| |||||
МЕНЮ
| Конкурсное производство при банкротствеp>Кроме осуществления перечисленных полномочий конкурсный управляющий должен осуществлять необходимые изъятия из конкурсной массы, устанавливать очередность удовлетворения каждого требования и производить их удовлетворение. [2.24] Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства
только один счет должника в банке. Конкурсный управляющий не реже одного
раза в месяц представляет комитету кредиторов или собранию кредиторов отчет
о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника. После
завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить
в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. В своей деятельности конкурсный управляющий придерживается мероприятий указанных в Приложении №6.
В конкурсную массу входит все имущество предприятия, имеющееся на момент признания должника банкротом и открытии конкурсного производства и выявлено в ходе конкурсного производства. Из конкурсной массы исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления. Обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от арбитражного управляющего. Передача вышеперечисленных объектов уполномоченным органам местного самоуправления осуществляется по фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий. В плане конкурсного управления ОАО «ПСРМЗ» отмечено, что в ходе процедуры
внешнего управления были выведены в самостоятельные участки все цеха
завода, реализованы высвободившиеся склады. Столовая, часть причальной
линии; заключен договор на продажу склада и здания управления с рассрочкой
платежа на 6 месяцев. Фактически имущества у предприятия нет.
В ходе конкурсного производства выявляется невозможность удовлетворения
всех предъявленных должнику требований. С этим связана одна из основных
целей конкурсного процесса и конкурсного законодательства – обеспечение
соразмерного удовлетворения требований по обязательствам и обязательным
платежам. Установление определенной очередности ведет к достижению
указанной цели. Расходы конкурсной массы делят на внеочередные и очередные. Установлена следующая очередность удовлетворения требований кредиторов. Первая очередь – требования граждан о возмещении вреда жизни и здоровью, причиненного должником, - такие требования удовлетворяются путем капитализации соответствующих повременных платежей. Вторая очередь – требования по выплате выходных пособий и по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору; по выплате вознаграждений по авторским договорам. Конкурсное производство было назначено после проведения внешнего управления, часть требований кредиторов первой и второй очереди может оказаться удовлетворенной. Третья очередь – требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Четвертая очередь – требования субъектов, не являющихся кредиторами, - налоговых и иных уполномоченных органов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. Пятая очередь – все остальные требования. При этом некоторые требования в рамках пятой очереди удовлетворяются по соразмерности, но только после удовлетворения других требований. Расчеты с кредиторами – одна из наиболее важных стадий конкурсного производства. Конкурсный управляющий приступает к расчетам с кредиторами, после реализации всего имущества, включая права требования должника, и после завершения работы со всеми предъявленными ему требованиями. После завершения работы с требованиями кредиторами конкурсный управляющий закрывает реестр требований. Реестр может быть закрыт только после вынесения арбитражным судом решения по требованиям кредиторов, заявивших возражения против решения конкурсного управляющего о размере, составе или очередности удовлетворения. Если возражений не заявлено, то реестр закрывается через месяц после направления конкурсным управляющим уведомления последнему кредитору о рассмотрении его требований. Конкурсный управляющий последовательно проводит удовлетворение требований кредиторов каждой очереди. При наличии некоторых обстоятельств управляющий обязан приостановить удовлетворение требований несмотря на то, что реестр требований был закрыт. До окончания всех расчетов могут возникнуть следующие обстоятельства: Заявление требования кредитором первой или второй очереди. Вступление в законную силу определения арбитражного суда о признании требования кредиторов третьей-пятой очередей. Поступление в конкурсную массу какого-либо имущества должника. Таким образом, наличие трех вышеперечисленных обстоятельств ведет к приостановлению удовлетворения требований кредиторов и к осуществлению конкурсным управляющим перерасчетов. В случае, если после закрытия реестра требований к конкурсному управляющему поступают требования кредиторов, не относящиеся к первой или второй очереди и не основанные на вступившем в законную силу определении арбитражного суда, приостановление расчетов не производится. Результатом удовлетворения требований является их погашение, причем
