| |||||
МЕНЮ
| История музыкиp>в том числе Роланд - мнимый безумный (Orlando fiato pozzo, 1714, театр "Сант-Анджело", Венеция), Нерон, ставший Цезарем (Nerone fatto Cesare, 1715, там же), Коронация Дария (L'incoronazione di Daria, 1716, там же), Обман, торжествующий в любви (L'inganno trionfante in amore, 1725, там же), Фарначе (1727, там же, позднее также под названием Фарначе, правитель Понта), Кунегонда (1727, там же), Олимпиада (1734, там же), Гризельда (1735, театр "Сан-Самуэле", Венеция), Аристид (1735, там же), Оракул в Мессении (1738, театр "Сант-Анджело", Венеция), Ферасп (1739, там же); оратории- Моисей, бог фараона (Moyses Deus Pharaonis, 1714), Торжествующая Юдифь в том числе 37 для голоса с бассо континуо, 14 для голоса со струн, оркестром большая кантата Глориа и Гименей (1725); серенады для 1-4 голосов- в том числе Празднующая Сена (La Senna festeg-giante, 1729); культовая музыка (около 55 произведений)- в том числе Stabat Mater, мотеты, псалмы и др.; инструментальные. произведения- 76 сонат (с бассо континуо), в том числе 30 для скрипки, 19 для 2 скрипок, БАРОККО! В музыкальном искусстве XVIIв. начинается как бы с решительного
перелома, с бескомпромиссной борьбы против полифонии строгого стиля. В это
время было провозглашено рождение нового стиля - монодии с сопровождением,
гибко следующим за поэтическим словом. В результате, динамичнее становится
музыкальный язык, обновляется музыкальное искусство, порождающее новые
творческие искания. Новые исторические условия и социальная атмосфера, новые черты
мировоззрения сильным образом повлияли на судьбы и характер музыкального
искусства. Музыка ощутила на себе напряженный, тревожный, неустойчивый,
патетический дух времени. На пороге новой эпохи остро прозвучало требование
драматической выразительности в музыке: флорентийцы создали оперу. Именно
возникновение оперы в Италии открывает эпоху XVIIв. в истории музыкального
развития Западной Европы. Будучи новым синтетическим жанром, она была
призвана воплотить идеал “нового стиля”. Появление данного жанра было
длительно и многосторонне подготовлено в художественной атмосфере Параллельно опере развивается крупный вокальный жанр оратории, более камерный кантаты. Главным принципом оратории становится раскрытие только музыкальными средствами драматического содержания. Постепенно итальянская оратория вытесняет ораторию с латинским текстом. Сольное пение вытесняется хоровым. Текст оратории сближается оперным либретто. Проявляется стремление к типизации арий и ансамблей. Достигнув зрелости, итальянская оратория проникает в другие страны: Англию, Австрию (Гендель, Гайдн). Кантата в XVIIв. складывалась как жанр по преимуществу светский,
постепенно приближаясь к оперной композиции в камерных масштабах. История инструментальной музыки XVIIв. - это история создания
инструментальных ансамблей с ведущей ролью скрипки. Постепенно
определяются ведущие типы ансамблей (трио), выдвигаются солирующие
инструменты. В середине века образуется соната, как цикл нового типа. Развивается и жанр сюиты. Постепенно создается тип концерта - grosso. Антонио Вивальди. Черты: отсутствие в большинстве произведений
программы, но яркий тематизм, конкретность музыкального языка. Мелодии
близки фольклорному песенному, танцевальному пласту, оперным интонациям. В области органной музыки ведущее место принадлежит Фрескобальди. Таким образом, художественная и музыкальная жизнь Италии была многоплановой и разнообразной. Музыка Германии Необычайно насыщенной была музыка Германии, предоставленная разнообразными жанрами и давшая миру такого гения, как И.С. Бах. Среди вокальных жанров наиболее крупные произведение - вокальные
оратории Генриха Шюца (пассионы). Происхождение формы связано со
средневековыми традициями прочтения определенных глав Евангелия на
страстной неделе. Постепенно пассионы становятся творениями композитора. Опера наиболее продуктивно развивалась в Гамбурге. Характерно: 1) духовные, мифологические, исторические, бытовые, злободневные
сюжеты; 2) комедийная трактовка; 3) театральные эффекты; В инструментальной музыке XVIIв. орган занимал почетное место. В
первых поколения немецких композиторов-органистов наиболее интересными были
фигуры Шайдта (1587-1654) и Иоганна Фробергера (1616-1667). Их значение
велико для истории полифонических форм на пути к фуге и обработок для
