| |||||
МЕНЮ
| Кризис российской экономикиp> Это искажает информацию, ведет к неправильному ценообразованию не только на конечный продукт, но и на факторы производства. Также, статистика легального налога в % ВВП еще не говорит о реальном положении предприятий. Платежеспособные предприятия вынуждены платить налоги за всю остальную экономику. В виде легальных и скрытых налогов в среднем изымается 75-90% прибыли, а по некоторым видам деятельности 100% и больше(!). В результате капитал, который устремляется в области наиболее эффективного применения, будет выбирать наименее налогооблагаемые сферы, которых становится все меньше. Это приводит к следующим явлениям: - отток капитала за границу (10-12 млрд. долларов ежегодно) - становится нецелесообразным не только начинать новое производство, но и реформировать, модернизировать старое. Растет импорт, увеличивая базу налогообложения, свертывается производство отечественных товаров; - производство загоняется в государственно-корпоративные рамки. Душится среднее и малое предпринимательство, которое занимает значительное место в структуре рыночной экономики; - усиливается бегство от производства, происходит отток средств из производственного сектора в финансовый. Разрастается рынок финансовых услуг, часто чисто спекулятивного характера; - непомерно высокими налогами экономика загоняется в тень, усиливается криминализация экономики и всего общества.
К 1 июля 1994 г. в России полностью завершился этап ваучерной приватизации. Приватизации подлежали большинство государственных предприятий. Программа 1992 года предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа, акционирование. В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятия. Приватизация в России принесла с собой такой институт, как чековые
инвестиционные фонды, которые собрали более трети всех ваучеров, среднее
количество акционеров в них составило 22,8 млн. чел. Предполагалось, что Что не было сделано в России для успеха приватизации? Во-первых, не
была проведена аграрная реформа. Незыблемость принципа частной
собственности основывается на частной собственности на землю. Вместо этого
российские реформаторы продолжали эксплуатировать державшийся веками
принцип общественной собственности, который хотел пересмотреть еще Вместо этого был принят курс на приватизацию заводов, фабрик, торговых и складских помещений, газо- и нефтедобывающих предприятий и других предприятий, связанных с переработкой полезных ископаемых и эксплуатацией месторождений, являющихся по существу естественными монополиями. Природные же богатства – общественная собственность, но никак не частная, они должны принадлежать обществу, и использоваться его органами управления, а не отдельными лицами. В результате приватизации вместо обещанного эффективного собственника 8 Структурный кризис в российской экономике. В целом за годы реформ Россия претерпела гигантский промышленный спад. Рассмотрим общую направленность и динамику сдвигов в российской промышленности. До конца 1993 года доминировала тенденция роста структурных сдвигов, а с 1994 г. в целом преобладает тенденция снижения их интенсивности. Этот структурный сдвиг определялся ускорением спада в обрабатывающей промышленности: легкой промышленности, машиностроения, химической промышленности (рис. 2). Т.е. до 94 года основное направление структурных сдвигов – спад производства продукции высокой степени переработки. Со второй половины 94 года структурные сдвиги определялись дальнейшим спадом промышленности высокой степени переработки и стабилизация, а потом и рост промышленности низкой степени переработки (в основном сектор добывающей промышленности), ориентированной на экспорт. В результате вместо того, чтобы стимулировать свою промышленность, в ходе реформ был достигнут противоположный эффект. Производство средств производства и товаров потребительского назначения претерпело дальнейшее сокращение, Россия получала доход за счет нефтедолларов, получаемых за счет поставок российского сырья за границу. В агропромышленном комплексе сложилась следующая ситуация. Монополия
государства на владение землей была отчасти устранена. Была предоставлена
возможность частным лицам выходить из составов колхозов и совхозов и
создавать фермерские хозяйства. Однако это мало помогло, сельское хозяйство
финансировалось государством по остаточному принципу, также российская с/х
продукция была неконкурентноспособной. Это происходило отчасти из-за
устаревшего оборудования, и в большой степени из-за поддержки государством
завышенного курса рубля.Таким образом, начиная с 1991 года, в российской
