реферат, рефераты скачать
 

Административное правонарушение


г) понятой (ст. 25.7 КоАП РФ).

При производстве некоторых процессуальных действий (производство досмотра вещей, личного досмотра и др.) необходимо присутствие понятых. Основное назначение понятого состоит в том, чтобы, наблюдая за производством процессуальных действий, удостоверить правильность отражения этих действий и их результатов в соответствующем документе. В этой связи трудно согласиться с мнением Е.В. Додина[14], который возлагает на понятого не только функции подтверждения достоверности процессуальных действий, но и факта, подлежащего доказыванию. По существу, происходит отождествление понятых со свидетелями. На практике это приводит к тому, что в отдельных случаях протокол об административном правонарушении подписывают лица, присутствующие лишь при его составлении (внештатные сотрудники милиции и др.), не являющиеся очевидцами правонарушения.

Правовое положение понятого в административном производстве аналогично его положению в административном процессе. Он вправе знакомиться с документом, фиксирующим действие, при совершении которого присутствовал, делать замечания и т.п.

Важное место в теории и практике юрисдикционных органов занимает понятие доказательств.

Под юридическими доказательствами следует понимать фактические данные, которые используются для установления обстоятельств дела в соответствии с принципом объективной истины[15].

Учитывая важное значение доказательств для правоприменительной практики, правовая наука большое внимание уделяет их глубокому и всестороннему изучению. Большой вклад в развитие теории доказательств внесли такие ученые - представители науки уголовно-процессуального права, как В.Д. Арсеньев, Р.С. Белкин, В.Я. Дорохов, М.С. Строгович и др.

Интерес к изучению доказательств в административном процессе был проявлен со стороны ученых в середине 70-х годов и реализован в закреплении данного понятия в КоАП РФ.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Следует отметить, что в уголовно-процессуальном праве понятие доказательств аналогично.

От доказательств как фактических данных следует отличать их источники, представляющие собой средства сохранения и передачи информации, с помощью которых они вовлекаются в сферу процессуального доказывания. Носители (источники) информации ничего сами по себе не доказывают, если не выявлено их содержание - сведения о чем-либо (фактические данные), В то же время фактические данные не могут существовать без определенного носителя (источника). В этом проявляется единство доказательства и источника, т.е. содержания и формы.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ источниками доказательств (т.е. средств установления фактических данных) являются: протокол об административном правонарушении; объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности; показания потерпевшего, свидетелей; заключение эксперта; вещественные доказательства; протокол об изъятии вещей и документов;    иные документы.

Для того, чтобы фактические данные могли быть использованы в качестве доказательств, они должны отвечать требованиям относимости допустимости, где первое касается содержания, а второе - источника доказательств. Под относимостью доказательств понимается возможность использования их по делу для установления фактов и обстоятельств, подлежащих доказыванию либо имеющих значение для правильного разрешения дела в силу существующей между теми и другими объективной взаимосвязи[16].

При решении вопроса о соответствии того или иного доказательства требованию относимости необходимо прежде всего определить, входят ли факты и обстоятельства, устанавливаемые с помощью доказательств, в круг тех, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, в силу чего и подлежат доказыванию.

В правовой литературе совокупность фактических обстоятельств, характеризующих личность правонарушителя, и иных обстоятельств, имеющих правовое значение для разрешения дела по существу, именуют предметом доказывания[17]. В КоАП РФ дан перечень обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении: 1) было ли совершено административное правонарушение; 2) виновно ли лицо в его совершении; 3) подлежит ли оно административной ответственности (т.е. возможность нести административную ответственность); 4) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; 5) причинен ли имущественный ущерб; 6) имеются ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации, трудового коллектива; 7) другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Таким образом, предметом доказывания по делам об административных правонарушениях служит совокупность обстоятельств, предусмотренных административно-процессуальным законодательством, установление которых необходимо для принятия обоснованного и законного решения по делу.

Под допустимостью доказательств понимается соответствие требованиям закона источника, а также способа получения и закрепления фактических данных.

Требование допустимости имеет два аспекта: с одной стороны, фактические данные могут быть получены только из точных и исчерпывающих, предусмотренных законом источников; с другой - способы получения фактических данных должны соответствовать закону.

