| |||||
МЕНЮ
| Зимнее бетонированиеЗимнее бетонированиеНижегородский Государственный Архитектурно-строительный Университет Кафедра Основы строительного дела РЕФЕРАТ Зимнее бетонирование Выполнил:Малахов С.А. НГАСУ гр.С3301 Проверил: Беляков В.В. Доцент к.т.н. Нижний Новгород 2001г. Введение В нашей стране здания и сооружения из монолитного бетона возводят
круглогодично. Известно, что при температуре +50С бетонные смеси
резко снижают набор прочности. Все реакции гидратации замедляются. При
температуре ниже 00С химически несвязанная вода превращается в лед и
увеличивается в объеме приблизительно на 9%. В результате в бетоне
возникают напряжения, разрушающие его структуру. Замерзший бетон обладает
высокой прочностью, но только за счет сцепления замерзшей воды. При
оттаивании процесс гидратации цемента возобновляется, но из-за нарушений
структуры бетон не может набрать проектной прочности, т.е. его прочность
значительно ниже, чем прочность бетона, не подвергавшегося замерзанию. Прочность, после набора которой дальнейшее воздействие замерзания не влияет на физико-механические характеристики бетона, называется критической. Значение критической прочности зависит от класса бетона. При возведении предварительно напряженных конструкций критическая прочность бетона должна составлять 100% проэктной. Таким образом, созданием благоприятных условий твердения бетона в начальный период получают конструкции требуемого качества. Необходимый температурный режим твердения бетона создают различными приемами: разогревом бетона при его приготовление, выдерживанием бетона в утепленных опалубках (метод термоса); внесением в бетон химических добавок, снижающих температуру замерзания; тепловым воздействием на свежеуложенный бетон греющих опалубок; электродным прогревом; инфракрасными источниками теплоты. Технологический прием выбирают с учетом условий бетонирования, вида конструкций, особенностей используемых бетонов, экономической эффективности.
Составляющие бетонных смесей при низких температурах предохраняют от попадания снега, образования наледи и замерзания. Цемент хранят в закрытых емкостях. На бетонных заводах организуют подогрев составляющих и воды затворения, а сам процесс приготовления осуществляют в утепленном помещении, чем обеспечивают выход бетонной смеси заданной температуры. Для подогрева песка и щебня используют специальные регистры, через которые пропускают разогретую до 900С воду или пар. Воду подогревают преимущественно паром в водонагревателях, откуда ее подают в расходные баки, устанавливаемые в дозировочном отделении, а из них – в дозаторы. Для получения заданной температуры бетонную смесь можно приготовлять в бетоносмесителях принудительного действия с пароподогревом. Транспортируют бетонную смесь зимой в утепленных бетоновозах, специальных контейнерах, автосамосвалах с подогревом кузова выхлопными газами. Кузов накрывают брезентом или утепленными щитами, бадьи и бункера – деревянными утепленными крышками. При этом исключаются дополнительные перегрузки, во время которых температура смеси интенсивно падает. При транспортировании смеси к месту укладки по бетоноводам перед началом бетонирования звенья бетоновода утепляют и обогревают паром или горячей водой. При температуре ниже 100С магистральный бетоновод прокладывают в утепленном коробе вместе с паропроводом. При разборке звенья бетоновода прочищают скребками, щетками, пыжами: промывать их водой во избежание образования наледи запрещается. Бетонирование с приминением химических добавок. Основная причина прекращения твердения бетонных смесей при воздействии низких температур – замерзания в них воды. Известно, что содержание в воде солей резко снижает температуру ее замерзания. Если в процессе приготовления в бетонную смесь ввести определенное количество растворенных солей, то процесс твердения будет протекать и при температуре ниже 00С. В качестве противоморозных добавок применяют: 13830-68); 2081-75E); 70); Выбор противоморозных добавок и их оптимальное количество зависят от вида бетонируемой конструкции, степени ее армирования, наличия агрессивных сред и блуждающих токов, температуры окружающей среды. Область применения добавок представлена в таблице №1. Противоморозные химические добавки запрещается использовать при бетонировании предварительно напряженных конструкций, армированных термически упрочненной сталью; при возведении железобетонных конструкций для электрифицированных железных дорог и промышленных предприятий, где возможно возникновение блуждающих токов способствующих разрушению бетона. Внесение химических добавок приводит к некоторому замедлению набора
прочности бетоном по сравнению со скоростью твердения бетона в нормальных
условиях. Так при внесении поташа прочность бетона в возрасте 28 суток при
