реферат, рефераты скачать
 

Милиция как система государственных органов исполнительной власти


Милиция как система государственных органов исполнительной власти

ПЛАН


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

§1. Правовое положение органов исполнительной власти

§2. Взаимоотношение с другими органами власти

§3. Виды органов исполнительной власти

ГЛАВА II. МЕСТО И РОЛЬ МИЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ МИЛИЦИИ И ЕЁ ПОЛНОМОЧИЯ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

§1. Криминальная милиция.

§2. Милиция общественной безопасности

ГЛАВА IV. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации[1].

Термин «милиция» (от латинского "militia" — войско) берет свое начало еще из древних времен. В России же он применяется с 1917 года. Однако данное определение давно смущает наших иностранных партнеров, поскольку на международном военном языке это слово означает "народное ополчение, собираемое на время войны". Название — "полиция" – более характерно для зарубежных стран (от греческого "роliteia" — управление государством, администрация).

Более того, по мнению отдельных авторов, вместо милиции нужна именно полиция, ориентированная на совершенно иные ценности.

И действительно, проведенные за последние несколько лет различные опросы общественного мнения показывают, что российская милиция переживает глубокий кризис легитимности: граждане России не доверяют собственным правоохранительным органам. По данным одного из опросов более 50% респондентов оценивали работу милиции как плохую или очень плохую. 30% считали, что милиция озабочена прежде всего защитой собственных интересов вместо того, чтобы защищать интересы граждан, в то время как 15% полагали, что милиция работает главным образом на мафию. По данным НИИ МВД, около 60% потерпевших не хотят обращаться в милицию, так как видят в ней не защитника, а источник повышенной опасности. По данным одного из московских опросов, 43% москвичей предпочли бы не иметь дело с милицией ни при каких обстоятельствах, в том числе открыть дверь сотрудникам милиции; 37% испытывали перед милицией такой же страх, как перед преступниками.

В данной курсовой работе мы не ставим целью рассмотреть объективные факторы, обусловливающие негативное состояние взаимоотношений милиции и граждан по поводу выявления, регистрации и учета преступлений, условия, способствующие укрывательству в милиции заявлений и сообщений о преступлениях, т.к. это больше проблема социальная и морально-этическая (а в какой-то мере и экономическая), нежели административно-правовая. Отсюда, цель данного исследования сводится к рассмотрению именно правовой организации функционирования органов милиции в рамках курса административная деятельность и раскрыть полномочия милиции как систему органов исполнительной власти в Российской Федерации – это и будет являться целью курсовой работы.

Милиция – особая правоохранная структура, имеющая задачи и полномочия, отличные от других служб.

Итак, у данной курсовой работы следующие задачи:

- рассмотреть комплекс законодательства о милиции и понятие органов исполнительной власти в Российской Федерации;

- исследовать понятие милиции, как систему органов исполнительной власти;

- проанализировать структуру МВД России;

- раскрыть содержание полномочий милицейских органов.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным:

а) организационно. Он не входит в состав какой-либо иной орга­низации, не является ее структурным подразделением;

б) функционально. Его главное назначение — осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, администра­тивно-политической сферах жизни общества в соответствии с ус­тановленным для него профилем функций;

в) юридически. Данный орган имеет свою компетенцию, закреп­ленную правовыми актами, не производную от компетенции како­го-либо иного органа.

Понятие органов исполнительной власти производно от прин­ципа разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти, связано с самой ее сутью на­столько, что часто такие органы сами по себе не без оснований при­знаются исполнительной властью (например, утверждается, что исполнительная власть — "система органов государственного управ­ления (правительство, министерства и т. д.)"[2].

Органы исполнительной власти своей государственной приро­дой отличаются от органов исполнительной власти местного само­управления, а по функциональному назначению — от органов других ветвей государственной власти, а также от организаций, кото­рые как таковые не являются субъектами управления (государ­ственных предприятий, учреждений).


