| |||||
МЕНЮ
| Изучение имени прилагательного в младших классахp> - умение установить связь слов в предложении и найти существительное, от которого зависит имя прилагательное (выделить словосочетание), - знание о том, что имя прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, - знание падежных окончаний, - умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием в вопросе. Не менее важным является применение указанных знаний и оперирование умениями в определённой последовательности: 1. Найти существительное, от которого зависит прилагательное и задать вопрос. 2. Определить род, число, падеж имени существительного. 3. Определить род, число, падеж имени прилагательного. 4. Написать окончание имени прилагательного в данной форме. В начале изучения темы ход рассуждений записывается в скобках перед
именем прилагательным, позднее это не делается (каким? тв. пад., ср. р., Порядок изучения падежей определяется целесообразностью сопоставления и противопоставления падежей, в каком-либо отношении сходных. Поскольку прилагательные в мужском и среднем роде склоняются иначе, чем прилагательные в женском роде, они рассматриваются отдельно. При изучении имени прилагательного в мужском и среднем роде именительный падеж сопоставляется с винительным. Особое место отводится родительному падежу, и, наконец, творительному, сопоставляются с предложным. У прилагательных в женском роде сравнивают родительный, дательный, творительный и предложный падежи; кроме того, винительный падеж сопоставляют с творительным Учитывая трудности учащихся при написании безударных окончаний имён прилагательных и характер ошибок, прилагательные в женском роде, имеющие окончание –ой сопоставляются с прилагательными в мужском роде, отвечающими на вопрос какой? В связи с этим проводятся наблюдения над прилагательными-синонимами и прилагательными-антонимами, над употреблением прилагательных в переносном смысле. Составляющей частью большинства уроков является творческая работа. Помимо того, что материал большинства упражнений представлен связными
текстами, являющимися примерами употребления имён прилагательных в
художественной речи, раздел «Имя прилагательное» содержит ряд упражнений,
специально ориентированных на развитие связной речи учащихся.(2, 9, 10, 11, 2. Выяснение умений и навыков практического употребления в речи учащихся 3-4 классов имени прилагательного Для диагностики ЗУН учащихся 3-4 классов имени прилагательного служат упражнения и задания, направленные на выполнение следующих операций. I. Разграничение частей речи, нахождение имени прилагательного в тексте 1. а) Голубенький, чистый (прилаг.+ прилаг) Подснежник-цветок: (сущ.+ сущ.) А подле сквозистый,(нар.+ сущ.) Последний снежок.(прил.+ сущ.) /А. Шумят повеселелые (гл.+прил.) Сосновые леса (прил.+сущ.) /Н. 2. Веселье - весёлый, крик - крикливый, боль-больной, красота – красивый, зелень – зелёный, ночь – ночная, звон – звонкий. (сущ+прилаг) II. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного. 1. а) Картофельный (м.р.). Картофель вкусный (м.р.). б) Гороховый (м.р.) Горох зелёный (м.р.) 2. Жёлтый цвет, жёлтая краска, жёлтое платье. К празднику мама купила себе жёлтое платье. III. Выбор гласной в падежных окончаниях прилагательного. 1. Ночуют зимою В лесу куропатки В сугробе высоком, Как в белом платке /Е. Фейерабенд/ 2. Маленькое дело лучше большого безделья. Не жалей сил для полезного дела. От хорошего дерева хороший плод. (русские пословицы) IV. Употребление имени прилагательного в речи. 1. Вставить подходящее по смыслу имя прилагательное Весной разольются (глубокие) реки. Прилетят (весёлые) скворцы. 2. Описать предмет (не называя его) так, чтобы все, не видя его, догадались, о чём речь (Пенал). Это существительное, которое обозначает предмет. Он предназначен для ручек, карандашей, ластиков. Бывают самые разные. Это очень удобная школьная принадлежность. Чтобы ручки и карандаши не рассыпались и не затерялись, для этого он и существует. V. Устный рассказ. Сегодняшний день напоминает мне новый год, потому, что тоже лежит снег. Конечно, новый год ярче и краше, чем этот день. С утра сегодня было хмуро. На макушках деревьев лежит снег, на балконах домов висят сосульки. Снег для детей – это радость, они играют в снежки, веселятся. За целый день можно найти много занятий, жаль только, что день кончается быстро. (Подукин Дима) С перечисленными выше заданиями ученики 4 «А» класса 37 саранской общеобразовательной школы справились в таком соотношении: из 23 учеников 4 справились отлично, 7 – хорошо и 12 - плохо. Основной проблемой для детей было написание безударных гласных в корне прилагательных и бедность словарного запаса при выполнении V задания. Рекомендуется обратить внимание на соответствующую тему при изучении имени прилагательного и обратить внимание на умение последовательно и чётко излагать свои мысли, а также на величину словарного запаса у детей. 3. Методические приёмы, способствующие накоплению словарного запаса за счёт имён прилагательных Учитель должен строить уроки так, чтобы вооружать младших школьников
прочными знаниями, умениями и навыками, оказывать на детей средствами
