реферат, рефераты скачать
 

Институт несостоятельности (банкротства) юридических лиц в РФ


p> 2. Разбирательство дела о несостоятельности в суде.

Ст. ст. 5, 29 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает исключительную подсудность дел о несостоятельности Арбитражным судам.
В соответствии со ст. 2 ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской
Федерации”[19] порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливается
Конституцией РФ, указанным конституционным законом и Арбитражно- процессуальным кодексом РФ[20].

В соответствии со ст. 143 АПК РФ дела о несостоятельности рассматриваются Арбитражными судами, по правилам предусмотренными АПК с особенностями установленными ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”[21].
Глава 3 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” посвящена особенностям разбирательства дела о несостоятельности.

Закон о несостоятельности устанавливает перечень лиц имеющих право обращаться в суд с заявлением о признании должника просрочившего исполнение денежных обязательств, а так же не исполняющего обязательные платежи в бюджет. С заявлением о признании должника банкротом могут обратиться должник, кредитор, прокурор, налоговые и иные уполномоченные органы.

Должник обращается в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным в случае обнаружения признаков банкротства или в случае предвидения таковых.

При рассмотрении заявления должника суд помимо признаков банкротства, указанных в ст. ст. 5, 29, должен учитывать факт наличия имущества достаточного для погашения судебных расходов.

Закон устанавливает обязанность руководителя должника или индивидуального предпринимателя- должника, ликвидатора или ликвидационной комиссией в случаях:

- если при удовлетворении требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения обязательств перед другими кредиторами;

- принятия, уполномоченным в соответствии с учредительными документами органом должника решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

- принятия органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

- в случае если при проведении ликвидации юридического лица, установлена неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

- в иных случаях предусмотренных настоящим законом, например при поступление возражения одного из кредиторов в процессе добровольной ликвидации.

При обращении в суд руководителя должника или индивидуального предпринимателя- должника, ликвидатора или ликвидационной комиссией в случаях когда подача заявления должника является обязательной, суд не принимает во внимание наличие или отсутствие признаков банкротства указанных в ст. 5 ст.29, а так же факт наличие у должника имущества достаточного для покрытия судебных расходов.

Важно отметить, что руководитель должника или индивидуальный предприниматель- должник, ликвидатор или ликвидационная комиссия в случаях неисполнения обязанности по подаче заявления должника несет субсидиарную ответственность.

Также на руководителя должника или индивидуального предпринимателя- должника, ликвидатора или ликвидационной комиссией может быть наложена ответственность в форме дисквалификации (лишения права занимать руководящие должности), уголовного наказания.

Кроме того, в случае если неплатежеспособность наступила в результате действий лиц, способных давать обязательные для должника указания или имеющих возможность иным образом определять его действия (учредитель, руководитель и т.д.) по решения суда на такие лица может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника. В соответствии с
Постановлением пленума ВАС № 6/8[22] к таким лицам следует относить:

- лиц, имеющих в доверительном управлении контрольный пакет акций- банкрота;

- собственника имущества унитарного предприятия;

- собственников контрольного пакета акций.

При этом следует подчеркнуть то, что факт несостоятельности должен быть вызван действиями этих лиц или их указаниями.

В случае подачи заявления должника при наличии у него имущества достаточного для погашения всех требований кредиторов, должник несет ответственность за ущерб причиненный подачей такого заявления.

Безусловно, основную роль в процессе возбуждения дела о несостоятельности должника, как правило, играет кредитор. Кредиторами по денежным обязательствам могут быть российские и иностранные лица, а так же
Российская Федерация, Субъект федерации, муниципальные образования. Ст. 11
Закона “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает, что правами кредитора по денежным обязательствам пользуются налоговые и иные полномочные органы.

Закон устанавливает возможность объединения требований кредиторов, в таком случае, кредиторы подают одно заявление, которое подписывается всеми кредиторами объединившими свое требование.

Закон устанавливает возможность выступать в качестве кредиторов:
Российской федерации, субъекта РФ и муниципального образования. К заявлениям налоговых или иных органов законом установлено специальное требование о наличии доказательств о принятии мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном законодательством порядке.

