| |||||
МЕНЮ
| Ивана КупалаИвана КупалаРЕФЕРАТ НА ТЕМУ: ПЛАН ВВЕДЕНИЕ 1. ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА 2. ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ ПРАЗДНИКА ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве он
известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине- Купало или Купайло. У наших древних предков существовало божество Купало, олицетворяющее
летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через
костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование
летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Ночь Ивана Купала приходится с 6 на 7 июля (24 июня по старому стилю). В
эту ночь веселье, любовь и наслаждение сливаются воедино и праздник по
праву считается самым веселым и сексуальным в году. Это Ночь Удовольствий и ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА Праздник летнего солнцеворота. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займётся подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы и др.), урядник, старейшина. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-
обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Парни загодя срубают деревце (берёзку, вербу, черноклён) высотой в
полторадва человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для
проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки
украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе
называют «марена» или «купала». Под де-ревце прилаживают изображение Ярилы Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если
таковое есть) или под берёзкой, освящаются водой и огнём присутствующими
священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заме-нить Все выстраиваются вокруг берёзки. По рядам пускают братину - ковш с
хмельным напитком. После читают любое из известных прославлений Ярилы. «Во поле было во поле, Стояла берёза. Она ростом высока, Листом широка. Как под этой берёзой Лежал Кострома; Он убитый - не убитый, Да убрусом покрытый. Девица - красавица К нему подходила, Убрус открывала, В лице признавала: «Спишь ли, милый Кострома, Или чего чуешь? Твои кони вороные Во поле кочуют». Девица - красавица Водицу носила. Водицу носила, Дождичка просила: «Создай, Боже, дождя, Дождичка частого, Чтобы травоньку смочило, Остру косу притупило», Как за речкой, за рекой Кострома сено косит, Бросил свою косу Среди покосу.» После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что «Ярила» умер. Хоровод останавливается. Мужчины поднимают «Ярилу», тормошат его, стараясь разбудить. Девушки причитают: «Ой, Господи! Помер он, помер! Какой же он был хороший! Не встанет он больше! Ой, да как же нам расставаться с тобою? И что за жизнь, коли нет тебя! Приподнимись хоть на часочек!» Парни поднимают «Ярилу» и несут его вокруг деревца, пятясь задом наперёд, девушки неутешно плачут: «Батюшка Кострома, свет Ярила, На кого ты нас покинул! Закрылись твои ясны оченьки!» и т.д. Шествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут Проводив весну, встречают красное лето. Все выстраиваются либо полукругом возле капища, либо вокруг берёзки. Волхв, встав перед Богами и подняв руки к небу, творит зачин: «Разыдись темно, Разгорись добро, Засверкай светло, Яри ясное, Солнце красное. Стани-стань доли, Яко Род вели. Стани-стань доли, С неба до земли.» (последние четыре строки произносятся трижды). А далее рекут: «Зашуми моря светлопеныя, Шелести дубы вековечныя, Засверкай мечи разудалыя, Расплодися землица бо ярая, Всполыми огню искрозарье. Да творите славу преогромную, Самому Купале Сварожичу!» Восклицают: «Гой!» Клич подхватывается всеми. Волхв или обавник читает славление «Влике Триглаве - многославе! Диде-Дубе-Снопе нашиа, Вминьте сварожцей славящей, Кие есте отроче ваше. Свароже, кие нам дороже, Свароже - наш великий Боже. Перуне, брады златоруне, Перуне силе нам даруе. Велесе, дерзаце небесе, Велесе, благо дари веси. Бонде над нами благости Божское, Ноне а присно, от веку а до веку! Гой!» Все творят земной поклон. Далее старейшина возглашает славление «Се бо ящете Первие Триглаву поклонящете Се яхом А тому влику славу поящехом Хвалихом а Сварога - Дида Божиа Яко ждете но е Се роду Божескому нащельнико А всенску Роду " студиц вещен Яко вотеце во лете од крыне сва А во зиме николе же не взмерзе А тоя воде живенце пиуще Живихомсия, доконе не прейдехом Якожде све ко нему убендехом До луце гойех райстиех А Богу Перуневи - громоверзецу А Богу про а борениа орцехом Живинта явленои А не перестав ате вращате колие А кыи ны венде стезеу правоу До брание а до тризне влика О всия павшиа Якове же идут бое, живенте вещние По полку Перуныу А Богу Велесу славу рцехом Се бо ста Бог Прави а Яви А тому поема песынема Яко свет есе А чрезе оне видяхом свиет Зрящете - а Яве быте А ты нас о Навие убрежешет А