реферат, рефераты скачать
 

Агротуризм


Обычно «мягкий» туризм противопоставляется «жестокому», главной целью которого является максимизация прибыли, в то время как для «мягкого» туризма приоритетны не только успешный бизнес, но и забота о культурном благополучии туристских регионов, щадящем использовании и воспроизводстве их ресурсов, минимизации ущерба окружающей среде. Следует, однако, иметь в виду, что нередко под «мягким» туризмом подразумевают туризм «спартанского» типа в условиях максимально тесного контакта с дикой природой.

Многообразию терминов отвечают широта содержания и множественность конкретных форм деятельности в той новой обширной области индустрии туризма, которую мы обобщённо называем экологическим туризмом. Существует немало и различных определений агротуризма, каждое из которых выявляет те или иные важные аспекты последнего. В совокупности эти определения достаточно полно описывают и разнообразие, и эволюцию представлений о целях и задачах новой туристской отрасли.

В соответствии с определением Й. Криппендорфа, главная цель новой политики туризма, первоначально названного этим автором тихим, или спокойным, туризмом, состоит в том, чтобы «долговременно обеспечивать физический и духовный отдых возможно большему числу людей в непосредственном контакте с ландшафтом, а также в отвечающих ландшафту и потребностям отдыхающих формам поселений с учётом долговременных интересов местных жителей». Рекомендуемые виды занятий, адекватные тихому туризму, впоследствии получившему название «мягкий туризм», это спокойные, не технизированные занятия, т.е. прогулки пешком, на велосипедах или верхом, плавание, лыжные прогулки и т.п. Это определение и пояснение к нему Криппендорф формулировал в основном через характеристики, представляющие собой альтернативы особенностям жестокого туризма. Одним из лейтмотивов политики, предложенной этим автором, служил мотив гуманизации туризма. /4,с.92/

В определении используемом П. Хасслахером, названы четыре «стратегических» компонента, наличие и взаимодействие которых характеризует мягкий туризм: «нетехнизированный туризм, самостоятельное региональное развитие, социальная ответственность, культурная ответственность». Все эти компоненты автор полагает равнозначными, однако на практике, предлагая перечень территорий в Австрии, где, по его мнению, следует развивать мягкий туризм, он отдаёт предпочтение районам, которые ещё не охвачены интенсивным, технизированным туризмом. Таким образом, в определении Хасслахера приоритетным критерием мягкого туризма служит его нетехнизированность. Кроме того, по Хасслахеру, мягкий туризм не может развиваться во всех туристских регионах. /4,с.92/

Похожее по структуре, но иное по содержанию определение предложил К.Х. Рохлитц. Согласно этому автору, мягкий туризм представляет собой систему. Состоящую также из четырёх взаимодействующих элементов: оптимального отдыха гостей, «интактного» ландшафта, т.е. такого, с которым гости соприкасаются непосредственно, интактной местной социокультурной сферы и прибыли от туристской деятельности. Самоопределение формулируется следующим образом: «Мягкий туризм – это количественно умеренный туризм, который благодаря дистанцированной интеграции создаёт для местных жителей экономические выгоды и обеспечивает взаимопонимание между гостями и местными жителями, а также не причиняет ущерба ни ландшафту, ни местной социокультурной среде». Важным пояснением автора к этому определению служит указание на такой характер взаимодействия элементов в системе «мягкий туризм». Который обеспечивается в значительной мере за счёт направления части прибыли на устранение до некоторой степени неизбежного нарушения природного ландшафта. /4,с.93/

Существенное дополнение к изложенным выше определениям и концепциям мягкого туризма сделал Д. Крамер. По его мнению, гуманизация туризма, реформирование и превращение жестокого туризма в мягкий более продуктивны не на индивидуальном уровне, т.е. не через изменение индивидуального поведения туристов или конкретных политиков и руководителей туристского бизнеса, а через целенаправленное воздействие общественных организаций на политику крупных турфирм. Такими организациями этот автор считает, прежде всего, альпийские союзы, а также природоохранные общества, члены которых готовы поступится комфортом, и проводить свой отпуск в сравнительно суровых условиях, во множестве покупая у крупных фирм «мягкие» туры. Таким образом, по Крамеру, в системе «мягкий туризм» важнейшим компонентом является не просто турист, а сознательный, подготовленный турист. /4,с.93/

По мнению А.В. Дроздова с охарактеризованными выше немецкоязычными определениями мягкого туризма и более строгим терминологическим обозначением этого направления в туризме («экологически и социально ответственный туризм») во многих отношениях сходны определения агротуризма, существующие в англоязычной литературе. Можно только отметить их сравнительный лаконизм и широкое использование термина устойчивость. Ещё одной их заметной чертой является стремление связать агротуризм преимущественно с естественными, ненарушенными или мало нарушенными и охраняемыми ландшафтами. /4,с.93/

Вместе с тем в некоторых из этих определений указаны и такие свойства агротуризма, как забота о социальном, культурном и экономическом благополучии местного населения.

