реферат, рефераты скачать
 

Может ли музыка остановить танки


Может ли музыка остановить танки














Может ли музыка остановить танки



Введение


Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне – выдающееся событие в жизни страны и летописи всего человечества. В этом году мы празднуем шестидесятилетие этой великой победы. Мы часто обращаемся к истории Великой Отечественной войны, стремимся полнее представить себе, как ковалась победа, какие внутренние силы и источники привели к победоносному исходу вооруженной борьбы с фашизмом.

Среди этих многочисленных источников я хочу выделить роль искусства, в частности музыкальной культуры.

Великая освободительная война родила прекрасные, вдохновенные мелодии, выразившие несгибаемый дух советского народа. Сражающийся народ, отдавший все свои силы на разгром врага, неуклонно продолжал развивать свою культуру, науку, умножать свои духовные богатства. Великая отечественная война превзошла все прошлые войны не только по масштабам сражений и тяжести испытаний, но и по тому духовному подъему, который пережил народ.

Четыре долгих года бушевали грозы Великой Отечественной войны.

Весь советский народ поднялся на борьбу с гитлеровскими полчищами и спас человечество от фашистского мракобесия.

В общем строю борьбы или в ту суровую пору и музыканты, вдохновляя людей на фронте и в тылу, приближали светлый день Победы. В первые же июньские дни зазвучала «Священная война» А. Александрова и В. Лебедева-Кумача, а вслед за ней родились многие прекрасные мелодии, и по сей день близкие сердцу каждого советского человека.

Музыкальный голос нашего героического народа звучал тогда не только в песне. По горячим следам грандиозных сражений создавались и монументальные сочинения, вошедшие с тех пор не только в летопись Великой Отечественной войны, но и в художественную историю ХХ века. Достаточно вспомнить Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, рождавшуюся в осажденном Ленинграде.

В те военные годы композиторы работали с особенным вдохновением и чувством ответственности. Никакие трудности их не смущали.

«Никто не забыт и ничто не забыто» – эта ставшая привычной фраза не теряет своей истинности от частого повторения. Не забыт и подвиг композиторов наших, чья муза была слышна на весь мир и в грохоте пушек. Она звала к победе сил добра и гуманизма к справедливому миру на планете. Эти благородные идеи и сегодня начертаны на знамени советской музыки.

Широким и взволнованным был отклик советских композиторов на трагические и героические события современности. Огромное развитие получило наиболее доступное и массовое песенное творчество. Песня помогала переносить военные тяготы, вселяя бодрость, призывала к победе. С величайшей силой, с болью и гневом отразило трагические события и вместе с тем глубокую веру в торжество победы симфоническое и камерное творчество.

Прав был Д. Шостакович, когда писал: «Однажды (после войны) я услышал в разговоре поразившую меня фразу: «Никакая симфония не остановит танк, никакая песня не прервет полет бомбардировщика с бомбами». Фраза эта громкая, но глубоко не верная по существу».

В действующую армию приезжало множество актерских, концертных бригад. Выступления артистов помогали борьбе, они были необходимы солдатам. Искусство, очищающее души и укрепляющее силы, было частью той жизни, за которую боролись советские люди, было частью Родины.

В одном из очерков В. Катаева молодой боец после такого концерта сказал Л. Руслановой: «Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Спой еще!»

Работа музыкантов была напряженной и самоотверженной. Да и не могло быть иначе. Они боролись с врагом как творцы и как солдаты. Многие из них погибли. В одной лишь Московской консерватории на мраморной мемориальной доске запечатлены десятки дорогих имен…

Всего за годы войны на фронте выступили 451 тысяча артистов и прозвучали более 400 тысяч концертов.




1. Песни военных лет


В суровое военное время, в годы Великой Отечественной войны советская массовая песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердце каждого советского человека.

Много замечательных песен звучало в эти годы. Среди них особенно выделяется песня А.В. Александрова на слова В. Лебедева – кумача «Священная война», проникнутая мужественной решимостью народа отстоять Родину от «фашистской подлой нечисти». Песня была создана в первые дни жестоких сражений с врагом и, по меткому выражению одного советского музыковеда, явилось своего рода, «музыкальной эмблемой Отечественной войны».

