реферат, рефераты скачать
 

Изучение потребительских свойств и экспертиза качества пряностей



Данная классификация отражает больше признаков, чем классификация по ОКП и ТН ВЭД. Согласно учебной классификации можно выделить следующие показатели:

- в зависимости от области распространения

- технология получения

- в зависимости от того, какой частью растения являются пряности.


2.2 Анализ показателей и структуры ассортимента пряностей


При выполнении практической части курсовой работы изучен ассортимент пряностей магазина «Купец», находящийся по адресу: город Иваново, ул. Суворова д. 42, результаты представлены в таблице 5.


Таблица 5 Ассортиментный перечень

Название

Производитель

Стоимость, руб.

Перец черный молотый

ООО «Лига плюс», г.Нижний Новгород

49-00

Перец черный молотый

ООО «Сантус ЛТД», г.Москва

11-00

Кориандр

ООО «ПрофАгроТехника», Московская область, г.Пушкино

3-50

Имбирь молотый

ООО «Сантус ЛТД», г.Москва

3-50

Ванилин кристаллический

ЗАО «Агроимпорт», г.Москва

2-50

Перец красный молотый

ООО «Славянский пищекомбинат», г.Москва

5-00

Аджика сухая

ООО «Сантус ЛТД», г.Москва

5-00

Перец черный горошком

ООО «Лига плюс», г.Нижний Новгород

49-00

Перец красный молотый (жгучий чили)

ООО «Проммикс», г.Москва

16-00

Лавровый лист

ЗАО «Агроимпорт», г.Москва

5-00

Перец черный горошек

ООО «Сантус ЛТД», г.Москва

5-00


Так же была изучена структура ассортимента, представленная в таблице 6.


Таблица 6 Структура ассортимента

Наименование признаков классификации по производителю

Количество, шт.

Цена, руб.

Отношение показателей структуры




в натуральном выражении, %

в стоимостном выражении, %

ООО «Лига плюс»

2

49

18

63

ООО «ПрофАгроТехника»

1

3,5

9

3

ООО «Славянский пищекомбинат»

1

3,5

9

3

ООО «Проммикс»

1

16

9

10

ЗАО «Агроимпорт»

1

2,5

18

5


1

5



ООО «Сантус ЛТД»

1

11

37

16


1

3,5




2

5



Итого

11

154,5

100

100


Отношение показателей структуры в натуральном выражении отражены на диаграмме 1.


Диаграмма 1


По отношению показателей структуры в натуральном выражении можно определить, что на данном предприятии большую часть ассортимента пряностей занимают пряности следующих производителей: ООО «Лига плюс», ЗАО «Агроимпорт» и ООО «Сантус ЛТД». Это объясняется тем, что данные пряности обладают невысокой стоимостью и более широким ассортиментом.

Отношение показателей структуры в стоимостном выражении отражены на диаграмме 2.


Диаграмма 2

По отношению показателей структуры в стоимостном выражении лидирующее место занимают пряности производителя ООО «Лига плюс», так как у него достаточно высокая стоимость и оно является брендовой продукцией.

Показатели ассортимента

Широта ассортимента - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.

Действительная широта - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп имеющихся в наличии в данной торговой организации.

Базовая широта- количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами или максимально возможное.

Коэффициент широты - выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому. Коэффициент широты выражается в следующей формуле:


Кш = Шд / Шб*100%


где

Кш - коэффициент широты, %;

Шд - широта действительная;

Шб - широта базовая.

Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризует количество видов, разновидностей и наименований товаров одной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.

Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый - регламентируемым или планируемым количеством товара.

Коэффициент полноты (КП) - отношение действительного показателя полноты к базовому и выражается он в следующей формуле:


Кп = Пф / Пб *100%


где

КП - коэффициент полноты, %;

ПБ - полнота базовая;

ПД - полнота действительная.

Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп. Рассчитывается коэффициент устойчивости по следующей формуле:


Ку = Уф/ Пд* 100%


где

Ку - коэффицент устойчивости, %;

Уд - количество товаров однородной группы товаров, пользующихся устойчивым спросом (условно за критерий устойчивости следует считать наличие товара в продаже при начальном и конечном обследовании);

ПБ - полнота базовая.

Новизна (обновление) ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте). Новизна рассчитывается по формуле:


Кн = Нф/Пд*100%


где

Кн - коэффициент новизны, %;

Н - показатель новизны;

Шд - действительная широта.

Рациональность ассортимента - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

Коэффициент рациональности - средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости.

