| |||||
МЕНЮ
| Институт несостоятельности (банкротства) юридических лиц в РФp> 2. Разбирательство дела о несостоятельности в суде. Ст. ст. 5, 29 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает
исключительную подсудность дел о несостоятельности Арбитражным судам. В соответствии со ст. 143 АПК РФ дела о несостоятельности
рассматриваются Арбитражными судами, по правилам предусмотренными АПК с
особенностями установленными ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”[21]. Закон о несостоятельности устанавливает перечень лиц имеющих право обращаться в суд с заявлением о признании должника просрочившего исполнение денежных обязательств, а так же не исполняющего обязательные платежи в бюджет. С заявлением о признании должника банкротом могут обратиться должник, кредитор, прокурор, налоговые и иные уполномоченные органы. Должник обращается в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным в случае обнаружения признаков банкротства или в случае предвидения таковых. При рассмотрении заявления должника суд помимо признаков банкротства, указанных в ст. ст. 5, 29, должен учитывать факт наличия имущества достаточного для погашения судебных расходов. Закон устанавливает обязанность руководителя должника или индивидуального предпринимателя- должника, ликвидатора или ликвидационной комиссией в случаях: - если при удовлетворении требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения обязательств перед другими кредиторами; - принятия, уполномоченным в соответствии с учредительными документами органом должника решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; - принятия органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия решения об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; - в случае если при проведении ликвидации юридического лица, установлена неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. - в иных случаях предусмотренных настоящим законом, например при поступление возражения одного из кредиторов в процессе добровольной ликвидации. При обращении в суд руководителя должника или индивидуального предпринимателя- должника, ликвидатора или ликвидационной комиссией в случаях когда подача заявления должника является обязательной, суд не принимает во внимание наличие или отсутствие признаков банкротства указанных в ст. 5 ст.29, а так же факт наличие у должника имущества достаточного для покрытия судебных расходов. Важно отметить, что руководитель должника или индивидуальный предприниматель- должник, ликвидатор или ликвидационная комиссия в случаях неисполнения обязанности по подаче заявления должника несет субсидиарную ответственность. Также на руководителя должника или индивидуального предпринимателя- должника, ликвидатора или ликвидационной комиссией может быть наложена ответственность в форме дисквалификации (лишения права занимать руководящие должности), уголовного наказания. Кроме того, в случае если неплатежеспособность наступила в результате действий лиц, способных давать обязательные для должника указания или
имеющих возможность иным образом определять его действия (учредитель,
руководитель и т.д.) по решения суда на такие лица может быть возложена
субсидиарная ответственность по обязательствам должника. В соответствии с - лиц, имеющих в доверительном управлении контрольный пакет акций- банкрота; - собственника имущества унитарного предприятия; - собственников контрольного пакета акций. При этом следует подчеркнуть то, что факт несостоятельности должен быть вызван действиями этих лиц или их указаниями. В случае подачи заявления должника при наличии у него имущества достаточного для погашения всех требований кредиторов, должник несет ответственность за ущерб причиненный подачей такого заявления. Безусловно, основную роль в процессе возбуждения дела о
несостоятельности должника, как правило, играет кредитор. Кредиторами по
денежным обязательствам могут быть российские и иностранные лица, а так же Закон устанавливает возможность объединения требований кредиторов, в таком случае, кредиторы подают одно заявление, которое подписывается всеми кредиторами объединившими свое требование. Закон устанавливает возможность выступать в качестве кредиторов: Право прокурора обращаться в арбитражный суд с заявление о признании должника банкротом допускается в строго ограниченных законом случаях, таковыми являются: - обнаружение прокурором признаков преднамеренного банкротства; - при наличии у должника задолженности по обязательным платежам; - в интересах кредитора - РФ, субъекта РФ, муниципального образования[23]. В случае, если в заявлении о признании должника несостоятельным
соблюдены все требования Закона “О несостоятельности (банкротстве)”, а
также соблюдены все требования АПК РФ, судья арбитражного суда обязан
принять к производству данное заявление. О принятии заявления о признании
должника несостоятельным (банкротом), судья арбитражного суда должен
вынести соответствующие определение не позднее трех дней с момента подачи
заявления. В определении должен быть указан срок рассмотрения дела о
несостоятельности, который не может превышать пять месяцев с момента подачи
заявления, на этот период по отношению к должнику - юридическому лицу
вводится наблюдение. Как показала практика, в определении указывается так
