реферат, рефераты скачать
 

Милиция как система органов исполнительной власти


2. Характеристика именно того, что делает государство, на­зывается его функциями. Для понимания функций современно­го Российского государства первостепенное значение имеют их отграничение от функций общества, а также учет влияния ры­ночной экономики на функции государства.

Одними из самых важных функций Российского государст­ва являются защита прав человека, охрана прав и свобод граж­дан, обеспечение законности и правопорядка. Они и раньше всегда указывались в числе основных внутренних функций со­циалистического государства. Однако фактически в условиях тоталитарного режима допускались беззаконие и произвол в отношении граждан, массовые репрессии в сталинский период, преследования инакомыслящих и другие нарушения прав и свобод человека и гражданина[12].

В условиях формирования правового государства и свобод­ного гражданского общества особое значение приобретает соз­дание надежных механизмов защиты прав и свобод человека, обеспечение, прежде всего его безопасности. Жизнь, здоровье, честь и достоинство, все формы собственности (в том числе и интеллектуальной), другие политические, экономические права и свободы, установленные российской Декларацией прав и сво­бод человека и гражданина 1991 г., международными пактами, Конституцией РФ 1993 г., должны надежно охраняться госу­дарством. Органы внутренних дел, внутренние войска, другие специальные структуры, обеспечивающие безопасность Рос­сии,- это те государственные органы, которые обязаны в рам­ках своей компетенции обеспечить законность и правопорядок, борьбу с преступностью, нарушениями прав человека и правового режима работы органов государственной власти и управ­ления.

3. Можно считать, что основными исполнительно-распоря­дительными органами государства, выполняющими обеспечи­тельную функцию в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, являются органы внутренних дел и внутренние войска. Важнейшим элементом политической системы общест­ва всегда было и остается государство, а его обеспечительная функция имеет, и будет иметь в будущем существенное значе­ние. Отсюда есть основания констатировать: с одной сторо­ны — объективную возможность и необходимость изменения функций (компетенции) органов внутренних дел, а с другой - возрастание их роли в жизни нашего общества как отрасле­вой подсистемы органов государственного управления и одно­временно правоохранительного органа[13].

Указанное положение, естественно, предполагает изменения характера деятельности этих органов, их демократизацию, преодоление правового нигилизма, существенное повышение качества работы, взаимодействия с внешней средой функцио­нирования, т. е. с гражданами, государственными органами, общественными объединениями, государственными и негосу­дарственными предприятиями, населением в целом. Общая цель такой деятельности — создание конституционного порядка на основе прямого действия Конституции РФ.

Принадлежность к исполнительной власти означает, что органы внутренних дел и внутренние войска осуществляют ме­ры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охра­не собственности и общественного порядка, борьбе с преступ­ностью правовыми средствами, т. е. путем реализации права в форме правоприменения. Соответственно можно говорить о трех основных элементах, составляющих механизм реализа­ции ими права:

1) качество законов и подзаконных актов, ре­гулирующих организацию и деятельность органов внутренних дел и внутренних войск;

2) профессионализм сотрудников этих структур;

3) благоприятная внутренняя и внешняя среда их функционирования, предполагающая надлежащее материаль­ное, материально-техническое и материально-бытовое обеспе­чение.

Если приоритет для современного Российского государст­ва— модернизация страны, социально-экономическое развитие общества, то перечень задач, решаемых наряду с другими структурами органами внутренних дел и внутренними войска­ми в пределах их компетенции, может быть следующим:

- преодоление традиции этатизма государства, обеспече­ние неприкосновенности частной собственности, разделение собственности и власти, активная политика в области борьбы с инфляцией и стимулирование частных (в том числе иностран­ных) инвестиций, энергичное проведение антимонопольной по­литики;

- забота об экологии, образовании, здравоохранении, раз­витии науки, культуры, о бедных, нетрудоспособных, оказание социальных услуг населению;

- борьба с преступностью, в том числе с уличной, запуги­вающей людей, и с организованной, которая во многом опре­деляет экономические процессы в стране;

- последовательное и поступательное преодоление корруп­ции среди личного состава рассматриваемых органов, которая, можно сказать, есть вечный бич России. Сейчас коррупция сра­щена с мафией. Чиновник всегда потенциально более кримина­лен, чем бизнесмен. Бизнесмен может обогащаться честно, толь­ко бы не мешали. Чиновник может обогащаться только бес­честно. Поэтому очень важно обеспечить личному составу ор­ганов внутренних дел и внутренних войск достойный и доста­точный уровень жизни;

- существенное повышение престижа (авторитета) орга­нов и войск системы МВД в общественном мнении.

ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ МИЛИЦИИ И ЕЁ ПОЛНОМОЧИЯ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.


Милиция в РФ подразделяется на службу криминальной мили­ции и службу милиции общественной безопасности (местной мили­ции).

В своей деятельности милиция подчиняется МВД России, МВД входящих в РФ республик, а милиция общественной безопасности, кроме того, соответствующим местным представительным и испол­нительным органам.

Руководство милицией в России осуществляет министр внут­ренних дел РФ. Соответственно в республиках, входящих в состав РФ, руководство милицией осуществляют министры внутренних дел этих республик, которые назначаются и освобождаются от должности представительными органами республик по согласова­нию с Министром внутренних дел РФ.

В краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге милицией руководят начальники управлений (главных управлений) внутренних дел администраций краев, областей, автономных областей и округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, назначаемые министром внутренних дел РФ по согласованию и с последующим утверждением в соответствующих представительных органах[14].

В районах, городах, районах городов милицией руководят на­чальники отделов (управлений) внутренних дел администрации районных, городских, районных в городах представительных орга­нов власти. Назначаются они министрами внутренних дел респуб­лик, входящих в состав РФ, начальниками УВД, ГУВД краев, об­ластей, автономных областей и округов городов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию и с последующим утверждением на сессии соответствующих представительных органов.

На водном, воздушном и железнодорожном транспорте руково­дство милицией осуществляют соответствующие начальники управ­лений и отделов внутренних дел на транспорте МВД России без горизонтального подчинения и утверждения в должности[15].

Процесс децентрализации власти и управления обусловил выде­ление в составе ГО (РО) ВД милиции общественной безопасности (местной милиции), подчиненной кроме МВД России местным ис­полнительным органам, и одновременно — необходимость центра­лизации и объединения оперативных подразделений в единую фе­деральную службу криминальной милиции, подчиненную лишь по вертикали — МВД России.

По своему статусу служба криминальной милиции — правоох­ранительный орган, непосредственно и целенаправленно обеспечи­вающий с помощью гласных и негласных сил, средств и методов выявление и документирование преступной деятельности лиц, под­готавливающих или совершивших преступления против физических и юридических лиц, их имущественных и неимущественных прав и свобод или покушающихся на них.


§1. Криминальная милиция.


Служба криминальной милиции выполняет следующие функ­ции: обеспечивает раскрытие отнесенных законом к ее компетен­ции уголовных преступлений; по поручению органов предваритель­ного следствия осуществляет следственные и иные действия по со­биранию и проверке доказательств, а также задержание преступни­ков; ведет оперативно-профилактические и розыскные учеты; осу­ществляет розыск преступников, скрывшихся от следствия и суда, бежавших из-под стражи; оказывает содействие другим органам внутренних дел по делам, отнесенным к их компетенции; ведет ра­боту по предупреждению преступлений.

От других служб органов внутренних дел служба криминаль­ной милиции отличается тем, что ее деятельность в основном на­правлена на раскрытие тяжких преступлений, совершаемых тайно, с применением мер сокрытия их следов, а также на выявление и пресечение преступной деятельности организованных преступных групп.

Эти специфические признаки, с одной стороны, отличают крими­нальную милицию от других служб органов внутренних дел, а с другой — позволяют рассматривать ранее разграниченные службы уголовного розыска, борьбы с организованной преступностью и преступлениями в сфере экономики как единую систему, которая включает:

• федеральную криминальную милицию МВД Российской Федерации;

• криминальную милицию МВД республик, входящих в со­став России;

• подразделения федеральной криминальной милиции в УВД (ГУВД) края, области, ГО (РО) ВД;

• криминальную милицию муниципального органа внутрен­них дел.

