| |||||
МЕНЮ
| Контрольная по языковедениюКонтрольная по языковедению
Основой культуры речи является литературный язык. Он составляет высшую форму национального языка. Это язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации. Литературный язык обслуживает разные сферы человеческой деятельности. Назовем основные из них: политика, наука, культура, словесное искусство, образование, законодательство, официально-деловое общение, неофициальное общение носителей языка (бытовое общение), межнациональное общение, печать, радио, телевидение. Если сравнить разновидности национального языка (просторечие, территориальные и социальные диалекты, жаргоны), то литературный язык играет ведущую роль среди них. Он включает в себя оптимальные способы, обозначения понятий и предметов, выражение мыслей и эмоций. Между литературным языком и нелитературными разновидностями русского языка происходит постоянное взаимодействие. Ярче всего это обнаруживается в сфере разговорной речи. Так произносительные особенности того или иного диалекта могут характеризовать разговорную речь людей, владеющих литературным языком. Другими словами, образованные культурные люди порой на всю жизнь сохраняют особенности того или иного диалекта. Жаргоны оказываю влияние на разговорную речь, особенно в области лексики, например, широко употребительными стали жаргонные такие слова, как засыпаться (на экзамене), двушка (монета), плавать у доски (плохо отвечать) и др. Наконец, разговорная речь испытывает влияние книжных стилей литературного языка. В живом непосредственном общении говорящие могут использовать термины, и иноязычную лексику, слова из официально-делового стиля (функции, реагировать, абсолютно, из принципа и под.) Русский литературный язык существует в двух формах — устной и письменной. Каждая форма речи имеет свою специфику. Устная речь - это речь звучащая, в ней используется система фонетических и просодических средств выражения; Устная речь отличается от письменной характером адресата. Различен и характер восприятия устной и письменной речи. Устная речь воспринимается на слух. Чтобы ее воспроизвести еще раз, необходимы специальные технические средства. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями. Устная форма литературного языка представлена в двух своих разновидностях: разговорная речь и кодифицированная речь. Разговорная речь обслуживает такую языковую сферу коммуникации, для
которой характерны: непринужденность общения; неофициальность отношений
между говорящими; неподготовленность речи; непосредственное участие
говорящих в акте коммуникации; устная форма как основная форма реализации;
сильная опора на внеязыковую ситуацию, приводящая к тому, что внеязыковая
ситуация становится составной частью коммуникации, «вплавляется» в речь;
использование невербальных средств коммуникации (жесты и мимика);
принципиальная возможность мены говорящий — слушающий. Перечисленные
признаки оказывают большое влияние на выбор вербальных и невербальных
средств общения для разговорной речи. Например, на вопрос «Ну, как?» в
зависимости от конкретной ситуации ответы могут быть самыми разными: В отличие от разговорной, кодифицированная речь используется преимущественно в официальных сферах общения (симпозиумы, съезды, конференции, собрания, заседания и т. д.). Чаще всего она бывает заранее подготовлена (выступление с лекцией, докладом, сообщением, информацией, отчетом) и далеко не всегда опирается на внеязыковую ситуацию. Для кодифицированной речи характерно умеренное использование невербальных средств коммуникации. Наша речь при официальном общении (в выступлениях по радио и телевидению, на научных конференциях отличается от той, которая используется в быту. В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями. Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Обычно различают следующие функциональные стили: 1) научный, 2) технический, 3) официально-деловой, 4) газетно-публицистический, 5) разговорно-обиходный. В зависимости от того какая эмоционально-экспрессивная оценка выражается в слове, оно употребляется в различных стилях речи. Эмоционально- экспрессивная лексика наиболее полно представлена в разговорно-обиходной речи, которая отличается живостью и меткостью изложения. В обиходно-бытовом диалоге характерном для устной речи, употребляется преимущественно разговорная лексика. Она не нарушает общепринятых норм литературной речи, однако ей свойственна известная свобода. Слова разговорного стиля отличаются большой смысловой емкостью и красочностью, придают речи живость и экспрессивность. Разговорные слова противопоставляются книжной лексике. К ней относятся слова научного, технического, газетно-публицестического и официально-делового стилей, представленных обычно в письменной форме. В отличие от разговорно-бытовой лексики, для которой характерна конкретность значения, книжная лексика является преимущественно абстрактной. Термины книжная и разговорная лексика являются условными, так как они не обязательно связываются с представлением только об одной какой- либо форме речи. Книжные слова, типичные для письменной речи могут употребляться и в устной форме речи (научные доклады, публичные выступления и др.), а разговорные – в письменной ( в дневниках, бытовой переписке и т.д.). К разговорно-обиходной речи примыкает просторечная лексика, которая
