реферат, рефераты скачать
 

Анализ формы полонеза A-dur Г. Венявского


Это модулирующие построения, общая направленность которых – доминантовая сфера. Первое построение – H-dur, как D7 к E-dur, второе построение – E-dur, как D7 к A-dur, третье построение – Fis-dur как D7 к H-dur.

К построениям присоединяется ещё 9 тактов несколько нового, однородного материала. Это модулирующее построение (модуляция из A-dur в E-dur), в котором ощущается накопление доминантового напряжения: H-dur доминанта к E-dur, E-dur - доминанта к A-dur, или H-dur - двойная доминанта к A-dur (A-dur – в репризе).Это построение является предыктом к ожидаемой тональности.

Таким образом, вся вторая часть подготавливает вступление следующей части (репризы), выполняя связующую функцию (первая её половина) и функцию предыкта (вторая половина).

Как видно, данная вторая часть не обладает всеми признаками, характерными вторым частям. но в масштабном отношении она почти равна первой части и имеет отчётливые границы, в структурном – имеет достаточно ясные формы.

Поэтому можно сказать, что второй раздел напоминает двухчастную форму, не являясь ею как таковой.

Третий раздел I части – реприза. Она имеет функцию утверждения первоначальной музыкальной мысли – как бы зримо симметричного уравновешивания композиции. Но так как, по законам психологии восприятия, уже известное требует меньшего времени для осознания, то для ускорения процесса используется приём сокращения. Данная реприза сокращена до периода ( 18 тактов).Период – повторного строения .Состоит из двух предложений.

В тематическом отношении, в репризе есть некоторые изменения: второе предложение проводится не точно. Оно имеет расширение посредством растяжения каденционных гармоний. Период – неквадратный.

В тональном плане, период – однотональный: начинается и заканчивается в главной тональности A-dur. В периоде встречаются отклонения в тональности первой степени родства - в H-dur, D-dur.

В целом, третий раздел (его тематическое содержание, тональный план, структура) соответствует своей функции (репризе).

От I части ко II возникает модулирующая связка. Модуляция происходит из A-dur в F-dur.

Связка построена на ритмо-формуле полонеза. Состоит из 4 тактов.


3.2 II часть


II часть полонеза – трио. Написано в сложной трёхчастной форме с местным трио и варьированной репризой (её структурные единицы будут называться разделами).

Крайние разделы трио – тематически одинаковые, построены на новом материале, средний – на материале I части полонеза - ярко контрастирует с ними. Характер контраста между ними такой же, как I части произведения с Трио всей формы (см. с. ).

Основная тональность трио - F-dur. Первый раздел оканчивается совершенной каденцией на доминанте, которая разрешается в тонику в начале следующего раздела.

Второй раздел (местное трио) написан в той же тональности F-dur, заканчивается на доминанте, которая так же разрешается в тонику в начале следующего раздела.

Третий раздел (реприза) начинается в основной тональности - F-dur и далее происходит модуляция к H-dur (в предыкте).

Первый раздел трио представляет собой простую двухчастную форму, второй раздел имеет форму периода, третий раздел напоминает простую двухчастную форму.

Первый раздел – тематически однороден, с выраженным экспозиционным строением. Посредством повторения в конце второй части материала из первой, достигается тематическое единство раздела, образуется репризная двухчастная форма.

Первая часть написана в форме периода. В ней есть расширение, поэтому период неквадратный.

Период однотональный (начинается и заканчивается в F-dur). Состоит из двух предложений. Второе предложение повторяет первое, но с изменениями: во втором предложении тема преобразована приёмом мелодической орнаментации. В сходстве предложений выражается мелодико-тематическое единство периода.

Первое предложение заканчивается половинной каденцией. Второе предложение – в основной тональности F-dur; имеет расширение путём варьированного повторения одного элемента и отклонения в родственные тональности, что придаёт большее напряжение в каденции. В конце предложения происходит основательное закрепление в тональности F-dur, заканчивается совершенной каденцией.