В качестве основных служб на нижнем уровне (в соответствии с административно-территориальным делением) борьбу с преступно­стью обеспечивает территориальные подразделения криминальной милиции в тесном взаимодействии с милицией общественной безо­пасности (местной милицией), которые занимаются предупрежде­нием, пресечением и раскрытием процессуально закрепленного пе­речня преступлений.

В этой связи с этим организационная структура основных служб должна быть построена таким образом, чтобы любая информация о совершенном преступлении оперативно находила своего адресата, обеспечивая безотлагательность проведения и комплексность необ­ходимых оперативно-розыскных мероприятий для его раскрытия по «горячим следам».

Основные задачи криминальной милиции республиканского уровня:

• выявление и раскрытие отнесенных законом к ее компетен­ции уголовных преступлений;

• обеспечение защиты органов власти и управления (в том числе органов внутренних дел) от коррупции;

• розыск преступников;

• осуществление идентификационных мероприятий;

• проведение криминалистических экспертиз;

• координация и методическое обеспечение деятельности службы криминальной милиции и другие.

Структура криминальной милиции определяется исходя из выделяемой штатной численности, принципа приоритетных на­правлений и утверждается: на республиканском уровне — мини­стром внутренних дел; на территориальном — начальником ГУВД, УВД[16].


§2. Милиция общественной безопасности


Милиция общественной безопасности (местная милиция), — составной частью милиции России и входит в структуру МВД Рос­сийской Федерации, МВД республик в составе Российской Феде­рации, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Моск­вы и Санкт-Петербурга, Ленинградской области, управлений (отде­лов) внутренних дел на транспорте.

Правовую основу и принципы деятельности милиции общест­венной безопасности составляют:

• Закон РФ «О милиции»;

• Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. №926 «О подразделениях милиции общест­венной безопасности».

В состав милиции общественной безопасности входят:

1. Дежурные части, участковые уполномоченные милиции, изо­ляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц; специальные приемники для содержания лиц, аре­стованных в административном порядке;

2. Подразделения:

• патрульно-постовой службы милиции, в том числе отряды особого назначения (ОМОН), государственной инспекции безопасности дорожного движения, охраны объектов по до­говорам, охраны и конвоирования задержанных и аресто­ванных;

• лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; по исполнению ад­министративного законодательства по предупреждению пра­вонарушений несовершеннолетних; по раскрытию преступ­лений; по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно; специальные подразделения дознания и другие.

В соответствии с законодательством Российской Федерации ос­новные задачи милиции общественной безопасности включают:

• обеспечение личной безопасности граждан;

• охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

• предупреждение и пресечение преступлений и администра­тивных правонарушений;

• раскрытие преступлений по делам о преступлениях, по ко­торым производство предварительного следствия не обяза­тельно, и расследование преступлений в форме дознания;

• оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, органи­зациям и общественным объединениям.

На милицию общественной безопасности в полном объеме возло­жены обязанности, предусмотренные ст. 10 Закона РФ «О милиции», за исключением отнесенных законодательством РФ к компетенции криминальной милиции. Милиция общественной безопасности в своей деятельности подотчетна местным органам государственной власти и управления.

Организационно-методическое руководство отрядами милиции особого назначения (ОМОНом) возлагается на МВД России, а не­посредственное — на министров внутренних дел республик в составе РФ, начальников управлений (ГУВД, УВД, автономных округов, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области)[17].

В условиях крупных городов (на примере Москвы) необходимо рассмотреть деятельность муниципальной милиции. Муниципальная милиция — это милиция общественной безопасности (местная ми­лиция), содержащаяся за счет средств республиканского бюджета РФ, бюджетов республик в составе Российской Федерации, крае­вых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, го­родских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга.

Отдел муниципальной милиции административного округа — структурное подразделение Управления муниципальной милиции и в пределах своей компетенции несет ответственность за охрану об­щественного порядка и обеспечению безопасности граждан в наи­более криминогенных местах округа, которые определяются по за­явкам начальников управлений внутренних дел административных округов Москвы[18].

