| |||||
МЕНЮ
| Автоматизация судовожденияАвтоматизация судовожденияБалтийская Государственная Академия Кафедра ТЭС и ПР. Реферат по теме:
Выполнил: К-т группы С-11 Антипенко Р. Проверил: Красиков И. Г. Калининград 1999 План: Глава 1. Элементы судовых навигационных автоматизированных комплексов. Глава 1. Элементы судовых навигационных автоматизированных комплексов. Навигационным комплексом принято называть судовых технических средств, с помощью которых решаются задачи судовождения. Существенное значение для анализа структуры навигационного комплекса и выполняемых им функций имеет рассмотрение решаемой с помощью комплекса задачи проводки судна из порта отхода в порт назначения. Эта задача может быть разделена на следующие основные задачи: выбор маршрута перехода; подбор карт и пособий на переход, приведение их на современный уровень, а также накопления другой информации, необходимой для безопасного выполнения перехода; оперативная коррекция выбранного пути и скорости движения в процессе перехода на основе оценки состояния окружающей среды как в непосредственной близости от судна, так и на всем пути следования к порту назначения; обеспечения точности плавания по намеченному маршруту. С развитием научно-технического прогресса выполнение операций
судовождения автоматизируются, и навигационный комплекс пополняется
средствами автоматизации. Когда уровень автоматизации в комплексе
становится заметным, его начинают называть автоматизированным. В настоящее
время технической основой автоматизации операций судовождения стали
электронные вычислительные машины (ЭВМ), а также микропроцессоры и
микроЭВМ. Они берут на себя функции, связанные с обработкой и хранением
информации, прогнозированием развития ситуаций, управление движением и т. Создаваемые навигационные автоматизированные комплексы (НАК) отличаются друг от друга по уровню и содержанию автоматизации, принципу построения и другим признакам. По уровню автоматизации различают комплексы с низким, средним и высоким уровнем автоматизации. В зависимости от принципа построения выделяют децентрализованные разобщенные комплексы, централизованные комплексы и комплексы с иерархической децентрализацией (модульные комплексы). Первые комплексы включают в себя ряд разобщенных устройств для автоматического выполнения простейших операций, например для стабилизации курса, для счисления пути и т. Д. Учет взаимосвязей решаемых задач при таком принципе автоматизации полностью ложиться на судоводителя. В централизованных НАК решение круга возложенных на них задач производится одной ЭВМ. Такое построение НАК было характерным для начала этапа комплексной автоматизации, когда ЭВМ были сравнительно дорогостоящими и круг решаемых с помощью средств автоматизации задач не слишком велик. В частности, отечественный НАК "Бриз" является централизованным. Достоинством централизованной структуры комплексов стала возможность учета информационной взаимосвязи решаемых при судовождении задач. Опыт эксплуатации централизованных НАК выявил ряд их недостатков. При высоком уровне автоматизации операций судовождения чрезвычайно возрастает сложность математического обеспечения ЭВМ, резко повышаются требования к ее производительности, надежности взаимодействию с внешней средой, режимам обработки информации. Кроме того, централизованные системы имеют пониженную живучесть, т. к. Выход из строя ЭВМ приводит к прекращению функционирования всей системы. При модульном построении комплекс подразделяется на ряд в
определенной степени самостоятельных подсистем, решающих определенные
задачи из входящих в главную задачу системы. Таким образом, модульные НАК
состоят из отдельных подсистем (модулей) различных уровней, каждая из
которых может функционировать как самостоятельно, так и в рамах всей
системы, подчиняясь командам подсистем высшего уровня. Модульные комплексы
более гибки, чем централизованные. В настоящее время модульное построение НАК включает в себя следующую аппаратуру: навигационные измерительные устройства (гирокомпас, лаг, эхолот, Приемники различных систем определения места), одну или несколько ЭВМ, устройства преобразования информации для ЭВМ, средства отображения информации, аналоговые управляющие устройства. В силу специфики эксплуатации к аппаратуре комплекса предъявляются следующие требования: наличие минимальных размеров, массы и потребляемой мощности; высокая надежность работы; возможность работы в условиях качки, вибрации, ударов, в широком диапазоне при изменениях температуры и повышенной влажности; простота эксплуатации и решения предусмотренного круга задач; наличия системы контроля за состоянием аппаратуры и правильностью решения задач; умеренная стоимость.
