| |||||
МЕНЮ
| Компьютерные технологии в строительствеКомпьютерные технологии в строительстве План. I. Использование ПЭВМ в планировании и управлении строительством Первые попытки использовать вычислительную технику для автоматизации
бухгалтерского учёта в нашей стране были сделаны около четверти века назад. Автоматизацией принято называть процесс внедрения машин в человеческую деятельность. С появлением компьютеров автоматизация стала проникать в специфически человеческую деятельность – сферу организации управления. Однако в этой сфере автоматизация имеет некоторые особенности в отличие от технологических систем. Если в технологических человеко – машинных системах возможно наложить ограничения на поведение человека – оператора, то есть алгоритмизировать его, то в системах организационного управления на предприятии заключается именно в разрешении нестандартных ситуаций. Если бы можно было добиться строго алгоритмизированного процесса деятельности предприятия, то, по существу и управления не потребовалось бы. Первые АСУ ориентировались на такую идеальную схему, но они были нежизнеспособны. Тем не менее потребность в автоматизации организационного управления на предприятии становится всё более актуальной. Первые ПК произведены в середине 70-х годов и представляли собой
несложные переносные системы ценой 400 долларов, предназначенные для лиц,
увлекающихся электроникой. Несколькими годами позже были выпущены «Apple В 1986 году в мире было реализовано около 14 миллионов единиц ПК, а темпы годового прироста в последующие годы возросли с 25 до 50%. В мире насчитывается свыше двухсот крупных фирм, занятых производством микрокомпьютерной техники. Внедрение персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) с развитым программным обеспечением является одновременно и причиной, и средством совершенствования навыков анализа. При помощи ПЭВМ можно делать аналитические расчёты различной степени сложности, кроме того, развитие информационных систем с распределёнными базами данных позволяет при этом прибегать к разным информационным источникам. До распространения персональных компьютеров (ПК)
многопользовательское функционирование системы осуществлялось на основе
полностью централизованной обработки информации одной большой ЭВМ, к
которой подключались терминалы. В определённом смысле они были похожи на Такой способ работы имеет определённое преимущество, однако в настоящий момент полностью централизованная обработка информации практически не используется. Из российских автоматизированных систем стоит обратить внимание на
систему «Галактика». В базовом варианте система управления базами данных
основывается на собственном СУБД, использующий недорогой менеджер записей В настоящее время в России, как и во всём мире, наблюдается
лавинообразный рост производства прикладного программного обеспечения. Умелое и грамотное проведение специальных аналитических расчётов предполагает доскональное знание существующей отчётности, логических и информационных взаимосвязей между отдельными формами. Это прежде всего относится к бухгалтерской отчётности. Во–первых, она наиболее систематизированная и имеет достаточно жёсткие внутренние связи. Во – вторых, на уровне предприятия она является основным информационным ресурсом для перспективного анализа и управления. Немаловажно и то, что именно отчётность, в том числе бухгалтерская, - реальное средство коммуникации, благодаря которому руководители разных рангов общаются друг с другом, получают представление о месте своего предприятия в системе родственных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов. Обязательное условие полного качественного анализа хозяйственной деятельности предприятия – умение читать баланс, то есть знание содержания каждой его статьи, способа её оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характера изменения сумм по той или иной статье и значения этих изменений для экономики предприятия. Умение читать баланс даёт возможность только на основании балансовых статей получить значительный объём информации о предприятии. В плановой работе необходимо учитывать наличие ресурсов, зафиксированное в балансе; при составлении сметы производства – остатков незавершённого производства; при разработке плана реализации – остатков готовой продукции на складах и отгруженной; при составлении финансового плана – наличие собственных оборотных средств, запасов материалов и других ценностей, остатков денежных средств и т.