Право прокурора обращаться в арбитражный суд с заявление о признании должника банкротом допускается в строго ограниченных законом случаях, таковыми являются:

- обнаружение прокурором признаков преднамеренного банкротства;

- при наличии у должника задолженности по обязательным платежам;

- в интересах кредитора - РФ, субъекта РФ, муниципального образования[23].

В случае, если в заявлении о признании должника несостоятельным соблюдены все требования Закона “О несостоятельности (банкротстве)”, а также соблюдены все требования АПК РФ, судья арбитражного суда обязан принять к производству данное заявление. О принятии заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), судья арбитражного суда должен вынести соответствующие определение не позднее трех дней с момента подачи заявления. В определении должен быть указан срок рассмотрения дела о несостоятельности, который не может превышать пять месяцев с момента подачи заявления, на этот период по отношению к должнику - юридическому лицу вводится наблюдение. Как показала практика, в определении указывается так же дата слушания, на котором будет назначен временный управляющий.
Арбитражный суд одновременно с принятием заявления к производству, по заявлению лица участвующего в деле о несостоятельности может принять меры по обеспечению требований кредиторов в соответствии с АПК, кроме того, законом предусмотрены специальные меры по обеспечению требований кредиторов.

Судья обязан отказать в принятии заявления о несостоятельности просрочившего должника, если нарушено хотя бы одно из условий предусмотренных п. 2 ст. 29 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, а именно:

- требования к должнику составляют менее пятисот МРОТ;

- указанные требования не погашены в течение срока меньшего, чем три месяца;

- заявление подано в ненадлежащий арбитражный суд.

Таким образом, законодательно зафиксирована возможность частичного исполнения обязательств. В случае, если после принятия заявления к производству часть суммы обязательств будет погашена, и оставшаяся задолженность в сумме будет составлять менее 500 МРОТ, суд обязан вынести решении о прекращении дела.

Вследствие несоответствия по форме и содержанию заявления о признании должника несостоятельным требованиям, установленным ст. 32- 40, судья обязан вынести определении о возврате заявления. Исключением, в подобных случаях, является заявление руководителя должника, поданное в соответствии со ст. 8 Закона. Даже при отсутствии в заявлении руководителя должника приложений, обязательность которых установлена ст. 34., суд принимает заявление к производству и истребует недостающие документы.

Должник, в пятидневный срок со дня получения определения о принятии к производству заявления, обязан предоставить отзыв на заявление кредитора.

Кроме того, должник обязан уведомить всех имеющихся у него кредиторов, не указанных в заявлении кредитора, о возбуждении дела о его несостоятельности. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что Законом о несостоятельности не установлена ответственность за неисполнение этой обязанности. Вероятно, этот пробел законодательства будет восполнен в процессе практического применения закона.

В определении о принятии заявления к рассмотрению арбитражным судом указывается дата первого слушания по делу о несостоятельности должника. В ходе подготовки дела к первому слушанию арбитражным судом производятся следующие действия:

- рассмотрение о привлечении к участию в деле третьих лиц;

- извещение заинтересованных лиц о производстве по делу;

- истребование необходимых документов и сведений у лиц;

- проводится проверка обоснованности требований кредитора;

- решение вопроса о финансовом состоянии должника[24].

Решение вопроса о финансовом состоянии производится в процессе применения процедуры наблюдения. На временного управляющего возложена обязанность созвать в ходе подготовки к первому слушанию дела о несостоятельности (банкротстве) первое собрание кредиторов. Для этого временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных кредиторов.
Первое собрание кредиторов должно состояться в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в определении арбитражного суда о принятии к производству заявления о признании должника банкротом. Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а также налоговые и иные уполномоченные органы:

- требования, которых в соответствии с законом признаны установленными и направлены временному управляющему;

- размер требований, которых установлен арбитражным судом в связи с возражениями должника по требованиям кредиторов до проведения первого собрания кредиторов.

В соответствии с Законом, к компетенции первого собрания кредиторов относятся:

- принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

- принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- определение количественного состава комитета кредиторов, избрание его членов.

