| |||||
МЕНЮ
| Акты ФС и законодательный процессАкты ФС и законодательный процессОГЛАВЛЕНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ 3 2. АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ 4 3. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 9 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25 ВВЕДЕНИЕ
АКТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ Правовыми формами реализации полномочий Федеральные Собрания являются
принимаемые ими нормативно-правовые акты. Основные акты Федерального Закон Российской Федерации характеризуется рядом свойственных ему
черт. Он принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю
народа Российской В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 76) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. К их числу относятся: чрезвычайное положение (ст. 56); принятие в Другим видом актов, принимаемых палатами Федерального Собрания Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией Российской Федерации. Постановлениями Совета Федерации оформляются принятие Регламента Совет Федерации может принять постановление в целом, принять проект постановления за основу, рассмотреть его в двух чтениях, отклонить или отложить обсуждение. Если проект постановления Совета Федерации принят за основу, дальнейшее обсуждение и голосование производятся по пунктам и (или) частям проекта постановления. На голосование ставятся только поправки к пунктам, частям проекта постановления. Когда проведено обсуждение голосования по всем поправкам, пункт, часть проекта постановления принимаются в целом с принятыми поправками. Если предложено внести несколько поправок в один и тот же пункт, часть проекта постановления, то по решению палаты вначале могут обсуждаться и голосоваться те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках. Если после обсуждения и голосования по поправкам пункт, часть проекта
постановления при голосовании в целом отклоняются, то соответствующий
пункт, часть проекта исключаются из текста постановления. При исключении
одного или нескольких пунктов, частей из проекта постановления Совет При рассмотрении проекта постановления в первом чтении Совет Федерации
заслушивает доклад, содоклады по данному проекту и проводит его обсуждение. На второе чтение проект постановления вносится с учетом поправок, поступивших после его рассмотрения в первом чтении. В соответствии со статьями 103, 125 и 134 Конституции Российской Проект постановления Государственной Думы может быть внесен Государственная Дума вправе принимать заявления и обращения, которые оформляются постановлением палаты. Постановления Совета Федерации и Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации или Регламентами палат, и подписываются председателями соответствующих палат. Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального Согласно этому закону на территории Российской Федерации применяются только те акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней
после их принятия. Для официального опубликования акты палат направляются СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Законы Российской Федерации принимаются в особом порядке, который
реализуется в законодательном процессе, представляющем собой совокупность
действий посредством которых осуществляется законодательная деятельность Первая стадия законодательного процесса — законодательная инициатива,
сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Согласно ст. 104 Конституции Российской Федерации право
законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, При этом, необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации
различает две группы субъектов права законодательной инициативы. Также, согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 16) право
законодательной инициативы имеет группа депутатов, составляющих комитет Законопроекты первоначально вносятся в Государственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. И это, на мой взгляд, правильно, так как можно принять какой угодно замечательный закон, но если он не будет обеспечен бюджетным финансированием, то это будет бесцельная бумага, не имеющая никакой реальной силы. Законопроекты, внесение которых в соответствии с Конституцией Изложенный выше перечень субъектов законодательной инициативы является
исчерпывающим, однако, это не означает, что простые граждане не могут
принять участие в законодательном процессе. Законопроекты, исходящие от
государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих
правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Право законодательной инициативы может осуществляться в следующих
формах:
внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к законопроектам,
законодательных предложений о разработке и принятии новых Федеральных
конституционных законов и Федеральных законов,
законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Процедура внесения законопроекта в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы включает: представление текста законопроекта; обоснование необходимости его принятия, включающее развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально- экономических и иных последствий его принятия; перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятия данного законопроекта: предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона: финансово-экономического обоснования в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат. Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Законопроекты по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, ввиду их особого статуса, направляются
субъектам Российской Федерации для дачи предложений и замечаний (ст. 102 Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и
соответствующие материалы к нему по представлению ответственного комитета При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада
ответственного комитета Государственной Думы. При рассмотрении
законопроекта заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских
групп, депутатов Государственной Думы, полномочного представителя По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума может установить срок подачи поправок к законопроекту и внесения его на второе чтение. Законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении, в течение пяти дней направляется для сведения в Совет Федерации. Это необходимо, чтобы члены Совета Федерации заранее ознакомились с текстом законопроекта. Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается
принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить по
вопросам их ведения субъекты законодательной инициативы - Президент После принятия законопроекта в первом чтении ответственный комитет Законопроект вместе с указанным перечнем направляется инициатору
законопроекта, как правило, не позднее, чем за 30 дней до его рассмотрения После совершения всех необходимых процедур Совет Государственной Думы принимает решение о включении законопроекта, подготовленного ко второму чтению, в календарь рассмотрения Государственной Думой вопросов во втором чтении, Законопроект вместе со всеми документами, содержащими поправки и дополнения, представляется депутатам, как правило, не позднее, чем за 15 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении. В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с
докладом выступает представитель ответственного комитета Государственной При рассмотрении возражений против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке, проводится голосование о принятии проекта за основу. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае, принятия законопроекта за, основу председательствующий ставит на голосование вопрос об утверждении рекомендации комитета по отклонению соответствующих поправок. При утверждении Государственной Думой данной рекомендации на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. В случае если законопроект за основу не принят, на голосование
