| |||||
МЕНЮ
| Источники формы праваp> Наиболее характерным для Российской Федерации источником права является нормативный акт. Правом на издание нормативных актов обладают не все государственные органы. В Российской Федерации такие акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме. Все нормативные акты государственных органов принято делить на законы и подзаконные акты. Ведущее место в системе нормативных актов занимают законы. Акты остальных видов издаются на основе и во исполнение законов и потому называются подзаконными. Высшей юридической силой среди нормативных актов обладает Конституция Конституция Российской Федерации представляет собой юридическую базу
для всего действующего законодательства. Основополагающие установления Вторыми по значимости нормативными актами являются законы. В юридическом смысле закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Законы в Российской Федерации принимаются высшими представительными органами как самой Федерации, ее субъектов, так и соответственно народным голосованием (референдумом).1 Этим обусловлено верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые, как уже говорилось, считаются подзаконными и не могут противоречить закону. Принятие нового закона обычно влечет за собой необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по урегулированному новым законом вопросу. Сам же закон может быть отменен лишь той инстанцией, которая этот закон приняла. Закон, принятый на референдуме, обладает высшей юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждается. Важной отличительной чертой закона является то, что в нем всегда содержатся юридические нормы, то есть он всегда нормативен. Этим он отличается как от актов других органов, так и от иных видов актов высшего представительного органа — постановлений, деклараций, посланий, обращений. Законом обычно регулируются наиболее важные отношения в обществе, устанавливаются отправные начала правового регулирования. Нормы, содержащиеся в актах других видов, основываются на нормах законов, являются производными от них. Законы, наконец, издаются в определенном порядке. Для их принятия характерна особая законотворческая процедура. Каждый закон проходит обязательные стадии, которые нашли законодательное оформление в регламентах высших представительных органов. Будучи едиными, по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных отношений, законы делятся на определенные виды. В частности, по значимости содержащихся в них норм они делятся на конституционные и обыкновенные. К числу конституционных законов относятся прежде всего законы,
вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы,
необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и
текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала)
законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы — это федеральный
закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения
регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона «О языках народов РСФСР» в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон. Издание законов — не единственная форма правотворчества высших
представительных органов. Так, палаты Федерального собрания — Среди нормативных актов Российской Федерации особое место занимают указы Президента Российской Федерации. По своему правовому статусу, определенному Конституцией, Президент Российской Федерации является главой государства, издающим распоряжения и указы1. Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим вопросам
оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента
могут иметь нормативный характер. Об этом прямо сказано в ст. 115 В соответствии с законом о Правительстве Российской Федерации Указы Президента Российской Федерации как подзаконные акты не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В противном случае действует норма Конституции и закона Российской Федерации. Нормативные акты Правительства. Правительство Российской Федерации
издает постановления и распоряжения. Распоряжения обычно содержат
конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера. ГЛАВА 2. Нормативно-правовой акт как источник права Говоря о юридических актах необходимо обратить внимание на то, что
термин «акт» имеет в сфере права два значения: а) правомерного действия — юридического факта, в том числе действия по
правотворчеству, когда законодательный орган совершает действия по изданию,
изменению или отмене закона; б) официального документа, в котором выражаются и закрепляются
результаты тех или иных действий и в котором, следовательно, они Когда речь идет об источниках права, то слово «акт» понимается главным образом во втором из указанных значений (хотя «имеется в виду», что при помощи таких актов устанавливаются, изменяются, отменяются юридические нормы); в нормативном акте-документе как раз и находят официальное закрепление правотворческие действия (акты в значении действия)1. Во всех правовых системах под нормативным актом понимается акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Этими признаками нормативный акт отличается как от актов применения права (где речь идет о приложении нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов толкования права (где речь идет о разъяснении того, как нужно понимать уже действующую норму). Нормативный акт имеет определенные преимущества перед другими источниками права. Во-первых, государственные органы имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса. Во-вторых, в силу определенных правил изложения нормативный акт является лучшим способом оформления устоявшихся норм. В третьих, на него легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением1. Нормативный акт является наиболее распространенным и, более того, даже классическим и первостепенным источником права для всех стран, объединяемых в систему «писаного права». Нормативные юридические акты нужно строго отличать от индивидуальных юридических актов, в которых содержатся не юридические нормы, а результаты индивидуальных действий по конкретным вопросам: либо разовое, персональное предписание, например, решение суда по конкретному вопросу, распоряжение по тому или иному вопросу руководителя администрации либо результаты юридических действий частных лиц, скажем, завещание, договор. Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ. 1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы. 2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации. 3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм. 4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона. Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты1: а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов; б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящими не могут им противоречить; в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках. Итак, нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). а)Действие нормативных актов во времени. Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»). В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним
из следующих способов: в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату,
с которой юридический документ вступает в силу; в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается
вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента
опубликования» и т. д.); в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования. Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со
дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Прекращение действия нормативного акта происходит в результате: - истечения срока, на который был принят юридический документ; - объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте); - принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений; - устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР). Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов. Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (эта
юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Во-вторых, нормативно-правовой акт моет утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений. б) Действие нормативных актов в пространстве. Действие нормативных актов в пространстве суть территориальные
ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той
территории, на которую распространяется суверенитет государства или
компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов
распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство. К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда — в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве. в)Действие нормативных актов по кругу лиц. Существует общее правило, в соответствии с которым действие нормативно- правовых актов распространяется на всех лиц находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из это правила есть исключения:[1] ( во-первых, действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей; ( во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция или УК РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, и т.д.); ( в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства: -им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные
обязанности(право избирать и быть избранными в государственные
органы,обязанность служить в Вооруженных Силах Росии и т.д.); Особую категорию адресатов нормативных актов составляют лица с двойным гражданством,а так же беженцы и перемещенные лица.Лица с двойным гражданством(бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств.Беженцы,покинув свою страну в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств,так же становятся субъектами правоотношений нескольких государств.В отличае от них вынужденные переселенцы покидают(по разным причинам) не суверенное государство,а какой-либо регион данной страны. ГЛАВА 3. Закон как ведущий источник права, его признаки. Высшая юридическая сила законов. Виды законов. Закон — нормативный юридический акт высшего государственного Исходя из определения, данного С.С. Алексеевым, признаки закона1 можно подразделить на следующие: • во-первых, закон — юридический акт, притом акт-документ, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм по их отмене или изменению; закон — всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения; закон - источник права; • во-вторых, закон — акт строго определенных, высших органов власти в
государстве, как правило, высшего представительного органа страны — в • в-третьих, закон — нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического «ранга»; ему в принципе «все под силу», он отличается юридической всеобщностью; все иные акты «ниже» закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить; • в-четвертых, закон — нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с закона юридическое регулирование по данным вопросам «начинается», поэтому закон в своем действии (например, в случае неисполнения) «выходит» прямо на суд, который и решает вопросы, связанные с действием закона. Рассматривая закон как нормативный юридический акт — источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов, а именно: — от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих не нормы права, а индивидуальные предписания по конкретным, «разовым» вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам; в примерах, приведенных в первом разделе, это было распоряжение главы администрации); — от интерпретационных актов, т.е. актов толкования, в которых дается
только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые или
изменяются либо отменяются действующие нормы (такие акты в большинстве
случаев имеют другие наименования, например, «постановление», Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка1. Законодательство — это вся совокупность законов, действующих в стране. Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных актов под термином «законодательство» понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативные указы Президента. РФ, нормативные постановления Правительства). В настоящее время нормативные указы Президента (а также постановления Виды законов. Законы подразделяются на: а) конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные. Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные Обыкновенные законы — это акты текущего законодательства, посвященные
различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни
общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами
должны соответствовать Конституции, конституционным (органическим) законам. Главная задача особого органа правосудия — Конституционного Суда — и
состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Среди законов следует выделять: а) федеральные законы — те, которые принимаются федеральным законодательным органом — Федеральным Собранием — и распространяются на всю территорию Российской Федерации; б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) — те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию. Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует выделить отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют законы: административные, гражданские, брачно-семейные, уголовные, земельные, финансово-кредитные, о труде, по социальному обеспечению, процессуальные, природоохранительные. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права). Среди законов (и иных нормативных юридических актов) выделяются кодифицированные законы, акты-кодексы. Кодекс (кодифицированный акт) — это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений. По некоторым проблемам, требующим развернутого, подробного
регулирования, кодекс может содержать только исходные, «рамочные»
нормативные положения, в соответствии с которыми затем разрабатывается и
принимается особый нормативный юридический акт (такой проблемой в Все основные (профилирующие и специальные) отрасли законодательства имеют «свой» заглавный кодекс: гражданское законодательство — Гражданский кодекс; уголовное законодательство — Уголовный кодекс; гражданское процессуальное законодательство — Гражданский процессуальный кодекс и т.д. Для кодексов характерны некоторые структурные, технико-юридические особенности, особые правила внесения в них изменений. Кодифицированные акты носят различные наименования. Наряду со Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются акты в соответствии с их компетенцией, при этом — на основании федеральных кодексов, других федеральных законов, их собственных конституций (уставов). Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений: и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 2 ст. 3). В ряде случаев законы по отдельным проблемам, например, по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов потому, что еще не был принят тот сводный акт — кодекс (Гражданский кодекс), в котором эти проблемы должны были бы получить развернутое и системное регулирование. Вполне понятно поэтому, например, что после принятия ГК большинство из ранее принятых отдельных законов отменено. Характеристика законов как правовых документов высшей юридической
силы, требование верховенства законов означают, что все другие нормативные
акты, кроме законов, — акты иного юридического качества: все они находятся Вместе с тем подзаконность нормативных юридических актов не означает их «меньшую» юридическую обязательность; они обладают необходимой юридической силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами. Правовое регулирование действия закона включает в себя комплекс правил, определяющих время вступления в силу принятого закона, механизм введения его в действие, пределы действия закона во времени и пространстве, орган, способы и средства его исполнения, перечень законов и других правовых актов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием нового закона1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, источник права есть внешняя форма объективизации
правовой нормы, причем только объективизированная («в определенной форме»)
норма становится общеобязательной, правовой нормой, реализация которой
обеспечивается соответствующими средствами государственного воздействия. Мы выяснили, что источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, например, закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение. В нашей работе мы рассмотрели следующие основные формы (источники)
права: правовой обычай, юридический прецедент и нормативный договор и др. Выявление круга источников имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов. В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники)
права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в
правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую
зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по
существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана
своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а
практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания
гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном государстве России? Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы. Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву. В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать «фундамент» регулятивной системы государства, главную форму права. В правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них Конституция. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1981. – 360 с. Перс. с фр. – М.: Междунар. отношения, 1998. – С. 94. XIX в. // Государство и право. – 1997. - № 8. – С. 101 – 109. Государство и право, 1995, № 3. С. 60 - 76. Правоведение. – 1992. №2. – С. 14 – 18. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 384 с. «Юридический центр Пресс», 2001. – 642 с. Государство и право. – 1998. - № 9. - С. 98 - 103. – С. 79 – 86. Государство и право. – 1997. - № 4. - С. 91 - 99.
Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|