хорала. Фробергер сблизил органную и клавесинную музыку Иоганн Себастьян Бах. Особенность исторического положения заключается в том, что он был
самым передовым художником своего времени. Трагическое историческое
положение Германии (крестьянская война, тридцатилетняя война, Вестфальский
мир, окончательно закрепивший раздробленность страны) дало Баху наилучшую
возможность почувствовать трагические противоречия своего времени. Бах
поднимается до высокого обобщения духовной жизни, искусства на новом
историческом этапе в концепциях общечеловеческого значения. Социальная
природа его музыки народная, “певец крестьянских и городских низов” Черты стиля: 1) мелодия - опора на риторику, на сложившиеся формы, на схемы и
символы церковной музыки, на народные мелодии; 2) предельная концентрация и
мелодическая нагота тем; 3) ритм разнообразен. Бах непревзойденный
мастер разнородных и в то же время органичных ритмических сплавов и
контрастов, переключений и сопоставлений (“Хроматическая фантазия и фуга”, Бах работал во всех жанрах (кроме оперы) и везде достиг небывалых вершин. Оратории Ораториальные жанры наиболее значительная область творчества:
пассионы - возвышенно-философское воплощение евангельской темы. Идея
страстей трактована гуманистически - нравственно. Его герой смиренно,
бестрепетно и непреклонно идет на жертвенный подвиг. Следуя традициям, Бах
в рамках цикла свободно объединяет повествовательный речитатив, церковный
хорал четырехголосного склада, хоры, арии, ариозо. Все это синтезировано с
богатой оркестровкой, тонко, изобретательно и поэтически расцвеченной по
тембровому колориту, с развитыми концентирующими соло и органом. Мессы. Бах отходит от обрядовой традиции, развернув освященный
церковью шестичастный цикл в монументальную композицию из двадцати четырех
номеров, объединенных в четыре части. В Мессе не запечатлены картины жизни,
повествования. Сфера Мессы - человеческие идеалы в их эстетически и
этически обобщенном выражении. Впервые идея восхождения от страданий к
радости получила обобщенную форму. Две образные сферы - страдания и
действия, радости - в развитии стремятся в противоположных направлениях,
композиция построена как цикл циклов, в основе которого находится избранный
круг музыкальных образов. Это значит, что содержание глубоко и
многообразно, как часть баховской картины мира. Большинство инструментальной музыки - произведения чисто светские Клавир - творческая лаборатория. Бах раздвинул рамки репертуара, предъявляя предельные требования к инструменту. Клавирный стиль отличается энергичным и величавым, сдержанным и уравновешенным эмоциональным строем, богатством и разнообразием фактуры, интонационной насыщенностью. Бах ввел новые приемы игры. Произведения: пьесы для начинающих (маленькие прелюдии, фугетты), прелюдии и фуги (ХТК), сюиты, концерты (Итальянский), токкаты, фантазии (свободная импровизация, патетически приподнятый тон, виртуозная фактура), “Искусство фуги” (создал классическую фугу). Великая роль в творчестве Баха принадлежит органу. Органный стиль наложил отпечаток на все инструментальное мышление композитора. Именно органу принадлежит жанр, связывающий инструментальную музыку с духовными кантатами и пассионами - обработки хоралов (более 150). Органные сочинения тяготели к отстоявшимся формам, традиционным жанрам, которым Бах дал качественно новую интерпретацию: прелюдия и фуга (разграничил две композиционные сферы, усовершенствовал их, воссоединив в новом синтезе). Писал Бах и для других инструментов: виолончельные сюиты, камерные ансамбли, сюиты для оркестра, концерты, сыгравшие огромную роль для дальнейшего музыкального развития. Огромное наследие Баха оказывает нравственное воздействие. Он шагнул далеко за рамки одного стиля, одной эпохи. Музыка Испании Путь испанской музыки был своеобразен. В XVIIв. не выдвинулась своя оперная школа, но стремление к театральной определенности проявилось достаточно рано. Помимо крупных драматических произведений с традиционным участием музыки, развивались театрализованные песни (tonas, tonadas), сложилась сарсуэла - музыкально-театральный жанр (от названия королевского замка). Музыке придавалась ведущая психологическая роль. В XVIIIв. значение жанра заслоняется нахлынувшей итальянской оперой. Таким образом, находясь в экономическом и политическом упадке, Музыкальная жизнь Англии XVIIв оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. 1) опора на глубинные музыкальные традиции Возрождения; 2) соединение национальной почвенности, смелой опоры на народно-
