реферат, рефераты скачать
 

Интервью


Интервью

Содержание

Введение _____________________________________________ 3 стр.

1. ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ_______________________________ 4 стр.

1. Как плетется «тенета вопросов»_________________________ 4 стр.

2 Применение записывающих устройств___________________ 5 стр.

2. НАЧАЛО ИНТЕРВЬЮ____________________________________ 7 стр.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ______________________________________ 7 стр.

1. Подсказывая и перебивая_______________________________ 7 стр.

1. Перебивка_______________________________________ 8 стр.

2. Вопросы — «подсказки»___________________________ 8 стр.

2 Сложные ситуации____________________________________ 9 стр.

3. Личный вопрос___________________________________ 9 стр.

4. Запретные темы__________________________________10 стр.

2. Трудные собеседники_________________________________ 11 стр.

1. Отказ от ответа__________________________________ 11 стр.

2. Отрицательный персонаж_________________________ 11 стр.

4. ЗАВЕРШЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ________________________________ 12 стр.

5. ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ_______________________________ 14 стр.

Заключение__________________________________________ 18 стр.

Список использованной литературы____________________ 19 стр.

Введение

Всё больше и больше появляется интервью на страницах наших газет и

журналов, всё чаще люди различных профессий обращаются к этому жанру.

Почему?

На этот вопрос существует множество ответов. Интервью - это

динамичный, подвижный жанр, позволяющий быстро отреагировать на

происходящие события.

Как справедливо утверждает известный американский имиджмейкер Лиллиан

Браун, бизнесмен и пресса нужны друг другу. Деловому человеку средства

массовой информации необходимы, если надо быстро распространить точные

сведения, рекламу, привлечь внимание к фирме, оказать влияние на партнеров

или коллег, пояснить свою точку зрения. Кроме того, интервью играет важную

роль в политической и культурной сфере.

Для того, чтобы сделать талантливое, захватывающее интервью необходимо

не только получить информацию о его основных жанровых особенностях, но и

понять насколько они многогранны; прочувствовать все тонкости подготовки к

интервью, связанные с особенностями журналистской профессии.

В плане журналистской этики этот жанр весьма опасен, «профессионализм»

ведущего зачастую чреват очень неприятными последствиями для

интервьюируемого. Неэтичность в интервью может явиться в любой из своих

многочисленных Форм, начиная с обычной невоспитанности, и кончая чисто

профессиональными «ляпами».

Выбор темы был произведен мной не случайно. Она заинтересовала меня уже

пол года назад. Дело в том, что наш класс решил снять фильм, посвященный

нашей школьной жизни. Одна из частей фильма значилась в сценарии под

названием – «Интервью». Роль «журналиста» досталась именно мне, поэтому,

чтобы «не ударить в грязь лицом», я ознакомилась с материалом по данному

вопросу. В данной работе я попыталась систематизировать полученную мной

информацию.

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ

Интервьюирование, как и другие методы опроса, представляет собой своего

рода технологию, включающую в себя следующие этапы:

– подготовка интервью;

– начало;

– основная часть;

– завершение;

– обработка результатов.

ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ

Как плетется «тенета вопросов»

Успех или неуспех работы связаны с качеством подготовки интервьюера, с

изучением темы, продуманностью плана действий, изобретательностью при

составлении вопросов.

Важно особо продумать вопросы, заведомо неудобные будущему собеседнику

по каким-то причинам, подыскать для них наиболее корректную форму. (Это —

один из действенных способов «помощи себе»). То есть, совершенно очевидна

необходимость не только тематической, но и психологической подготовки для

создания определенной атмосферы разговора.

Готовя вопросы, репортер должен думать об их соответствии

предназначению интервью. Хотя основные требования к проведению

профессиональной беседы едины, различаются разные типы конечного

литературного материала. Для новостных публикаций нужны лишь фрагменты

высказываний, поддерживающие, либо опровергающие основную новость. Поэтому

нет смысла готовить вопросы, нацеливающие на обстоятельные рассуждения или

самовыражение собеседника. Для «картинок» важны вопросы, раскрывающие

впечатления очевидца, выявляющие его эмоции, воспоминания, уточняющие

моменты поворота событий, внезапные происшествия.

Для других интервью будут важны вопросы, вскрывающие ситуацию,

помогающие разоблачению собеседника, заостряющие внимание на противоречиях.

И предстоит готовиться к тому, что сам процесс интервью будет протекать

сложнее, придется преодолевать увертки, недомолвки, бороться с прямым

искажением фактов.

Итак, все начинается со смысловой коррекции планируемых шагов. Важно,

чтобы в сознании журналиста тема отчетливо распалась на подтемы с целым

кругом смежных вопросов, рабочий вариант которых не обязательно

предназначен для будущей беседы, но призван помочь узнавать в словах

собеседника собственные размышления, намеченные темы и проблемы разговора.

