реферат, рефераты скачать
 

Здоровье и эмоции


p> Отсюда вывод: для лечения психосоматического заболевания нужно суметь докопаться до первичной психической травмы, которая, как правило, забывается. Раскрутку нужно производить от настоящего времени до самого раннего детства.

Другими словами, пациенты страдают «бессознательными воспоминаниями», и симптомы болезни — всего лишь символы этих воспоминаний.

Но заболевание развивается только в том случае, если приходится
«сдерживать себя», то есть сознательно подавлять отрицательные эмоции, возникающие в момент нанесения психической травмы. Частью эти проникшие в бессознательное стрессы отягощают душевную жизнь, а частью перемещаются через нервную вегетативную систему в какой-либо орган. Так может возникнуть практически любое заболевание — гипертония, язва желудка, астма, миома, не говоря уж о мигрени, вегетососудистой дистонии или бессоннице.

Душевная дисгармония возникает из-за того, что человек не может связать воедино свои душевные процессы. По мнению Фрейда, невротик напоминает женщину, которая пошла за покупками и возвращается с большим количеством коробок свертков. Ей не хватает рук. Наклоняясь, чтобы поднять одну вещь, она теряет другую, и так продолжается бесконечно.

Фрейд также считал, что в одном и том же человеке существует несколько независимых душевных группировок. Некоторыми группировками руководит сознание, а другими - бессознательное.

Психический элемент, например какое-либо представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние осознания чего-либо зачастую быстро происходит.
Предствление, в данный момент сознательное, в следующее мгновение переходит в бессознательную сферу, но легким усилием воли вновь может быть возращено в сознание.

Существует два вида бессознательного: способное стать сознательным
("предсознательное") и вытесненное, которое само по себе сознательным стать не может.

Сознанию Фрейд дал имя "Я", бессознательному "Оно". Но существует еще в "Сверх Я".

Вот как, с точки зрения Фрейда, выглядит структура человеческой психики.

Сверх Я (дух); совесть, чувство вины, религиозное и социальное чувство, уважение к учителю (по аналогии с уважением к отцу).

Я (сознание): осознанные душевные процессы, разум, рассудительность.
Господствует над движениями. Вытесняет в бессознательное и сопротивляется возвращению вытесненного в сознание.

Оно (бессознательное): доминируют страсти, влечения и удовольствия.

"Я" пытается подавить принцип удовольствия "Оно". Ночью отходит ко сну, но руководит цензурой сновидений.

Что значит сделать нечто сознательным? Это значит некий образ, чувство или представление воплотить в словесную оболочку.

Как ребёнок, вынужденный слушаться своих родителей, сознание («Я»), с одной стороны, подчиняется категорическому императиву духа («Сверх Я»), а с другой, пытается овладеть «Оно». Психоанализ — средство к этому

В «Оно» доминируют два вида влечений — сексуальное и влечение к смерти.
Сексуальное включает в себя собственно половое влечение, его сублимации и инстинкт самосохранения. «Весь шум жизни происходит от эроса», — заключал
Зигмунд Фрейд.

Влечение к смерти — это стремление возвратить всё живое в безжизненное состояние. Отсюда вытекает инстинкт разрушения, то есть стремление к конфликтам, войнам. Исходя из этих двух влечений, человек во всём двойственен, амбивалентен. Ведь недаром любовь граничит с ненавистью, созидание— с разрушением, а гениальность — со злодейством.

Проводя лечебные сеансы, Фрейд заметил, что какая-то сила препятствует переходу воспоминаний из бессознательной сферы в сознательную
Поэтому психотерапевту нужно уметь бороться с непроизвольным сопротивлением пациента выздоровлению

Аналитическая психология (Карл Юнг).

Основал её ученик Фрейда швейцарский психиатр Карл Юнг считал, что существуют два вида бессознательного — личное и коллективное. Содержание коллективного бессознательного является достоянием не какого-либо одного человека, а группы лиц. Этой группой может быть семья, рабочий коллектив, страна или всё население земного шара.

Коллективное бессознательное не приобретается в течение жизни одного человека. Это инстинкты и архетипы, формирование которых длится тысячелетиями. В противоположность личному, коллективное бессознательное одинаково у всех людей. Личное бессознательное— это «Оно» человека, а коллективное состоит из так называемых архетипов. Слово «архаический» подчёркивает, что они существуют с древнейших времён.

