| |||||
МЕНЮ
| История развития китайской письменностиИстория развития китайской письменностиХАБАРОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФПС РФ КАФЕДРА №15 СПЕЦИАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТ тема: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОСТИ КИТАЯ Выполнил: курсант Проверил: ст. преподаватель Есаулкова Л.С. Хабаровск 2002 ПЛАН РЕФЕРАТА Введение стр.3
Происхождение китайского письма стр.5 Использованная литература стр.18 Введение Китайская иероглифическая письменность - исключительное явление среди современных письменностей. Это - единственная иероглифическая письменность мира, которая была изобретена за полтора тысячелетия до н. э. и продолжает существовать в наши дни. Иероглифические письменности, которые были изобретены практически во всех очагах древних цивилизаций - на Ближнем Знак китайского письма представляет собой сложную графическую фигуру. Алфавит и иероглифы Графическое отличие иероглифических письменностей от
алфавитных состоит в том, что знак иероглифического письма всегда сложнее
алфавитных знаков, а число самих знаков достигает многих тысяч. В
последнем словаре китайского языка, точнее, китайского письма их число
достигает 50 тысяч. Ни одна из известных иероглифических письменностей не
располагала таким количеством единиц. Пример китайского письма показывает
какой величины может достигнуть число знаков иероглифической письменности
при достаточно долгом ее существовании. От алфавитных письменностей
иероглифические отличаются также принципом обозначения. Алфавитное письмо
служит для передачи единиц плана выражения. Величина этих единиц бывает
различна. Среди известных алфавитных письменностей имеются такие, которые
обозначают отдельные фонемы, и письменности, которые обозначают целые
слоги. Однако общий признак как фонемных, так и слоговых письменностей
состоит в том, что обозначаемые ими лингвистические единицы, в принципе, не
имеют собственного значения. Иероглифическое письмо обозначает значимые
лингвистические единицы - слова и морфемы. Иначе говоря, оно
непосредственно передает план содержания лингвистических единиц. Для этих
двух видов письменности характерны совершенно различные отношения с тем
языком, который они передают. Алфавитное письмо предназначено для какого-то
определенного состояния одного языка: без соответствующих изменений оно не
может быть использовано для другого языка или для другого состояния одного
и того же. Иероглифическая письменность, наоборот, универсальна. Из универсальности иероглифической письменности следует еще одно ее
свойство: независимость знака от его чтения. Знак иероглифической
письменности может иметь любое количество чтений в соответствии с числом
языков, которые пользуются эти письмом. Так китайские иероглифы имеют не
только китайское, но также и корейское, японское, вьетнамское чтения. Независимость от действительного произношения означаемой лингвистической единицы дает иероглифической письменности также и вневременные качества: при знании грамматики текст, написанный иероглифически письмом, может быть понят независимо от того, когда был написан, а его знаки могут быть прочитаны любым удобным способом. Так, например, тексты древних классических текстов сегодня могут быть прочитаны с национальным чтением иероглифов, с любым диалектным чтением, с японским, корейским, вьетнамским чтением совершенно независимо от того, как именно они читались в момент создания. Все эти свойства иероглифической письменности сыграли важную роль в необыкновенной устойчивости китайской традиционной культуры и в том, что китайская письменность сохраняется и в наше время. Происхождение китайского письма Рассматривая происхождение китайской письменности, следует различать
легенду и действительность. Столь значительное культурное достижение всегда
соотносится в народном сознании с деятельностью важного культурного героя. Первая знаковая система в истории китайской культуры состояла из двух
элементарных знаков, из которых один представлял собой целую, а второй -
прерванную прямую линию. Эти знаки объединялись в триграммы - гуа с
неповторяющейся комбинацией целых и прерванных линий. Таких триграмм было
восемь. Каждая из них имела некоторое значение, которое могло меняться в
зависимости от той цели, с которой эти триграммы использовались. Триграммы
могли сочетаться между собой попарно. Результатом такого сочетания в
неповторяющиеся пары были 64 гексаграммы, которые представляли собой знаки
не предмета, а ситуации, изложенной в прилагаемом двустишии, смысл которого
истолковывал прорицатель. Эта простейшая знаковая система, естественно, не
могла быть использована для записи сообщения на китайском языке, однако она
имела принципиальное значение, потому что с ее помощью была усвоено
представление о том, что всякое сообщение может быть закодировано с помощью
письменных знаков. Задача состояла только в том, чтобы вместо знаков,
имеющих множество ситуативных значений, создать такие знаки, которые имели
бы одно постоянное значение. Отсюда оставался лишь один шаг до создания
знаков для отдельных слов китайского языка. Связь триграмм с китайской
иероглифической письменностью была хорошо понятна ранним филологам. В
