реферат, рефераты скачать
 

Латынь


останавливается на какой-то отдельной его стороне. Функции пед-ки: 1.научно-

теорет.- связан с описание состояния (конкретный уровень воспитанности,

образованности), с объяснением. 2.конструктивно-технич.- (это область

должного)- это принципы и нормы пед деятельности, принципы обучения и

воспитания.

ОБУЧЕНИЕ – целенаправленное взаимодействие У и у по поводу содержания

образования, результатом которого является воспитание, образование,

развитие. ОБРАЗОВАНИЕ – процесс и результат обучения, самообразования,

воздействие СМИ, и др факторов, результатом чего становится усвоение

научных знаний, познавательных умений и мировоззрений. РАЗВИТИЕ – процесс

становления личности под влиянием внешних и внутренних социальных и

природных факторов. ФОРМИРОВАНИЕ – форма развития под влиянием

наследственности, среды и воспитания. ВОСПИТАНИЕ (школьное) – развитие

обучаемых на основе псих-пед диагностики и индивид особенностей и

социализации, исходя из конкретных условий уч-воспит процесса. ВОСПИТАНИЕ –

приобретение навыков и умений.

Общенаучный уровень для П – это системно-структурный подход исследований.

Он предполагает аналитический подход. СТРУКТУРА – совокупность устойчивых

связей, определяющих целесообразность объекта, т.е. сохранение его основных

свойств при внешних и внутренних воздействиях.

Сущностные особенности пед работы.

Следует различать явления сущность мастерства. Явления – успешность решения

пед задач. Это всего лишь только явление, а сущность – качество личности.

Принято различать качества личности (У):1. гуманистическая направленность

личности.

2. профессиональные знания (знания своего предмета пед-ки и псих-и). 3.пед

способ-ти. 4.пед техника. 1 и 2 считают оставом, скелетом. 3- дрожжи, 4-

техника, ее роль: связать знания и способ-ти в единый комплекс мастерства.

Деятельность учителя складывается из целей и средств ее достижения,

программы, объекта (у) и субъекта (возможности самого У), результата. Цель

У всегда требует поправки на цели учеников, они не совпадают с результатом

деятельности. Специфика цели педагога в том, что она должна стать целью

ученика, не совпадая с ней, но непременно соотносясь. Средства У так же

должны совпадать со сред-ми ученика. У как бы подлаживает свою программу к

детской программе. Объект (у) это уже 3-й элемент в сис-ме деятельности. Он

должен быть доведен до состояния деятельности. Субъект (У) озабочен своим

нравственным статусом, в нравственном случае он не станет примером для

учеников, следовательно не реализует свои возможности. Результат

деятельности У предполагает несовпадение его с деятельностью у.

Системный подход.

Сп – это расширение рамок аналитического подхода. Он требует указания а

структуру.

Системообразующие компоненты:

1. гуманистическое сознание – знание и опыт, выражаемые в принципах

отношения к пед действительности

2. знания – проф знания предмета, дидактики (частной и общей) и психологии

3. пед-ка и псих-я позволяет осмыслить на теоретическом уровне практические

действия, рекомендованные методикой. Псих-я – это дополнительные знания

индивидуальных особенностей ребёнка и умение их применять. Очевидна

необходимость этих знаний. Важной чертой проф мастерства выступает личность

учителя, т.е. выражение своего отношения к предмету изучения. Проф знания

должны формироваться сразу на уровнях: методологическом, теоретическом,

методическом и технологическом.

Педагогические способности и техника.

Генеральная сп-ть – чувствительность к ребёнку. А остальные –

комуникативные: общительность. Корцентивные сп-ти (восприятие): зоркость,

интуиция, динамизм личности (воздействие на другого), эмпатия (спос-ть

сопереживать, понимать чел-ка), эмоциональная устойчивость (владение собой)

оптимистическое прогнозирование.

Пед техника – умения и навыки. Умения:

1. Управлять собой (речь, состояние, позы);

2. Взаимодействовать в уч процессе.

Урок как форма и отрезок процесса обучения.