Навигационные измерительные устройства, входящие в НАК, служат для измерения величин, характеризующих процесс судовождения. Эти величины обычно называются навигационными параметрами. Они могут быть разделены на две группы: параметры, характеризующие движение судна, и навигационные параметры ориентиров. В зависимости от того, к какой группе относится измеряемый параметр, навигационные измерительные устройства подразделяются на измерители собственного движения и позиционные измерители. Измерители собственного движения обычно делятся в зависимости от
вида измеряемого параметра на устройства для измерения направления,
скорости и пройденного расстояния, угловой скорости поворота. К первым
относятся гироскопические и магнитные компасы, гироазимуты; ко вторым -
различные типы лагов: гидравлические, индукционные, гидроакустические. Позиционные измерительные устройства в зависимости от измеряемого параметра ориентиров подразделяются на угломерные, дальномерные, разностно- дальномерные и комбинированные. Большую группу этих устройств в настоящее время составляют радиотехнические измерительные устройства, которые находят широкое применение в НАК. Эти измерительные устройства являются частью РНС определения места, включающих наземные станции или космические объекты и бортовую аппаратуру. Особую группу радиотехнических измерительных устройств составляют Совокупность навигационных измерительных устройств на судне должна
создавать объективную возможность решения задач судовождения с требуемой
точностью и надежностью. Поэтому повышение точности и надежности
судовождения в первую очередь связывается с совершенствованием
навигационных измерительных устройств. Под математическим (программным) обеспечением системы понимается
совокупность программ, которые хранятся в памяти ЭВМ, входящих в
автоматизированную систему. Математическое обеспечение специализированных Касаясь автоматизации судовождения, необходимо отметить, что ЭВМ не только позволяют освободить от трудоемких вычислений, но и предоставляют определенные возможности для повышения точности и надежности решения задач по сравнению с существовавшими средствами обработки информации. Анализируя основные отличия от традиционной, машинной, обработки
данных в современных НАК, можно заметить, что они состоят как в более
эффективном использовании статистической и структурной избыточности
информации, так и в более полном учете динамики протекающих в системе
процессов. Отображения навигационной информации заключается в демонстрации перед судоводителем данных, характеризующих процесс судовождения. Эти данные требуется отображать в различной форме: буквенно-цифровой, графической, картинной. Оперативность, наглядность и полнота отображения навигационной информации имеют большое значение в повышении эффективности управления судами и обеспечении безопасности плавания. Поэтому средства отображения информации играют в автоматизированных комплексах первостепенную роль. В настоящее время в автоматизированных системах с ЭВМ используются три способа отображения информации: световая сигнализация, регистрация и индикация. Под сигнализацией понимается сообщение оператору о факте перехода интересующей его величины из одного состояния, в отличное от него по определенному признаку, другое состояние. Например, сообщение судоводителю о возникновении нежелательного отклонения от курса, либо о появлении встречного судна, либо о возникновении опасности столкновения с другим судном. Регистрация информации предназначается для записи в некоторой
символической форме отдельных фактов и величин с целью их документирования. Особое значение в НАК имеют устройства индикации, которые служат для
отображения оперативной информации о процессе судовождения. Наиболее
распространенными из них являются дисплеи. Широкое распространение дисплеев
в системах с ЭВМ обусловлено их высоким быстродействием, хорошей
надежностью, бесшумностью работы, возможностью отображения информации в
цвете и в различных формах (буквенно-цифровой, графической, картинной Во вспомогательных средствах отображения навигационной информации на малых экранах (в цифровых табло, буквенно-цифровых формулярах, светопланах) все более широкое применение находят дискретные устройства представления данных. Экраны этих устройств представляют собой матрицы из отдельных элементов, способных излучать свет или менять свою прозрачность в зависимости от величины приложенного напряжения. Управляя каждым элементом экрана, можно получить на нем требуемое изображение.