§1. Правовое положение органов исполнительной власти


Правовое положение органов исполнительной власти во мно­гом предопределяется тем, что они в своей основе (особенно феде­ральные) все в большей степени становятся органами политического руководства в установленных сферах, ибо их функции государствен­ного управления в принципе отделены от функций непосредствен­ного управления хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

Основы современного правового статуса органов исполнитель­ной власти в целом могут быть охарактеризованы незначительным числом общих позиций. Исходным является тот факт, что, представ­ляя собой одну из ветвей единой государственной власти, они поль­зуются относительной юридической самостоятельностью в осуществ­лении исполнительной власти и в отношениях с субъектами пред­ставительной и судебной властей.

В период, предшествовавший введению института Президент­ства в РФ и провозглашения Конституции РФ 1993 г., органы го­сударственного управления находились в жесткой зависимости от представительных органов государственной власти. Ведущие зве­нья этих органов (Советы Министров, министерства, государствен­ные комитеты, исполкомы местных Советов) образовывались и уп­разднялись представительными органами, были подотчетным и под­контрольным им исполнительным аппаратом.

Влияние судов общей юрисдикции и государственных арбит­ражей на состояние законности в сфере государственного управле­ния было незначительным, ограниченным узкой сферой подведом­ственных им дел и форм реагирования на ее нарушения.[3]

Затем шли расширение полномочий Президента РФ в облас­ти организации и направления деятельности органов исполнитель­ной власти с одновременной дезорганизацией ее системы в целом, а также действовала тенденция усиления влияния судебной влас­ти на законность в деятельности органов государственного управ­ления и их должностных лиц.[4]


§2. Взаимоотношение с другими органами власти


Органы исполнительной власти получили значительные воз­можности влиять на правотворческую деятельность представитель­ных органов (право законодательной инициативы Правительства РФ, право подписи и возвращения на повторное рассмотрение пра­вовых актов, предоставленное главам администраций краев, обла­стей и др. субъектов). Расширена подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражных судов, возникающих в сфере государственного управления, например, расширены основания для отмены указанными судами неправомерных актов органов испол­нительной власти.

Взаимодействие органов исполнительной власти с представи­тельными (законодательными) и судебными органами является не­обходимым условием нормального функционирования государства. Оно осуществляется в различных организационных формах (со­гласительные комиссии, заслушивание информации должностных лиц органов исполнительной власти на заседаниях представитель­ных органов и т. д.). В палатах Федерального Собрания и Консти­туционном Суде РФ имеются полномочные представители Прези­дента РФ, а в указанных палатах — также представители Пра­вительства.

Достаточно обширны и разнообразны отношения органов испол­нительной власти с представительными (законодательными) и су­дебными органами, возникающие вне связи с выполнением ими кон­ституционных функций, например, по вопросам материально-тех­нического обеспечения и охраны деятельности представительных (законодательных) и судебных органов.

Однако органы исполнительной власти самостоятельны, осуще­ствляя специфический вид государственной деятельности, которая по своему юридическому содержанию является, как уже отмечалось, исполнительной и распорядительной. В соответствии с законода­тельством эти органы обладают государственно-властными полно­мочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. В целом они наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Но они самосто­ятельны только в пределах, очерченных правом. К ним не приме­няется принцип "разрешено все, что не запрещено".

Из правовых актов вытекает общее правило: каждый орган исполнительной власти действует в пределах установленной ему компетенции, в определенном порядке и в установленных правовых формах, хотя бы на этот счет и не было специальной оговорки в правовых актах, закрепляющих его задачи, функции и полномочия.

Органы исполнительной власти находятся на бюджетном фи­нансировании. Они являются юридическими лицами, то есть обла­дают гражданской правоспособностью.

Права органов исполнительной власти гарантируются Консти­туцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, другими нор­мативно-правовыми актами, устанавливающими их статус. В каче­стве их организационных гарантов являются президенты, органы, решающие вопросы образования соответствующих органов; органы прокуратуры. Защита прав органов исполнительной власти может быть предметом разбирательства судебных органов.[5]

Слабым местом в статусе органов исполнительной власти яв­ляется неопределенность их ответственности за неблагоприятные последствия их деятельности.

 

§3. Виды органов исполнительной власти


Данные органы можно классифицировать по ряду признаков и прежде всего в зависимости от государственного устройства, орга­низационных форм, характера компетенции, порядка решения под­ведомственных вопросов.