д. II. Процессор электронных таблиц EXCEL и его применение в экономических расчётах. С момента выхода Microsoft Windows 95 прошло более четырех лет. За это время операционная система успела стать повседневной рабочей средой для миллионов пользователей персональных компьютеров, и их число постоянно растёт. Состояние рынка программного обеспечения подтверждает рост популярности Windows. Как показывают маркетинговые исследования, сегодня большинство пользовательских приложений разработаны именно для этой операционной системы (или совместимы с ней). Вновь создаваемые программы также ориентированы на использование в этой среде. Всё больше и больше отечественных разработчиков выпускают приложения для работы в Windows 95 – начиная с бухгалтерских программ и правовых систем и заканчивая крупными комплексами для автоматизации предприятия. Windows 95 была задумана и реализована как система для самого широкого круга пользователей, и прежде всего для людей, чья область профессиональных знаний лежит за пределами программирования и компьютерной техники. Новая версия программы Excel была разработана специально для Windows Ни один пользователь персонального компьютера не обойдётся сегодня без
программы калькуляции электронных таблиц. Она незаменима и в сфере
автоматизации офисного делопроизводства и при учёте доходов и расходов. Microsoft Excel – одна из самых популярных программ вычислений
электронных таблиц. Главной особенностью её применения является выполнение
расчётов, как в бизнесе, так и в быту. Если в своей работе мы часто
используем разного рода таблицы, списки, бланки, при заполнении которых
производятся вычисления по формулам, то эта программа для нас. С её помощью
можно проанализировать полученные числовые данные, применяя удобные
встроенные инструменты, а также представить результаты в графическом виде. Таблицы в Excel и работа с ними организованны так, чтобы обеспечить максимальные возможности при минимуме усилий со стороны пользователя. Этому способствует хорошо организованный пользовательский интерфейс, подсказки и помощь в любой момент времени, набор готовых шаблонов документов и возможность создания собственных, автоматическая проверка орфографии и автокоррекция текста. Специальные программные ‘мастера’ помогут быстро и легко создать графические диаграммы. Подготовленные в Excel материалы можно просто оформить в виде готового печатного отчёта. Microsoft Excel является Windows программой, а это значит, что для
работы с ней нужна среда Windows. В настоящее время при работе в Windows Таблицы или тексты, создаваемые с помощью традиционных пишущих машинок, сразу же появляются на бумаге. При работе с программой калькуляции электронных таблиц на компьютере дело обстоит иначе. В этом случае запись производится в файл. После запуска Excel внутри окна программы мы увидим таблицу, из
множества небольших ячеек. Каждая ячейка расположена на пересечении
определённой строки и столбца. Рабочая книга состоит из нескольких таблиц. Мы можем создать и обработать в пределах книги несколько таблиц, независимо одну от другой. Для того чтобы обработать таблицу, её следует активизировать, выполнив щелчок на ярлычке листа этой таблицы. Если книга включает достаточно много таблиц, так что все ярлычки одновременно на экране не вид, то для перехода к невидимому ярлычку следует воспользоваться кнопками прокрутки ярлычков, расположенными слева от ярлычков. Книга сохраняется целиком, т.е. всегда включая все содержащиеся в ней листы в отдельном файле на носителе (диске, дискете). Чтобы обработать книгу, её необходимо открыть. Для этого следует
знать, как называется рабочая книга и в какой папке жёсткого диска С помощью персонального компьютера найти конкретную рабочую книгу в электронном архиве нужно, так как Excel располагает специальным поисковым инструментарием. Он даёт максимальный эффект, если снабдить рабочие книги дополнительной информацией аналогично надписям на корешкам регистрационных папок, хранящимся в нашем офисе. Для этого у Excel предусмотрено отдельное диалоговое окно, в котором вводится информация о файле. Форматирование позволяет выделить особым образом фрагменты таблицы, чтобы привлечь к ним внимание или попросту украсить документ. Для того, чтобы таблица выглядела красиво, ей необходимо придать соответствующий внешний вид с помощью форматирования. Форматирование решает и другую задачу – оно структурирует таблицу, упрощая ориентировку и привлекая внимание к отдельным местам документа. При создании электронных документов наиболее часто применяется форматирование с помощью специальных шрифтовых атрибутов: полужирное оформление, курсивное начертание и подчеркивание. Такое форматирование с одинаковым успехом можно применять как при оформлении текстов, так и при оформлении таблиц. Однако рабочие книги Excel позволяют выполнять и форматирование, специфическое для табличной формы представления данных. В большинстве случаев таблицы содержат числовые данные. Для выделения числовых значений определённого вида можно применять цветовое оформление. Например, отрицательные числа можно показывать на экране красным цветом, а средние величины - голубым. Для выполнения подобного форматирования Excel предлагает многочисленные дополнительные возможности. Числовые значения в ячейках таблицы могут форматироваться различным
