| |||||
МЕНЮ
| Культуру - народу: духовная жизнь МосквыКультуру - народу: духовная жизнь Москвы[pic] Культуру – народу В первой половине 20-х годов Москва становится центром советской литературной жизни. В столице собираются ведущие писатели, создаются произведения, в которых активно утверждаются новые принципы социалистического реализма. В эти годы над романом "Железный поток" в Москве работал А. С. В 1921 г. в Москву переезжает Д. А. Фурманов. "В Москву, в нее, белокаменную, новую, гордую и благородную... вечно бьющую ключом жизни,–Москву,–записывает Фурманов.–Я хочу быть среди рабочих, которые покрыли себя неувядаемой славой в Октябрьские дни. Скорей, скорей туда, к красному пылающему сердцу". Знаменательной вехой в повороте крупнейших деятелей русской культуры
на сторону Советской власти было возвращение из эмиграции в 1923 г. А. Н. С Москвой связано творчество замечательного лирического поэта Сергея Октябрьскую революцию. В своих произведениях Есенин стремился показать
победу нового мира ("Небесный барабанщик"), изменение облика Родины ("Русь
советская"), героику революционной борьбы ("Баллада о двадцати шести"). В 20-е годы Москва не только концентрировала лучшие писательские силы страны. Здесь создается крупнейшая организационная база литературного движения–издательства, журналы. В середине десятилетия в столице насчитывались сотни больших и малых книгоиздательств. Советская литература выходит на широкую международную арену. Многие
произведения советских, и прежде всего московских, писателей издаются в Огромным событием в литературной жизни Москвы был приезд из-за границы "Это было 28 мая 1928 года,–вспоминал впоследствии очевидец встречи
великого пролетарского писателя общественностью столицы.–В городе праздник. Он (Горький.– Авт.) хорошо виден всем. Высокий, несколько сутулый, но с широким разворотом плеч. Лицо со впалыми щеками и резко очерченными скулами. Лоб прямой, с глубокими складками морщин. Темно-русые волосы подстрижены бобриком и почти не тронуты сединой. Только виски заметно посерели. А ведь недавно, всего лишь два месяца назад, вся наша страна отмечала его шестидесятилетие. Он выглядел молодо, гораздо моложе своих лет. Когда он говорил, длинные усы его, цвета спелого льна, топорщились: он будто сердился, а темно-серые глаза, полные радостных слез, сияли такой неизбывной силой духа, еще столько в них было молодой энергии, что казалось, вот он сейчас стремительно сойдет с трибуны, вмешается в толпу и будет крепко жать руки всем, обнимать всех и вместе со всеми кричать "ура"..." Поселившись с 1929 г. в Москве, Горький оказывается в самой гуще литературной жизни столицы. Он много пишет, редактирует десятки книг и журналов. Его московский дом всегда полон людей: писателей и художников, рабочих и крестьян, инженеров и ученых. Одной из крупнейших фигур литературной Москвы тех лет был В. В. Москва. В 20-х годах острые полемические афиши Маяковского то и дело появлялись у входа в Политехнический музей, оповещая о его яростных схватках с литературными противниками. Как вспоминал Л. В. Никулин, у него была "редкая способность разговаривать с тысячами, возвращать удары и нападать, не опускаясь до злобной и неумной глупости. И, наконец, когда тысяча пятьсот человек признавали себя побежденными, умолкали, восхищенные этой могучей игрой мускулов, легкостью в переходе от защиты к нападению, он простирал руку и обрушивал на тысячу пятьсот человек: – Читаю стихи о советском паспорте!". Маяковский стремился сделать свое творчество полезным в различных
сферах новой жизни. Так, например, он создал своеобразный жанр стихотворной
рекламы для ГУМа, Моссельпрома и других торговых организаций Москвы. Популярность Маяковского среди москвичей была исключительно велика. Первые годы развития советской литературы характеризовались наличием различных направлений и жанров. При всем том главное, определяющее место в творчестве писателей и поэтов заняло реалистическое отображение черт нового, советского человека. Складывался новый тип литератора, тесно связанного с народом. Революция оказала плодотворное влияние не только на литературную, но и
на театральную жизнь Москвы. Уже 9(22) ноября 1917 г. был издан декрет ВЦИК
и Совнаркома "Об учреждении Государственной комиссии по просвещению". В
состав созданной комиссии входил отдел искусств, который занимался, в
частности, и вопросами, связанными с развитием театра. 26 августа 1919 г. Сохранилась интересная запись беседы В. И. Ленина с А. В. Луначарским
