактический материал отобран в соответствии с реализацией

комплексного подхода к изучению морфологии. Грамматические категории и

формы рассматриваются не только во взаимосвязи с синтаксисом, но и в

единстве всех языковых сторон.

Большие возможности для развития речи имеет изучение имени

прилагательного. По данной проблеме есть немало исследований. В частности

Никитина Н.К. предлагает в 1 классе практиковать составление предложений и

небольших текстов по предметным картинкам; во 2 классе – распространение

связного текста путем вписывания в него пропущенных прилагательных; подбор

к словам, обозначающим предмет, слов, обозначающих признак, работу над

загадками, включающими прилагательное, показывающее признаки предмета,

служащего отгадкой; образование прилагательных от существительных и запись

словосочетаний с этими прилагательными (как называют ребят за дружбу? –

дружные ребята; как называется шкаф для книг? – книжный шкаф и др.); в 3

классе предпочтение отдается самостоятельным наблюдениям над ролью имени

прилагательного в художественном тексте и составлении собственных примеров

употребления словосочетаний части речи./ Никитина Н.К. Имя прилагательное.

//Методика грамматики и орфографии в начальных классах. /Под ред. Н.С.

Рождественского. – М.: Просвещение. – 1979. – С. 134-181/

Основная задача начальной школы – развитие речи учащихся. Одной из

сторон этой задачи является обогащение словарного запаса детей. Языком дети

овладевают задолго до школы. Однако активный словарь очень беден.

Считается, что расширение словаря должно идти не за счет увеличения речевых

единиц, а за счет совершенствования семантики каждого слова.

Тема “Имя прилагательное” является очень интересной и благодатной в

плане развития речи учащихся. М.Р. Львов установил, что “достижение пика

интенсивности“ имен прилагательных опережает систематическое изучение их в

школьном курсе русского языка и приходится на 3 класс. Следовательно,

необходимо искать пути и возможности обогащения речи учащихся начальных

классов именами прилагательными еще до “пика интенсивности” [23, с. 82] в 1

классе, особенно во 2 классе. Такое обогащение является очень важным, т. к.

именно признаковые слова делают речь выразительной и яркой, т. е.

изобразительной.

В смысле уточнения и обогащения активного словаря детей значение

синонимии огромно. Синонимия в языке свидетельствует о богатстве и

выразительных возможностях данного языка. М.Р. Львов справедливо отмечает,

что “чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности

как данного языка в целом, так и каждого его носителя”. Синонимические

средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Упражнения над

синонимами расширяют и уточняют словарь учеников, способствуют точному

выражению мысли, предупреждают повторение одного и того же слова. [26,

с.21, 44]

Психологией доказано, что “наиболее восприимчивым и благоприятным

возрастом в отношении языкового развития является младший школьный

возраст”. Исходя из этого работу над синонимами следует целенаправленно и

систематически проводить в начальных классах. [26, с.21] Во-первых, следует

постепенно накапливать количество слов-синонимов в индивидуальной речи

каждого ребенка, во-вторых, надо, чтобы дети осознали, что рассмотренные

прилагательные, хотя и близки по смыслу, но среди них имеется множество

слов, различающихся оттенками значений.

Благодатным материалом для развития речи учащихся является

использование связного текста, насыщенного прилагательным.

Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться

ни с одной частью речи. На значение обогащения словаря ребенка именами

прилагательными указывал Н.С. Рождественский. Он писал: “обогащение словаря

ребенка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью

ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые

осмысливаются им как наиболее важные для него по своей жизненной значимости

в связи с его интересами и потребностями”.[43, с. 158]

Правильное употребление в речи синонимов требует знания различающих их

смысловых оттенков и стилистических свойств. Потому в процессе работы над

синонимами нельзя ограничиваться только выделением из текста слов-

синонимов, а следует добиваться понимания учащимися, чем один синоним

отличается от другого.

“Умение разграничивать синонимы, - пишет А.Н. Гвоздев, - выбирать из

них наиболее уместный и точный представляет важный стилистический навык”.

