| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Концертмейстерский классКонцертмейстерский классПРОГРАММА По предмету "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС" 1. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - воспитание современного учителя-музыканта широкого профиля, обладающего высокой общей культурой, объемными знаниями в области музыкальной литературы, серьезного профессионала с хорошими концертмейстерскими навыками. Задачи дисциплины - развитие музыкальных способностей, мышления, воображения; - формирование концертмейстерских умений (аккомпанирование; пение под собственный аккомпанемент; чтение с листа и транспонирование; объединение вокальной партии с сопровождением; подбор по слуху); - развитие самостоятельности во всех видах концертмейстерской работы; - накопление концертмейстерского репертуара для работы с детьми; · формирование готовности к практической деятельности в школе. Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре курса для пианистов и баянистов-аккордеонистов предусмотрена работа в фортепианном ансамбле и, соответственно, в ансамбле народных инструментов. Рекомендуется проходить ансамбль на всем протяжении преподавания дисциплины и включать в программу зачета. Игра одного произведения в ансамбле может стать частью программы государственного экзамена по музыкальному инструменту. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины При подготовке специалиста необходимо организовать обучение следующим концертмейстерским навыкам: - аккомпанирование солисту, ансамблю, хору; - транспонирование, творческое обращение с нотным текстом; - объединение аккомпанемента с партией солиста; - подбор по слуху мелодий и аккомпанементов к ним; кроме того, специальным концертмейстерским (педагогическим) умениям: - управление при аккомпанировании детским хором-классом с использованием элементов дирижерской техники; - исполнение-показ классу или солисту нового произведения с одновременным пением; - разучивание нового произведения с солистом, хором-классом; · самостоятельная работа с вокалистом, инструменталистом. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины Содержание дисциплины по ГОС Музыкально-исполнительские навыки аккомпанемента на примерах изучения произведений различных стилей, эпох, композиторов. Специфика исполнения аккомпанемента, вокальных и инструментальных произведений. Собственно исполнительская задача. Работа над фортепианной партитурой. Содержание, композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента. Особенности поэтического текста, связь слова и звука. Работа с солистом. Чтение с листа. Транспонирование Тематический план дисциплины
Содержание разделов дисциплины 1. Элементы концертмейстерской работы Партия сопровождения как равноценная часть произведения, способствующая раскрытию его содержания. Содержание, композиционная структура, характер фактуры аккомпанемента. Специфика аккомпанемента вокальных и инструментальных произведений. Особенности поэтического текста, связь слова и звука. 2. Аккомпанирование солисту и концертмейстерская работа с ним Музыкально-исполнительские навыки аккомпанемента. Формирование умений следовать динамике солирующей мелодии, выполнять агогические оттенки, уверенно держать партнера в заданном темпе, создавать ритмическую пульсацию. Сочетание исполнения аккомпанемента с одновременным подпеванием вокальной партии. Формирование исполнительского умения аккомпанировать солисту-партнеру. Изучения произведений различных стилей, эпох, композиторов. 3. Произведения школьного репертуара: пение под собственный аккомпанемент Обучение пению под собственный аккомпанемент происходит в процессе изучения школьных песен и классических вокальных произведений для школьной аудитории. Студент должен уверенно исполнять партию солиста с сопровождением, осуществляя слуховой контроль за правильным соотношением звучания голоса и аккомпанемента, при этом следя за классом, а также используя элементы дирижерской техники. показывать вступление и дыхание головой или рукой). 4. Эскизная работа над аккомпанементами вокальных произведений В эскизной работе над произведениями решаются концертмейстерские задачи: развитие чувства ансамбля, умение слышать себя в сочетании с солирующей партией и осуществлять контроль за звучностью аккомпанемента, преодоление технических трудностей сопровождения. Изучение относительно несложных произведений различных стилей, эпох, композиторов. Изучение фортепианных партитур и клавирных переложений. 5. Чтение с листа и транспонирование Свободное чтение нотного текста с листа. Самостоятельно и под контролем преподавателя ознакомление с различной музыкальной литературой, пополнение исполнительского репертуара, расширение музыкального кругозора. Посильности и постепенность усложнения репертуара при чтении с листа. Опережение взглядом процесса игры. Охватывание всего текста и выделение главного. Овладение принципами партнерства, расширенного видения (исполнения не только аккомпанемента, но и партий), непрерывности исполнения. Навыки чтения 3-х строчного текста. При чтении с листа и транспонировании допускаются упрощения фактуры: не исполняются подголоски и украшения, облегчаются и перемещаются аккорды и т.д. 6. Подбор по слуху В подборе по слуху на первом этапе определяется план произведения, его стилистические и жанровые особенности, вычленяются главные элементы сопровождения. На 2 м этапе песня фактурно оформляется. Затем на основе определенных жанровых особенностей обогащается звучание мелодии в правой руке: добавляются подголоски, двойные ноты. Партия левой руки делится на бас и аккорд, либо раскладывается на гармонические фигурации. Умение самостоятельно подобрать мелодию и развернутый аккомпанемент к ней. Умение сыграть песню в различных тональностях, что продиктовано практической деятельностью в школе (возможная неудобная для детей тесситура, интонационные трудности произведения) и методическими задачами обучения. 7. Навыки концертного исполнительства Постановка и решение собственно исполнительских задач концертмейстерской работы: подготовка к выступлениям и участие в концертах с аккомпанементами вокальной, инструментальной музыке и с игрой в ансамбле. 9. Игра в ансамбле Изучение четырехручных переложений и сочинений для двух фортепиано различных стилей и жанров. Игра в камерном инструментальном ансамбле (скрипка - фортепиано). Игра в ансамбле народных музыкальных инструментов. |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|