| |||||
МЕНЮ
| Источники Конституционного права РФИсточники Конституционного права РФсмотреть на рефераты похожие на "Источники Конституционного права РФ"
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Список использованных источников: 16 Введение В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения. В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают правовые акты. Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы. Для источников конституционного права существует особый порядок не
только их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. Достаточно широко известно, что Конституция Российской Федерации1,
принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря При написании данной работы были проанализированы Конституция РФ,
комментарии к Конституции РФ. Среди литературы, использованной при
написании данной работы, я хотел бы отметить работу "Федеральное
конституционное право России. Учебное пособие для студентов юридических
вузов и факультетов" Б.А. Страшуна как, на мой взгляд, наиболее полный и
последовательный анализ источников конституционного права РФ. Кроме того,
при написании данной работы использовался учебник по конституционному
праву РФ "Конституционное право России " под редакцией Е. И. Козлова, _________ Глава 1. Обзор источников конституционного права. Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько их видов. Особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются: -по юридической силе; -по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; -по порядку принятия; -по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом Российской Федерации. Примерами федеральных конституционных законов могут служить: -"О референдуме Российской Федерации" N 2-ФКЗ от 10.10. 1995 года -"Об арбитражных судах в Российской Федерации " N 1-ФКЗ от 28.04 1995 г. 2; -"О судебной системе Российской Федерации "N 1-ФКЗ от 31.12 1996г3; -"Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" N 1-ФКЗ от 26.02.1997 г. ; - «О правительстве Российской Федерации" N 2-ФКЗ от 17.12.1997 4г. Среди федеральных законов источниками конституционного права являются такие, как: -"О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата _______ 1. См.: «Российская газета", N 204, 19.10.95. 2. См.: «Российская газета", N 93, 16.05.95. 2. См.: «Российская газета", N 43-44, 04.03.97. 3. См.: «Российская газета", N 245, 23.12.97. 4. См.: «Российская газета", N 88, 12.05.94.
Федерацию" (1996 г.)1 Следующий источник конституционного права образуют три договора о
разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общим
наименованием Федеративный договор, действующий в части, не противоречащей Характеризуя виды источников права, следует выделить такой
специфичный вид, обусловленный федеративным устройством, как договоры о
разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов,
заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи 11 Конституции Значительной частью источников конституционного права являются
постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании _______ 1. См Учебник "Конституционное право России" 2. См.: «Российская газета", N 186, 25.09.97, N 189, 30.09.97. Особое место среди источников Конституционного права занимают декларации: -Декларация о государственном суверенитете РСФСР о 12 июня 1990 г.; -Декларация о языках народов России N 1807-1 от 25 октября 1991 г. -Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Такого рода декларации имеют государственно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для государственно-правового развития государства; в них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, принципы, необходимые для всей политики в данной сфере; и им должно быть подчинено соответствующее законодательство. В связи с образованием Союза Беларуси и России источником
конституционного права стал и Устав Союза Беларуси и России, подписанный К источникам конституционного права, действующих только на территории
субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции
республик и уставы других субъектов Федерации, принятые их законодательными Конституции республик и уставы других субъектов Федерации должны
соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам. По
отношению к другим нормативным правовым актам принимаемым органами субъекта Источниками конституционного права являются также международно- правовые нормы, которые содержатся в международных договорах, имеющих обязательную силу для Российской Федерации. Как известно, согласно части 4 статьи 15 Конституции,
Незавершённость процесса формирования на основе новой Конституции
системы конституционного права России объясняет такую особенность видов
источников конституционного права, как действие некоторых законов бывшего Глава 2. Источники конституционного права РФ 2.1. Конституция РФ - основной источник конституционного права. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующие: 1) нормы, устанавливаемые в Конституции, имеют учредительный характер и являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательными, могут устанавливать, в частности, новые институты, изменять систему государственных органов; 2) в Конституции устанавливаются государственно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего государственно-правового регулирования. В них определяются все основные связи, посредством которых данная общность людей объединяется в гражданское общество, определяет механизмы управления государственными и общественными делами; 3) Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства,
его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, 3. См.: «Российская газета", N 240, 14.12.95. принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В 4) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и
применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты,
принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции 5) в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования; 6) значение Конституции как основного источника определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают в качестве формы воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности; 7) Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности. Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник конституционного права служит формой установления норм, составляющих ядро данной отрасли, всего государственно-правового регулирования общественных отношений, входящих в её предмет. 2.2. Федеральные Конституционные законы как источники конституционного права. Следующим источником конституционного права России являются федеральные конституционные законы. Идея таких законов преследовала цель уменьшить объем самой Конституции Согласно части 1 статьи 108 Конституции, федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Вопросы, подлежащие, согласно Конституции, урегулированию федеральными конституционными законами, упоминаются в 13 ее статьях. Это: ( чрезвычайное положение (ст. 56, 88); ( военное положение (ч. 3 ст. 87); ( образование новых субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 137); ( порядок принятия в Российскую Федерацию новых субъектов (ч. 2 ст. 65, ч. 1 ст. 137); ( порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 66); ( описание и порядок официального использования государственных символов - государственного флага, герба, гимна (ч. 1 ст. 70); ( порядок назначения референдума (п. "в" ст. 84); ( статус Уполномоченного по правам человека (п. "д" ч. 1 ст. 103); ( порядок деятельности Правительства Российской Федерации (ч. 2 ст. 114); ( судебная система (ч. Зет. 118, ч. Зет. 128); ( порядок созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135). Нетрудно заметить, что перечисленные вопросы охватывают не всю материю