Умение пользоваться синонимами является навыком сложным, и формируется оно

постепенно на протяжении длительного времени путем разнообразных и хорошо

подобранных упражнений. [29, с. 224

Ныне действующая программа по русскому языку начальных классов

предусматривает практическое знакомство детей не только с синонимами, но и

со словами противоположного значения – антонимами.

По выражению А.А. Реформатского “антонимы – очень сильное

стилистическое средство языка”. Они оживляют речь, делают ее более

наглядной и образной. Кроме того, упражнения над антонимами требуют

логических операций, как сравнение, сопоставление, противопоставление, и

тем самым содействуют развитию мыслительных способностей детей.

Чтобы научить детей различать антонимы и правильно пользоваться ими в

своей речи, нельзя ограничиться только подыскиванием антонимов к словам,

имеющимся в текстах упражнений. Для этого необходимы и специальные

упражнения, которые в зависимости от поставленной цели могут проводиться и

на отдельных словах, и на словосочетаниях, и на предложениях, и на связных

текстах.

С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но далеко не

всегда осознают ее. К пониманию многозначности они приходят от переносного

значения слов. Понимание многозначности способствует восприятию образов

художественного произведения, пониманию его идейного содержания. Усвоение

многозначности слов способствует пониманию иносказательных оборотов речи,

художественных образов, фразеологических единиц.

Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной

работе в области орфографии. Все это усугубляется еще и тем, что учащиеся

начальных классов мыслят конкретно: многие отвлеченные слова и понятия они

употребляют, зачастую совсем не понимая их значения. Потому работа по

развитию речи младших школьников предполагает введение в их словарный запас

не только слов с отвлеченными понятиями и с различными смысловыми

оттенками, но и фразеологических сочетаний. [49, с. 19]

Фразеологизмы, по выражению В.Г. Белинского, составляют “народную

физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное

богатство”. Особенностью фразеологического значения является то, что

фразеологизм не только называет тот или иной предмет, действие, качество и

т. п., но и дает им дополнительную характеристику.

Изучение фразеологии в школе способствует развитию лингвистического

мышления детей, обогащению их словарного запаса, повышению речевой

культуры. Знакомство с русской фразеологией помогает понять историю и

характер русского народа, т. к. многие фразеологизмы по своему

происхождению связаны с событиями прошлого. [49, с. 97-98]

Е.Н. Лагузова в своей статье отмечает, что приемы обогащения

фразеологического запаса и развития навыков употребления устойчивых

сочетаний могут быть очень разнообразными. Это может быть описательная

работа на уроке русского языка либо на уроке чтения в процессе изучения

того или иного литературного произведения.

Основным приемом обогащения фразеологического запаса учащихся Г.Ю.

Колычева считает воспитание у них постоянного внимания и интереса к

фразеологии русского языка.

Работа над фразеологизмами проводится все время и идет от легкого к

трудному.

При работе над фразеологическими единицами в начальных классах Г.Ю.

Колычева ставит ряд задач.

Показать сочетаемость слов в выражениях, смысл которых легко

раскрывается. Опираясь на контекст, дети сами легко объясняют смысл и

значение некоторых фразеологических единиц (вертеться под ногами; служить

верой и правдой).

Объяснить некоторые фразеологизмы-идиомы, т. е. неразложимые по смыслу

фразеологические единицы, в которых слова-компоненты непонятны для

восприятия (бить баклуши; попасть впросак).

Провести смысловую грань между омонимичными свободными и устойчивыми

словосочетаниями. Учитель должен научить учащихся начальных классов уметь

разграничивать словосочетания в прямом и в переносном значении. Раскрытие

функции переносного значения легче всего сделать через замену фразеологизма

в тексте адекватными словами прямого, неметафорического значения (намылить

голову; бабушкины сказки).

Очень важно, чтобы дети не только запомнили то или иное

фразеологическое сочетание, но и усвоили его значение и могли правильно

употребить его в своей речи.

При встрече учащихся с незнакомыми фразеологизмами целесообразно

применять подбор фразеологизмов-синонимов. Таким образом, ученики

знакомятся с новым фразеологизмом, уточняют его значение, выясняют разницу

между сходными выражениями и особенностями их употребления и т. п. Важность

такой работы заключается в том, что одно понятие раскрывается через ряд

других. Такое толкование понятий способствует четкому и глубокому усвоению

фразеологических выражений.