Вторая часть трио также написана в форме периода. Состоит из двух предложений. Первое предложение выполняет функцию середины, вносит некоторый контраст к первому периоду, который получается от разработки материала, взятого посредством вычленения из первой части (первого периода) и представленного в новом освещении. В течении всей середины выдерживается неустойчивая гармония – доминанта основной тональности (С-dur). Оканчивается середина половинной каденцией (на доминанте основной тональности), в связи с этим её конец имеет значение предыкта. Середина состоит из 8 тактов, равна первому предложению первого периода. Состоит из более дробных структур, чем первый период из двух построений, которые имеют одинаковые начала.

Второе предложение второй части – реприза. Содержит измененное повторение части первого периода. В данном случае больше похоже на то, что повторяется часть второго предложения первого периода.

Реприза начинается в F-dur и заканчивается совершенной каденцией, которая завершается в следующем такте (начале второго раздела). Отсюда вытекает необходимость переработки материала из первого периода.

Проводится предложение с расширением, что обусловлено стремлением создать кульминацию. Расширение образовывается приемами:

варьированного повторения одного из элементов; секвенционным проведением некоторых элементов; растяжением каденционных гармоний;

несовершенной каденцией (D7 – I в мелодическом положении терции), за которой следует похожий материал с совершенной каденцией.

В конце предложения происходит наложение: его заключительный такт совпадает с начальным тактом второго раздела.

Реприза – 16 тактов.

В первом разделе трио возникает масштабно-тематическая структура

дробление с замыканием:

предложение – предложение построение+построение - предложение 8 8 4 + 4 8

Первый раздел трио выполняет функцию первой части формы – изложение темы. Структура, тональный план, тематизм соответствуют его функции.

Второй раздел – местное трио. Написано в форме периода с расширением.

Тематизм этого раздела основан на теме из I части полонеза – проведении её в изменённом варианте: если в I части тема была в партии скрипки, то здесь – у фортепиано, и скрипка играет роль гармонического наполнения. Раздел имеет экспозиционный тип изложения.

Основная тональность - F-dur. Раздел заканчивается на доминанте (С-dur), происходит наложение – разрешение доминанты в тонику – в начале третьего раздела. Период однотональный, но разомкнутый.

Состоит из двух предложений, которые имеют мелодико-тематическое единство, выраженное в сходстве предложений (кроме их окончаний).

Первое предложение заканчивается совершенной каденцией; останавливается на доминанте, которая в начале второго предложения разрешается в F-dur.

Второе предложение начинается в основной тональности. Имеет расширение путём растяжения каденционных гармоний, развития элементов этого же предложения – как бы секвентное проведение половины первого предложения, но в другой тональности – в С-dur (доминанте F-dur). Имеет несовершенную каденцию, останавливается на доминанте, которая в начале третьего раздела разрешается в тонику, что является наложением.

Второй раздел выполняет функцию средней части, что соответствует содержанию данного раздела.

Третий раздел – варьированная реприза.

В тематическом отношении это выражается в том, что тема проходит в партии фортепиано, а скрипичная партия сопровождает её прозрачными фигурациями, служит украшением, орнаментацией данной темы.

Реприза – динамическая (изменённая).

По форме напоминает простую двухчастную форму.

Тематизм третьего раздела такой же как и первого. Состоит из двух частей.

Первая часть написана в форме периода. Период модулирующий. Модуляция происходит в доминантовом направлении – в тональность третьей ступени (а - moll).

Период состоит из двух предложений, второе предложение повторяет первое, но с другим окончанием.

Первое предложение состоит из девяти тактов – имеет расширение за счет секвенционного проведения одного элемента. В нем есть отклонения в доминантовую сферу, в которой и заканчивается предложение. Разрешение происходит во втором предложении.

Второе предложение состоит из 8-и тактов. Начинается в F-dur, в предложении происходит модуляция в а-moll.

Вторая часть так же написана в форме периода. Период модулирующий от C-dur к Н-dur (в предыкте).

