реферат, рефераты скачать
 

Административно-правовое регулирование в сфере межотраслевого управления


Административно-правовое регулирование в сфере межотраслевого управления

Оглавление


1. Соотношение межотраслевого, отраслевого и регионального управления 2

2. Административно-правовое регулирование государственного прогнозирования

экономического и социального развития. Роль прогнозирования в деятельности МВД

3. Управление финансами и кредитом. Взаимодействие ОВД с

финансово-кредитными органами

4. Административно-правовое регулирование занятости  населения

5. Организация управления государственной статистикой и стандартизацией.........

6. Административно-правовое регулирование отношений в сфере конкуренции

7. Административно-правовые режимы в особых условия управления: понятие, основания введения, виды управления при чрезвычайных ситуациях..............................

8. Административно-правовой режим чрезвычайного положения.  Деятельность ОВД в условиях чрезвычайного положения

9.  Административно-правовое регулирование военного положения

Нормативные акты

Литература

 

1. Соотношение межотраслевого, отраслевого и регионального управления


Государство не может эффективно управлять хозяйственными, социально-культурными делами и административно-политической деятельностью, опираясь только на отраслевой аппарат. Для глубоких и всесторонних социально-экономических преобразований объективно существуют и функционируют межотраслевые сферы и соответствующие органы исполнительной власти, которые управляют ими.

Отраслевое и межотраслевое управление представляют собой две конкретные организационно-правовые формы государственного управления. Рациональное их сочетание на всех уровнях объективно необходимо. В то же время при этом требуется достаточно радикальный подход к решению проблемы формирования субъектов исполнительной власти либо на отраслевых, либо на межотраслевых началах, а также к установлению приоритетности тех или иных начал.

Межотраслевое государственное управление есть особый вид управленческой деятельности, осуществляемый органами, наделенными полномочиями ведомственного характера по отношению к организационно не подчиненным объектам управления, содержанием которых является специализированная межотраслевая координация и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Границы и рамки деятельности органов межотраслевого управления значительно шире, чем у органов отраслевого управления, так как их дея­тельность имеет функциональный характер и распространяется на все или несколько отраслей управления. В известном смысле межотраслевое управление - это управление общего характера, поскольку деятельность межотраслевых органов охватывает практически все участки управленческой деятельности.

 Надведомственность полномочий межотраслевых органов исполнительной власти заключается в том, что правовые акты, издаваемые в пределах их компетенции, являются обязательными для всех органов государственного управления, не подчинённых им предприятий, учреждений и организаций. Органы межотраслевого управления, занимая особое положение, несут ответственность за состояние и развитие порученной им сферы.

 Если придерживаться широкой трактовки межотраслевого управления и органов, осуществляющих управление ими, то совокупность указанных межотраслевых сфер составят экономика, финансы и кредиты; налоговое дело; таможенное дело; статистика; труд; антимонопольная политика; охрана окружающей среды и природных ресурсов; стандартизация и сертификация.

Основные задачи межотраслевого управления состоят в: определении  основных  направлений  развития  отраслевых  систем управления; объединении и согласовании их работы; обеспечении организационного единства функционирования отраслевых систем; решении вопросов, выходящих за рамки отдельной отрасли управле­ния, а также возникающих на стыке отраслевых систем.

Таким образом, все сводится к гарантированию согласованного функционирования различных управленческих систем в сферах экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности. Сущность межотраслевого управления соответственно заключается в ко­ординации отраслевых систем. Ее особенность состоит в том, что она осуществляется в отношений к организационно не подчиненным объектам управления и не затрагивает их самостоятельности. Еще одна особенность межотраслевого управления состоит в том, что оно осуществляется органами, занимающими надведомственное положение, т.е. как бы стоящими над соответствующими отраслями управления и отраслевыми объектами. Надведомственные полномочия различны по своему юридическому содержанию: издание правовых актов, обязательных к исполнению координируемыми отраслевыми системами, осуществление контрольно-надзорных функций.

 В настоящее время субъектами межотраслевого управления являются не только федеральные агентства, но и федеральные комиссии (например, Федеральная энергетическая комиссия). Эти субъекты осуществляют на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Это означает, что для субъектов межотрасле­вого управления определенной сферой деятельности (в отличие от отрас­левых органов) является осуществление специализированных межотраслевых функций координационного и регулирующего характера. При этом функциональность их деятельности определяется поставленными перед ними задачами, которые носят вне отраслевой характер.

Территориальные (региональные) федеральные органы межотраслевых органов управления входят в систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию регионов — во взаимодействии с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации.

 Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производится соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями регионов. 

Основные задачи и функции территориальных органов определяются исходя из задач и функций соответствующих ведомств Российской Федерации с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою деятельность. Территориальные органы, в частности:

— принимают участие в соответствии с профилем их деятельности в выработке мер и способов государственного регулирования социально-экономического развития субъектов Федерации в условиях проведения экономической реформы, в анализе межрегиональных программ, разработке вариантов межрегиональной кооперации и подготовке других вопросов, входящих в компетенцию соответствующих ведомств;

— систематически информируют ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации о проводимой ими работе в регионах в условиях экономической реформы.


2.                 Административно-правовое регулирование государственного прогнозирования экономического и социального развития. Роль прогнозирования в деятельности МВД


Государственное прогнозирование экономического и социального развития страны осуществляет Министерство экономического развития и торговли РФ. Специфика характера данного федерального Министерства состоит в том, что оно сочетает в себе черты, элементы органа общего управления, общей компетенции и органа отраслевого управления.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разработку и реализацию государственной социально-экономической политики, включая единую государственную торговую политику, определение путей развития экономики и методов ее регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации.

