| |||||
МЕНЮ
| Законодательный процесс в РФЗаконодательный процесс в РФРеферат студентки 1 курса факультета ФЭФ специальности ФиКр группы 1 Тузовой М. В. на тему Законодательный процесс в Российской Федерации. Содержание Закон Российской Федерации 3 Закон Российской Федерации Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания Закон РФ характеризуется рядом свойственных ему черт. Он принимается
только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа РФ. Закон РФ
содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76) по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам,
предусмотренным Конституцией РФ. К их числу относятся: Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128) Законодательный процесс Законы РФ принимаются в особом порядке, который реализуется в
законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий,
посредством которых осуществляется законодательная деятельность Первая стадия законодательного процесса — законодательная инициатива,
сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Согласно ст. 114 Конституции РФ право законодательной инициативы
принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации,
депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным Таким образом, Конституция РФ различает две группы субъектов права
законодательной инициативы. В первую из них входят субъекты, чье право
законодательной инициативы не связано какими-либо компетенционными рамками. К этому следует добавить, что согласно Регламенту Государственной Конституция РФ (ст. 104) устанавливает, что законопроекты вносятся в Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы. Согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной
инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу
законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о
разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и
федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в
действующие законы РФ и законы РСФСР либо признании этих законов
утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений Необходимым условием внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы является представление текста законопроекта; обоснование необходимости его принятия, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально- экономических и иных последствий его принятия; справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования; перечня законов и иных нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятия данного законопроекта: предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона; финансово-экономического обоснования в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат. Законопроекты, внесение которых в соответствии с Конституцией РФ (ст. Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. В случае направления законопроекта в несколько комитетов Совет Законопроекты по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ
направляются субъектам РФ для дачи предложений и замечаний (ст. 102 Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и
соответствующие материалы к нему по предоставлению ответственного комитета При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада
ответственного комитета Государственной Думы. При рассмотрении
законопроекта заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских
групп, депутатов Государственной Думы, полномочного представителя По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума Законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении, в течении пяти дней направляется для сведения в Совет Федерации. Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается
принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственная Дума может принять закон после его обсуждения в первом чтении. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить
по вопросам их ведения Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Ответственный комитет Государственной Думы изучает и обобщает
поправки. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению,
комитетом представляется таблица поправок, рекомендованных комитетом к
отклонению, и таблица одобренных комитетом поправок. Правовое управление Законопроект вместе с указанным перечнем направляется инициатору
законопроекта, как правило, не позднее чем за 30 дней до его рассмотрения Совет Государственной Думы принимает решение о включении
законопроекта, подготовленного ко второму чтению, в календарь рассмотрения Законопроект вместе с перечнем актов федерального законодательства, подлежащих отмене, изменению или дополнению, таблиц поправок к нему и заключением по законопроекту представляется депутатам, как правило, не позднее чем за 15 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении. В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с
докладом выступает представитель ответственного комитета Государственной При рассмотрении возражений против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке, проводится голосование о принятии проекта за основу. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае принятия законопроекта за основу председательствующий ставит на голосование вопрос об утверждении рекомендации комитета по отклонению соответствующих поправок. При утверждении Государственной Думой данной рекомендации на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. В случае если законопроект за основу не принят, на голосование
ставится вопрос о продолжении обсуждения или его отклонении. Если принято
решение о дальнейшем обсуждении законопроекта, Государственная Дума
переходит к рассмотрению поправок, отклоненных ответственным комитетом. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный
комитет Государственной Думы для устранения с участием Правового управления По завершении этой работы законопроект в течение семи дней представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения вопросов. Четвертая стадия законодательного процесса — принятие закона. Совет Государственной Думы назначает в специально отведенный день
недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в
качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в
него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным
статьям, главам, разделам. В исключительных случаях по требованию
депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый Государственной Думой Федеральный закон в течение пяти дней
передается на рассмотрение Совета Федерации. В случаях если принятый Пятая стадия — рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Конституция РФ (ст. 106) устанавливает перечень вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации после их принятия Государственной Думой. К их числу относятся законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного. кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; войны и мира. В Регламенте Совета Федерации также указывается, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Согласно ст. 108 Конституции РФ обязательному рассмотрению Совета После поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона он в двухдневный срок направляется в комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по этому закону, который в течение трех дней принимает по нему заключение. Заключения комитетов рассматриваются Председателем Совета Федерации
не позднее шести дней со дня регистрации поступившего из Государственной В отношении принятых Государственной Думой законов, не подлежащих
обязательному рассмотрению Советом Федерации, в заключениях по которому
комитет предлагает одобрить федеральный закон и не вносить его на
рассмотрение палаты, Председатель Совета Федерации принимает одно из
следующих решений: согласиться с решением комитета и не вносить принятый Председатель Совета Федерации не вправе принять решение о невключении
в повестку дня Совета Федерации рассмотрение федерального конституционного
закона, а также федерального закона, если данный закон согласно Конституции Рассмотрение принятого Государственной Думой закона на заседании По результатам обсуждения Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон. Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона
принимается большинством голосов от общего числа депутатов Совета Согласно Конституции РФ (часть 4 ст. 105) федеральный закон считается также одобренным Советом Федерации, если в течении четырнадцати дней он не был рассмотрен Светом Федерации. Следует иметь в виду, что согласно Постановлению Конституционного Если Совет Федерации в течение 14 дней не завершит рассмотрение
принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в
соответствии со статьей 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число депутатов Совета Федерации. При отклонении принятого Государственной Думой федерального закона Постановление Совета Федерации об отклонении или одобрении принятого Особую стадию законодательного процесса представляет преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов. В случае если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он
передается Советом Государственной Думы в ответственный комитет Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону,
принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, может
быть создана согласительная комиссия. Она создается как по инициативе Члены согласительной комиссии от Совета Федерации избираются Советом Решение об избрании депутатов Государственной Думы в состав согласительной комиссии принимается на заседании палаты большинством голосов от числа избранных депутатов Государственной Думы. Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол,
содержащий предложения по преодолению разногласий. Протокол вносится на
рассмотрение Совета Государственной Думы, который включает федеральный
закон в календарь рассмотрения вопросов для повторного рассмотрения закона При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой
обсуждаются только те предложения, содержащиеся в протоколе согласительной
комиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы этих предложений, В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной
комиссии Государственная Дума может предложить продолжить ее работу с
учетом поправок, одобренных палатой, для представления комиссией новых
предложений в течение 10 дней. Совет Федерации вправе принять решение о
продлении срока работы согласительной комиссии либо отказаться от участия в
работе согласительной комиссии. Государственная Дума принимает решение по
каждому предложению согласительной комиссии отдельно большинством голосов
от общего числа депутатов палаты. Федеральный закон в редакции, учитывающей
предложения согласительной комиссии, которые были одобрены Государственной Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Принятый в этом порядке федеральный закон в течение пяти дней
направляется Президенту Российской Федерации для подписания и
обнародования. Председатель Государственной Думы уведомляет Председателя Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и
обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107) Президент Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен федеральным законом от 25 мая 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии с упомянутым федеральным законом на территории РФ
применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Федеральные законы подлежат официальному опубликования в течение 7
дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием
федерального закона считается первая публикация его полного текста в Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечение 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Рассматриваемая стадия законодательного процесса является
завершающей, если Президент РФ подписал закон. Однако если Президент РФ в
течение 14 дней с момента поступления закона отклонит его, то Федеральный закон, отклоненный Президентом РФ, направляется Советом По итогам рассмотрения принимается рекомендация одобрить федеральный
закон в редакции, предложенной Президентом РФ; согласиться с предложением Повторное рассмотрение закона начинается с выступления полномочного представителя Президента РФ в Федеральном Собрании, затем излагается заключение комитета или комиссии. Предложение Президента о нецелесообразности принятия отклоненного им федерального закона может быть поставлено на голосование. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Если палата принимает решение о проведении обсуждений, в нем
участвуют только представители фракций и депутатских групп. По окончании
обсуждения первым ставится на голосование предложение одобрить федеральный
закон в редакции, предложенной Президентом РФ. Решение считается принятым,
если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Если первое предложение не принято, на голосование палаты ставится
вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной В случае если не принято ни одно из указанных ранее решений, палата проводит голосование по отдельным разделам, главам, статьям, их частям и пунктам в редакции, предложенной Президентом РФ. Решение в каждом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. После одобрения Государственной Думой отдельных предложений Федеральный закон считается одобренным с учетом предложений Если при повторном рассмотрении Государственной Думой закона, отклоненного Президентом, он принят в новой редакции, порядок его рассмотрения в Совете Федерации аналогичен порядку рассмотрения вновь принятого Государственной Думой закона. Если при повторном рассмотрении закон, отклоненный президентом, одобрен Государственной Думой в ранее принятой редакции, то закон направляется в комитет, который ранее давал по нему заключение, а также депутатам Совета Федерации. Комитет в течение трех дней рассматривает послание Президента и
высказанные в нем замечания, а также текст федерального закона, одобренного При повторном рассмотрении закона Совет Федерации может не открывать
обсуждения и поставить на голосование вопрос об одобрении в ранее принятой
редакции закона, отклоненного Президентом и одобренного Государственной При повторном рассмотрении Советом Федерации закон считается одобренным, если решение об этом было принято большинством не менее чем две трети голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с
текстом постановления Совета Федерации об одобрении закона направляется Определенной спецификой характеризуется принятие федеральных
конституционных законов. Согласно Конституции РФ (ст. 108) федеральный
конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не
менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не
менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Постановления Федерального Собрания Другим видом актов, принимаемых палатами Федерального Собрания РФ, являются постановления. Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ. Постановлениями Света Федерации также оформляются принятие регламента Совет Федерации может принять постановление в целом, принять проект постановления за основу, рассмотреть его в двух чтениях, отклонить или отложить обсуждение. Если проект постановления Совета Федерации принят за основу, дальнейшее обсуждение и голосование производятся по пунктам и (или) частям проекта постановления. На голосование ставятся только поправки к пунктам, частям проекта постановления. Когда проведено обсуждение голосования по всем поправкам, пункт, часть проекта постановления принимаются в целом с принятыми поправками. Если предложено внести несколько поправок в один и тот же пункт, часть проекта постановления, то по решению палаты вначале могут обсуждаться и голосоваться те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках. Если после обсуждения и голосования по поправкам пункт, часть проекта
постановления при голосовании в целом отклоняются, то соответствующий
пункт, часть проекта исключаются из текста постановления. При исключении
одного или нескольких пунктов, частей из проекта постановления Совет При рассмотрении проекта постановления в первом чтении Совет На второе чтение проект постановления вносится с учетом поправок, поступивших после его рассмотрения в пером чтении. В соответствии со статьями 103, 125 и 134 Конституции РФ Проект постановления Государственной Думы может быть внесен Государственная Дума вправе принимать заявления и обращения, которые оформляются постановлением палаты. Постановления Совета Федерации и Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ или Регламентами палат, и подписываются председателями соответствующих палат. Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального Согласно этому закону на территории РФ применяются только те акты
палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней
после их принятия. Официальным опубликованием акта палаты Федерального Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если в самих актах палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Список использованной литературы V Панов Н., Хахулина Л., Шпилько С., Реформа, закон и народ // Народный депутат, 1990, № 15 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|