Состоит из двух предложений. Первое предложение - середина двухчастной формы. В ней разрабатывается материал, взятый посредством вычленения из первого периода и представленный в новом виде.

Предложение модулирует из C-dur в F-dur. Здесь снова используется наложение. Предложение оканчивается на доминанте F-dur и в следующем такте (второе предложение) разрешается в F-dur.

Состоит из двух похожих построений (по 4-е такта) – дробление.

Второе предложение начинается как реприза всей двухчастной формы, но от первого периода остаются лишь основные элементы, которые подвергаются тональному развитию и само предложение становится похожим на некое связующее построение, за которым следует собственно связка – предыкт.

Таким образом, второе предложение, начинаясь в F-dur модулирует к Н-dur, заканчиваясь на доминанте Н-dur (Fis-dur), разрешается в следующем такте в тональность Н-dur (в предыкте).

Также второе предложение имеет расширение посредством нисходящей транспонирующей секвенции по хроматической гамме.

Состоит из 9 тактов.

Из сказанного выше видно, что во второй части преобладает серединный тип изложения: проводятся короткие тематические отрезки, гармонически не устойчива – в репризе нет тональной замкнутости, поэтому можно сказать, что вторая часть не соответствует всем своим функциям и является второй частью формально.

Следовательно, обо всём третьем разделе можно сказать, что он имеет признаки двухчастности – напоминает двухчастную форму.

Ко II части полонеза примыкает модулирующее связующее построение, похожее на то, которое использовалось в I части произведения перед третьим разделом (репризой).


3.3 III часть


III часть полонеза – динамическая реприза. Повторяет материал I части произведения, но в сокращённом варианте. В ней сделан композиционный эллипсис – пропуск одного предложения из первого периода и пропуск местной репризы, поэтому в целом реприза не полная – сокращена до одного периода.

Период однотональный (начинается и заканчивается в главной тональности A-dur), состоит из двух предложений.

Первое предложение (8 тактов) начинается в A-dur: в ней проходят 4 такта – первое построение, второе построение (следующие 4 такта) написано в тональности доминанты (Е-dur). В целом первое предложение оканчивается половинной каденцией.

Второе предложение (которое было серединой первой части) начинается в h-moll (субдоминантовая сфера). Оно имеет внутренне расширение за счёт прерванной каденции (VI пониженная - F-dur), за которой следуют каденционные гармонии, также подвергающиеся растяжению; далее происходит кадансирование, органный пункт. В расширении используются элементы основной темы из первого периода, общие формы движения.

Период заканчивается совершенной каденцией, имеет 36 тактов.

После репризы проводится заключительное построение – Кода. Её назначение – утвердить основную тему (показать в новом освещении) и закрепить главную тональность.

Кода построена на материале крайних частей. В ней происходит повторное кадансирование, утверждается A-dur.

Кода имеет явно выраженный заключительный тип изложения.

Таким образом, полонез A-dur Г.Венявского представляет собой сложную трёхчастную форму с трио, неполной или динамической (сокращённой) репризой, со вступлением и кодой, где I часть имеет сложную трёхчастную форму с местным трио и сокращённой репризой, II часть имеет сложную трёхчастную форму с местным трио и варьированной репризой, III часть – форму периода с расширением.

Как видно данная трёхчастная форма не является стандартной, характерной для обычных танцевальных пьес.


3.4 Полонез а-moll М.К. Огиньского


Для того чтобы более основательно выяснить отличительные особенности полонеза A-dur Г.Венявского, сравним его с полонезом М. Огиньского “Прощанье с Родиной”.

Полонез а-moll М. Огиньского является достаточно “классическим” образцом этого жанра, хотя это уже не танец, а концертное произведение.

Полонез а-moll М. Огиньского написан в сложной трёхчастной форме с трио, где все части представляют собой простую трёхчастную форму с повторением частей.

Крайние части тематически одинаковые, средняя (Trio) вносит яркий контраст: если в крайних частях характер музыки был лирическим, элегическим, более спокойным, то в среднем разделе – музыка стремительная, энергичная, преобладают фанфарные интонации.