о судьбах театра в условиях новой эпохи. Резюмируя все сказанное ему Предметом особой заботы Советской власти была имевшая очень важное
значение для развития культуры работа московского Большого театра, уже в
декабре 1917 г. объявленного государственным. В новую дирекцию театра,
назначенную в 1919 г., вошли Вл. И. Немирович-Данченко, Ф. И. Шаляпин, Н. Театр располагал великолепными артистическими силами. Незабываемые
образы на его сцене были созданы А. В. Неждановой, Л. В. Собиновым, Н. А. Наряду с классическими произведениями на сцене Большого театра в
середине 20-х годов появляются новые оперные и балетные спектакли, ставшие
заметным явлением в музыкальной жизни столицы. Бесспорной удачей советского
музыкального театра была постановка в 1927 г. балета P.M. Глиэра "Красный
мак". Содержательное либретто, талантливая музыка, великолепные исполнители Революция обогатила новаторскими идеями все области музыкального
искусства–от оперного исполнительства до массовой песни и хоровой
самодеятельности. Появились новые оперные студии, стремившиеся творчески
освоить прогрессивный опыт Московского Художественного театра но применению
реалистического метода системы Станиславского. В 1919г. была открыта
музыкальная студия МХТ, в 1926 г. преобразованная в Музыкальный театр им. В 20-х годах появляется большое число новых массовых песен, в основном
революционного содержания. Наиболее популярными песнями тех лет были 20-е годы были временем становления советской симфонической музыки. Большими событиями в музыкальной жизни столицы были первые исполнения Важную роль в становлении и развитии советской музыкальной культуры
играла Московская консерватория. Как и другие высшие учебные заведения
страны. Московская консерватория широко открыла свои двери вчерашним
красноармейцам, детям рабочих и крестьян, завоевавшим право на высшее
музыкальное образование. Их обучением руководили выдающиеся музыканты.
отдавшие свои знания и опыт строительству новой, социалистической
культуры,–профессора К. Н. Игумнов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Б. Большое значение в деле становления социалистической культуры приобрел драматический театр, ставший одним из важных факторов коммунистического воспитания и просвещения народа. В 20-х годах театральная жизнь Москвы была очень интенсивной. Ведущую роль играли Художественный и Малый театры. Уже в первые годы Советской власти мхатовцы предприняли попытку
создать спектакль, созвучный революции. Таким спектаклем стала поставленная В 1926 г. МХАТ показал премьеру пьесы М. А. Булгакова "Дни Турбиных",
положившую начало регулярному обращению театра к историко-революционной
теме. Успеху спектакля способствовала его художественная завершенность,
блистательная игра актерского ансамбля, составленного в основном из
артистической молодежи. В нем были заняты Н. П. Хмелев (Алексей Турбин), И. Одним из важнейших этапов в истории развития советского театра была
постановка пьесы Вс. Иванова "Бронепоезд 14-69" (1927 г.), осуществленная
во МХАТе И. Я. Судаковым под руководством К. С. Станиславского. В образе Своим путем к сближению с революционной современностью шел Малый театр. Уже в первые годы Советской власти он активно пополнял свой репертуар лучшими драматургическими произведениями русской и зарубежной классики. Крупнейшим событием в жизни театральной Москвы стало празднование 50-
летнего юбилея творческой деятельности М. Н. Ермоловой, состоявшееся 2 мая В 1926 г. Малый театр поставил пьесу К. А. Тренева "Любовь Яровая". В первые послереволюционные годы в Москве появляется много новых
театров: Театр им. МГСПС (ныне Театр им. Моссовета), Театр Революции (ныне В середине 20-х годов вахтанговцы обратились к советской драматургии. Значительное влияние на развитие советского сценического искусства
оказал Театр им. Вс. Мейерхольда (Театр РСФСР 1-й). Несомненной заслугой
театра явилось его обращение к пьесе В. В. Маяковского "Мистерия-буфф",
премьера которой состоялась 1 мая 1921 г. Мощный революционный пафос этого
произведения, высокий образец политической сатиры, продемонстрированный И. Творческие принципы Театра им. Вс. Мейерхольда, решительно ломавшего
старые сценические каноны, были во многом близки драматургии В. В. Заметным явлением в театральной жизни 20-х годов стали постановки пьес В декрете Советского правительства "Об объединении театрального дела",
подписанном В. И. Лениным, специальный параграф был посвящен цирку. Им были
определены перспективы развития этого вида искусства. Сезон 1919/20 г.