АСНП решает задачи, связанные с выбором пути, контролем за
перемещением судна и прогнозированием его движения. Основной задачей АСНП
является контроль за движением судна, состоящий в определении координат и
параметров траектории по измерениям навигационных параметров. Основная
задача АСНП подразделяется на задачу счисления пути судна, задачу
обсерваций и задачу определения элементов сноса по ряду обсервованных мест. Основным требованием к качеству решения задачи контроля за движением судна является обеспечение высокой точности и надежности получаемых результатов, где точность определяется величиной обычной для функционирования системы погрешностей, а надежность - вероятностью отсутствия в результатах аномальных погрешностей и сбоев. Структура АСНП может быть представлена следующей схемой: НИ - навигационные измерительные устройства; АЦП - аналогово-цифровые преобразователи; ЭВМ - вычислительное устройство; УО - средства отображения информации. В состав навигационных измерительных устройств подсистемы входят
гирокомпас, лаг, один или несколько приемоиндикаторов РНС и другая
аппаратура для измерения навигационных параметров. Вычислительные
устройством обычно является мини - или микроЭВМ, выполняющая обработку
информации, поступающей от навигационных измерительных устройств и вводимой
вручную. Средства отображения информации включают приборы сигнализации,
регистрации информации и индикаторы. При решении задач навигации средства
отображения информации, как и средства обработки, играют первостепенную
роль при обеспечении безопасности плавания. Наиболее перспективны для
навигационных систем дисплеи, отображающие на экране картографическую и
навигационную информацию в виде электронной карты, текущее место судна на
ней и цифровые данные о параметрах его движения, полученные в результате
задачи контроля. В настоящее время при счислении пути судна в большинстве случаев
используется информация гирокомпаса, лага о погрешностях их показаний, а
также сведения о ветре и течении. Необходимые для счисления сведения о
течениях выбирают из навигационных пособий. Угол дрейфа рассчитывают в
зависимости от измеряемых от измеряемых на судне скорости и курсового угла
кажущегося ветра, либо определяют по наблюдениям, пользуясь способами,
описанными в курсах навигации. Ряд АСНП предоставляет возможность производить с помощью своих ЭВМ расчеты, связанные с планированием переходов. Перед выполнением таких расчетов Маршрут плавания обычно должен быть определен судоводителем и введен в память ЭВМ по координатам точек поворота. ЭВМ по координатам этих точек и намеченной скорости движения вычисляет длину и время прохождения каждого участка пути, направление следования на нем, общую протяженность пути и ряд других элементов. С улучшением возможностей навигационных вычислителей расширяются их функции при решении вопросов, связанных с планированием переходов и коррекцией пути следования в зависимости от гидрометеорологической обстановки в районе нахождения судна и на оставшемся пути следования к порту назначения. В последние годы были проведены работы, позволяющие существенно
улучшить планирование перехода. Сюда, в частности, относятся работы по
маршрутизации и созданию каталогов карт, пособий и других документов в
памяти ЭВМ. Работы по маршрутизации состоят в определении типовых маршрутов
судов на линиях основных грузопотоков в зависимости от сезона плавания и
помещения координат точек этих маршрутов в запоминающем устройстве ЭВМ. На судах морского флота установлено около 1200 приемоиндикаторов Морская навигационная СНС “Транзит” является глобальной и
всепогодной. Она включает в себя шесть искусственных спутников Земли (ИСЗ),
наземный комплекс и бортовую аппаратуру. ИСЗ служат ориентирами при
обсервациях. Место судна находится путем привязки к положениям спутника при
одном прохождении его над горизонтом. Все спутники системы “Транзит”
находятся на полярных орбитах, высота которых лежит в пределах от 890 до Наземный комплекс СНС “Транзит” служит для измерения параметров радиосигналов, передаваемых со спутников, уточнения параметров орбит спутников, прогнозирования их движения. Перечисленные функции выполняются на специальных станциях слежения, закладки (ввода) информации, в вычислительном центре и Морской обсерваторией службы системы единого времени США. В наземный комплекс СНС “Транзит” входят четыре станции, размещенные в штатах Гавайи, Калифорния, Миннесота и Мэн. Бортовая аппаратура СНС “Транзит”, составляющая основу разбираемой Приемоиндикатор выполняет функции выделения полезного сигнала, измерения доплеровского сдвига частоты, обработки и отображения информации. Устройство управления и индикации МХ-1102 включает клавиатуру и
дисплей. Обычно в процессе работы на экране дисплея непрерывно
представляется стандартная навигационная информация: время счисления после
последнего определения по спутникам, текущие счислимые широта и долгота,
гринвичское время, скорость и курс, вводимые либо автоматически, либо
вручную. Клавиатура приемоиндикатора используется для ввода исходных данных
по запросу вычислителя сразу после включения аппаратуры, а также для ввода