В соответствии со ст. 47 ФЗ “ О несостоятельности” установлен трехмесячный срок для рассмотрения дела о несостоятельности, который может быть продлен не более чем на два месяца.

В деле о несостоятельности (банкротстве) участвуют:

- должник;

- конкурсные кредиторы;

- арбитражный управляющий;

- налоговые и иные уполномоченные органы;

- прокурор в случае рассмотрения дела по его заявлению;

- государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, в случаях предусмотренных Законом[25].

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд может вынести:

- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

- решении об отказе в признании должника банкротом;

- определение о введении внешнего управления;

- определение о прекращении производства по делу[26].

Решение о признании должника несостоятельным выносится судом в случае доказанности наличия у него признаков несостоятельности при отсутствии ходатайства о введении внешнего управления и мирового соглашения.
Следствием признания должника несостоятельным (банкротом) является открытие конкурсного производства.

Решение об отказе в признании должника несостоятельным (банкротом) выносится судом в случае отсутствия признаков несостоятельности, удовлетворении заявленных требований кредиторов до принятия судом решения или установления фиктивности банкротства. Следствием решения об отказе в признании должника несостоятельным является прекращение процедуры наблюдения и производства по делу.

В случае, вынесения судом определения о введении внешнего управления и назначении внешнего управляющего. При отсутствии возможности назначить внешнего управляющего одновременно с введением внешнего управления суд назначает внешнего управляющего в течении одного месяца.

Определением суда, производство по делу может быть прекращено в случаях финансового оздоровления должника или заключения мирового соглашения.

В соответствии с вышесказанным необходимо отметить следующие.

Дело о несостоятельности рассматривается Арбитражным судом, по заявления должника или кредитора. С момента принятия заявления о признании должника банкротам, судом вводится наблюдение, целью которого является выявление действительного финансового состояния должника и недопущение недолжного распоряжения его имуществом. Для осуществления наблюдения назначается временный управляющий. По окончании наблюдения, на основании материалов предоставленных временным управляющим и первым собранием кредиторов, суд выносит решение о признании должника банкротом или определение о введении внешнего управления или определение о утверждении мирового соглашения. По окончании внешнего управления, по результатам его проведения суд вправе вынести решение о признании должника банкротом или определение о утверждении мирового соглашения.

Ниже будут более подробно изложены основные принципы, цели и задачи судебных процедур, применяемых в ходе рассмотрения дела о несостоятельности.

а) Наблюдение

Процедура наблюдения является новой для российского законодательства о несостоятельности (банкротстве). Данная процедура вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признания должника - юридического лица несостоятельным. Суть и основной задачей данной процедуры заключается в следующем: поскольку критерием несостоятельности является неплатежеспособность, то необходимо выяснить имеется ли у должника средства, имущество необходимые для расплаты со всеми кредиторами. Помимо выяснения действительного финансового состояния должника процедура наблюдения ставит перед собой задачу предотвращения не должного распоряжения его имуществом. Анализ финансового состояния и защита имущества должника осуществляется независимым субъектом - временным управляющим. Наблюдение - одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве (принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом. Указанная процедура вводится арбитражным судом на 3 месяца с момента принятия им заявления о банкротстве, но может быть продлена не более чем на два месяца.

Следует обратить внимание на то, что суд не во всех случаях назначает наблюдение. Оно не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица, отсутствующего должника, организаций, осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных средств.

Специального внимания заслуживает норма о назначении временного управляющего.

Арбитражный суд в определении о принятии заявления о признании должника банкротом указывает о назначении временного управляющего (наблюдателя).

При невозможности определения кандидатуры временного управляющего при принятии заявления о признании должника банкротом, арбитражный суд выносит отдельное определение о его назначении не позднее десяти дней со дня принятия указанного заявления (п. 3 ст. 41 Закона).

Кроме того, при введении процедуры наблюдения и назначения временного управляющего арбитражный суд должен установить размер вознаграждения временному управляющему, которое выплачивается за счет имущества должника[27].

В определении о принятии заявления о признании должника банкротом или в определении о назначении временного управляющего арбитражный суд указывает установленный им размер вознаграждения временного управляющего и об обязанности руководителя должника выплачивать это вознаграждение за каждый месяц осуществления управляющим своих полномочий[28].