Но всякий человек, как и всякое живое существо, уникален, а значит и индивидуален — с этим нельзя не согласиться. Поэтому Юнг считал, что человек с расщеплением характера индивидуален бессознательно. Меняя маску в разных ситуациях, он обманывает других. Но зачастую он обманывает и себя относительно того, каков же его настоящий характер. В разных ситуациях он надевает разные маски, никогда не видя своего собственного лица.

Маску Юнг назвал «Персона» (термин, которым обозначалась маска древнего актёра), а внутренний характер — «Душа». Подобно тому, как Маска сформирована воздействием внешней среды, Душа сформирована воздействием бессознательного и его качеств.

Итак Персона (Маска) — это приспособительная реакция, поведение в соответствии с внешними обстоятельствами. Персона — это видимый характер человека. Какова же его Душа, зачастую не знают не только окружающие, но и сам человек.

Но Душа, как правило, содержит всё то, чего лишена Маска. Например, внешне жестокий, бесцеремонный и недоступный тиран внутренне очень несамостоятелен, подвержен страхам и сомнениям. Или вдруг оказывается, что женщина, в высокой степени женственная, обладает сильной волей и настойчивостью.

Эта противоположность легко объяснима. И Душа, и Маска имеют как мужские, так и женские черты, и всё дело лишь в пропорциональности этих начал.

Индивидуальная психология (Альфред Адлер).

«Научились ли вы радоваться препятствиям?»

Надпись на одном из тибетских храмов.

Индивидуальная психология оказала огромное влияние на психиатрию, психологию и педагогику. Её обобщил австрийский психолог Альфред Адлер.

Адлер считал, что с детства каждый человек испытывает чувство собственной неполноценности, всю жизнь старается преодолеть свои слабости, чтобы, в конце концов, испытать чувство полноценности.

Стремление ощутить свою силу в одних случаях ведёт к стремлению к власти, в других — к стремлению достичь смутной конечной цели —
«самосовершенства», а в третьих приводит к творчеству.

Другими словами, стремление к власти, к познанию, творчество являются процессами бессознательной компенсации чувства собственной неполноценности.

Для каждого человека важно ощутить собственную ценность, собственную индивидуальность. Как только человек начинает ощущать свою бесполезность для общества, чувство его неполноценности усиливается.

В детстве формированию чувства неполноценности способствуют следующие три фактора.

Дети, родившиеся с физическими недостатками, воспринимают их как жизненное препятствие. Свой стиль жизни они находят в маскировке этих недостатков.

Бессердечные дети. Они повсюду видят врагов и ведут себя так, словно находятся во враждебном лагере.

Но, пожалуй, самую большую категорию составляют изнеженные дети.
Когда им приходится становиться на собственные ноги, они чувствуют себя изгнанными из рая. В последующей жизни им всегда недостаёт душевной теплоты и они никак не могут найти взаимопонимание с другими людьми.

Ошибки, допущенные в раннем возрасте и повлекшие за собой выраженное чувство собственной неполноценности, могут быть исправлены благодаря осознанию человеком последствий этих ошибок.

Чем больше у кого-либо выражено стремление к власти, тем менее у него развито чувство общественного долга. Тип людей, слишком много занимающихся собой и стремящихся к личной власти, чаще всего считает других людей своими врагами, желающими им только плохого. Всё человечество и его проблемы кажутся таким людям чужими и далёкими. Поэтому нет ничего удивительного в том, что обременённые властью люди зачастую испытывают чувство собственной неполноценности.

Адлер также отвергает существование врождённых способностей. Он считает, что все большие человеческие достижения есть результат правильного обучения, упорства и соответствующих упражнений. Человек может достичь наибольших результатов не благодаря своим дарованиям, а благодаря постоянной упорной борьбе с возникающими на его пути трудностями. «Дайте мне дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я гарантирую, что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить его в специалиста любого типа—доктора, юриста, нищего или вора, безотносительно к его таланту, склонностям, способностям, призванию», — говорит уже не Адлер, а бихевиорист Уотсон.

Гуманистический психоанализ (Эрих Фромм).

«Счастлив тот, кто живёт в гармонии с собой. Разлад наступает тогда, когда вас принуждают быть в гармонии с другими».