2. Работа над прилагательным в начальных классах в системе развития речи

младших школьников

1. Возможности учебников русского языка для лексико-стилистический

Одной из важнейших задач курса русского языка в школе – развитие

связной речи учащихся. Решение этой задачи непосредственно связано с

реализацией цели обучения – научить школьников свободно владеть родным

языком, то есть владеть им в такой мере, в какой это необходимо для

активной производственной и общественной деятельности, для самостоятельной

работы над повышением своего речевого уровня.

Работа по развитию речи является неотъемлемой частью каждого урока

русского языка.

Рамзаева Т.Г. при разработке системы обучения младших школьников

русскому языку исходит из того, что основная цель, которая определяет

направление всего процесса обучения русскому языку, является развитие

устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления, а

усвоение грамматических заданий и формирование орфографических навыков

своим конечными результатами имеют развитие у школьников умений

грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно

выразительно высказывать свои мысли в устной форме и верно передавать их на

письме.

Повышение уровня речевого развития учащихся включает:

- обогащение речи школьников новыми словами и выражениями;

- уточнение смысла слов, которыми дети пользовались ещё до школы;

- развитие умения точно употреблять слова в соответствии с целями

своего высказывания, правильно строить предложения, составлять

небольшие рассказы о виденном или прочитанном;

Пути осуществления этой задачи разнообразны. Большое значение имеет

содержательность и художественная ценность материала, который используется

на уроках русского языка (сам материал должен воспитывать внимание к

смысловому значению слов и точному их употреблению в речи). Кроме того,

важно, чтобы словарный состав упражнений был разнообразным и включал слова

из разных областей: жизнь школы, события в стране, взаимоотношения между

людьми, дела сверстников, жизнь животных и растений и др. Иначе говоря,

необходим целенаправленный отбор материала для урока с учётом не только

формирования навыков письма, но и развития речи учащихся.

Речь учащихся развивается в единстве с развитием их мышления,

расширением объёма знаний. Вот почему необходимым условием успешного

обучения русскому языку является связь учебного процесса с жизненным опытом

учащихся, с тем, что они непосредственно видят вокруг себя, слышат по

радио, узнают из книг.

Рамзаева считает целенаправленным предлагать учащимся задания,

побуждающие их использовать фактические знания, полученные из разных

источников (составление предложений на основе прочитанного текста, об

интересном событии, об изменениях в природе, и т.д.) При этом не

обязательно записывать все предложения. Развитие речи – задача, которая

постоянно решается на уроках русского языка.

Как известно, работа в школе над развитием речи включает не только

обогащение словаря, но и формирование умений и навыков последовательно

выражать свои мысли в тексте.

В систему уроков русского языка входит как её составная часть работа

над развитием связной речи. Эта работа ставит целью формировать у младших

школьников элементарные представления о тексте как единице речи, которая

объединяет 2 или несколько предложений, связанных по смыслу, имеет свою

тему и структуру. На уроках развития речи в определённой последовательности

у детей развивается такие речевые умения, как умение отличать текст от

набора предложений, озаглавливать текст, выделять в нём части (начало,

основную часть, концовку), составлять свой текст, опираясь на его тему.

В каждой учебной теме есть уроки развития речи, место которых

определяет учитель с учётом возможностей и условий работы своего класса.

Проследим, как решаются задачи развития речи в процессе изучения имени

прилагательного.

2 класс – это начальный этап изучения частей речи (без терминов).

Обучение направлено на то, чтобы второклассники восприняли слово как

единицу речи, которая представляет собой название признака.

Объём знаний о части речи минимальный: вопросы, на которые отвечают

слова (какой? какие?), обобщённое лексическое значение (что обозначают?). У

учащихся формируются умения ставить вопрос к слову, распознавать слово по

вопросу и значению.

Постоянно обращается внимание на лексическое значение слова и его

употребление в предложении и тексте, наблюдение над словами, близкими по

смыслу и противоположными, над употреблением слов в переносном значении.