Текст этой могучей и грозной песни был впервые опубликован в «Известиях», 24 июня 1941 года. В тот же день руководитель краснознаменного ансамбля композитор А.В. Александров написал музыку песни. А на следующий день ее разучила оставшаяся в Москве небольшая группа ансамбля. Премьера песни «Священная война» состоялась на Белорусском вокзале.

по просьбе слушателей эта песня звучала еще и еще раз. Она была полна внутренней энергии и огромной силы. Она укрепляла уверенность в будущей победе и звала к борьбе. Песня «Священная война» с большой силой выразила и в музыке и в словах то состояние, которое испытывал наш народ в начале войны: здесь ярко переданы и ощущения страшной опасности, нависшей над нашей Родиной, и горечи вынужденного отступления, и ненависти к фашизму, и глубокая вера в победу над врагом.

Так начался славный путь этой песни. Сохранился черновик неопубликованной статьи Александрова «как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война». Александр Васильевич писал: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу советскую Родину вызвало во мне, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева и мести. Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие… «Священная война» вошла в быт армии и всего народа, как гимн мести и проклятия гитлеризму. Когда группа Краснознаменного ансамбля выступала на вокзалах и других местах перед бойцами, уходившими на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением, и не только бойцы, но и мы, исполнители, нередко плакали». «Священная война» пелась и далеко от фронта, в глубоком тылу там, где ковалось боевое оружие, формировались пополнения. Она звучала и по ту сторону фронта, поднимая силы заключенных в фашистских лагерях смерти. «Священная война» – песня – гимн. В ее тексте еще не могло быть конкретных примет и подробностей начавшейся войны. Но прекрасно передано другое – значительность происходящих событий, серьезность и историческое величие того момента, когда весь народ встает на бой. Эта песня помогала громить врага. Она донесет нашим потомкам пафос и величие суровых дней Великой Отечественной войны.

Во время война на фронте возникла острая потребность в лирической, задушевной песне. Бойцы, сражавшиеся за честь и свободу Родины, не могли не думать о родном доме, где они оставили родителей, детей, любимую.… К числу лучших лирических фронтовых песен относится патриотическая песня «Вечер на рейде» В.Н. Соловьева – Седого. Вот как вспоминает он о рождении этой песни: «В августе 1941 года пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, кажется лишь, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой–то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. У меня возникла мысль написать песню об этом чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой». Композитор тут же сам придумал первые слова припева: «Прощай, любимый город». И только когда музыка была готова, поэт А. Чуркин написал полный текст. Любопытно, что поначалу даже друзья были удивлены, казалось бы, неуместной лиричностью песни, ее спокойствием. Автор не сразу решился вынести свое детище на суд широких масс. Но, сыграв ее однажды бойцам в землянке на калининском фронте, он по его собственным словам, «почувствовал, что песня дошла до сердца и имеет право на жизнь». На очень долгую жизнь – добавим мы сегодня.

Зимой 1941–1942 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня


Бьется в тесной печурке огонь

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.


Слова и мотив песни передавались из уст в уста и опережали весть об ее авторах. Песня приходила к солдатам безымянной, и ее окружали легендами – рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой. Позднее выяснилось, что слова «Землянки» принадлежат поэту А. Сурикову, музыка – композитору К. Листову. Но в том, что говорили о песне, одно оказалось совершенно верным: она действительно родилась «в белоснежных полях под Москвой» во время оборонительных сражений за столицу.

На фронтах Отечественной войны «Землянку» пели по-разному: ее текст приобретал десятки вариантов. Были сложены и многочисленные песни – «ответы» на это «музыкальное письмо с фронта». Так «Землянка», подобно другим лучшим песням советских композиторов стала, по существу, народной песней того времени.