Оскар Уайльд

Эрих Фромм является одним из наиболее ярких представителей школы неофрейдизма. Он считал, что в процессе развития человек приходит к индивидуализации, то есть к обособлению, и в результате этого у него появляется чувство одиночества. Кроме того, у каждого человека также присутствует чувство неуверенности, ведь социальная система, навязывая ему свой ритм, превратила его в винтик.

Задачей психоанализа, считает Фромм, является выработка средств, с помощью которых человек избавляется от чувства безнадёжности.

Существуют следующие бессознательные механизмы избавления от этого чувства:

1. Стремление к господству или стремление к подчинению. Так, ребёнок, которого тиранил отец, может защитить себя, приспособив свою систему эмоций к беспрекословному повиновению. Став взрослым, он будет находить удовольствие в подчинении — жене, начальнику и так далее (мазохизм). Другой же ребёнок, восстав против отцовского авторитета, может найти удовольствие в разрушении, тирании, стремлении к господству (садизм).

2. Стремление к разрушению внешнего мира (деструктивизм) также является способом самоутверждения, бегства от собственного бессилия.

3. Человек начинает усваивать тот образец личности, который навязывает общество. Он перестаёт быть личностью. Мысли заменяются псевдомыслями (автоматический конформизм).

Так как этот тип людей наиболее распространён, рассмотрим его поподробнее.

Стиль жизни, который большинство людей находит в современном обществе, — это принятие мышления и поведения, навязываемого окружающей средой. Человек становится таким, каким другие ожидают его видеть. Этот механизм можно сравнить с защитной окраской, характерной для некоторых животных: они настолько схожи с окружающей средой, что их с трудом можно отличить от неё.

Человеком, который уничтожил свою индивидуальность и стал автоматом, таким же, как и миллионы других автоматов вокруг него, не владеет больше чувство одиночества и тревоги. Однако цена этому — потеря самого себя.

Предполагается, что большинство из нас — индивидуумы, способные думать, чувствовать и действовать так, как нам нравится. Каждый искренне верит, что он — это он и что его мысли, чувства и желания — действительно его.

Когда кто-то говорит «я думаю», прежде всего мы оцениваем, верно или неверно то, что он думает, а не то, он ли думает. На следующем примере мы убедимся, что выражение «я думаю» вовсе не означает, что думаю именно я, говорит Эрих Фромм.

Также формируется мнение основной массы людей об искусстве. Средний человек, который идёт в музей и видит картины, например, Рафаэля или
Репина, оценивает их как прекрасные и впечатляющие. Но на самом деле у него нет внутреннего отклика на картину. Он считает её прекрасной, так как знает, что этого от него ожидают. Посещая театр или филармонию, он
«восторгается» чудесной игрой.

Художники, музыканты, артисты зачастую искусственно создают себе имидж. Публикации хвалебных заказных статей в прессе, частые показы по телевидению — и подавляющему большинству людей этого достаточно, чтобы иметь «своё» положительное мнение о том-то и о том-то.

Всё, о чём мы говорили, является верным не только для мышления, но и для чувств и желаний. Большинство людей убеждены, что если они чего-то хотят, то они действительно хотят этого. Но это одна из самых больших иллюзий. Большинство наших желаний или решений не являются нашими собственными, а навязаны извне, и мы успешно себя убеждаем, что сами приняли эти решения, в то время как в действительности мы, движимые бессознательным страхом и угрозами комфорту, только подчинились ожиданиям других.

Подмена подлинных актов мышления, чувств и желаний псевдоактами ведёт в конце концов к замене подлинной личности на псевдоличность. Таким образом:

Подлинное Я — это Я, которое является инициатором умственной активности.

Другими словами, это истинные мысли, эмоции, желания.

Псевдо Я — это роль, играемая человеком в соответствии с ожиданиями других людей, но играемая под именем подлинного Я.

Человек может играть много ролей и быть убеждённым, что он в каждой роли и есть он. В действительности во всех этих ролях он такой, каким, по его понятиям, его ожидают увидеть, и у многих людей, если не у большинства, подлинное Я полностью подавлено псевдо Я. Но зачастую то, что человек годами подавлял, и есть самое лучшее и ценное в этом человеке.