В настоящее время у арбитражных судов возникает проблема при определении размера вознаграждения временному управляющему. П. 1 ст. 22
Закона о банкротстве установлено, что федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации или в порядке, ими установленном, могут быть предусмотрены минимальный и максимальный размер вознаграждения арбитражному управляющему. Указанные законодательные акты пока еще не приняты. Поэтому сейчас арбитражный суд до принятия указанных законодательных и иных правовых актов не ограничен в определении помесячного размера вознаграждения временного управляющего. Пока же размер выплаты вознаграждения временному управляющему в значительной степени будет определяться такими факторами, как сложность и масштаб предстоящей работы. Указанное вознаграждение выплачивается за счет имущества должника, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве или соглашением с кредиторами. Иное предусмотрено п. 4 ст. 25 (вознаграждение выплачивается из специального фонда) и п. 2 ст. 62 Закона о банкротстве. Речь идет о том, что если в результате проведения анализа финансового состояния должника временный управляющий установит недостаточность принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, в том числе расходов на выплату вознаграждения, то кредиторы обязаны определить источник покрытия указанных расходов. В случае невозможности определения источника выплаты судебных расходов (в частности, вознаграждения временному управляющему) кредиторы несут солидарную обязанность по покрытию расходов.

Временный управляющий назначается судом из числа кандидатур предложенных кредиторами. В случае, если в заявлении кредитора не предложено кандидатуры временного управляющего, он назначается из числа арбитражных управляющих зарегистрированных в суде, при отсутствии оных кандидатура временного управляющего предоставляется ФСДН.

Введение наблюдения означает установку ряда для ограничений для должника по распоряжению его имуществом.

Последствиями введения наблюдения являются[29]:

- невозможность предъявления к должнику любых имущественных требований без уведомления временного управляющего;

- приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям;

- невозможность удовлетворения требований учредителей должника о выделении доли (пая), выкупе акций;

- по ходатайству кредитора приостановление производства по делам, связанных с взысканием с должника денежных средств;

Для решения задач и достижения целей наблюдения временный управляющий обязан:

- проводить анализ финансового состояния должника;

- принимать меры по сохранности имущества должника;
- определять наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;

- устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований, уведомлять кредиторов о возбуждении дела о несостоятельности;

- созывать первое собрание кредиторов[30].

Для исполнения обязанностей временный управляющий вправе:

- предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом;

- обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника;

- обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;

- получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника[31];

Для решения задач и достижения целей наблюдения органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.
Исключительно с согласия временного управляющего органы управления должника могут принимать решения и совершать сделки:

- связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставной
(складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом;

- связанные с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10 процентов балансовой стоимости активов должника;

- связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника

- связанные с участием в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово - промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

- о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

- о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств;

- о выплате дивидендов;

- о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

- о выходе из состава участников должника - юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций[32].

Наблюдение прекращается после первого слушания дела о несостоятельности в следующих случаях:

- введения определением суда внешнего управления имуществом должника;

- установления судом фактической состоятельности должника;

- признании судом должника несостоятельным (банкротом);

- утверждения судом мирового соглашения[33].

В целом процедура наблюдения оправдала свое существование. Данная процедура фактически дает руководству должника шанс на ликвидацию задолженности и восстановление платежеспособности, при этом большинство действий руководства должника, способных нанести вред интересам кредитора отслеживаются временным управляющим и в случае необходимости опротестуются в суде. Однако, как указывалось выше, наблюдение является новеллой для российского законодательства о несостоятельности и необходим анализ практики. На сегодняшний момент в среде правоведов возник ряд споров в отношении применения норм предусмотренных в ходе наблюдения, так не ясен к примеру порядок рассмотрения исковых требований временных управляющих. Как указывалось выше, отсутствуют нормативные акты, определяющие размер оплаты труда временных управляющий. Большинство указанных пробелов касаются также и внешнего управления, и конкурсного производства, но о них будет сказано в соответствующих параграфах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.