А. Кабалевский пишет немало в годы войны детских песен. Широко известную песню «Четверка дружная ребят» Дмитрий Борисович написал в творческом содружестве с С. Маршаком в начале войны, в 1941 году. История ее создания такова. По телефону поэт прочитал Кабалевскому первый куплет. Стихи Маршака сразу же привлекли композитора. На другой день, когда поэт хотел прочитать новые куплеты, песня была уже готова! И автору слов и композитору удалось передать серьезное отношение советских ребят к военным событиям. Песня призывала детей помочь взрослым в их трудной борьбе.

Особая глава в песенной летописи Великой Отечественной войны – песни о партизанах. Народные мстители боролись против врага в необычной обстановке – в дремучих лесах, среди непроходимых болот… Здесь редко бывали условия для движения в строю с песней. Поэтому посвящались партизанам большей частью песни не походные, не маршевые, а протяжные, повествовательные или же лирические. И еще одна особенность отличает эти песни. Партизанские отряды действовали в сельских местностях, многие партизаны были в недавнем прошлом колхозниками. И естественно, что композиторы стремились в своих партизанских песнях приблизиться к народной крестьянской песенности. Эта задача оказалась особенно по сердцу Владимиру Захарову – композитору, который еще за десять лет до войны возглавил Государственный русский народный хор имени М.Е. Пятницкого. В 30-х годах В. Захаров написал ряд песен в народном складе о новой колхозной девушке и ее людях. И вот теперь, во время войны композитор решил показать своих героев в новой обстановке – создать песню о партизанах. Мысль об этом зародилась у В. Захарова в начале 1942 года. С предложением написать слова для песни он обратился к своему постоянному соавтору – М. Исаковскому.

В письме к поэту, перечисляя, какие песни нужны хору имени Пятницкого для новой программы, В. Захаров назвал и партизанскую. «Этой песни нам не хватает чрезвычайно» – писал он. Через несколько недель Исаковский отослал Захарову текст песни. Мне кажется, – писал он композитору, – что мотив должен быть мягкий, очень певучий, но не грустный. Захаров с увлечением принялся за работу. «Песня должна быть такая, чтобы ее хотелось петь самим партизанам, – отметил он на полях текста. – Песня должна быть очень широкая, русская». И вот, четвертого октября 1942 года в Москве хор впервые исполнил «Ой, туманы мои, растуманы».


За великие наши печали,

За горячую нашу слезу.


Песня звучала как молитва, как клятва, как надежда.

«Ой, туманы мои, растуманы» – один из самых замечательных памятников песенного творчества военных лет. Ни в одной другой песне не рассказано так любовно и вдохновенно о советских партизанах, и не воплощены с подобной глубиной великие печали народа, из которых вырастает решимость отомстить врагу.

В грозные годы войны люди особенно полюбили песню, сроднились с ней, как с лучшим другом. Среди новых песен, подхваченных народом, были и написанные Б. Терентьевым, в большинстве посвященные героическим морякам. Связанные с традициями матросских песен, искренние и задушевные по характеру, они быстро распространились на севере, а затем и повсюду. Б. Терентьева по праву назвали флотским композитором. Создавая песни о флоте, Б. Терентьев не забывал и об армии – он писал о танкистах, летчиках, пограничниках. Песня «Это в бой идут матросы» – настоящая, боевая песня, написанная в разгар войны, рассказывающая о том, что было реальностью и для ее героев, и для самого композитора. Отсюда убедительность и впечатляющая сила песни, сразу нашедшей отклик у моряков, да и не только у них. Песня стала выражением отваги и героической решимости.

Когда немцы напали на нашу страну, повсеместно было введено затмение. На улицах ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывали шторами и листами черной бумаги. И вдруг на фронт прилетела песня «Огонек». Это было в тяжелую пору. Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела эта картина: уходит боец на позиции, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар. Вражеские самолеты не найдут цели. Поэтический образ огонька в окошке превратился в огромный символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет!

Песня неразрывной связью скрепила фронт и тыл.