Как сказал один интервьюер: «Я готовлюсь, чтобы быть уверенным, что пойму

его ответы». Имелось в виду:

V пойму их смысл;

V пойму их соответствие-несоответствие проблеме;

V пойму, отвечают ли мне с охотой или «сквозь зубы», или вообще

уклоняются от ответа.

В ощущение готовности к будущей беседе вплетается уверенность в

правильности предполагаемого тона и манеры общения (конечно, если речь идет

о подлинном профессионализме, а не о пресловутой легкости интервьюера —

«потрошителя»).

Применение записывающих устройств

V если есть уверенность в психологической устойчивости собеседника;

V если создается проблемное, сложное интервью;

V если беседа длится очень долго.

Однако в большинстве случаев желательно записывать и самому. При

пользовании блокнотом возникает более доверительная, менее пугающая

атмосфера беседы.

Фиксируются не столько ответы, сколько интонация, психологические

подробности беседы, отдельные, наиболее эмоционально насыщенные фразы и

реплики, помогающие воссоздать атмосферу происшествия. Аккуратная запись

позволяет «слышать» общение.

Двойная запись (и механическая, и рукописная) важна для процесса

руководства беседой. Люди, особенно в доверительной беседе, тщательно

обдумывают свои слова, взвешивают их, и там, где на магнитофонной ленте

«записано молчание», репортер в блокноте помечает наблюдения за состоянием

собеседника.

Рекомендуется делать записей больше, чем понадобится для материала,

обращая особое внимание на ключевые моменты беседы, а в разоблачительных

интервью — на несообразности и противоречия в ответах собеседника.

Дополнительные вопросы, внезапно возникающие во время беседы,

необходимо тотчас же заносить в блокнот (как можно незаметнее) выжидая

момента, когда их можно будет задать.

Особенно важно фиксировать новые идеи, которые возникли вдруг,

импровизационно. Помечать какими-нибудь знаками ключевую фразу, мысль,

цитату, искать наиболее верную структуру будущего материала уже во время

интервьюирования.

Ошибочно демонстративное пользование блокнотом. Поскольку существует

особая забота репортера о поддержке контакта с собеседником, «диалога

взглядов», предпочтительнее всего «блокнот на коленях», то есть, попутная,

не отвлекающая собеседника (и не привлекающая его внимания) манера записи.

Записывать, «брать на карандаш» надо только подходящую, уместную по

отношению к теме беседы информацию.

Репортер иногда испытывает затруднение, или усложняет себе дело, когда

тратит много времени на неистовое записывание буквально всего, что произнес

собеседник. Есть опасность, что главное ускользнет от его внимания даже при

очень предупредительном отношении ко всему, что высказал собеседник.

Многое можно сделать, помимо изучения стенографии или в дополнение к

ней. Желательно освоить систему выделений и обозначений, подходящую к

индивидуальному складу мышления журналиста, особенностям его восприятия,

особенностям индивидуальной творческой работы с собеседником, короче,

выработать собственную манеру пометок в блокноте.

Рекомендуется, помимо изобретения собственной системы «скорописи»,

придумать и освоить систему выделений и обозначений. Например, помечать

«звездочками» или иными знаками ключевые фразы, мысли. Использование

символов стоит взять в привычку.

Профессиональная работа с блокнотом — хороший путь для сохранения

спокойной, дружелюбной обстановки беседы, не нервирующей, не пугающей

собеседника.

Что, прежде всего, попадает в блокнот:

V главное из сказанного собеседником (демонстрация позиции,

демонстрация принципиального несогласия);

V особенности интонации собеседника (быть может, акцент...);

V фрагменты важных обстоятельств беседы (например, отказа отвечать),

реакций собеседника (моменты гнева, сомнения, колебаний, радости и

пр.);

V вдруг возникшие у журналиста импровизационные идеи;

V подмеченные оплошности (неточно прозвучавшие или нетактичные

вопросы, к которым надо вернуться вновь, наброски вариантов);

V пометки для себя, облегчающие дальнейшее дирижирование беседой

(например, напоминание, что надо повторить какой-то вопрос, добиться

более четкого ответа или повторить вслух удачное высказывание

собеседника).

Немаловажно умение «фильтровать» ответы, пропускать все несущественное

для темы разговора, для выявления позиции или особенностей характера

«источника».

Итак, и блокнот, и диктофон лучше держать подальше от глаз собеседника.

Лучшая позиция — блокнот на коленях, диктофон в сумке. Это облегчит

возможности личного контакта, который, безусловно, важнее скрупулезной

записи слово в слово.