И задача психотерапевта объяснить всё это пациенту, найти вместе с ним и восстановить то, что утеряно, тем самым освободив пациента от внутренних конфликтов, вызванных необходимостью приспосабливаться к окружающей среде.

Трансакционный анализ (Эрик Берн).

Трансакционный анализ не имеет никакого отношения к трансу. Наиболее понятный перевод этого словосочетания — «анализ общения между людьми». Всё, что происходит между людьми, Берн называет трансакцией. Наиболее типичные из них — игры, удары, развлечения, ритуалы, уход, работа.

И если вы до сих пор об этом направлении ничего не слышали, то немедленно пойдите в библиотеку, возьмите и прочитайте две книги Эрика
Берна: «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».

Бихевиоризм

«Фрейдисты ошибаются. Невроз — это просто плохая привычка. Предметом психологии является не сознание, а поведение», — так в двух словах можно пояснить суть бихевиоризма. Отсюда и название: от английского слова bihaviour — поведение.

До бихевиоризма методом психологии была интроспекция, то есть суждение человека о своих внутренних процессах. А подобные суждения всегда субъективны и ошибочны. Поэтому от суждений представители данного направления перешли к экспериментам над людьми и животными.

Например, Эдвард Торидайк вначале экспериментировал с дошкольниками.
Он мысленно представлял различные слова, объекты, числа. Сидящий напротив ребёнок должен был угадать, о каких вещах думает экспериментатор. В случае успеха ребёнок получал конфетку.

Смысл этого эксперимента заключался вот в чём. Мысль является актом не только мышления, но и движения. В случае «мышления про себя» происходят незаметные движения мышц речевого аппарата. Обычно эти движения окружающими не воспринимаются. Но нельзя ли научиться читать речевые микродвижения, а тем самым и мысли? Оказалось, что можно. Но почему-то до сих пор практически это используется достаточно редко.

Когда администрация университета запретила Торндайку опыты над детьми, он занялся животными: стал обучать цыплят навыкам прохождения лабиринта, а кошек и собак — выбираться из «проблемного ящика». Попав в ящик, животное могло выйти из него и получить подкормку только приведя в действие специальное устройство. Животные вначале бросались в разные стороны, царапали ящик, кусали его, пока одно из движений не оказывалось удачным. Действуя методом проб и ошибок, животное случайно добивалось успеха. При последующих пробах число бесполезных движений уменьшалось, что в ходе эксперимента отображалось графически.

Принцип «проб, ошибок и случайного успеха» присущ как животным, так и человеку, считает Торндайк. Любой акт, вызывающий в данной ситуации удовольствие, будет повторён в такой же ситуации в будущем. И наоборот, акт, вызывающий в данной ситуации дискомфорт, повторён, вероятно, не будет.
То есть всё наше поведение основано на «пробах и ошибках» в сочетании с состоянием «удовольствие—дискомфорт».

Сначала в американской психологии стало привычным трактовать человека как большую белую крысу, но затем из «белой крысы», в понятиях бихевиористов, человек превратился в маленького робота со своеобразной программой. Живая машина способна действовать целесообразно, изменяя поведение в соответствии с изменившимися условиями.

Огромное влияние на бихевиоризм оказало учение Павлова об условных рефлексах. Иван Петрович Павлов к тому времени приобрёл авторитет крупнейшего психолога мира, именно психолога, а не физиолога, каковым он прославился уже в начале века, после присуждения ему Нобелевской премии за работы по пищеварению.

Гештальтпсихология.

В те же годы, когда в США вспыхнул бихевиористский бунт против психологии сознания, в Германии группа молодых исследователей организовала течение, впоследствии захлестнувшее весь мир психологии, психиатрии, социологии. Это течение получило название гештальтпсихология («гештальт»
(нем.) — нечто единое, форма, структура).

Американские психологи получили первую информацию о гештальтизме в 20- е годы, однако встретили её безразлично. В 30-е годы, спасаясь от Гитлера, в Америку хлынула волна эмигрантов из Германии. Эта волна и занесла туда молодых гештальтистов, которые смогли впоследствии завоевать мир своими идеями.

Итак, что же такое гештальтизм? Его философия очень близка идеям целительства и нетрадиционного лечения. По сути, гештальт — это то же самое, что в биоэнергии называется эгрегором. А именно: нечто целое, состоящее из взаимодействующих между собой частей.