В качестве характерного примера можно привести определение, выработанное правительственными и общественными туристскими и природоохранными организациями Австралии и используемое в документе «Национальная стратегия агротуризма». Определение гласит: «Агротуризм – это экологически устойчивый туризм, имеющим своим основанием природу, включающей ознакомление с окружающей природной средой и ее объяснение».

Можно выделить пять критериев, которым должен соответствовать агротуризм. Агротуризм должен быть:

1) обращённым к природе и основанным на использовании преимущественно природных ресурсов;

2) не наносящим ущерба или минимизирующим ущерб среде нашего обитания, т.е. экологически устойчивым;

3) нацеленным на экологическое образование и просвещение, на формирование отношений равноправного партнёрства с природой;

4) заботящимся о сохранении местной социокультурной сферы;

5) экономически эффективным и обеспечивающим устойчивое развитие тех районов, где он осуществляется.

В соответствии с этими критериями даже плавание на лайнере по Амазонке можно посчитать экологическим туром при условии, что с позиции технологии этот лайнер будет совершенен, что туристы будут часто покидать судно для лодочных пеших или верховых маршрутов, что они ознакомятся с местной природой, аборигенной культурой и экологическими проблемами региона и внесут определённый вклад в их решение, пусть даже простейшим способом – пожертвованиями на природоохранные проекты.

Вместе с тем приведённый пример показывает, что целесообразно различать две трактовки агротуризма: узкую (классическую) и широкую. Данный пример, очевидно, относится к экотурам в их широком понимании. Узкая трактовка агротуризма господствует в странах, обладающих большими территориями – Канаде, США, Австралии. Такую трактовку поддерживают и развивают, прежде всего, представители «зелёного» движения. Широкой трактовки придерживаются эксперты по туризму и его исследователи из стран Западной Европы, обладающей весьма ограниченными ресурсами «дикой природы».

Итак, агротуризм представляет собой широкое и развивающееся направление в индустрии туризма, он не всегда одинаково понимается в разных странах, его формы динамичны, он проникает в прежде далёкие от экологической ориентации области туристской деятельности и ограничивать его слишком строгими рамками и одним единственно верным определением едва ли разумно.


2.3. Виды экологического туризма


В литературе встречаются несколько терминов, относящихся к сфере агротуризма.

Биотуризм – туризм, объектом которого являются любые проявления живой природы, будь то отдельные виды или биоценозы.

Природный туризм – туризм, объектом которого является любая природа, как живая, так и неживая (например, пещеры, горы, водоёмы и др.) природный туризм включает в себя биотуризм как одно из тематических направлений.

Объектами собственно агротуризма – могут быть как природные, так и культурные достопримечательности, природные и природно-антропогенные ландшафты, где традиционная культура составляет единое целое с окружающей природной средой.

Всемирная туристская организация использует термин приключенческий туризм в качестве ещё более широкого понятия, включающего в себя агротуризм. Однако агротуризм, хотя и обладает приключенческим элементом, не всегда подразумевает приключения в чистом виде. Поэтому справедливо считать, что понятие «приключенческий туризм», и «агротуризм» во многом пересекаются, но первое не поглощает второе.

Классификация агротуризма по видам транспорта имеет свои особенности.

Различают экологически водный туризм (на байдарках, на плотах, каноэ, парусники и другие), пешеходный, лыжный, конный, велосипедный, автомобильный (электромобили), авиационный (планеры, аэростаты).

Всё большее распространение получает агротуризм, или агроагротуризм. Это туризм в сельской местности, при котором туристы во время своего отдыха ведут сельский образ жизни на фермах и хуторах. Развитие такого вида туризма наиболее актуально для стран Западной Европы (и отчасти США) с небольшим процентом естественных ландшафтов и высоким уровнем сельскохозяйственной освоённости территории.

Агротуризм в Беларуси может развиваться в национальных парках. Система национальных парков находится на карте /рис. 1./

В широком обиходе находятся также синонимические термины устойчивый, или поддерживающий, туризм и «зелёный» туризм. Они подразумевают туризм с применением технологий, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду. Но не всякий устойчивый туризм можно считать экологическим, так как экологические технологии могут быть использованы и в организации пляжного туризма, и в гостиничном деле в крупных городах, и даже в авиаперевозках.