конституционного характера, оставшуюся за пределами действующей Значительная часть правоведов склонна толковать часть 1 статьи 108 Поэтому представляется более правильной позиция, согласно которой по
конституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень. Федеральное Пока что действуют всего три федеральных конституционных закона: один, как упоминалось, регулирует федеральный референдум, а два - институты судебной власти, причем не в полной мере. Указать Промедление с принятием остальных таких законов отрицательно сказывается на демократическом развитии нашего государства 2.3. Указы и распоряжения Президента РФ. Такие акты весьма обычны для главы государства. В Конституции
указывается, что они обязательны для исполнения на всей территории Указы Президента могут быть нормативными (см. ч. 2 ст. 125 Нормативные акты издаются на основании определенных полномочий Ненормативные - это акты применения Президентом какого-то закона;
по времени действия и по кругу лиц, на которых они распространяются, они
носят ограниченный характер. Президент издает указы в пределах своей
компетенции. В первое время после вступления в силу Конституции 1993 г. Аналогичные правовые акты для своих территорий издают президенты и
главы администраций (губернаторы) республик и других субъектов 2.4. Регламенты палат Федерального собрания. Источниками отрасли конституционного права являются Регламенты палат 2.5. Декларации. В этой правовой форме были приняты важные конституционно-правовые
нормы: Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990 г.) и
аналогичные акты в ряде республик - субъектов Российской Федерации, Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-
правового развития. Эти принципы реализованы в принятой в 1993г. 2.6. Постановления правительства РФ. Поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оно
издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Постановления Правительства России являются обязательными для органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции) и совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции). 2.7. Постановления Конституционного суда РФ. К числу источников конституционного права относятся постановления Следует оговориться, что Конституционный Суд толкует Конституцию не только при разрешении дел, рассмотренных по пенициальным запросам управомоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности нормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Суд подчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющую собой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только в мотивировочной части постановлений, а, следовательно, вряд ли может, безусловно, считаться нормой. Постановления Конституционного Суда, выносимые в связи с разрешением споров о компетенции (ч. 3 ст. 125 Конституции), тоже, как представляется, должны содержать нормы конституционного характера. 2.8. Договора и соглашения. Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Россия. Такие акты, еще не вошедшие в практику, в будущем, возможно, будут приниматься Межпарламентской Ассамблеей и наднациональными исполнительными и судебными органами. Процедура их принятия и юридическая сила пока не определены. В практику Российской Федерации все шире входят внутренние до
говоры и соглашения. Важным источником конституционного права ос тается 2.9. Правовые акты СССР и РСФСР. Некоторые из этих актов являются источниками конституционного
права России в силу принципа правопреемственности или на период, пока не
будет принято заменяющее их законодательство. В постановлении Верховного "Заключительные и переходные положения" Конституции 1993г.
устанавливают, что законы и другие правовые акты, действовавшие на
территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей 2.10. Акты представительных органов местного самоуправления. Конституция отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. И если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. При любом толковании этого указания ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которые осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов. В конституционном праве ряда зарубежных государств в качестве
источника конституционного права признают обычаи и доктрины Заключение В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что источники
конституционного права имеют исключительно большое значение для укрепления
законности в правовом государстве. Совершенство названных источников
напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества
по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана
своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а
практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания
гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. Каковы основные пути усовершенствования источников конституционного права в современном государстве России? Необходимо нормативно зафиксировать "фундамент" регулятивной системы
государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой
права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один
из них - Конституция. При этом Конституция государства не может
ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и
иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Список использованных источников: 1. Конституция РФ 1993 г., Москва: 1996 г. 2. Мирошникова В.А. 0 Комментарий к Конституции РФ. - М.: Ассоциа- ция авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 1998 г. 3. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Баглай М.В.-М. Норма-Инфра-М, 1998,- 741с. 4. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. М.-1995 г. 5. Козлова Е.И., Кутафин О.В. “ Конституционное право России ”. М.: Юристъ, 1999 г. 6. Федеральное конституционное право России. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов. Сост. Б.А. Страшун. - М. Норма, 1996.-385 с.
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|