Урок как форма появился в 17 веке. Развитие общ-ва к периоду Возрождения

потребовало большое кол-во образованных людей. Это привело к появлению

классно-урочной формы обучения. Обосновал ее Каменский в 17 веке «Великая

дидактика». Особенности классно-урочной сис-мы со стороны формы. Урок и

форма: 1.фронтальная, групповая и индивид форма работы. 2.временный и

организационный (кол-во учеников одинаково) режим. 3.к форме относят и

порядок общения У-у (опосредованный и прямой). Кроме урока есть формы:

семинар, практич занятие, экскурсия, практика, факультатив, экзамен… Формы

влияют на содержание образования как и методы, а именно: надо дать знания и

др. эл-ты содержания для рационального проведения занятий в разных формах.

%для семинара- умение работы с книгой, конспектами. Для дом работы- умение

запоминать. Формы играют не главную роль.

Урок как отрезок процесса обучения рассматривается с точки зрения звеньев

процесса (их 5). Все пять присутствуют на комбинированном уроке. Звенья:

1.постановка цели и задач. 2.восприятие, осмысление. 3.закрепление.

4.обощение.

Типы уроков по дидактическим целям: 1.предъявление и усвоение нового

учебного материала. 2.применение знаний и формирование навыков и умений.

3.проблемные уроки с творческим применением знаний. 4.обобщающие повторение

и систематизация. 5.закрепление 6.контроль знаний и умений.

Анализ урока (по Скаткину)

Дидактика является методологией для методики. (Методология- принцип

совершенствования дидактической тактики). Поэтому дидактический анализ

урока позволяет совершенствовать методический анализ и учитывать как

достижение пед науки и конкретные условия обучения: 1.Создание необходимого

эмоцион климата 2.Осознание У компонентов содержания образования и его

видов в учебном материале. 3.Соответствия методов к приемов. 4.Уровни

достигнутого усвоения. 5.Какие качества знаний достигнуты. Качества

различают на уровни восприятия, написания и запоминания фактов и на уровни

понимания понятий. 6.Степень осознанности знаний и дей-й учащихся.

7.Оснощенность средствами обучения. 8.Логическое внутреннее единство урока.

9.Связь с системой уроков (принцип систематичности и последовательности).

10.Воспитательный урок.

Учебный план.

Содержание образования находит свое выражение в таких нормативных

документах, как учеб планы, учеб программы, учебники, учеб пособия. УП-

распределение учеб времени м-ду предметами и курсами по годам обучения.

Важнейшие отличия новых планов, рекомендованных с конца 89 года (28 декабря

в учительской газете): 1.выделение трех компонентов содержания образования

(общегосударственного, регионального, школьного). 2.ориентация плана на

гуманитаризацию школы, индивидуализацию, демократизацию и т.д.

1й компонент- должен обеспечить эквивалентность уровня образов в разных

регионах страны (должен утверждаться как гос стандарт).Основные уч предметы

для такой реализации: естествознание, математика, лит-ра и рус яз, история,

география… Выделение школьного компонента- направлено на адаптацию

содержания к конкретным особенностям школы и микрорайона. Обязательная для

уч-ся часть школьного компонента складывается из курсов по выбору

профилного обучения в школе. Они начинаются с 8-го класса, но могут и

раньше, для формирования интереса с целью дальнейшего профилного обучения с

10 класса. Программы разрабатываются в школе, но утверждаются органами

образования. Факультативы и доп занятия- в распоряжении совета школы. 2-й

компонент- это мотивация посредством добровольного выбора, забота о

здоровье, индивидуализация, внутренняя дифференциация. Гуманитаризация- в

перераспределении нагрузки в пользу гуманитарных наук. Именно они развивают

интуицию и совершенствуют мышление. Школа по зак-ну об образовании имеет

право на перераспределение учебного времени.

Школьный учебный предмет.

Каждый уч предм представляет собой более широкое понятие, чем соотв наука

или соотв иск-во. В него входят основы этой науки: факты и их объяснения,

понятия, законы, теории, методы, язык науки, её проблемы и применения. В

некоторых предметах это научное содержание не главное или отсутствует

%языки, черчение, рисование, физ-ра. Но во всех преметах обязательно

представлены: способы деятельности, система поисковых задач, заимствование

из др наук, %в биологии - из анатомии, физиологии, гигиены, медицины.

Общими чертами всех предметов являются соц опыт, логика построения уч

предмета (от конкретно чувственного – к абстрактному – к конкретно-

понятийному); содержание обусловленное процессами обучения (методами,

формами, деятельностью); уч материал воспитательного хар-ра,

коммуникативная деятельность.