по запросу величин при решении дополнительных задач. “Навгайд-РС-1000” позволяет вести счисление пути судна, производить обсервации по РНС “Лоран-С”, СНС “Транзит” и РЛС, корректировать счисление при отдельном и совместном использовании средств обсерваций. В системе предусмотрена возможность выполнения расчетов, связанных с планированием переходов и выбором пути. По сравнению с другими АСНП “Навгайд-РС-1000” имеет более широкие возможности воспроизведения и использования электронных карт. Информация навигационной карты вместе с ее наименованием и номером записывается на специальную кассету. В процессе эксплуатации системы, на судне данные электронной карты, кроме береговой черты, могут, дополнятся и изменятся с пульта с целью осуществления подготовки карты к работе с учетом намечаемого пути и времени перехода, т. е. Может быть проведен подъем карты. В процессе этой работы на карту может быть нанесен маршрут судна, включающий 30 поворотных точек, отмечены опасные зоны, изобаты, нанесены буи, знаки, дополнительно цифрами обозначены глубины и т. Д. Карта воспроизводится на цветном дисплее с телевизионной разверткой. Таким образом, интегрированная АСНП “Навгайд-РС-1000” не только осуществляет автоматический контроль за координатами положения судна и параметрами его движения, но и отображает навигационную ситуацию в районе плавания в наглядном виде на электронной карте, предоставляя судоводителю довольно обширную информацию, позволяющую повысить безопасность плавания. Система “Навгайд-РС-1000” может работать в автоматическом режиме управления совместно с авторулевым. Глава 3. Автоматизированная подсистема управления движением судна по курсу. Автоматизированная подсистема управления движением судна по курсу служит для выработки управляющих сигналов, обеспечивающих выполнения программы плавания. Эта программа помещается в памяти подсистемы. Маршрут перехода задается координатами точек поворота и величиной, определяющей точность плавания по нему, например ширину полосы движения. Указываются также вид плавания (в открытом море или в стесненных водах), ориентиры и средства для обсерваций, по информации которых будет производиться контроль за движением судна. В подсистему управления движением входит судно как объект управления
и устройство управления, которым может быть АСНП, работающая в режиме
управления, либо АСНП в комплексе с аналоговым или цифровым авторулевым. Характеризуя задачу управления движением судна по курсу, следует отметить, что при создании автоматических устройств управления выделяют два крайних: обобщенный и индивидуальный. При обобщенном подходе алгоритм управления и его параметры выбирают в известном смысле пригодными для всего множества условий работы системы управления. В результате отпадает необходимость подстраиваться к изменяющимся условиям эксплуатации. При индивидуальном подходе стремятся для каждой локальной ситуации выбрать наилучшую структуру и наилучшее значение параметров регулятора. Высокая производительность микропроцессорной техники в сочетании с малыми габаритами и стоимостью позволяет придать системе управления движением судна такие качества, как адаптивность, повышенная точность и надежность, экономичность в расходе энергии. 3.1 Типовые аналоговые авторулевые. Авторулевые имеют обычно несколько режимов работы: ручной, следящий, автоматический. Электромеханические авторулевые разрабатывались как автономные
устройства управления, вследствие чего при решении задач автоматического
плавания по маршруту они не в полной мере отвечают требованиям
взаимодействия с автоматизированными судовыми навигационными подсистемами. 3.2 Адаптивные рулевые Адаптивными называют авторулевые, которые самостоятельно меняют характер управляющих воздействий, приспосабливаясь к изменению внешних и внутренних условий работы системы для обеспечения высокого качества регулирования. Адаптивные системы разделяются на самонастраивающиеся, самоорганизующиеся и самообучающиеся. Самонастраивающиеся системы - системы с параметрической адаптацией. В самоорганизующихся системах адаптация производится за счет изменения как вида закона управления (структурной схемы регулятора), так и коэффициентов этих законов. Самоорганизующиеся системы называются еще системами со структурной адаптацией. Самообучающиеся системы при обеспечении наилучшего качества
управления совершенствуют свою структуру на основе опыта функционирования.
Норвежская фирма “Норконтрол” выпускает автоматизированный комплекс управления судном, который состоит из двух независимых систем: “ Дата Бридж ” (для автоматизации процессов судовождения и проведения грузовых операций); “ Дата Чиф ” (для автоматизации энергомеханических систем и рефрижераторных установок) Система “ Дата Бридж ” образуется из следующих подсистем: 4.1 Комплексная автоматизация “ судов будущего ”. Бурное развитие средств и технологии микроинформатики создали
необходимые условия для строительства автоматизированных судов второго
поколения. Архитектура информационно- управляющей системы “ судна будущего Архитектурное построение системы базируется на следующих факторах: 1. Обеспечение надежности информационной системы. Оценка риска и
возможностей повреждения системы приводит к необходимости выполнения ряда
мероприятий и принципов: 2. Локализация систем автоматизированной обработки информации. Системы располагаются в специальных защищенных помещениях. 3. Выбор определенного носителя для передачи информации на расстояние. Одними из этих носителей могут быть волоконно-оптические кабели, сохраняющие свои высокие характеристики в неблагоприятных условиях окружающей среды. Разработка и оформление новых автоматизированных систем ведутся с учетом особенностей человека. Правильная организация труда судоводителей, продуманное взаимодействие их с системой автоматизации будет противодействовать вызывающему большие опасения притуплению внимания судоводителей в результате монотонности их трудовой деятельности в условиях высокоавтоматизированных систем. Список использованной литературы:
Транспорт ” 1992 “Агропромиздат” 1989 ----------------------- Оператор
Телетайп Управление РЛС “Декка” Спутник
Гирокомпас Сопряженная РЛС
1111111
ЭВМ УО НИ АЦП
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|