тому хвалу поемо Поехом плясащетему А взывахом Богу нашему Якожде ты земе суне нашиу Азвездиадерзац А свет крепце!» После творят прославление Купалы: «Гой Купало красен Стань во небе ясен Папороть искрящий Огнецвет купавый Во ночи горящий Клады выпростаны Кади выкачены Копны жита золотого Котлы пива хмеляного Во ночи еси чудесной Купы многи составлятись Под куполищем небесным Благо рода совершатись Повели почать купанье Здраву чисту за старанье Славься сам Купалец Великой удалец.» Кличут: «Гой Купале Сварожичу! Гой!» Жрец от каждого собирает требу Купале (хлеб, блины, пироги, зерно, горох, печенья), кладёт её на капище, где освящает со словами: «Божия треба - свети освящайся, От земли до неба - свети освящайся, От соли да хлеба - свети освящайся, Пребуди лепа - свети освящайся!» Затем , выбрав самый большой коровай, проходит с ним вдоль ряда. «Как ходили девочки Около Мареночки Около Купало Солнце заиграло...» Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить берёзку. Тот, кому это удаётся, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от берёзки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки - плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор: «Плыви, Купало, за водою, Да за святою росою...» В воду кидают цветы, освящённые травы, крапиву (оберег от русалок)
и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к
сумеркам собираются к костру - Купальцу. Возжигать его полагается девушке. «Ой на святого Купалу Ой на святого Купалу Там ласточка купалась На бережочке сушилась Красна девица журилась Было лето, иль не было Мати гулять не пускала Златым ключом замыкала Я ж на святого Купалу До милого побежала... Купало, Купало Где ты зимовало? Лотов ало в лесе Зимовало в стресе На святого Купалу Летели гуси ряд по ряду На святого Купалу На святого Купалу Крикнули гуси раз по разу На святого Купалу На святого Купалу Девки ёлки собирали Собирали и не знали Собирали и не знали У Купалича пытали Купала, Купала Что это за зелье Что это за зелье Святое коренье? Девицкая красота Мальчоцкая сухота Девиц умыванье Парней воздыханье Как на святого Купалу Солнце ясно заиграло Ай люли люли, ай люди люли (припев) Ходил чижик по улице Около Мареночки Погуляти со синицей Собрать девок на Купалу Да ребяток на гулянье А девочек венки вить А ребятам шапки бить У девочек своя воля У ребяток того боле.» Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают
игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют: «Ой на святого Ой на Купалу Девки гадали Венки кидали Кидали в воду В воду быструю Скажи (ласковое название реки) Про жизнь молодую С кем наша (река) Век вековати Кого наша (река) Любым назвати Долго ль я жити Долго ли буду Неси (река) венок Не дай потонути.» На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются
в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при
костре - Купальце, кто спать пойдёт, кого старейшина отрядит до утра стоять
на страже, охранять праздник от ворогов. Волхвы с ночи до зари собирают
целебную купальскую росу, срезают вол-шебные травы (девясил, чертогон, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ ПРАЗДНИКА Праздник включает множество обрядовых действий, песен, приговоров,
всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий. На Аграфену обязательно
мылись и парились в банях. Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы
заготавливали веники на весь год. В ночь с Аграфены на Иванов день
существовал обычай "выкатывать ржи" то есть мять их, валяясь по полосе. В
день Аграфены Купальницы все девушки ("невесты" и подростки) расхаживают в
своих лучших нарядах по домам и говорят: "Умойте!" Это значит - подарите
что-нибудь из девичьих украшений: ленточку, бусы, серёжки и проч. Пожалуй,
самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав, кореньев для
лечебных и знахарских целей. "Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают
с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах
клады" - написано в одной из книг начала ХIX века. По убеждению народа,
накануне ночи на Ивана Купала деревья переходят с места на место и
разговаривают между собой посредством шелеста листьев; беседуют друг с
другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой,
чудодейственной силой. Ночью до восхода солнца, рвали цветы Иван-да-Марья. 1. Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый - "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!". 2. В полночь надо было набрать цветов и положить под подушку; утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось - в этом году замуж выйдешь. 3. Под голову на ночь клали подорожник (трипутник) со словами: Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых
разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём
традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа,
особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил,
запретов, обычаев. Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание
водой всякого встречного и поперечного. "Деревенские парни, - писал
орловский корреспондент в середине прошлого века, - одеваются в старое,
грязное бельё и отправляются с вёдрами и кувшинами на речку, где наполняют
их самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и идут по
деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для стариков и
малолеток. Но всего охотнее, разумеется, обливают девушек: парни врываются
даже в дома, вытаскивают и выносят девушек на улицу силой и здесь с ног до
головы окачивают водой и грязью. В свою очередь, и девушки стараются
отомстить парням и тоже бегут на реку за водой. Кончается дело тем, что
молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой
устремляется на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от
строгих глаз старших, купается вместе, причём, разумеется, и парни и
девушки остаются в одеждах." Во многих местах баню было принято устраивать
не на Аграфену Купальницу, а в Иванов день, точно так же, как и вязать
веники. В некоторых деревнях после бани девушки закидывали веник через
себя в реку: если потонет, то на этот год помрёшь. В других - вениками,
составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно
отелившихся коров; гадали о своём будущем - перебрасывали веники через
головы или бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадёт вершиной к
погосту, то бросающий умрёт, а если не вершиной, то останется жив;
костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадёт веник- туда
и замуж выходить. Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и
предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов
день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше
целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются
с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы
предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или
для "отсушки". В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав: Иван-да- В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится! В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признается целительным средством против разных недугов. Росою в Иванову ночь умываются для красоты и здоровья. В зачарованную купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады. Травы и цветы, собранные на Ивана Купалу, почитаются более целебными, чем собранные в другой день. Ими окуривают больных, борются с нечистью, бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, их употребляют для присушки и отсушки... Когда рвут травы, говорят: "Земля - мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!" Собирают крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые сжигают, чтобы избавить себя от бед. Если через купальский костер перепрыгнешь, защитишь себя от порчи. Кто выше прыгнет, тот счастливее год проживет. В Иванову ночь собирают траву - богатенку, которую втыкают в стену на имя каждого из семьи; чей цветок скоро завянет, тому или умереть в этот год, или захворать. Под корнем чернобыльника отыскивают земляной уголь, который употребляется как средство от падучей болезни и черной немочи. Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою. Девушки собирают двенадцать трав (чертополох и папоротник обязательно) и кладут под подушку, говоря: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад погулять!" В полночь надо не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: "Трипутник- попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!" На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет. В углах скотного двора ставят осины, вырванные непременно с корнем, — для наилучшего предохранения от ведьм. В Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в этот особенный день в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит неосторожного. Ранним утром бабы "черпают росу". Для этого берется чистая скатерть и сосуд, с которыми и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по росе, а потом выжимают росу в сосуд и умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую "болесть", чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. Купальской росой кропят в доме кровати, чтобы не водились клопы. До Иванова дня женщинам не следует есть никаких ягод, иначе у них будут умирать малые дети. Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание исполнится. В день Ивана Купалы слепая змея медянка получает зрение на целые сутки и потому делается очень опасной: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь. ЛИТЕРАТУРА Энциклопедия мифических существ и духов По статьям газет и журналов /- С.Калинина |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|