Основные направления развития педагогики.

Основные направления развития определены в «Законе об образовании» и в др

директивных док-тах о школе. В условиях смены идеологических вех в нашем

обществе важнейшим направлением выступает демократизация школы. Она

означает исследования возможностей сложившегося уч-воспит процесса в

традиционной школе и ориентировке на самостоятельность учителей и учащихся

в вопросах организации содержательной и процессуальной сторон образования.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ- это право родителей на экспертизу обучения. Обеспечивается

гуманизацией и реализмом цели образования, как основные направления

развития отечеств пед-ки. Выражается в праве У и у на свои правила внутрен

распорядка (организац моменты). Правила уточняются в уставе школы. Уставом

определяется статус школы, а также указывается на право самоуправления.

Совет школы формируется на равных правах учителей, уч-ся, родителей, общ-

ти, р-на. По 25% от каждой группы. Это даёт право на экспертизу школы. Д.

выражается в праве учеников на переход из класса в класс с отриц оценкой.

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ- развитие общекультурных компонентов в содержании школьного

образования. Г.- это умение устанавливать межпредметные связи, ведение

интегративных курсов для достижения целостного представления о природе,

обществеи чел-ке; и отказ от схематичности катехизисного способа

образования и использование вариативного содержания и использования

вариатиного содержания уч материала. Г.- это персонализация обучения,

повышение возможностей учителя как носителя сознания образования (не

учебник, а учитель должен быть главным). Направление реализма цели

образования наряду с другими было зафиксировано в концепции общего среднего

образования в 88г. оно означает отказ от процентомании, приведение в

соответствие содержания образования и возможности учеников. Отказ от

всеобщего обучения. РЕАЛИЗМ ЦЕЛИ- отказ от всестороннего развития ученика.

Р.ц.- право уч-ка выбирать форму образования в т.г. форму домашнего

образования. Все эти направления не сломают отечеств традицию отношений к

школе как к базовому институту образования, обеспечивающей способность на

его продолжение, т.е. непрерывное образование. Понятие гуманитаризация шире

чем гуманизация. Гуманизация образования- широкий социально-нравствен

процесс, предстающий перед учителем в форме долженствования. 2 направления

гуманизации: 1.переконструирование соджержания образования с усилением его

гуманитарной направленности. 2.установление нравственно-гуманистич

отношений между участниками пед процесса.Отношения- сис-ма индивидуальных

связей чел-ка с миром и др. людьми. Знание- способ существования сознания.

Гуманизм- изменяющаяся сис-ма воззрений, признающая ценность человека как

личности, его права на свободу, счастье, развитие. Считает благо критерием

оценки соц институтов, а принципы равенства, справедливости- жедаемой

нормой отношений м-ду людьми.

Педагогика о сущности воспитания.

Одно из направлений развития пед-ки (реализм целей образования)

предполагает отказ от утопической идеи всестороннего развития личности и

утверждения в качестве цели разностороннее развитие на основе психолого-пед-

кой диагностики его индивидуальных особенностей. Ориентируясь на чел-ка, а

не на соц заказ, пед-ка сохраняет свою соц функцию. Задача школы- соединить

интересы каждого человека в образовании с общественными интересами. Это

обеспечивает воспитание как передачу наиболее ценного опыта поколений. Соц

функция традиционна для пед-ки, но она была интерпретирована в советское

время. В этой связи важно осмыслить понятие объекта и субъекта воспитания.

ОБЪЕКТ- растущий чел-к, который путем сотрудничества стимулируется к

становлению в кач-ве субъекта воспитания. СУБЪЕКТ- воспитывающий себя чел-

к. Воспитание- как развитие в направлении физич роста,

психологического(умствен),нравственного и эстетического.

ЦЕННОСТЬ- нравственные и эстетические требования общества. Нравственное-

воспитание свойственное традиции, моральное- государству. Эстетические-

научные, художественные- ненаучн., разные в зависимости от идеологического

подхода. Результаты школьного воспитания обусловлены природой человека и

внешними воздействиями (условия материальной жизни).

Методы стимулирования и мотивации.

Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности

преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования,

воспитания и развития в процессе обучения. Понятие метод употребляется как

философское направление, исходное для ученого и для учителя. В традиционной

школе это всегда диалектический материализм. Сейчас метод выбирается

индивидуально. Диалектика- наука о всеобщих связях и развитии. Диалектич

метод- конкретный подход ко всему.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса.

Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и

задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания

учебного материала. Деятельность- целенаправленное отношение к деятельности

с точки зрения приспособления ее к жизни в своих интересах.

На основе теории деятельности Бабанский систематизировал методы обучения.

Исходя из данных психологии, что мышление тоже деятельность, разделил

методы на 3 основные группы. На основе деятельности опосредования выведена

группа методов организации и осуществления учебно-позновательной

деятельности. На основе деятельности регулирования- методы стимулирования и

мотивации. На основе деятельности контроля- вывел группу методов контроля и

самоконтроля.

Методы стимулирования и мотивации: познавательные игры (викторины,

конструкторы, путешествия), учебные дискуссии, методы анализа жизненной

ситуации. Сюда же относят методы поощрения и порицания, предъявление

учебных требований, разъяснение личной значимости уч материала.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться

следующими критериями: *Соответствие методов принципам обучения.

*Соответствие целям и задачам обучения. *Соответствие содержанию данной

темы. *Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным,

психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и

развития). *Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.

*Соответствие возможностям самих преподавателей.

Методы по источникам знаний.

Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности

преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования,

воспитания и развития в процессе обучения. Понятие метод употребляется как

философское направление, исходное для ученого и для учителя. В традиционной

школе это всегда диалектический материализм. Сейчас метод выбирается

индивидуально. Диалектика- наука о всеобщих связях и развитии. Диалектич

метод- конкретный подход ко всему.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса.

Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и

задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания

учебного материала. Деятельность- целенаправленное отношение к деятельности

с точки зрения приспособления ее к жизни в своих интересах.

На основе теории деятельности Бабанский систематизировал методы обучения.

Исходя из данных психологии, что мышление тоже деятельность, разделил

методы на 3 основные группы. На основе деятельности опосредования выведена

группа методов организации и осуществления учебно-позновательной

деятельности. На основе деятельности регулирования- методы стимулирования и

мотивации. На основе деятельности контроля- вывел группу методов контроля и

самоконтроля.

Словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др.

Рассказ: Устное повествование материала, не прерываемое вопросами к

ученикам. Приемы: изложение информации, приемы ускорения запоминания,

активизации внимания. +++ краткость, разный временной характер,

эмоциональность, занимательность.

Лекция: Устное изложение материала, более емкое чем рассказ, с более

сложными логическими построениями образов, доказательств, обобщений.

Приемы: устное изложение информации, поддержание внимания учеников в

течении длительного времени, активизация мышления, приемы логического

запоминания. +++ емкость, сложность, доказательность, экономичность.

Беседа: разговор У с у, организуемый с помощью системы вопросов, подводящих

к усвоению фактов. Приемы: постановка вопросов, обсуждение ответов и мнений

учеников, формулирование выводов. +++ подведение к выводам, активизация

внимания, развития речи. – неэкономичность, одни и те же

отвечают. Все словесные методы работают на слух.

Наглядные методы: методы иллюстрации (показ иллюстраций, плакатов, карт,

зарисовок на доске) и демонстрации (демонстрац приборов, опытов, технич

установок, препаратов). Особенностью наглядных методов обучения является

то, что они обязательно предлагаются, в той или иной мере сочетаясь со

словесными методами. Приемы: показ, обеспечение лучшей видимости,

обсуждение результатов.

Занков изучил несколько форм сочетания наглядности и слова: слово руководит

наблюдением, слово помогает осмыслению увиденного, наглядность

конкретизирует слово.

Практические методы. (письмен упражнения, лабораторн опыты, работа на

компьютере). Приемы: постановки задания, планирования его выполнения,

стимулирования, контроля, анализа итогов. Практич методы применяются в

тесном сочетании с наглядными и словесными.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться

следующими критериями: *Соответствие методов принципам обучения.

*Соответствие целям и задачам обучения. *Соответствие содержанию данной

темы. *Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным,

психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и

развития). *Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.

*Соответствие возможностям самих преподавателей.

Методы контроля и самоконтроля.

Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности

преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования,

воспитания и развития в процессе обучения. Понятие метод употребляется как

философское направление, исходное для ученого и для учителя. В традиционной

школе это всегда диалектический материализм. Сейчас метод выбирается

индивидуально. Диалектика- наука о всеобщих связях и развитии. Диалектич

метод- конкретный подход ко всему.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса.

Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и

задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания

учебного материала. Деятельность- целенаправленное отношение к деятельности

с точки зрения приспособления ее к жизни в своих интересах.

На основе теории деятельности Бабанский систематизировал методы обучения.

Исходя из данных психологии, что мышление тоже деятельность, разделил

методы на 3 основные группы. На основе деятельности опосредования выведена

группа методов организации и осуществления учебно-позновательной

деятельности. На основе деятельности регулирования- методы стимулирования и

мотивации. На основе деятельности контроля- вывел группу методов контроля и

самоконтроля.

Методы контроля и самоконтроля в обучении. (устный, письменный,

лабораторный, машинный, самоконтроль). Устный контроль осуществляется путем

индивидуального и фронтального опроса на занятиях.

Методы машинного контроля наиболее распространенный в дистанционном

обучении. Программы для контроля могут быть нескольких видов

контролирующие, тренажерные и обучающе-контролирующие. Программы для

контроля составляют, как правило, по методике контрольных программированных

упражнений. Методы письменного контроля предполагают проведение контрольных

работ, сочинений, письменных зачетов.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться

следующими критериями: *Соответствие методов принципам обучения.

*Соответствие целям и задачам обучения. *Соответствие содержанию данной

темы. *Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным,

психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и

развития). *Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.

*Соответствие возможностям самих преподавателей.

Закон дидактики.

З.Д.- это внутренняя, объективная, существенная, необходимая, повторяющаяся

связь явлений обучения, которая обуславливает проявление и развитие этих

явлений. (если начался процесс обучения- начался и процесс воспитания). В

социальных и гуманитарных дисциплинах законы принято называть

закономерностями. Для этих дисциплин они всегда статистические (не

динамические). Статистические законы предполагают различную степень

отклонения результатов при одинаковых условиях (исходных данных). Специфика

дидактич законов- отражение зависимости между всеми тремя элементами

обучения (деятельностью преподавания, учения и содержания преподавания).

Например: психологические закономерн- это указания на зависимость м-ду

деятельностью усвоения и содержанием учебного материала.

Различают 2 вида закономерностей: объективные и субъективно-оврашенные.

Объективные- воспитывающий характер обучения. Обучение предполагает

взаимоде-е трех элементов: учитель, ученик, содержание. Обучение возможно

при условии активной деятельности учащихся. Обучение осуществляется при

соответствии целей учащихся целям учителя. Суб-окрашенные- понятие

усваиваются при условии их соотнесения с др понятиями. «повторение- мать

учения», наглядное преподавание. Вариативность занятий формирует готовность

переноса знаний.

Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.

Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности

преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования,

воспитания и развития в процессе обучения. Понятие метод употребляется как

философское направление, исходное для ученого и для учителя. В традиционной

школе это всегда диалектический материализм. Сейчас метод выбирается

индивидуально. Диалектика- наука о всеобщих связях и развитии. Диалектич

метод- конкретный подход ко всему.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса.

Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и

задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания

учебного материала. Деятельность- целенаправленное отношение к деятельности

с точки зрения приспособления ее к жизни в своих интересах.

На основе теории деятельности Бабанский систематизировал методы обучения.

Исходя из данных психологии, что мышление тоже деятельность, разделил

методы на 3 основные группы. На основе деятельности опосредования выведена

группа методов организации и осуществления учебно-позновательной

деятельности. На основе деятельности регулирования- методы стимулирования и

мотивации. На основе деятельности контроля- вывел группу методов контроля и

самоконтроля.

Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя. Они

выделены на основе оценки меры самостоятельности учеников. Эти методы

включают в себя все предыдущие методы, но чаще всего это методы работы с

учебником и учебными пособиями. Учитель не должен заставлять учеников

закрывать учебники во время объяснения материала, наоборот, они должны

следить за ним, задавать вопросы, после- делать выводы из прочитанного.