температуре окружающего воздуха -250C составляет 50%, а в возрасте 90 суток- В зависимости от температуры наружного воздуха возможны различные
сочетания добавок. Бетон с противоморозными добавками применяют в тех
случаях, когда достигается набор критической прочности до их замерзания. Таблица №1. Область применения добавок. Примечание: Знак (-) означает запрещение применения. Таблица №2 Скорость набора прочности бетона на портландцементах с
противоморозными добавками % от R28 При выборе добавок учитывают их стоимость и влияние на физико-
механические и технологические свойства бетонов и бетонных смесей. Так при
внесении поташа сокращаются сроки схватывания цемента, в результате чего
ухудшается удобоукладываемость смеси. Наиболее дешевые и доступные добавки Некоторые добавки, например хлористые соли, ухудшают качество поверхности возводимых конструкций вследствии образования высолов. Поэтому их применяют при возведении сооружений небольших объемов, к качеству поверхностей которых не предъявляют высоких требований ( например, фундаменты, балки). Процесс укладки и уплотнения смесей не отличается от обычных методов бетонирования. Метод термоса. Бетон, уложенный в зимних условиях, выдерживают преимущественно
методом термоса, основанным на применении утепленной опалубки с устройством
сверху защитного слоя. Бетонную смесь температурой 20---80 0С укладывают в
утепленную опалубку, а открытые поверхности защищают от охлаждения. В качестве защитного слоя применяют толь, картон, фанеру, соломит, по которым могут быть уложены опилки, шлак, шлаковойлок, стекловата. Опалубка может быть двойной, тогда промежутки между ее щитами засыпают опилками, шлаком или заполняют минеральной ватой, пенопластом. Опалубку из железобетонных плит утепляют с наружной стороны, навешивая на них маты. Поверхность, соприкасающуюся с бетоном, перед началом бетонирования обязательно прогревают. По окончании бетонирования немедленно утепляют верхние открытые поверхности, при этом теплотехнические свойства этого утеплителя (покрытия) должны быть не ниже, чем у основных элементов опалубки. Опалубку и утеплитель демонтируют по достижении бетоном критической прочности. Поверхности распалубленной конструкции ограждают от резкого перепада температур во избежания образования трещин. Метод термоса применяют при бетонировании массивных конструкций. Конструкция считается массивной при Мn < 6, средней массивности при При определении Мn не учитывается площадь поверхностей конструкций, соприкасающихся с талым грунтом, хорошо прогретой бетонной поверхностью или каменной кладкой. Для длинномерных изделий и конструкций (например, колон, ригелей, балок) Мn определяют отношением периметра их поперечного сечения к его площади. Метод термоса применяют для конструкций с Мn < 6, а при предварительном разогреве бетона до 60…800C – с Мn=8…10. Электропрогрев смеси в конструкциях. Способ электропрогрева бетона в конструкциях основан на использовании выделяемой теплоты при прохождении через него электрического тока. Для подведения напряжения используют электроды различной конструкции и формы. В зависимости от расположения электродов прогрев подразделяют на сквозной и периферийный. При сквозном прогреве электроды располагают по всему сечению, а при периферийном – по наружной поверхности конструкций. Во избежания отложения солей на электродах постоянный ток использовать запрещается. ля сквозного прогрева колонн, балок, стен и других конструкций, возводимых в деревянной опалубке, применяют стержневые электроды, которые изготовляют из отрезков арматурной стали диаметром до 6мм с заостренным концом. Для установки электродов высверливают отверстия в одном из щитов опалубки таким образом, чтобы электроды не соприкасались с арматурой каркаса. Затем вставляют электрод и ударом молотка фиксируют его в противоположном щите. Расстояние между электродами по горизонтали и вертикали принимают по расчету. Затем осуществляют их коммутацию. Для периферийного прогрева при слабом армировании и когда исключен контакт арматурой применяют плавающие электроды в виде замкнутой петли. При прогреве плоских конструкций (например, подготовка под полы, дорожные покрытия, ребристые плиты) применяют пластинчатые электроды. В качестве плавающих электродов применяют полосовую сталь толщиной Нашивные электроды, так же как и плавающие, относятся к элементам периферийного прогрева. Их производят из круглой арматурной стали или металлических пластин толщиной 2…3 мм. Электроды нашивают на щиты опалубки, а концы загибают под углом 900 и выводят наружу. После установки опалубки производят коммутацию электродов. Необходимо помнить, что электроды не должны иметь контакта с арматурой конструкции во избежания короткого замыкания. Поэтому при установки арматурных каркасов используют пластмассовые