же дата слушания, на котором будет назначен временный управляющий. Судья обязан отказать в принятии заявления о несостоятельности просрочившего должника, если нарушено хотя бы одно из условий предусмотренных п. 2 ст. 29 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, а именно: - требования к должнику составляют менее пятисот МРОТ; - указанные требования не погашены в течение срока меньшего, чем три месяца; - заявление подано в ненадлежащий арбитражный суд. Таким образом, законодательно зафиксирована возможность частичного исполнения обязательств. В случае, если после принятия заявления к производству часть суммы обязательств будет погашена, и оставшаяся задолженность в сумме будет составлять менее 500 МРОТ, суд обязан вынести решении о прекращении дела. Вследствие несоответствия по форме и содержанию заявления о признании должника несостоятельным требованиям, установленным ст. 32- 40, судья обязан вынести определении о возврате заявления. Исключением, в подобных случаях, является заявление руководителя должника, поданное в соответствии со ст. 8 Закона. Даже при отсутствии в заявлении руководителя должника приложений, обязательность которых установлена ст. 34., суд принимает заявление к производству и истребует недостающие документы. Должник, в пятидневный срок со дня получения определения о принятии к производству заявления, обязан предоставить отзыв на заявление кредитора. Кроме того, должник обязан уведомить всех имеющихся у него кредиторов, не указанных в заявлении кредитора, о возбуждении дела о его несостоятельности. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что Законом о несостоятельности не установлена ответственность за неисполнение этой обязанности. Вероятно, этот пробел законодательства будет восполнен в процессе практического применения закона. В определении о принятии заявления к рассмотрению арбитражным судом указывается дата первого слушания по делу о несостоятельности должника. В ходе подготовки дела к первому слушанию арбитражным судом производятся следующие действия: - рассмотрение о привлечении к участию в деле третьих лиц; - извещение заинтересованных лиц о производстве по делу; - истребование необходимых документов и сведений у лиц; - проводится проверка обоснованности требований кредитора; - решение вопроса о финансовом состоянии должника[24]. Решение вопроса о финансовом состоянии производится в процессе
применения процедуры наблюдения. На временного управляющего возложена
обязанность созвать в ходе подготовки к первому слушанию дела о
несостоятельности (банкротстве) первое собрание кредиторов. Для этого
временный управляющий определяет дату проведения первого собрания
кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных кредиторов. - требования, которых в соответствии с законом признаны установленными и направлены временному управляющему; - размер требований, которых установлен арбитражным судом в связи с возражениями должника по требованиям кредиторов до проведения первого собрания кредиторов. В соответствии с Законом, к компетенции первого собрания кредиторов относятся: - принятие решения о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством; - принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; - определение количественного состава комитета кредиторов, избрание его членов. В соответствии со ст. 47 ФЗ “ О несостоятельности” установлен трехмесячный срок для рассмотрения дела о несостоятельности, который может быть продлен не более чем на два месяца. В деле о несостоятельности (банкротстве) участвуют: - должник; - конкурсные кредиторы; - арбитражный управляющий; - налоговые и иные уполномоченные органы; - прокурор в случае рассмотрения дела по его заявлению; - государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, в случаях предусмотренных Законом[25]. По результатам рассмотрения дела арбитражный суд может вынести: - решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; - решении об отказе в признании должника банкротом; - определение о введении внешнего управления; - определение о прекращении производства по делу[26]. Решение о признании должника несостоятельным выносится судом в случае
доказанности наличия у него признаков несостоятельности при отсутствии
ходатайства о введении внешнего управления и мирового соглашения. Решение об отказе в признании должника несостоятельным (банкротом) выносится судом в случае отсутствия признаков несостоятельности, удовлетворении заявленных требований кредиторов до принятия судом решения или установления фиктивности банкротства. Следствием решения об отказе в признании должника несостоятельным является прекращение процедуры наблюдения и производства по делу. В случае, вынесения судом определения о введении внешнего управления и назначении внешнего управляющего. При отсутствии возможности назначить внешнего управляющего одновременно с введением внешнего управления суд назначает внешнего управляющего в течении одного месяца. Определением суда, производство по делу может быть прекращено в случаях финансового оздоровления должника или заключения мирового соглашения. В соответствии с вышесказанным необходимо отметить следующие. Дело о несостоятельности рассматривается Арбитражным судом, по заявления должника или кредитора. С момента принятия заявления о признании должника банкротам, судом вводится наблюдение, целью которого является выявление действительного финансового состояния должника и недопущение недолжного распоряжения его имуществом. Для осуществления наблюдения назначается временный управляющий. По окончании наблюдения, на основании материалов предоставленных временным управляющим и первым собранием кредиторов, суд выносит решение о признании должника банкротом или определение о введении внешнего управления или определение о утверждении мирового соглашения. По окончании внешнего управления, по результатам его проведения суд вправе вынести решение о признании должника банкротом или определение о утверждении мирового соглашения. Ниже будут более подробно изложены основные принципы, цели и задачи судебных процедур, применяемых в ходе рассмотрения дела о несостоятельности. а) Наблюдение Процедура наблюдения является новой для российского законодательства о несостоятельности (банкротстве). Данная процедура вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признания должника - юридического лица несостоятельным. Суть и основной задачей данной процедуры заключается в следующем: поскольку критерием несостоятельности является неплатежеспособность, то необходимо выяснить имеется ли у должника средства, имущество необходимые