московские цирки начали уже как государственные зрелищные предприятия. В их
программах на первый план была выдвинута сатирическая клоунада, к работе
над которой привлекались крупнейшие писатели, в том числе В. В. Маяковский. С первых лет Советской власти Москва заняла ведущее место в
развивающейся отечественной кинематографии. Когда массы овладеют кино,
говорил В. И. Ленин, и когда оно будет в руках настоящих деятелей
социалистической культуры, то оно явится одним из могущественнейших средств
просвещения масс. В 1919 г. в Москве была создана 1-я Государственная
киношкола, позже преобразованная во Всесоюзный государственный институт
кинематографии, где под руководством режиссеров В. Р. Гардина, Л. В. Важную роль в развитии советского киноискусства сыграли такие организации, как Госкино, Пролеткино, Кино-Москва, смешанное акционерное общество "Межрабпом-Русь" (с 1928 г.– студия "Межрабпомфильм") и др. В первые послереволюционные годы основным направлением советской
кинематографии стала хроника–жанр, в котором много и плодотворно работали
такие прославленные деятели киноискусства, как Эдуард Тиссэ, Дзига Вертов и
др. В 1922–1925 гг. Д. Вертов выпустил 23 номера периодического журнала Огромная роль в становлении и развитии советского киноискусства
принадлежит выдающемуся советскому режиссеру С. М. Эйзенштейну. В начале "Броненосец "Потемкин"" нес огромный заряд революционных идей. За рубежом вокруг фильма разгорелись острые политические споры. В Германии, например, голосованием депутатов рейхстага была принята резолюция, запрещавшая его демонстрацию. Однако зрители заставили власти отменить запрет, и фильм продолжал свой путь к людям, неся им великую правду века. "Броненосец "Потемкин"" – явление эпохальное. Он высоко поднял престиж молодого киноискусства Страны Советов, оказал большое идейное и эстетическое влияние на развитие не только советского, но и мирового кино. В 1927 г., к десятилетию Великой Октябрьской социалистической революции, С. М. Эйзенштейн вместе с режиссером Г. В. Александровым и оператором Э. К. Тиссэ создал фильм "Октябрь", охватывающий события от февраля 1917 г. до II съезда Советов. Кадры штурма Зимнего дворца были сняты настолько достоверно, что позже они неоднократно использовались в других историко-революционных фильмах. Крупным событием в киноискусстве тех лет стал также фильм В. И. Художественный метод социалистического реализма получил дальнейшее
развитие в фильмах "Старое и новое" С. М. Эйзенштейна и Г. В. Александрова, В 20-х годах появляются также первые советские кинокомедии, многие из
которых, такие, как "Шахматная горячка" В. И. Пудовкина, "Закройщик из Подъем кино способствовал оживлению кинопечати. В Москве начали выходить "Киножурнал "АРК"" (орган Ассоциации революционной кинематографии), журнал "Советский экран", газета "Кино", ставившие на своих страницах теоретические вопросы, важные для развития советского киноискусства. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую страницу в развитии изобразительного искусства и архитектуры. Несмотря на разруху и голод, молодая Республика Советов большое внимание уделяла охране памятников истории и культуры, взяв под свою опеку художественные ценности, созданные народом на протяжении многих столетий. Важную роль в этом процессе сыграли принятые осенью 1918 г. декреты В условиях борьбы с внутренними и внешними врагами революции важную
роль в советском изобразительном искусстве играл появившийся в начале 1918
г. агитационный плакат. К новому делу были привлечены лучшие художники–Д. Стремление осмыслить великие перемены, происшедшие в стране, приводило
художников к историко-револю-ционной тематике. Примером прекрасных полотен
на эту тему могут служить созданные в 20-х годах картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина и др. Многие художники, особенно молодые,
начинавшие свой творческий путь с плакатов, создают яркие живописные
картины. Таков, например, путь крупного советского художника А. А. Дейнеки. Значительное развитие в период 20-х годов получила портретная
живопись. Многое из лучшего, что было сделано в этой области, принадлежит