прокладки и фиксаторы, которые обеспечивают заданную толщину защитного слоя и предотвращают контакт с электродами. При изготовлении длинномерных конструкций ( колонн, ригелей, балок, свай) используют струнные электроды. Выполняют их из гладкой арматурной стали диаметром 4…6 мм. Располагают в центральной части сечения конструкции. Концы электродов отгибают под углом 900 и выводят через отверстия в опалубке для подключения коммутирующих проводов. При периферийном прогреве массивных конструкций, а также элементов зданий малой массивности (стен, резервуаров, ленточных фундаментов) в качестве электродов используют металлические щиты опалубки и арматуру конструкции. В первом случае используют однофазный ток: первую фазу подключают к щитам опалубки, а нулевую- к арматурному каркасу. Во втором случае арматурный каркас не подключают к сети, а каждый элемент опалубки присоединяют к одной из трех фаз. Изоляторами между щитами опалубки служат деревянные брусья. Однородность температуры поля зависит от схемы расположения электродов и расстояния между ними. Чем ближе друг к другу электроды и чем сильнее армирование конструкции, тем больше будут температурные перепады в твердеющем бетоне, в результате чего режим твердения будет неоднородным и качество бетона ухудшится. Поэтому в каждом конкретном случае рассчитывают схему расположения электродов с учетом степени армирования конструкции. При напряжении на электродах 50…60В расстояние между электродами и арматурой должно быть не менее 25мм, а при 70…85В – не менее 40мм. Стержневые электроды применяют, как правило, в виде плоских групп, которые подключают к одной фазе. При большой длине конструкций вместо одного электрода устанавливают два или три по длине. Допустимую длину полосового, стержневого или струнного электродов принимают путем расчета минимальной потери напряжения по его длине. Таблица №3. Способы установки электродов и области их применения. |Тип |Материал |Способ установки в |Область |Примечание | Для получения высокого качества железобетона строго соблюдают
температурный режим прогрева, который разделяют на три стадии: 2. Изотермический прогрев. На этой стадии в бетоне поддерживают заданную
температуру. Продолжительность стадии зависит от вида конструкции 3. Остывание конструкций. При остывании до 00С бетон продолжает набирать прочность, что особенно важно при бетонировании массивных конструкций. Для конструкций с Мn = 6…9 применяют режим, при котором к моменту
остывания бетон должен набрать прочность не менее критической. Для
конструкций с Мn = 9…15 режим такой же, но в конце изотермического прогрева
бетон должен набрать не менее 50% прочности. Этим обстоятельством
определяется время изотермического прогрева. При изготовлении
предварительно напряженных конструкций к моменту окончания изотермического
прогрева прочность бетона должна быть не менее 80%. Таблица №4. Максимально допускаемые температуры бетона, 0С, при электропрогреве.
Максимальную температуру прогрева более массивных конструкций назначают из
условия получения равномерного температурного поля и исключения в них
высоких термонапряжений. Таблица №5. Допускаемая скорость остывания бетонных конструкций. |Конструкции |Mn |Скорость остывания, 0С/ч| Если скорость остывания превысит допустимую, в бетонной смеси
возникнут температурные напряжения, способные разрушить структуру бетона
или образовать в нем трещины. Регулируют скорость остывания путем
правильного подбора теплоизоляции опалубки. Бетонирование в термоактивной опалубке. Термоактивный (греющей) опалубкой называются многослойные щиты, которые оснащены нагревательными элементами и утеплены. Теплота через палубу щита передается в поверхностный слой бетона, а затем распространяется по всей его толщине. Обогрев бетона таким способом не зависит от температуры наружного воздуха. Греющую опалубку применяют при возведении тонкостенных и среднемассивных конструкций, а также при замоноличивании стыков и швов при температуре наружного воздуха до –40 0С. Конструкции греющей опалубки многообразны. Основное требование, предъявляемое к ним – равномерность распределения температуры по опалубке щита. В качестве нагревательных элементов применяют трубчатые электронагреватели (ТЭНы), греющие провода и кабели, гибкие тканевые ленты, а также нагреватели, изготовленные из нихромовой проволоки, композиции полимерных материалов с графитом (углеродные ленточные нагреватели) и токопроводящими элементами и др. Трубчатые электронагреватели состоят из трубок (стальных, медных,
латунных) диаметром 9-18мм, внутри которых находится нихромовая спираль. Подключают опалубку к специальным клеммным коробкам, которые
располагаются над поверхностью опалубки не ниже 0,5м. При обогреве
элементов каркаса (колонн, ригелей, балок) клеммные коробки подвешивают на
