реферат, рефераты скачать
 

Административные взыскания и их виды


2.5. Лишение специального права

Лишение специальных прав есть временное ограничение право­субъектности гражданина в административном порядке за администра­тивные про­ступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специаль­ный административный статус. Если гражданин неправильно ис­пользует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

Административное взыскание в виде лишения специального права, пре­доставленного данному гражданину, состоит в ограничении наруши­теля права заниматься определенной деятельностью. Законодатель ог­раничивает возмож­ность применения этого взыскания в настоящее время только случаями лише­ния права управления транспортными средствами, права охоты, права на экс­плуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Предоставление такого специального права связано с наличием ряда обя­зательных условий. Особенно это касается права на управление транспортными средствами. Управление источниками повышенной опасности, каким является транспорт, требует определенных навыков вождения, знания правил движения, достижения определенного воз­раста, соответствующего состояния здоровья. Так, в соответствии с Фе­деральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопас­ности дорожного движения"[6] право на управление автотранспортными средствами предос­тавляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены и получив­шим соответствующее удостоверение. На территории Россий­ской Федерации действуют национальные и международные водитель­ские удостоверения (ст. 27). Аналогичные требования установлены за­конодательством и в отношении права на управление маломерными су­дами, права охоты. Для судоводителей предусмотрен квалификацион­ный экзамен, для охотников – техминимум. Водительские удостовере­ния выдаются Государственной автомобильной инспекцией (на право управления автотранспортными средствами), органами государствен­ной инспекции по маломерным судам (на право управления маломерным суд­ном). Водительские удостоверения подтверждают право на управле­ние транс­портным средством определенной категории. Например, право на управление автомобилями, разрешенная максимальная масса кото­рых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сидения води­теля, не превышает восьми, предос­тавляется лицам, имеющим води­тельские удостоверения категории "В". Право охоты подтверждается охотничьим билетом, выдаваемым охотничьим общест­вом.

Лишение специального права применяется чаще всего в отноше­нии водителей транспортных средств. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности ли­шение права, на управление транспортными средствами, устанавлива­ются федеральным законом. Лишение водительских прав предусматри­вается Кодексом за грубые нарушения правил дорожного движения (ст. 117 – управление транспортными средствами водите­лями, находящи­мися в состоянии опьянения, ч. 2 ст. 118 – нарушение водите­лями пра­вил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, по­влекшее причинение легких телесных повреждений), за систематиче­ское нарушение водителями правил дорожного движения (ст. 1181), гру­бое наруше­ние механизаторами правил технической эксплуатации сель­скохозяйственных машин и техники безопасности (ст. 100), нарушение правил плавания, погрузки и разгрузки судов, управление судном судо­водителем в состоянии опьянения (ст. 1114). Лишение права охоты при­метается за нарушение правил охоты (ч. 2 ст. 85).

Рассматриваемое административное взыскание связано со значи­тельными правоограничениями. Лишение специального права влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, опреде­ленного в постановлении о применении данного взыскания. Примене­ние этого административного взыска­ния влечет для водителя-профес­сионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя – в течение установленного срока управлять при­надлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мото­циклом, маломерным судном и др.). Лишение права охоты означает запрет на определенный срок заниматься охотой.

Закон предусматривает ряд условий, ограничивающих применение лише­ния специального права. Ограничивает закон и применение лише­ния права на управление транспортными средствами. Данное админист­ративное взыскание не может, по общему правилу, применяться к ли­цам, которые поль­зуются этими транспортными средствами в связи с инвалидностью. Из указан­ного правила есть исключения. Лишение во­дительских прав названных лиц закон связывает со случаями управле­ния транспортным средством в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транс­портного средства, оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транс­портного происшествия, уклонения от прохождения в установлен­ном порядке освидетельствования.

Законодательство относит применение рассматриваемого админи­стратив­ного взыскания к компетенции различных органов. Применение лишения води­тельских прав зависит от вида транспортных средств. Ли­шение права на управ­ление автомототранспортом и городским электро­транспортом применяют орга­ны внутренних дел, на управление тракто­рами, комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами – ор­ганы гостехнад­зора, на управление маломерными судами – органы го­сударственной инспекции по маломерным судам. Право налагать адми­нистративное взыскание в виде лишения права охоты предоставлено ор­ганам, осуществляющим государственный надзор за соблюде­нием пра­вил охоты.


