реферат, рефераты скачать
 

Конкурентоспособность будущего специалиста высшей квалификации как показатель качества его подготовки


Конкурентоспособность будущего специалиста высшей квалификации как показатель качества его подготовки

Конкурентоспособность будущего специалиста высшей квалификации как показатель качества его подготовки

Н.Я. Гарафутдинова, Администрация Омской области, комитет по делам науки и высшей школы

Система высшего образования развивается в настоящее время в контексте рыночных преобразований, вследствие чего становится возможным все более успешно учитывать требования экономических категорий к ее функционированию. К таким категориям относятся спрос и предложение, конкуренция и конкурентоспособность.

Рассматривая взаимосвязи этих понятий применительно к главному результату деятельности учебного заведения - выпускнику - будущему специалисту, необходимо отметить, что динамика спроса на специалистов определенного профиля и квалификации в современной России на рынке труда вступила в противоречие с традиционно сложившейся системой их подготовки, номенклатурой специальностей и специализаций, периодом подготовки определенного специалиста.

Последнее проявляется, в частности, в том, что студенты хотят получить дополнительные к основным циклы дисциплин, приобрести дополнительные умения. Их интересы смещаются сейчас в сторону экономики, менеджмента, юриспруденции, иностранных языков. При этом необходимо отметить, что сложившаяся ситуация несоответствия спроса и предложения на рынке труда не есть явление уникальное в развитии системы образования. Периодически наблюдаются колебания спроса на специалистов со стороны как хозяйствующих субъектов, так и самих абитуриентов и выпускников.

Каждое учебное заведение вступило в систему рыночных отношений с разным стартовым капиталом и вынуждено как бы заново подтверждать целесообразность своего существования. Одним из важных критериев деятельности является качество выпускаемого продукта, товара, выпускника - будущего специалиста.

В борьбе за выживание учебные заведения вынуждены начать применять маркетинг.

При использовании маркетингового подхода необходимо прежде всего изучать и прослеживать конъюнктуру - сложившуюся экономическую ситуацию, включающую соотношение между спросом и предложением, движением цен. Учитывая специфику вуза как некоммерческой, бесприбыльной организации, при изучении конъюнктуры необходимо исследовать не только экономические, но и социальные, психологические факторы. В отношении деятельности по подготовке специалистов мы в большей степени имеем дело с рынком покупателей (потребителей), характеризуемым превышением предложения над спросом, особенно для технических специальностей, чем с рынком продавцов. Поэтому в условиях рынка вузы вынуждены соперничать между собой как за абитуриентов, денежные средства, так и за материально-технические и информационные ресурсы, научно-педагогических работников.

Проведенный выше краткий анализ подхода к подготовке специалиста с точки зрения рыночной экономики дает основание готовить и исследовать комплекс качеств будущего специалиста, который позволил бы ему с учетом конъюнктуры рынка труда, собственных возможностей и потребностей эффективно конкурировать и реализовать свой потенциал.

Для учебного заведения такой маркетинговый подход к организации собственной деятельности означает необходимость поиска и реализации таких подходов, которые обеспечивали бы будущему специалисту комфортное существование с точки зрения личностных и общественных целей развития. Это будет возможно, когда в образовательном процессе будет сознательно развиваться комплексная личная потребность в соединении узкого профессионализма и универсализма(льности).

Понятие конкурентоспособности специалиста практически в настоящее время не разработано. Если рассматривать это определение в отношении любого другого товара, то его смысл заключается в следующем: конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара - конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение. Таким образом, комплекс конкурентоспособности любого товара состоит из трех групп: технических, экономических и социально организационных. Если рассмотреть эти элементы применительно к будущему специалисту, то мы получим следующие параметры:

Технические: специальность и специализация, объем освоенной программы в часах, дисциплинах, уровнях подготовки, соответствие стандарту или повышение его, получаемый документ.

Экономические - затраты на подготовку специалиста с учетом всех составляющих расходов.

Социально-организационные - учет социальной структуры потребителей, в данном случае самих выпускников и работодателей, национальных и региональных особенностей организации производства.

Конкурентоспособность будущих выпускников во многом определяется и конкурентоспособностью учебных заведений.

Специфика выпускника как товара состоит в том, что его конкурентоспособность длительного пользования. Именно поэтому требуется значительное время для того, чтобы получить статус конкурентоспособного. Если же это случается, то в течение достаточно долгого времени учебное заведение может пользоваться этим статусом, как своего рода гарантией. Вместе с тем однажды завоеванная конкурентоспособность предъявляет повышенные требования к организации учебного процесса вуза.