погашаются требования, удовлетворенные как полностью, так и частично в
случае нехватки средств для полного удовлетворения. Погашенными считаются
требования, по которым в ходе конкурсного производства: осуществлен полный
расчет; осуществлен частичный расчет пропорционально сумме требования;
конкурсным управляющим принято решение об их необоснованности, если
кредитор не обратился в арбитражный суд с требованием о признании
требования; арбитражным судом принято определение об их необоснованности. В плане конкурсного управления ОАО «ПСРМЗ» отмечено, что в ходе внешнего управления полностью произведена капитализация и выплата гражданам сумм по возмещению вреда жизни и здоровью (первая очередь); произведены расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту, и выплата вознаграждения по авторским договорам (вторая очередь); задолженности ОАО «ПСРМЗ» перед кредиторами третьей очереди нет. Подлежат удовлетворению требования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Список кредиторов четвертой очереди на момент введения конкурсного производства приведен в Приложении №6. Необходимо отметить, что согласно ст. 110 ФЗ «О несостоятельности А также подлежат удовлетворению требования других кредиторов (пятая очередь). Список кредиторов приведен в Приложении 6. Общая кредиторская задолженность этой очереди составляет 1239950 рублей (без штрафов и пеней). После завершения расчетов с кредиторами составляется ликвидационный бланк, который утверждается судом.
После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан
предоставить арбитражному суду отчет о результатах проведения конкурсного
производства с приложением документов, подтверждающих продажу имущества
должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных
требований и документы подтверждающие погашение требований кредиторов. В подавляющем большинстве случаев после удовлетворения требований кредиторов (не всех, а части) никакого имущества у должника не остается. В тоже время, практике известны ситуации, когда имущество, принадлежащее должнику, оставалось, но не могло быть реализовано на торгах, ни посредством заключения договора купли-продажи без проведения торгов. В этом случае имущество может быть передано учредителям должника - юридического лица или собственнику имущества должника – унитарного предприятия. Такая передача происходит только при наличии заявления указанных лиц на имя конкурсного управляющего, т.е. исключительно в силу их волеизъявления. Если такое заявление не поступает, то такое имущество подлежит передаче на
баланс уполномоченного органа соответствующего муниципального образования. С момента получения такого уведомления у соответствующего органа возникает обязанность принять имущество в течение месяца. По прошествии месяца уполномоченные органы соответствующего муниципального образования в силу закона начинают нести все расходы по содержанию этого имущества. После составления отчета о завершении конкурсного производства оно вступает в свою последнюю стадию. С этого момента конкурсный управляющий не принимает никаких требований кредиторов (до составления отчета поступающие требования должны быть приняты, рассмотрены и удовлетворены из оставшегося на тот момент имущества). Арбитражный суд на основании изучения и проверки отчета конкурсного
управляющего выносит определение о завершении конкурсного производства. Далее, на основании определения суда о завершении конкурсного производства в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации должника. Момент внесения указанной записи является, во-первых, моментом завершения конкурсного производства; во-вторых, моментом прекращения полномочий управляющего; в-третьих, моментом ликвидации должника – юридического лица.
