| |||||
МЕНЮ
| Анализ систем карандаш, общество, договорАнализ систем карандаш, общество, договорРеферат по концепциям современного естествознания на тему "Исторический анализ систем "карандаш", "общество", "договор" в свете четырех основных концепций: концепции системного подхода, концепции самоорганизации объекта, концепции неопределенности (дуализма), концепции ноосферности. Выполнила: Киселева М. , Э и П, Ю - 214. Проверил: Шмаков Б. В. Челябинск 1998 Раздел № 1: "Карандаш". 1. Концепция системного подхода Метод качественных структур (МКС) 1.1.Аспект организации (АО). Объект карандаш состоит из двух элементов: Именно такой состав объекта обусловлен особенностями его функционирования. Объект «карандаш» - это письменная принадлежность, он должен писать, поэтому грифель должен быть мягким, чтобы оставлять след при трении, но при этом грифель может сломаться, поэтому мягкость грифеля компенсируется жесткой основой, которая предохраняет грифель от разломов при нажиме на него. (Помимо этого каждый элемент выполняет дополнительные функции.) В карандаше возможна замена элемента «основа» (например, цветные карандаши, состоящие из одного грифеля). Взаимодействие элементов объекта «карандаш» представлено в таблице: |Элементы |Положительная связь |Отрицательная |
В пространстве связь грифеля и основы характеризуется жесткостью - они должны плотно прилегать к друг другу, с течением времени эта связь становится менее прочной: деревянные половинки, составляющие основу карандаша могут разойтись (рассохнуться). (Это обусловлено структурой элемента «основа»). При функционировании объекта с течением времени происходит стачивание или поломка грифеля. Так как грифель находится внутри основы, то для дальнейшего выполнения функции письма происходит воздействие на основу - процесс подтачивания, т.е. основа корректируется, уменьшается. В объекте «карандаш» существует одна связь между элементами системы 1.2. Аспект функционирования (АФ). Объект «карандаш» нужен надсистеме «человек» для того, чтобы последний
мог делать письменные работы (запись мыслей, телефонов, рисование и т.п.). При выполнении данных действий осуществляется главная функция объекта - оставлять след веществом (частицами графита) на бумаге. Результат действия системы будет оцениваться по параметру «четкость линии», который будет меняться в пределах «совсем не четкая - очень четкая линия». Изменение этих параметров будет зависеть от качества грифеля и силы нажатия руки человека на основу карандаша. Надсистема может предъявить претензии к тонкости линии, оставляемой карандашом на бумаге; это будет в том случае, если на маленьком клочке бумаги необходимо будет сделать объемную запись или если нужно что-то красиво написать или нарисовать. 1.3. Аспект связи (АС). Объект анализа связан с надсистемой «человек».Результат деятельности системы нужен надсистеме для совершения письменных работ, которые незаметно можно будет подкорректировать с помощью ластика. Связь с надсистемой положительная, т.к. благодаря ей запускается в действие механизм реализации главной функции (если человек не приложит усилий к карандашу, сам по себе последний оставлять след на бумаге не станет). В систему передаются следующие виды потоков: информационный и энергетический потоки входят в систему из надсистемы (информация, созреваемая в мозгу человека, о том, что и где надо нарисовать и механическая энергия руки человека, приводящая в действие карандаш), а затем преобразуются в вещественный поток (частицы грифеля, отколовшиеся от основного стержня и зацепившиеся за волокна бумаги), который выбрасывается из системы. Данные потоки необходимы системе для осуществления ею записей. Для ликвидации ненужных записей появляется система «ластик». По приему и выбросу потоков в системе имеется следующее ограничение: энергетический поток не должен превышать силу сопротивления грифеля, иначе он сломается и выполнение главной функции приостановится. 1.4. Аспект координации (АК). Действие главной функции объекта выполняется на принципе откалывания. Он
заключается в том, что при нажиме на корпус карандаша во время трения его о
бумагу кончик грифеля разламывается на мельчайшие частицы (кусочки грифеля
откалываются от основного стержня), которые застревают в волокнах бумаги 1.5. Взаимосвязь аспектов АК - АО. Принцип ограничивает структуру объекта следующим образом: в карандаше
должен быть грифель, который бы писал, но не пачкал бумагу (то есть был бы
и не слишком жестким, и не слишком мягким). Поэтому структура относительно
принципа действия находится на уровне статического согласования. Для
направленного согласования и рассогласования структуры АО и АК
осуществляются механизмы взаимодействия руки человека и основы карандаша и
грифеля карандаша и бумаги. Структура ограничивает реализацию принципа
действия, если грифель карандаша слишком жесткий и его частицы практически
не откалываются, или если карандаш сломан. Основное противоречие между АК и 1.6. Взаимосвязь аспектов АК - АФ. Принцип ограничивает выполнение главной функции если откалывание
