реферат, рефераты скачать
 

Административно-правовые отношения в сфере управления финансами и кредитом


Статья 8 ТК ограничивается общей характеристикой ГТК, сводящейся к тому, что этот центральный орган входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации, являющихся правоохранительными орга­нами, и частично формулирует его статутарное положение: по ТК, Положе­ние о ГТК России утверждается Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ; в его компетенцию входят создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен; региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действу­ют на основании положений, утвержденных ГТК России.

Кроме того, в случаях, предусмотренных ТК, иными актами законода­тельства, ГТК России издает в пределах своей компетенции (которая в ТК лишь частично определена) нормативные акты по таможенному делу, обя­зательные для исполнения всеми таможенными органами Российской Фе­дерации и иными органами, предприятиями, учреждениями и организа­циями независимо от форм собственности и подчиненности, а также долж­ностными лицами и гражданами. Президент РФ Указом от 25 октября 1994 г. № 2014 (с изменениями от 16 сентября 1999 г.) утвердил Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации. В этом важном правовом акте нашли свое развернутое воплощение и юридиче­ское оформление задачи, функции, конкретные полномочия и частично ор­ганизационная структура ГТК России. ГТК России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с дру­гими федеральными органами исполнительной власти субъектов России ской Федерации и общественными объединениями.

ГТК России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также настоящим Положением, решает возложенные на него задачи не­посредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты Российской Федерации, таможенные лаборатории, подведомственные ему учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.

Основными задачами ГТК России являются:

участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализация этой политики;

обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасно­сти Российской Федерации;

обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной тер­ритории Российской Федерации;

защита экономических интересов Российской Федерации;

организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, исходя из приоритетов разви­тия экономики Российской Федерации и необходимости создания благо­приятных условий для участия России в мирохозяйственных связях;

организация и совершенствование таможенного дела в Российской Фе­дерации;

обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и ино­го законодательства, контроль за исполнением которого возложен на тамо­женные органы Российской Федерации;

обеспечение участия Российской Федерации в международном сотруд­ничестве по таможенным вопросам.

ГТК России в соответствии с возложенными на него задачами выполня­ет следующие функции[14]:

подготавливает предложения о совершенствовании таможенной поли­тики Российской Федерации;

разрабатывает правовой, экономический и организационный механиз­мы реализации таможенной политики Российской Федерации, обеспечива­ет ее претворение в жизнь;

разрабатывает и реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации;

подготавливает проекты законодательных и иных правовых актов о та­моженном деле; участвует в подготовке предложений о совершенствовании механизма ^регулирования взаимоотношений России с мировым сообществом в сфе­ре экономики, включая укрепление международной производственной кооперации, стимулирование экспорта, привлечение иностранных инвес­тиций;

вносит в установленном порядке предложения о ставках и механизме применения таможенных и иных пошлин и налогов, относящихся к то­варам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федера­ции;

участвует в разработке мер экономической политики в отношении то­варов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федера­ции, включая лицензирование, регулирование цен и другие нетарифные меры; организует в соответствии со своей компетенцией реализацию этих мер;

организует взимание таможенных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, а также иных таможенных платежей;

организует систему контроля за правильностью определения таможен­ной стоимости товаров;

обеспечивает своевременное и полное внесение в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов;

обеспечивает эффективное использование таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и др.; в предусмотренных законодательством слу­чаях выдает или обеспечивает выдачу лицензий и квалификационных аттестатов, аннулирует или отзывает такие лицензии и аттестаты, обеспечивает ведение реестров, утверждает размеры сборов и других платежей;

организует осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, принимает меры по его совершенствованию и упрощению;

разрабатывает меры и создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации, а также содействующие развитию внешнеэкономических связей субъектов Россий­ской Федерации, предприятий, учреждений, организаций и граждан;

обеспечивает реализацию мер, включая развитие таможенной инфра­структуры; обеспечивает функционирование в своей системе научно-ис­следовательских учреждений и учебных заведений профессионального и дополнительного образования;

в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществ­ляет правомочия собственника по управлению имуществом таможенных органов Российской Федерации, таможенных лабораторий, других подве­домственных предприятий, учреждений и организаций;

обеспечивает создание, функционирование и совершенствование еди­ной автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации;

осуществляет финансирование мероприятий по развитию таможенной системы Российской Федерации;

развивает материально-техническую и социальную базу таможенных органов, таможенных лабораторий и других подведомственных предпри­ятий, учреждений и организаций;

содействует реализации мер правовой и социальной защиты должност­ных лиц таможенных органов, работников таможенных лабораторий и дру­гих подведомственных предприятий, учреждений и организаций;

обеспечивает руководство авиацией, морским и речным флотами тамо­женных органов;

выполняет другие функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации.