образом в зависимости от того, к какой категории они относятся. Если
содержимое некоторой ячейки объявить денежной величиной, то Excel при
отображении значения автоматически добавит к числу знак денежной единицы. В Но внешний вид таблицы определяется не только форматами содержимого отдельных ячеек. Существенное значение имеют рамки строк и столбцов и цветовое оформление (фон) ячеек. Для того чтобы таблица выглядела гармонично, часто приходится менять установленные ‘по умолчанию’ размеры ячеек. Иногда при редактировании таблиц приходится очищать отдельные ячейки или удалять их. Каждая рабочая книга Excel для Windows 95 состоит из одного или нескольких листов. Структура рабочей книги жёстко не фиксируется: пользователь может добавить несколько листов, удалить лишние, переставить или переименовать существующие. Если таблицы создаются для оперативного сбора информации, то их
структура и содержимое нуждаются в постоянных дополнениях и изменениях. В Excel предусмотрен достаточно обширный набор инструментов для
внесения указанных структурных изменений. Например, одним щелчком мыши на
кнопке инструментальной панели мы можем вставить новые строки и столбцы. Для того, чтобы привлечь внимание пользователя к отдельным элементам собранной в таблице информации, можно воспользоваться средствами форматирования ячеек. Выравнивание можно использовать как способ выделения в таблице данных определённого типа. Например, числа можно выровнять по правому краю ячейки, а текст - по левому… Часто встречающуюся при обработке списков задачу нумерации элементов в Excel можно решить с помощью специального механизма заполнения выделенной области ячеек. Кроме того, в Excel предусмотрено средство заполнения рядов ячеек специальными часто встречающимися списками (например, названиями дней недели). При создании презентационных таблиц форматирование отдельных ячеек
представляет собой неординарную задачу. Набор устанавливаемых атрибутов
может быть достаточно велик, а сама процедура установки – весьма
трудоёмкой. Выполнение подобной процедуры для каждой таблицы и совокупности
похожих существенно увеличивает затраты времени на создание презентаций. Создаваемые для сбора и обработки данных таблицы зачастую хранят не только числовые данные, но и текстовые фрагменты. В связи с этим следует упомянуть тот факт, что текст в ячейке таблицы Excel можно расположить в нескольких строках. Состав Microsoft Excel входит набор шаблонов - таблиц Excel, которые
можно использовать для автоматизации решения часто встречающихся задач. Для создания документа на основе шаблона выполнить команду СОЗДАТЬ из
меню ФАЙЛ, затем выбрать необходимый шаблон на вкладке “РЕШЕНИЯ”. Шаблоны Например, для создания доверенности выбрать шаблон “Платёжные формы”, а затем перейти на лист с надписью “Доверенность”. Далее ввести в этот бланк все необходимые реквизиты и печатать. При желании документ можно сохранить как обычную Excel таблицу. Отметим, что Excel позволяет пользователи самому создавать собственные шаблоны документов, также редактировать уже имеющиеся. Excel можно неформально определить как программу, предназначенную для выполнения разнообразных вычислений, то есть – в первом приближении – как достаточно интеллектуальную разновидность мощного карманного калькулятора. Основной разновидностью обрабатываемых Excel для Windows 95 данных
являются числа. Числа хранятся в ячейках таблиц. Таблица в Excel
представляет собой электронный аналог обычной таблицы – это совокупность
строк и столбцов. Каждый файл (рабочая книга) включает несколько таблиц Ввод подлежащих обработке данных (чисел, текстов, баз данных) можно выполнять разными способами: с клавиатуры, копируя информацию из других приложений, импортируя файлы других программ… Для обработки данных, введённых любым способом, в Excel предусмотрен богатый арсенал функций, из которых можно строить достаточно сложные формулы. Более того, благодаря встроенным в Excel средствам макропрограммирования, пользователь может создавать сложные алгоритмы обработки данных. Excel для Windows 95 может решать и более сложные задачи чем простое
суммирование содержимого ячеек. Входящие в эту программу средства обработки
