| |||||
МЕНЮ
| История русской музыкиp> Особо надо выделить самого крупного и значительного композитора XVIII века Д.С. Бортнянского (1751-1825). В творчестве Бортнянского уже не ощущается того разрыва между своим, почерпнутым из родного источника, и заимствованным извне, чужеродным, который дает себя чувствовать во множестве даже наиболее талантливых произведений русской музыки XVIII столетия. Это обусловливается, с одной стороны, исключительной свободой и непринужденностью его владения разнообразными средствами композиторской техники, с другой стороны отсутствием "бытовизма" Бортнянский обучался пению и теории музыки в Придворной певческой
капелле в Петербурге. Композицию изучал под руководством венецианского
мастера Б. Галуппи. С 1769-79 жил за границей. В это же время в Италии были
поставлены его оперы: "Креонт" (в оригинале "Антигона", 1771, Венеция), Музыкальная культура XIX века Историко-культурное значение XIX века в развитии русской культуры XIX век в России связан с крупнейшими политическими и социальными изменениями, и большую роль в этом играла война 1812 года и отмена крепостного права. В литературе, поэзии, музыке, живописи ярко обострилась тема социального неравенства. Но Россия все еще не имела в области словесности, театра, музыки, архитектуры произведений, равных знаменитым европейским образцам. Уже в первой половине XIX века русская художественная культура достигает блестящего, ослепительно яркого расцвета. Освобождаясь от элементов подражательности, она находит оригинальные и самобытные формы выражения для разнообразнейшего, широчайшего по охвату содержания и создает великие непреходящие ценности общечеловеческого значения. Творчество таких ее гениальных представителей, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка, составляет одну из высочайших вершин не только русского, но и мирового искусства Сильный толчок подъему общественной инициативы дала Отечественная война Значительное влияние на развитие русской культуры XIX века оказало
восстание декабристов. Все эмоции, мысли, переживания нашли отражение во
многих литературных и музыкальных произведениях того времени В этих условиях особенно большое значение приобретает литература, произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова становятся основным рупором освободительной мысли. Все сказанное создает предпосылки для образования классических школ
русской национальной литературы и искусства Сообщения о русской музыке начинают все чаще появляться с этого времени
в иностранной печати. За несколько месяцев до появления статей Берлиоза о Развитие песенной культуры России и влияние на нее войны 1812 года. В области бытового музицирования происходит целый ряд серьезных и глубоких
изменений: возникают некоторые новые жанры, старые формы эволюционируют под
влиянием нового жизненного содержания, меняется характер образов и
интонационно-выразительных средств. Бытовая народная песня откликается на
крупные политические и социальные события общенационального значения. Отечественная война вызвала также появление выразительных лирических песен, в которых запечатлены глубокая народная скорбь, печаль и горе, вызывавшиеся тяжкими бедствиями отчизны, опустошением родного края, утратой близких. Русская народная песня стала пользоваться исключительно широкой популярностью, распространяясь во множестве различных обработок – для хора, голоса с сопровождением и отдельных инструментов. С 1806 по 1815 года сборник Прача выходит вторым и третьим изданием. На его основе создавались песенные сборники общедоступного типа. Широко известен был своими обработками народных песен талантливый
русский музыкант, вышедший из крепостных крестьян, Данила Кашин. В По одинаковому с Кашиным пути взаимопроникновения народно-песенных и
городских романсных интонаций шел другой известный собиратель песен, по
происхождению крепостной крестьянин, Иван Рупин, являвшийся также
талантливым певцом-исполнителем (фамилия его произносилась современниками с
итальянским окончанием — Рупини) и составителем популярного песенного
сборника, изданного в Рядом с различными бытовыми преломлениями русской народной песни
развивается лирический сентиментальный романс, пользовавшийся также