Административно-правовые отношения в сфере налогового права


Налоговое правоотношение — это вид финансового отношения, урегулированного нормами налогового права, возникающего в про­цессе установления, введения и взимания налогов и сборов, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.[15]

Налоговое правоотношение включает следующие элементы: субъ­екты, объекты и содержание.

Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов, на ко­торых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии c Кодексом налоговыми агентами;

3) Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения (налоговые органы);

4) Государственный таможенный комитет РФ и его подразде­ления;

5) государственные органы исполнительной власти, и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установ­ленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой .налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

6) Министерство финансов РФ, министерства финансов респуб­лик, финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномо­ченные органы — при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке : уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Кодексом;

7) органы государственных внебюджетных фондов;

8) Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения.

Как видно из ст. 9 НК, налоговое правоотношение складывается между различными категориями субъектов, но основными их группами являются налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы.

Налоговые органы вправе осуществлять следующие меры административного характера:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом;

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствую­щих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничто­жены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой;

приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных лиц в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производ­ственные, складские, торговые и иные помещения и территории, про­водить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имуще­ства. Порядок проведения инвентаризации утверждается Министер­ством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам;

определять суммы налогов, подлежащие внесению налогопла­тельщиком в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся информации, а также данных об иных анало­гичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика до­пустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследова­нию) производственных, складских, торговых и иных помещений и извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налого­обложения, непредставления в течение более двух месяцев налогово­му органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ве­дения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к не­возможности исчислить налоги;

требовать от налогоплательщика и иных лиц устранения выяв­ленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контроли­ровать выполнение указанных требований;

взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в по­рядке, установленном Налоговым кодексом;

контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщика и иных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщика и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть извест­ны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.[16]

Налоговые органы имеют право предъявлять в суды общей юрис­дикции или арбитражные суды иски:

о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

о признании недействительной государственной регистрации 'юридического или физического лица в качестве индивидуального I предпринимателя;

о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;

о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам в бюджеты и внебюджетные фонды;

о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных налоговым кодексом. Налоговые органы осуществляют и другие права, предусмотрен­ные Налоговым кодексом и иными федеральными законами. В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения в пределах своих полномочий утверждают формы заявлений о постановке на учет в налоговые органы, расчетов по налогам и налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков.

Налоговые органы в целях единообразного применения налоговыми органами законодательства о налогах и сборах издают обязательные для них приказы, инструкции и методические указания.

Указом президента российской федерации «О Министерстве Российской федерации по налогам и сборам» от 23 декабря 1998 г. в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиление государственного контроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме, а также за производст­вом и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, было преду­смотрено преобразовать Государственную налоговую службу Российской Федерации в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а также изложить выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и госу­дарственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных плате­жей в полном объеме.

В отношении Министерства Российской Федерации по налогам и сбо­рам для управлений МНС России в субъектах Российской Федерации было разработано Временное положение об Управлении Министерства Россий­ской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации от 22 июня 1999г.

Во Временном положении об Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации пре­дусматривалось следующее.

Основными задачами Управления Министерства Российской Федера­ции по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации являются:

контроль за соблюдением на территории субъекта Российской Федера­ции законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государствен­ных налогов, сборов и других платежей, установленных законодательст­вом Российской Федерации, законодательным органом субъекта Россий­ской Федерации, представительными органами местного самоуправления в пределах их компетенции;[17]

обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных пла­тежей в соответствующие бюджеты и государственные и внебюджетные фонды и др.

Административно-правовой статус МНС России частично определен Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" от 21 марта 1991 г. № 9431 (с изменениями от 8 июля 1999 г.). Этим Законом установ­лено, что единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его терри­ториальных органов. Об этом же говорится в ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. 1).

Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюде­нием налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государствен­ных налогов и других платежей, установленных законодательством Рос­сийской Федерации, а также за производством и оборотом этилового спир­та и алкогольной продукции. В число задач, стоящих перед налоговыми анами, входит и контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях.