В рамках производства по делу о несостоятельности (банкротстве) ОАО Итоги конкурсного производства подвести не представляется возможным, так как конкурсное производство еще не завершено. Можно однозначно констатировать тот факт, что предприятие в результате конкурсного производства перестанет существовать как юридическое лицо и будет исключено из реестра действующих, но в результате проведенной реструктуризации созданы самостоятельные юридические единицы, которые фактически продолжили работу завода, благодаря этому сохранены рабочие места и профиль предприятия. Также хочется сказать о том, что практически все предприятия, попавшие в кризисную ситуацию и объявленные неплатежеспособными, заканчивают свою деятельность конкурсным производством. Нельзя не согласиться с тем, что процедура банкротства – это единственный
законный способ в любой цивилизованной законодательной системе вернуть те
долги, которые обычным способом получить с предприятия невозможно: с
завершением процедуры конкурсного производства все неудовлетворенные долги
попросту считаются погашенными. Мы сталкиваемся с тем, что кредиторы по
обязательным платежам в лице уполномоченного государственного органа, на
долю которого приходится 70 – 80 % всей кредиторской задолженности, по В тоже время конкурсные кредиторы, доля которых в общей сумме обязательств должника часто не превышает 10–20%, практически полностью контролируют процесс несостоятельности. Другими словами, Закон практически исключает государство как самого крупного кредитора из числа участников процедур внешнего управления и конкурсного производства, а также при заключении мирового соглашения и удовлетворений кредиторов третьими лицами. Как известно, требования кредиторов делятся на несколько категорий. Во-первых, это требования граждан о возмещении вреда жизни и здоровью, причиненного должником, - такие требования удовлетворяются путем капитализации соответствующих повременных платежей. Во-вторых, это требования по выплате выходных пособий и по оплате труда лицам работающим по трудовому договору; по выплате вознаграждений по авторским договорам. Требования кредиторов этих двух очередей удовлетворяются на этапе внешнего управления. В-третьих, это требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. В-четвертых, это требования субъектов, не являющихся кредиторами, - налоговых и иных уполномоченных органов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. В-пятых, это все остальные требования. Таким образом, кредиторы по обязательным платежам, согласно действующему По этому вопросу можно много рассуждать, но рамки дипломной работы не позволяют раскрыть этот вопрос полностью в связи с ограниченными возможностями, и предполагает дальнейшее исследование этой проблемы. В дипломной работе на примере ОАО «ПСРМЗ» был проведен анализ и была сделана оценка вышеуказанного предприятия, находящегося в конкурсном производстве, и пути его реструктуризации, которые дают возможность продолжить работу завода в качестве юридического лица. Актуальность дипломной работы состоит в том, что опыт банкротства ОАО Трудовые коллективы различных цехов и служб за счет образования самостоятельных юридических лиц смогли в конечном итоге выкупить у кредиторов имущество, на котором они работали на протяжении 60 лет, т.е. основные направления деятельности завода, его цехов были сохранены, при этом средства от выкупа имущества пошли на погашение кредиторской задолженности. Если даже невероятными усилиями команды квалифицированных специалистов в области антикризисного управления во главе с арбитражным управляющим удается восстановить платежеспособность предприятия, то после завершения всех мероприятий направленных на оздоровление финансового и экономического положения, нет никаких гарантий, что в ближайшее время предприятие опять не окажется в кризисной ситуации. Перед менеджерами предприятий встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение своих предприятий. На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризисменеджмент», а в отечественной литературе «антикризисное управление». Оно должно априорно опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия. Антикризисное управление - это: . анализ внешней среды и внутреннего потенциала конкурентных преимуществ предприятия для выбора стратегии его развития на основе прогнозирования своего финансового состояния; . предварительная диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия; . комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления; . бизнес-планирование финансового оздоровления предприятия; . процедуры антикризисного управления и контроль за их проведением. Список литературы: Законодательные, нормативные, распорядительные акты, документальные источники. Федеральный закон от 08.01.98 г. «О несостоятельности (банкротстве)» // Гражданский кодекс Российской Федерации. Кодекс законов о труде Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.94 г. № 498 «О
некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.95 г. № 421 «О
