| |||||
МЕНЮ
| Искусство управления персоналомp> Принцип автоматического замещения отсутствующего Очевидная важность принципа автоматического замещения отсутствующего
ясна каждому опытному руководителю. Замещение отсутствующих (болезнь,
отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих
служебных должностных инструкций и регулироваться формально. Как часто в
производственной практике возникали ситуации, когда из-за болезни,
например, главного бухгалтера была парализована работа всего предприятия Есть одно, несколько неожиданное следствие этого принципа - важность служебных должностных инструкций, документов, направленных на выполнение своего долга в рамках права. Мало найдется людей, имеющих опыт работы в органах управления, которые с симпатией относились бы к предписаниям, инструкциям, циркулярам, но их отсутствие ведет к правовому нигилизму, когда все отвечают за все, а в итоге - никто и ни за что. Однако замещение отсутствующего, особенно если приходится замещать
начальника структурного подразделения, требует от исполнителя большого
такта, подготовленности и опыта. Главное, не должна страдать работа, и
отговорки типа "я этот вопрос решить не могу, придется подождать
начальника" совершенно недопустимы. Сам факт передачи функций руководителя
хотя бы на некоторое время замещающему его лицу свидетельствует об их
обоюдном доверии, о признании за исполнителем компетентности и
профессионализма. Принимая на себя дополнительные обязанности, исполнитель,
обладая правом на ошибку, несет ответственность не только за свои решения,
но и за бездеятельность, особенно в сложных производственных ситуациях. Принцип первого руководителя Принцип первого руководителя гласит: при организации выполнения важного
производственного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за
первым руководителем предприятия, так как только первое лицо имеет право и
возможность решать или поручать решение любого вопроса, возникающего при
внедрении этого мероприятия. Так как основной целью внедрения большинства
важнейших мероприятий является повышение эффективности социально-
экономического функционирования предприятия, то руководить такими работами
должен не специалист в какой-то определенной области (например, разработчик Чаще всего этот принцип применяется при разработке АСУ предприятия, а это всегда сопряжено с решением вопросов правового и организационного характера: изменением структуры управления, введением новых функциональных обязанностей работников аппарата управления и производственного персонала и т. п. Решение всех этих вопросов - прерогатива только первого руководителя предприятия. Разработка и внедрение АСУ, как правило, выполняются не по инициативе директора предприятия, а на основании решения вышестоящих организаций. И сегодня, после перехода предприятий и фирм на работу в условиях рыночных отношений, не приходится обольщаться, что руководитель филиала фирмы будет инициатором внедрения средств и методов компьютерной обработки информации. В этом случае эффективность автоматизации снижается, поскольку специалисты в области АСУ не имеют достаточных прав, чтобы обязать службы предприятия перейти на новую технологию управления, а разработка проекта АСУ без участия руководителя предприятия обречена на существенные пробелы и недоработки. Создание новых управленческих технологий требует проведения комплекса
подготовительных работ, участие первого руководителя, в которых необходимо:
решить вопросы финансирования, перераспределения прав и обязанностей
исполнителей, привлечения к работам специалистов других смежных организаций
должен именно он. Среди подготовительных мероприятий следует особо
отметить: Анализ срыва выполнения многих важных программ, серьезных заданий показывает, что одной из причин таких срывов является несоблюдение этого принципа управления. Принцип одноразового ввода информации В деятельности руководителя информация, ее оперативность и достоверность, играет решающую роль, так как она является предметом, средством и продуктом управленческого труда. Один раз введенная в память компьютера информация может неоднократно использоваться для решения целого комплекса информационно связанных задач - вот суть этого важного принципа управления. Этот метод накопления производственной, экономической, кадровой и нормативно-справочной информации является основой для создания баз и банков данных, незаменимым инструментом для получения руководителем и всеми структурными подразделениями предприятия объективных достоверных данных о ходе технологического процесса. Напомним, что базой данных является совокупность сведений, хранящихся в запоминающих устройствах компьютера, а банк данных - более мощная система хранения информации - функционально организованное информационное обеспечение коллектива пользователей или совокупности решаемых в системе задач. Создание автономного банка данных дает возможность отделить информацию от прикладных программ, облегчить доступ к ней различным категориям пользователей и более надежно хранить информацию. Еще одно важное следствие реализации принципа одноразового ввода информации и создания на его основе банков и баз данных - возможность прямого доступа конечного потребителя к хранящейся информации без какого- либо посредника. Разработанные диалоговые процедуры действуют на основе алгоритмических языков сверхвысокого уровня, но (несмотря на устрашающее название) освоить эти языки - дело нескольких часов или дней. Работая в диалоговом режиме с банком данных, специалисты и работники аппарата управления могут самостоятельно решать задачи и уйти от традиционной зависимости от программистов, которые уже давно чувствуют себя элитой управления. Базы и банки данных всегда создаются с определенной степенью избыточности, т. е. учитываются динамичность и непрерывное развитие системы в целом, что обязательно приводит к увеличению объемов обрабатываемой информации и появлению новых типов управленческих задач. В промышленно развитых странах уже в 80-х годах создавались