художникам-москвичам. Портреты кисти В. Н. Мешкова, Н. И. Струнникова, С. Новые черты советского человека, хозяина страны, строителя социализма, воплотились в картинах Г. Г. Ряжского "Делегатка" и "Председательница". Тем же стремлением запечатлеть приметы нового в жизни людей проникнуты произведения К. Ф. Юона "Подмосковная молодежь", Е. М. Чепцова "Заседание сельячейки", А. В. Моравова "Заседание комитета бедноты" и др. Заметным явлением в живописном искусстве стала серия овеянных романтикой портретов юных пионеров, созданная Н. А. Касаткиным. Трудовая героика народа, закладывавшего основы социалистической
индустрии, вызвала к жизни произведения, отразившие размах и пафос
творческого созидательного труда,– "Даешь тяжелую индустрию!" Ю. И. Больших высот изобразительного мастерства московские живописцы
достигли в пейзаже, особенно в таких картинах, как "В голубом просторе" А. Первое послереволюционное десятилетие было отмечено небывалым
расцветом искусства графики, в том числе таких ее видов, как книжная и
журнальная иллюстрация, плакат, эстамп, карикатура. Произведения В. А. Характерный для искусства послереволюционных лет в целом процесс демократизации был особенно заметен в "искусстве книги". Художественно оформленные массовые издания становились важным средством решения задач культурной революции. Борьба за социалистическую идейность и реализм определяла всю
художественную жизнь Москвы 20-х годов, что нашло выражение и в творческих
поисках отдельных художников, и в деятельности различных художественных
коллективов, созданных в это время. В 1922 г. была основана Ассоциация
художников революционной России (АХРР). Членам ассоциации принадлежала
немалая заслуга в утверждении в изобразительном искусстве тем революционной
борьбы и нового быта. Организованное в 1925 г. Общество художников-
станковистов (ОСТ) объединяло в основном художников, в творчестве которых
преобладали формалистические тенденции. Но и среди остовцев значительное
место занимала группа молодых художников, тесно связанных с реалистическим
направлением в изобразительном искусстве (А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, Н. Советское правительство заботилось и о подготовке молодого поколения
советских художников. В 1918 г. на базе Московского училища живописи,
ваяния и зодчества и Строгановского училища были созданы Свободные
государственные художественные мастерские, преобразованные в 1920 г. в Москва богата традициями монументального искусства. Неисчерпаемым источником вдохновения и творческой деятельности
работников всех видов искусства, в том числе и скульпторов, был образ вождя
революции В. И. Ленина. Важное место в создании художественной Ленинианы
принадлежит московскому скульптору Н. А. Андрееву. "Никакому другому
художнику,–писал Н. А. Андреев о своей работе,–не было дано столь близко и
долго изучать Владимира Ильича". Получив в мае 1920 г. доступ в кабинет Одним из лучших и наиболее ценимых самим Н. А. Андреевым скульптурных портретов В. И. Ленина был самый ранний (датированный 1920 г.)– "Ленин пишущий". Впоследствии художником были созданы десятки произведений, запечатлевших облик В. И. Ленина, среди которых особое место занимает скульптура "Ленин-вождь"–завершенный образ, проникнутый мощным пафосом мысли, воли, энергии. В начале 20-х годов в Москве в соответствии с ленинским планом
монументальной пропаганды появляются новые памятники. Среди них памятники В 1929 г. Н. А. Андреевым был создан один из лучших монументов, сооруженных в Москве,–памятник А. Н. Островскому у здания Малого театра. Одновременно с памятниками революционерам и прогрессивным деятелям
культуры всех времен и народов по плану монументальной пропаганды
предполагалась установка мемориальных досок. И в первую годовщину Октября, В октябре 1922 г. Советское правительство приняло постановление о
выпуске новых денег, которые предполагалось украсить эмблемами труда. Одним из лучших скульптурных произведений 20-х годов, посвященных ис-
торико-революционной теме, является знаменитая работа Шадра В области монументальной скульптуры много работал С. Д. Меркуров. Его
резцу принадлежат установленные в Москве после революции памятники Ф. М. 2
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|