находится за пределами стилей литературного языка. Просторечные слова
употребляются обычно в целях сниженной, грубоватой характеристике явлений и
предметов реальной действительности. Например: барахло, брехня, мразь и др. Однако не все слова распределяются между различными стилями речи. В русском языке имеется большая группа слов употребляемых во всех стилях без исключения и характерных как для устной, так и для письменной речи. Такие слова образуют фон на котором выделяется стилистически окрашенная лексика. Их называют стилистически нейтральными. Для чего же необходимо знать различные стили литературного языка и владеть ими? По этому поводу Л. В. Щерба писал: «Можно сказать — и многие нелингвисты так и думают, — что все эти разновидности, в сущности, не нужны и что лучше было бы, если бы все писалось на некотором общем языке. но в основном каждая разновидность вызывается к жизни функциональной целесообразностью» Каждый конкретный акт речевой деятельности требует совершенно
определенных средств выражения. Говорящие должны следить за тем, чтобы
слова, употребляемые ими, были по своим стилистическим свойствам однородны,
чтобы не возникал стилевой разнобой, а использование стилистически
окрашенных слов было оправдано целью высказывания. Стилистически окрашенная, в частности, разговорная и просторечная лексика в силу своей оценочности и сниженности требует тщательного отбора, внимательного к себе отношения. Особенно недопустимо неоправданное смешение в речи разностилевой лексики — разговорной, просторечной, книжной. В таком случае высказывание становится как бы разноголосым, лишается внутренней гармонии. Совершенно недопустимо употребление разговорной и просторечной лексики в текстах официально-делового стиля. Следует иметь в виду, что функционально-стилистические границы
современного литературного языка очень подвижны. Как подчеркивал В. В. 2. Причины коммуникативных неудач. Наше время – время активных, деловых, предприимчивых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека. Без общения как без воздуха человек не может существовать. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой устной и письменной речи необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Общение — сложный процесс взаимодействия людей, явление далеко не однозначное. Поэтому особенности поведения людей в процессе общения, применение различных методов и приемов, использование речевых средств во многом определяются видом общения, с которым приходится иметь дело в каждом конкретном случае. Существуют различные подходы к классификации общения. Прежде всего
выделяют бытовое и деловое общение, т.е. общение, связанное с нашей
повседневной жизнью, с обиходом, и общение на работе, при исполнении
служебных обязанностей, при решении производственных вопросов и т. п. В зависимости от различных признаков как бытовое, так и деловое
общение можно разделить на следующие виды: В жизни большинства людей преобладает бытовое общение. Оно — самое распространенное. Не только дома, в кругу семьи, но и на работе, на улице, в городском транспорте, в электричке, особенно когда дорога дальняя, мы часто вступаем в контакт с окружающими, чтобы о чем-то спросить, что-то узнать, посоветоваться, рассказать, как говорят, отвести душу, наконец, просто скоротать время. Но всегда ли такой разговор удается? Всегда ли мы бываем им довольны? Если разговор не получается, значит, отсутствует одно из необходимых условий: обоюдное желание вести диалог. В нашей жизни довольно часто встречаются такие ситуации. Например, сидит человек на скамейке в парке или едет в автобусе, троллейбусе, в электричке. Рядом садится гражданин и заводит разговор. Ему односложно отвечают из вежливости, давая понять, что не хотят поддерживать разговор, а он назойливо лезет с вопросами, что-то рассказывает. Остается в таких случаях только встать и поменять место или уйти. Да иногда и дома нет желания разговаривать даже с близкими, отвечать на вопросы, выслушивать их рассказы. Причины этому бывают разные: недомогание, усталость, хандра, необходимость сосредоточиться на каком-то деле, обдумать его. В таких случаях следует помнить о культуре общения. Нельзя навязываться с разговором. Когда собеседник не проявляет интереса, необходимо прекратить