При определении коэффициента рациональности ассортимента должны учитываться все вышеперечисленные показатели с учетом степени значимости или коэффициента весомости (в) для каждого показателя. Коэффициенты весомости определяют экспертным путем, они характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров. Сложность их расчета заключается в том, что не существует общих для всех или хотя бы для группы товаров коэффициентов весомости. Они индивидуальны для каждого товара. Коэффициент рациональности рассчитывается по формуле:


Кр = (Вш × Кш + Вп × Кп + Ву × Ку + Вн × Кн)


Где: Кр - коэффициент рациональности;

Вш - коэффициент весомости широты;

Вп - коэффициент весомости полноты;

Вн - коэффициент весомости новизны;

Ву - коэффициент весомости устойчивости;

Кш - коэффициент широты ассортимента;

Кп - коэффициент полноты ассортимента;

Кн - коэффициент новизны ассортимента;

Ку - коэффициент устойчивости ассортимента.

Результаты анализа показателей ассортимента игристого виноградного вина в розничной торговой сети представлены в таблице 7.


Таблица 7 Показатели ассортимента

Показатели ассортимента

Расчет показателей

Коэффициент широты

9 / 9 * 100% = 100%

Коэффициент полноты

11 / 30 * 100% = 36,6%

Коэффициент устойчивости

4 /11 * 100% = 36,3%

Коэффициент новизны

11 / 11 * 100% = 0%

Коэффициент глубины

2,2 / 11 * 100% = 20%

Коэффициент рациональности

(1*0,4 + 0,3*0,3 + 0,3*0,2 + 0*0,1)= 0,55


Широта. В качестве базового показателя использованы все группы товаров, согласно учебной классификации. В качестве действительного показателя использованы все группы товаров представленных в исследуемом магазине.

Полнота. В качестве базового показателя использовано фактическое количество видов пряностей в магазине. В качестве действительного показателя - количество разновидностей представленных в ТН ВЭД.

Устойчивость. В качестве базового показателя использованы конкретные наименования пряностей пользующихся устойчивым спросом в исследуемом магазине: перец черный молотый, перец красный молотый, лавровый лист и перец черный горошек. В качестве действительного показателя - фактическое количество видов пряностей в магазине.

Новизна. В качестве базового показателя использовано количество новых товаров в магазине. За данный период времени анализа ассортимента в магазине новых товаров не появилось.

Глубина. В качестве базового показателя использованы разновидности из признака классификации «пряности» по ОКП. В качестве действительных показателей использованы виды различных торговых марок пряностей, представленных магазине «Купец» (см. таблицу 5).

1) 1/5 = 0,2 (Лавровый лист);

2) 1/5 = 0,2 (Имбирь молотый);

3) 9/5 = 1,8 (Перец черный горошком, перец красный молотый (жгучий чили), перец черный молотый, перец черный горошек, кориандр, перец черный молотый, перец красный молотый, ванилин, аджика сухая (смесь перцев)).


Кг = ( 0,2+0,2+1,8 ) / 11 * 100% = 20%


Рациональность. При расчете использовались ранее вычисленные коэффициенты, но не умноженные на 100%:


Кш = 1, Кп = 0,3, Ку = 0,3, Кн = 0 и коэффициенты весомости

Вш = 0,4, Вп = 0,3, Ву = 0,2, Вн = 0,1.


Выводы


Существует несколько видов классификаций: по ОКП, по ТН ВЭД и учебная классификация. Наиболее полной классификацией является классификация по ТН ВЭД. В ней отражено большое количество показателей.

Был исследован ассортимент пряностей в розничной сети города Иваново на примере магазина «Купец». Данные ассортимента приведены в таблицах. Составлены диаграммы отображающие стоимостное и натуральное отношение показателей структур представленного ассортимента. Так же были рассчитаны коэффициенты широты, полноты, устойчивости, новизны, глубины и рациональности ассортимента.

В данном торговом предприятии наибольшим спросом пользуются пряности производителей: ООО «Лига плюс», ЗАО «Агроимпорт» и ООО «Сантус ЛТД». Самыми дорогими оказались пряности производителя ООО «Лига плюс».


Глава 3. Экспертиза качества пряностей


3.1 Анализ нормативной базы


Закон о защите прав потребителей

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.

Закон об экологической экспертизе

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

ГОСТ 29053-91 «Пряности. Перец красный молотый, Технические условия»

Настоящий стандарт распространяется на пряность - перец красный молотый, представляющую собой высушенные плоды однолетнего растения Capsicum annuum L. (из семейства пасленовых), применяемую при изготовлении различных продуктов питания.

ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования»

Настоящий стандарт распространяется на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, фасованные в потребительскую тару, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, поставляемые предприятиям общественного питания, школам, детским, лечебным учреждениям и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя.