экономике прослеживается устойчивая тенденция к сокращению производства. 1. Снижение оборонного заказа и оборонных расходов государства на 70%, при непродуманности конверсионных программ. Это обусловило около 25% всего абсолютного снижения производства. 2. Сокращение государственной инвестиционной программы. Общее уменьшение капитальных вложений в российскую экономику в 92-93 гг. на 60%. Это дало примерно 15% абсолютного сокращения объема производства. 3. Уменьшение поставок, ранее осуществлявшихся в страны СНГ и бывшие социалистические страны. 4. Сокращение конечного платежеспособного спроса населения. 5. Другие факторы, такие как разрыв хозяйственных связей, неадекватное поведение предприятий и их руководителей в рыночной ситуации, несовершенство законодательства и т.д. Кризис платежей в современной российской экономики – одно из наиболее опасных проявлений общего экономического кризиса. Из-за финансового кризиса и обвала банковской системы в августе 98 года эта проблема еще более обострилась. Если его не унять в ближайшие месяцы, может наступить полный паралич российской экономики. Ибо массовые неплатежи и рыночный режим ведения хозяйства – две несовместимые вещи. Вопрос стоит остро – либо более или мене нормальный платежный оборот в хозяйстве, либо преобладание административных рычагов, либо разрушение единой экономической системы в России. Основные причины неплатежей таковы: 1) трудности сбыта конечной продукции отечественных товаропроизводителей; 2) общая нехватка платежных средств в народном хозяйстве; 3) отрыв финансового рынка от реального сектора экономики – производства и сбыта продукции, инвестиций в народное хозяйство; 4) межотраслевое и внутреотраслевое рассогласование цен; 5) утрата предприятиями оборотных средств, как вследствие их обесценения, так и в результате изъятия через налогообложение в условиях инфляции; 6) неплатежи государства предприятиям и стран СНГ – России; 7) нарушение платежной дисциплины и институциональное несовершенство организации приватизированных и государственных предприятий, исключающее действенный контроль над администрацией. 8) Разрушение банковской системы в России Следует более подробно остановиться на некоторых из этих факторов. Проблема организации рынка. Хотя основная масса неплатежей сконцентрировалась в базовых отраслях,
первопричина неплатежей заключена в отраслях, работающих на конечного
потребителя и столкнувшихся с подавленным потребительским спросом. Общая нехватка платежных средств. За годы реформ денежная масса в обороте по отношению к ВВП сократилась более чем в 6 раз. Отсутствует система канализации денежной эмиссии на обслуживание текущего хозяйственного оборота. Значительно помочь решению этой проблемы может внедрение вексельного обращения. Отрыв финансового рынка от реального сектора экономики. В настоящее время операции с ГКО приостановлены, и краткосрочные
обязательства государства конвертированы в долгосрочные. До августа 98 года
операции с ГКО отвлекали массу средств и кредитных ресурсов от обслуживания
текущего хозяйственного оборота и инвестиций. Валютные операции продолжают
это делать и сейчас. - ограничение валютной спекуляции путем разрешения доступа на валютный рынок лишь юридическим лицам, имеющим лицензию на вывоз капитала; - обязательная продажа валюты экспортерами Центробанку; - переориентация кредитных ресурсов из финансового сектора на обслуживание текущего хозяйственного оборота; - привязать процентную политику Центробанка к темпам инфляции и спросу на кредит реального сектора, а не к уровню доходности валютных операций. Межотраслевое и внутреотраслевое рассогласование цен. В условиях массовых неплатежей предприятия не в состоянии ни определить
реальный спрос на свою продукцию, ни нащупать адекватной рыночной цены, ни
выявит собственные финансовые возможности. В результате ценообразование на
сегодняшний день нельзя назвать рыночным: во моногом оно носит произвольный
характер, отражает не равновесие спроса и предложения, а инфляционные
ожидания производителей и безразличие к цене потребителей. Утрата предприятиями оборотных средств. Резкий рост цен за годы реформ привел к обесценению денежных средств предприятий и их амортизационных фондов. Предприятия могли бы их восстановить, если бы они эти фонды не изымались в виде налогов. Проблема должна решаться изменением налогового законодательства, Чтобы налогообложению подвергалась реальная прибыль, а не ее инфляционная составляющая. Также должно производиться пополнение оборотных средств предприятий в основном за счет среднесрочных кредитов. Существует еще одна – чисто российская проблема, которая во всех
развитых странах была бы невозможна. Это невыплаты заработной платы
работникам предприятий, финансируемых из государственного бюджета. Весьма
странный способ избрало правительство для сведения дефицита бюджета к
минимуму – просто не платить людям заработную плату. Нередко ее задержки