позволяют строить диаграммы, обрабатывать списки, проводить анализ данных. Excel для Windows 95 позволяет наглядно представить числовой материал в виде диаграмм. Графическая форма подачи информации – лучший способ привлечь и удержать внимание пользователя. Среди доступных в Excel разновидностей диаграмм самыми “роскошными”, безусловно, являются трёхмерные диаграммы, однако по выразительности они часто проигрывают более простым и строгим… Немого поэкспериментировав с различными типами диаграмм, мы сможем выбрать тот, который позволит наиболее наглядно и привлекательно представить наши данные. Excel может не только складывать содержимое ячеек. Арсенал встроенных
в эту программу вычислительных средств огромен. Весь спектр доступных
возможностей Excel не используют даже самые искушённые профессионалы. Если
хорошо представить, что нам нужно вычислить, то, поискав в запасниках Excel В практике обработки данных таблицы используются не только для вычислений, но и для хранения (анализа) списков. Такие списки представляют собой наборы записей. Примером списка может служить каталог домашней библиотеки или учётная ведомость хранящихся на складе товаров. III. Пример использования системы Excel для оценки финансового состояния предприятия. Оценка ликвидности предприятия Финансовое состояние предприятия характеризуется составом и размещение средств, структурой их источников, скоростью оборота капитала, способностью предприятия погашать свои обязательства в срок и в полном объёме, а также другими факторами. Однако финансовое состояние предприятия операция неоднозначная. Вместе с тем достоверная и объективная оценка финансового состояния предприятия нужна многим пользователям. Чтобы получить её на основе первичных документов, данных текущего учёта, показателей бизнес – плана, баланса и других финансовых отчётов, необходимы определённые показатели, правила и методы их оценки. Теория и практика для целей оценки финансового состояния предприятия в основном выделяет четыре уровня показателей. 1. Рентабельность. 2. Рыночная устойчивость. 3. Ликвидность баланса. 4. Платёжеспособность. Финансовое состояние предприятия можно оценивать с токи зрения краткосрочной и долгосрочной перспективы. В первом случае критерий оценки финансового состояния – ликвидность предприятия, то есть способность своевременно и в полном объёме произвести расчёты по краткосрочным обязательствам. Примеры – расчёты с работниками по оплате труда, с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности и оказанные услуги, с банком по ссудам и т.п. Коэффициент покрытия даёт общую оценку платёжеспособности предприятия, показывая, в какой мере текущие кредиторские обязательства обеспечиваются материальными оборотными средствами. Определяется на начало и конец отчётного периода как отношение величины оборотного капитала к величине краткосрочных обязательств, то есть к краткосрочным кредитам и займам и кредиторской задолженности. Коэффициент быстрой ликвидности исчисляется по более узкому кругу текущих активов, когда из расчёта исключается наименее ликвидная их часть – материально – производственные запасы. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает какая часть
краткосрочных заёмных обязательств может быть погашена немедленно. Оценка ликвидности предприятия. Исходные данные |Пассив |На нач.г. |На кон.г. | Расчёт показателей Ранжирование показателей Оценка ликвидности предприятия Вывод: Учитывая нормативные значения рассчитываемых коэффициентов можно сделать вывод о достаточной финансовой устойчивости предприятия, хотя имеется тенденция к снижению некоторых значений рассчитанных коэффициентов. На рост таких статей баланса как запасы, дебиторская задолженность, позволяет нам предположить, что предприятие имеет возможность покрыть краткосрочную задолженность. Используемая литература 1. В.В. Гасилов. Экономико-математические методы и модели. ВГАСА, 1998г. 2. В.В. Петров. (В.В. Ковалёв), Как читать баланс. Финансы и статистика, 1993 г. 3. А.Д. Шеремет., Р.С. Сайфулин Финансы предприятий., серия “Высшее образование”., “Инфра. М”., Москва 1998г. 4. Визе Манс. Excel 7 для Windows 95, русская версия (под общей редакцией С.Молявко) “Бином”, Москва 1996г. 5. Ждошуа Носитер. Excel 7 для Windows (под редакцией С.Молявко) “Бином”, Москва 1996г. 6. Л.Г.Крайзмер., Б.А.Кулик., Персональный компьютер на вашем рабочем месте. Миниздат – 1991г. 7. Электронные вычислительные машины (под редакцией доктора технических наук профессора А.Я.Савельева книга I.,) Москва “Высшая школа” 1987г. 8. Бухгалтерский учёт 8`98., ежемесячный теоретический и научно- практический журнал, 1998г. издательство “Бухгалтерский учёт”. 9. Бухгалтер и компьютер 0`98 (приложение к журналу “Бухгалтерский учёт”), 1998г. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|