| |||||
МЕНЮ
| Избирательная система Российской Федерациии ее роль в становлении российской государственностиp> Необходимо отметить, что круг нормативных актов, регулирующих выборы Президента РФ шире, чем перечень законов, определяющих выборы в ГД (см. приложение 1). Закон «О выборах в Думу» подробно регламентирует соответствующий избирательный процесс. Резюмируя вышесказанное, следует отметить следующее. Избирательная
система РФ находится в стадии своего становления. Многие из принятых ранее
избирательных законов не действуют – их заменили новейшие. Однако
законодатель не пошел по пути принципиального реформирования избирательной
системы. Выборы в ГД проводятся по смешанной системе, а выборы Президента Законы о выборах РФ демократичны, но не «обкатаны» достаточно российскими реалиями политической жизни. Выше говорилось о том, что многие положения Закона «О выборах в ГД» обтекаемы и ЦИК вынужден восполнять пробелы и конкретизировать их. Это приводит к тому, что ЦИК, как орган отнюдь не независимый от исполнительной власти, может действовать в интересах политической элиты. §3. Электоральная демократия и гарантии свободы выборов в современной российской государственности. Проблематика соотношения культуры и демократии, конфликта и консенсуса в демократической избирательной системе приобретает особый интерес для понимания перспектив развития российской государственности. Естественная среда функционирования современного конституционного государства – гражданское общество и культура ответственного участия граждан в процессах и системе власти и местного самоуправления – не только предмет теоретических размышлений, но и реальных политико-правовых событий и изменений. Вместе с тем, хотя формально в постсоветской фазе эволюции российской государственности уже приобретен опыт и навыки участия или неучастия граждан в формировании выборных законодательных исполнительных институтов государственной власти, тем не менее, итоги преобразования системы властеотношений на действительно демократической, политически открытой и юридически мотивированной основе оставляют впечатление структурной незавершенности и функциональной неопределенности.1 «Власть, формально санкционированная согласием избирателей, пытается
вновь культивировать традиционную для административно-бюрократической
государственности», - подчеркивает Морозова Л.А.2 Она [власть – авт.]
претендует на одностороннее определение целей и направлений общественного
реформирования вне и помимо политического процесса. Продолжается также
практика создания по сути неконституционных (квазипредставительных,
консультативных) параллельных структур выработки государственной политики.3 Так что же такое электоральная демократия? Прежде всего это вид государственности, на основе которого производится построение избирательной системы в гражданском обществе, пути к достижению которого в России намечены. Модель регулирования переходных отношений, определяемая не односторонним господством и подчинением, а партнерством и согласием, гарантированной конституционным правом конкуренции и взаимозависимостью всех субъектов, включенных в процесс выработки и принятия политических и законодательных решений, составляет внутренний общественный смысл электоральной демократии и обеспечивает ее практическое осуществление гражданской правовой культуры участия в избирательном процессе.1 Электоральная демократия в этом смысле – это способ непрерывной политико-правовой оценки и ревизии действий всех субъектов государственной системы и прежде всего самого государства в лице его выборных законодательных органов. И, хотя электоральная демократия как общественно- политическое явление, политическая идеология и практика как система ценностей и институт переживают начальный этап своего становления, можно с известными поправками говорить о фактически и юридически действующей выборной, представительной власти. Некоторые исследователи утверждают, что «роль государства – поиск тех систем ценностей, которые уже существуют в общественном сознании, но еще не заняли в нем должного места и не реализуют в силу этого своих интегративных свойств».2 Выборная демократия – это не только культура участия в голосовании, но и процесс реального включения граждан в процесс выработки и реализации государственной политики развития в поствыборный период, период между очередными выборами. Выборная демократия не может существовать без механизма ее поддержки, условий и средств обеспечения, которые институционально оформились как гарантии свободы выборов. Важными показателями демократизма любой избирательной системы являются гарантии свободы выборов и совершенства их механизма. Под гарантиями свободы выборов понимаются условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную, осознанную и ответственную свободу волеизъявления. «Условия – это политический режим, - считает С.Князев, - в котором осуществляются выборы, т.