В соответствии с федеративным государственным устрой­ством различаются федеральные органы исполнительной власти и органы, исполнительной власти субъектов РФ, республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Пе­тербург), автономной области и автономных округов.

По организационно-правовым формам различаются:

а) правительства; б) советы министров; в) кабинеты министров; г) министерства; д) государственные комитеты; е) комитеты; ж) служ­бы; з) главные управления; и) инспекции; к) агентства; л) департаменты; м) администрации; н) мэрии; о) отделы и др.

Организационные формы органов исполнительной власти сами по себе не всегда определяют их место, назначение, характер ком­петенции, принципы, лежащие в основе порядка разрешения под­ведомственных им дел. Часто эти параметры закрепляются в нор­мативно-правовых актах, устанавливающих правовой статус тех или иных органов.

Организационные формы и основы статуса федеральных орга­нов исполнительной власти определены Указом Президента Россий­ской Федерации от 14 августа 1996 г. "О системе федеральных ор­ганов исполнительной власти"[6]. Ими являются министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполни­тельной власти: государственные комитеты РФ, федеральные ко­миссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России. Впредь запрещено создание феде­ральных органов исполнительной власти Российской Федерации иных наименований и с иным статусом, чем это предусмотрено данным указом.

Администрации — органы исполнительной власти краев, об­ластей, автономной области, автономных округов.

Органами этих администраций являются департаменты, главные управления (управления), отделы. Перечни и формы ор­ганов администраций определяются соответствующими субъекта­ми самостоятельно. Среди них различаются отраслевые, межотрас­левые органы.

Действующие нормативно-правовые акты, касающиеся органи­зационных форм органов исполнительной власти, имеют тот недо­статок, что иногда в одной и той же форме создаются органы ис­полнительной власти и образования, которые к ним не относятся. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 г. созданы Федеральная медицинская служба гражданской обороны, Федеральная противопожарная служба гражданской обороны и др., которые не относятся к федеральным орга­нам исполнительной власти.

По характеру компетенции выделяются органы общей, отрас­левой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции.[7]

Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там комплексное экономическое, социально-культур­ное развитие. К ним относятся правительства (Совет Министров, Кабинет Министров), администрации субъектов Российской Феде­рации и др.

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями, например, Министерство путей сообщения, Министерство здравоохранения и др.

Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специ­ализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. Среди них своим статусом выделяются органы, оказы­вающие руководящее воздействие на группы специализированных отраслей (комплексы), выполняя различные функции (например, Министерство промышленности, науки и технологии РФ); органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого зна­чения (например, Министерство труда и социального развития РФ); органы, выполняющие функции по определенным проблемам (на­пример, Российское агентство по патентам и товарным знакам).[8]

Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориаль­ные, межтерриториальные органы федеральных министерств).

По порядку разрешения подведомственных вопросов разли­чаются коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы — организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем воп­росам компетенции данных органов. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с пер­сональной ответственностью за их исполнение, за руководство по­рученными участками работы. Коллегиальность позволяет наибо­лее правильно решать крупные и сложные вопросы руководства с участием специалистов, с использованием их опыта. Коллегиаль­ными являются правительства, некоторые государственные коми­теты, федеральные комиссии и др.

Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавля­ющему данный орган руководителю. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способ­ностей и опыта руководителей, повышает их персональную ответ­ственность за результаты работы органа. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции (министер­ства, администрации краев, областей и т. д.).

Единоначалие эффективно тогда, когда опирается на различ­ные институты демократии и не подменяется единовластием. В си­стеме исполнительной власти сочетание коллегиальных и единоначальных органов способствует как всестороннему и квалифициро­ванному обсуждению, так и оперативному решению вопросов. Со­четание указанных начал в единоначальных органах часто выра­жается в том, что здесь действуют коллегии. Они существуют в министерствах и других органах. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 де­кабря 1995 г. № 1286 "О членах коллегии федерального органа го­сударственной власти" численность членов коллегии такого органа определяется Правительством РФ. В состав коллегии по должнос­ти входят руководители соответствующих федеральных органов ис­полнительной власти и их заместители.