Отдел муниципальной милиции находится в двойном подчине­нии — у префекта административного округа по вопросам правопо­рядка и безопасности и управления муниципальной милиции, а также непосредственно у начальника УВД административного окру­га. Однако префект не вправе вмешиваться в уголовно-процес­суальную и административно-юридическую деятельность отдела муниципальной милиции.

Деятельность муниципальной милиции осуществляется в соот­ветствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав че­ловека, гласности, взаимодействия другими органами, обществен­ными объединениями, трудовыми коллективами и населением.

В своей деятельности муниципальная милиция руководствуется Конституцией РФ, законами Российской Федерации в том числе Законом РФ «О милиции», указами Президента РФ, постановле­ниями и распоряжениями Правительства РФ, распоряжениями мэ­ра и постановлениями правительства Москвы, приказами МВД России, ГУВД, актами соответствующих местных органов власти и управления административного округа изданными в пределах их компетенции.

Основные задачи муниципальной милиции:

• принятие неотложных мер для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержание причаст­ных к ним лиц;

• охрана общественного порядка, обеспечение личной и обще­ственной безопасности в наиболее криминогенных местах;

• участие в обеспечении безопасности дорожного движения;

• оказание в пределах своей компетенции помощи гражданам и администрации предприятий, учреждений, организаций в осуществлении их законных прав и интересов.

В соответствии с перечисленными задачами муниципальная ми­лиция:

• организует деятельность отделений и нарядов муниципаль­ной милиции по охране общественного порядка и обеспече­нию личной и общественной безопасности граждан в закре­пленных криминогенных местах округа;

• обеспечивает взаимодействие нарядов муниципальной ми­лиции с подразделениями территориальных органов внут­ренних дел;

• обеспечивает соблюдение законности в деятельности отде­лений и нарядов муниципальной милиции и проверку фак­тического исполнения ими постановлений и решений выс­ших и местных органов власти и управления и других управленческих актов;

• осуществляет подбор и расстановку, направление на обуче­ние и переподготовку личного состава отдела муниципаль­ной милиции;

• контролирует соблюдение правил хранения, сбережения и работы технических средств вооружения;

• организует участие нарядов в мероприятиях по охране обще­ственного порядка, проводимых совместно с УВД округа, а также по указанию префекта округа;

• организует работу по охране имущества на основе договоров с собственниками;

• организует своевременное и правильное рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб граждан, обсуждение в сред­ствах массовой информации вопросов, связанных с деятель­ностью нарядов муниципальной милиции;

• обеспечивает участие нарядов в мероприятиях по обеспече­нию правил дорожного движения.

Свои задачи муниципальная милиция выполняет в тесном взаимодействии с подразделениями органов внутренних дел.

Отдел муниципальной милиции административного округа, воз­главляет начальник, который назначается и освобождается от должности начальником ГУВД по представлению управления му­ниципальной милиции и по согласованию с префектом округа.

Начальник отдела муниципальной милиции имеет заместителей, количество должностей и порядок их назначения определяется управлением муниципальной милиции совместно с РУВД.

Надзор за деятельностью отдела муниципальной милиции осу­ществляют органы прокуратуры.

ГЛАВА IV. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Компетенция органов государственной власти в сфере внут­ренних дел слагается из объема их полномочий в рассматривае­мой сфере.

Федеральные органы представительной и исполнительной власти осуществляют общее руководство в сфере внутренних дел. Они определяют основные направления федеральной политики в сфере внутренних дел России.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации -обеспечивает законодательное регулирование отношений в сфере внутренних дел так же, как и в других сферах жизнедеятельности на всей территории России; осуществляет законодательное регу­лирование организации управления внутренними делами, консти­туционные права, свободы и обязанности граждан, другие отно­шения, регулирование которых согласно Конституции Россий­ской Федерации относится к компетенции России, устанавливает общие принципы, основы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере внутренних дел, решает другие вопросы, отнесенные к ведению России.

Президент Российской Федерации издает указы по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью; при обстоятельствах и в порядке, предусмотрен­ных федеральным конституционным законом, вводит на террито­рии Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрез­вычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; назначает на долж­ность федерального министра внутренних дел и освобождает его от должности; принимает также другие меры, направленные на укрепление правопорядка и общественной безопасности[19].

