| |||||
МЕНЮ
| Коробка передачКоробка передачКоробка передач Коробка передач (рис. 15) механическая, трехходовая, четырехступенчатая, с четырьмя передачами вперед и одной назад. Зубчатые колеса первой, второй, третьей и четвертой передач косозубые. Ведущее и ведомое зубчатые колеса заднего хода прямозубые. Промежуточное зубчатое колесо заднего хода косозубое. Передаточные числа пар зубчатых колес коробки передач первой передачи......................................... 3,8 второй передачи......................................... 2,118 третьей передачи........................................ 1,409 четвертой передачи.................................... 0,964 заднего хода............................................... 4,156 Картер коробки передач представляет собой блочную конструкцию,
разделенную перегородками на три секции. В первой секции со стороны
маховика размещена главная передача. Во второй секции размещены зубчатые
колеса первой и второй передач и зубчатые колеса заднего хода, а в третьей
секции — зубчатые колеса третьей и четвертой передач. Первая и вторая
секции сообщаются между собой и имеют общее отверстие для слива масла,
закрытое пробкой с вклеенным постоянным магнитом для сбора металлических
частиц, попавших в масло. Третья секция сообщается с полостью задней крышки
и также имеет отверстие для слива масла, закрытое такой же пробкой. В
третьей секции между зубчатыми колесами третьей и четвертой передач
установлено зубчатое колесо привода спидометра. В передней части картера
коробки передач крепится картер сцепления, к задней — задняя крышка. Рис. 15. Коробка передач: 1 — задняя крышка; 2 — шток ползуна; 3 — уплотнитель; 4 — задняя
втулка;5 — передняя втулка; 6 — крышка картера; 7 — прокладка; 8 — втулка; Ведущий вал коробки передач вращается на двух подшипниках: передний
конец вала на игольчатом подшипнике, запрессованном в болт маховика, а
задний — на подшипнике, установленном в отверстие картера коробки передач. Промежуточный вал коробки передач пустотелый, выполнен заодно с ведущей шестерней второй передачи. Вращается вал на двух подшипниках: переднем роликовом и заднем шариковом, установленных в отверстии картера коробки передач. На промежуточном валу на двухрядных игольчатых подшипниках вращаются ведущие шестерни третьей и четвертой передач. Для ограничения осевых перемещений, возникающих на косозубых шестернях при передаче крутящего момента, установлены упорные фигурные шайбы. Необходимый осевой разбег шестерен в пределах 0,26-0,39 мм обеспечивается длиной втулок. Ось шлицевого вала заднего хода запрессована в отверстия передней и средней стенок картера и дополнительно удерживается усом крышки, входящим в паз на переднем конце оси. Диаметр переднего конца оси на 27 мм больше диаметра остальной части на 0,04 мм. Соответственно увеличено и отверстие в передней стенке картера, что облегчает сборку и разборку узла. Ведомый вал выполнен заодно целое с ведущей шестерней главной передачи
и вращается на трех подшипниках, запрессованных в картер коробки передач. Синхронизаторы предназначаются для выравнивания скоростей вращающихся деталей силовой передачи при переключении передач. В коробке передач предусмотрены два синхронизатора: для четвертой и третьей передач и для второй и первой. Синхронизаторы имеют одинаковое устройство и одни и те же размеры, но в синхронизаторе второй и первой передач муфтой служит ведомая шестерня заднего хода. Ступица синхронизатора внутренними шлицами надета на шлицы промежуточного вала и удерживается на нем вместе с другими деталями, шайбами и гайкой. На наружной поверхности ступицы нарезаны шлицы, по которым может перемещаться муфта синхронизатора. Кроме шлицев, на ступице вырезаны на разных расстояниях один от другого три продольных паза, в которых помещены три штампованных сухаря с выступами на середине. Сухари прижаты к шлицам муфты двумя пружинными кольцами, причем выступы сухарей входят в кольцевую проточку муфты. С обеих сторон ступицы установлены латунные блокирующие кольца. На торцах этих колец, обращенных к ступице, сделано по три паза, в которые входят концы сухарей. Блокирующие кольца имеют внутреннюю коническую поверхность, которая соответствует конической поверхности венцов синхронизатора шестерен. На конической поверхности колец нарезана мелкая резьба. В цилиндрическую проточку на верхней поверхности муфты синхронизатора входит вилка включения передач. Она разрывает пленку между блокирующими кольцами и конической поверхностью шестерни включаемой передачи при их соприкосновении, вследствие чего между кольцом и конической поверхностью возникает повышенное трение. Снаружи на кольцах имеются короткие прямые зубцы, такие же, как и на соседних с ними венцах синхронизатора шестерен. Эти зубцы соответствуют впадинам между шлицами муфты синхронизатора, в результате чего муфта, перемещаясь в осевом направлении, может входить в зацепление своими шлицами с зубцами блокирующих колец и с зубчатыми венцами. Муфты и ступицы подбираются на заводе комплектами, таким образом обеспечивается плавное и легкое скольжение муфты по ступицам с минимальным зазором. Рис. 16. Механизмы переключения и управления коробкой передач: 1 — рычаг; 2 — чехол; 3, 33 — пружина; 4 — упорная чашка; 5 — шаровая