для расплаты со всеми кредиторами. Помимо выяснения действительного финансового состояния должника процедура наблюдения ставит перед собой задачу предотвращения не должного распоряжения его имуществом. Анализ финансового состояния и защита имущества должника осуществляется независимым субъектом - временным управляющим. Наблюдение - одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве (принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом. Указанная процедура вводится арбитражным судом на 3 месяца с момента принятия им заявления о банкротстве, но может быть продлена не более чем на два месяца. Следует обратить внимание на то, что суд не во всех случаях назначает наблюдение. Оно не вводится в отношении ликвидируемого юридического лица, отсутствующего должника, организаций, осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных средств. Специального внимания заслуживает норма о назначении временного управляющего. Арбитражный суд в определении о принятии заявления о признании должника банкротом указывает о назначении временного управляющего (наблюдателя). При невозможности определения кандидатуры временного управляющего при принятии заявления о признании должника банкротом, арбитражный суд выносит отдельное определение о его назначении не позднее десяти дней со дня принятия указанного заявления (п. 3 ст. 41 Закона). Кроме того, при введении процедуры наблюдения и назначения временного управляющего арбитражный суд должен установить размер вознаграждения временному управляющему, которое выплачивается за счет имущества должника[27]. В определении о принятии заявления о признании должника банкротом или в определении о назначении временного управляющего арбитражный суд указывает установленный им размер вознаграждения временного управляющего и об обязанности руководителя должника выплачивать это вознаграждение за каждый месяц осуществления управляющим своих полномочий[28]. В настоящее время у арбитражных судов возникает проблема при
определении размера вознаграждения временному управляющему. П. 1 ст. 22 Временный управляющий назначается судом из числа кандидатур предложенных кредиторами. В случае, если в заявлении кредитора не предложено кандидатуры временного управляющего, он назначается из числа арбитражных управляющих зарегистрированных в суде, при отсутствии оных кандидатура временного управляющего предоставляется ФСДН. Введение наблюдения означает установку ряда для ограничений для должника по распоряжению его имуществом. Последствиями введения наблюдения являются[29]: - невозможность предъявления к должнику любых имущественных требований без уведомления временного управляющего; - приостановление исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям; - невозможность удовлетворения требований учредителей должника о выделении доли (пая), выкупе акций; - по ходатайству кредитора приостановление производства по делам, связанных с взысканием с должника денежных средств; Для решения задач и достижения целей наблюдения временный управляющий обязан: - проводить анализ финансового состояния должника; - принимать меры по сохранности имущества должника; - устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований, уведомлять кредиторов о возбуждении дела о несостоятельности; - созывать первое собрание кредиторов[30]. Для исполнения обязанностей временный управляющий вправе: - предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом; - обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника; - обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности; - получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника[31]; Для решения задач и достижения целей наблюдения органы управления
должника обязаны предоставлять временному управляющему по его
требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника. - связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог,
с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставной - связанные с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10 процентов балансовой стоимости активов должника; - связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника - связанные с участием в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово - промышленных группах и иных объединениях юридических лиц; - о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника; - о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств; - о выплате дивидендов; - о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; - о выходе из состава участников должника - юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций[32]. Наблюдение прекращается после первого слушания дела о несостоятельности в следующих случаях: - введения определением суда внешнего управления имуществом должника; - установления судом фактической состоятельности должника; - признании судом должника несостоятельным (банкротом); - утверждения судом мирового соглашения[33]. В целом процедура наблюдения оправдала свое существование. Данная процедура фактически дает руководству должника шанс на ликвидацию задолженности и восстановление платежеспособности, при этом большинство действий руководства должника, способных нанести вред интересам кредитора отслеживаются временным управляющим и в случае необходимости опротестуются в суде. Однако, как указывалось выше, наблюдение является новеллой для российского законодательства о несостоятельности и необходим анализ практики. На сегодняшний момент в среде правоведов возник ряд споров в отношении применения норм предусмотренных в ходе наблюдения, так не ясен к примеру порядок рассмотрения исковых требований временных управляющих. Как указывалось выше, отсутствуют нормативные акты, определяющие размер оплаты труда временных управляющий. Большинство указанных пробелов касаются также и внешнего управления, и конкурсного производства, но о них будет сказано в соответствующих параграфах. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|