общедоступные банки данных, что стало возможным благодаря развитию
интегральных систем связи и массовому внедрению компьютерной техники. Реальное применение принципа одноразового ввода информации дает возможность управляющим всех уровней использовать в своей работе большие объемы достоверной и оперативной информации. Например, управляющий фирмой или супермаркетом может легко получать ежедневную, еженедельную, месячную и годовую информацию с нарастающим итогом о цене каждого из большой номенклатуры товаров, о количестве проданного товара и о складских остатках его, о текущих расходах и прибыли и т. д. Часть этой информации вводится в базу данных автоматически, с помощью складских или цеховых регистраторов производства, а в магазинах - с помощью устройства, считывающего записанную на упаковке информацию о товаре. Важно только сохранять точную адресность выдаваемой информации, т. е. оградить пользователя от избыточной информации и при изменении структуры предприятия передавать сведения нуждающемуся в них абоненту. Принцип повышения квалификации Характерной чертой любого общества, стремящегося к процветанию,
является повышенное внимание к системе образования. Германия, например,
декретом Фридриха Великого ввела обязательное начальное образование еще в Но реализация принципа обязательного повышения квалификации традиционно встречала сопротивление на всех уровнях управления: работники низших иерархических уровней отказываются от любых форм учебы и повышения квалификации ("Зачем мне это нужно? Все равно я ничего не пойму..."), а высшие руководители уже все давно знают. Когда-то, еще до перестройки, если от руководителей требовали в обязательном порядке направлять сотрудника на учебу, то обычно командировали самого слабого, ненужного предприятию сотрудника. Были даже "штатные специалисты по повышению", проходившие курсы по 7-10 раз, но они, увы, так и остались рядовыми инженерами техотдела или службы комплектации. Итак, этот принцип управления настоятельно требует обязательного повышения квалификации всех сотрудников, занятых в производственном процессе, независимо от занимаемой должности. Рыночная экономика современной России предъявляет более серьезные требования к повышению квалификации руководителей предприятий, чем при социалистическом плановом ведении хозяйства. В первую очередь это относится к тем, кто принимает стратегические управленческие решения, кто несет ответственность за развитие предприятия, за постоянное обновление продукции и реализацию новых технологических и организационных решений. Процесс обучения человека не так прост, как кажется многим непосвященным. Обучение человека начинается с рождения и продолжается всю жизнь, но интенсивность восприятия, столь удивительная в младенческие годы, падает с годами, и в период интеллектуального и физического расцвета личности способность к обучению значительно снижается. Другим методом обучения является ротация по службе, когда специалистов различного профиля перемещают на срок от трех месяцев до года из отдела в отдел. Ротация позволяет ознакомить сотрудников фирмы со многими сторонами деятельности предприятия, уяснить необходимость координации и взаимосвязи отделов. Опытный руководитель, заинтересованный в профессиональном развитии
сотрудников, должен чутко уловить период спада деловой активности человека,
помочь ему преодолеть разочарование при несоответствии желаемого и
действительного, а также при потере профессиональной заинтересованности на
освоенном уже участке работ. Необходим перевод, ротация сотрудника на новый
участок работы или направление его на повышение квалификации. Повышать
уровень своих знаний не обязательно в академиях и специальных институтах. Часть 2. Методы искусства управления Искусство управления, как и всякий другой вид творчества, обязательно имеет в своей основе талант, оригинальность и самобытность личности. Талант руководителя проявляется в его яркой индивидуальности, нестандартности, в его особом образе мышления и широком кругозоре. Но любое воздействие одного человека на другого должно осуществляться с гуманной целью, с полным пониманием силы своего умения и ответственности за свои действия перед обществом, будь то боевые приемы рукопашного боя, гипноз или методы искусства управления. Воздействие на человека силой своего умения и отточенного мастерства может оказаться непоправимо безнравственным, хотя в повседневной жизни мы всегда пытаемся влиять на поведение окружающих людей любыми доступными нам средствами. Методы искусства управления универсальны, т. е. пригодны для применения в различных ситуациях, от публичного выступления до уровня межличностных отношений. Успешность любых вербальных, словесных контактов всегда зависит от множества сложных, взаимосвязанных психологических факторов, от того, кому, когда и как разумнее изложить свои аргументы, постоянно помня о конечной цели диалога и направляя его в нужное русло. Метод Сократа Неоценимый вклад в мировую цивилизацию внесли великие мыслители Древней В современной риторике, в искусстве убеждать заслуженной известностью