Обычно в путешествии турист надеется, с одной стороны, получить определённый объём знаний, а с другой – отдохнуть на природе. По преобладанию той или иной цели можно выделить научный, познавательный и рекреационный виды агротуризма.

Чисто научным агротуризмом занята относительно небольшая часть туристов. Однако этот вид является источником информации об удалённых и малоизученных районах, необходимой как для науки, так и для грамотного планирования развития самого агротуризма. В последнее время в научных полевых исследования, не требующих высокой квалификации, всё чаще стала использовать помощь обыкновенных туристов-добровольцев. Многие из них с удовольствием совмещают отдых на природе с такими экзотическими занятиями, как сбор страусиных яиц на птицефермах в Брестской области или учёт численности копытных в заповедниках Беларуси.

Практически каждое экопутешествие преследует познавательные цели. Объектами познавательного, как и научного, агротуризма становятся отдельные наиболее интересные с точки зрения наблюдения биологические виды, так называемые star species, такие как, например зубра и других крупных видов хищников и копытных на территории Беларуси.

Часто агротуристов привлекают особые достопримечательности неживой природы, геоморфологические, гидрологические и другие объекты ( озёра реки ). Здесь помимо познавательного, реализуется рекреационный элемент агротуризма, который включает спортивный туризм, водные походы и другие виды активного и пассивного отдыха.

Объектом агротуризма могут стать экзотические растительные сообщества, или биоценозы, например, леса,парки. Но чаще туристов привлекают уникальные ландшафты в целом. Наконец, в большинстве случаев в число объектов познавательного агротуризма попадают культурные, исторические или этнографические особенности, неотделимые от природного окружения.

Наиболее популярными видами деятельности агротуристов являются пешие походы, наблюдения за птицами, кино- и фотосъёмка, проживание в палаточных городках, рыбалка водный туризм, ботанические экскурсии, археологический и палеонтологический туризм, наблюдение за бабочками.

При условии грамотного развития агротуризм может сыграть свою роль в разрешении современного социально-экологического кризиса. Он содействует охране природы и традиционных культур. Возрастающий спрос в этом секторе туризма приводит к созданию новых особо охраняемых природных территорий, в первую очередь национальных и природных парков. Агротуризм приносит существенный доход в государственный бюджет. Особенно это касается развивающихся стран. Для их слабой экономики несколько миллиардов долларов, которые приносит агротуризм в казну всех развивающихся стран, – большие деньги. На многих территориях агротуризм может стать, отраслью специализации, представляя конкурентоспособную альтернативу разрушающей природу хозяйственной деятельности.

Наша страна обладает обширными территориями с нетронутой природой. К сожалению, до последнего времени развитие агротуризма в Беларуси шло преимущественно на самодеятельном уровне. Сейчас мы выходим на многие мировые рынки, в том числе и на рынок туризма. Развитие экологического туризма может сохранить природную красоту уникальных территорий.

Датой рождения агротуризма принято считать 5 декабря 1985г., когда в стране был принят федеральный закон о развитии этого сектора национальной экономики. Среди областей Беларуси первыми нововведение оценили области Полесья, Гродненской области.

За прошедшие 16 лет популярность сельского отдыха в стране значительно увеличилась. Если в 1990г. Беларусь принимала всего16 тыс. агротуристов, то в прошлом году этот показатель достиг отметки 51 тыс. чел. и, по прогнозам Национальной ассоциации агротуризма и окружающей среды Беларуси, к концу 2010г. перешагнет 100 тыс. рубеж. Доля зарубежных гостей за тот же период возросла с 10 до 18%. Финансовый оборот в отрасли по сравнению с серединой 1990-х гг. увеличился в 7 раз – с 1,5 млн. до 10,5 млн. белорусских рублей). Особое внимание власти уделяют развитию инфраструктуры агротуризма в экономически менее развитых районах, где чрезвычайно остро стоит проблема занятости сельского населения.

По данным БГУ статистики, к концу 1998 года в Беларуси было зарегистрировано 1200 хозяйства, предоставляющих деревенский отдых, что на 14,7% больше, чем в 1997 году. 45% этих хозяйств находятся на юго-востоке Беларуси, в основном, в областях г. Брета(27,6%). В центральных районах Беларуси сосредоточено 24% объектов для деревенского туризма, большая часть которых сконцентрирована в Минской области(15%). Менее всего распространен деревенский туризм на севере Беларуси.

В настоящее время число крестьянских дворов в Беларуси, оборудованных для приема туристов приближается к 1 тыс. – это около 900 койко-мест.

