реферат, рефераты скачать
 

Автоаранжировщики


Автоаранжировщики

Автоаранжировщики

Павел Живайкин

Многие люди, работая экономистами, программистами, поварами или летчиками, в душе чуть-чуть чувствуют себя артистами, художниками или музыкантами. Но что делать, если, например, путь к профессиональному музыкальному творчеству лежит через многочасовые занятия на инструменте, а еще сольфеджио, гармония, аранжировка...

Однако, если у вас за плечами два-три года музыкальной школы и вы знаете, как написать символами до-мажор и соль-септ, вам стоит обратить внимание на небольшую группу компьютерных программ, которые называются автоаранжировщиками. Кроме того, эти программы окажутся очень полезными для разработчиков мультимедийных продуктов и для тех, кто пожелает вставить в свои WWW-страницы оригинальные, а не заимствованные MIDI-файлы.

Программа-автоаранжировщик работает почти так же, как и обычный профессиональный аранжировщик. Вы задаете гармоническую схему пьесы с указанием основных элементов музыкальной формы. Для несложной песни этими элементами будут: вступление, куплет, припев и кода, причем надо указать, в какой последовательности и сколько раз чередуется куплет и припев.

Гармоническая схема задается в виде тактов с расположенными внутри них аккордовыми символами. Для удобства элементы формы (куплеты, припевы или части) обозначаются латинскими буквами. В качестве примера на рис. 1 изображена гармоническая схема итальянской песни «О Sole Mio» в тональности до мажор (она же - «It's Now Or Never» в исполнении Элвиса Пресли).

Для некоторых программ-аранжировщиков не надо несколько раз расписывать одинаковые части (куплеты, припевы), достаточно указать их количество. После этого необходимо выбрать стиль, в котором должна звучать пьеса: классика, джаз, рок или даже конкретнее (например, медленный фокстрот в духе тридцатых годов). В одних автоаранжировщиках представлено большое количество стилей (больше ста), другие специализируются на определенной тематике (скажем, популярная музыка 90-х годов).

После того, как закончены ввод аккордов и настройка стиля, программа генерирует аккомпанирующие партии сразу для всей пьесы и для всех инструментов. Существует два основных алгоритма.

В первом программа использует записанные заранее готовые куски, транспонируя их в нужную тональность и развертывая на заданное число тактов или долей такта. Чтобы аккомпанемент не был очень однообразным, обычно записывается несколько вариантов, и программа случайным образом выбирает один из них. Приблизительно так работает программа Band-ln-A-Box.

В другом случае для каждого стиля и каждого инструмента задается сложный (или не очень) алгоритм. Вы включаете режим Compose (сочинить) и прослушиваете все, что выдает программа, подчиняясь этому алгоритму. Когда вновь созданный вариант аранжировки вам нравится, вы его фиксируете. Простым примером такого алгоритма может служить партия большого барабана в стиле «Марш для духового оркестра»: бей на счет «раз» и «три» или на счет «раз» - «два» - «три» -«четыре»! Программа на основе этого алгоритма случайным образом генерирует партию большого барабана, и вы отбираете понравившийся вариант.

В таблице 1 приведены основные функции, на которые следует обратить внимание при выборе программы-автоаранжировщика.

Таблица 1. Основные функции программ-автоаранжировщиков

Функция



ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.