Когда говорят и пишут историки, что страна наша была не готова к войне, я думаю, что это утверждение слишком категорично и однозначно. На самом деле все было гораздо сложнее. Подтверждают это стихи и песни, созданные между 30 – ми и 40 – ми годами. Они предупреждали об опасности. Песен было много и маршевых и лирических, говоривших о возможности вражеского вторжения. Пришла война, для всей земли – вторая мировая, для нас – Великая Отечественная, и грохот орудий заглушил эти песни. Не потому, что «когда говорят пушки, музы молчат», – утверждение, соответствующее нашему времени, а по простой причине: сбывшиеся предупреждения и прорицания уже не нужны. Нельзя петь «если завтра война», коль она уже идет сегодня.

Можно смело сказать, что оборонная тема во второй половине 30-х годов вышла на передний край творчества поэта – песенника. Она зародилась еще в «Марше веселых ребят», она прозвучала в «Песне о Родине», не только в них самих всенародно признанных песнях, но и во многих других.

Знаменитая «Катюша», стала песней, которая будучи написанной еще до войны, не потеряла своей актуальности, а приобрела другой смысл. «Катюша» песня о верности пограничника и любви к пограничнику, написанная поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером в те времена, когда пограничная служба была предметом всеобщего внимания. И к границам были устремлены тревожные взгляды старшего и молодого поколения. На Дальнем востоке японские милитаристы выставили против нас пограничные гарнизоны. К моменту создания песни «Катюша» прошло почти два десятилетия после гражданской войны, но пограничники словно остались на линии фронта. Так держали они бессменную вахту, чтобы 22 июня на западе первыми принять на себя удар бронированной орды Гитлера. Мысль о пограничниках, думы о них, не обходившие никого, оказались сконцентрированными в песне «Катюша», написанной двумя совсем-совсем штатскими, очень мирными людьми. И лирическая песня, почти песенка, запелась в народе не легко и буднично, а с каким-то глубоким и тревожным чувством. Кто бы мог подумать, что, выйдя из песни, зазвучит это имя – Катюша, так грозно, станет воином? Очень простые слова песни в годы войны приобрели могучую весомость и значимость.

Однажды в прифронтовом лесу появились страшные грузовики с какими то высокими, косо поставленным сооружением в кузове, плотно, без щелей, укрытым брезентовым чехлом. Машины находились под усиленной охраной.

Настал час, когда исход боя висел на волоске. И тогда на позицию выкатились таинственные машины. Их экипажи быстро сняли брезенты. Под ними оказались косые рамы с рядом длинных и острых снарядов. Раздался залп. В стан врага помчались, чертя траекторию, огненные стрелы. С быстротой их полета распространилась по фронту их слава – слава реактивных снарядов советского изобретения (см. прил. №1). В первые же дни своего пребывания на фронте они получили, кроме своего технического наименования, сердечное, дорогое имя – Катюша.

Почему их так назвали? Солдат всегда ищет слова, соответствующие его вере в победу. Катюша была таким именем, таким словом. А может быть, первый, увиденный залп РС, наблюдал, как машины вышли на крутой берег, и чисто зрительное восприятие послужило толчком для образа:


Выходила на берег Катюша…


Это имя, взятое из песни, оказалось настолько подходящим, что и военные, приученные к точности терминологии, вскоре стали называть свое оружие только «Катюшами». Больше того – вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша». А в сердце народа, завоевавшего победу, осталась тихая и нежная, лирическая песня Исаковского и Блантера о любви и верности.

Песни Великой Отечественной войны были написаны в те годы, когда решалась судьба не только нашей Родины, но и всего человечества, всей мировой культуры, которую надо было отстоять в долгой и напряженной борьбе с фашизмом.

Никогда не забудет суровое военное время наш народ, никогда не забудет он, и лучшие песни того времени.


2. Классическая музыка в годы войны


Война резко изменила всю музыкальную жизнь страны. Многие театры, музыкальные коллективы, учебные заведения были эвакуированы в тыл, где они напряженно работали. Интенсивной была творческая деятельность композиторов, оказавшихся в эвакуации. Регулярно транслировалась по радио их музыка. Наряду с песнями это были симфонии и оперы. Уже одно их перечисление в статье Г. Казакова говорит о том, как много охватывалось жанров: «Только за один 1942 год, особенно тяжелый для страны, московское радиовещание передало 447 новых произведений советских композиторов».