предисловии к словарю Шовэнь Цзецзы Сюй Шэнь писал: "Когда Фу Си стал
правителем Вселенной, он первым создал восемь триграмм, а Шэнь Нун для нужд
правления и передачи приказаний пользовался узелками на шнурах". Далее, согласно мифу об изобретении китайского письма, последовала эпоха
императора Хуан Ди. В годы его правления придворный историограф Цан Цзе
создал нынешнюю иероглифическую письменность. Как утверждает легенда, на
мысль о создании иероглифов его навели следы птиц на прибрежном песке. предметов и потому назывались вэнь "изображение, орнамент". В дальнейшем
стали создаваться более сложные знаки, состоящие из нескольких таких
рисунков. Эти сложные знаки получили название цзы. В предисловии к словарю слова цзы "рожденный", т. е. "производный" от нескольких знаков. Существует и другой традиционный взгляд на начальную точку истории
китайской письменности, также основанный на мифологическом представлением о
начале достоверной истории Китая. Согласно традиционной исторической
концепции император Хуан Ди был реальным историческим лицом и правил Китаем
в XXVI в. до н. э. В это же время при его дворе служил историограф Цан Цзе. По данным археологии ранняя история китайской письменности начинается с насечек на керамических сосудах, бнаруженных на раскопках всех неолитических культур Китая. Обычным местом на неолитической керамике,где находятся насечки, является веничик или днище сосуда. Насечки на керамике неолитических культур были элементарны по форме. По технике исполнения они представляли собой черты сложной формы, нанесенные заостренным предметом на необожженные керамические изделия. Однако иногда встречаются насечки, сделанные по обожженным изделиям. Их форма варьирует от одной неолитической культуры к другой и только небольшое число простых знаков оказались общими для нескольких культур одновременно. Историки китайского письма склонны рассматривать эти насечки как его
древнейшие знаки. Если дело обстоит действительно так, то с наибольшей
вероятностью можно подозревать, что они представляют собой древнейшие формы
знаков для числительных. Различия графической формы и их состава в наборах
знаков каждой неолитической культуры в отдельности означает, что все они
обладали собственной письменностью. Ограниченность числа знаков позволила
некоторым исследователям предполагать, что неолитическая письменность была
алфавитной. Особое место в ряду насечек, принадлежащих разным неолитическим
культурам, принадлежит насечкам культуры Давэнькоу, провинция Шаньдун. По
результатам радиоуглеродного анализа стоянки этой культуры датируются
третьим и даже пятым тысячелетием до н. э. Знаки на керамике культуры Археологические исследования более поздних эпох истории материальной
культуры Китая показали, что в начале второго тысячелетия до н.э. на
керамике можно увидеть не одиночные знаки, а группы знаков, которые по
своей графике напоминают знаки на иньских костях и панцирях. Так, на
стоянке Учэн, провинн Цзянси, которая датируется началом второго
тысячелетия до н.э. была обнаружена керамика с насечками, расположенными
группами по 5-7 знаков. В отдельных случаях число насечек может достигать
двенадцати. Такие группы знаков вполне могут рассматриваться как надписи. Насечки на керамике продолжали существовать также и после изобретения
письменности. Они остаются одним из характерных признаков керамики более
поздних Исторических периодов Чуньцю (722 - 481 гг. до н.э.) и Чжаньго (481 На керамике иньского периода различие между насечками и иероглифами не было столь отчетливо. В Сяотуне и Дасыкуне, где было найдено большинство иньских гадательных костей, с самого начала раскопок постоянно попадались керамические сосуды с надписями. Знаки на этих надписях можно идентифицировать со знаками иньского письма, но тем не менее в целом их прочесть не удается. Некоторые исследователи полагают, что в этих поздних надписях знаки иньского письма смешаны с насечками, но причина смешения остается неясной. Такое же смешанное письмо, состоящее из иньских иероглифов и насечек, встречается при раскопках далеко за пределами иньской столицы на периферии империи Инь, а, может быть, и за ее пределами. В культурном слое Мацяо IV неподалеку от Шанхая, который хронологически соответствует среднему и позднему периоду Инь на Центральной Равни- не, была обнаружена керамика со знаками-насечками и настоящими знаками иньской иероглифической письменности. Даже изложенные здесь немногочисленные описания насечек, найденных на
керамике в раскопках неолитических культур, иньского и раннего чжоуского
времени, свидетельствуют о длительной эволюции китайского письма от
простейших графических изображений, не связанных посредственно с языком, к
знакам, передающим лингвистические единицы. Как известно, потребность в
письменности возникает на том уровне развития цивилизации, когда требуется
устойчивая коммуникация в обществе как во| времени, так и в пространстве. Для создания письменности требуются как графические, так и технические
условия. Материал, на который наносились знаки разного назначения, должен
обладать такой поверхностью, которая соответствовала бы возможностям