пользуется один из способов ведения диалога, получивший название метода Любопытное подтверждение разумности приемов Сократа и учеников его школы нашла современная физиология. Оказывается, оппонент, подготовленный к спору и настроенный весьма настороженно, даже агрессивно, соглашаясь в начале диалога с совершенно очевидными мыслями Сократа, успокаивался, его возбуждение падало, сердцебиение приходило в норму, его воля ослабевала, как и способность спорить с очевидными на первый взгляд истинами. В итоге искусно составленная логическая концепция Сократа побеждала. Метод трех раундов Искусство управления рекомендует еще один метод ведения диалога,
точнее, способ убедить оппонента в правильности и разумности именно вашего
предложения. Этот прием можно условно назвать методом трех раундов, так как
модель ведения диалога чаще всего строится из трех частей (возможен и более
сложный алгоритм этого метода). В первой части диалога (первый раунд) вы
коротко излагаете суть проблемы или ситуации, соглашаясь с доводами вашего,
скажем, руководителя и вызывая, таким образом, его положительные реакции Этот метод эффективен и в принципиально иных ситуациях - когда его применяет руководитель. Ему, скажем, необходимо добиться выполнения важных, но непопулярных в коллективе мероприятий. Можно провести совещание с руководителями структурных подразделений, можно подготовить соответствующий приказ и обязать коллектив выполнять необходимые мероприятия, но скрытных оппозиционных настроений, а может быть, и прямой критики в свой адрес руководителю не избежать. Но можно пойти и иным путем: пригласить двух-трех ведущих специалистов, к мнению которых особенно прислушивается коллектив, и поручить им, опытным и уважаемым профессионалам (это подчеркивается особо!), в четко обозначенный срок подготовить вариант решения возникшей проблемы. Важно согласиться с оценками специалистов важности проблемы и предварительными вариантами ее решения. Собравшись вновь, выслушав и в основном одобрив предложения специалистов, ненавязчиво внести свои принципиальные коррективы (в этом случае второй раунд с производственной точки зрения особо сложен, но убедить двух-трех человек всегда проще, чем весь коллектив). И, наконец, третий раунд: проводится совещание, на котором возглавляющий группу специалист докладывает о разработанных мероприятиях и после обсуждения и критики (в адрес, естественно, докладчика!) руководитель соглашается с его мнением. Попытки добиться желаемого без достаточной аргументации вашей позиции и разумности предлагаемого варианта, без предварительной настройки оппонента на благожелательный тон беседы редко дают положительный результат. Сфера диалогического общения чрезвычайно обширна, от обычной беседы двух людей, отца и сына, руководителя и подчиненного до научной дискуссии и дипломатической полемики. Часто диалог государственных лидеров "один на один" может разрешить сложнейшие проблемы более успешно, чем долгие дипломатические переговоры. Метод Штирлица Одним из самых сложных и противоречивых инструментов управления является управленческое решение. В его основе лежит обоснованная разработка директивного документа, организующего и стимулирующего совместную деятельность членов коллектива. Чаще всего разрабатываются оперативные решения, обеспечивающие тактические, частные управленческие задачи: сроки выполнения, изменения в технологии кадровые вопросы и т. п. Более глубоких творческих проработок требуют стратегические решения, которые зачастую касаются структурных изменений, вопросов перестройки привычного хода производства и постоянно сопровождаются негативными реакциями сторонников сложившихся, апробированных форм и методов работы. Сопротивления управленческим нововведениям можно ожидать не только со стороны рядовых сотрудников, но иногда и от высоких руководителей, ревниво относящихся к творческим идеям, им не принадлежащим. Отстоять свою идею, убедить оппонентов в своей правоте не всегда удается даже опытным, владеющим методами искусства управления и деловой полемики специалистам, и иногда приходится искать нестандартные, обходные пути. Непрост в реализации прием, позволяющий навязать, "протолкнуть" свою
идею, свой план вышестоящему руководителю или коллективу, условно
называемый "методом Штирлица" (по фамилии героя популярного кинофильма, где
этот метод наглядно демонстрируется в разговоре "нашего" интеллектуального
супермена Штирлица с "очень плохим", но умным - редкий случай в нашем кино! Метод " лягушка в сметане" Жизнь не стоит на месте, окружающий мир находится в непрерывном диалектическом развитии. Общественный прогресс не имеет линейного характера, восходящая линия развития общества есть результат взаимодействия многообpазных процессов, и среди них решающая роль целенаправленной деятельности людей. Все стороны жизни общества - от социально- производственной деятельности до семейных отношений - являются ареной непрекращающихся настойчивых поисков, импровизаций, случайностей, ошибок и находок, ведь человек обязан искать способы адаптации к изменяющейся среде. Иногда в ход жизни врывается непредвиденное и ломает привычные
стереотипы: осложнения на работе, серьезная болезнь, трения в семье. В обеспеченной, благополучной семье жена за многие годы совместной
жизни совершенно уверена в прочной привязанности мужа к ней и к детям, она
перестает следить за своей внешностью, становится самоуверенной, сварливой,
неряшливой. После бесконечных выяснений отношений с недовольным супругом,
обсуждений ситуации с мудрой, но не всегда объективной мамой, телефонных
советов закадычных подруг (увы, подруги часто делают вид, что проявляют
сострадание, а в действительности тщательно избегают его) жена не всегда
принимает верное решение или принимает его с опозданием. Есть даже термин - Конспект составлен по лекциям и книгам «Искусство управления», «Теория,
практика и искусство управления» профессора, академика международной Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|