Великая Отечественная война – «историческая схватка… между разумом и мракобесием, между культурой и варварством, между светом и тьмой», – как писал Шостакович (см. прил. №2, №3) в статье в «Правде», где он рассказывал о своей Седьмой симфонии. Это великое произведение создано в июле – декабре 1941 года.

Оно о простых советских людях, мужественных и прекрасных, крепких сердцем и могучих духом, о великом советском народе, о нашей жизни, полной героического пафоса борьбы с немецкими фашистскими варварами, повествует Седьмая симфония Шостаковича, созданная им в дни Отечественной войны.

Это – одно из значительнейших произведений мировой музыкальной литературы. Седьмая симфония Шостаковича – это вдохновенная поэма. В ней автор с большой художественной силой выразил мысли и чувства советского народа. Симфония рассказывает о грозных потрясениях, охвативших весь мир, все человечество. Рожденная великим чувством патриотической любви к Родине и жгучей ненависти к ее врагам, она раскрывает правду сегодняшней нашей жизни, ту правду, во имя которой борется, приносит жертвы и побеждает советский народ.

Не только в симфонии, но и в речи Д. Шостаковича, произнесенной по ленинградскому радио, прозвучало нечто несоизмеримо большее, чем просто музыка или слова: «Час тому назад я закончил вторую часть своего нового симфонического произведения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать его Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? Я сообщаю об этом для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего народа идет нормально. Все мы несем свою боевую вахту… Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать…»

Сам Д. Шостакович в то время не только сочинял. Он преподавал в консерватории, выступал в концертах, руководил театром народного ополчения, дежурил на крыше консерватории вместе с другими участниками пожарной дружины, подобно сотням ленинградцев, он рыл противотанковые окопы. Но самым высоким его подвигом была симфония, посвященная городу Ленинграду. В ней любовь к Родине и вера в свой народ, в ней та, всепобеждающая, нравственная стойкость, без которой любая военная техника оказывается несостоятельной. В грандиозной четырехчастной Седьмой симфонии публицистический пафос Д. Шостаковича особенно подчеркнут в первой части. Музыка ее врезается в память с одного раза, раз и навсегда.

Алексей Толстой назвал музыку знаменитого эпизода фашистского нашествия, из первой части, «пляской ученых крыс под дудку крысолова». Бесспорно то, что в теме фашистского нашествия есть сходство со зловещей карикатурой. Композитор обнажил и сатирически заострил черты педантичности, тупой ограниченности и автоматической дисциплины, воспитания у гитлеровских солдат, которым не полагалось рассуждать, и надо было слепо повиноваться фюреру.

Мужественное сопротивление соседствует здесь с эпизодом скорби, монологом – плачем, который сам композитор назвал «реквием жертвам войны». Образам нашествия в симфонии противопоставлены картины мира и непреклонное мужество борьбы. Одно из редких свойств таланта Шостаковича – его способность передать в музыке великую скорбь, слитую с великой силой протеста против зла.

Появляющийся в IV части траурный эпизод, вызывает чувство мужественной скорби. По силе своего эмоционального воздействия и по необычайной духовной чистоте, этот эпизод может быть сравним лишь с таким величайшим творением, как траурный марш из «Героической симфонии Бетховена».

О трудностях и жертвах на пути к победе, о том, что эта победа во всей ее справедливости и величии неминуемо придет, рассказывают заключительные страницы симфонии. Последние такты симфонии возвещают о радости победы.

Это произведение, быть может – высшее в истории свидетельство того, как искусство служит людям, становится актуальным и активным, не теряя при этом своей художественной значимости и силы философского обобщения. Вот почему и до сих пор справедливы слова первого исполнителя симфонии, дирижера С. Самосуда: «Седьмая симфония Шостаковича важна для нас не только как выдающееся произведение последнего полувека. Значение симфонии в ее глубоком политическом звучании. В тот момент, когда весь мир повержен в пучину небывалого катаклизма, – в этот момент именно в советской стране появляется такой Эльбрус музыкального творчества, как Седьмая симфония».

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.