| |||||
МЕНЮ
| Административные взыскания и их виды2.5. Лишение специального права Лишение специальных прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права. Административное взыскание в виде лишения специального права, предоставленного данному гражданину, состоит в ограничении нарушителя права заниматься определенной деятельностью. Законодатель ограничивает возможность применения этого взыскания в настоящее время только случаями лишения права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Предоставление такого специального права связано с наличием ряда обязательных условий. Особенно это касается права на управление транспортными средствами. Управление источниками повышенной опасности, каким является транспорт, требует определенных навыков вождения, знания правил движения, достижения определенного возраста, соответствующего состояния здоровья. Так, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения"[6] право на управление автотранспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены и получившим соответствующее удостоверение. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения (ст. 27). Аналогичные требования установлены законодательством и в отношении права на управление маломерными судами, права охоты. Для судоводителей предусмотрен квалификационный экзамен, для охотников – техминимум. Водительские удостоверения выдаются Государственной автомобильной инспекцией (на право управления автотранспортными средствами), органами государственной инспекции по маломерным судам (на право управления маломерным судном). Водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортным средством определенной категории. Например, право на управление автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сидения водителя, не превышает восьми, предоставляется лицам, имеющим водительские удостоверения категории "В". Право охоты подтверждается охотничьим билетом, выдаваемым охотничьим обществом. Лишение специального права применяется чаще всего в отношении водителей транспортных средств. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права, на управление транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом. Лишение водительских прав предусматривается Кодексом за грубые нарушения правил дорожного движения (ст. 117 – управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, ч. 2 ст. 118 – нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений), за систематическое нарушение водителями правил дорожного движения (ст. 1181), грубое нарушение механизаторами правил технической эксплуатации сельскохозяйственных машин и техники безопасности (ст. 100), нарушение правил плавания, погрузки и разгрузки судов, управление судном судоводителем в состоянии опьянения (ст. 1114). Лишение права охоты приметается за нарушение правил охоты (ч. 2 ст. 85). Рассматриваемое административное взыскание связано со значительными правоограничениями. Лишение специального права влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, определенного в постановлении о применении данного взыскания. Применение этого административного взыскания влечет для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя – в течение установленного срока управлять принадлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, маломерным судном и др.). Лишение права охоты означает запрет на определенный срок заниматься охотой. Закон предусматривает ряд условий, ограничивающих применение лишения специального права. Ограничивает закон и применение лишения права на управление транспортными средствами. Данное административное взыскание не может, по общему правилу, применяться к лицам, которые пользуются этими транспортными средствами в связи с инвалидностью. Из указанного правила есть исключения. Лишение водительских прав названных лиц закон связывает со случаями управления транспортным средством в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования. Законодательство относит применение рассматриваемого административного взыскания к компетенции различных органов. Применение лишения водительских прав зависит от вида транспортных средств. Лишение права на управление автомототранспортом и городским электротранспортом применяют органы внутренних дел, на управление тракторами, комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами – органы гостехнадзора, на управление маломерными судами – органы государственной инспекции по маломерным судам. Право налагать административное взыскание в виде лишения права охоты предоставлено органам, осуществляющим государственный надзор за соблюдением правил охоты. 2.6. Исправительные работы Исправительные работы – одно из наиболее строгих административных взысканий. Перечень административных проступков, за которые оно может применяться, невелик. Это – незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах; мелкое хищение государственного или общественного имущества; уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям; мелкое хулиганство; злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, а также военнослужащего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка; распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде, совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде; нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетировании; мелкая спекуляция, совершенная лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за указанное нарушение; незаконная продажа товаров или иных предметов, совершенная лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за указанные нарушения (ст. 44, 49, 49', 1502, 151, 158, 162, 165, 1661). Предельный срок исправительных работ – два месяца. Минимальный срок не может быть менее 15 дней, если в соответствующей норме он не указан. Для всех перечисленных выше проступков минимальный срок исправительных работ установлен один месяц. Право назначения исправительных работ предоставлено только районному суду и судье этого суда. Фактически законодательство предусматривает назначение исправительных работ судьями. Исправительные работы могут назначаться и отбываться по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, на предприятии и в организации, независимо от формы