практически не происходит, тогда карандаш только царапает бумагу. Функциональные требования ограничивают реализацию принципа действия следующим образом: нужно проводить грифелем по бумаге с определенной силой давления - сила давления регулирует толщину линии (отсюда тонкая или толстая линия); сила давления регулирует состояние грифеля (если давить сильно - можно сломать кончик, если слабо - не будет процесса откалывания, то есть не оставим следа на бумаге). Принцип действия ограничивает функциональность объекта, если принцип осуществляется со знаком "минус", то есть откалывания не происходит. Отсюда основное противоречие между АК и АФ: принцип действия не должен ограничивать реализацию главной функции, но он ограничивает ее. Оно разрешается с помощью устранения элементов, препятствующих взаимодействию В надсистеме развитие взаимосвязи АК и АФ сдерживают следующие процессы: обморок, отвлеченность внимания от карандаша, выпуск некачественных карандашей. 1.7. Взаимосвязь аспектов АК - АС. Принцип влияет на потоки, проходящие через АС в систему так: принцип не осуществляется, если сила проходящих потоков не способствует его реализации 1.8. Взаимосвязь аспектов АС - АО. Аспект связи ограничивает структуру объекта, если сила и виды потоков не соответствуют набору элементов. Поэтому структура относительно АС находится на уровне рассогласования. Для направленного согласования и рассогласования структуры АО и АС осуществляются следующие механизмы взаимодействия: взаимодействие руки человека и основы карандаша (энергетический поток); взаимодействие основы и грифеля (энергетический поток); взаимодействие грифеля и бумаги (вещественный). Основным противоречием между АС и АО будет "структура препятствует прохождению потоков" и "структура не препятствует прохождению потоков". Оно может разрешиться с помощью усовершенствования материала, из которого изготавливают основу и грифель, а так же усовершенствованию механизма взаимодействия основы и грифеля. Развитие взаимосвязи АС и АО сдерживается процессом изготовления карандаша, происходящим в надсистеме (если основа и грифель плохо подогнаны друг к другу, то это является препятствием для прохождения потоков). 1.9. Взаимосвязь аспектов АС - АФ. Надсистема ограничивает функциональность объекта следующим образом: она задает траекторию движения грифеля. Надсистемой предъявляются претензии к тонкости и насыщенности линии. Функциональность системы относительно требований различных надсистем находится на уровне статического согласования - рассогласования (какие-то тркбования может выполнить, какие- то нет). Для направленного согласования и рассогласования структуры взаимодействия АФ и АС осуществляются следующие механизмы: взаимодействие руки человека и основы карандаша (энергетический поток); взаимодействие основы и грифеля (энергетический поток); взаимодействие грифеля и бумаги (вещественный). Структура ограничивает реализацию принципа действия так: при поломке
карандаша кончик грифеля спрятан в основе и писать не возможно, таким
образом, реализацию принципа сдерживает основа. Основным противоречием
между АС и АФ будет "потоки обеспечивают реализацию главной функции" и 1.10. Взаимосвязь аспектов АО - АФ. Структура ограничивает реализацию главной функции тем, что тонкий кончик грифеля оставляет тонкий след на бумаге и поэтому не возможно одним росчерком карандаша закрасить целиком лист формата А4 (реализацию главной функции ограничивает тонкий кончик). Основным противоречием между АФ и АО будет "структура обеспечивает реализацию главной функции" и "структура не обеспечивает реализацию главной функции". Оно разрешается благодаря появлению объектов "точилка" или "нож". Надсистема сдерживает развитие взаимосвязи АФ и АО, если не подтачивает карандаш. 2. Концепция самоорганизации объекта. 2.1. Открытость системы. Здесь действует закон проводимости потоков: потоки должны не только
входить в систему, но и выбрасываться отработанными из нее. Так, потоки,
входящие в систему в виде энергетического потока (механическая энергия
руки), выбрасываются наружу в виде потока вещества: частицы графита,
застревающие в волокнах бумаги. Отсюда, понижается энтропийность системы 2.2. Симметрия - асимметрия. Точкой термодинамического равновесия в системе является ситуация, когда
система не развивается, ее энергия максимально энтропийна. Это происходит,
когда карандаш есть, но он не заточен (то есть им нельзя писать). Сам
процесс писания или рисования карандашом является асимметрией в системе 2.3. Возникновение и усиление порядка через флуктуации. Флуктуация - случайный выброс энергии, толчок. С его помощью система развивается. В данном случае наша система будет развиваться благодаря очередному сигналу из надсистемы (головного мозга) о надобности написать: сигнал приводит в действие мышцы рук, которые действуют на основу карандаша, передавая энергию грифелю и таким образом совершается процесс работы карандаша. Объект "карандаш" очень распространен в ОС, о чем говорит их выпуск и количество у каждого человека. 3. Концепция неопределенности (дуализма). Системообразующими моментами объекта "карандаш" могут стать следующие: 4. Концепция ноосферности. Если рассматривать объект "карандаш" с точки зрения разумности