чашка; 6 — крышка; 7 — опорная втулка; 8 — вкладыш; 9 — стопорный болт; 10 Переключение передач осуществляется с помощью муфт, вилок и трех
подвижных штоков (рис. 16), параллельных друг другу и расположенных в одном
ряду. Штоки перемещаются в отверстиях, расточенных в задней и средней
стенках картера коробки передач. Концы штоков, входящие в полость задней
крышки, имеют пазы, в которые входит ползун переключения. Для фиксации
рабочих положений штоков на их поверхности имеются углубления, в которые
входят фиксаторы в виде шариков, прижатых пружинами, расположенными во
втулках. Втулки запрессованы в отверстия картера и закрыты общей крышкой. Главная передача с дифференциалом Главная передача с дифференциалом расположена между картером сцепления и картером коробки передач и конструктивно изготовлена в одном блоке с коробкой передач (рис. 17). Ведущая шестерня главной передачи одновременно выполняет и функции ведомого вала коробки передач, который вращается на трех опорах. Между буртом переднего подшипника и передней стенкой картера установлены регулировочные прокладки, определяющие положение ведущей шестерни. Ведомая шестерня главной передачи крепится на корпусе дифференциала болтами и вместе с дифференциалом вращается на двух конических подшипниках, установленных в корпусах. Корпуса подшипников вставляются в боковые отверстия картера коробки передач и сцепления и крепятся к нему гайками. Конические подшипники ведомой шестерни крепятся регулировочными гайками, которыми устанавливается боковой зазор в зацеплении главной пары в пределах 0,1-0,22 мм. Стопорение регулировочных гаек осуществляется стопорами, входящими в их пазы. В корпусе дифференциала размещены сателлиты и полуосевые шестерни. Полуосевые шестерни имеют фасонный паз, в который сухарями вставляется полуось. Для защиты главной передачи от пыли и грязи, а также от вытекания смазки из картера, на полуоси устанавливается защитный резиновый чехол, внутри которого помещаются корпус манжеты и манжета. Корпуса манжет имеют маслосгонную резьбу: левый корпус — левую, правый — правую. Для их отличия на конце втулки левого корпуса сделана проточка (А). Для предохранения манжетного устройства от грязи на расстоянии 224 мм от фланца на полуоси установлен грязеотражатель. Рис. 17. Ступица заднего колеса, главная передача и полуоси: 1 — гайка; 2 — шплинт 3 — упорная шайба; 4 — колпак декоративный; 5 —
манжета; 6 — тормозной барабан; 7 — гайка крепления колеса; 8 — щит
тормоза; 9 — ступица; 10 — рычаг задней подвески; 11 — вилка кардана
ведущая; 12 — фланец; 13 — болт; 14 — штифт стопорный; 15 — полуось; 16 —
крышка; 17 — палец полуоси; 18 — сухарь полуоси; 19— корпус манжеты правый; Полуось соединяется с карданным шарниром шлицевым соединением и
стопорится штифтом. Карданный шарнир состоит из двух вилок, крестовины,
подшипников, манжет и стопорных колец. Ступица заднего колеса вращается на
двух конических подшипниках (одного размера), запрессованных в корпус. Техническое обслуживание коробки передач, главной передачи, полуосей и ступицы заднего колеса При ТО-1 (через каждые 10 000 км пробега): — проверить и при необходимости долить масло в картер коробки передач
и главной передачи. Контроль уровня масла проверяют по заливной пробке — проверить механизм переключения передач. Рычаг переключения передач должен быть перпендикулярен плоскости туннеля кузова. Перпендикулярность рычага регулируется перемещением корпуса механизма вперед или назад при отпущенных болтах крепления; —проверить и при необходимости подтянуть стопорный болт 9 (рис. 16) крепления вала управления с ползуном механизма и болт 25 крепления вала управления с ползуном коробки передач; — смазать карданные шарниры трансмиссионным маслом с помощью шприца; — проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в подшипниках ступиц задних колес. При ТО-2 (через каждые 20 000 км пробега) разобрать ступицы задних колес, заменить смазку и отрегулировать зазор в подшипниках. При ТО через каждые 30 000 км пробега заменить масло в картере коробки передач и главной передаче. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|