разговор, подождать, когда у партнера появится необходимость в общении. Успех общения зависит так же и от того, насколько удачно выбрана тема разговора, представляется ли она актуальной и интересной для обоих собеседников, в какой степени предмет обсуждения известен каждому из разговаривающих. Общенародный русский язык — сложное явление. Высшая его форма — литературный язык, которым владеют люди, получившие образование. Затем, как средство общения в среде недостаточно грамотных людей, преимущественно жителей городов, используется просторечие, а в сельской местности, особенно в деревнях, — различные диалекты. Существуют еще жаргоны. Есть профессиональные жаргоны, молодежные (школьный, студенческий), жаргон воровской, тюремный. Таким образом, чтобы говорить на одном языке, надо хорошо знать нравы, обычаи, особенности людей, с которыми приходится общаться. Общение сопровождает человека всю его жизнь. В былинах, сказках, песнях, пословицах и поговорках народ выразил свое понимание значения общения в процессе труда, определил его положительные и отрицательные качества, показал, что влияет на успех общения, какие требования следует предъявлять к участникам общения. В этом отношении особенно показательны пословицы и поговорки. Осмысление народной мудрости позволяет нам лучше
ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и находить наиболее верные
решения. Общение двусторонний процесс. В нем участвуют по меньшей мере два человека. И от каждого из них зависит каким будет собеседование. Каждый по собственному опыту знает, что собеседники бывают разные. Пословицы показывают какими качествами должен обладать собеседник, чтобы беседа приносила удовлетворение, не была в тягость. « Умей вовремя сказать, вовремя смолчать», то есть знай меру в разговоре, не утомляй собеседника, дай возможность ему высказаться. Очень неприятно когда тебя не слушают, но еще хуже когда один из участников диалога, не дослушав, включается в разговор и одновременно звучат два голоса. Такое общение похоже скорее на базар, а не на беседу уважающих друг друга людей. Особенно плохо, когда подобное наблюдается на заседаниях собраниях и дискуссиях. Пословица предостерегает: «Петь хорошо вместе, а говорить порознь». Ответственное отношение к сказанному, отсутствие пустозвонства, похвальбы, находчивость при разговоре – положительные качества говорящего. Общение и общество - родственные слова. Именно объединение людей, их совместная работа, добывание пищи, защита от нападений, стихийных бедствий и породили необходимость общения. Слово общение (как и общество) восходит к слову общий. Это не случайно. При общении должны быть: - общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации; - общая тема разговора; - общий язык с его системой звуков и знаков, с особым «голосом», позволяющим передать тончайшие оттенки мыслей и чувств человека. Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые
оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки
и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся: Не следует забывать о том, что словесные штампы не вызывают в
сознании необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий
стандартными выражениями, может взволновать слушателей, убедить их в чем-
то, воздействовать на них. Шаблонная, избитая фраза «отскакивает» от
слушателей, не дает им возможности вникнуть в суть высказывания. Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности. Речь должна быть яркой, образной, выразительной. Говорящий должен
воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Если слушатели не воспринимают смысл произносимых слов, они неправильно понимают то, о чем говорится, следовательно, не могут усвоить преподносимый материал. Ясность, понятность речи в значительной степени зависят от правильного использования различных пластов лексического состава языка: терминов, иностранных слов, диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов, историзмов, архаизмов, неологизмов. Применение слов ограниченной сферы употребления должно быть обязательно мотивировано. Точность — необходимое качество речи. Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Вспомним слова Л. Н. Толстого: Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия
Объясните мне, почему мировое мужское сообщество будет шумно
праздновать годовщину изобретения подводной лодки Леонардо да Винчи, даже
не вспомнив о том, что наиважнейшая часть субмарины - перископ был в 1845
году запатентован женщиной - американкой Сарой Мэтер? Да что перископ! Не
предмет первой необходимости, в конце концов. Автомобиль - классическая
мужская вотчина (как они неистово пытаются нам внушить, без конца повторяя
имена Форда, Бенца, Даймлера и Майбаха) - сплошь состоит из женских