собственности: государственной, общественной, муниципальной, частной и др. Контроль за исполнением взыскания в виде исправительных работ осуществляют инспекции исправительных работ. Часть заработка виновного (не более 20 процентов), определенная постановлением о применении к нему взыскания в виде исправительных работ, удерживается в доход государства. Минимальный процент заработка, который может удерживаться с виновного, законом не определен. В нормах Кодекса для всех указанных выше правонарушений установлен единый размер удержаний – 20 процентов. В тех случаях, когда лицу, отбывающему взыскание, не назначен твердый заработок (работающему, например, на ферме), удерживаемый процент заработка определяется исходя из среднего заработка по району (городу). Не допускаются удержания из пенсий и пособий, получаемых в порядке социального обеспечения и страхования, и из выплат единовременного характера. В период отбывания взыскания в виде исправительных работ запрещается предоставление очередного отпуска. Это вытекает из содержания ст. 299 Кодекса, установившей, что постановление о применении исправительных работ направляется на исполнение не позднее чем на следующий день после его вынесения. Производство по исполнению постановления об исправительных работах регламентировано главой 29 Кодекса. В этой главе, в частности, указывается на обязанность администрации предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания нарушителем исправительных работ и на последствия уклонения от исправительных работ, примененных за совершение мелкого хулиганства. Применение в качестве административного взыскания исправительных работ в отличие от исправительных работ, назначаемых в качестве уголовного наказания, не создает судимости. В настоящее время исправительные работы как мера административного взыскания применяются крайне редко. 2.7. Административный арест Административный арест является самым строгим административным взысканием. Оно заключается в лишении виновного свободы, изоляции от общества на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении. Указание о том, что административный арест устанавливается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, адресовано законодателю. Административное взыскание в виде административного ареста установлено только за проступки, которые по своей опасности приближаются к преступлениям: незаконные приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах; мелкое хулиганство; распитие спиртных налитков в общественных местах, появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде; злостное неповиновение законному распоряжению, или требованию работника милиции, или народного дружинника, или военнослужащего при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка; проявление неуважения к суду; неповиновение работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности; злостное неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или другого гражданина при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации (ст. 44, 158, 162, 165, 1651, 1655). Указание в данной статье о том, что административный арест применяется в исключительных случаях, адресовано правоприменительным органам. В соответствии с Настоящей статьей он может назначаться только районным судом (судьей). Нормами Особенной части Кодекса осуществление указанного полномочия возложено только на судей. В настоящей статье не указывается, какие случаи могут рассматриваться как исключительные. Критерий для применения административного ареста дается в конкретных статьях Кодекса, содержащих соответствующие санкции. В них сказано, что применение административного ареста допускается, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение других предусмотренных в соответствующей статье мер взыскания, т.е. штрафа, исправительных работ, будет признано недостаточным. Если в санкции статьи приводится только максимальный срок административного ареста, это взыскание может быть назначено в пределах от одних суток до высшего предела, указанного в Кодексе, т.е. до 15 суток. В ч. 2 ст. 32 КоАП содержится перечень лиц, к которым не может применяться административный арест даже в исключительных случаях. Поэтому при принятии решения о применении в качестве взыскания административного ареста должно быть выяснено, нет ли препятствий к этому: не является ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 12 лет, достиг ли подросток, совершивший деяние, образующее проступок, совершеннолетия, не является ли лицо, привлеченное к административной ответственности, инвалидом I или П группы; Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами. Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы. Порядок исполнения постановления об административном аресте, отбывания этого взыскания, а также вопросы трудового использования лиц, подвергнутых административному аресту, урегулированы в ст. 303-305 настоящего Кодекса. 2.8. Административное выдворение Административное выдворение за пределы Российской Федерации состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через Государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законодательством, – неконтролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание может применяться только к иностранцам и лицам без гражданства. Конституция Российской Федерации (ст. 62) установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства как административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой по постановлению органа исполнительной власти. Эта принудительная мера применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего административное Правонарушение, в духе соблюдения российских законов, уважения к нравственным правилам поведения, принятым в нашем обществе, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами. Административное выдворение как меру административного взыскания (наказания) за совершенное правонарушение необходимо отличать от административного выдворения (отправки, передачи) иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения. Эта мера административного пресечения применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации, и пересекших Государственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов. В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, органы и войска Федеральной пограничной службы (ФПС) задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором РФ с этим государством, органы и войска ФПС выдворяют их за пределы РФ в определенных ФПС местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ из пунктов пропуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором РФ с соответствующим государством. О масштабах применения данной меры административного пресечения свидетельствует тот факт, что в Российской Федерации только за 1995 г. органами пограничной службы при попытке въезда в страну было задержано более 39 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не имели установленных документов. Иностранный гражданин и лицо без гражданства может быть подвергнут административному выдворению за пределы РФ как мере административного взыскания за следующие нарушения: 1) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; 2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц; 3) если он грубо нарушал законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ, таможенное, валютное или иное российское законодательство[7]. Основанием для административного является также незаконное пересечение Госграницы иностранными гражданами и лицами без гражданства, в отношении которых принято решение о привлечении их к административной ответственности. Постановление (решение) об административном выдворении принимается органами внутренних дел, органами государственной безопасности и органами Федеральной пограничной службы. Иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны покинуть территорию Российской Федерации в срок, указанный в постановлении. Уклоняющиеся от выезда в таких случаях подлежат с санкции прокурора задержанию и выдворению за пределы РФ в принудительном порядке. Задержание допускается при этом на время, необходимое для исполнения постановления о выдворении. Ходатайства о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ в случаях, предусмотренных законодательством, когда эти граждане прибыли по линии российских принимающих организаций, незамедлительно возбуждаются этими организациями перед органами внутренних дел. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства на основании принятых в установленном порядке постановлений производится органами внутренних дел, органами государственной безопасности и органами Федеральной пограничной службы[8]. Иностранный гражданин и лицо без гражданства вправе обжаловать постановление о его выдворении из пределов Российской Федерации в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный суд, решение которого является окончательным. Многими нормативными актами предусмотрено такое взыскание, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттестаты выдаются только индивидуальным субъектам). Такие документы выдаются в порядке разрешительной системы и на определенный срок. Лицензия, квалификационный аттестат предоставляет право заниматься определенной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтому названная мера – это тоже лишение специального права. Рассматриваемое административное взыскание применяется за совершение лицензиатами нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом). Чем отличается отзыв лицензии от лишения прав? Во-первых, последняя мера применяется только к. гражданам. А отзыв лицензии используется как мера воздействия и на юридических лиц. Во-вторых, лишение прав производится на срок до трех лет. А лицензия, квалификационный аттестат отзываются навсегда. Это не означает, что лицо уже никогда не будет иметь такого разрешения. Оно может вновь получить лицензию, но это будет новая лицензия, для получения которой необходимо выполнение установленных требований: представление документов, уплата сборов и др. В некоторых случаях повторное заявление о выдаче лицензии может быть рассмотрено только по истечении установленного срока. Взыскание стоимости товаров или транспортных средств состоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения нарушения (ст. 245 ТК РФ). В размере до 300 МРОТ на основе норм ТК РФ может быть взыскана стоимость товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также со специально изготовленными тайниками. Одно из существенных отличий этого взыскания от штрафа в том, что оно может быть основным и дополнительным. 3. Общие принципы наложения административных взысканий Глава 4 КоАП РСФСР называется «Наложение административного взыскания». Заголовок начинающей эту главу ст. 33 КоАП РСФСР такой: «Общие правила наложения взыскания за административное правонарушение». В ней и в последующих статьях этой главы содержатся материально-правовые нормы, устанавливающие правила – принципы наложения административных взысканий, а не процессуальные нормы. Можно сказать, что глава 4 КоАП РСФСР закрепляет следующие общие правила (принципы) карательного воздействия: • законность; • целесообразность; • своевременность, оперативность воздействия; • сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений (наложение взысканий за каждое нарушение в отдельности). Хотя и в разных формах, эти вопросы решаются и в налоговом праве, и актах трудового, уголовного, административного права, регламентирующих дисциплинарную ответственность. Есть достаточные основания для вывода о том, что названные общие правила являются принципами применения любых карательных санкций. 3.1. Законность и целесообразность применения административных взысканий Законность – важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Его проявления многообразны: противоправность как основание привлечения к ответственности, правильная квалификация действий, компетентность органа (должностного лица), принимающего решение по делу, назначение взыскания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия и т. д. Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав конкретного проступка. Иными словами, если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены все предусмотренные правом признаки нарушения, деликвент может быть привлечен к ответственности по соответствующей статье. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|