2.6. Исправительные работы

Исправительные работыодно из наиболее строгих админист­ративных взысканий. Перечень административных проступков, за кото­рые оно может применяться, невелик. Это – незаконное приобретение или хранение наркоти­ческих средств в небольших размерах; мелкое хищение государственного или общественного имущества; уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям; мел­кое хулиганство; злост­ное неповиновение законному распоряжению или требо­ванию работ­ника милиции или народного дружинника, а также военнослужа­щего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка; распи­тие спиртных напитков в общественных местах или появление в обще­ственных местах в пьяном виде, совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общест­венных местах в пьяном виде; нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетировании; мелкая спекуляция, совершенная лицом, которое в течение года было подверг­нуто административному взысканию за указанное нарушение; незакон­ная продажа товаров или иных предметов, со­вершенная лицом, которое в течение года было подвергнуто административно­му взысканию за ука­занные нарушения (ст. 44, 49, 49', 1502, 151, 158, 162, 165, 1661).

Предельный срок исправительных работ – два месяца. Минималь­ный срок не может быть менее 15 дней, если в соответствующей норме он не ука­зан. Для всех перечисленных выше проступков минимальный срок исправи­тельных работ установлен один месяц.

Право назначения исправительных работ предоставлено только районно­му суду и судье этого суда. Фактически законодательство пре­дусматривает на­значение исправительных работ судьями.

Исправительные работы могут назначаться и отбываться по месту посто­янной работы лица, совершившего административное правонару­шение, на предприятии и в организации, независимо от формы собст­венности: государст­венной, общественной, муниципальной, частной и др.

Контроль за исполнением взыскания в виде исправительных работ осущест­вляют инспекции исправительных работ.

Часть заработка виновного (не более 20 процентов), определенная поста­новлением о применении к нему взыскания в виде исправительных работ, удерживается в доход государства. Минимальный процент зара­ботка, который может удерживаться с виновного, законом не определен. В нормах Кодекса для всех указанных выше правонарушений установ­лен единый размер удержа­ний – 20 процентов. В тех случаях, когда лицу, отбывающему взыскание, не назначен твердый заработок (рабо­тающему, например, на ферме), удерживае­мый процент заработка опре­деляется исходя из среднего заработка по району (городу).

Не допускаются удержания из пенсий и пособий, получаемых в порядке со­циального обеспечения и страхования, и из выплат едино­временного характера.

В период отбывания взыскания в виде исправительных работ за­прещается предоставление очередного отпуска. Это вытекает из содер­жания ст. 299 Ко­декса, установившей, что постановление о применении исправительных работ направляется на исполнение не позднее чем на следующий день после его вы­несения.

Производство по исполнению постановления об исправительных работах регламентировано главой 29 Кодекса. В этой главе, в частности, указывается на обязанность администрации предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания нарушителем исправительных работ и на последствия уклонения от исправительных работ, примененных за совершение мелкого хулиганства.

Применение в качестве административного взыскания исправительных работ в отличие от исправительных работ, назначаемых в качестве уго­ловного наказания, не создает судимости. В настоящее время исправи­тельные работы как мера административного взыскания применяются крайне редко.

2.7. Административный арест

Административный арест является самым строгим администра­тивным взысканием. Оно заключается в лишении виновного свободы, изоляции от об­щества на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении.

Указание о том, что административный арест устанавливается лишь в ис­ключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, адресовано законодателю.

Административное взыскание в виде административного ареста установлено только за проступки, которые по своей опасности прибли­жаются к преступле­ниям: незаконные приобретение и хранение нарко­тических средств в неболь­ших размерах; мелкое хулиганство; распитие спиртных налитков в обществен­ных местах, появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и об­щественную нравственность, совершенные ли­цом, которое дважды в те­чение года подвергалось административному взыска­нию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общест­венных местах в пьяном виде; злостное неповиновение законному рас­поряжению, или требованию работника милиции, или народного дру­жинника, или военнослужащего при исполнении ими обязанностей по охране обществен­ного порядка; проявление неуважения к суду; непови­новение работнику мили­ции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общест­венности; злостное неповиновение за­конному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или другого граждани­на при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федера­ции (ст. 44, 158, 162, 165, 1651, 1655).