НАЧАЛО ИНТЕРВЬЮ

Под начальной стадией интервью понимается достижение предварительной

договоренности с респондентом, если таковое имеет место, и первые минуты

непосредственного общения с ним, включая вводную или вступительную часть

беседы и первые вопросы.

Начало интервью выделяется в особый этап в связи с тем, что оно

выполняет специфические функции. Эти функции связаны не с получением

информации, а с установлением психологического контакта с респондентом. В

зарубежных учебниках слово “контакт” часто определяется такими выражениями,

как “установление атмосферы открытости и доверия” или “разбивание льда”.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть интервью начинается с того момента, когда респондент дал

свое согласие на интервью, иначе говоря – с момента установления контакта.

В основной части все функции разговора с респондентом интервьюер подчиняет

одной – информативной. В итоге интервью он должен получить полную и

глубокую информацию по проблеме исследования. Все поведение интервьюера

определяется этой целью.

Внешне процесс интервьюирования похож на непринужденную беседу двух

людей, увлеченных разговором. Такое сравнение отчасти верно, поскольку

неподдельный интерес к разговору и “индуцирование” у респондента ответного

интереса – профессиональный долг интервьюера. Вместе с тем интервью – это

не просто беседа. По крайней мере для одной из сторон – для интервьюера –

это исполнение служебной обязанности. За внешней непринужденностью действий

хорошего интервьюера всегда скрывается строгая внутренняя дисциплина.

ПОДСКАЗЫВАЯ И ПЕРЕБИВАЯ…

«Дирижирование» беседой — это «перебивки» и возвращения в русло темы,

уточнения по ходу беседы, разные варианты «подсказок», демонстрация реакции

журналиста, перехватывание инициативы заново, если репортер ее упустил или

добровольно уступил ее на время.

Перебивка

Любая перебивка собеседника со стороны кажется неэтичной, недопустимой.

Однако перебивать можно по-разному. Грубо, резко, оскорбив при этом

собеседника. И мягко, едва заметно, профессионально, ловко поворачивая

беседу.

— Нам надо планировать развитие культуры, образования... Журналист

перебивает:

— Планирование культуры... сам этот термин недавно вызывал насмешки. А

на самом деле...

Среди ведущих репортеров есть мастера красивых перебивок, умеющих точно

и аккуратно «разрезать» речь интервьюируемого своей репликой, не вызывая

обиды и недоумения собеседника.

К сожалению, многие журналисты красиво перебивать не научились или

принципиально не хотят этого делать. Особенно это заметно на телеэкране; то

и дело доносится: «Ну, я понял, понял вас!.. Ну ладно, понятно!..» и тому

подобное. Совсем плохо, когда журналист не только перебивает собеседника,

но начинает перекрикивать его, демонстрирует элементарное неумение

дослушать.

Приемлемые и неприемлемые перебивки и возвращения в русло темы,

уточнения по ходу беседы, демонстрация реакции журналиста, перехватывание

инициативы — вся эта «кухня» интервью прочно связана с профессиональной

этикой и ее ограничителями.

Вопросы — «подсказки»

Эти вопросы тоже относят к разряду спорных в этическом отношении, что,

в принципе, справедливо.

Вопросы-подсказки бывают настолько «на виду» и столь «простодушны», что

неэтичными никак не выглядят (если, конечно, поданы корректно): «Вы,

видимо, полагаете, что...»

Косвенные подсказки тоже могут быть оформлены весьма деликатно.

Выделяются способы (пригодные для разных случаев):

V «договаривание» (репортер сам заканчивает фразу, начатую партнером),

V «сомнение» («Но если так, не может ли получиться, что...»; «Неужели

все так просто?»)

V «реакция отрицания или удивления» («Вот это да!.. Не может быть!»)

V «подсказка-сюжет» («Да, мне это понятно, со мной это тоже бывало.

Помнится...»)

Косвенные варианты подсказок провоцируют собеседника на расшифровку

мысли, подкрепление ее примером.

СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ

Личный вопрос

Личные вопросы выделяются как наиболее трудная часть интервью,

затрагивающая не проблемы, но факты, касающиеся человека лично, или его

близких. Даже опытные репортеры страшатся момента, когда приходится

спросить мать о том, как именно был убит ее сын, или журналист вынужден

поинтересоваться у правительственного чиновника, верны ли слухи о его

финансовых злоупотреблениях. Такие вопросы необходимо задавать деликатно,

однако достаточно настойчиво.