дополнительных мерах по реализации законодательства РФ о несостоятельности Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности Приказ Министерства финансов РФ от 13.06.95 г. № 49 «Об утверждении Монографии, статьи. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2. К.: Ника-Центр, 1999. Бородина Е.И. и др. Финансы предприятия. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. Бархатов А.П. и др. Процедура банкротства: бухгалтерский учет. М.: информационно-внедренческий центр, Маркетинг, 1999. Ветрянский В.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». М.: Статус, 1998. Ветрянский В.В. Новое законодательство о несостоятельности (банкротстве).// Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 1997. Граматенко Т.А. и др. Банкротство предприятий: экономические аспекты. М.: Грязнова А.Г. Антикризисный менеджмент. М.: Тандем, 1999. Гусова К.Н. и др. Комментарий к кодексу законов о труде РФ. М.: Проспект, Гуськов И.Б. Практика антикризисного управления. У.: ПГСА, 1998. Дедов Д. Признаки несостоятельности как критерий эффективности нового закона о банкротстве.// Хозяйство и право, № 8, 1999. Запорожец Г. и др. Некоторые проблемы оценки в процессе мероприятий по банкротству. Вестник Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, № 9, 1999. Иванов Г.Г. и др. Банкротство. Стратегия и тактика выживания.Ч.1. М.:1993. Ковалева А.М. и др. Финансы. М.:Финансы и статистика, 1997. Крыжановский В.Г. и др. Антикризисное управление. М.: Приор, 1998. Лапуста М.Г. Справочник директора предприятия. М.: Инфра, 1999. Липсиц И. и др. Банкротство по-российски: яд или лекарство?// Проблемы теории и практики управления, № 4, 1995. Мысловский Е.Н. Правовые и организационные проблемы банкротства юридических лиц. Чебоксары, 1999. Орловский Ю.П. и др. Комментарий к Федеральному закону РФ «О несостоятельности (банкротстве)». М.: Филинъ, 1998. Райзберг Б. Антикризисное управление – основа оздоровления предприятия.// Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Минск: Новое знание, 1999. Садиков О.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Ч.1. М.: Инфра, 1999. Сорокина В. Некоторые вопросы применения норм ФЗ «О несостоятельности Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности Торкановский Е. Антикризисное управление.// Экономист, № 12, 1999. Уткин Э.А. Антикризисное управление. М.: ЭКМОС, 1997. Уткин Э.А. Справочник кризисного управляющего. М.: ЭКМОС, 1998. Шеломенцев А.Г. Второй передел собственности. Применение законов «О несостоятельности (банкротстве)».// ЭКО, № 12, 1999. Периодические издания. Экономика и жизнь. 1998. Российская газета. 1998. ----------------------- Процедуры банкротства Миро- вое согла-шение Ликвидаци-онные – конкурсное производство Реорга-низаци- онные Внешнее управление Наблюдение Конкур-сное произво-дство Физические лица Юридические лица Миро- вое согла-шение Обя з анно с ти Пр а в а Вр еменный управляющий об отстранении руководителя должника о принятии и отмене мер обеспечения сохранности имущества должника о недействительности сделок должника Обращение в арбитражный суд с ходатайством Получение любой информации Права и обязанности временного управляющего Представление отчета в арбитражный суд о проводимых мероприятиях Проведение собраний кредиторов Установление требований кредиторов Выявление кредиторов Выявление фиктивного и преднамеренного банкротства Анализ финансового положения должника Обеспечение сохранности имущества должника Приостановление выплат по испол-нительным доку-ментам на основе судебных реше-ний, вступивших в силу до возбужде-ния производства по делу Прекращение начисления неустоек, иных финансовых санкций, процентов по закону и по договору Начисление процентов по ст. 395 ГК РФ Возмещение морального вреда Алименты Задолженность по заработной плате По выплате авторских вознаграждений Из причинения вреда жизни и здоровью Взыскание определен-ных видов задолжен-ности Выплата алиментов Из причинения вреда жизни и здоровью Задолженность по заработной плате Вознаграждения по авторским договорам Взыскание определен-ных видов задолжен-ности И с к л ю ч е н и е и з п р и н ц и п а м о р а т о р и я Приостановление выплат по обязательствам и обязательным платежам М е р о п р и я т и я м о р а т о р и я Мораторий на удовлетворение требований кредиторов М е р о п р и я т и я м о р а т о р и я Приостановление выплат по обязательствам и обязательным платежам И с к л ю ч е н и е и з п р и н ц и п а м о р а т о р и я Взыскание определен-ных видов задолжен-ности Вознаграждения по авторским договорам Задолженность по заработной плате Из причинения вреда жизни и здоровью Выплата алиментов Взыскание определен-ных видов задолжен-ности Из причинения вреда жизни и здоровью По выплате авторских вознаграждений Задолженность по заработной плате Алименты Возмещение морального вреда Начисление процентов по ст. 395 ГК РФ Прекращение начисления неустоек, иных финансовых санкций, процентов по закону и по договору Приостановление выплат по испол-нительным доку-ментам на основе судебных реше-ний, вступивших в силу до возбужде-ния производства по делу
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|