Из частей состоит любое целое. Этим «целым» может быть что угодно — человек, группа людей, страна, компьютер, молекула и так далее. Но целое — не сумма частей, а нечто большее, способное функционировать благодаря единству этих частей. Например, компьютер — это не только набор чипов и деталей, а нечто, что способно работать благодаря взаимодействию этих чипов. Молекула — это не только сумма составляющих её атомов, а и взаимодействие атомов между собой. Любой кинофильм состоит из постоянно меняющихся кадров, то есть фотографий, но фильм — это нечто качественно иное, большее, чем сумма фотографий.

Таким образом, и человек — это не арифметическая сумма почек, сердца, нервной системы и других органов, а нечто большее, что составляет единство человека как целого. Возможно, сейчас любой читатель нашей книги может сказать: «А я это и так знаю». Но это сейчас, а до гештальтистов над этим никто не задумывался. Это с одной стороны, а с другой, и сейчас сплошь и рядом врач-кардиолог за сердцем не видит целого пациента, а уролог, прошу прощения, за простатой.

Пойдём дальше. В психике человека существуют отдельные элементы — эмоции, ощущения, восприятия, представления и так далее. Зачастую для описания состояния человека или его реакции на что-либо люди используют описание всего лишь одного компонента, вычленяя его из гештальта (эгрегора) всей психики.

Например, когда мы говорим «он рассердился», то описываем только эмоции, или же говоря «она чувствует боль», описываем сферу восприятия. Но нельзя довольствоваться описанием только одного элемента, в то время как реагирует целое. Другими словами, для понимания всего процесса нельзя обращать внимание лишь на часть, упуская связь этой части с целым. Да и восприятие само по себе — это не сумма зрительной, слуховой информации, осязания и так далее. Это некий гештальт, создающийся процессами более высокого уровня, чем сумма ощущений.

Отстаивая позицию целостности, сторонники гештальтного взгляда на мир, естественно, отстаивают единство психического и физического, души и тела, на что не обращают особого внимания представители других философий.

Если человек танцует, присутствует лишь сумма психического и физического? Конечно, нет. Или если человек что-то испытывает, например, радость или страх (процессы чисто психические), то другие могут сделать вывод об этих состояниях, видя акты чисто физические—моторику, мимику человека. Видим одно, а делаем заключение о другом — и не ошибаемся. На этом также основана визуальная диагностика и гештальтирование пациента в целительстве (см. соответствующие разделы).

А сейчас последует то, что абсолютно совпадает с убеждениями представителей гештальтпсихологии и энергетического эгрегора. Наряду с телесным зрением, утверждают гештальтпсихологи, имеется психическое, духовное зрение. Под духовным зрением подразумеваются невербальные ассоциативные процессы, происходящие на грани сознания и бессознательной сферы. Сюда же относится и интуиция — способность схватывать психическим зрением обстановку в целом, то есть гештальтировать ситуацию, и затем делать правильный вывод.

Слово «интуиция» в гештальтпсихологии заменена более точным словом — инсайт. Это слово можно перевести как «озарение» или «мгновенное схватывание ситуации». Инсайту отводится центральное место при гештальтировании (оценке) чего-либо — человека, ситуации, положения в стране, во Вселенной. Подлинное мышление является инсайтным, а инсайт — это способность мгновенно схватывать целое.

Способность гештальтировать поле восприятия — это уже не просто мышление, а стереомышление или, образно говоря, стереозрение.

У бихевиористов способ поведения отбирается путём длительных поисков, проб, ошибок и случайного успеха, а у гештальтистов — мгновенно, путём интуитивного озарения, интуиции, инсайта. Человек может долго и безуспешно решать какую-то задачу. В «один прекрасный момент» его «озаряет» и он, воскликнув «Эврика!», начинает четко представлять, в чём заключается решение задачи. Так делается большинство открытий.

Экзистенциализм.

Экзистенциализм («экзистенцио» —существование) — философско-психоло- гическое течение, возникшее во Франции в конце 30-х годов. Одним из его создателей является Жан-Поль Сартр.

Экзистенциальное восприятие всего происходящего основано на случайности и абсурдности действительности, на существовании человека как переживании им этой абсурдности. Это переживание приводит к одиночеству.

Потребность людей в психотерапии увеличивается в связи с экзистенциальным вакуумом — ощущением утраты смысла жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.