превышают один год. Вот динамика задолженности по заработной плате за 1997- Пути выхода из кризиса. Условия российской экономики таковы, что не следует говорить о безболезненных путях выхода из кризиса. В данный момент программу выхода можно разделить на два основных этапа: - преодоление бюджетного кризиса, т.е. совокупность первоочередных мер - программа по выводу из кризиса экономики России в целом, т.е. меры, действующие в долгосрочном периоде. Вот некоторые возможности преодоления бюджетного кризиса. Необходимо всеми доступными средствами пополнять бюджет. Средства из бюджета направлять в промышленность, в первую очередь для расшивки неплатежей, во-вторых, как инвестиции в промышленность. Основными источниками восстановления равновесия в бюджете страны
являются: 1,5-2 года; до этого момента доходы в бюджет уменьшаться. Одним из основных направлений в налоговой политике должно стать экстренное погашение задолженности предприятиям за уже выполненные государственные заказы. Каждый задержанный государством рубль оборачивается 5-6 рублями неплатежей. Погашение государственной задолженности будет способствовать расшивке неплатежей. И каждый выплаченный по задолженности государством рубль будет приносить до 2 р. бюджетных поступлений в виде налогов. Восстановление государственной монополии на спиртное формально произошло, одного этого источника теоретически хватит для покрытия расходов, но здесь неизбежно сопротивление легальных и нелегальных производителей. Сказывается и практически полное отсутствие рычагов контроля над нелегальным оборотом алкоголя. От попыток сокращения бюджетных расходов в краткосрочном периоде будет мало пользы. По сути, уже нечего сокращать. Дальнейшее сокращение расходов оставит страну без армии, или без здравоохранения, науки, - что равносильно гибели. После конвертации государственных краткосрочных обязательств в долгосрочные, идея «пирамиды» ГКО, до этого приносившая доходы в бюджет, исчерпана на много лет вперед. Что касается долгосрочных обязательств, должно пройти еще много времени, прежде чем кто-то снова поверит в российские ценные бумаги. Что касается иностранного кредита, его получение весьма вероятно. 20 млрд. долларов в рублевых сбережениях, они непрерывно уменьшаются в результате инфляции и девальвации. Также имеется около 40-60 млрд. долларов в валюте. Основная проблема заключается в том, что после обвала банковской системы люди не доверяют свои сбережения банкам. И большинство эти деньги не отдадут ни при каких обстоятельствах. Прямая конфискация или замораживание валютных средств возможна только в крайнем случае: очень высока вероятность социального взрыва, после которого говорить о выходе из кризиса бессмысленно. Вероятность же того, что вывезенные из России капиталы вернутся в страну в ближайшие несколько лет крайне низка. Особенно это касается необходимости поддержки отечественных производителей. Дальнейшее обесценение рубля снизит возможность потребителей покупать импортные товары. Однако следует помнить, что часть российских предприятий зависит от импортного сырья, что выльется в повышение цен. Кроме того, существует ряд товаров иностранного производства, имеющих большое значение, но не имеющих заменители в России (например, компьютеры). Но она должна быть строго ограничена, не допускать разгона инфляции более 30-35% годовых, во-вторых, эмиссионные деньги должны идти не на «затыкание дыр», она должна быть целевой и направлена, прежде всего, в производственный сектор экономики. Существуют и другие способы разрешения бюджетного кризиса. Сценарий Есть проекты выхода из кризиса с помощью возврата к командно- административным методам управления, жесткого контроля над ценами, заработной платой и другими сферами экономики. Но это больше политическая, программа, чем экономическая. Аппарат, позволяющий государству распоряжаться экономикой, разрушен, и для его восстановления также потребуются средства и время. Долгосрочными стратегическими задачами для экономики являются: – на инвестиции. Заключение Подводя итоги, можно сказать: экономические реформы в России имели
успех по отдельным позициям, но провалились в целом. Подтверждение этому –
финансовый кризис августа 1998 года. За несколько недель положительные
результаты экономических реформ были аннулированы. Стабильность, которая
считалась одним из важнейших достижений, означающих успех реформ, исчезла. Таким образом, основная задача реформ – создать в России рыночную
самостоятельно функционирующую экономику считаться выполненной не может. Перед российской экономикой по-прежнему стоят проблемы, часть старых
решена, большинство сохранились, возникли новые. Ожидает своего решения
вопрос о создании эффективного собственника: земля подлежит купле-продаже
только на территории Саратовской области, «кто-то», получивший контроль над
монополиями становится «новым русским», но отнюдь не эффективным
собственником. Как никогда остро стоит проблема теневой экономики и другие. Список используемой литературы.
Вопросы экономики, 1998 №11 Рис.2 Страницы: 1, 2 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|