+++ ученик ставит цели, делает выводы, правильно говорит, много работает

самостоятельно.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться

следующими критериями: *Соответствие методов принципам обучения.

*Соответствие целям и задачам обучения. *Соответствие содержанию данной

темы. *Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным,

психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и

развития). *Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.

*Соответствие возможностям самих преподавателей.

Звенья процесса обучения.

5-е звено рассматривают не только как обобщение на уровне систематизации

учебного материала, для чего есть уроки обощения, но и как выполнение

необходимых по теме творческих заданий. Педагогика пришла к выводу о

недостаточности характеристики процесса обучения только по звеньям. Цель-

дать базовую культуру личности. Базовая культура- это и психологическая, и

педагогическая, любая, связанная с общим образованием. Ее смысл- найти

человеку нишу в обществе. Нормативный характер педагогики предполагает

рассмотрение процесса обучения в продолжении его на внеурочную фазу.

Разработано положение об этапности процесса обучения. Урочная фаза (в

стенах школы) включает этапы:

*1 организации (и самоорганизации), ознакомление учащихся с фрагментом

содержания образования. Звенья 1,2,3.

*2. Организац (и самоорганизац) применения содержания в учебной практике.

Звенья 4,5.

*3 внеурочная фаза. Это организация и самоорганизац применения содержания в

жизненной практике.

Этой внешней стороне процесса соответствует внутренняя- его логика, которую

принято делить на 3 ступени в соответствии с этапами: 1. Включение учащихся

в содержание образования. 2. Формирование индивидуализированной модели

содержания образования. 3. Формирование общезначимой модели содер образов.

Этапы и логика как нормативные категории пед-ки расширяют сферу действия

звеньев обучения, т.е. делается попытка приблизиться к решению проблемы

формирования базовой культуры личности.

ПЕРВЫЙ КУРС

Методы научно-педагогических исследований.

Методология- это исследование не урока, а того, с помощью чего исследуется

урок. Методология- учение об методологических уровнях, о принципах

построения и способах научно-позновательной деятельности. Говоря о М, речь

идет о научно-позновательной или исследовательской деятельности, но не о

практической. Действие начинается когда произошел сдвиг мотива на цель.

Мотив- опредмеченная потребность. Педагогика изучает деятельность как

результат. С развитием науки появляются частные науки, а следовательно

частные деятельности. Так появились: теория деятельности воспитания,

обучения, образования… Методология призвана исследовать методы и средства

исследовательской деятельности в педагогике. Она выполняет нормативную и

регулятивную функции. И методологическое знание может выступать либо в

дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (предписательной,

нормативной, направлена на регуляцию деятельности, разработка рекомендаций)

формах.

Методология делится на 4 уровня: 1.философский: составляет общие принципы

познания и категориальный строй науки. Методологич функцию выполняет всё

философское знание в целом. 2.общенаучная: уровень содержательных

общенаучных концепций, воздействующих на большую совокупность научных

дисциплин. Это например системный подход. 3.конкретно-научная: совокупность

методов, принципов исследования и процедур, применяемых в спец научной

дисциплине. Это проблемы специфические для научного познания конкретной

облатси. Это уровень педагогики. 4.методика и техника исследования: т.е.

набор процедур, обеспечиваю щих получение единообразного и достоверного

эмпирического материала, его первичную обработку, после чего он может

включаться в собственные теории.

Связь педагогики с другими науками.

Совершенствование пед деятельности предполагает ее знание др наук о

человеке, его развитии и формировании. П тесно связана с социологией,

биологией, философией, психологией, экономикой. При создании гос стандартов

учитываются психологические особенности возраста детей, при разработке

содержания образования используется весь комплекс наук о человеке, природе,

обществе. Связь П с социологией отражается в социальной педагогике, что

привело к появлению новой специальности социальный педагог, как организатор

воспитательной деятельности детей, просветительской работы с родителями,

поддержание связей с др воспитательными учреждениями, знакомство с

культурой. Возрастает удельный рост комплексных исследований, когда ученые,

работающие в различных областях, сообща изучают проблему воспитания и

обучения. % социологи изучают общественные условия, экономисты- экономич

основу для развития образования, кибернетики- систему управления, биологи и

психологи- особенности развития и мышления. Т.о. необходимо осознать как

непедагогические знания ассимилировались педагогикой.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.