воздействия на биосферу, увидим, что это система с низкой экологичностью:
например, чтобы получить карандаш, нужно изготовить основу, а для этого -
срубить деревья и переработать древесину (причем на основу для карандаша
берется самая лучшая древесина кедра и дуба). Последствиями будут выбросы в
атмосферу, то есть это ведет к дисбалансу в ОС. Но это касается экологии в
материальном мире. Нарушение экологии в сфере моральных отношений может
произойти, если карандашем написана или нарисована негативная информация Раздел № 2: "Общество". 1. Концепция системного подхода Метод качественных структур (МКС) 1.1.Аспект организации (АО). Понятие "общество" состоит из двух элементов: Именно такой состав понятия обусловлен особенностями его употребления. Взаимодействие элементов понятия "общество"представлено в таблице: + - положительная связь; 1.2. Аспект функционирования (АФ). Объект «карандаш» нужен надсистеме «человек» для того, чтобы последний
мог делать письменные работы (запись мыслей, телефонов, рисование и т.п.). При выполнении данных действий осуществляется главная функция объекта - отавлять след веществом (частицами графита) на бумаге. Результат действия системы будет оцениваться по параметру «четкость линии», который будет меняться в пределах «совсем не четкая - очень четкая линия». Изменение этих параметров будет зависеть от качества грифеля и силы нажатия руки человека на основу карандаша. Надсистема может предъявить претензии к тонкости линии, оставляемой карандашом на бумаге; это будет в том случае, если на маленьком клочке бумаги необходимо будет сделать объемную запись или если нужно что-то красиво написать или нарисовать. 1.3. Аспект связи (АС). Объект анализа связан с надсистемой «человек».Результат деятельности системы нужен надсистеме для совершения письменных работ, которые незаметно можно будет подкорректировать с помощью ластика. Связь с надсистемой положительная, т.к. благодаря ей запускается в действие механизм реализации главной функции (если человек не приложит усилий к карандашу, сам по себе последний оставлять след на бумаге не станет). В систему передаются следующие виды потоков: информационный и энергетический потоки входят в систему из надсистемы (информация, созреваемая в мозгу человека, о том, что и где надо нарисовать и механическая энергия руки человека, приводящая в действие карандаш), а затем преобразуются в вещественный поток (частицы грифеля, отколовшиеся от основного стержня и зацепившиеся за волокна бумаги), который выбрасывается из системы. Данные потоки необходимы системе для осуществления ею записей. Для ликвидации ненужных записей появляется система «ластик». По приему и выбросу потоков в системе имеется следующее ограничение: энергетический поток не должен превышать силу сопротивления грифеля, иначе он сломается и выполнение главной функции приостановится. 1.4. Аспект координации (АК). Действие главной функции объекта выполняется на принципе откалывания. Он
заключается в том, что при нажиме на корпус карандаша во время трения его о
бумагу кончик грифеля разламывается на мельчайшие частицы (кусочки грифеля
откалываются от основного стержня), которые застревают в волокнах бумаги 1.5. Взаимосвязь аспектов АК - АО. Принцип ограничивает структуру объекта следующим образом: в карандаше
должен быть грифель, который бы писал, но не пачкал бумагу (то есть был бы
и не слишком жестким, и не слишком мягким). Поэтому структура относительно
принципа действия находится на уровне статического согласования. Для
направленного согласования и рассогласования структуры АО и АК
осуществляются механизмы взаимодействия руки человека и основы карандаша и
грифеля карандаша и бумаги. Структура ограничивает реализацию принципа
действия, если грифель карандаша слишком жесткий и его частицы практически
не откалываются, или если карандаш сломан. Основное противоречие между АК и 1.6. Взаимосвязь аспектов АК - АФ. Принцип ограничивает выполнение главной функции если откалывание
практически не происходит, тогда карандаш только царапает бумагу. Функциональные требования ограничивают реализацию принципа действия следующим образом: нужно проводить грифелем по бумаге с определенной силой давления - сила давления регулирует толщину линии (отсюда тонкая или толстая линия); сила давления регулирует состояние грифеля (если давить сильно - можно сломать кончик, если слабо - не будет процесса откалывания, то есть не оставим следа на бумаге). Принцип действия ограничивает функциональность объекта, если принцип осуществляется со знаком "минус", то есть откалывания не происходит. Отсюда основное противоречие между АК и АФ: принцип действия не должен ограничивать реализацию главной функции, но он ограничивает ее. Оно разрешается с помощью устранения элементов, препятствующих взаимодействию В надсистеме развитие взаимосвязи АК и АФ сдерживают следующие процессы: обморок, отвлеченность внимания от карандаша, выпуск некачественных карандашей. 