Программой предусматривается ознакомление второклассников с однородными

словами. В систему обучения русского языка органически включается работа

над речевым развитием учащихся. она прОводится по трём направлениям:

1) обогащение и уточнение словаря учащихся (лексический уровень

владения речью)

2) овладение предложением и словосочетанием (синтаксический уровень)

3) овладение свободной речью (уровень текста)

Работа над формированием умения правильно строить и точно употреблять

предложения в тексте проводится в той или иной мере на каждом уроке.

В программе для 2 класса 4-летней школы большое место отводится тексту,

под которым понимается 2 или несколько предложений, связанных по смыслу.

Смысловая связь предложений создаётся единством темы. Для того, чтобы

учащиеся осознали текст, она сопоставляется с отдельными предложениями, не

объединёнными общей темой.

Согласно программе во 2 классе проводятся обучающие изложения и

сочинения, представляющие собой коллективное составление небольшого

рассказа на заданную тему, а также рассказа по картинке или серии картинок,

по наблюдениям за природой.

Учебник русского языка для 2 класса предлагает также составление

рассказов на тему, аналогичную только что прочитанному тексту.

Особое место отводится сочинениям по рисункам. Учитывая, что развитие

письменной речи тесно связано с развитием устной, в учебнике представлены

упражнения, состоящие их имён прилагательных, заданных на одну и ту же

тему. первое задание предлагает детям составить устный рассказ по картинке

или по серии картинок, второе – списать текст. При этом задания постепенно

усложняются.

Усложнение заданий находится в определённом соответствии с усложнениями

других заданий. Усложнения эти связаны с постепенным формированием умений

работать с текстом и, в частности, с развитием таких речевых умений, как

умение определять тему текста, умения его озаглавить, отобрать материал в

соответствии с темой, делить текст на части, соблюдать красную строку. Все

эти умения взаимообусловлены и в целом ведут к формированию таких сложных

умений, как умения воспринимать, передавать (воспроизводить) чужой

создавать свой текст.

Необходимо подчеркнуть, что обучение связной речи проводится на каждом

уроке. Прежде всего второклассники учатся правильному восприятию текста.

Этим объясняется тот факт, что многие упражнения начинаются с заданий:

«Прочитайте», «Объясните, почему текст так называется» или «О чём говорится

в тексте?». Правильное восприятие текста является основой сознательного

выполнения всех других заданий.

В целях активизации познавательной деятельности учащимися теоретический

материал чаще всего «подаётся» в учебнике как результат задачи, которую

предлагалось выполнить , как вывод, полученный в ходе наблюдений над речью.

Чтобы эту задачу можно было решить более успешно, задания в упражнениях

разделены на ряд операций, которые учащиеся последовательно должны

выполнить. После ознакомления с содержанием предлагается найти в тексте

слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, то есть

проанализировать или вторая часть заданий носит конструктивный характер:

нужно заменить данные имени прилагательного на слова с противоположным

значением, поставить имя прилагательное в форму множественного числа,

вставить имя прилагательное в текст, заменить сочетание имени

существительного с предлогом на имя прилагательное, подобрать к данным или

выписанным из словаря именам существительным подходящие по смыслу имена

прилагательные, составить предложения, употребить имена прилагательные.

Третья часть задания в большинстве упражнений требует сравнения,

четвёртая – элементарного обобщения.

Для того, чтобы заинтересовать учеников изучении материала и

организовать их поисковую деятельность, учебник содержит вопросы для

размышлений.

Вопросы определяют цель урока, его учебную задачу. Постановка вопросов

перед изучением нового материала делает урок целенаправленным. Ответ –

обобщение представлен в учебнике в виде сведений

Чтобы подготовить учащихся к осознанию имени прилагательного как части

речи, уже в 1 классе уделяется внимание умению детей подмечать и правильно

называть разнообразные признаки предмета.

Распознавание между собой слов, ответов на вопросы какой? какая? какое?

по сути связано с пониманием рода имени существительного и синтаксической

зависимости имени прилагательного от имени существительного. Род имен

существительного и имени прилагательного изучается в 3 классе. Поэтому

практически руководствуясь лексическим значением слова, ставить нужный

вопрос к прилагательному (арбуз какой? сладкий, яблоко какое? сладкое,

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.