изучаемого материала сильное воспитательное и развивающее воздействие. На уроках русского языка необходимо стремиться к реализации ведущего лингвометодического принципа, который обуславливает содержание начального курса русского языка, - это взаимосвязанное изучение всех его сторон: лексической, фонетической, словообразовательной и грамматической. Такое изучение языка как целостного явления создаёт возможность для осознания его учащимися как средства общения людей. В систему обучения грамматике и орфографии должна органически включаться работа над связной речью (развитие умений составить рассказ на определённую тему, по картинке, правильно передавать содержание прочитанного текста, т др.). Учитель должен направит учащихся на осознанное выполнение задания. С этой целью при выполнении упражнений особое внимание необходимо уделять тому, насколько учащиеся понимают назначение этих упражнений (для чего, с какой целью они выполняются, чему учат). Знания по языку будут находить применение в речи лишь при условии работы с текстом на каждом уроке русского языка. В учебнике русского языка большое место отводится работе с текстом. Ещё хотелось бы обратить внимание на содержание дидактического материала. Кажется целесообразным ориентировать учащихся на практическое применение полученных при изучении темы "имя прилагательное" знаний, на правильное точное употребление имён прилагательных в повседневной речи. Для этого следует предлагать школьникам составлять описания не только в художественном стиле. Например, дать в газету объявление о пропавшей, найденной, не имеющей хозяев кошке (собаке); составить сравнительное описание предметов, с которыми дети часто встречаются (ель и сосна, съедобные и ядовитые грибы, галка и ворона, лиственные деревья, ягоды и цветы, травы, и др.) Заключение Итак, центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи, так как развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. Наиболее актуальна работа по развитию речи в начальных классах. В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, то есть правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. Начиная постигать основы наук, школьники усваивают много специальных слов, книжные конструкции – овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится мене раскованной и эмоциональной, более трафаретной. А ведь нам нужно "приобщать ученика к многогранной кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими [37, с. 251] И чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо развивать речь младших школьников – детей того возрастного периода, когда они ещё обладают способностями к "впитыванию" речи и у них уже сформирована готовность к овладению разновидностями связной речи. Разговорная речь ребёнка тесно связана с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать её. Начинать эту работу нужно с первых дней обучения ребёнка в школе. Задача учителя начальных классов – в доступной для учащихся форме раскрыть основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации организации и планирования деятельности, воздействия на мысли, чувства, поведение людей. В процессе изучения любой темы предметом постоянного внимания должно быть развитие у школьников осознанного и точного употребления изучаемого явления. и тема "имя прилагательное представляет для этого неограниченные возможности". Список использованной литературы 1991. Л.Б. – М.: Просвещение – 1991 – с. 125-127, 151-157, 222-227. Л.Б.- М.: Просвещение, 1991 – с. 39-53. 29. – 1989 – с.12 -21. 1982. с. 15-16. Радняньская школа – 1987. Просвещение – 1991 – с. 116-120. Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение – 1991 – с. 120-122. 1990 – с. 1-3, 6-8. Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение – 1991 – с. 108-110, 133-138. – 1989 – с.4-12. 2 класс Пособие для учащихся 4-летней школы – м.: Просвещение, 1987 – с. 108-114. - Радняньская школа – 1990 – с. 3-19. Просвещение – 1975 – 256 с. Проблемы развития речи учащихся начальных классов.: Межвуз. сб. науч. гр. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина – 1985. – с.3-14. М.: ИЦ "Академия" – 2000 – с. 168-169. М.: Просвещение – 1987 – с. 3-21, 172 – 190, 200-225, 243-245, 256-262, 301-403. МГПИ им. В.И. Ленина – 1985. – с.15-24. Рождественского Н.С. – М.: Просвещение – 1979 – с. 3-42, 164-181. "Институт практической психологии", Воронеж: НТО, "MODFK" – 1996 – с. 160- 161, 171-179, 213-256. Книга 1 – с. 3-11, 92-97. 1 – с. 3-8, 11-14, 23, 109-123. 1 – с. 110-112, 163-177. Просвещение – 1992 – 144 с. Просвещение – 159 с. М.: Педагогика – 1990 – 336 с. М.: Просвещение – 1993 – с. 3-6, 10-13, 18-22, 191-205, 223-372. М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С и др. – М.: ИЦ "Академия" – 1999 – с.5- 78; Речевое развитие младших школьников: Сб. статей//Под редакцией Рождественского Н.С. – М.: Просвещение – 1970 – 222 с. 175 с. 189-201. Радняньская школа – 1988 – 189 с. "Флинта" – 2000 – 104 с. 99. Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение – 1991 – с. 91-97. Межвуз. сб. науч. гр. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина – 1985. – с.96-105. Словообразование. Морфология/Шанский Н.М., Тихонов А.Н. – М.: Просвещение – 1987 – с. 120-134. Л.Б. – М.: Просвещение – 1991 – с. 127-128, 202-204 Пособие для учителя начальной школы. – М.: Просвещение – 1992 – с.3-5, 56- 58, 102-107, 66-72, 120-140, 150-161, 170-175. 107. 268.
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|