изобретений. Ведь именно дамы придумали дворники-стеклоочистители. А Спросите любого мужчину, припавшего к экрану телевизора во
время чемпионата "Формула-1", почему, мол, на гонки не допускаются женщины. "Не может этого быть!" - воскликнешь ты. Еще как может. Попытайся
перечислить древних врачей. На ум идут только Гиппократ, Авиценна, Конфуций Ведь если только от того, что девушка снимает в поле чулки, нападает мор на целое стадо коров, то что будет, если она возьмет в руки колбы и пробирки? Неудивительно, что подавляющее большинство дам и помыслить боялись об учебе и занятиях! Женские литература, творчество, научные изыскания отсутствовали. И мужчины по истечении веков сделали логичный вывод: дамы глупы. Даже сегодня большинство "теоретиков" сильного пола уверены: женщина и открытия в чем бы то ни было - понятия несовместимые. Мозг у дам, видите ли, по весу меньше. Зоны, отвечающие за аналитику, опять же недоразвиты. "Зато вы можете рожать", - великодушно успокаивают нас мужики. И даже щедро признали за нами такой дар, как интуиция. Правда, с оговоркой - женская интуиция не совсем полноценная. Но уж какая есть! А мне между тем интересно, стал бы Лобачевский Лобачевским, если бы ему позволили окончить три класса на дому, причем делая основной упор на такие предметы, как вышивание и танцы? Трудно представить, чтобы в наши дни авторы осмелились издать
книгу постулатов о врожденной тупости чернокожего человека или скудоумии
жителя севера. Однако выпустить сборник философских откровений "великого
мыслителя" XVII века Филиппа Дорме-ра Стэнхоупа - в порядке вещей. Гипатия (Ипатия) из города Александрия родилась в 370 году. Можно
только догадываться, какие препоны ей пришлось преодолеть, чтобы заняться
наукой. Скорее всего, этой женщине пришлось принести в жертву личное
семейное счастье, ведь в те времена мужчина не женился бы даже на
сочинительнице стихов, не говоря уж об изобретательнице астролябий. Да,
именно Гипатия создала несколько научных приборов, в том числе и плоскую
астролябию, применявшуюся для определения положения планет, Солнца и других
звезд. Достоверно известно, что Гипатии принадлежат труды по толкованию
произведений Платона, Аристотеля и других философов. А также сочинения по
математике и астрономии, комментарии к Аполлонию по теории конических
сечений и к Диофанту по алгебре. Ученость Гипатии была столь велика, что ей
было великодушно позволено преподавать в Александрийском музее. Красноречие
позволило ей принимать участие в политической жизни города, к ее мнению
прислушивались в александрийском обществе. Конечно, это вызывало бурный
протест среди множества мужчин. По наущению епископа Кирилла 45-летняя Трудно поверить, что каких-то сто лет назад женщин не принимали в
высшие учебные заведения! Все, на что они могли рассчитывать, - это
обучение на дому. Даже получив серьезное образование и став авторами
собственных разработок, женщины могли претендовать на место ассистентки при
ученых-мужчинах. Только в 1878 году по настоянию кружка прогрессивной
интеллигенции для российских девушек были открыты Бестужевские курсы Более удачно (в силу более позднего рождения), но так же многотрудно
складывалась научная жизнь Марии Склодовской-Кюри, выдающегося физика и
химика. В 1883 году 16-летняя Мария окончила с золотой медалью Варшавскую
гимназию, но не могла получить высшего образования в родной Польше. С
большим трудом ей удалось поступить в Парижский университет. В 1897 году в
лаборатории П. Кюри Мария закончила первую свою научную работу "О
магнитных свойствах закаленной стали", а 6 лет спустя защитила докторскую
диссертацию "Исследование радиоактивных веществ". Мария Кюри стала первой
женщиной-профессором Парижского университета. В 1903 году женщина, которую
когда-то не хотели принимать в ряды студентов, получила Нобелевскую премию. Мэри Соммервиль из Шотландии написала труд "О магнитной силе
преломляющихся солнечных лучей", который был представлен в Королевское
общество ее мужем (женщинам вход воспрещен!), и книгу "Небесная механика",
которая до конца XIX века считалась необходимым пособием при изучении
математики. Графиня Ада Лавлейс стала первой программисткой, заодно
опровергнув версию о детях гениев, на которых природа отдыхает: Ада - дочь Список можно было бы продолжать. Но, к сожалению, даже сейчас в мире
гораздо меньше женщин-литераторов, живописцев, ученых. Будет ли положение
меняться - зависит от нас. На мужчин надеяться не приходится: на пороге
третьего тысячелетия в одной из республик нашей "цивилизованной" страны на
законных основаниях вводится многоженство, а в другой - чадра. И повальные
объявления о приеме на работу, в которых написано: "Требуется мужчина". Список используемой литературы 1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов - на - Дону, 1999
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|