е. степень соответствия официальных конституционных и правовых деклараций политическим реалиям. Средства – это механизм и материальные источники, обеспечивающие избирателям свободу волеизъявления».1 Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих свободу выборов. Следует отметить, что все гарантии находятся во взаимной зависимости, дополняя друг друга, и действуют как единый механизм, обеспечивающий реальную свободу выборов, при этом один и тот же фактор может одновременно быть элементом различных видов гарантий. К политическим гарантиям относятся: демократизм выдвижения кандидатов в депутаты; равноправие избирателей на выборах; свобода предвыборной агитации; добросовестность кандидатов составления и делать достоянием гласности программу своей деятельности, ответственность депутатов перед избирателями, контроль за ходом проведения выборов и др.2 Организационные гарантии обеспечивают свободу выборов средствами, исключающими искажение воли избирателей. Материальные гарантии заключаются в том, что государство финансирует организацию и проведение выборов и закон регламентирует формирование избирательных фондов. Правовые гарантии как вид гарантий свободы выборов называется так
потому, что эта свобода обеспечивается исключительно правовыми способами, в
том числе установлением юридических санкций за нарушение законов о выборах. А) право граждан на обжалование неправильностей в списках избирателей; Б) неприкосновенность депутатов; В) запрещение предвыборной агитации за день до выборов;1 Г) признание недействительными выборов, проведенных с нарушением закона о выборах; Д) право граждан обжаловать в суд результаты выборов; Е) привлечение к административной и уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении избирательных прав граждан и законов о выборах. Так, ст.ст.141,142 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательного права, за подлог избирательных документов или неправильный подсчет голосов. А в КОАПП предусматривается административная ответственность за нарушение избирательного законодательства и избирательных прав граждан. Таким образом, можно констатировать, что электоральная демократия – это
вид избирательной системы в широком смысле, которая является основой ее Итак, мы установили, что существенным механизмом, едва ли не единственным в электоральной демократии, является правоуставливающая система гарантий свободы выборов. Они могут быть организационными, материальными и правовыми. Каждая из них соответственно обеспечивает свободу выборов средствами, исключающими искажение воли избирателей разными методами регулирования. Необходимо также отметить, что гарантией свободы выборов являются неотъемлемой частью электоральной демократии. Следуя далее, отметим следующее: рассматривая избирательную систему России в широком смысле надо осознавать понятие электоральной демократии не как вид, систему, разновидность, а как одну из государственных доктрин, первые шаги к воплощению которой уже сделаны. В настоящей главе рассмотрено понятие «избирательная система» как в узком, так и в широком смысле, дабы исключить единую точку зрения на этот вопрос. На наш взгляд, не следует разделять избирательную систему «на смыслы», поскольку это ставит под сомнение научность рассуждений. Поиск оптимальной для страны избирательной системы чрезвычайно сложен. Глава III. Избирательная система российской Федерации в контексте формирования российской государственности: проблемы, пути разрешения и совершенствования. §1. Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на
участие в референдуме граждан» 1999 года – основа избирательной системы Действующий в настоящее время закон «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»1 (далее Сравнительный анализ двух законов показывает, что, в общем и целом, В виду того, что Закон об основных гарантиях содержит крайне
детализированное описание многих избирательных процедур, в некоторых
случаях периоды избирательных действий, определяемые двумя законами, не
совпадают. В частности, существует двухдневная разница в сроках,
определяемых этими актами для предоставления избирательным комиссиями
средствам массовой информации копий документов, содержащих финансовые
отчеты о расходовании средств кандидатами, избирательными объединениями и
блоками (ст.47.15 Закона об основных гарантиях и ст.66.4 Закона о выборах в Однако вернемся к истории принятия Закона об основных гарантиях. Отвечая современным требованиям, Российская Конституция задала логику
создания специального законодательства о выборах. Президент России изложил
