| |||||
МЕНЮ
| Административно-правовые отношения в сфере управления финансами и кредитомСтатья 8 ТК ограничивается общей характеристикой ГТК, сводящейся к тому, что этот центральный орган входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации, являющихся правоохранительными органами, и частично формулирует его статутарное положение: по ТК, Положение о ГТК России утверждается Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ; в его компетенцию входят создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен; региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утвержденных ГТК России. Кроме того, в случаях, предусмотренных ТК, иными актами законодательства, ГТК России издает в пределах своей компетенции (которая в ТК лишь частично определена) нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами Российской Федерации и иными органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами. Президент РФ Указом от 25 октября 1994 г. № 2014 (с изменениями от 16 сентября 1999 г.) утвердил Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации. В этом важном правовом акте нашли свое развернутое воплощение и юридическое оформление задачи, функции, конкретные полномочия и частично организационная структура ГТК России. ГТК России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов России ской Федерации и общественными объединениями. ГТК России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также настоящим Положением, решает возложенные на него задачи непосредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты Российской Федерации, таможенные лаборатории, подведомственные ему учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации. Основными задачами ГТК России являются: участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализация этой политики; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Российской Федерации; обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной территории Российской Федерации; защита экономических интересов Российской Федерации; организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности, исходя из приоритетов развития экономики Российской Федерации и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях; организация и совершенствование таможенного дела в Российской Федерации; обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по таможенным вопросам. ГТК России в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции[14]: подготавливает предложения о совершенствовании таможенной политики Российской Федерации; разрабатывает правовой, экономический и организационный механизмы реализации таможенной политики Российской Федерации, обеспечивает ее претворение в жизнь; разрабатывает и реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации; подготавливает проекты законодательных и иных правовых актов о таможенном деле; участвует в подготовке предложений о совершенствовании механизма ^регулирования взаимоотношений России с мировым сообществом в сфере экономики, включая укрепление международной производственной кооперации, стимулирование экспорта, привлечение иностранных инвестиций; вносит в установленном порядке предложения о ставках и механизме применения таможенных и иных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации; участвует в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, включая лицензирование, регулирование цен и другие нетарифные меры; организует в соответствии со своей компетенцией реализацию этих мер; организует взимание таможенных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, а также иных таможенных платежей; организует систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров; обеспечивает своевременное и полное внесение в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов; обеспечивает эффективное использование таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и др.; в предусмотренных законодательством случаях выдает или обеспечивает выдачу лицензий и квалификационных аттестатов, аннулирует или отзывает такие лицензии и аттестаты, обеспечивает ведение реестров, утверждает размеры сборов и других платежей; организует осуществление таможенного оформления товаров и транспортных средств, принимает меры по его совершенствованию и упрощению; разрабатывает меры и создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации, а также содействующие развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений, организаций и граждан; обеспечивает реализацию мер, включая развитие таможенной инфраструктуры; обеспечивает функционирование в своей системе научно-исследовательских учреждений и учебных заведений профессионального и дополнительного образования; в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет правомочия собственника по управлению имуществом таможенных органов Российской Федерации, таможенных лабораторий, других подведомственных предприятий, учреждений и организаций; обеспечивает создание, функционирование и совершенствование единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации; осуществляет финансирование мероприятий по развитию таможенной системы Российской Федерации; развивает материально-техническую и социальную базу таможенных органов, таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций; содействует реализации мер правовой и социальной защиты должностных лиц таможенных органов, работников таможенных лабораторий и других подведомственных предприятий, учреждений и организаций; обеспечивает руководство авиацией, морским и речным флотами таможенных органов; выполняет другие функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации. Административно-правовые отношения в сфере налогового праваНалоговое правоотношение — это вид финансового отношения, урегулированного нормами налогового права, возникающего в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.[15] Налоговое правоотношение включает следующие элементы: субъекты, объекты и содержание. Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК являются: 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы; 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии c Кодексом налоговыми агентами; 3) Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения (налоговые органы); 4) Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения; 5) государственные органы исполнительной власти, и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой .налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов); 6) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы — при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке : уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Кодексом; 7) органы государственных внебюджетных фондов; 8) Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения. Как видно из ст. 9 НК, налоговое правоотношение складывается между различными категориями субъектов, но основными их группами являются налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы. Налоговые органы вправе осуществлять следующие меры административного характера: требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов; проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом; производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой; приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных лиц в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом; осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации утверждается Министерством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам; определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся информации, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги; требовать от налогоплательщика и иных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Налоговым кодексом; контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам; требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщика и иных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщика и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения; привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.