Требования к маркировке пищевых продуктов, фасованных в потребительскую тару, установленные в национальных стандартах Российской Федерации, стандартах организаций и других документах, в соответствии с которыми изготовлены и могут быть идентифицированы продукты, применяются в части, не противоречащей требованиям настоящего стандарта

ГОСТ 28750-90 «Пряности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение». Настоящий стандарт устанавливает общие требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению натуральных пряностей и их смесей, сухих приправ, сушеной молотой пряной зелени и ее смесей. ГОСТ 28875-90 «Пряности. Приемка и методы анализа»

Настоящий стандарт устанавливает требования к приемке, отбору и подготовке проб, методы органолептических и физико-химических анализов пряностей и смесей из них.

3.2 Органолептические методы экспертизы качества


В качестве исследуемого объекта был выбран «Перец красный молотый».

Анализ маркировки тары осуществляется по ГОСТ Р 28750-90 «Пряности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение». Результаты анализа представлены в таблице 8.


Таблица 8 Анализ маркировки потребительской тары красного молотого перца

Наименование показателя маркировки

Требования ГОСТ

Фактические данные

1. Наименование предприятия-изготовителя, его почтовый адрес и товарный знак

+

ООО "Славянский пищекомбинат", РФ, 115598, г.Москва, ул. Загорьевская, д. 10, корп. 4. Товарный знак -Спецаромат

2. Наименование продукции

+

Красный перец молотый

3. Масса нетто

+

10 г.

4. Дата выработки

+

01.02.2010

5. Срок хранения, если он произведен в нормативно-технической документации на продукцию

+

24 месяца

6. Обозначение нормативно-технической документации на продукцию без указания года её регистрации

+

ТУ 9199-001-54828675

7. Надпись : "Хранить в сухом, прохладном и темном месте"

+

Хранить при t не выше 20ºС и относительной влажности воздуха не более 75%


Так же в маркировке присутствует дополнительная информация: знак обязательной сертификации, веб-сайт, адрес электронной почты и рецепт блюда с применением перца.

Маркировка потребительской тары перца красного молотого является полной в соответствии с требованиями ГОСТ 28750-90 «Пряности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение».

Органолептическая оценка перца красного молотого осуществляется по ГОСТ 29053-91 «Пряности. Перец красный молотый. Технические условия». Результаты анализа представлены в таблице 9.


Таблица 9 Органолептическая оценка красного молотого перца

Наименование показателя

Требования ГОСТ

Фактические результаты

Вывод

1. Внешний вид

Порошкообразный

Порошкообразный

соответствует

2. Цвет

Красный различных оттенков (от оранжевого до светло коричневого с бурым оттенком)

Оранжевый с бурым оттенком

соответствует

3. Аромат и вкус

Свойственные каждому виду красного перца (жгучего, среднежгучего, слабожгучего). Не допускаются посторонние привкус и запах

Аромат и вкус жгучий без посторонных привкусов и запахов

соответствует


В результате органолептической экспертизы перца красного молотого никаких дефектов обнаружено не было. Качество шампанского полностью соответствует требованиям ГОСТ Р 29053-91 «Пряности. Перец красный молотый. Технические условия».


3.3 Лабораторные методы экспертизы качества


К лабораторным методам экспертизы качества красного перца относится метод определения золы.

Определения золы

Метод основан на получении золы - остатка минеральных веществ, образующегося в результате полного сжигания органической части навески пряности и последующего гравиметрического определения массовой доли золы.

Аппаратура, посуда и материалы

- Печь муфельная с диапазоном температуры нагрева от 50 до 1000ºС, обеспечивающая поддержание заданной температуры в пределах ±25ºС.

- Весы лабораторные общего назначения с метрологическими характеристиками, наибольшим пределом взвешивания 200 г и допускаемой погрешностью ±0,001 г.

- Электроплитка.

- Тигли лабораторные фарфоровые.

- Эксикатор.

- Стакан.

- Кальций хлористый.

- Щипцы тигельные.

- Ткань асбестовая.

Проведение анализа

Из аналитической пробы пряности в стеклянный стакан помещают навеску массой 2,000-3,000 г. Массу навески определяют по разности масс стакана с навеской и без неё. Навеску количественно переносят в фарфоровый тигель, предварительно прокаленный до постоянной массы.

Навеску сначала обугливают на небольшом пламени газовой горелки, стараясь, чтобы пламя не касалось дна тигля, или на электроплитке, на которую помещают асбестовую сетку, или на откидной дверце муфельной печи, нагретой до температуры 250-300ºС.

В процессе обугливания не допускают воспламенения, приводящего к потере пробы.

После полного обугливания тигель ставят в муфельную печь, нагретую до температуры 500-600ºС (красное каление). Озоление ведут до полного исчезновения черных частиц, пока цвет золы не станет белым или слегка сероватым.

Тигель с золой переносят в эксикатор с прокаленным хлористым кальцием, охлаждают 35-40 минут и взвешивают.