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из ряда стадий.

Под стадией, как известно, следует понимать такую относительно самостоятельную часть производства, которая в рамках общих задач всего производства имеет свои, свойственные только ей задачи и особенности. Стадии органически связаны между собой, последующая, как правило, начинается лишь после того, как закончено производство на предыдущей.

Различают следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях: 1) возбуждение административного дела; 2) рассмотрение административного дела компетентным органом; 3) принятие соответствующего решения; 4) исполнение решения, вынесенного по административному делу; 5) обжалование решения и опротестование постановлений, их пересмотр.

В связи с существованием наряду с общим ускоренного производства, по некоторым категориям дел стадии производства в отдельных случаях недостаточно четко выражены или сливаются. Так, при взыскании штрафа на месте соединяются возбуждение административного дела, его рассмотрение и исполнение постановления.




2.2. Возбуждение дел об административных правонарушениях



Возбуждение административного дела[18] является начальной стадией производства по делам об административных правонарушениях, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление ''Обстоятельств проступка, их фиксирование и квалификацию. На этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого рассмотрения дела, Применения к виновному предусмотренных законом мер воздействия.

Основанием возбуждения административного дела является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного проступка (фактическое основание). Однако, как известно, не все факты появления в общественном месте в пьяном виде, браконьерства и др. проступков повлекли соответствующие последствия, т.е. виновные остались безнаказанными. Поэтому наряду с фактическим, материальным основанием требуется еще и формальное, процессуальное основание. Оно содержит информацию о наличии фактического основания, исходит от определенных лиц, адресовано полномочным органам, должностным лицам. Иными словами, для возбуждения дела необходим повод, т.е. получение информации о деянии, поскольку латентное нарушение не вызывает административно-процессуальных отношений.

Поводами для возбуждения административных дел могут быть заявления граждан (потерпевших, очевидцев и т.п.); сообщения представителей общественности, учреждений, предприятий и организаций, в печати и иных средствах массовой информации, а также непосредственное обнаружение проступка должностными лицами ОВД.

Касаясь последнего повода, следует отметить, что в уголовном процессе в подобных обстоятельствах считается, что лицо, имея заранее сложившееся убеждение, не сможет бесстрастно исследовать все существенные по делу факты и вынести правильное, основанное исключительно на материалах дела решение.

В КоАП РФ названы обстоятельства, при наличии которых исключается производство по делам об АП, а значит административное дело не возбуждается. Таковыми являются: отсутствие события и состава административного правонарушения; недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения 16-летнего возраста; невменяемость лица, совершившего противоправное действие или бездействие; действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; отмена акта, устанавливающего административную ответственность; истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков  наложения административного взыскания; наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемою к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного решения товарищеского суда, если материалы были переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим право налагать административное взыскание по данному делу, либо неотмененного постановления о прекращении дела, а также наличие по данному факту уголовного дела; смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.

В КоАП РФ говорится о том, что протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на то лицом либо представителем общественной организации или органа общественной самодеятельности. Таким образом, в данной статье речь, по существу, идет об установлении факта административного правонарушения и полномочиях соответствующих лиц на возбуждение дела. В органах внутренних дел правом возбуждения дел об административных правонарушениях наделен широкий круг сотрудников патрульно-постовой службы, ГАИ, паспортных аппаратов И т.д. И в этом плане наблюдается определенная специализация.

Действующим   законодательством   срок   производства   административного расследования (т.е. промежуток времени от момента обнаружения правонарушения до направления материалов по подведомственности) четко Ив определен. Однако по общему правилу расследование может осуществляться в течение давности срока привлечения к административной ответственности. В этой связи трудно согласиться с мнением ряда авторов[19], увязывающих между собой сроки расследования и рассмотрения дел об административных правонарушениях, поскольку сроки рассмотрения в соответствии с КоАП РФ исчисляются со дня получения органом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В процессе расследования должны быть установлены фактические обстоятельства совершенного проступка, которые можно подразделить на 2 группы. Первую группу составляют обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава правонарушения. К их числу относятся: событие правонарушения, время, место и иные обстоятельства его совершения; виновность лица в совершении административного правонарушения; вредные последствия правонарушения.