свое видение избирательного законодательства в Послании Федеральному Как основа избирательной системы, Закон об основных гарантиях стоит между Конституцией, устанавливающей права избирателей и другими избирательными законами. Целью Закона об основных гарантиях являются три элемента избирательной системы: - основные права избирателей; - основные составные части структуры для проведения выборов; - самые главные (зачастую минимальные) стандарты избирательных процедур, особенно касающиеся прозрачности и безопасности процесса выборов. Закон об основных гарантиях 1999г. более не напоминает документ, являющийся «основой», и скорее похож на всеобщий закон о федеральных выборах, устанавливающий единообразную процедуру для любых выборов на территории РФ. Такой подход поддерживается некоторыми экспертами и политическими группами как возможность укрепления и расширения некоторых норм, методов и процессов, разработанных и опробованных на выборах в России за четыре последних года.2 Тем не менее, такой всеобъемлющий подход, являющийся в настоящее время
преобладающим, имеет серьезные недостатки. Внесенные поправки обозначают
очень широкий спектр избирательных стандартов, как «основных гарантий». Закон 1999г. включает в себя, по сути, закон о референдуме. Результат получился неуклюжим. Несмотря на то, что право избирателей на внесение изменений в свою жизнь посредством референдума может считаться основным, и такое голосование имеет отношение к голосованию за политических лидеров, эти процессы имеют разное значение и осуществляются по-разному.2 Действующий Закон об основных гарантиях представляет значительный шаг в развитии демократии, несмотря на изложенные выше критические замечания. Он унифицирует систему выборов в России, являясь как бы «конституционным», чем выстраивает четкую конструкцию избирательной системы РФ, что немаловажно в условиях политической раздробленности. Отличительной чертой демократического устройства современного российского государства является превращение выборов в основную и непрерывную процедуру отбора выборных представителей, необходимой предпосылкой достижения которого является отказ от административно- бюрократической государственности. Свою политическую и демократическую функцию выборы могут выполнить только при наличии согласованного избирательного (гарантийного, отраслевого, инструкционного) законодательства. Рассмотренный закон является фундаментом российской избирательной
системы, о чем говорит хотя бы даже то, что он устанавливает единообразную
процедуру на выборах всех уровней. В соответствии с ним, субъекты федерации
и местные органы власти лишены гибкости нововведений и не оставляет места
экспериментированию с иными методами голосования. Это связано с фактами
злоупотребления в региональном законодательстве свободой, предоставленной
Вместо ожидаемой многопартийной системы мы получили несистемную
множественность партий с зачастую радикально противоположными позициями. По мнению большинства наблюдателей, характерной чертой выборов стала неожиданная для многих граждан активность избирателей. В выборах приняли участие 61,60% от общего числа избирателей, что сопоставимо с активностью избирателей на выборах в Думу 1995г. – 64,73%. В сравнении с выборами 1995 года, отмечается более сильная поляризация общественных сил и их идеологическая оформленность, что в целом отражает процесс социального расслоения российского общества, происходивший в последние годы. Если в 1995 году в выборах приняло участие 43 избирательных объединения, то на выборах 1999 года их было 28. В целом, можно говорить о следующих особенностях нынешних выборов: 1) российский электорат остается достаточно активным; 2) растет тенденция поддержки партии власти; 3) характерны изменения в структуре электоратов. Российская многопартийность, не успев сформироваться в систему, уже обнаруживает те присущие большинству многопартийных систем Запада «симптомы вырождения» в электорально-профессиональные партии. Они представляют собой объединения политиков-профессионалов, которые в борьбе за голоса избирателей ищут опору во влиятельных группах интересов и на специалистов, владеющими избирательными технологиями. Подобного рода «информационно- технократические мутанты»1, их существование обусловлены целым комплексом факторов, одним из которых является и несовершенный подход к формированию правовой конструкции избирательной системы. Несовершенство этой конструкции, наспех сколоченной в экстремальных условиях осени-зимы 1993г., с самого начала не было ни для кого секретом. А иллюзии по поводу возможности ее реформирования были развеяны в конце 1994- начале 1995гг., когда ГД под давлением партийных парламентских фракций не только воспроизвела в федеральных избирательных законах основные пороки действовавшей модели избирательной системы, но и заблокировала принятие закона о политических партиях, который мог бы направить российскую многопартийность в русло конституционного развития. Вопрос о референдуме по изменению избирательной системы назрел и нуждается в широком общественном обсуждении.1 Главнейшим недостатком избирательной системы РФ является ее определение в рамках пропорциональной модели. Даже если население проголосует за полный отказ от пропорционального элемента в избирательной системе, то вряд ли такое решение будет верным в сложившейся ситуации. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|