Основная тональность - а-moll.

I часть полонеза написана в сложной трёхчастной форме с трио и неполной, сокращенной репризой, где все части написаны в просоых формах.

С тематической стороны I часть внутри себя однородна. С гармонической – тонально замкнута (а-moll).

В I части – 3 раздела. Первый раздел – экспозиция – представляет собой период неповторного строения, который состоит из двух предложений. Период однотональный (а-moll).Во втором предложении есть расширение приёмом повторения одного такта.

В первом предложении – 4 такта, во втором – 6. Период неквадратного строения.

Второй раздел – середина – вносит некоторый мелодико-ритмический контраст. В ней используется новый тематический материал и элементы из первой части, которые подвергаются мотивной разработке, видоизменению.

В середине преобладает доминантовая гармония (Е-dur), её окончание на тонике Е-dur создаёт предыкт к третьему разделу – репризе.

Середина состоит из ряда построений, имеет более дробные структуры (повторяющиеся с изменениями двутакты), которые образуют “вопросно-ответную” формулу.

Всего в середине 18 тактов. Преобладает серединный тип изложения.

Третий раздел – точная реприза.

II часть – Trio. Представляет собой простую трёхчастную форму с повторением частей. В Trio преобладает экспозиционный тип изложения. Состоит из 3 разделов. Крайние имеют одинаковый материал (3 раздел – точная реприза), средний раздел является контрастирующей серединой, которая имеет новую самостоятельную тему.

Trio тонально замкнуто (а-moll), но его середина написана в подчинённой тональности - С-dur.

Первый раздел имеет форму периода с расширением. В тематическом отношении он основан и на новом материале, и на элементах, взятых посредством вычленения из I части полонеза, подвергшихся разработке.

Первый раздел Trio тонально замкнут. Написан в основной тональности а-moll, но имеет отклонения в С-dur.

Период состоит из двух предложений. Первое предложение (4 такта) – секвенционный материал, проведённый по параллельным тональностям (а-moll - С-dur). Имеет более прозрачную, по сравнению с I частью, фактуру.

Во втором предложении (6 тактов) развивается материал из I части, в нём есть расширение приёмом повторения фразы (двух тактов), но с разными окончаниями.

Второй раздел – контрастирующая середина (является как бы основной частью данного трио), построена на новом тематическом материале. Основана на проведении ритмо-формулы полонеза в аккордовой фактуре.

Тематический контраст подчёркивается контрастом тональным. Середина написана в параллельной тональности - С-dur. Представляет собой модулирующее построение из 6 тактов, которые являются как бы предложением с расширением приёмом отклонения и модуляции в параллельную тональность а-moll.

Третий раздел – реприза – представляет собой точное повторение первого раздела.

III часть сложной трёхчастной формы – абсолютно точная реприза da capo. Она не выписана, а обозначена ремаркой. Выполняет функцию утверждения первоначальной музыкальной мысли, создавая обрамление формы.


3.5 Сравнительный анализ произведений


Проанализировав и полонез М. Огиньского можно попытаться выявить особенности эволюции данного жанра.

В тематическом отношении заметно, что происходит отказ от повсеместного использования ритмоформул полонеза, придающим музыке только прикладное назначение. Это выражается в том, что тематизм становится очень разнообразным, в одной части произведении наблюдаются яркие контрасты (Trio из полонеза М. Огиньского, II часть - трио из полонеза A-dur Г.Венявского).

Полонез эволюционирует в сторону поэмности; если полонез имеет общую лирическую направленность, то мелодия приобретает спокойные, плавные, элегические черты, иногда скорбные, щемящие интонации; если в сторону торжественности, парадности, то это доходит до блестящей виртуозности, яркости, бравурности. Полонеза A-dur Г.Венявского является хорошим примером этому.

При этом используются и сами ритмо-формулы, или их элементы; например, какой-либо раздел может быть построен на их основе; но возможны видоизменения, придание им различных черт (фанфарности, призывности, грандиозности). Это можно найти и в полонезе а-moll Огиньского (например средний раздел Trio, где основной ритмический рисунок наделяется аккордовой фактурой и чертами фанфарности. Похожее происходит и в полонезе Венявского (в местном трио I части).