В отличие от обычного товара оценку работе предприятия (учебного заведения) дает не только потребитель (студент, выпускник, работодатель), но и сам производитель (преподавательский и учебный персонал). Именно они определяют, выгодно ли им при данных условиях создавать товар, то есть готовить и выпускать специалистов.

Применительно к учебным заведениям можно выделить следующие принципы управления, которые дают преимущества производителям.

Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.

Близость учебного заведения к клиенту.

Создание автономии и творческой атмосферы в учебном заведении.

Рост производительности, благодаря использованию способности людей и их желанию работать.

Демонстрация важности общих для учебного заведения ценностей.

Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.

Умение держать под контролем наиболее важные проблемы и передавать подчиненным менее важные.

Таким образом, исследуя понятие конкурентоспособности будущего специалиста, мы подошли к наиболее сложной проблеме - какие же способности, характеристики, качества, знания и умения обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Современная модель конкурентоспособности должна включать такие основные свойства:

Ценность целей и ценностных ориентаций.

Трудолюбие.

Творческое отношение к делу.

Способность к риску.

Независимость в принятии решений.

Способность быть лидером.

Способность к непрерывному саморазвитию.

Стремление к профессиональному росту.

Стремление к высокому качеству конечного продукта.

Стрессоустойчивость.

Изучение опыта других стран при определении конкурентоспособности специалистов позволяет выявить своеобразный подход к подготовке специалистов.

Так, суть японского опыта в формировании у специалистов трех основных групп навыков: технологических, коммуникативных (?) и концептуальных. Технологические связаны с освоением конкретной профессии. Коммуникабельные (?) навыки имеют непосредственное отношение к общению с различного рода людьми и с самим собой.

Концептуальные - это искусство прогнозировать события, планировать деятельность больших групп людей, принимать ответственные решения на основе анализа.

Особое внимание в Японской практике подготовки специалистов уделяется развитию такого качества, как целостность мышления. Предприятиям вменяется в обязанность нести социальную ответственность за развитие работника, его самосовершенствование. Анализ такого подхода дает основание предполагать, что система подготовки специалистов должна ориентироваться на такой заказ общества и обеспечивать развитие подобных качеств во время учебы. В конечном итоге это и обеспечивает выпускникам конкурентоспособность.

Изучение американского опыта показало, что для определения ценности, конкурентоспособности работающей команды складывается из нескольких позиций.

Для руководителей предлагается определить эффективность сотрудников, ответив на такие вопросы: кто редко отсутствует? кто хорошо работает без давления? кто постоянно выполняет работу высококачественно и в срок? кто не донимает других своими постоянными советами и руководством? кто работает столь же хорошо и в отсутствие шефа? кто постоянно стремится совершенствовать свою работу? кто сглаживает конфликты, способствует сотрудничеству и поддерживает моральное состояние?

Эту вопросную модель используют как базу для подготовки конкурентоспособной личности и она выполняет функцию определенного материального заказа.

В нашей отечественной педагогике Н.В. Борисовой тоже сделаны попытки разработать требования к личным качествам будущего специалиста. Эти требования распределены на три основные группы: психологические, мыслительные, поведенческие.

Психологические: эмпагия - способность к сопереживанию; аутенгичность (открытость по отношению к другим людям); терпимость, стрессоустойчивость, развитость восприятия, развитость интуиции. Мыслительные: аналитичность, быстрота реакции, наблюдательность, критичность и целостность мышления.

Поведенческие: коммуникабельность, способность идти на риск, ответственность, способность руководить и подчиняться.

Для подготовки специалиста, способного в дальнейшем конкурировать на рынке труда, Н.В. Борисовой изучается и первоначальная структура культуры специалиста, которую она разграничивает на семь основных позиций:

Мышление: способность осуществления мыслительных операций (стандартных и нестандартных) и умение ими пользоваться.

Эмоционально-волевые проявления - эмоции, волевые акты, способы их выражения для данной деятельности.

Способы деятельности и поведения - умения, навыки, приемы, стиль поведения и жизни.

Ценности и ценностные ориентации - принятые, доминирующие и зарождающиеся по отношению к людям, труду, себе самому.

Знания - факты, закономерности (естественнонаучные и профессиональные), обеспечивающие принятие оптимальных решений.

Опыт - общечеловеческий, профессиональный, современный, отечественный, зарубежный.

Традиции, нормы - связанные с историческими способами жизнедеятельности, нормы семьи.

Все эти позиции, присущие будущему специалисту как индивидууму, будут играть значительную роль и в его дальнейшей профессиональной работе, и в отношениях с коллегами и людьми.

Список литературы

Борисова Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки. Набережные Челны, 1996.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.omsu.omskreg.ru/




ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.