жанровые образцы со свободным проявлением авторской индивидуальности;3)
концентрация музыкальной образности; Георг Фридрих Гендель Мастером крупнейшего масштаба эпохи стал Георг Фридрих Гендель -
крупнейший полифонист, тяготеющий к синтетическим вокально-инструментальным
формам. Его творчество - это эпическое величие, воображение,
многоплановость контрастов, направленность вширь и во вне духовного мира,
действенность и картинность творчества. Неоднозначно решается вопрос о
национальной принадлежности искусства Генделя: сложился как музыкант в Инструментальная музыка - показательная для стиля композитора, связана с вокальными произведениями, именно образы, картинно- изобразительные свойства музыки со словом воздействуют на тематизм, общий облик пьес, отдельных частей. В целом характерны блеск, пафос, густота звучания, праздничная торжественность, полнозвучность, контрасты светотени, темперамент, импровизационные разливы. Наиболее характерен для творческого облика жанр concerto grosso и концерта вообще (для органа, для оркестра...). Гендель допускал свободный состав концертного цикла, не придерживался принципа “быстро-медленно”. Его концерты (в том числе и для органа) - чисто светские произведения, с включением танцевальных частей. В общем тонусе преобладают праздничность, энергичность, контрастность, импровизационность. Работал Гендель и в других жанрах инструментальной музыки: сонатах Все же ведущую область творчества занимают синтетические жанры:
опера, оратория. В течение тридцати лет работал Гендель над оперными произведениями,
написанными в стиле итальянской оперы (исключая первые три, написанные для Большое значение имеет Гендель как великий реформатор ораторий,
привнесший новый социально-патриотический пафос. Хоровая полифония Генделя
неизменно выразительна, действенна, контрастна, изобразительно-картинна,
образно-конкретна. Трактует хор как действенную, живописную, драматическую
краску. Основной формой сольного пения остается ария, которая не всегда
персонифицируется. Очень важна партия оркестра, дифференцированная,
детализированная. Герой его ораторий - гиперболический образ, слитый с
народной массой. В результате и библейский сюжет объединяется с народной
трактовкой. Основные типы: героические драмы (“Самсон”, “Саул”),
героические дифирамбы В отличие от Баха, ближайшие поколения не забыли Генделя: его слава
продолжала расти в XVIIIв, его произведения исполнялись в Европе. Его
музыка и поныне не устарела, воспринимается как вечно живое наследие. Таким образом, барокко живет в музыкальном обиходе, в интонациях и
ритмах легкой музыки, в пресловутом “под музыку Вивальди”, в школьных
нормах музыкального языка. Живы и развиваются своими путями жанры,
рожденные эпохой барокко: фуга, опера, кантата, прелюдия, соната, концерт,
ария, вариации... Музыка барокко - огромная область исполнительской
практики: от Баха и Генделя в программах органных концертов, от клавирной
музыки, кантат, камерных произведений Вивальди, Корелли до оперы Телемана. “Что смерть благочестивым” (фон Хоффмансвальгау), “Что молодость, почет, искусность, блеск наград?” 1) жанрово-танцевальное, вплоть до звукоизобразительной программности 5) двойственность отношения к художественному пространству, ясность,
рациональность и одновременно иррациональность, размытость. Пространство
барокко в музыке имеет вертикальные ориентиры; главные виды движения в нем 6) время, отражающее непостоянство, изменчивость мира. Характерная деталь музыки барокко - отсчет мгновений, неизменно пульсирующий ритм, который часто сочетается с извилистым ритмическим рисунком. Музыка барокко создала и особый тип контраста: время текущее, изменяющееся (время человеческой жизни) и время застывшее (время вечности): контраст темпов в многочастных произведениях; жанры вариаций на неизменный бас, хоральные прелюдии...; 7) хаос - порядок. Из пестрого разнообразия барочных жанров заметно
выделяется жанр прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги. Он не вышел за пределы
эпохи, в то время как остальные жанры жили и изменялись еще несколько
столетий. Суть цикла в противопоставлении двух принципов мышления:
импровизация, непостоянство мира и человека в 1 части и размеренность,
упорядоченность, регулярность, монотонность во второй. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|