Вторую группу составляют обстоятельства, находящиеся за рамками состава правонарушения, но имеющие значение для индивидуализации ответственности. К ним относятся: обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности правонарушителя (обстоятельства, которые отягчают вину и усиливают ответственность; обстоятельства, смягчающие ответственность); обстоятельства, способствующие совершению проступка.

Завершающий этап первой стадии производства по делам об административных правонарушениях - направление материалов расследования на рассмотрение. Это происходит лишь в тех случаях, когда должностное лицо, закончившее расследование и составившее протокол, само не вправе решать дело по существу.

При направлении материалов расследования для принятия решений компетентными органами важное значение имеют понятия полномочий данных органов и подведомственности дел, ими рассматриваемых. Установление подведомственности дел - это разграничение компетенции между органами. В последнюю входят и полномочия (права и обязанности). Полномочия определяют, что может сделать, какие меры вправе принять орган (должностное лицо). А подведомственность очерчивает границы полномочий по территории, по кругу решаемых дел, по времени. Кроме того, существует территориальная и альтернативная подведомственность. Последняя заключается в том, что дела об административных правонарушениях могут рассматриваться как по месту совершения проступка, так и по месту жительства правонарушителя (например, дела о появлении в общественных местах в пьяном виде).


2.3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях



Стадия рассмотрения дела - главная в производстве по делам об административных правонарушениях. На ней принимается акт, в котором признается виновность или невиновность лица, определяется мера воздействия.

Процессуальным основанием для рассмотрения дела является надлежащим образом оформленный протокол о нарушении, постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении, постановление компетентного органа О прекращении уголовного дела.

До рассмотрения дела по существу производится необходимая подготовка, включающая в себя решение компетентным органом следующих вопросов (ст. 29.1 КоАП РФ): 1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; 2) правильно ли составлены протокол и другие материалы дела; 3) извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; 4) истребованы ли необходимые дополнительные материалы; 5) о ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.

         При   подготовке   материалов  дела   об   административном   правонарушении соответствующий орган или должностное лицо обязаны решить вопрос - относится ли к его компетенции это дело. Если дело не относится к компетенции конкретного органа, то хотя и законодательство не определяет ложны два пути: возвращение тому органу, который представил рассмотрения; направление дела тому органу, который полномочен рассматривать.

При подготовке к рассмотрению дела необходимо убедиться, что лица, в нем, извещены о времени и месте его рассмотрения. Вызов ГО к административной ответственности решается особо. По общему правилу дело разрешается в его присутствии. В отсутствие нарушителя рассмотрение дела возможно лишь в случаях, когда имеются сведения о том, правонарушитель своевременно извещен о времени и месте рассмотрения.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются уполномоченным на то органом в 15-дневный срок ( ст. 29.6 КоАП РФ). В то же время законодатель установил 4 вида сокращенных сроков для рассмотрения дел об отдельных категориях административных правонарушений: в течение суток (например,  мелкое хулиганство); в течение 3-х суток (например, продажа товаров без документов); в течение 5 суток (например, мелкое хищение государственного или общественного имущества); в течение 7 суток (например, нарушение правил торговли).

Следует отметить, что указанные сроки исчисляются со дня получения органом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Порядок рассмотрения дела. Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело.

Затем объявляется, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, всем участникам производства разъясняются их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. Их может заявлять лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший, законные представители, адвокат, эксперт.

Законодательство не устанавливает последовательности заслушивания лиц, участвующих в рассмотрении дела, однако, как правило, заслушивание начинается с допроса лица, привлекаемого к административной ответственности, И только затем следует переходить к вопросам, уточняющим сказанное, или к сведениям, содержащимся в протоколе или других материалах дела. После этого выслушиваются другие участники дела.

В соответствии со ст. 24.6 КоАП РФ прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, вправе участвовать в производстве.

В таких случаях в процессе рассмотрения дела заслушивается заключение прокурора (по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела).

Рассмотрение дела – это оценка всех данных о правонарушении и правонарушителе. На основании совокупности доказательств необходимо выяснить, был ли совершен проступок. Виновно ли данное лицо, имеются ли обстоятельства, влияющие на степень и характер его ответственности.