Правительство Российской Федерации участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства. На основе и во исполнение законов, указов Президента России и иных актов Федерального Собрания и Президента издает постановления и распоряжения по вопросам управления в сфере внутренних дел и проверяет их исполнение; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и об­щественного порядка, обеспечению общественной безопасности, борьбе с преступностью; объединяет и направляет работу органов исполнительной власти в сфере внутренних дел и др.[20]

Важными полномочиями в сфере внутренних дел обладают представительные и исполнительные органы государственной вла­сти субъектов Российской Федерации. Они принимают соответст­вующие законы, указы, постановления, распоряжения, в которых детализируются и конкретизируются принципиальные положения федеральных законодательных и иных нормативных актов России применительно к конкретным территориальным и иным особен­ностям соответствующего субъекта Российской Федерации; при­нимают нормативные акты, необходимые для регулирования во­просов управления внутренними делами республиканского, крае­вого, областного, городского, окружного значения. Представи­тельные органы субъектов Российской Федерации принимают законы и иные правовые нормативные акты по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасно­сти на соответствующей территории.. Правительства республик, администрации (правительства) краев, областей, городов феде­рального значения, округов осуществляют меры по защите и обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан на со­ответствующей территории субъекта Российской Федерации, осуществляют меры по защит? интересов государства и общест­венной безопасности. Они издают соответствующие нормативные акты, осуществляют руководство и контроль за деятельностью органов внутренних дел, оказывая им всемерную помощь, органи­зуют борьбу со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями и др.

Органы представительной и исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации наделены полномочиями по форми­рованию органов, осуществляющих управление в сфере внутрен­них дел. Они образуют министерства внутренних дел республик, управления (главные управления) внутренних дел краев, облас­тей, городов федерального значения, автономных округов, город­ские и районные органы внутренних дел (управления, отделы)[21]. На основе двойного подчинения органов внутренних дел прави­тельство (администрация) субъекта Федерации направляет дея­тельность подчиненных им органов внутренних дел и координи­рует их работу с другими государственными органами и общест­венными формированиями, участвующими в охране правопоряд­ка; рассматривают вопросы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и принимают по ним правовые акты; ставят перед органами внутренних дел задачи, координируют планы работы органов внутренних дел, направля­ют работу органов внутренних дел по подбору и обучению кадров органов внутренних дел, создают им необходимые материальные условия для работы и улучшают жилищно-бытовые условия со­трудников органов внутренних дел; утверждают штаты крими­нальной милиции и милиции общественной безопасности, фи­нансируемых за счет средств бюджета субъекта Федерации.

Органы представительной и исполнительной власти субъек­тов Федерации создают комитеты (комиссии) по законности. К их ведению относится образование иных структур и формирова­ний, действующих в правоохранительной сфере.

Компетенция органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере внутренних дел определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, консти­туциями, законами республик, уставами, законами и иными пра­вовыми актами краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Акты субъектов Феде­рации должны соответствовать положениям Конституции Россий­ской Федерации, закрепившим в качестве основы конституцион­ного строя Российской Федерации федеративное устройство Рос­сии, основанное на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов веде­ния и полномочий между федеральными органами государствен­ной власти и органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации.


§1. Полномочия органов местного самоуправления в сфере

внутренних дел.

К числу функций, реализуемых органами местного само­управления, относятся, в частности, охрана общественного по­рядка и обеспечение общественной безопасности. В муниципаль­ных образованиях (городах, районах и др.) действует милиция, которая, являясь составной частью российской милиции, функ­ционирует в качестве самостоятельного структурного звена в сис­теме соответствующих отделов (управлений) внутренних дел. Ор­ганы местного самоуправления за счет собственных и привлечен­ных средств могут создавать и содержать муниципальные органы охраны общественного порядка. Органы местного самоуправления обеспечивают необходимые условия для эффективного функцио­нирования подразделений милиции в целях обеспечения право­порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, своевременного реагирования на изменения кримино­генной обстановки.

Милиция общественной безопасности находится в подчине­нии руководителей органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Органы местного самоуправления принимают меры по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасно­сти в связи с проведением массовых мероприятий — митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, крупных спортивных и других массовых публичных мероприятий.

При возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизо­отии, пожаров, массовых нарушений общественного порядка ор­ганы местного самоуправления принимают меры по спасению и охране жизни людей, защите их здоровья и имущества.

При органах местного самоуправления состоят комиссии: по делам несовершеннолетних и защите их прав; наблюдательная и др. Указанные комиссии участвуют в обеспечении общественного порядка и законности на территории муниципального образова­ния. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривает и разрешает дела, связанные с правонарушениями, которые совершаются подростками. Наблюдательная комиссия выполняет функции общественного контроля за соблюдением законности в местах лишения свободы, рассматривает вопросы, связанные с социальной поддержкой лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Органы местного самоуправления и должностные лица мест­ного самоуправления в пределах своих полномочий содействуют судебным органам, прокуратуре и органам юстиции в реализации возложенных на них правоохранительных задач и функций; взаи­модействуют с налоговой полицией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Милиция, как орган исполнительной власти, обязанный в пределах своей компетенции обеспечивать прочный правопорядок, призвана обнаруживать правонарушения, квалифицировать их и собирать доказательства, определяющие, в конечном счете виновность или невиновность лиц, совершивших те или иные правонарушения. Именно милиция применительно к массе выявленных правонарушений осуществляет правоприменительный процесс, который завершается либо должностными лицами милиции, либо в суде, куда направляются материалы проверок или уголовные дела. Поэтому в плане этики сотрудник милиции должен четко разделять категории добра и зла с точки зрения действующего законодательства.

Проблематика курсовой работы заключается в том, что правовая основа организации и деятельности органов внутренних дел формировалась при отсутствии целостной концепции. Нормативные акты нередко дублировали, противоречили не только друг другу, но и здравому смыслу. При этом многие острые вопросы оставались вне сферы юридического опосредования. Существовавшая организационно-правовая модель органов внутренних дел несла в себе, а зачастую и несёт, но может быть в меньшей степени, оттенок административно-командной системы управления обществом, что не отвечало задачам формирования России как правового государства.

Закон "О милиции" закрепил общечеловеческие ценности в качестве принципов деятельности милиции. В соответствии с международными правовыми нормами закон устанавливает, в частности, что милиция защищает человека независимо от его гражданства, политических убеждений, национальной принадлежности и иных обстоятельств. На мой взгляд, а, также учитывая рассматриваемый вопрос, это отражено в статье 2 раздела I, где сказано, что "Задачами милиции являются: …защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов …". То обстоятельство, что ранее такая задача текстуально не ставилась, не следует расценивать как недосмотр законодателя. Задача защиты собственности охватывалась и охватывается другими милицейскими задачами. Действительно, собственность является одним из объектов, защищаемых милицией в рамках решения задач предупреждения, пресечения и раскрытия соответствующих противоправных деяний, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, оказания помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

С учётом сказанного можно сделать вывод, что при составлении Закона "О милиции" законодатель отверг вносившиеся предложения о возложении на милицию задачи обслуживания населения и избрал более правильную формулировку - оказание помощи. Этот термин не только подчёркивает гуманистический характер деятельности милиции, но и не позволяет усомниться в том, что в данном случае она, помощь, носит свободный, непринудительный и некоммерческий характер. Восприятие этой идеи российским законодателем не убеждает вместе с тем в справедливости мнения, согласно которому милиция из преимущественно юрисдикционного, карательного органа будто бы становится "государственной службой правоохранительной помощи". Помощь предполагает чётко выраженную просьбу о ней, а большая часть работы милиции имеет публичный характер и осуществляется при отсутствии, а то и вопреки желанию тех или иных субъектов. Реальная практическая помощь заключается в отсутствующем на сегодня чётком законодательном определении случаев и форм оказания милицией помощи гражданам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                Конституция РФ – М.: «ТАНДЕМ»., изд. ЭКМОС - 2000г., - 48 с.

2.                Кодекс РФ об административных правонарушениях – М.: ЮРАЙТ – М, 2002г., - 251 с.

3.                Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г.)

4.                Указ президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039 «Об утверждении Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями от 6 сентября 1997 г., 24 апреля, 27 мая, 20 октября 1998г, 1 декабря 1999г., 13 января 2001г.)