ставится вопрос о продолжении обсуждения или его отклонении. Если принято
решение о дальнейшем обсуждении законопроекта, Государственная Дума
переходит к рассмотрению поправок, отклоненных ответственным комитетом. Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный
комитет Государственной Думы для устранения с участием Правового управления По завершении этой работы законопроект в течение семи дней представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения вопросов. Четвертая стадия законодательного процесса — принятие закона. Совет Государственной Думы назначает в специально отведенный день
недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в
качестве закона. При третьем
чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение
к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством
голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон
считается принятым,
если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней
передается на рассмотрение Совета Федерации для рассмотрения и одобрения. В
случаях если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит
обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Конституцией Пятая стадия — рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Конституция Российской Федерации (ст. 106) устанавливает перечень
вопросов, законы по которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете В Регламенте Совета Федерации также указывается, что обязательному
рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой
федеральные законы по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Согласно ст. 108 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению Совета Федерации подлежат также все федеральные конституционные законы. После поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона он в двухдневный срок направляется в комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по этому закону, который в течение трех дней принимает по нему заключение. Заключения комитетов рассматриваются Председателем Совета Федерации не позднее шести дней со дня регистрации поступившего из Государственной Думы закона. В отношении принятых Государственной Думой федеральных законов, не
подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации, в заключениях по
которому комитет предлагает одобрить федеральный закон и не вносить его на
рассмотрение палаты. Председатель Совета Федерации принимает одно из
следующих решений: согласиться с решением комитета и не вносить принятый Председатель Совета Федерации не вправе принять решение о невключении
в повестку дня Совета Федерации рассмотрение федерального конституционного
закона, а также федерального закона, если данный закон согласно Конституции По результатам обсуждения Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон. Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона
принимается большинством голосов от общего числа депутатов Совета Согласно Конституции Российской Федерации (часть 4 ст. 105) федеральный закон считается также одобренным Советом Федерации, если в течение четырнадцати Дней он не был рассмотрен Советом Федерации. При отклонении принятого Государственной Думой федерального закона Постановление Совета Федерации, об отклонении или одобрении принятого Особую стадию законодательного процесса представляет преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов. В случае если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он
передается Советом Государственной Думы в ответственный комитет Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону,
принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, может
быть создана согласительная комиссия. Она создается как по инициативе Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол, содержащий предложения по преодолению разногласий. При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы этих предложений, Государственной Думой не рассматриваются В случае отклонения хота бы одного предложения согласительной комиссии Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Принятый в этом порядке федеральный закон в течение пяти дней
направляется Президент Российской Федерации для подписания и обнародования. Завершающая стадия законодательного процесса - подписание и
обнародование закона. Эта стадия находится в компетенции Президента Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен федеральным законом от 25 мая 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии с упомянутым федеральным законом на территории Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи
дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Официальным
опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного
текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Рассматриваемая стадия законодательного процесса является завершающей,
если Президент Российской Федерации подписал закон. Однако если Президент Федеральный закон, отклоненный Президентом Российской Федерации, направляется Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета Государственной Думы или специально созданной комиссии палаты, которые рассматривают его в течение 10 дней. По итогам рассмотрения принимается рекомендация одобрить федеральный закон в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации; согласиться с предложением Президента о нецелесообразности принятия федерального закона или одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции. Повторное рассмотрение закона начинается с выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, который выступает от имени Президента и доводит до законодателей его точку зрения по данному вопросу, затем излагается заключение комитета или комиссии. Предложение Президента о нецелесообразности принятия отклоненного им федерального закона может быть поставлено на голосование. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Если палата принимает решение о проведении обсуждений, в нем участвуют
только представители фракций и депутатских групп. По окончании обсуждения
первым ставится на голосование предложение одобрить федеральный закон в
редакции, предложенной Президентом Российской Федерации. Решение считается
принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Если первое предложение не принято, на голосование палаты ставится
вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной В случае если не принято ни одно из указанных ранее решений палата проводит голосование по отдельным разделам, главам, статьям, их частям и пунктам в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации. Решение в каждом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Федеральный закон считается одобренным с учетом предложений Президента Если при повторном рассмотрении Государственной Думой закона, отклоненного Президентом, он принят в новой редакции, порядок его рассмотрения в Совете Федерации аналогичен порядку рассмотрения вновь принятого Государственной Думой закона. При повторном рассмотрении закона Совет Федерации может не отрывать
обсуждения и поставить на голосование вопрос об одобрении в ранее принятой
редакции закона, отклоненного Президентом и одобренного Государственной При повторном рассмотрении Советом Федерации закон считается одобренным, если решение об этом было принято большинством не менее чем две трети голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с
текстом постановления Совета Федерации об одобрении закона направляется Определенной спецификой характеризуется принятие федеральных
конституционных законов. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
15.06.94 г. 1998.
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|