Также в данных полонезах можно найти одинаковые ритмические рисунки, являющиеся основой польского танца:

Со стороны гармонии можно сказать о большей свободе в более поздних образцах. Даже если сравнить проанализированные полонезы, то видно, что у Огиньского господствует главная тональность произведения, тонально-устойчивые разделы превалируют. Характерно небольшое количество отклонений в близкие тональности, модуляции в первую степень родства, не очень развитая альтерационная хроматика, “вопросно-ответная” структура (Т-D), традиционная для танцевальной музыки.

У Венявского тонально-гармоническая сторона сложнее. При господстве главной тональности, происходит много отклонений и модуляций во все степени родства, длительное пребывание в подчинённых тональностях (и связанная с этим гармоническая неустойчивость), большое количество альтерированных аккордов, хроматических ходов, встречаются эллиптические обороты. Конечно, используется и традиционная гармония: та же “вопросно-ответная” структура, субдоминантовая группа тональностей, характерная для средних частей, но в применении данных приёмов усматривается более широкий подход.

Структурная сторона также подверглась серьёзной трансформации. Можно предположить, что первоначально это была трёхчастная форма с точной репризой, достаточно симметричная, с ясными конструкциями - в целом удобная для танца. Но с превращением полонеза в концертную пьесу, в ней начались изменения. Наряду с квадратностью стали использоваться структуры с расширениями, дополнениями, сокращениями.

Если у Огиньского в большинстве случаев реприза точная, то у Венявского имеет место сокращение, что в принципе является тенденцией в трёхчастной форме.

Размеры трёхчастной формы увеличились. Если в народной музыке она была простой, на одной теме, без разработочных приёмов, то позднее форма стала более развитой. Так у Огиньского это сложная трёхчастная форма, где её части представляют собой простые формы. У Венявского и внутренняя структура ещё больше усложняется. Части полонеза имеют сложные формы, как и само произведение.

Также к полонезу стали присоединятся дополнительные построения, даже очень масштабные, что для ранних образцов не характерно: вступительное и заключительное построение - Кода. Так в полонезе A-dur Г. Венявского это есть.


Заключение


В целом можно сказать, что Венявский, опираясь на народные традиции, национальные особенности, лучшие образцы этого жанра создал своеобразные сочинения с яркой мелодикой, виртуозной фактурой, захватывающей силой ритма, полные задушевного лиризма, чем обогатил концертный репертуар скрипачей, внёс вклад в развитие жанровой скрипичной пьесы.

Блестящие концертные полонезы Генрика Венявского исполняются крупнейшими скрипачами мира.

Что касается полонеза Михала Огиньского, то вряд ли увидишь равнодушные лица, когда звучит полонез «Прощание с родиной». Кажется, что все сложные чувства внутреннего мира человека переплелись в этой элегической и в то же время наполненной оптимизмом трогательной мелодией.

Полонез Огиньского – любимое произведение многих людей разных возрастов и профессий. Без него невозможно представить европейскую культуру. Он зазвучал в начале 19 в. на придворных балах и вечерах и навсегда остался в репертуаре исполнителей.


Список литературы


1.       Бэлза И. История польской музыкальной культуры Том I М., 1954

2.       Бэлза И. История польской музыкальной культуры Том III “Музыка” 1972

3.       Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец М., 1987

4.       Воронина И.А. Историко-бытовой танец: Учебное пособие для студентов М.,1980

5.       Ефименкова Б. Танцевальные жанры М., 1962

6.       Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVII – XX веков М., 1998

7.       Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений М., 1986

8.       Пасхалов Шопен и польская народная музыка

9.       Попова Т. Музыкальные жанры и формы М., 1954

10.  Способин И.В. Музыкальная форма: Учебник М., 1984

11.  Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие СПб.,2001

12.  Музыкальная энциклопедия в 6 томах.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.