раздвижные струбцины, устанавливаемые на расстоянии 50…70см от
прогреваемого элемента. Зимой для обогрева монолитного бетона покрытий и оснований дорог, подготовки под полы, стыков между сборными конструкциями применяют термоактивные гибкие покрытия (ТАГП) – легкие, гибкие устройства с углеродными ленточными нагревателями и проводами, которые обеспечивают нагрев до 500С. Изготовляют покрытие путем горячего прессования пакета, состоящего из слоя листовой невулканизированной резины, армирующих стеклотканевых прокладок, углеродных тканевых электронагревателей или проводов и утеплителя. Термоактивные гибкие покрытия можно изготовлять различных размеров, что позволяет их использовать как нагреватели термоактивной опалубки. Покрытие можно располагать на вертикальных, горизонтальных и наклонных конструкциях. Электропитание ТАГП осуществляется от понижающих трансформаторов напряжением 36…120В. Как и щиты термоопалубки, ТАГП снабжено датчиками температуры с выводом показателей на пульт управления. Это позволяет оперативно контролировать режим прогрева. Термоактивное гибкое покрытие удобно в эксплуатации, компактно и
надежно в работе. По окончании производства работ его сворачивают в рулон и
укладывают в специальный двухсекционный шкаф. В одной секции расположен
трансформатор с щитом управления, а в другой – отсеки для хранения
покрытия. Применяют специальные передвижные пункты, оснащенные
трансформаторами, отсеками для хранения кабельной разводки и комплекта Перед началом работ проверяют состояние и работоспособность греющей оснастки и автоматики температурного регулирования. Общая схема укладки покрытия на бетонируемую конструкцию, его коммутация и режимы прогрева должны быть приведены в проекте производства работ. Для соблюдения технологического режима прогрева бетона следует не реже чем через один час измерять температуру бетона и не менее одного раза измерять температуру наружного воздуха. Обогрев бетона инфракрасными лучами. Источником инфракрасных (тепловых) лучей служат ТЭНы мощностью Для создания направленного потока инфракрасных лучей применяют
отражатели параболического, сферического и трапецеидального типа. При обогреве плитных конструкций используют излучатели с отражателями коробчатого типа, которые или устанавливают на бетонную поверхность, или подвешивают на расстоянии от нее. Чтобы предотвратить быстрое испарение влаги, поверхность бетона покрывают пленкой. При возведении стен в щитовой и объемно – переставной опалубке применяют односторонний обогрев излучателями сферического типа. Для обеспечения прогрева всей плоскости стены отражатели располагают на разных уровнях на телескопических стойках и на расчетном расстоянии от стены. При возведении конструкций в скользящей опалубке бетон, выходящий из
опалубки, прогревают двухсторонним расположением инфракрасных излучателей. Для прогрева стыков сборных железобетонных конструкций крупнопанельных зданий применяют различные типы нащельников в виде прямоугольных коробов (при устройстве плоских стыков элементов) или сегментных (для стыков, расположенных под прямым углом). Для улучшения поглощения инфракрасного излучения поверхность опалубки покрывают черным матовым лаком. Температура на поверхности бетона не должна превышать 80…900С. Инфракрасные установки располагают на таком расстоянии друг от друга, чтобы прогревалась вся поверхность бетона. Инфракрасный обогрев обеспечивает хорошее качество термообработки бетона при условии соблюдения теплового режима выдерживания бетона. Охрана труда при производстве бетонных работ в зимнее время. При производстве бетонных работ в зимних условиях появляются факторы, представляющие дополнительные источники опасности для рабочих: o повышенное напряжение тока (до 380В) при электропрогреве и обогреве конструкций; o образование наледи; o плохая видимость; o низкая температура и др. Поэтому необходимо хорошо знать и строго соблюдать требования безопасной работы. При электропрогреве бетонных и железобетонных конструкций рабочую зону оборудуют защитным ограждением, установленным на расстоянии не менее 3 м от прогреваемых элементов, системой блокировки, световой и звуковой сигнализацией, освещением в темное время, а также снабжают предупредительными плакатами. В сырую погоду измерять температуру бетона, находящегося под напряжением разрешается только в резиновой обуви и перчатках. Прикасаться к термоактивной опалубке запрещается. В сырую погоду и во время оттепели все виды электропрогрева бетона на отрытом воздухе прекращаются. Используемая литература: 1. Афанасьев А.А. Бетонные работы –М.: Высш. Шк., 1991. 2. Баженов Ю.М. Технология бетонных и железобетонных изделий. М., 1984. 3. Хаютин Ю.Г. Монолитный бетон. М., 1990. 4. СниП 3.03.01-87
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|