5.                Административная деятельность органов внутренних дел / В.Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2003. – 222 с.

6.                Административная деятельность органов внутренних дел / Под ред. А.П. Коренева. – М.: Московский университет МВД России, издательство «Щит и М», 2002. – 309 с.

7.                Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Учебник / Под ред. А.П. Коренева. – М.: МЮИ МВД России, издательство «Щит и М», 1997. – 335 с.

8.                Административное право: уч. /под ред. Ю.М. Козлова., Л.Л. Попова., - М.: ЮРИСТЪ., 2001г., - 728 с.

9.                Алферов В. А., Статкус В. Ф. и др. "Органы предварительного следствия в системе МВД России: Учебное пособие: история, современное состояние и перспективы" – М.: Спарк, 2000. – 502 с.

10.            Громов Н. А., Францифоров Ю. В. "Правоприменительная деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и судов. Основные начала: Учебное пособие для вузов" – М.: Приор, 2000. – 233 с.

11.            Ефим Бершин. Статья. Мертвый хватает живого. Время МН, № 71, 20 апреля 2002 г.

12.            Постатейный комментарий к закону Российской Федерации «О милиции»: Изложение Закона в схемах; Комментарий изменений и дополнений, внесенных в новую редакцию Закона // Под ред. Маршунова М.Н. – М.: Герда, 2001. – 218 с.

13.            Соловей Ю. П., Черников В. В. "Комментарий к Федеральному закону РФ "О милиции"" – М.: Проспект, 2000. – 397 с.

14.            Улучшение взаимоотношения граждан и милиции: доступ к правосудию и система выявления, регистрации и учета преступлений. Научный доклад. // К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, Л.В. Кондратюк. – М.: Открытое общество, 2001. – 497 с.



[1] Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции"

[2] Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступ­ным путем, образован Комитет РФ по финансовому мониторингу в качестве федерального органа исполнительной власти, в новой форме, не предусмот­ренной Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 2000.


[3] Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера­ции. Учебник. - М.:  2002

[4] Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. - М.: Изд-во БЕК, 1997 с.985


[5] Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. - М.: БЕК, 1999. –  С.67.

[6] Положение о Территориальном управлении Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Утв. приказом Министерства от 17 ноября 1999 г. // Российская газета. 2000.

[7] Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. – С. 59.

[8] Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера­ции. Учебник. - М.:  2002. – С. 167.

[9] Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2002. – Ст. 1002.

[10] Положение о Полномочном представительстве Правительства РФ в Федеральном Собрании РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 20 марта 1997 г. // Российская газета. 1997.

[11] Положения о Комиссии Правительства РФ по оперативным воп­росам, утв. постановлением Правительства РФ от 9 июня 1997 г. // Россий­ская газета. 1997.


[12] Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Учебник / Под ред. А.П. Коренева. – М.: МЮИ МВД России, издательство «Щит и М», 1997. – 335 с.

[13] Алферов В. А., Статкус В. Ф. и др. "Органы предварительного следствия в системе МВД России: Учебное пособие: история, современное состояние и перспективы" – М.: Спарк, 2000. – С.203.

[14] Административная деятельность органов внутренних дел / В.Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2003. – С. 30.


[15] Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции"

[16] Административная деятельность органов внутренних дел / В.Я. Кикотя. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2003. – С. 56.


[17] Постановление Правительства  Российской  Федерации от 7 декабря  2000 г. № 926. «О подразделениях милиции общественной безопасности» // СЗ РФ. — 2000. - №50. - Ст. 4905.

[18] Постановление Правительства г. Москвы от 7 апреля 1992 г. № 176 «Об утвер­ждении Положения об отделе муниципальной милиции административного ок­руга».

[19] Кодекс РФ об административных правонарушениях – М.: ЮРАЙТ –М, 2002г., - С. 35.

[20] См.: Федеральный Конституционный закон «О Правительстве Россий­ской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации 1997, № 51, ст.5712; 1998, № 1, ст.1.

[21] Административное право: уч. /под ред. Ю.М. Козлова., Л.Л. Попова., - М.: ЮРИСТЪ., 2001г., - С. 56.


Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.