Назначение и освобождение членов коллегии, не являющих­ся таковыми по должности, производится Правительством РФ по представлению руководителя федерального органа из числа руко­водителей ведущих департаментов, управлений, отделов, терри­ториальных органов и при необходимости представителей других федеральных органов, ведущих ученых, специалистов, число ко­торых, как правило, не должно превышать пяти человек.

Полномочия между членами коллегии распределяются пред­седателем коллегии, которым является руководитель федерально­го органа исполнительной власти.[9]

Особое организационно-правовое положение занимают созда­ваемые в системе государственного управления координационные и консультативные органы. По общему правилу, они являются вспо­могательными органами органов исполнительной власти, не наде­ленными юридически-властными полномочиями, хотя и выполня­ющими важные задачи. На федеральном уровне статус таких ор­ганов определен Указом Президента РФ от 28 сентября 1992 г. "О координационных и консультативных органах, создаваемых Прези­дентом Российской Федерации, Правительством Российской Феде­рации, министерствами и ведомствами Российской Федерации"[10].

При Президенте РФ создаются в качестве консультативных органов комиссии и советы, которые предварительно рассматривают вопросы и готовят по ним предложения для Президента в соответ­ствии с их компетенцией.

Правительством РФ могут создаваться:

а) консультативные органы в виде советов, рекомендации ко­торых проводятся при необходимости в жизнь решениями Прави­тельства;

б) координационные органы в виде комиссий со статусом пра­вительственных или межведомственных.

Правительственные комиссии создаются, как правило, для рас­смотрения и подготовки предложений по вопросам, имеющим обще­государственное значение. Межведомственные комиссии рассматривают вопросы, требу­ющие межотраслевой координации. Решения этих комиссий, при­нимаемые в рамках их компетенции, являются обязательными для всех органов, представленных в комиссиях, а также предприятий и организаций, действующих в сфере ведения этих органов. По воп­росам, требующим решения Правительства РФ, эти комиссии вно­сят предложения.[11]

По вопросам, отнесенным к компетенции министерств и других федеральных органов государственного управления, ими могут об­разовываться межведомственные комиссии и межведомственные советы. Полномочия комиссий и советов определяются совместны­ми решениями указанных органов в пределах их компетенции.

ГЛАВА II. МЕСТО И РОЛЬ МИЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ


1. Демократизация российского общества, формирование со­циально ориентированной рыночной экономики, построение правового государства, а также решение других, подчиненных этим целям, задач предполагают совершенствование роли го­сударства в политической системе общества.

Под политической системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть или участвующих в ее осуществлении. Эти социальные институты — государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере обще­ственной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти.

В соответствии с современной теорией государства факто­ры, задающие тот или иной характер политической системе об­щества, формирующие ее определенный вид, оказываются не столько классовыми, сколько социологическими. Системообра­зующим фактором при таком подходе признается социальная среда, в которой проявляются личностные и коллективистские начала жизни общества. Сторонники этой концепции исходят из того, что человечество за всю свою историю создало всего несколько видов социальных сред, лежащих в основе собствен­но политических систем.

Один из таких видов — политическая система, возникающая на основе «азиатского способа производства», социалистическо­го общества сталинского типа и некоторых иных обществ. Этот вид характеризуется гиперболизацией роли государства, его ап­парата, прежде всего и главным образом карательных (право­охранительных) органов.

Другой тип социальной среды, формирующий иные полити­ческие системы, базируется не на распределительной, а на ры­ночной товарно-денежной основе экономической жизни обще­ства, на идеологии и практике свободного предпринимательст­ва. Такая среда тоже является несправедливой; она содержит противоречия и конфликты, отличается социальными потрясе­ниями. Однако государство выполняет в ней роль организато­ра условий для рыночной, в том числе социально ориентиро­ванной, экономики. Государство обеспечивает права и свобо­ды граждан, их безопасность, их собственность. Оно имеет целью создать социальную защищенность малоимущих слоев, более справедливое распределение доходов, налогов. Право­вые формы становятся главным инструментом достижения по­литических целей.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.