Когда задаются личные вопросы, желательно:

V тщательно их формулировать во время предварительной подготовки (домашних

заготовок);

V изучать биографию и особенности характера собеседника;

V стараться интервьюировать в обстановке «с глазу на глаз»;

V не упускать возможности пообщаться в случайной и непринужденной

обстановке; когда собеседник не насторожен, а расслаблен, раскован, он с

большей вероятностью ответит на вопросы;

V пытаться сразу же «сломать лед» во взаимоотношениях с собеседником,

поработав вначале общими вопросами (поговорить хотя бы о погоде);

V отвлекать внимание собеседника от камеры или микрофона;

V не прерывать собеседника для уточнения записи в блокноте.

То есть делать все для того, чтобы он изначально и на всем протяжении

разговора чувствовал себя комфортно.

Иногда легче задавать деликатный личный вопрос не прямым текстом, а

завуалировано, в смягченном варианте (например, вместо жесткого:

«Расскажите, как погиб ваш сын?» желательнее попросить: «Расскажите немного

о сыне...»)

Возможно сконструировать предисловие к личному вопросу, своеобразный

пролог к щекотливому разговору. Нередко роль пролога играют «реверансы»

типа: «Извините, но я вынужден вас спросить...» или: «Прошу прощения за

вторжение в деликатную сферу, но...», «Я знаю, вы очень заняты, но все

же...», «Простите за беспокойство...» и т.д.

При необходимости задать личный вопрос часто используется такой прием,

как «задабривание» собеседника, не склонного к общению. В ход идут и

уговоры, и лесть, и прочие обходные маневры. Иной раз, однако, следует

поступать совсем наоборот: в общении с официальным лицом, резко отказавшим

в комментарии, «открыть свои карты», намерения газеты, которую вы

представляете, прямо попросить его содействия как гражданина (прибавив,

однако, что вы ощущаете некоторую бестактность темы и понимаете неудобство

вопроса для него лично). Лестью в данном случае будет продемонстрированная

уверенность в его способности подняться выше личной обиды (нанесенной

бестактным вопросом) ради важности проблемы.

Запретные темы

Попытки поговорить на интимные темы, вызов на доверчивое раскрытие

перед незнакомым человеком, естественно, редко когда удаются. Чаще

неосторожный, или чересчур развязный журналист «получает отповедь»: «Я не

хотел бы говорить на эту тему...», «Это слишком лично..., Я думаю, не стоит

заострять на этом внимание» и так далее. Особенно плох в данной ситуации

«эффект улитки», — человек мгновенно замыкается в себе, «уходит в

раковину», все предварительные усилия разговорить собеседника пропадают

даром, интервью просто рушится.

Одна из рекомендаций — поинтересоваться до интервью: «На какие вопросы

вы бы не хотели отвечать во время нашей беседы?»

Особого внимания и деликатности требуют интервью с жертвами

преступлений, всяческих злоупотреблений.

Интервью с жертвами и очевидцами катастроф, прикосновение к пережитому,

даже тактичное и осторожное, весьма болезненно, собеседники замыкаются.

Работа репортера с людьми, побывавшими в экстремальных ситуациях,

должна отличаться особым профессионализмом, опираться на высокие морально-

нравственные критерии. Разговаривая с участниками и очевидцами трагедий и

катастроф, не увлекаться подробностями несчастий и преступлений.

Поскольку общество не в силах устранить экстремальные ситуации, опыт

людей, переживших нечто, выходящее за пределы обычных человеческих

переживаний, представляет некоторую ценность для других людей. С другой

стороны, общество должно осознать трагедию случившегося, сделать шаг

навстречу пострадавшим.

Сложность контакта с людьми, побывавшими в экстремальной ситуации,

необычайна. Чтобы сделать этот диалог результативным, журналисту надо

учитывать и особенности психики собеседников, и смену их психологических

состояний.

Человеку, испытавшему стрессовое состояние, хочется почувствовать

эмоциональную волну, исходящую от другого его, искренний интерес. Многие из

тех, кто побывал в экстремальной ситуации, неохотно идут на контакты,

потому что все еще погружены в кошмар пережитого. Некоторые начинают

говорить, но в действительности, они не адекватны даже своему сознанию. У

людей, побывавших в экстремальной ситуации, психологи часто отмечают

множественность точек зрения: монолог или диалог с журналистом может

вестись человеком с разных позиций, причем момент перехода с одной точки

зрения на другую трудно заметить.

Темы беседы с такими людьми, обычно «скользящие», переменчивые.

Необходимо чувствовать и фиксировать моменты особой напряженности, но не

углублять стресс. Характерно такое состояние пострадавших, когда они

испытывают необходимость выговориться, рассказать об обстоятельствах

катастрофы, наиболее страшных подробностях (и как бы освободиться о них).

Мягкий расспрос, доброжелательное и внимательное выслушивание,

«проговаривание» наиболее неблагоприятных переживаний позволяет уменьшить

напряжение. Журналист, не заменяя, конечно, психиатра, должен в этих

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.