В том случае, если рассмотрение дела осуществляется коллегиальным органом, предусмотрено обязательное ведение протокола. При рассмотрении дела уполномоченным должностным лицом протокол не ведется.

В протоколе заседания коллегиального органа фиксируется весь ход рассмотрения дела о правонарушении (дата и место заседания; наименование и состав органа, рассматривающего дело; содержание рассматриваемого дела; объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, их ходатайства; документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении дела; сведения об оглашении принятого постановления и разъяснение порядка сроков его обжалования).

Рассмотрение дела завершается вынесением одного из следующих постановлений (ст. 29.9 КоАП РФ): о наложении административного взыскания; о прекращении дела производством.

Постановление должно содержать (ст. 29.10 КоАП РФ): наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение.

В постановлении наряду с наложением административного взыскания может быть решен вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба. Законом установлен 15-дневный срок возмещения имущественного ущерба со дня вручения виновному постановления по делу, а в случае обжалования или опротестования постановления – не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения.

Наряду с этим в постановлении указывается решение о судьбе изъятых вещей и документов (передаются владельцу, конфискуются, изымаются для последующей реализации в установленном порядке и т.д.).

В ряде случаев компетентный орган (должностное лицо) может вынести решение о прекращении дела производством: при объявлении устного замечания; при передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива;  при передаче материалов прокурору, органу предварительного следствия или дознания; при наличии обстоятельств, исключающих производство по делам об административных правонарушениях.

При малозначительности проступка нарушителю может; быть сделано устное замечание, которое следует отличать от предупреждения, являющегося мерой административного взыскания.


Заключение


Появилась новая категория субъектов административной ответственности в виде индивидуальных предпринимателей, а также политических общественных объединений (например, за нарушения законодательства о выборах и референдумах) и юридический лиц.

Вообще в 90-е гг. было принято много законодательных актов, посвященных административной ответственности, что свидетельствовало об усилении начал государственного регулирования, рассчитанного преимущественно на утратившие государственный характер объекты (например, Налоговый кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и т.д.).

В этом наглядно проявляется приоритет публично-правовых интересов над частными, стремление государства обеспечить проведение в жизнь правовых и организационных основ экономической и иных областей общественной жизни, создание правового режима, рассчитанного как на государственный, так и негосударственный секторы.

Таким образом, существуют объективные условия, которые имеют прямое отношение к возрастанию количества административных запретов в КоАП. Конечно, не все эти запреты равноценны.

Административное принуждение, необходимость которого не должна подвергаться сомнению и в современных условиях (в цивилизованных странах оно наиболее существенно, хотя его цели нередко не соответствуют нашим условиям), является наиболее реальным правовым средством (методом), обеспечивающим соблюдение законности и государственной дисциплины, должное, т.е. соответствующее правопорядку, поведение разнообразных по своим качествам участников управленческих общественных отношений.

Производство по делам об административных правонарушениях является одним их видов административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера и урегулирована нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которая представляет собой организационную структуру совокупности конкретных процессуальных стадий, каждая из которых имеет свое процессуальное назначение и обеспечивает необходимую последовательность совершения процессуальных действий.

         Эти действия возникают, развиваются и прекращают свое существование на основе норм материального и процессуального административного права.

         Нормы административного материального права как правило регулируют правовое положение участников производства, определяют понятие административного правонарушения, нормы административного процессуального права регулируют ход, развитие, процедуру действий различного рода субъектов административной юрисдикции, в том числе при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.

         Вместе с тем производство по делам об административных правонарушениях имеет ряд проблем:

-         это несовершенство административной нормативной базы;

-         отсутствие у правоприменителей знаний по осуществлению административного производства;

-         слабое информационно-методическое обеспечение правоприменителей;

-         отсутствие единообразных образцов административных процессуальных документов и другие.

С целью устранения выше указанных проблем необходимо в полном объеме реализовать требования ч.2 ст. 26 Федерального конституционного закона Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации», о создании специализированных федеральных судов, которые рассматривали бы административные дела, вытекающие из административно-властных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.

Кроме выше указанного необходимо разработать и принять административное процессуальное законодательство, которое устанавливало бы процедуру рассмотрения и разрешения различных видов дел об административных правонарушениях.