Указание в данной статье о том, что административный арест при­меняет­ся в исключительных случаях, адресовано правоприменительным органам. В соответствии с Настоящей статьей он может назначаться только районным су­дом (судьей). Нормами Особенной части Кодекса осуществление указанного полномочия возложено только на судей.

В настоящей статье не указывается, какие случаи могут рассмат­риваться как исключительные. Критерий для применения администра­тивного ареста да­ется в конкретных статьях Кодекса, содержащих соот­ветствующие санкции. В них сказано, что применение административ­ного ареста допускается, если по обстоятельствам дела, с учетом лично­сти нарушителя, применение других пре­дусмотренных в соответствую­щей статье мер взыскания, т.е. штрафа, исправи­тельных работ, будет признано недостаточным.

Если в санкции статьи приводится только максимальный срок ад­минист­ративного ареста, это взыскание может быть назначено в преде­лах от одних суток до высшего предела, указанного в Кодексе, т.е. до 15 суток.

В ч. 2 ст. 32  КоАП содержится перечень лиц, к которым не может применяться административный арест даже в исключительных случаях. Поэтому при принятии решения о применении в качестве взыскания ад­минист­ративного ареста должно быть выяснено, нет ли препятствий к этому: не явля­ется ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 12 лет, дос­тиг ли подросток, совершивший деяние, обра­зующее проступок, совершенноле­тия, не является ли лицо, привлечен­ное к административной ответственности, инвалидом I или П группы; Все указанные обстоятельства должны быть под­тверждены соответст­вующими документами.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Порядок исполнения постановления об административном аресте, отбы­вания этого взыскания, а также вопросы трудового использования лиц, подверг­нутых административному аресту, урегулированы в ст. 303-305 настоящего Кодекса.

2.8. Административное выдворение


Административное выдворение за пределы Российской Фе­дера­ции состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц че­рез Государственную границу за пределы страны, а в случаях, преду­смотренных законодательством, – неконтролируемом самосто­ятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание может при­меняться только к иностранцам и лицам без гражданства.

Конституция Российской Федерации (ст. 62) установила, что ино­стран­ные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации пра­вами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установ­ленных федеральным законом или международ­ным договором Российской Фе­дерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации ино­странных граждан и лиц без гражданства как административное взыскание яв­ляется мерой государственного принуждения, применяе­мой по постановлению органа исполнительной власти. Эта принуди­тельная мера применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего администра­тивное Правонарушение, в духе соблюдения россий­ских законов, ува­жения к нравственным правилам поведения, принятым в на­шем обще­стве, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами.

Административное выдворение как меру административного взы­скания (наказания) за совершенное правонарушение необходимо отли­чать от админи­стративного выдворения (отправки, передачи) иностран­ных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресе­чения.

Эта мера административного пресечения применяется в отноше­нии ино­странных граждан и лиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории Россий­ской Федерации, и пе­ресекших Государственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.

В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государст­венной гра­ницы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политиче­ского убежища, органы и войска Феде­ральной пограничной службы (ФПС) задерживают их и в официальном порядке передают властям го­сударства, с территории которого они пересекли Государ­ственную гра­ницу РФ. Если передача нарушителей властям иностранного госу­дар­ства не предусмотрена договором РФ с этим государством, органы и войска ФПС выдворяют их за пределы РФ в определенных ФПС местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ из пунктов про­пуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворя­ются, если это предусмотрено договором РФ с соответствующим госу­дарством. О масштабах применения дан­ной меры административного пресечения свидетельствует тот факт, что в Рос­сийской Федерации только за 1995 г. органами пограничной службы при по­пытке въезда в страну было задержано более 39 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не имели установленных документов.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства может быть под­вергнут административному выдворению за пределы РФ как мере адми­нистративного взыскания за следующие нарушения:

 1) если его действия противоречат интере­сам обеспечения госу­дарственной безопасности или охраны общественного порядка;

 2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности на­се­ления, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;

3) если он грубо нарушал законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ, таможенное, валютное или иное российское законодательство[7].

Основанием для административного является также незаконное пересечение Госграницы иностранными гражданами и лицами без гра­жданства, в отношении которых принято решение о привлечении их к административной ответственно­сти.