избранного орудия письма. Как и во всех остальных центрах цивилизации
первым орудием письма в Китае был заостренный предмет, пригодный для
нанесения тонких линий. Соответственно, материал для письма должен был
обладать мягкой поверхностью. Как известно, гончарное производство в Китае
достигло высокой степени совершенства, китайские гончары располагали
разными способами нанесения орнамента и, вообще, любого изображения на
сырые и обожженные изделия. Поэтому сырая или обожженная глина была вполне
доступным материалом для письма. Однако самым древним дошедшим до наших
дней материалом являются лопаточные кости крупных млекопитающих и панцири
черепах. Для придания процарапанным линиям большей контрастности
использовался черный краситель, который заполнял процарапанную бороздку. Археологи, занимающиеся китайской керамикой эпохи неолита и бронзы, а
также исследователи истории китайского письма с полным основанием
усматривают связи насечек на керамике со знаками иньской иероглифической
письменности. Уже к настоящему времени опубликовано много статей, где тот
или иной знак на керамике идентифицируется со знаком иньского письма. Не
приходится также сомневаться, что графика этих знаков генетически связана с
орнаментом и рисуночным декором на керамике того времени. Иначе говоря,
насечки, орнамент, рисуночный декор на неолитической керамике создавали ту
графическую среду, в которой формировалось иньское иероглифическое письмо. Иньское письмо Первым источником сведений о древнейшем периоде развития китайской
письменности являются надписи на гадательных костях, обнаруженных в большом
количестве при раскопках последней столицы династии Шан, которая находилась
на месте современной деревни Сяотунь уезда Аньян провинции Хэнань. По
современному административному делению уезд Аньян входит в провинцию Хэбэй. Этот город оставался столицей династии Шан до конца существования в Большое сходство с иньским иероглифическим письмом наблюдается в
оригинальной письменности, которая распространена в волости Шанцзянъюй
уезда Цзянюн провинции Хунань. Эта иероглифическая письменность
используется исключительно женщинами и поэтому называется женским письмом в
отличие от китайской иероглифической письменности, которая называется
мужским письмом. В настоящее время сохранились тексты женского письма,
начиная с XIX в. Местные жители сообщают,что сущетвовали и более старые
письменные памятники этого
письма, но они были уничтожены в период борьбы с суевериями. По своим
принципам обозначения женское письмо по существу ничем не отличается от
китайского: оно содержит знаки пиктографической и идеографической
категорий. Среди них имеется множество таких, которые используются главным
образом как слоговые фонетические знаки, что приближает письменность по ее
типу к слоговому алфавиту. Се-Чжиминь, основной исследователь этого
письма, полагает, что оно непосредственно восходит к иньскому письму. Более
вероятным представляется независимое изобретение знаков женского письма,
однако в любом случae это письмо представляет чрезвычайный интерес. IОднако в основе любой невербальной коммуникации в конечном счете
лежит речь: любой образ при его осмыслении описывается речевыми средствами. Техника формирования зрительных образов для передачи речи на языке народа Инь порождена его традиционной культурой. Как известно, знаки- символы могут быть самыми обычными предметами как, например, лавровый венок - символ победы, а оливковая ветвь - символ мира и т. п. Знаковую функцию имеют также жесты, которые в визуальных жанрах искусства - театре и танце - помимо смысловой несут также и эстетическую функцию. По своей семантической структуре иньское письмо состояло, в
основном, из пиктографических знаков. Пиктограммы иньского письма
представляли собой схематизированное изображение одного предмета: горы,
солнца, текущей воды и т. п. Рисуночные знаки создавались прежде всего для
изображения предметов с явно выраженной внешней формой. Для обозначения
действий и процесса создавались сложные знаки - идеограммы, состоящие из
нескольких простых изображений. Знак "возделывать земли представлял собой
изображение человека, который в руке держит двузубую мотыгу, "ловить рыбу" Степень детализации изображения в разных случаях могла быть
различной. В отличие от современных иероглифов внутри знаков иньского
письма стандартные графические единицы-графемы не выделялись. Число черт в
составе знака зависело от желания пишущего передать в своем изображении
большее или меньшее число деталей. Исследователи иньского письма указывают
на сходство графического стиля иероглифов, изображающих животных, со стилем
зооморфного орнамента, который встречается на различных предметах
материальной культуры эпох Инь и даже предшествующих исторических эпох. Это
означает, что в своих истоках китайская иероглифическая письменность
связана с изобразительным искусством и с орнаментом. Это делает понятным
причину, по которой знаки китайского письма были названы словом вэнь Каждая черта в составе письменного знака имеет определенный структурный смысл и предметную семантику. В иньском иероглифическом письме четкое деление иероглифа на
графические элементы еще отсутствует. Если возвратиться к рассмотренным