Положение об этом Министерстве утверждено постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. №990. Специфика характера данного федерального Министерства состоит в том, что оно сочетает в себе черты, элементы органа общего управления, общей компетенции и органа отраслевого управления.

При решении задач прогнозирования экономического и социального развития Министерство выполняет следующие функции:

1) разрабатывает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов и регионов Российской Федерации, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды, осуществляет прогнозные расчеты общеэкономических показателей системы национальных счетов;

2) на основе анализа экономики Российской Федерации и тенденций ее социально-экономического развития подготавливает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти годовые, ежеквартальные и ежемесячные доклады о состоянии экономики, выявляет диспропорции в ее развитии и определяет пути их устранения, разрабатывает методы реализации стратегии развития приоритетных отраслей экономики и предложения по вопросам регулирования экономических процессов;

3) разрабатывает проекты программ и планов действий Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию страны, а также прогнозные и аналитические материалы по вопросам институциональных преобразований.

Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы – уполномоченных Министерства в субъектах и отдельных регионах РФ и управлениях Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.

В соответствии с Положением «О Министерстве внутренних дел РФ» от 18 июля 1996 г. Министерство  осуществляет анализ состояния правопорядка и преступности, разрабатывает долгосрочные и оперативные прогнозы развития криминогенной ситуации и на этой основе вносит в установленном порядке в органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения об укреплении законности, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, усилении борьбы с преступностью, информирует население по этим вопросам, организует взаимодействие со средствами массовой информации.  

Прогнозирование в административной деятельности милиции состоит в определении направлений и целей развития тех или иных процессов, происходящих в сфере общественного порядка, общественной безопасности и иных сферах, являющихся объектом административной деятельности милиции, а также в выработке программы, с помощью которой должна быть достигнута цель.


3.                 Управление финансами и кредитом. Взаимодействие ОВД с финансово-кредитными органами


Государство руководит и направляет финансовую деятельность через свои органы, которые наделены для этого специальной компетенцией. В то же время практически все органы государства без исключения занимаются финансовой деятельностью. Органы общей компетенции — высшие представительные и исполнительные органы государственной власти — руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ).

Органы государственного управления специальной компетенции в зависимости от степени участия в финансовой деятельности можно подразделить на две группы:

1. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Их функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.

2. Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы - бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. 

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

 Министерство финансов РФ в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. №273, является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Это межотраслевое (функциональное) по характеру министерство  осуществляет свою деятельность во взаимодействии не только с другими федеральными органами исполнительной власти, но и с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное казначейство Российской Федерации создано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. №1556. Единую централизованную систему органов федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства - начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ.

В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 августа 1993 г. №864, единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Казначейство подчиняется Министерству финансов РФ. 

Система кредитных учреждений возглавляется Центральным банком РФ, который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов  и который действует в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 27 июня 2002 года в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 5-ФЗ.  Центральный банк РФ (Банк России), является юридическим лицом, одновременно осуществляя функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями.

Банк России осуществляет функции по управлению подчинёнными  структурными подразделениями, предприятиями, учреждениями и организациями, выполняет функции управления, регулируемые нормами административного права, и наделяется для этого соответствующими исполнительно-распорядительными полномочиями.

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

К системе управления финансами тесно примыкает такой орган как Счётная палата РФ. Её задачи: контроль за своевременным исполнением федерального бюджета, за законностью и своевременностью движения денежных средств в Центральном бане РФ и других финансово-кредитных учреждениях, за функционированием банковской системы.  

Взаимодействие ОВД с финансовыми органами заключается в том, что по заданиям правоохранительных органов они проводят документальные ревизии
и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Милиция обязана охранять на основе договоров с финансово-кредитными органами принадлежащее им имущество; инспектировать подразделения охраны этих органов; давать обязательные к исполнению предписания по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности.


4.   Административно-правовое регулирование занятости населения


 Законодательство Российской Федерации о занятости населения состоит из Конституции Российской Федерации, Закона «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 года (в ред. от 10.01.2003), других федеральных законов и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения, и принятых в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

 Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

- обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения; координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

-координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

- обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств РФ с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости.  

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области  занятости населения, а также координирующим деятельность по этому направлению иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является в настоящее время Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруд России).

Министерство труда и социального развития Российской Федерации создает территориальные органы по вопросам занятости населения.

Министерство  в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции в области занятости населения:

1)                 осуществляет анализ занятости на федеральном и территориальном (региональном) уровнях, по отдельным категориям населения, разрабатывает прогнозные оценки состояния рынка труда;

2)                 организует разработку программ создания, сохранения и развития рабочих мест, обеспечения занятости населения и усиления социальной защиты работников, высвобождаемых при санации производства и банкротстве предприятий, а также при увольнении из Вооруженных Сил Российской Федерации;

3)                 проводит экспертизу разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ в части создания и сохранения рабочих мест;

4)                 подготавливает предложения о критериях отнесения регионов к критическим по состоянию рынка труда и о мерах по их финансово-экономической поддержке;

5)                 осуществляет меры по совершенствованию организации трудоустройства граждан, организует разработку специальных программ и мероприятий по поддержке граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, по сокращению длительности безработицы, содействию занятости несовершеннолетних;

6)                 разрабатывает предложения по повышению мобильности трудовых ресурсов, определяет направления территориального перемещения трудовых ресурсов, оказывает помощь в трудоустройстве гражданам в связи с направлением на работу в другую местность по предложению территориальных органов по вопросам занятости населения;

7)                  разрабатывает порядок регистрации безработных граждан;

8)         подготавливает предложения по развитию общественных работ;

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.