[16] Налоговые органы имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах; о признании недействительной государственной регистрации 'юридического или физического лица в качестве индивидуального I предпринимателя; о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам в бюджеты и внебюджетные фонды; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите; в иных случаях, предусмотренных налоговым кодексом. Налоговые органы осуществляют и другие права, предусмотренные Налоговым кодексом и иными федеральными законами. В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения в пределах своих полномочий утверждают формы заявлений о постановке на учет в налоговые органы, расчетов по налогам и налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков. Налоговые органы в целях единообразного применения налоговыми органами законодательства о налогах и сборах издают обязательные для них приказы, инструкции и методические указания. Указом президента российской федерации «О Министерстве Российской федерации по налогам и сборам» от 23 декабря 1998 г. в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиление государственного контроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, было предусмотрено преобразовать Государственную налоговую службу Российской Федерации в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, а также изложить выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме. В отношении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам для управлений МНС России в субъектах Российской Федерации было разработано Временное положение об Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации от 22 июня 1999г. Во Временном положении об Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации предусматривалось следующее. Основными задачами Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации являются: контроль за соблюдением на территории субъекта Российской Федерации законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов, сборов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, законодательным органом субъекта Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления в пределах их компетенции;[17] обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные и внебюджетные фонды и др. Административно-правовой статус МНС России частично определен Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" от 21 марта 1991 г. № 9431 (с изменениями от 8 июля 1999 г.). Этим Законом установлено, что единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов. Об этом же говорится в ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (ч. 1). Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. В число задач, стоящих перед налоговыми анами, входит и контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях. Права, обязанности и ответственность налоговых органов относительно каждого блока задач определяются Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (гл. II), Налоговым кодексом (ст. 32,33,34,35), Законом РФ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Законом РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (ст. 6) и достаточно подробно в КоАП РФ (гл. 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг"). ЗаключениеИзучив административно-правовые отношения в сфере управления финансами и кредитом, можно сделать некоторые выводы. Мы видим, что субъекты этих правоотношений различны. С одной стороны такими субъектами выступают различные органы исполнительной власти (Министерство финансов Российской Федерации, Казначейство, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет) и структуры, наделенные некоторыми административными полномочиями (Центральный банк Российской Федерации). С другой стороны мы видим широчайший спектр от физических лиц до крупных коммерческих структур (банков) и общественных организаций. Подобное разнообразие субъектов правоотношений затрудняет их классификацию. Управление финансами и кредитом представляет собой целое поле неоднородных задач, касающихся формирования бюджетной и кредитной политики государства, контроля за ее исполнением со стороны органов исполнительной и законодательной власти и т.д. В области регулирования финансово-кредитной сферы административное право тесно пересекается с финансовым, налоговым, таможенным правом. Административно-правовые отношения оказываются тесно связанными с финансово-правовыми и другими видами правоотношений. Анализ административно-правовых отношений в сфере управления финансами и кредитом показывает, что регулирование в этой сфере осуществляется на основе многочисленных нормативных актов, которые достаточно четко определяют все аспекты этих правоотношений, права и обязанности сторон и ответственность за неправовое поведение. В число таких правовых актов входят, например, «Закон о Центральном банке Российской Федерации», Таможенный кодекс Российской федерации, различные постановления Правительства и Государственной Думы Российской федерации. Тесная связь административно-правовых отношений в сфере управления финансами и кредитом с различными отраслями права не позволяет рассматривать их в отрыве от финансового, налогового, таможенного законодательства. Список нормативного материала и литературы1. Административное право/Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова – М., 2000 2. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РоссийскойФедерации – М., 1994 3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления – М., 1997 4. Бахрах Д.Н. Административное право – М., 1993 5. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право – М., 2003 6. Грачева Е.Ю. Соколова Э.Д. Финансовое право – М., 2002 7. Конституция РФ – М., 1995 8. Красикова Ю.В. Конституционный статус Центрального банка РФ – М., 1999 9. Лазарев Б.М. Советское административное право – М., 1990 10. Манохин В.М. Российское административное право – М., 1996 11. Овсянко Д.М. Административное право – М., 1995 12. Петрова Г. В. Налоговое право – М., 1997 13. Сборник Зконов Российской Федерации 1998 №11 14. Таможенный кодекс Российской Федерации 15. Указ Президента Российской Федерации «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» от 23 декабря 1998 16. Указ Президента Российской Федерации «О федеральном казначействе Росийской Федерации» от 8 декабря 1992 17. Финансы, деньги, кредит/Под ред. О.В. Соколовой – М., 2000 18. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. в ред от 3 февраля 1996 19. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» от 2 декабря 1990 г. в ред. От 26 апреля 1995 г. 20. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 [1] Административное право/Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова – М., 2000 [2] Бахрах Д.Н. Административное право – М., 1993 [3] Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РоссийскойФедерации – М., 1994 [4] Лазарев Б.М. Советское административное право – М., 1990 [5] Овсянко Д.М. Административное право – М., 1995 [6] Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право – М., 2003 [7] Бахрах Д.Н. Административное право – М., 1993 [8] Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РоссийскойФедерации – М., 1994 [9] Сборник Зконов Российской Федерации 1998 №11 [10] Манохин В.М. Российское административное право – М., 1996 [11] Красикова Ю.В. Конституционный статус Центрального банка РФ – М., 1999 [12] Грачева Е.Ю. Соколова Э.Д. Финансовое право – М., 2002 [13] Финансы, деньги, кредит/Под ред. О.В. Соколовой – М., 2000 [14] Финансы, деньги, кредит/Под ред. О.В. Соколовой – М., 2000 [15] Петрова Г. В. Налоговое право – М., 1997 [16] Петрова Г. В. Налоговое право – М., 1997 [17] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления – М., 1997 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|