выше примерам, то приведенные там знаки не могут быть четко разделены на
графические элементы. Знак "возделывать землю" представляет собой
изображение человека с мотыгой в руках, но не графический комплекс Четкое деление иероглифов на графические элементы связано с
дальнейшим развитием иньского письма и с превращением простых или составных
иероглифов в стандартные знаки китайской иероглифической письменности. ского стандарта для знаков иньской письменности и от- сутствие четкого выделения графических элементов в составе, можно определенно говорить о наличии в иньской иероглифической письменности знаков-пиктограмм или зна- ков-идеограмм. Как и во всех иероглифических письмен- ностях в иньской письменности заметны признаки фонетизации: в надписях на гадательных костях имеется неболь- шое число знаков, которые используются фонетически, фонетическим называется такое использование знака, при котором он обладает не своей обычной референцией, но передает чтение другой лингвистической единицы с тем же звучанием, т. е. в случае слогоморфемного языка он по существу выступает как слоговой знак. В китайской филологической традиции фонетическое использование знака называется заимствованием, а иероглиф, использованный как слоговой знак, считается заимствованным. I Как и многие древние письменности иньское иероглифическое письмо на гадательных костях и панцирях черепахи имело явно выраженную сакральную функцию. Одно время считалось, что использование письма в империи Шан ограничивалось пределами императорского двора в столице Инь, но уже в 40-х годах гадательные кости были найдены в раскопках по всей территории империи Шан. Повсеместное распространение гадательных костей свидетельствует о том, что гадания подобные императорским проводились и в резиденциях других правителей. Примечательно, что гадание на костях и панцирях сохранялось в первые годы следующей династии Чжоу и только потом вышло из употребления. О светском употреблении иньского письма свидетельствуют также и
нечитаемые надписи на керамике. Поэтому иньское письмо, вероятно,
применялось также и в повседневной жизни. Не вполне ясно, какие материалы
использовались для письма. Трудно представить себе, что в то время уже
существовала тушь и какое-нибудь средство для ее нанесения на поверхность. Чжоуское письмо При переходе от династии Шан к династии Чжоу ритуал, безусловно,
оказался той областью общественной жизни, где произошли наиболее
существенные перемены. Одним из атрибутов чжоуского ритуала были бронзовые
ритуальные сосуды и колокола с надписями. Те и другие были обязательной
принадлежностью ритуала жертвоприношения в честь предка, прославившего
семью и удостоенного милости императора Чжоу. Обряд жертвоприношения, для
которого требовались специально изготовленные сосуды с надписями,
совершался также после разного рода пожалований и после совершения важного
юридического акта - решения суда, размежевания земель и т. п. В этих
случаях в надписях на жертвенных сосудах излагалось, кто и за какие заслуги
получает назначение на должность или иную милость, и в чем состоит решение
суда. Таким образом, ритуальные сосуды выполняли функцию жалованных грамот
и судебных постановлений для подтверждения прав и привилегий их владельца. Несмотря на то, что надписи на гадательных костях эпохи Шан
встречаются на всей территории шанского государства, сколько-нибудь
заметных локальных вариантов иньского иероглифического письма не
засвидетельствовано, что позволяет говорить как об уязвимости его
распространения, так и о достаточно последовательном соблюдении норм
начертания его знаков. В настоящее время трудно установить причину, по
которой при династии Чжоу в китайском письме стали развиваться локальные
вариации. Одна из наиболее вероятных причин состоит в том, что письменность
стала применяться в более широких масштабах и ее функции расширились. Заключение Таким образом, мы видим, что китайская письменность является уникальным явлением в ряду прочих письменностей, как, впрочем и вся китайская культура является неповторимой и интересной для изучения. Иероглифическая письменность прошла несколько этапов развития, и, несмотря на многочисленные попытки реформаторов изменить ее, сделав более доступной для народа, общие принципы иероглифического письма остаются неизменными на протяжении десятков столетий. Поэтому, для того, чтобы понять китайскую культуру, китайскую цивилизацию и, насколько это возможно, китайское традиционное мировоззрение, необходимо изучать не только китайский язык, но и его историю. Более того, я уверен, что понимание красоты и величия наших великорусских языка, истории и культуры невозможно без знания языка и культуры других цивилизаций, и чем больше ты знаешь языков, тем лучше понимаешь свой. Все познается в сравнении. Первый шаг к пониманию Русского народа я сделал, начав изучать Китайскую цивилизацию. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Пособие по иероглифике к учебнику «Практический курс китайского языка» 4. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. 5.Страноведение Китая. Кочергин И. В., Щичко В. Ф. Москва. Издательство
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|