исключительно широкой популярностью в самых разнообразных слоях общества. К числу распространенных вокальных жанров начала XIX века принадлежала баллада, связанная с романтическими тенденциями русской литературы и искусства этого времени. Баллада вносила в область камерного вокального творчества элемент развитого драматического повествования, яркой описательности, разнообразие По типу баллады, с контрастным противопоставлением сменяющихся эпизодов и ярко живописной передачей отдельных словесных образов, писались сочинения на тексты не только драматически-повествовательного, но и лирического характера. Такие крупные, свободные по построению вокальные пьесы назывались обычно "фантазиями". Русская опера в XIX веке Театр продолжал играть огромную роль в русском искусстве и общественной действительности первой половины XIX века. Он привлекал людей самого разнообразного круга, глубоко потрясая пеструю толпу своих зрителей и вызывая сильные, волнующие эмоции. Для многих театр являлся насущнейшей потребностью и своими яркими, разнообразными впечатлениями восполнял будничную серость реальной повседневной жизни, втиснутой в тесные рамки строгого, сурово регламентированного казенного распорядка1 В области драматического искусства получали живой и непосредственный
отклик выдающиеся события того времени. В период героических войн с В 1803 г. создается русская оперная труппа, хотя она еще не пользовалась полной самостоятельностью и не была целиком отделена от драматического театра. До этого времени, как мы знаем, оперы русских композиторов исполнялись драматическими актерами, выучивавшими свои партии большей частью на слух. Окончательное разделение оперной и драматической труппы произошло в Во главе русской оперной труппы был поставлен Каттерино Альбертович Среди артистов русского оперного театра выдвигаются в это время такие
первоклассные по масштабу мастера, как О. А. Петров (бас) и А. Я. Воробьева- В связи с национальным подъемом, вызванным Отечественной войной 1812
г., в опере, как и в драматическом театре, возникает тяга к героическим
сюжетам и образам родного исторического прошлого. Появляются произведения,
проникнутые идеей народного героизма и самопожертвования во имя родины. Русская композиторская школа XIX века Без сомнения самым ярким представителем композиторской школы первой половины XIX века является Михаил Иванович Глинка(1804-1857) Глинка родился в семье смоленских помещиков И. Н. и Е. А. Глинок (бывших троюродными братом и сестрой). Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия — игра на скрипке и фортепиано — начались довольно поздно (1815-16) и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?.. Музыка — душа моя!». В 1818 Глинка поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте (в 1819 переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где учился вместе с младшим братом Пушкина Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом, который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Гувернером Глинки был В. Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано (сначала у английского композитора Джона Филда, а после его отъезда в Москву — у его учеников Омана, Цейнера и Ш. Майра — довольно известного музыканта). Закончил пансион в 1822 вторым учеником. В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Гуммеля. Начало самостоятельной жизни После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу. В 1823 он поехал лечиться на кавказские минеральные воды, затем отправился в Новоспасское, где иногда «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке», тогда же начал сочинять оркестровую музыку. В 1824 был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения (ушел в отставку в июне 1828). Основное место в его творчестве занимали романсы. Среди сочинений той поры «Бедный певец» на стихи В. А. Жуковского (1826), «Не пой, красавица, при мне» на стихи А. С. Пушкина (1828). Один из лучших романсов раннего периода — элегия на стихи Е. А. Баратынского «Не искушай меня без нужды» (1825). В 1829 Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки. Пребывание в России (1834-1842) После длительного путешествия по Европе, целью которого было познакомиться и лучше понять ее культуру, Глинка возвращается в Россию, Глинка поселился в Петербурге. Посещая вечера у поэта Жуковского, он познакомился с Гоголем, П. А. Вяземским, В. Ф. Одоевским и др. Композитор увлекся идеей, поданной Жуковским, написать оперу на сюжет об Иване Сусанине, о ком он узнал еще в юности, прочитав «Думу» К. Ф. Рылеева. Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя», 27 января I836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы. В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы. Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было — из-за глубоко новаторского характера драматургии). На одном из представлений «Руслана» побывал Ф. Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом. В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840). Новые странствия (1844-1847) Весной 1844 Глинка отправился в новое заграничное путешествие. Пробыв несколько дней в Берлине, он остановился в Париже, где встретился с Берлиозом, который включил в свою концертную программу несколько сочинений Глинки. Выпавший на их долю успех натолкнул композитора на мысль дать в Париже благотворительный концерт из собственных произведений, что и было осуществлено 10 апреля 1845. Концерт был высоко оценен прессой. В мае 1845 Глинка отправился в Испанию, где пробыл до середины 1847. Испанские впечатления легли в основу двух блестящих оркестровых пьес: «Арагонской хоты» (1845) и «Воспоминаний о летней ночи в Мадриде» В 1848 композитор провел несколько месяцев в Варшаве, где была написана «Камаринская» — сочинение, о котором П. И. Чайковский заметил, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка». Последнее десятилетие Зиму 1851-52 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с М. А. Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки»), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой. В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине, где скончался в феврале 1857 и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года его прах был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.1 Если конец XVIII века был для России временем создания профессиональной
композиторской школы, а первая половина XIX столетия, отмеченная гением В этот период появляется целая плеяда выдающихся композиторов,
многосторонне и глубоко отражающих в своем творчестве жизнь русского
общества. К указанному двадцатилетию относится создание таких бессмертных
произведений, как оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Могучая кучка Вторая половина XIX века – время возникновения товарищества, получившее
с легкой рукой критика В.В. Стасова, наименование "Могучая кучка". В него
входили М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Могучая кучка — выдающееся явление русского искусства. Она оставила
глубокий след во многих сферах культурной жизни России — и не только Чайковский не входил в могучую кучку, но многое роднило его с куч стами Главой и руководителем Могучей кучки был Милий Алексеевич Балакирев Цезарь Антонович Кюи (1835-1918), российский композитор, член Модест Петрович Мусоргский (1839-81), российский композитор, член Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908), российский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки». Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока. Бородин Александр Порфирьевич (1833-87), русский композитор и ученый- химик. Член «Могучей кучки». Его опера «Князь Игорь» (завершена Н. А. Петр Ильич Чайковский и его роль в русской музыкальной культуре XIX века Петр Ильич Чайковский (1840-93) родился 25 апреля 1840 г., в Камско- При основании консерватории в Москве в 1866 г. Чайковский был приглашен туда профессором гармонии. В 1866 г. Чайковский дебютировал перед московской и петербургской публикой увертюрой F-dur, со средним успехом. Постоянная нужда в деньгах заставила Чайковского заняться критической деятельностью. От этого тягостного для него занятия он отказался, как только материальные условия его улучшились. Опера В апреле 1883 г. в Петербурге был исполнен был "Евгений Онегин" в музыкально-драматическом кружке под управлением К.К. Зике и имел несомненный успех. На императорской сцене в Петербурге он шел в первый раз 19 октября 1884 г. С каждым спектаклем возрастала любовь публики к этому лучшему произведению Ч. В 1877 г. произошла перемена в материальной обстановке Чайковского, благодаря Н. Ф. фон-Мекк, предложившей В каталоге сочинений Ч. значатся 76 opus'ов, 10 опер, 3 балета. Судя по его письмам, Ч. был крайне впечатлителен и глубоко несчастлив. Ни материальные условия, ни переменчивость успеха не были, по-видимому, причиной тяжкого его душевного состояния. Какая была причина безысходной тоски, преследовавшей Ч. - этот вопрос не разъяснен. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург. Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Ему принадлежат следующие оперы: «Евгений Онегин» С 1958 в Москве проводится Международный конкурс имени Чайковского. Заключение XVIII и XIX век дали русской и мировой музыке замечательные сочинения. Были заложены основы русского музыкального образования, которое сейчас по праву занимает одно из первых мест в мире. Созданная Глинкой и Могучей кучкой русская музыкальная история, их увлечение народной культурой нашли свое отражение в произведениях композиторов XX века: Прокофьева, Шостаковича. Музыкальная культура XVIII, XIX века через слияние с европейской
культурой, через ее преобразование приобрела самобытные особенные черты и
стала в свою очередь оказывать на нее существенное влияние, развиваясь и по
сей день. 1) Большая советская энциклопедия 2) Ю. Келдыш “История русской музыки” 3) Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 4) А.Н. Крюков "Могучая кучка" 5) Э.Л. Фрид "Русская музыкальная литература" Выпуск 2 6) Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия -----------------------
Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|