Постановление (решение) об административном выдворении при­нимается органами внутренних дел, органами государственной безопас­ности и органами Федеральной пограничной службы. Иностранный гражданин или лицо без гра­жданства обязаны покинуть территорию Российской Федерации в срок, указан­ный в постановлении. Уклоняю­щиеся от выезда в таких случаях подлежат с санкции прокурора задер­жанию и выдворению за пределы РФ в принудитель­ном порядке. За­держание допускается при этом на время, необходимое для исполнения постановления о выдворении.

Ходатайства о выдворении иностранных граждан и лиц без граж­данства за пределы РФ в случаях, предусмотренных законодательством, когда эти граж­дане прибыли по линии российских принимающих орга­низаций, незамедлитель­но возбуждаются этими организациями перед органами внутренних дел.

Административное выдворение иностранных граждан и лиц без граждан­ства на основании принятых в установленном порядке поста­новлений произво­дится органами внутренних дел, органами государст­венной безопасности и ор­ганами Федеральной пограничной службы[8].

Иностранный гражданин и лицо без гражданства вправе обжало­вать по­становление о его выдворении из пределов Российской Федера­ции в вышестоя­щий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный суд, решение которого яв­ляется окончательным.


Многими нормативными актами предусмотрено такое взыска­ние, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттес­таты выда­ются только индивидуальным субъектам). Такие доку­менты выдаются в порядке разрешительной системы и на опреде­ленный срок. Лицензия, квалификационный аттестат предоставляет право заниматься опреде­ленной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтому на­званная мера – это тоже лишение спе­циального права. Рассматриваемое административное взыскание применяется за совершение лицензиатами нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом).

Чем отличается отзыв лицензии от лишения прав? Во-пер­вых, по­следняя мера применяется только к. гражданам. А отзыв лицензии ис­пользуется как мера воздействия и на юридических лиц. Во-вторых, лишение прав производится на срок до трех лет. А лицензия, квалифи­кационный аттестат отзываются навсегда. Это не означает, что лицо уже никогда не будет иметь такого раз­решения. Оно может вновь получить лицензию, но это будет новая лицензия, для получения которой необхо­димо выполнение установленных требований: представление докумен­тов, уплата сбо­ров и др. В некоторых случаях повторное заявление о выдаче лицензии может быть рассмотрено только по истечении установ­ленного срока.

Взыскание стоимости товаров или транспортных средств со­стоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей сво­бодную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обна­ружения нарушения (ст. 245 ТК РФ). В размере до 300 МРОТ на основе норм ТК РФ может быть взыскана стоимость товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения тамо­женных правил, а также со специально изготовленными тайниками. Одно из существенных отличий этого взыскания от штрафа в том, что оно может быть основным и допол­нительным.


3. Общие принципы наложения административных взысканий

Глава 4 КоАП РСФСР называется «Наложение админист­ративного взыскания». Заголовок начинающей эту главу ст. 33 КоАП РСФСР та­кой: «Общие правила наложения взыскания за админи­стративное пра­вонарушение». В ней и в последующих статьях этой главы содержатся материально-правовые нормы, устанавливающие правила – принципы наложения административных взысканий, а не процессуальные нормы.

Можно сказать, что глава 4 КоАП РСФСР закрепляет следу­ющие общие правила (принципы) карательного воздействия:

•   законность;

•   целесообразность;

•   своевременность, оперативность воздействия;

• сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений (наложение взысканий за каждое нарушение в отдельности). Хотя и в разных формах, эти вопросы решаются и в налоговом праве, и актах трудового, уголовного, административного права, регла­ментирующих дисциплинарную ответственность.

Есть достаточные основания для вывода о том, что названные об­щие правила являются принципами применения любых каратель­ных санкций.

3.1. Законность и целесообразность применения админист­ративных взысканий

Законность – важнейший принцип юрисдикционной деятель­но­сти. Его проявления многообразны: противоправность как основа­ние привлечения к ответственности, правильная квалификация дей­ствий, компетентность органа (должностного лица), принимающего решение по делу, назначение взыскания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия и т. д.

Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав конкретного проступка. Иными словами, если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противо­правных действиях выявлены все предусмотренные правом при­знаки нарушения, деликвент может быть привлечен к ответственности по со­ответствующей статье.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.