Так же, как и в других странах, предназначенные для приема туристов белорусские сельские дворы имеют единую систему классификации, обозначающую "цветками" уровень предоставляемых услуг. Большинство агрохозяйств в стране (85%) относятся к категории 2-3 "цветка". Стоимость проживания в них варьируется от 25 до 200 тыс. бел.рублей ($12-$90). Стоимость проживания в сельских домах также зависит от сезона. Каждое агрохозяйство, в зависимости от спроса, выделяет несколько периодов: от "А", когда действуют базовые цены, до "D" – пики сезона. Продолжительность этих периодов и цены размещения значительно варьируются в зависимости от района страны., например, базовые цены на проживание, как правило, действуют с конца февраля по начало апреля, и с конца октября до середины декабря. Период "В" здесь приходится на начало апреля – середину мая и середину сентября – конец октября. Цены в период "В" составляют около 125% от базовых. Период "С" длится с конца мая до конца сентября (140%), а наибольший спрос на услуги агрохозяйств в Бресте наблюдается в конце декабря – начале января – в периоды рождественских и новогодних праздников (155%). На севере страны ситуация несколько иная. Притом, что базовые цены на проживание здесь на 7-10% ниже, чем в заподной Беларуси, часто выделяют только два периода – "А" (середина января – начало апреля, середина апреля – начало мая и начало октября – середина декабря) и "В", когда цены вырастают на 10-15%.

Кроме того, в каждом агрохозяйстве существует собственная система скидок для детей и молодежи.

Развитие агротуризма в Беларуси


Рекреационном ресурсом для экологического туризма также является национальные парки. /6./

На территории Беларуси находится 5 национальных парков (общей площадью 272 тыс. га), более 150 полных резерватов и заказников (ландшафтные, зоологические, ботанические, биогенетические и т. п.) общей площадью 103,5 тыс. га.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Как показал анализ литературных и картографических источников, агротуризм является наиболее динамической отраслью туризма. География агротуризма формируется. Наиболее распространённым видом является агроагротуризм и агротуризм национальных парков. Странами, где агротуризм получил наибольшее развитие, являются: Беларусь, Италия, Кения, Эквадор, Коста-Рика, Непал, а также Австралия, Новая Зеландия и ЮАР.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материал может использоваться при разработки экотуров и учителями географии при изучении тем взаимоотношения человека и природы в разных курсах школьной географии и во внеклассной работе.

Проблема экологического туризма многоаспектная и требует дальнейшего изучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Ананьев М. Международный туризм и его развитие после второй мировой войны, М. 1996г.

2. Балабанов И. Т., Балабанов А. И. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 1999.

3. Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А., Охраняемые природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резерваторы: Справочник. – М.: Агропромиздат, 1985. – 310 с.

4. Герасименко В. Г. Основы туристского бизнеса. Одесса: Черноморье, 1997.

5. Горбылева З. М. Экономика туризма. Мн.: БГЭУ, 1999.

6. Гуляев В.Г.      Организация туристической деятельности, М. 1996г.

7. Дмитлевский Ю.Д. Туристические районы мира. – М.: Туристические районы мира. – Смоленск: СГУ, 2000. – 224 с.

8. Дроздов А.В. Экологический императив и рекреационная география. //Известия РАН. Серия географическая. – 1998. – №4 с.92-94

9. Дурович А.П., Копанев А.С.       Маркетинг в туризме, Мн. 1998г.

10.            Зачиняев П.Н., Фалькович Н.С. Географии международного туризма. – М.: Мысль, 1972. с.35-63

11.            Исмаев Д.К.        Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме, М. 1994г.

12.            Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма, Мн. БГЭУ 1999г.

13.            Котляров Е.А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов. – М.: Мысль, 1978. – 238 с.

14.            Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 207 с.

15.            Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001-2005 годы. Мн., 2001.

16.            Панов И.Н. Агротуризм. //География. – 1997. – №45. – с. 11.

17.            Папирян Г.А. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 209 с.

18.            Папирян Г.А.      Международные экономические отношения: экономика туризма, М. 1998г.

19.            Пирожник И.И. Международный туризм в мировом хозяйстве, Мн. 1996г.

20.            Решетников Д. Г. Факторы формирования конкурентоспособного туристского комплекса Беларуси // Белорусский экономический журнал. 2002. № 2.

21.            Тарасенок А. Виды экологического туризма. //Туризм и отдых. – 2000. – №21

22.            Шаршавицкий В.М. Неотложные задачи совершенствования отраслевого управления туристским сектором Республики Беларусь в условиях современных интеграционных процессов // Развитие туризма в условиях современных интеграционных процессов: Тезисы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции. М.: РМАТ, 1997.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.