1.7. Взаимосвязь аспектов АК - АС. Принцип влияет на потоки, проходящие через АС в систему так: принцип не осуществляется, если сила проходящих потоков не способствует его реализации 1.8. Взаимосвязь аспектов АС - АО. Аспект связи ограничивает структуру объекта, если сила и виды потоков не соответствуют набору элементов. Поэтому структура относительно АС находится на уровне рассогласования. Для направленного согласования и рассогласования структуры АО и АС осуществляются следующие механизмы взаимодействия: взаимодействие руки человека и основы карандаша (энергетический поток); взаимодействие основы и грифеля (энергетический поток); взаимодействие грифеля и бумаги (вещественный). Основным противоречием между АС и АО будет "структура препятствует прохождению потоков" и "структура не препятствует прохождению потоков". Оно может разрешиться с помощью усовершенствования материала, из которого изготавливают основу и грифель, а так же усовершенствованию механизма взаимодействия основы и грифеля. Развитие взаимосвязи АС и АО сдерживается процессом изготовления карандаша, происходящим в надсистеме (если основа и грифель плохо подогнаны друг к другу, то это является препятствием для прохождения потоков). 1.9. Взаимосвязь аспектов АС - АФ. Надсистема ограничивает функциональность объекта следующим образом: она задает траекторию движения грифеля. Надсистемой предъявляются претензии к тонкости и насыщенности линии. Функциональность системы относительно требований различных надсистем находится на уровне статического согласования - рассогласования (какие-то требования может выполнить, какие- то нет). Для направленного согласования и рассогласования структуры взаимодействия АФ и АС осуществляются следующие механизмы: взаимодействие руки человека и основы карандаша (энергетический поток); взаимодействие основы и грифеля (энергетический поток); взаимодействие грифеля и бумаги (вещественный). Структура ограничивает реализацию принципа действия так: при поломке
карандаша кончик грифеля спрятан в основе и писать не возможно, таким
образом, реализацию принципа сдерживает основа. Основным противоречием
между АС и АФ будет "потоки обеспечивают реализацию главной функции" и 1.10. Взаимосвязь аспектов АО - АФ. Структура ограничивает реализацию главной функции тем, что тонкий кончик грифеля оставляет тонкий след на бумаге и поэтому не возможно одним росчерком карандаша закрасить целиком лист формата А4 (реализацию главной функции ограничивает тонкий кончик). Основным противоречием между АФ и АО будет "структура обеспечивает реализацию главной функции" и "структура не обеспечивает реализацию главной функции". Оно разрешается благодаря появлению объектов "точилка" или "нож". Надсистема сдерживает развитие взаимосвязи АФ и АО, если не подтачивает карандаш. 2. Концепция самоорганизации объекта. 2.1. Открытость системы. Здесь действует закон проводимости потоков: потоки должны не только
входить в систему, но и выбрасываться отработанными из нее. Так, потоки,
входящие в систему в виде энергетического потока (механическая энергия
руки), выбрасываются наружу в виде потока вещества: частицы графита,
застревающие в волокнах бумаги. Отсюда, понижается энтропийность системы 2.2. Симметрия - асимметрия. Точкой термодинамического равновесия в системе является ситуация, когда
система не развивается, ее энергия максимально энтропийна. Это происходит,
когда карандаш есть, но он не заточен (то есть им нельзя писать). Сам
процесс писания или рисования карандашом является асимметрией в системе 2.3. Возникновение и усиление порядка через флуктуации. Флуктуация - случайный выброс энергии, толчок. С его помощью система развивается. В данном случае наша система будет развиваться благодаря очередному сигналу из надсистемы (головного мозга) о надобности написать: сигнал приводит в действие мышцы рук, которые действуют на основу карандаша, передавая энергию грифелю и таким образом совершается процесс работы карандаша. Объект "карандаш" очень распространен в ОС, о чем говорит их выпуск и количество у каждого человека. 3. Концепция неопределенности (дуализма). Системообразующими моментами объекта "карандаш" могут стать следующие: 4. Концепция ноосферности. Если рассматривать объект "карандаш" с точки зрения разумности
воздействия на биосферу, увидим, что это система с низкой экологичностью:
например, чтобы получить карандаш, нужно изготовить основу, а для этого -
срубить деревья и переработать древесину (причем на основу для карандаша
берется самая лучшая древесина кедра и дуба). Последствиями будут выбросы в
атмосферу, то есть это ведет к дисбалансу в ОС. Но это касается экологии в
материальном мире. Нарушение экологии в сфере моральных отношений может
произойти, если карандашом написана или нарисована негативная информация
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|