Права, обязанности и ответственность налоговых органов относительно каждого блока задач определяются Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (гл. II), Налоговым кодексом (ст. 32,33,34,35), Законом РФ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Законом РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (ст. 6) и достаточно подробно в КоАП РФ (гл. 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг").

Заключение


Изучив административно-правовые отношения в сфере управления финансами и кредитом, можно сделать некоторые выводы. Мы видим, что субъекты этих правоотношений различны. С одной стороны такими субъектами выступают различные органы исполнительной власти (Министерство финансов Российской Федерации, Казначейство, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет) и структуры, наделенные некоторыми административными полномочиями (Центральный банк Российской Федерации). С другой стороны мы видим широчайший спектр от физических лиц до крупных коммерческих структур (банков) и общественных организаций.

Подобное разнообразие субъектов правоотношений затрудняет их классификацию. Управление финансами и кредитом представляет собой целое поле неоднородных задач, касающихся формирования бюджетной и кредитной политики государства, контроля за ее исполнением со стороны органов исполнительной и законодательной власти и т.д.

В области регулирования финансово-кредитной сферы административное право тесно пересекается с финансовым, налоговым, таможенным правом. Административно-правовые отношения оказываются тесно связанными с финансово-правовыми и другими видами правоотношений.

Анализ административно-правовых отношений в сфере управления финансами и кредитом показывает, что регулирование в этой сфере осуществляется на основе многочисленных нормативных актов, которые достаточно четко определяют все аспекты этих правоотношений, права и обязанности сторон и ответственность за неправовое поведение. В число таких правовых актов входят, например, «Закон о Центральном банке Российской Федерации», Таможенный кодекс Российской федерации, различные постановления Правительства и Государственной Думы Российской федерации.

Тесная связь административно-правовых отношений в сфере управления финансами и кредитом с различными отраслями права не позволяет рассматривать их в отрыве от финансового, налогового, таможенного законодательства.

Список нормативного материала и литературы


1.      Административное право/Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова – М., 2000

2.      Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РоссийскойФедерации – М., 1994

3.      Атаманчук Г.В. Теория государственного управления – М., 1997

4.      Бахрах Д.Н. Административное право – М., 1993

5.      Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право – М., 2003

6.      Грачева Е.Ю. Соколова Э.Д. Финансовое право – М., 2002

7.      Конституция РФ – М., 1995

8.      Красикова Ю.В. Конституционный статус Центрального банка РФ – М., 1999

9.      Лазарев Б.М. Советское административное право – М., 1990

10.  Манохин В.М. Российское административное право – М., 1996

11.  Овсянко Д.М. Административное право – М., 1995

12.  Петрова Г. В. Налоговое право – М., 1997

13.  Сборник Зконов Российской Федерации 1998 №11

14.  Таможенный кодекс Российской Федерации

15.  Указ Президента Российской Федерации «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» от 23 декабря 1998

16.  Указ Президента Российской Федерации «О федеральном казначействе Росийской Федерации» от 8 декабря 1992

17.  Финансы, деньги, кредит/Под ред. О.В. Соколовой – М., 2000

18.  Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. в ред от 3 февраля 1996

19.  Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» от 2 декабря 1990 г. в ред. От 26 апреля 1995 г.

20.  Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995


[1] Административное право/Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова – М., 2000

[2] Бахрах Д.Н. Административное право – М., 1993

[3] Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РоссийскойФедерации – М., 1994

[4] Лазарев Б.М. Советское административное право – М., 1990

[5] Овсянко Д.М. Административное право – М., 1995

[6] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право – М., 2003

[7] Бахрах Д.Н. Административное право – М., 1993

[8] Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РоссийскойФедерации – М., 1994

[9] Сборник Зконов Российской Федерации 1998 №11

[10] Манохин В.М. Российское административное право – М., 1996

[11] Красикова Ю.В. Конституционный статус Центрального банка РФ – М., 1999

[12] Грачева Е.Ю. Соколова Э.Д. Финансовое право – М., 2002

[13] Финансы, деньги, кредит/Под ред. О.В. Соколовой – М., 2000

[14] Финансы, деньги, кредит/Под ред. О.В. Соколовой – М., 2000

[15] Петрова Г. В. Налоговое право – М., 1997

[16] Петрова Г. В. Налоговое право – М., 1997

[17] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления – М., 1997


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.