Библиография



Нормативные акты

1.     Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. . М., Юристъ, 1995.

2.     Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Воспитание поколений XXI века (Материалы международного симпозиума) \\ Государство и право 1998, №7

3.     Международный пакт о гражданских и политических правах (вступил в силу 23 марта 1976 г., ратифицирован Союзом ССР 18 сентября 1976 г.). - (Материалы международного симпозиума) \\ Государство и право 1998, №7

4.     Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная 4 ноября 1950 г.. - (Материалы международного симпозиума) \\ Государство и право 1998, №7

5.     Кодекс об административных правонарушениях РФ. М., Юристъ, 2003.

6.     Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 24 мая 1996 г., подписанный Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 г. – М., Юристъ, 2002.

7.     Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 18 декабря 1996 г., подписанный Президентом Российской Федерации 8 января 1997 г.  – М., Юристъ, 2000.

8.     Таможенный кодекс РФ. // Ведомости. 1993. Мв 31. Ст. 1224.

9.     Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека", принятый Государственной Думой 25 декабря 1996 г., подписанный Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 г. – М., Юрайт, 1999.

10. Закон РСФСР "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за административные правонарушения в области строительства". // Ведомости. 1993., № 2. Ст. 58.

11. Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" // САПП РФ. 1993. № 37. Ст. 3449.


Научная литература

12. Агапов А.Б. Административное право. Учебный курс. М., Статут, 2002. 

13. Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 1962.

14. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.. Административное право Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. М., Зерцало, 2002.

15. Алехин А.П., Кармолицкйй А.А., Козлов Ю.М, Административное право Российской Федерации. -М., 1998.

16. Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Производство по делам об административных правонарушениях. -М., 1989.

17. Большой юридический словарь /Под ред. А.Я.Сухарева. В.Д.Зорьккна. В.К Крутских.- М.: 1998.

18. Демин А.А. Административное право Российской Федерации. Курс лекций. Учебное пособие. М., Зерцало, 2002

19. Додин Е.В. Доказательства в административном процессе. - М., 1973.

20. Додин Е.В. Доказывание в административно-юрисдикционной деятельности ОВД. - Киев, 1962.

21. Котельникова Е. А., Семенцова И.А., Смоленский М.Б. Административное право. Ростов-на-дону, Феникс, 2002

22. Лазарев В.В. Теория права и государства. -М., 1996.

23. Телегин А.С. Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел. - М., 1991.

Материалы судебной практики

24. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 3 от 27 апреля 1993 г."О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей"

25. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N8 от 31 октября 1995 г."О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".



[1] И.А. Галоган. Административная ответственность. – Воронеж. 1970.

[2] Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание, дополненное. -М., 1999.- С. 144.

[3] Студекикина М.С. Что такое административная ответственность? -М., 1999 -С. 12

[4] Коренев А.П. Советское административное право. -М., 1986. -С. 164-166.

[5] Алехин А.П., Кармолицкйй А.А., Козлов Ю.М, Административное право Российской Федерации. -М., 1998. -C.288.

[6] СЗ РФ 2002. № 61. Ст. 4976.

[7] Большой юридический словарь /Под ред. А.Я.Сухарева. В.Д.Зорьккна. В.К Крутских.- М.: 1998.-С.84.

[8] Лазарев В.В. Теория права и государства. -М., 1996. С.243.

[9] САПП РФ. 1993. № 37. Ст. 3449.

[10] Большой юридический словарь. / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М., 1998. – С.10.

[11] Ведомости. 1993. Мв 31. Ст. 1224.

[12] Ведомости. 1993., № 2. Ст. 58.

[13] Телегин А.С. Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел. – М., 1991. – С.5.

[14] Додин Е.В. Доказательства в административном процессе. – М., 1973. – С.62.

[15] Алексеев С.С. Общая теория права. – М., 1962. – С. 334.

[16] Додин Е.В. Доказывание в административно-юрисдикционной деятельности ОВД. – Киев, 1962. – С. 54.

[17] Теория доказательств в советском уголовном процессе. – М., 1973. – С.139.

[18] Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Производство по делам об административных правонарушениях. -М., 1989. С. 125.

[19] Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Указ. раб. – С.38.


Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.