Прокаливание повторяют, выдерживая тигель с золой в муфельной печи при температуре 500-600ºС в течении 1 часа. После охлаждения в эксикаторе тигель снова взвешивают. Прокаливание повторяют до тех пор, пока разность между двумя последовательными взвешиваниями составит не более 0,001 г.


Выводы


В качестве исследуемого объекта был выбран перец красный молотый, производителя ООО «Славянский пищекомбинат».

1. При анализе нормативной базы были рассмотрены такие нормативные документы как: Закон о защите прав потребителей, Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов, Закон об экологической экспертизе, Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ГОСТ 29053-91 «Пряности. Перец красный молотый, Технические условия», ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования», ГОСТ 28750-90 «Пряности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» и ГОСТ 28875-90 «Пряности. Приемка и методы анализа».

2. При анализе маркировке потребительской тары было определено, что она полностью соответствует требованиям нормативной документации и содержит дополнительные сведения: знак обязательной сертификации, веб-сайт, адрес электронной почты и рецепт блюда с применением перца.

3. При оценке качества по органолептическим показателям никаких отклонений выявлено не было.

4. Был рассмотрен метод определения золы.


Заключение


В данной курсовой работе была исследована товароведная характеристика пряностей, проведена экспертиза одного образца пряностей.

Пряности - это высушенные молотые (дробленые, измельченные) или целые части пряно-ароматических растений, которые добавляются в пищу в небольших колличествах для улучшения ее вкусовых и ароматических свойств. Специфический вкус и аромат пряностей не обусловлен эфирными маслами, гликозидами, алкалоидами, входящими в их состав. Улучшая вкусовые и ароматические свойства пищи, пряности активизируют выделение пищеварительных соков и тем самым способствуют лучшему усвоению пищи в организме. Многие пряности обладают бактерицидными и антокислительными свойствами.

В зависимости от области распространения пряности подразделяются на классические (интернациональные), широко используемые всеми народами, и местные (национальные). Пряности могут быть натуральными и искусственными (синтетическими). В зависимости от того, какой частью растения являются пряности, их делят на:

6.       плодово - семенные (используют плоды и семяна) - анис, бадьян, горчица, ваниль, кардамон, мускатный орех и цвет, перец (черный, белый, красный, душистый), тмин;

7.       цветочные (используют цветки и их части) - гвоздика, шафран;

8.       листовые (используют листья) - лавровый лист;

9.       коровые (используют кору) - корица;

10.     корневые (используют корни) - имбирь.

Качество пряностей определяют по органолептическим и физико-химическим показателям.

В данной работе были рассчитаны коэффициенты широты, полноты, новизны, глубины, устойчивости и рациональности ассортимента.

В данном торговом предприятии наибольшим спросом пользуются пряности производителей: ООО «Лига плюс», ЗАО «Агроимпорт» и ООО «Сантус ЛТД». Самыми дорогими оказались пряности производителя ООО «Лига плюс».

При анализе маркировке потребительской тары было определено, что она полностью соответствует требованиям нормативной документации и содержит дополнительные сведения: знак обязательной сертификации, веб-сайт, адрес электронной почты и рецепт блюда с применением перца.

При оценке качества по органолептическим показателям никаких отклонений выявлено не было.


Библиографический список


1. Герасимова В.А., Белокурова Е.С., Вытовтов А.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров. - СПб.: Питер, 2005. - 416с.

2. Коробкина З.В., Страхова С.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров. - М.: КолосС, 2003. - 352с.

3. ГОСТ 29053-91 «Пряности. Перец молотый красный. Технические условия».

4. ГОСТ 28750-90 «Пряности. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение»

5. ГОСТ 28875-90 «Пряности. Приемка и методы анализа».

6. Николаева М.А. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. - М.: Экономика, 1996. - 108с.

7.     Чепурной И.П. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров. - М.: «Дашков и Ко», 2005. - 404с.

8.       Шепелев А.Ф., Мхитарян К.Р. Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров. Учебное пособие. - Ростов на Дону: издательский центр «МарТ», 2001. - 205с.

9.       Материалы сайта «www.znaytovar.ru»

10. Материалы сайта «www..ru»

11. Материалы сайта «www.edudic.ru»

12. Материалы сайта «www.inmoment.ru»

13. Материалы сайта « ru.wikipedia.org»

14. Материалы сайта «www.pranosti.ru»

15. Материалы сайта «www.kulina.ru»

16. Материалы сайта « www.edudic.ru» <http://www.edudic.ru»>

17. Материалы сайта «www.hurman.ru»

18. Материалы сайта «www.homecook.ru»

19. Материалы сайта «radfito.com.ua»

20. Материалы сайта «www.povara.ru».


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.